Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ'

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
358
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / COMMUNICATIVE QUALITIES / PERSONALITY TRAITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поправко И.В., Бадалян Ю.В.

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению коммуникативных качеств личности. Описаны их содержательные характеристики и структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE STUDY OF PERSONALITY COMMUNICATIVE QUALITIES

The article discusses theoretical approaches to the study of the communicative qualities of the individual. Their informative characteristics and structural components are described.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ»

постановлением администрации Вятскополянского района от 28.10.2013 №814.

3. Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. Монография. Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации - М.: Армпресс. - 2006. - С. 69.

4. Полищук И.А. Диагностика гражданско - патриотического воспитания школьников. /Теория и практика общественного развития. - Выпуск №1. -2013.- С. 23.

УДК 159.9.07

Поправко И.В. студент магистратуры Бадалян Ю. В., к. психол. н.

доцент

Амурский государственный университет

Россия, г. Благовещенск К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ

ЛИЧНОСТИ

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению коммуникативных качеств личности. Описаны их содержательные характеристики и структурные компоненты.

Ключевые слова: коммуникативные качества, личностные особенности.

Popravko I. V. Master student Amur State University Russia, Blagoveshchensk Badalyan U. V.

Candidat of psychological sciences, associate professor

Amur State University Russia, Blagoveshchensk TO THE QUESTION OF THE STUDY OF PERSONALITY COMMUNICATIVE QUALITIES

Annotation: The article discusses theoretical approaches to the study of the communicative qualities of the individual. Their informative characteristics and structural components are described.

Keywords: communicative qualities, personality traits.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который появляется в результате совместной деятельности. В результате общения участники обмениваются информацией, действиями, поступками, а также воспринимают друг друга.

Общение - это форма проявления общественных отношений в реальной жизни человека на личностном уровне, их персонифицированное выражение. Продуктивность общения в немалой степени связана с таким субъективным фактором, как личность: ее установками и характерологическими особенностями. По мнению психолога и социолога Маргариты Исидоровны Бобневой, личность формируется в конкретных взаимодействиях с внешним миром, в обществе. Поэтому развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, которые и обеспечивают ее социальную адекватность.

Во время межличностного общения, люди активно взаимодействуют друг с другом. При этом каждому из оппонентов присущи свои эмоциональные, волевые и другие качества.

Исследователи выделили в психологии такие психологические качества личности, которые рассматривали с точки зрения способностей человека.

Например, автор одной из научных работ Татьяна Юрьевна Осипова в качестве основы «коммуникативных способностей» называет единство коммуникативных навыков и умений, потребность любого человека в общении и хорошем самочувствии. А доктор психологических наук Валерий Иванович Кабрин определил коммуникативный подход как объединение теории и практики общения людей, где основная цель — самореализация на основе собственных представлений о коммуникативной природе и их духовной жизни.

Постепенно в результате изучения и исследований для характеристики успешности общения, в обиход вошли такие термины и понятия как: «коммуникативные качества личности», «коммуникативные способности», «коммуникативный потенциал личности», «коммуникативное ядро личности» и т.д. С помощью этих понятий измеряли и характеризовали тот или иной уровень взаимодействия человека с другими людьми.

Доктор психологических наук Александр Валерьевич Зобков называет коммуникативными качествами личности те, которые определяют отношение человека к другим людям. Ирина Николаевна Нестерова говорит о «коммуникативном потенциале» личности, как о наборе качеств, которые могут как ускорить, так и затруднить общение.

Если подвести итог и обобщить исследования и наработки в этой сфере, то можно сделать вывод, что «коммуникативные качества» человека — это все качества, которые описывают его как субъекта и объекта общения можно отнести к коммуникативным. К таким качествам можно отнести толерантность, агрессивность, уровень доброжелательности и эмпатии.

Выбор именно этих качеств человека не случаен. Отношения между людьми в обществе, кроме природных инстинктов, регулируют условия законы социальной жизни. В современном мире они прописаны в виде жестких предписаний и правил, нравственных норм. На первый план в общении между людьми выходят общечеловеческие моральные нормы и ценности. Во время общения человек может самовыразиться, высказать свою

точку зрения, исходи их собственного опыта и взглядов. Постепенно общение людей становится средством самовыражения и развития.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и социальной психологии Анатолий Викторович Мудрик выделяет три личностные особенности. Они характеризуют, насколько человек готов к эффективному общению с другими людьми.

Общительность. Эта особенность и ее обратная сторона - замкнутость, не всегда являются стабильными единицами. Во время взросления личности, они могут сменять друг друга. Также у некоторых людей общительность или замкнутость может и вовсе не проявляться. Уровень общительности может зависеть от конкретных ситуаций, в которых оказывается или вынужден находиться тот или иной человек.

Эмпатия. Анатолий Викторович Мудрик в своих работах выделял два вида эмпатии человека: сочувствие и сопереживание.

Спонтанность восприятия. По мнению кандидата психологических наук Людмилы Борисовны Ермолаевой-Томиной, в человеке необходимо развивать спонтанность восприятия. Важно, чтобы подрастающее поколение умело видеть окружающий его мир реальным, а не через навязанные им ярлыки и понятия.

Если говорить о профессиональной деятельности человека, то в ней общение составляет важнейший момент. Советский и российский ученый -психолог Владимир Николаевич Панферов выделил две группы качеств (коммуникативные качества и качества, которые содействуют процессу организационно-коммуникативной деятельности), которые лежат в основе профессиональной деятельности. Тем самым можно выделить следующие коммуникативные качества:

1. Воспитанность, интерес к людям, требовательность, обязательность объективность, великодушие.

2. Понимание людей, уравновешенность, вежливость, чуткость, приветливость, терпимость, деликатность, внимательность, доброжелательность, отзывчивость.

3. Демократичность общительность, обязательность, авторитетность, дипломатичность, коллективизм.

4. Самоутверждение, самолюбие, скромность, самокритичность, самосовершенствование, уверенность в себе.

Американский психолог Самуэль Славсон дополняет список качеств, перечисленных Панферовым, такими как зрелость, сила «Я», желание помочь людям, высокий порог возникновения тревоги.

Более полную характеристику коммуникативных качеств дал другой советский и российский психолог, специалист по проблемам общения и нравственного развития Алексей Александрович Бодалев. Он считал, что личностные черты, которые образуют склад нашего характера, определяют поведение в общении с людьми. Ученый выделил следующие важнейшие качества личности, которые необходимы в общении:

Глубокое знание психологии другого человека. Такое качество помогает человеку успешно поддерживать высокий уровень общения, выбирать наиболее приемлемые способы взаимодействия с другими людьми.

Наличие в интеллекте и в эмоциональной составляющей человека характеристик, которые все вместе обеспечивают успешное общение, в числе которых внимание и то как человек может его использовать; наблюдательность по отношению к другим индивидуумам, умение изменения в поведении человека; память, без которой не будет качественного общения. Например, человеку необходимо фиксировать данные людей, с которыми они общаются. Мышление и умение анализировать поступки человека, понимать его мотивацию в различных ситуациях; интуиция, когда человек быстро анализирует свой жизненный опыт, чтобы понять поступки других людей; воображение, которое помогает поставить себя на место другого человека и видеть мир его глазами; сопереживание другим людям.

Умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним.

Коммуникативные качества личности - это важный элемент успешного взаимодействия между людьми.

Использованные источники:

1. https://studopedia.org/8-121181.html

2. Рогов Е.И. Психология общения. - М: Владос, 2001.

3. Зимняя Н.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / Н.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2005

4. https://psibook.com/scholarly/kommunikativnye-kachestva-rukovoditeley.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.