Научная статья на тему 'К вопросу об изучении и идентификации музыкальных инструментов татар'

К вопросу об изучении и идентификации музыкальных инструментов татар Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1173
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ТАТАР / ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТАТАРСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мифтахова А. Ж.

В настоящее время в общественном сознании активизировались обусловленные общественными закономерностями развития интересы к этническому музыкально-эстетическому наследию, к решению проблем исторической преемственности в культуре и возрождению традиционных ценностей [2]. В результате для татарской культуры актуализировалась проблема научного изучения, реставрации и практического освоения видов и типов народных инструментов, которые относились к различным историческим эпохам и уже полностью исчезли из музыкального быта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об изучении и идентификации музыкальных инструментов татар»

УДК 7.031

А.Ж. Мифтахова

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ И ИДЕНТИФИКАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ

ИНСТРУМЕНТОВ ТАТАР

В настоящее время в общественном сознании активизировались обусловленные общественными закономерностями развития интересы к этническому музыкально-эстетическому наследию, к решению проблем исторической преемственности в культуре и возрождению традиционных ценностей [2]. В результате для татарской культуры актуализировалась проблема научного изучения, реставрации и практического освоения видов и типов народных инструментов, которые относились к различным историческим эпохам и уже полностью исчезли из музыкального быта.

Ключевые слова: татарские традиционные музыкальные инструменты, идентификация музыкальных инструментов татар, особенности изготовления татарских традиционных музыкальных инструментов.

Currently in the public consciousness intensified due to the public laws of the interests of ethnic music and aesthetic heritage, to the problems of historical continuity in culture and the revival of traditional values [2]. As a result of the Tatar culture actualized the problem of scientific research, restoration and practical development of species and types of folk instruments, which belonged to different historical eras and has completely disappearedfrom the music of everyday life.

Со второй половины 19 века на территории Российского государства широкую популярность приобрела гармонь, которая приобретала черты национального своеобразия всех народностей в дореволюционной России и остается актуальной в наши дни.

Пожалуй, ни один из других музыкальных инструментов не занимает столь почетное место в татарском устно-

поэтическом творчестве, как гармонь. При этом и в песнях воспевается именно тальян-гармун, выделяемая сре-ди других гармоник. Приведем примеры некоторых из них.

В разные времена в татарском народе имелись в обиходе самые различные по конструкции инструменты этого типа -саратовские гармони с колокольчиками,

двухрядки русского строя, двухрядки

«хромки», однорядки русского строя и т.д. Самым же популярным среди них является однорядка типа «тальянки» с диатоническим звукорядом и с удвоенным или утроенным звучанием в октаву.

На основании анализа материалов, отражающих музыкальный быт татарского народа, М.Н.Нигмедзянов составил таблицу бытования у татар музыкальных инструментов в разные исторические периоды.

Из анализа научных трудов М.Н. Нигмедзянова следует, что (если исключить дре-внейшие инструменты) в состав музыкаль-ных инструментов татарского народа входят: курай, гусли, скрипка, кубыз (варган), кабал (бубен), домра, мандолина, баян и аккордеон заимствованы от других

народов и не имеют каких-либо отличительных особенностей.

Современные формы скрипки, кабала, домры и балалайки не имеют особых отличий. Эти инструменты вошли в быт народа, многие стали подлинно народными, потому что подобные им инструменты уже когда-то бытовали.

Рассмотрим некоторые из них.

Кубыз - подковообразная металлическая дуга с продольным стальным вибратором. Этот инструмент является самым распространенным среди разных народов Европы и Азии. Будучи слабозвучащим инструментом, кубыз вполне отвечал обстановке тайного музицирования тех времен. Преимущества кубыза - портативность, простота приемов игры - являлись причиной его чрезвычайной распространенности в народе, главным образом, среди женщин и детей.

Скрипка и мандолина не претерпели каких-либо изменений, вызванных особеннос-тями народного музицирования, хотя в прошлом скрипки чаще изготовлялись кустарным способом самими любителями-испол-нителями. Скрипка и мандолина чаще выступают в качестве сольных инструментов, а иногда сопровождают пение.

К инструментам, которые необходимо изучить в научном, искусствоведческом плане, а также вернуть в арсеналы современной художественной культуры татарского народа, относятся: и традиционные духовые

инструменты.

В 90-е годы XX века в научных трудах музыковедов Татарстана (А.Л.Маклыгин, В. Р.Дулат-Алеев, Л.В.Бражник, З.Н.Сайдашева)

предметом целенаправленных исследований становится история развития традиционного искусства татар и других народов, Поволжья в эпоху становления новоевропейских форм культуры (уход старых форм: или их

адаптация, приход новых явлений). Объектом изучения становятся и более ранние периоды истории музыкального искусства

(З.Н.Сайдашева, Ш.Х.Монасыпов,

Н.Ю.Альмеева, В.И.Яковлев, Р.Ф.Халитов).

Качественно новым этапом в осмыслении музыкальной культуры татар, а также остальных народов Волго-Камья явились исследования В.И.Яковлева, в которых обобщен опыт изучения традиционных инструментов региона, сделан значительный шаг к пониманию истории формирования инструментов тюркских, финно-угорских народов края через сравнительный анализ морфологии народных инструментов.

Разработке проблем историко-стилевой стратификации; изучению и идентификации музыкальных инструментов татар прошлых исторических эпох посвящены и публикации автора данного исследования [3, 4, 5]. В них рассматриваются, в первую очередь, вопросы практической реставрации, восстановления и возвращения уже исчезнувших исторических инструментов татарского народа, а также изучаются особенности стилевых пластов татарской музыки нового времени.

Небольшие популярные статьи и инструкции по изготовлению и усвоению особенностей исполнительских навыков на инструменте казан курае (татарский вариант блокфлейты из алюминиевых или дюралевых трубок) были опубликованы в журнале «Ялкын» в 1960-е годы; а позже и отдельной брошюрой, мастером и исполнителем на курае Ифратом Хисамовым [9]. Его деятельность по распространению и

популяризации этого вида курая в самодеятельном творчестве была весьма плодотворной. Ныне дело, начатое И.

Хисамовым, продолжает педагог и

исполнитель И.Ф.Алмазов [1]. Его книга «Курайда уйнау сабаклары» («Уроки игры на курае») успешно применяется в различных образовательных учреждениях.

Свою точку зрения, касающуюся традиционной инструментальной музыки

татар, высказала и Р.А.Исхакова-Вамба. По ее мнению, вопрос об инструментальной музыке татар из-за недостатка ее записей может быть только поставлен, так как эта область еще ждет своего полного и глубокого исследования» [Исхакова-Вамба, 1997. С.231]. Очевидно, что автор в этом высказывании задевает одну из самых болевых точек татарского

этноинструментоведения, ибо музыкальное содержание является основным: стержнем инструментального искусства.

Категорию «этноинструментоведение» в научный оборот ввел инструментовед И.В. Мациевский; При этом он отметил, что этноинструментоведение как наука только лишь формируется и как отмечают зарубежные ученые О.Элыыек и Э.Штокман, представляет собой «молодую научную дисциплину», в которой методология, научный аппарат, общие принципы, задачи, цели недостаточно ясны и четко не выработаны [6, С. 143 -144]

Г.М. Макаровым в его научных трудах ставших результатом многолетней экспедиционной работы изучались архивные материалы и источники, содержащие сведения по музыкальной этнографии и диалектной лексике казанских татар, кряшен, мишарей, и других на-родов Волго-Камья. Им описны разновидности аэрофонов татар: сурнай, шыбыр, кубыз, кузак, бызгы, пугай курай, сыбызгы, ударные и струнные татарские музыкальные инструменты ранних историкостилевых пластов татарской традиционной культуры: дэф, думбра, танбур, най, кыл кубыз, гыжик.

Г.М. Макаровым опубликовано более 30 научных и научно-популярных статей, автор выступил также с докладами на республиканских, всероссийских,

международных научно-практических

конференциях в Санкт-Петербурге (1985, 1995, 1999), Измире (2002), Алма-Ате (1986), Казани (1992, 1993, 1994), Йошкар-Оле.

14-15 декабря 1998 г. в рамках заседания международной организации ТЮРКСОЙ прошла Республиканская научно-практичес-кая конференция «Татарские народные музыкальные инструменты: традиции и

современность» с участием ведущих ученых-музы-коведов, этнографов, музыкантов,

изготовителей татарских музыкальных инструментов, рассмотревшая проблемы возрождения традиционных татарских музыкальных инструментов: саз, ятаган,

сорнай, разновидностей кураев, ударных инструментов и т.п. 24-26 февраля 1999 г. прошел международный фестиваль музыки татарских самодеятельных композиторов Республики Татарстан, России, стран СНГ "Барлау" с участием более 100 композиторов.

Нельзя изучить историю и становление татарского традиционного музыкально-инструментального исполнительства, не

рассмотрев особенностей изготовления

татарских традиционных музыкальных

инструментов.

Во все времена большинство татарских традиционных музыкальных инструментов изготавливались вручную в домашних

условиях. Это не относится, пожалуй, только к гармони тальянке, экземпляры которой закупались и закупаются на фабриках России, изготавливались и изготавливаются в Татарстане на фабрике музыкальных

инструментов и на фирме «Баянофф». При этом самой большой популярностью пользовались и пользуются татарские тальянки, изготавливающиеся мастерами на дому.

Ифрат Хисамов возродил в конце прошлого века изготовление татарских кураев, ставших востребованными всеми существу-ющими татарскими фольклорными и народно-инструментальными

коллективами, как в Татарстане, так и далеко за его пределами. Дело Ифрата Хисамова продолжают многие народные мастера -изготовители татарских кураев и сегодня.

Исследователь древних музыкальных инструментов, художественный

руководитель ансамбля «Сорнай» Гилязов Р.Г. занимается реконструкцией таких

татарских традиционных музыкальных инструментов как курай, сорнай, быргы, таш сыбызгы, кубыз, кыл кубыз, ятаган, саз, домра, децгер, зурна, кылкобыз, волынка, госля-кусля, и других.

Свои научные исследования по реконструкции средневековых татарских традиционных музыкальных инструментов переносит в практику с 1980-х годов и до сегодняшних дней известный фольклорист -

исследователь Макаров Геннадий

Михайлович. В домашних условиях им реконструированы татарские думбра, гусли, танбур, дэф, кыл кубыз, гыжик. Г.Макаров замечательно исполняет на старинных музыкальных инструментах своего изготовления, произведения татарской

этнической музыки ранних слоев татарской традиционной культуры.

В Казанском государственном университете культуре и искусств под руководством Г.Макарова работает мастерская по изготовлению всех выше указанных музыкальных инструментов в качестве дипломных проектов выпускников кафедры декоративно-при-кладного

творчества. На этих инструментах успешно исполняют произведения татарской

традиционной музыкальной культуры

студенты кафедры этнохудожественного твор-чества и татарского музыкального фольклора КГУКИ.

Таким образом, по данному направлению ведётся серьёзная научно-иссле-дова-тельская работа в Академии наук РТ, в Центре сбора, хранения, изучения и пропаганды татарского фольклора

Министерства культуры Республики Татарстан, Казанском государственном университете культуры и искусств и Казанской государственной консерватории им. Н.Жиганова.

1. Алмазов И.Г. Курайда уйнау сабаклары. - Казан, 1997—245 б.

2. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М.: Наука, 1987. - 224 с.

3. Макаров Г.М. К вопросу об изучении татарского музыкально-инструментального искусства позднего средневековья // Материалы научной конференции Казанской государственной консерватории «Музыкальная наука среднего Поволжья. Итоги и перспективы». - Казань: КГК, 1997. - С. 80-91

4. Макаров Г.М. Пути восстановления старотрадиционных музыкальных инструментов татар // Национальная жизнь и межнациональное взаимодействие: Тез. докл. - Казань, 1993.-С. 147-148.

5. Макаров Г.М. К истории татарской музыкально-инструментальной культуры (XVIII - XIX вв.) // Материалы науч.-практ. конф. «Татарские музыкальные инструменты: традиции и современность». - Казань, 1999.- С. 49-59;

6. Мациевский И.В. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки / Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб. статей и материалов в двух частях. Часть первая. - М.: Сов. композитор, 1987. — С. 6 - 381

7. Нигмедзянов М.Н. Татарские народные музыкальные инструменты // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. (Ред.-сост. А.А. Банин). - М.: Сов. композитор, 1978. - С. 266 - 297.

8. Нигмедзянов М.Н. Исторические сведения и татарской музыке // Нигмедзянов М. Татарские народные песни. - Казань, 1984

9.Хисамов И.Н. Курайда уйнарга ейрэн. - Казан, 1983. - 32 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.