Научная статья на тему 'К вопросу об изучаемой учебной дисциплине «Основы управления интеллектуальной собственностью» в белорусском государственном экономическом университете'

К вопросу об изучаемой учебной дисциплине «Основы управления интеллектуальной собственностью» в белорусском государственном экономическом университете Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ЗАЩИТА ПРАВ / ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зенькович Владимир Адамович

В статье обосновывается актуальность изучения студентами понятия терминов и определений в сфере интеллектуальной собственности, знания основных положений международного и национального законодательства в этой области, порядка оформления и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об изучаемой учебной дисциплине «Основы управления интеллектуальной собственностью» в белорусском государственном экономическом университете»

УДК 342.9:343.351

В. А. Зенькович, кандидат юридических наук, доцент (БГЭУ)

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ» В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье обосновывается актуальность изучения студентами понятия терминов и определений в сфере интеллектуальной собственности, знания основных положений международного и национального законодательства в этой области, порядка оформления и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

The article deals with the analysis of the necessity of studying by students concepts and terms that are related to intellectual property, the necessity of studying the basic provisions of international and national legislation in this sphere as well as the procedure of execution and protection of rights on intellectual property.

Создание инновационной экономики в Республике Беларусь зависит от наличия в системе органов управления специалистов, способных к разработке и внедрению в практику инновационных идей и разработок.

Подготовка высококвалифицированных кадров, способных решать эти задачи, - это одна из важнейших целей национальной системы высшего и среднего специального образования. Именно система образования, в целом создавая и поддерживая в обществе ориентацию на ценность инновационной деятельности и инновационного мышления, должна обеспечить производство и воспроизводство кадров, способных к осуществлению определенных функций в общегосударственном процессе создания инновационного климата в стране. О путях решения этой задачи было изложено в статье первого заместителя министра образования Республики Беларусь А. Жука [1].

В этих целях была разработана Государственная программа защиты интеллектуальной собственности в Республике Беларусь на 20042006 гг., утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь [2].

Сегодня эти требования реализуются в Стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012-2020 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 205 от 02.03.2012 г. [3], мониторинг за выполнением которой осуществляет Национальный центр интеллектуальной собственности.

В рамках реализации этой политики, начиная с 2006/2007 учебного года, в учебные планы Белорусского государственного экономического университета была введена новая дисциплина «Основы управления интеллектуальной собственностью» на всех факультетах и для всех форм обучения.

Разработанная Национальным центром интеллектуальной собственности первая типовая учебная программа дисциплины «Основы уп-

равления интеллектуальной собственностью» для студентов высших учебных заведений Республики Беларусь поставила решение следующих задач.

Студенты, в том числе и Белорусского государственного экономического университета, должны изучить основы международного права и национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности; порядок оформления прав на объекты интеллектуальной собственности в Республике Беларусь и за рубежом; основные виды патентной информации и методику проведения патентных исследований; виды ответственности за нарушение прав правообладателей объектов интеллектуальной собственности и способы защиты этих прав; способы введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот; способы и порядок передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности; основы экономики интеллектуальной собственности и основы управления интеллектуальной собственностью на государственном и корпоративном уровнях.

В результате обучения студенты должны усвоить основные понятия и термины в сфере интеллектуальной собственности; основные положения международного и национального законодательства об интеллектуальной собственности; порядок оформления и защиты прав объектов интеллектуальней собственности.

В конечном итоге студенты, изучившие курс данной дисциплины, должны получить навыки по проведению патентных исследований (патентно-информационного поиска, в том числе с использованием сети Интернет; оценки патентоспособности технических решений, патентной чистоты и др.); по составлению заявок на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности; по оформлению договоров на передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; по управлению интеллектуальной собственностью в организации [4].

Философия

123

Полученные студентами знания, умения и навыки по курсу «Основы управления интеллектуальной собственностью» раскроют суть интеллектуальной собственности как инструмента экономического развития и должны помочь будущим специалистам совершенствовать изобретательскую, рационализаторскую и инновационную деятельность в Республике Беларусь.

На изучение дисциплины отводилось 36 аудиторных часов, из которых было предусмотрено 22 часа на чтение лекций часа и 14 часов на проведение семинарских (практических) занятий с формой контроля знаний - зачетом.

В 2013/2014 учебном году система подготовки кадров с высшим образованием перешла на четырехлетний срок обучения, что соответственно повлекло корректировку (сокращение) перечня учебных дисциплин, изучаемых студентами вузов на дневной и заочной формах обучения.

Изменению подвергся и статус учебной дисциплины «Основы управления интеллектуальной собственностью», которая в соответствии с «Рекомендациями по оптимизации перечня и объема обязательных дисциплин» Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2012 года перешла из категории обязательной для всех вузов в разряд разных категорий: от дисциплины государственного компонента до факультативной дисциплины. Право решать, какой статус дать учебной дисциплине, предоставлено «учебно-методическим объединениям (управлениям) конкретного высшего образовательного учреждения» [5].

Мониторинг, проведенный в июне 2013 года Национальным центром интеллектуальной собственности [6], выявил, что большинство вузов страны, действуя в рамках указанных выше «Рекомендаций по оптимизации перечня и объема обязательных дисциплин», сочли необходимым понизить статус учебной дисциплины до уровня факультатива, не явился исключением в принятии такого решения и Белорусский государственный экономический университет. Принятие данного решения было мотивировано еще тем, что РИВШ было установлено конкретное количество зачетов по изучаемым дисциплинам.

Следует признать, что последствия такого решения будут ощущаться уже в новом учебном 2014/2015 году. Во-первых, студенты заочной формы обучения нашего университета изучать ее не будут, во-вторых, студенты дневной формы обучения 2013 года набора будут изучать ее по желанию, и хорошо, если число желающих достигнет хотя бы 50% от их общего числа.

И, в-третьих, те студенты, которые будут посещать факультативы, получат не такие качественные знания, иначе говоря, не в том объеме и не того качества, как того требует первая типовая

учебная программа дисциплины «Основы управления интеллектуальной собственностью». И это вполне естественная ситуация для всех студентов, которые изучают учебные предметы со статусом факультатива, не имеющие формы контроля.

Представляется, что такое решение, принятое Белорусским государственным экономическим университетом, не в полной мере отвечает требованиям действующих нормативно-правовых актов в Республике Беларусь.

Нет сомнения также в том, что принятие такого решения учебно-методическим объединением нашего университета мотивировалось прежде всего тем что эта мера вынужденная и пришлось некоторые учебные дисциплины «резать по-живому» для того, чтобы войти в рамки того перечня дисциплин, которые возникли в связи с переходом на сокращенный срок обучения.

На наш взгляд, принятию решения о переводе дисциплины в разряд факультативной в вузах (профили образования Л-Б, I, М, N и Е (специальности, объединяющие гуманитарные, культу-роведческие и финансово-экономические науки)), способствовало еще и бытующее в них мнение, что она должна преподаваться в статусе обязательной в тех вузах, которые готовят специалистов в области технических наук, где действительно проводятся научные изыскания по созданию или совершенствованию уже действующих объектов права промышленной собственности.

С этим мнением согласиться, на наш взгляд, можно лишь в некоторой части. Во-первых, с тем, что вышеуказанной группе вузов страны (профили образования Л-Б; I, М, N и Е (специальности, объединяющие гуманитарные, куль-туроведческие и финансово-экономические науки)) предпочтительнее больше уделять внимания изучению первого правового института интеллектуальной собственности, каковым является «Авторское право и смежные права».

В качестве возражения на этот аргумент можно сказать, что действующая учебная программа Национального центра интеллектуальной собственности по дисциплине «Основы управления интеллектуальной собственностью» такое право варьировать тематикой предоставляет.

Кроме того, следует отметить, что большую актуальность для студентов этих вузов имеют также знания, которые можно получить при изучении второго правового института интеллектуальной собственности: право промышленной собственности.

Специалистам известно, что в Республике Беларусь очень низкая коммерциализация созданных объектов промышленной собственности. В Америке, например, коммерческого успеха достигают до 30% созданных технологий, в ЕС - 20%, а на постсоветском пространстве -

не более 3%» [7]. Иначе говоря, следует сказать, что у нас еще и низкое внедрение в коммерческий оборот созданных новых технологий. А здесь есть вопросы и к специалистам в области финансов и экономики, т. е. к выпускникам нашего университета.

Напомним, что в процессе изучения данной дисциплины студенты (всех форм обучения) Белорусского государственного экономического университета имеют возможность ознакомиться с процедурами получения субъектами хозяйствования фирменного наименования и регистрации товарного знака и знака обслуживания.

Учебной программой предусмотрено рассмотрение правового регулирования коммерческого оборота объектов интеллектуальной собственности и постановки их на бухгалтерский учет. Студенты изучают порядок организации управления имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе и другие актуальные вопросы.

В связи с этим полагаем, что изучение данной дисциплины в рамках факультативных занятий и без формы контроля будет иметь очень низкую эффективность в повышении образовательного уровня наших студентов в это области.

Ведь общеизвестно, что изучение любой учебой дисциплины значительно осложняется при отсутствии формы контроля в виде экзамена или зачета, хотя актуальность учебной дисциплины «Основы управления интеллектуальной собственностью» для всех специальностей нашего университета очевидна.

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что изучение учебной дисциплины «Основы управления интеллектуальной собственностью» в статусе факультатива не будет способствовать в полной мере выполнению постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02. 03.2012 г. № 205.

Поэтому в целях минимизации проблем, связанных с изучением данной учебной дисци-

плины, полагаем целесообразным в качестве промежуточного решения и в целях установления контроля знаний вместо упраздненного зачета ввести такую форму контроля, как реферат со всеми предусмотренными требованиями.

Литература

1. Жук А. И., Нечепуренко Ю. В. О подготовке кадров в сфере управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь // Вышэйшая школа. 2006. №. С. 11-16.

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2004 г. № 843 «Об утверждении Государственной программы защиты интеллектуальной собственности в Республике Беларусь на 2004-2006 годы» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2004. № 110.5/14535.

3. Стратегия Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 марта 2012 г. № 205 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2012. № 30. 5/35360.

4. Основы управления интеллектуальной собственностью: учебная программа для студентов высш. учебных заведений Республики Беларусь // Национальный центр интеллектуальной собственности. Минск: РИВШ, 2006. 13 с.

5. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2012 года «Рекомендации по оптимизации перечня и объема обязательных для изучения дисциплин на первой ступени высшего образования».

6. Письмо Национального центра интеллектуальной собственности «О предоставлении информации о дисциплине «Основы управления интеллектуальной собственностью», во все вузы страны от 28.06.2013г. исх. № 01-22/1742.

7. Герасименко А. Личный интерес // Экономическая газета. № 17. 02.03.2010.

Поступила 02.07.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.