К вопросу об измерении трансакционных издержек в планирующей и рыночной подсистемах экономической системы
Г. М. Залозная, д.э.н, профессор, С. С. Таспаев, аспирант, Оренбургский ГАУ
С нашей точки зрения, усилия многих исследователей по оценке величины трансакционных издержек в настоящее время направлены по пути наибольшего сопротивления, так как издержки по производству жизненных благ очень трудно разделить на трансформационные [1] и трансакционные [2]. В бухгалтерской отчетности трансакционные издержки включены в состав трансформационных, разносятся по счетам и включаются в себестоимость и планируемую (фактическую) цену продукции. Представляется, что достаточно точно оценить их величину можно в «зеркальном» отражении — уровне доходов. Доходы делятся на две части: потребление и сбережения. Сбережения как раз и являются индикатором общего уровня трансакционных издержек в экономике, поскольку потребление означает уже заключенные сделки, а сбережения — это потребление, отложенное на неопределенный срок.
Обосновать это можно также тем, что экономические агенты не располагают полной и достоверной информацией о том, как лучше распорядиться частью собственных свободных средств в данный момент. Однако не стоит забывать о быстро изменяющихся условиях экономической реальности, политической нестабильности, ограниченных прогностических возможностях экономических субъектов. Для каждого человека ценность настоящих благ намного превышает ценность будущих. Экономическая стабильность поддерживается не с помощью сбережений, а наоборот, благодаря непрерывному обороту капитала во всех сферах народного хозяйства, предполагающему их отсутствие.
Сущность трансакционных издержек как издержек эксплуатации экономической системы можно проиллюстрировать на следующем примере. Пусть в условной экономике действует шесть субъектов. Каждый из них производит продукт, удовлетворяющий потребности двух других. Согласно закону стоимости, весь совокупный продукт труда, вследствие разделения и специализации труда, распадается на части, которые обмениваются друг на друга по их стоимости.
Продукт труда каждого субъекта вовлекается в сферу обмена полностью, что означает отсутствие сбережений и более полное удовлетворение потребностей участников экономических отношений. Если предположить, что отсутствуют затра-
ты, связанные с обменом, то ресурсы и права собственности распределяются таким образом, что в итоге максимизируется ценность производства.
Для характеристики ненулевых трансакционных издержек воспользуемся другим примером. Рассмотрим экономическую систему, состоящую из двух субъектов А и В (рис. 1). Предположим, что каждый из них половину созданного продукта оставляет на потребление, а другую половину — на обмен с другим для лучшего удовлетворения потребностей. Совершение обмена потребует от них затрат времени и средств, поскольку во время обмена им необходимо возмещать затраты своей жизненной энергии, что обусловит расход части продукта, оставленного на потребление. Если бы отсутствовали трансакционные издержки, эту часть продукта они могли бы сберечь.
Введем в наш пример третьего субъекта, обозначим его С. Этот человек возьмет на себя функцию минимизации издержек, связанных с обменом. Тогда субъекты А и В смогут все свое время заниматься производством, отдавая часть своего продукта субъекту С. Однако третий участник отношений, специализируясь на освобождении остальных от совершения обменных операций в отдельные периоды времени, в остающийся промежуток времени координирует их производственную деятельность, также получая за это определенное вознаграждение. В этой ситуации вычеты из продуктов А и В возрастают, если производительность труда остается на том же уровне. Минимизация издержек по управлению и координации хозяйственной деятельности возможна лишь при повышении производительности труда.
В первом случае были представлены внешние трансакционные издержки самоорганизующихся экономических агентов, во втором случае — внутренние трансакционные издержки. В рыночной подсистеме обмен осуществляется при взаимной заинтересованности сторон при наличии альтернатив. В планирующей подсистеме такая заинтересованность отсутствует и отсутствуют аль-
Рис. 1 - Условная модель экономики без трансакционных издержек
В
тернативы. Снижение внешних трансакционных издержек означает увеличение сбережений в планирующей подсистеме, что приводит при невыполнении определенного условия, о котором будет сказано ниже, к возрастанию внешних трансакционных издержек, и наоборот. Таким образом, представляется, что сбережения в рамках планирующей подсистемы есть внешние трансакционные издержки в рыночной подсистеме, а сбережения в рыночной подсистеме есть внутренние трансакционные издержки в планирующей подсистеме.
Представляется, что планирующую и рыночную подсистемы [3] в процентном соотношении в рамках экономической системы можно выделить по численности административно-управленческого персонала за минусом численности госслужащих к численности всего трудоспособного населения. Удельный вес административно-управленческого персонала в численности трудоспособного населения отражает удельный вес сбережений в рыночной подсистеме. Удельный вес сбережений в планирующей подсистеме и, соответственно, внешние трансакционные издержки в рыночной подсистеме рассчитываются по остаточному принципу.
В планирующей подсистеме интенсивнее развиваются производительные силы общества. При отсутствии рыночной подсистемы, в рамках которой более интенсивно изменяются производственные отношения, совершенствование производительных сил при росте самосознания граждан, их квалификации, возвышении потребностей и неизменном характере производственных отношений ведет к росту внутренних трансакционных издержек. Вывод, который следует из этого: экономическая система лишается стимула саморазвития, заключающегося в диалектическом взаимодействии производительных сил и производственных отношений.
В рыночной подсистеме, как уже было сказано, самоорганизация и личная инициатива хозяйствующих субъектов способствуют постоянным изменениям уровня и характера производственных отношений. В то же время отстающие темпы развития производительных сил, рост внешних трансакционных издержек имеют также своим следствием одностороннее развитие экономической системы, ведущее к масштабным кризисам.
В вопросе о значении сбережений в планирующей и рыночной подсистемах необходимо отметить, что для сбалансированного развития экономики в целом должны выполняться два равенства.
1. Сбережения в планирующей подсистеме необходимо трансформировать в инвестиции, направляемые в рыночную подсистему для ускорения оборачиваемости капитала посредством улучшений в рыночной инфраструктуре, институциональной среде, формирования и развития новых
форм хозяйствования и т. д. При выполнении этого условия результатом будет снижение внешних трансакционных издержек и более эффективное функционирование рыночной подсистемы.
2. Сбережения в рыночной подсистеме должны инвестироваться в планирующую подсистему для финансирования научно-исследовательских разработок, внедрения инноваций, расширения масштабов производства и повышения качества продукции. В итоге будут снижаться внутренние трансакционные издержки и повышаться эффективность функционирования планирующей подсистемы. Таким образом, если сбережения в планирующей и рыночной подсистеме не будут задействованы в качестве долгосрочных вложений, в дополняющих частях экономической системы, то возрастание сбережений вызовет рост трансакционных издержек в обеих подсистемах, а значит, и в экономике в целом.
При условии, что будут найдены соответствующие данные о численности трудоспособного населения, численности административно-управленческого персонала, общем уровне сбережений, можно будет приблизительно оценить величину внутренних и внешних трансакционных издержек и направленность развития экономической системы. В этом случае на графике (рис. 2) следует применить следующую систему координат.
ЕТС “
0 ITC
Рис. 2 - Трансакционный сектор экономики
TS - трансакционный сектор экономики,
ITC - внутренние трансакционные издержки,
ETC - внешние трансакционные издержки
Внутренние и внешние трансакционные издержки будут выражаться в соответствующей валюте. Чем короче линия трансакционного сектора, тем эффективнее функционирует экономическая система, тем больше ценность производства и яснее будут масштабы недоинвестирования в обеих подсистемах и часть экономической системы, требующая реформирования. Планирующая и рыночная подсистемы функционируют в рамках определенного порядка, создаваемого государственным аппаратом управления. В одной подсистеме неуклонно увеличивается производительность труда, развивается материальный базис системы
жизнеобеспечения государства. Рыночная часть системы общественного воспроизводства, представляя собой общественную форму производительных сил, ускоряет или замедляет процесс углубления разделения труда, специализации и интеграции хозяйствующих субъектов.
Государство создает условия для функционирования обеих подсистем, но, кроме того, должно способствовать формированию механизмов, обеспечивающих перелив и внедрение избыточных активов из одной подсистемы в другую в целях сбалансированного развития народного хозяйства эволюционным путем. В рыночной подсистеме движущей силой развития является индивидуальный экономический интерес, в планирующей подсистеме — коллективный интерес, а в государственных структурах основой для принятия решений служит, соответственно, общественный (об-
щенародный) интерес. Отсюда, самоорганизация индивидуальных хозяйствующих субъектов предполагает ту или иную форму организации совместной деятельности различных групп населения, которая, в свою очередь, формирует условия самоорганизации на государственном уровне для всей совокупности хозяйствующих субъектов. Инструментом согласования данной триады интересов служит хозяйственный механизм, представляющий собой системоинтегрированный институт, определяющий соотношение процессов организации и самоорганизации.
Литература
1 Олейник, А. Институциональная экономика. М., 2002.
2 Коуз, Р. Фирма, рынок и право: пер. с англ. М.: Дело ЛТД при участии изд-ва «Оа1а11аху», 1993. С. 192.
3 Гэлбрейт, Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979. 406 с.