Научная статья на тему 'Наркомнац РСФСР и нациестроительство в Калмыкии'

Наркомнац РСФСР и нациестроительство в Калмыкии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
NATIONAL QUESTION / NATIONAL POLICY / RSDRP / BOLSHEVIKS / SOVIET FEDERATIVE STATE / THE PEOPLE'S COMMISSARIAT FOR NATIONALITIES OF RSFSR / KALMYK DEPARTMENT / THE RIGHTS OF NATIONS TO SELF-DETERMINATION / AUTONOMY / KALMYKIA / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РСДРП / БОЛЬШЕВИКИ / СОВЕТСКОЕ ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО / НАРКОМНАЦ РСФСР / КАЛМЫЦКИЙ ОТДЕЛ / ПРАВА НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / АВТОНОМИИ / КАЛМЫКИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Максимов Константин Николаевич

Советская власть, реализуя национальную политику, октроировала многим народам России, в том числе калмыкам, национальную государственность, с большими трудностями и затратами создавала условия для преодоления отставания в экономическом, образовательном отношении, подъема их благосостояния, подготовки кадров, т. е. многое было сделано в фактическом осуществлении нациестроительства. В статье на основе документальных материалов советских высших органов власти рассматриваются эволюция и цели национальной политики большевиков накануне и после Октябрьской революции, ее реализация в первые годы советской власти. Автор приходит к выводу о том, что советская национальная политика с первых лет установления диктатуры пролетариата становится программой вовлечения народов России в социалистическое строительство в унитарном государстве с элементами федерализма. Особо отмечается, что, помимо принципов унитаризма, это государство отличалось тем, что организация и деятельность в нем органов правящей партии, построенных на принципах демократического централизма, выступали прочной скрепой сохранения централизованной и идеологизированной системы управления, которая сыграла немаловажную роль в обеспечении единства и неделимости федеративного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The People’s Commissariat for Nationalities and Nation-formation Process

Implementing national policy, the Soviet power provided many peoples of Russia, including the Kalmyk people, with national statehood. In spite of great difficulties and costs, it was creating the necessary conditions for overcoming economic and educational backwardness and was doing much in improving their well-being and training personnel. Thus, much was done for implementing the nation-building policy. Being based on the documentary materials from the Soviet higher authorities, the article considers the evolution and objectives of the national policy of the Bolsheviks before and after the October revolution, its implementation in the first years of the Soviet power. The author concludes that Soviet national policy since the first years of the establishment of the dictatorship of the proletariat became a program of involvement of the peoples of Russia in socialist construction with the elements of federalism in a unitary state. It is specifically noted that, in addition to the principles of Unitarianism, this state is distinguished by the fact that the organization and activity of bodies of the ruling party, built on the principles of democratic centralism, were solid enough to save centralized and ideologically-based system of governance, which played an important role in ensuring the unity and indivisibility of the Federal state.

Текст научной работы на тему «Наркомнац РСФСР и нациестроительство в Калмыкии»

Copyright © 2016 by the Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences

Published in the Russian Federation

Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities

of the Russian Academy of Sciences

Has been issued since 2008

ISSN: 2075-7794; E-ISSN: 2410-7670

Vol. 23, Is. 1, pp. 59-66, 2016

DOI 10.22162/2075-7794-2016-23-1-59-66

Journal homepage: http://kigiran.com/pubs/vestnik

UDC 94(47)084.3

The People's Commissariat for Nationalities and Nation-formation Process

Konstantin N. Maksimov1

1 Ph. D. of History, Professor, Leading Scientist of the History and Archeology Department at the Kalmyk Institute for Humanities of the RAS (Elista, Russian Federation). E-mail: kigiran@elista.ru

Implementing national policy, the Soviet power provided many peoples of Russia, including the Kalmyk people, with national statehood. In spite of great difficulties and costs, it was creating the necessary conditions for overcoming economic and educational backwardness and was doing much in improving their well-being and training personnel. Thus, much was done for implementing the nation-building policy.

Being based on the documentary materials from the Soviet higher authorities, the article considers the evolution and objectives of the national policy of the Bolsheviks before and after the October revolution, its implementation in the first years of the Soviet power.

The author concludes that Soviet national policy since the first years of the establishment of the dictatorship of the proletariat became a program of involvement of the peoples of Russia in socialist construction with the elements of federalism in a unitary state. It is specifically noted that, in addition to the principles of Unitarianism, this state is distinguished by the fact that the organization and activity of bodies of the ruling party, built on the principles of democratic centralism, were solid enough to save centralized and ideologically-based system of governance, which played an important role in ensuring the unity and indivisibility of the Federal state.

Keywords: national question, national policy, RSDRP, the Bolsheviks, Soviet federative state, The People's Commissariat for Nationalities of RSFSR, Kalmyk department, the rights of nations to self-determination, autonomy, Kalmykia.

Abstract

Биььетм ор тне К1Н ор тне ЯЛ8, 2016, Уо1. 23, 1

Одной из сложных проблем в полиэт-ничном государстве, требующих определенного реагирования и решения в зависимости от исторических условий, является, как известно, национальный вопрос (межэтнические отношения), концепция и меры по реализации которого обусловлены национальной политикой, изложенной в программных документах государства, политической партии.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), готовясь к низвержению самодержавия в России и рассматривая значение национального вопроса в достижении поставленной цели, с момента появления на политической арене приступила к выработке своей национальной политики. В проекте программы социал-демократической партии, составленном В. И. Лениным еще в декабре 1895 г., намечалось предоставить «свободу вероисповедания и равноправность всем национальностям» [КПСС 1970а: 17]. Что интересно, эта идея полностью была заимствована Временным правительством (Постановление от 20 марта 1917 г. об отмене вероисповедных и национальных ограничений), но не реализована.

Однако вскоре РСДРП, уточняя и развивая национальную политику, а также учитывая решение Лондонского международного конгресса рабочих и социалистических организаций 1896 г., пришла к выводу о том, что в основу решения национального вопроса должен быть положен принцип политического самоопределения. Поэтому в решении I съезда РСДРП, состоявшегося в Минске 1-3 (13-15) марта 1898 г., уже указывалось, что «партия признает за каждой национальностью право самоопределения» [Ленин 1960: 85].

В программном документе, принятом на II съезде в 1903 г., РСДРП, сохраняя основополагающие принципы национальной политики — «полную равноправность всех граждан независимо от пола, религии, расы и национальности», а также «право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства», внесла принципиальное дополнение — возможность предоставления «широкого местного самоуправления; областного самоуправления для тех местностей, которые отличаются особыми бытовыми условиями и составом населения» [КПСС 1970а: 63].

В резолюции Поронинского совещания ЦК РСДРП, состоявшегося в сентябре

- октябре 1913 г., важнейшие принципы национальной политики социал-демократической партии получили дальнейшую конкретизацию. В соответствии с его решением В. И. Ленин в статье «Критические заметки по национальному вопросу» писал, что «местное самоуправление с автономией областей, отличающихся особыми хозяйственными и бытовыми условиями, особым национальным составом населения» [Ленин 1961а: 144] должно строиться на принципах демократического централизма. Это условие, во-первых, означало, что автономная область должна была быть составной частью унитарного государства с централизованным управлением. Тем самым, во-вторых, одним из принципов решения национального вопроса в многоэтничном государстве, обеспечивающих его целостность, могло быть внутреннее территориальное самоопределение.

В соответствии с резолюцией Поронин-ского совещания и ленинскими заметками, изложенными в статье «О национальной программе РСДРП», принцип права на самоопределение наций не означал полное право на сецессию. В решении Поронин-ского совещания по национальному вопросу отмечалось: «Вопрос о праве наций на самоопределение (т. е. обеспечение конституцией государства вполне свободного и демократического способа решения вопроса об отделении) непозволительно смешивать с вопросом о целесообразности отделения той или иной нации. Этот последний вопрос с.-д. партия должна решать в каждом отдельном случае совершенно самостоятельно с точки зрения интересов общественного развития и интересов классовой борьбы пролетариата за социализм». По мысли В. И. Ленина, право наций на самоопределение должно было решаться с учетом вышеназванных факторов «парламентом, сеймом, референдумом отделяющегося меньшинства», но при этом обязательно должно было быть согласие центральной власти на решение этого вопроса [КПСС 1970а: 388389; Ленин 1960а: 227]. Тем самым социал-демократическая партия, провозглашая принцип права на самоопределение, «в интересах борьбы за социализм» фактически исключала право нации на сецессию.

Основные принципы и положения национальной политики партии были подтверждены в решениях Седьмой (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б) и

Всероссийской конференции фронтовых и тыловых военных организаций РСДРП (б), состоявшихся соответственно в апреле и июне 1917 г. Однако большевики, продолжая признавать «за всеми нациями, входящими в состав России, право на свободное отделение и на образование самостоятельного государства», считали, что «непозволительно смешивать с вопросом о целесообразности отделения», поскольку этот вопрос, во-первых, должен был решаться «с точки зрения интересов всего общественного развития и интересов классовой борьбы пролетариата за социализм», во-вторых, в интересах добровольного объединения народов России «в одно государственное целое» [КПСС 1970а: 448, 473].

Таким образом, партия большевиков накануне Октябрьского переворота определила революционную программу в решении национального вопроса в России, где предусматривалось предоставить в первых документах «национальностям» (этническим общностям), в последующих — «нациям» (имея в виду также этнические общности) право на самоопределение, вплоть до отделения. В некоторых партийных документах говорилось, что и «народы (территориальные сообщества. — К. М.) России имеют полное право на самоопределение», которое могло быть реализовано как в территориальной, так и экстерриториальной форме. Между тем этот принцип национальной политики большевиков, носивший декларативный характер, должен был в борьбе за власть иметь значение мобилизующего лозунга, призывавшего «отстоять единство классовой борьбы пролетариата за социализм» [Ленин 1961б: 317].

II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, состоявшийся 25 октября (7 ноября) 1917 г., провозгласив переход власти к Советам, в первом же документе — воззвании «Рабочим, солдатам и крестьянам!» — декларировал, что «обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение» [КПСС 1970б: 11]. На этом же съезде образованное советское правительство, призванное «обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы», 2 (15) ноября 1917 г. приняло Декларацию прав народов России, подписанную В. И. Лениным и И. В. Сталиным. В ней провозглашались и законодательно закреплялись основные принципы национальной политики Совет-

ского государства: равенство и суверенность народов России; право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп, населяющих территорию России. Здесь же правительство, определив принципы реализации права на самоопределение на основе территориального сообщества, обещало, что «конкретные декреты будут выработаны немедленно после конструирования Комиссии по делам национальностей» [Первые декреты 1987: 38—39].

В составе правительства (Совнаркома) должность И. В. Сталина, в отличие от всех его членов (наркомов), называлась «Председатель по делам национальностей». Поэтому к моменту принятия названной Декларации, по всей вероятности, не было определено конкретное название государственного органа, которому предстояло заниматься делами национальностей. Но поскольку И. В. Сталин подписывал все документы как член Совета народных комиссаров — «народный комиссар», то порученный ему отраслевой государственный орган стал именоваться «Народный комиссариат по делам национальностей» (Наркомнац РСФСР). Первое его заседание под председательством наркома И. В. Сталина состоялось лишь 15 февраля 1918 г. На нем были приняты решения о составе коллегии, отделов Наркомата, издании газеты «Жизнь национальностей». В 1918 г. в руководящий состав входили: нарком И. В. Сталин, заместители наркома С. С. Пестковский и А. З. Каменский, секретарь коллегии И. П. Товстуха. Совещательным органом при наркоме была коллегия, ее состав утверждался СНК РСФСР.

На Наркомнац была возложена очень ответственная задача — на основе федеративного устройства государства «помочь трудящимся национальных окраин... создать свою государственность и ускорить воссоздание на новых, социалистических началах государственного единства России». Структура Наркомнаца, построенная по национальному принципу, состояла из шести национальных комиссариатов и 11 национальных отделов, возглавляемых представителями национальных регионов. Основные задачи национальных комиссариатов и от-

Bulletin of the KIH of the RAS, 2016, Vol. 23, Is. 1

делов состояли в следующем: 1) информирование советской власти о нуждах данной национальности; 2) информирование национальностей о первых шагах и мероприятиях советской власти; 3) удовлетворение через органы советской власти культурно-просветительных нужд населения данной национальности; 4) самая широкая агитация и пропаганда идей советской власти среди масс данной национальности; 5) улаживание всякого рода конфликтов, возникающих между органами советской власти и национальностями; 6) выработка на началах советской Конституции оснований и положений административно-территориальной национальной автономии, где это требуется особыми экономическими и территориальными условиями [Нелидов 1962: 424].

Большевики, определяя федеративное государственное устройство и конструкцию органов государственной власти, приступили к принципиальной корректировке программы по национальной политике. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918 г., принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, где законодательно закрепив формы правления и государственного устройства, провозгласил, что «Россия объявляется республикой Советов», которая учреждается «на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик». Если в этом документе законодатель, увязав самоопределение с федерацией и определив национальную республику в качестве субъекта федерации, то в резолюции «О федеральных учреждениях Российской Республики» в соответствии с правом на самоопределение предусматривались два вида субъекта: национальная республика и автономная область. В первой Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г., были определены уже формы реализации права на самоопределение этими субъектами: внутреннее территориальное («автономные областные союзы в составе РСФСР» — ст. 11) и экстерриториальное («признание выхода из Российской федерации отдельных частей ее» — п. «д» ст. 49). Эти положения Конституции стали основой для создания унифицированных национальных государственных образований в форме государственно-политической и административно-политической автономии в составе унитарного государства с элементами федерации.

Благодаря новым историческим условиям калмыцкая интеллигенция вышла на политическую арену, ей импонировала национальная политика большевиков, которую хорошо воспринимала и значительная часть калмыцкого населения. Калмыцкая интеллигенция, близко стоявшая к массам и пользовавшаяся доверием, при поддержке активных сторонников сумела найти стержневую национальную идею — создание национальной государственности. Благодаря ее инициативе, активной организаторской деятельности и поддержке центральных органов власти РСФСР стало возможным в оптимальные сроки решить все вопросы по образованию Калмыцкой автономной области.

С образованием Наркомнаца и закреплением основных принципов национальной политики в Конституции РСФСР повсеместно в стране активизировался процесс нациестроительства. Калмыцкий отдел при Наркомнаце, учрежденный 24 сентября 1918 г. в соответствии с решением II чрезвычайного съезда Советов трудового калмыцкого народа, был сформирован Калмыцким ЦИКом в составе А. Г. Мещерякова (заведующий), Н. К. Корсикова и Д. Манджиева, и утвержден Наркомнацем в октябре того же года [К истории образования 1960: 43, 47]. До этого времени по договоренности в Наркомнаце интересы калмыцкого народа представлял Киргизский (Казахский) отдел во главе с М. Тунганчиным. Почти одновременно с образованием Калмыцкого отдела Наркомнаца, в марте 1919 г., была создана Калмыцкая секция при национальном отделе Астраханского губисполкома. Но в октябре того же года ввиду дублирования деятельности Калмисполкома по многим вопросам она была упразднена.

В связи с усложнением задач Наркомна-ца в соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 13 июля 1918 г. «О национальных школах и о взаимоотношениях между народными комиссариатами просвещения и по делам национальностей» было принято решение образовать при Наркомпросе национальную секцию, куда делегировались представители национальных комиссариатов и отделов при Наркомнаце с правом совещательного голоса. В Наркомпросе был создан также отдел просвещения национальных меньшинств, на который возлагалось руководство культурно-просветительными учреждениями национальных регионов.

А. Г. Мещеряков, приступив к работе в Наркомнаце, буквально через неделю, 27 октября 1918 г., представил его руководству докладную записку, где излагались основные задачи Калмыцкого отдела: «1) распространение среди калмыцкого народа идей социализма и планомерное проведение их в жизнь; 2) культурно-просветительное развитие всего калмыцкого народа, так как лишь своим культурным развитием народ может открыть себе путь к национальному самоопределению и к устройству жизни своей на новых началах; 3) поднятие его экономического благосостояния; 4) выработка проектов гражданских и уголовных законов соответственно с обычным правом калмыков, кладя в основу идею социализма; 5) урегулирование землепользования.. ; 6) выработку на началах Советской Конституции оснований и положений административно-территориальной калмыцкой автономии»... [К истории образования... 1960: 47].

В соответствии с выдвинутыми идеями А. Г. Мещерякова о «национальном самоопределении», «административно-территориальной калмыцкой автономии», независимо от того, хотел он этого или нет, предполагалось построение модели национально-государственного образования Калмыкии лишь на этнической основе. Это его ошибочное мнение, конечно, можно объяснить тем, что народы России пребывали в эйфории от лозунга создания «национальных государств», а также отсутствием в тех условиях эмпирического материала. Между тем исторический опыт в СССР показал, что создание национальных государств и национально-государственных образований оказалось возможным только на основе территориального сообщества (народа, населяющего определенную территорию). Следует еще отметить, что в соответствии с посулами, декларациями большевиков в первые годы советской власти во многих регионах страны оживилось национальное движение, базирующееся на принципах центробежных тенденций.

Калмыцкий отдел в первую очередь сосредоточил свою деятельность на выполнении решений Калмыцкого ЦИКа по вопросам обеспечения сохранности поголовья скота и проведения земельной реформы в соответствии с законом о социализации земли, а также реализации права наций на самоопределение. Этими проблемами пришлось заниматься уже другому составу

Калмыцкого отдела. Вместо заболевшего А. Г. Мещерякова в марте 1919 г. к работе приступил А. М. Амур-Санан, вскоре прибыли в качестве его заместителя У. Л. Лав-гаев и секретаря В. П. Никитин. Отделу предстояло вести подготовительную работу по образованию государственности Калмыкии, когда уже официально были определены принципы национально-государственного строительства в РСФСР.

В новых исторических условиях России партия, приступая к институционализации социализма, внесла в свою программу фактически новые концептуальные принципы в реализации права на самоопределение. В разделе «В области национальных отношений» программы РКП (б), принятой VIII съездом РКП (б) в марте 1919 г., признавались права на государственное отделение только «за колониями и неравноправными нациями», а в целях перехода к полному единству предлагалось «федеративное объединение государств, организованных по советскому типу» [КПСС 1970б: 45], т. е. на принципах внутреннего самоопределения в составе федеративного государства, исключающих сецессию. Несколько позже, в 1920 г., об этом предельно откровенно было заявлено И. В. Сталиным: «. автономия Дагестана не означает и не может означать отделения его от Советской России. Автономия — не представляет независимости» [Сталин 1952: 396].

В начале 1919 г. благодаря помощи центра в Калмыкии активизировался процесс формирования политической системы новой государственности, основы социалистической экономики, движения за создание автономии. Однако в течение года (весна 1919-1920) Калмыцкая степь оказалась в водовороте Гражданской войны, значительно разрушившей экономику, приостановившей процесс нациестроительства в Калмыкии.

На завершающем этапе Гражданской войны, ставшем поворотной вехой в национальной политике советской власти, властные структуры РСФСР приступили к практическому решению нациестроительства. В феврале и марте 1920 г. при ВЦИК были образованы постоянная Комиссия по разработке вопросов федеративного устройства РСФСР и постоянная Административная комиссия. На эти постоянные комиссии возлагались задачи определения правового статуса и полномочий, установления границ

Биььетм ор тне KIH ор тне ЯЛ8, 2016, Vol. 23, Is. 1

и административно-территориального деления автономных образований.

Наркомнац РСФСР, в первой половине 1920 г. организовав заметную экономическую и практическую помощь, стал активнее влиять на подготовку национально-государственного строительства в Калмыкии. В вопросе о форме национально-государственного устройства Калмыкии представители ВЦИК и Наркомнаца, руководители Калмыцкого исполкома, изучив имевшиеся различные предложения, пришли к единому мнению — создать автономную область, которая и была учреждена в начале июля 1920 г. I Общекалмыцким съездом Советов трудового калмыцкого народа.

Коллегия Наркомнаца РСФСР, рассмотрев 6 октября 1920 г. документы по образованию автономии Калмыкии, представила на заключение И. В. Сталину проект постановления ВЦИК и СНК РСФСР о создании Калмыцкой автономной области. Одобренный наркомом по делам национальностей, проект вкупе с вопросом о задачах партии в местностях, населенных восточными народами, обсуждался 14 октября 1920 г. на заседании Политбюро ЦК РКП (б), на котором присутствовали 27 делегатов съезда народов Востока (в том числе Калмыкии и Бурятии), под председательством В. И. Ленина.

В проекте постановления Политбюро, написанном В. И. Лениным, отмечалось:

«— Издать от имени Советской власти манифест, который подтвердит основы национальной политики РСФСР и установит действительный контроль за ее проведением в жизнь;

— признать необходимым проведение автономии в соответствующих конкретным условиям формах для тех восточных национальностей, которые не имеют еще автономных учреждений, в первую голову — для калмыков и бурят-монголов, поручив Наркомнацу немедленно составить проект декрета об автономии калмыков...;

— признать необходимой организацию школ при Наркомнаце для подготовки советских и партийных работников из рабочих и крестьян Востока;

— усилить работу Совета национальностей при Наркомнаце и поставить доклад об этой работе на ближайшем заседании Совнаркома» [Известия ЦК 1991: 149, 151].

Подготовленный Наркомнацем проект ВЦИК и СНК РСФСР 4 ноября 1920 г. рассмотрели и приняли постановление за под-

писью М. И. Калинина и В. И. Ленина — образовать Автономную область калмыцкого народа. Однако окончательное уточнение границ и определение административно-территориального устройства Калмыцкой автономной области, как и других автономий (республик, областей, трудовых коммун), созданных в эти годы, затянулось до начала 1930-х гг. Это объяснялось тем, что многообразие форм автономий было связано с попыткой выделить территорию, населенную определенным моноэтносом, и определить ее административные и этнические границы. Поэтому, видимо, не случайно границы автономных образований очерчивались на глазок — «с севера Тереком, а в остальных направлениях. по сю сторону Терека» [Сталин 1952: 403—404].

Советская национальная (этническая) политика, принятая большевиками на раннем этапе борьбы за власть как пропагандистский лозунг, с первых лет установления диктатуры пролетариата становится программой вовлечения народов России в социалистическое строительство в унитарном государстве с элементами федерализма. Помимо принципов унитаризма, это государство отличалось тем, что организация и деятельность в нем органов правящей партии, построенных на принципах демократического централизма, выступали прочной скрепой сохранения централизованной и идеологизированной системы управления. Однако следует заметить, что этот фактор сыграл немаловажную роль в обеспечении единства и неделимости федеративного государства.

Советская власть, реализуя национальную политику, октроировала многим народам России, в том числе и калмыкам, национальную государственность, с большими трудностями и затратами создавала необходимые условия для преодоления отставания в экономическом, образовательном отношении, подъема их благосостояния, подготовки кадров, т. е. многое было сделано в фактическом осуществлении на-циестроительства. Наркомнац РСФСР и представительные органы исполнительной власти национальных регионов (в том числе и Калмыкии) при нем, выполнив свою основную задачу по подготовке создания национальных государств и национально-государственных образований (в том числе и Калмыцкой автономной области), с учреждением СССР в апреле 1924 г. были упразд-

нены. Реализация национальной политики

Советского государства была возложена на

Отдел по делам национальностей ВЦИК и

Совет национальностей ЦИК СССР.

Литература

Известия ЦК КПСС. 1991. № 5. 224 с.

К истории образования Автономной области калмыцкого народа (октябрь 1917 - ноябрь 1920 гг.): сб. док. и мат-лов. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1960. 104 с.

КПСС 1970а — КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1970). 8-е изд., доп. и испр. М.: Политиздат, 1970. Т. 1: 1898-1917. 534 с.

КПСС 1970б — КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1970). 8-е изд., доп. и испр. М.: Политиздат, 1970. Т. 2: 1917-1924. 543 с.

Ленин 1960 — Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М.: Политиздат, 1960. Т. 2. 677 с.

Ленин 1961а — Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М.: Политиздат, 1961. Т. 24. 566 с.

Ленин 1961б — Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М.: Политиздат, 1961. Т. 25. 646 с.

Нелидов А. А. История государственных учреждений СССР. М.: Мин-во высшего и среднего образования РСФСР. М., 1962. 747 с.

Первые декреты Советской власти: сборник факсимильно воспроизведенных документов. М.: Книга, 1987. 335 с.

Сталин И. В. Сочинения. М.: Политиздат, 1952. Т. 4. 440 с.

References

Izvestiya CK KPSS (The Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union), 1991, no 5, 224 p. (In Russ.).

K istorii obrazovaniya Avtonomnoj oblasti kalmyckogo naroda (oktyabr' 1917 - noyabr' 1920 gg.): sbornik dokumentov i materialov [The history of formation of the Autonomous

region of the Kalmyk people (October 1917 -November 1920): a collection of documents and materials]. Elista, Kalm. Book Publ., 1960, 104 p. (In Russ.).

KPSS 1970a — KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i plenumov CK (18981970). 8-e izd., dop. i ispr. [Communist party 1970а — CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee (1898-1970). 8th ed., extend. and rev.]. Moscow, Politizdat Publ., 1970, vol. 1: 1898-1917, 534 p. (In Russ.).

KPSS 1970b — KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i plenumov CK (18981970). 8-e izd., dop. i ispr. [Communist party 1970а — CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee (1898-1970). 8th ed., extend. and rev.]. Moscow, Politizdat Publ., 1970, vol. 2: 1917-1924, 543 p. (In Russ.).

Lenin 1960 — Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenij. 5-e izd. [Complete works. 5th ed-n]. Moscow, Politizdat Publ., 1960, vol. 2, 677 p. (In Russ.).

Lenin 1961a — Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenij. 5-e izd. [Complete works. 5th ed-n]. Moscow, Politizdat Publ., 1961, vol. 24, 566 p. (In Russ.).

Lenin 1961b — Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenij. 5-e izd. [Complete works. 5th ed-n]. Moscow, Politizdat Publ., 1961, vol. 25, 646 p. (In Russ.).

Nelidov A. A. Istoriya gosudarstvennyh uchrezhdenij SSSR [History of state institutions of the USSR. Moscow, 1962, Min-vo vysshego i srednego obrazovaniya RSFSR (Ministry of higher and secondary education of the RSFSR), 747 p. (In Russ.).

Pervye dekrety Sovetskoj vlasti: sbornik faksimil'no vosproizvedennyh dokumentov [First decrees of Soviet power: a collection of facsimile reproduction of documents]. Moscow, Kniga Publ., 1987, 335 p. (In Russ.).

Stalin I. V. Sochineniya [Works]. Moscow, Politizdat Publ., 1952, vol. 4, 440 p. (In Russ.).

Bulletin of the KIH of the RAS, 2016, Vol. 23, Is. 1

УДК 94(47)084.3

НАРКОМНАЦ РСФСР И НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО В КАЛМЫКИИ

Константин Николаевич Максимов1

1 доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела истории и археологии

Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук (Элиста, Российская

Федерация). E-mail: kigiran@elista.ru

Аннотация. Советская власть, реализуя национальную политику, октроировала многим народам России, в том числе калмыкам, национальную государственность, с большими трудностями и затратами создавала условия для преодоления отставания в экономическом, образовательном отношении, подъема их благосостояния, подготовки кадров, т. е. многое было сделано в фактическом осуществлении нациестроительства.

В статье на основе документальных материалов советских высших органов власти рассматриваются эволюция и цели национальной политики большевиков накануне и после Октябрьской революции, ее реализация в первые годы советской власти.

Автор приходит к выводу о том, что советская национальная политика с первых лет установления диктатуры пролетариата становится программой вовлечения народов России в социалистическое строительство в унитарном государстве с элементами федерализма. Особо отмечается, что, помимо принципов унитаризма, это государство отличалось тем, что организация и деятельность в нем органов правящей партии, построенных на принципах демократического централизма, выступали прочной скрепой сохранения централизованной и идеологизированной системы управления, которая сыграла немаловажную роль в обеспечении единства и неделимости федеративного государства.

Ключевые слова: национальный вопрос, национальная политика, РСДРП, большевики, Советское федеративное государство, Наркомнац РСФСР, Калмыцкий отдел, права наций на самоопределение, автономии, Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.