Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ "НАРОДНОГО СУВЕРЕНИТЕТА" / ФЕДЕРАЛИЗМ / "АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ" / "АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА" / "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОКРУГ" / ПРИНЦИП "ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО" ЦЕНТРАЛИЗМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Очир-Гаряева Ирина Калиновна, Бадгева Владилена Баатровна, Катнанова Буйнта Владимировна, Кюнкрикова Оюна Басанговна

В статье рассматриваются основные этапы и элементы развития теории федерализма. Протофедера-тивные начала территориально-политического устройства наблюдались в России с самых истоков зарождения государственности, обращение к элементам федерализма восходит к общественному устройству Киевской Руси. В основе древнерусского федерализма лежал этнографический принцип, сохранивший свое значение и в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Очир-Гаряева Ирина Калиновна, Бадгева Владилена Баатровна, Катнанова Буйнта Владимировна, Кюнкрикова Оюна Басанговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE HISTORY OF THE FORMATION OF FEDERALISM IN RUSSIA

The article discusses the main stages and elements of the development of the theory of federalism. The proto-federal beginnings of the territorial-political structure were observed in Russia from the very beginnings of the birth of statehood, the appeal to the elements of federalism goes back to the social structure of Kievan Rus. Ancient Russian federalism was based on an ethnographic principle, which has retained its significance in modern Russia.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_7_61

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ ON THE QUESTION OF THE HISTORY OF THE FORMATION OF FEDERALISM IN RUSSIA

ОЧИР-ГАРЯЕВА Ирина Калиновна,

кандидат юридических наук, доцент ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: kalinovna7@yandex.ru;

БАДГЕВА Владилена Баатровна,

студентка ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail:.vlada.badgaeva@bk.ru;

КАТНАНОВА Буйнта Владимировна,

студентка ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: buinta1208@gmail.com;

КЮНКРИКОВА Оюна Басанговна,

студентка ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: kyunkrikova.68@mail.ru;

OCHIR-GARYAEVA Irina Kalinovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: kalinovna7@yandex.ru;

BADGEVA Vladilena Baatrovna,

student of the Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail:.vlada.badgaeva@bk.ru ;

KATNANOVA Buynta Vladimirovna,

a student of the Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: buinta1208@gmail.com;

KUNKRIKOVA Oyuna Basangovna,

student of the Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: kyunkrikova.68@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются основные этапы и элементы развития теории федерализма. Протофедера-тивные начала территориально-политического устройства наблюдались в России с самых истоков зарождения государственности, обращение к элементам федерализма восходит к общественному устройству Киевской Руси. В основе древнерусского федерализма лежал этнографический принцип, сохранивший свое значение и в современной России.

Abstract: the article discusses the main stages and elements of the development of the theory of federalism. The proto-federal beginnings of the territorial-political structure were observed in Russia from the very beginnings of the birth of statehood, the appeal to the elements of federalism goes back to the social structure of Kievan Rus. Ancient Russian federalism was based on an ethnographic principle, which has retained its significance in modern Russia.

Ключевые слова: теория «народного суверенитета», федерализм, «автономная область», «автономная республика», «национальный округ», принцип «демократического» централизма.

Keywords: theory of "people's sovereignty", federalism, "autonomous region", "autonomous republic", "national district", the principle of "democratic" centralism.

Статья поступила в редакцию: 19.06.2022

Родоначальником учения о федерации считается Иоханнес Альтузиус (1561-1638), разработавший теорию «народного суверенитета» на основе принципа союза. Согласно этой теории, федерация учреждалась в результате иерархического возвышения новообразованного союза над меньшими по размеру союзами - начиная с семьи вплоть до государства[1]. Первой федерацией традиционно считаются Соединенные Штаты Америки. Время образования - конец XVIII в. Тогда же появился и сам термин «федерализм».

Эволюция федерализма имеет свою многовековую историю, элементы федерации появились в древнем и средневековом обществе. Еще Аристотель, Платон и другие мыслители того времени высказывали идею о построении объединенных государств.

Протофедеративные начала территориально-политического устройства наблюдались в России с самых истоков зарождения государственности, обращение к элементам федерализма восходит к общественному устройству Киевской Руси[2]. В основе древнерусского федерализма лежал этнографический принцип, сохранивший свое значение и в современной России. Федерализм прошлого покоился на народно-вечевом строе, который в своем развитии приобретал черты анархической вольницы и вел народоправство к упадку и гибели.

Многие традиции протофедерализма в несколько видоизмененном виде дошли до наших дней и до сих пор определяют лицо современного российского федерализма. Среди них фиксация союзного характера государства в верховном договорном акте (ряде), значительная степень самостоятельности территорий, наличие в договоре положений об их исключительном ведении, установление центром (князем) общих

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 7(211)

основ организации власти в землях, финансовый и налоговый протофедерализм, наличие органа, представляющего территории, его участие в принятии общегосударственных решений, международная правосубъектность государства в сочетании с гарантией участия его составных частей во внешнеэкономической деятельности, обязательное рассмотрение органом, представляющим территории, вопросов войны и мира.

Тем не менее, федерализм в современном понимании возник значительно позже. Так, Баглай М.В. выделял 3 исторические этапа развития федерализма:

1) создание основ социалистического федерализма (1918-1936);

2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);

3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 года[3].

Федерализм в России возник и развивался по идеологической схеме большевизма, в основе которой лежал не реальный принцип демократической государственной власти, а классовый революционный подход, преследующий укрепление власти большевиков любой ценой.

Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов 25 (12) января 1918 г. в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая закрепила: «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик». Затем данное положение перенесли в первую Конституцию РСФСР 1918 г., где к нему было добавлено: «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные Советов и их исполнительные органы»[4].

Большевики, будучи последователями учения К. Маркса о диктатуре пролетариата, видели Россию, прежде всего, унитарным государством. Однако революционные события 1917 года и последовавший за этим распад страны вынудили большевиков несколько сменить ориентиры. Федерализм стал рассматриваться ими как временная мера разрешения национального вопроса. Поэтому федеративный характер Российской республики был установлен в принятой в январе 1918 года Третьим Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, которая затем вошла в Конституцию РСФСР[5], и постановление «О федеративных учреждениях Российской Республики». Съезд провозгласил Россию Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР). РСФСР учреждалась на основе свободы союза народов как федерация советских национальных республик. Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года провозгласил объединение советских республик в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик[6].

24 декабря 1917 г. была образована Украинская Советская Социалистическая Республика. 31 декабря того же года получает независимость Финляндия, отторгается Польша. Далее процесс образования автономий становится непрерывным. Так, в 1920 г. возникают Дальневосточная республика (6 апреля), Хорезмская Народная Советская Республика (26 апреля), Азербайджанская Советская Социалистическая Республика (28 апреля), Карельская трудовая коммуна (8 июня), Чувашская автономная область (24 июня), Киргизская Автономная Советская Социалистическая Республика (28 августа), Бухарская Народная Советская Республика (14 сентября), Вотская автономная область (4 ноября), Марийская автономная область (4 ноября), Калмыцкая автономная область (4 ноября), Армянская Советская Социалистическая Республика (29 ноября)[7].

Дальневосточная республика тут единственное исключение: она формировалась не по национальному признаку. В середине XX в. большевики применили метод, придуманный еще Петром I: для управления армиями на удаленном от центра расстоянии был создан территориальный штаб.

В 1921 г. образуются Дагестанская АССР (20 января), Горская АССР (20 января), Грузинская ССР (25 февраля), Абхазская АССП марта). Аджарская АССР (16 марта), Калмыцкая АО (22 августа), кабардинская АО (1 сентября), Крымская АССР (18 октября).

Помимо советской вертикали существовала вертикаль партии (ВКП(б) была «руководящей и направляющей», а раз так, то Советы автономий должны были подчиняться партийным органам автономий которые создавались отнюдь не по принципу национального представительства. Существующая здесь схема была сродни тому приему, благодаря которому Александр II усмирил Грузию. Ленин интегрировал национальные кадры партийных руководителей в общую политическую элиту советской федерации. При этом первые лица партийной власти автономии подбирались так, чтобы по возможности ими не оказывались только национальные кадры. При первом секретаре - русском второй подбирался из местной титульной нации, при первом - местном вторым ставился русский. Понятно, что место русского мог занимать и представитель другой нации, далекой от местной, а иногда и прямо враждебной ей. Бывали случаи, когда среди всего высшего партийного руководства автономии не было ни одного представителя титульной нации[8]. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Республику. Данным конституционным закреплением учреждалось новое государственное устройство не только собственно России, но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР.

«Автономная область», «автономная республика», «национальный округ» («автономный округ») - все эти статусные характеристики подразумевали разную степень автономии, четко регламентированную законами. Но эти права распространялись только на Советы. Советы, по Конституции, должны были подчиняться соответствующим партийным органам, а на партийные органы права автономности не распространялись, партия строилась в соответствии с принципом печально известного «демократического» централизма[9]. Таким образом, Совет автономии мог отклонить то или иное решение Совета Союза, но он обязан был выполнить это же решение, если оно приходило к нему из ЦК через соответствующий комитет. А так как и сам Совет Союза подчинялся ЦК, то вся централизованная вертикаль партийных органов и была реальной системой власти, в то время как автономии играли роль декорации, тешащей национальное самолюбие местного населения.

Ленинское решение поражает своей «прозорливостью». Он предоставляет малочисленным народам ту или иную степень национальной независимости, натравливает их на старый порядок и одновременно с этим формирует параллельную, скрытую систему власти, которая, в конечном счете, закабалит эти народы гораздо сильнее, чем это было в Российской империи. Потом будут и произвольные перекройки границ, и депортация

народов, чего доленинская Россия не знала. Этот прием обеспечил большевикам благополучный приход к власти, но то, что хорошо при захвате контроля над страной, может быть плохо в перспективе. Ленинская схема была абсолютно неэффективна экономически, а ее стабильность (политическая) зиждилась на стабильности положения КПСС в обществе, а, в конечном счете - на мощи и эффективности репрессивных органов.

Итак, опираясь на инфраструктуру, заложенную прежней властью, большевики в то же время пошли на ее кардинальное преобразование. Унитарное государство было провозглашено федеративным, однако федерация получилась явно «нетрадиционной»[10]. Во-первых, субъекты не образовывали ее, а выделялись на ее территории. Во-вторых, субъектами именовались только национально-территориальные автономии имевшие, к тому же, разный статус. В-третьих, автономии эти охватывали лишь часть страны. На остальной территории федеральный центр фактически действовал как обычное унитарное государство, оставаясь федеральным центром лишь номинально. В-четвертых, на федеральном уровне отсутствовал двухпалатный парламент, характерный для федеративных государств. Федерация строилась, следовательно, сверху и была квалифицирована в советском государствоведении как федерация, построенная на автономии[11].

Нетипичность российского федерализма советского типа дала повод многим авторам оценивать его как фиктивный. О Юрченко указывал, что РСФСР есть унитарное государственное тело, отдельные части которого имеют автономный статус, по существу без достаточных признаков государственности. Можно согласиться с такой оценкой, и отнести подобную модель к фантомному федерализму. Подобная система была устойчива только при наличии мощных карательных органов, своей постоянной деятельностью удерживающих государство от сползания в хаос. Крах коммунистической системы привел к крушению союзной федерации и усилению сепаратизма, как национального, так и территориального.

Перед большевиками стояла генеральная задача установит власть не только в столице, но и по всей стране. Для ее решения пошли на разрушение государственности, в том числе путем поощрения на территории империи национально-государственного строительства малых российских народов. Именно в русле этой политики страна была провозглашена федерацией. Стремясь заручиться поддержкой малых народов, нейтрализовать с их помощью часть населения, лояльную прежней власти, большевики инициировали образование национально-территориальных автономий и не препятствовали отделению от государства его окраинных территорий. Таким образом, ставка была сделана на политику, показавшую свою пагубность в прежней российской истории.

Ко времени принятия Конституций СССР 1936 года государство стало уже, по существу, унитарным. Что касается краев и областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны, то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Автономные республики стали рассматриваться как не суверенные государства, их конституции, например, подлежали утверждению Верховным Советом РСФСР. Весьма неопределенным оставалось положение автономных областей[12].

Таким образом, советский федерализм оказался разновидностью унитаризма, поскольку страной руководила КПСС - партия, основанная на жестком подчинении нижестоящих уровней вышестоящим. Ключевыми для всего государственного строительства были принципы руководящей роли КПСС и демократического централизма, плохо совместимые с федерализмом в его современном понимании.

Демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности[13]. Неумение властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований РСФСР. В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина «автономная», они приобрели конституционный статус «республика в составе Российской Федерации». Библиогра фия:

1. Федерализм. Энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М., 2007. - С. 258.

2. Добрынин Н.М. Российский федерализм: Становление, современное состояние и перспективы. - Новосибирск: Наука, 2005. - С. 39.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов - 7-е изд., изм. и доп. - М.: Проспект, 2009. - С. 341.

4. Теория и практика государственного управления: учебник для ВУЗов/ Добрынин. Н.М. Новосибирск: Наука, 2006. - С.217.

5. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) //СУ РСФСР, 1918. - № 51. - ст. 582.

6. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (Принят в г. Москве 30.12.1922 на I съезде Советов СССР) // Съезды Советов в документах. 1917-1936. Т. III.- М., 1960. - С. 18-22.

7. Теория и практика государственного управления: учебник для ВУЗов. - С.259.

8. Косолапов Д. Модели Федерализма в современном мире // Право Политика. 2008. № 11. - С. 29-31.

9. Инченко. Н. Циклы Российского Федерализма // Свободная мысль. 2007. № 6. - С. 31-32.

10. Косолапов Д. Модели Федерализма в современном мире // Право Политика. 2008. № 11. - С. 19-21.

11. Косолапов Д. Модели Федерализма в современном мире // Право Политика. 2008. № 11. - С. 19-21.

12. Инченко. Н. Циклы Российского Федерализма // Свободная мысль. 2007. № 6. - С. 33.

13. Добрынин Н.М. Российский федерализм: Становление, современное состояние и перспективы. - Новосибирск: Наука, 2005. С. 76.

References:

1. Federalism. Encyclopedic Dictionary. - M.: Infra-M., 2007. - p. 258.

2. Dobrynin N.M. Russian federalism: Formation, current state and prospects. - Novosibirsk: Nauka, 2005. - p. 39.

3. Baglay M.V. Constitutional Law of the Russian Federation: textbook. for universities - 7th ed., ed. and add. - M.: Prospect, 2009. - p. 341.

4. Theory and practice of public administration: textbook for universities/ Dobrynin. N.M. Novosibirsk: Nauka, 2006. - p.217.

5. The Constitution (Basic Law) of the Russian Socialist Federative Soviet Republic (adopted by the V All-Russian Congress of Soviets on 10.07.1918) // SU RSFSR, 1918. - No. 51. - Article 582.

6. Treaty on the Formation of the Union of Soviet Socialist Republics (Adopted in Moscow on 30.12.1922 at the I Congress of Soviets of the USSR) // Congresses of Soviets in documents. 1917-1936. Vol. III.- M., 1960. - pp. 18-22.

7. Theory and practice of public administration: textbook for universities. - P.259.

8. Kosolapov D. Models of Federalism in the modern world // Pravo Politika. 2008. No. 11. - pp. 29-31.

9. Inchenko N. N. Cycles of Russian Federalism // Free Thought. 2007. No. 6. - pp. 31-32.

10. Kosolapov D. Models of Federalism in the modern world // Pravo Politika. 2008. No. 11. - pp. 19-21.

11. Kosolapov D. Models of Federalism in the modern world // Pravo Politika. 2008. No. 11. - pp. 19-21.

12. Inchenko N. N. Cycles of Russian Federalism // Free Thought. 2007. No. 6. - p. 33.

13. Dobrynin N.M. Russian federalism: Formation, current state and prospects. - Novosibirsk: Nauka, 2005. p. 76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.