УДК 357. 1:94(470.47). 084.8 ББК Т3(2Рос.Калм)622-38
К. В. Убушаев
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КАЛМЫЦКОГО НАРОДА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
В статье рассматриваются вопросы национально-государственного строительства на начальном этапе в первые годы советской власти в Калмыкии. Возникновение первых советов в Калмыцкой степи и начало организации здесь системы советов, борьба в калмыцком обществе за национальное самоопределение народа и, наконец, провозглашение калмыцкой автономии - все это составило содержание начального этапа национально-государственного строительства в Калмыкии. Решающее значение в самоопределении калмыцкого народа имела, безусловно, «Декларация прав народов России», роль которой для народов национальных окраин трудно переоценить.
K.V. Ubushaev
THE INITAL PHASE OF ESTABLISHMENT OF STATE BODIES
OF THE KALMYK PEOPLE IN THE FIRST YEARS OF SOVIET POWER
The article deals with the establishment of state bodies in Kalmykia in the first years of Soviet power. The creation of the first Soviets in the Kalmyk steppe and the beginning of the organization of the system of Soviets, the struggle for national self-determination of the people in the Kalmyk society, and finally, the proclamation of the Kalmyk autonomy were parts of the initial phase of the establishment of state bodies in Kalmykia. "The Declaration of the Rights of the Peoples of Russia" was crucial to the self-determination of the Kalmyk people and the role of the declaration was importantfor the peoples of the national borderlands.
Ключевые слова: народ, национальное, калмыки, государство, советы, депутаты, улусы, уезды, область, губернии
Keywords: nation, national, Kalmyk people, State, Soviets, deputies, uluses, counties, region, province.
С первых дней своего образования молодое советское государство занялось в первую очередь актуальными, насущными проблемами национальной политики в новой России. После создания Народного комиссариата по делам национальностей при Совнаркоме РСФСР на втором Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Советское правительство приняло важнейший документ государственной важности - «Декларацию прав народов России». Российская Советская республика провозгласила основные принципы нового национально-государственного строительства всех без исключения народов бывшей Российской империи. Поскольку новые органы Советской власти не имели утвердившейся практики деятельности по национально-государственному строительству населения России, то им выпала, по словам В.И. Ленина, незавидная участь, «перепробовать то, и другое, и третье» [1] в своей созидательной работе по национально-территориальному устройству народов России.
Организация новых органов Советской власти в Калмыцкой степи, складывание здесь на местах целостной системы Советов, активная работа созданных советских органов за национальное самоопределение калмыцкого народа, их целенаправленные усилия по сохранению единой Калмыцкой степи первоначально хотя бы в форме уездной власти составили содержание начального этапа национально-государственного строительства в период от февраля к октябрю 1917 г. Решение этих вопросов позволило перейти к другому, новому этапу национально-государственного строительства - созданию калмыцкой национальной автономии. Решающее значение в самоопределении калмыцкого народа имела «Декларация прав народов России», роль которой для народов окраин Российской Советской Республики трудно переоценить.
Говоря о развитии национально-государственного строительства на первом этапе в Калмыкии, нужно иметь в виду, что Калмыцкий уезд охватывал калмыков только Астраханской губернии и центральный орган Советской власти был создан на ее территории. Что касается других частей калмыцкого народа, то здесь дело обстояло сложнее. Так, решение вопроса национально-государственного строительства боль-шедербетовских калмыков в Ставропольской губернии пошло по линии культурно-национальной автономии, которая лишь усилила разъединение трудового калмыцкого населения Большедербетовского улуса и беднейшего русского крестьянства Мед-веженского уезда, противопоставила друг другу их единые по своей природе классовые интересы и непомерно осложнила национальный вопрос [2].
Не без трудностей проходило национально-государственное строительство и в Калмыцкой степи Астраханской губернии. Калмыцкий уезд был образован в составе 8 улусов, но с самого начала фактически он состоял из 7 улусов, так как восьмой -Манычский - целиком вошел вместе с 3 переселенческими селами в состав возникшей новой территориально-административной единицы - Элистинского округа (в него входили еще 13 сел, выделившихся из Черноярского уезда). Нарушая решения II губернского съезда Советов (июль 1918 г.), Астраханский губисполком 27 августа 1918 г. преобразовал его в уезд и включил в состав губернии. В результате территориальная целостность Калмыцкой степи оказалась нарушенной. Ведь в центре степи большая территория в виде целого улуса была отторгнута. Поэтому руководители Калмыцкого и Черноярского уездных исполкомов (А. Ч. Чапчаев и В. П. Кульченко) выступили независимо друг от друга с резкой критикой идеи создания Элистинского уезда и рассматривали поглощение Манычского улуса стремлением местного кулачества отгородиться от остальных уездов Астраханской губернии и заниматься земельными захватами [3].
Проблема Манычского улуса оставалась до конца гражданской войны по существу нерешенной. Впоследствии сама жизнь - развернувшиеся события в этом уезде (контрреволюционные выступления кулачества в декабре 1918 г. и в январе 1919 г.) -дала дополнительные свидетельства насущной справедливости сделанных ранее выводов о сильных позициях кулачества в Элистинском уезде и заставила вынести решение о восстановлении Манычского улуса.
Начало гражданской войны не позволило развернуть работу по проведению мероприятий, намеченных первыми съездами Советов Калмыкии. Но работа по национально-государственному строительству не прекращалась, и вопросы военного порядка - призыв калмыков в Красную Армию, организация национальных частей и т.д. - способствовали активизации деятельности местных Советов, укреплению их связи с массами. Таким образом, вопросы военного и национально-государственного строительства были тесно переплетены и сыграли значительную роль в укреплении
Советской власти в Калмыкии и создании национальной автономии советского типа. Важным подтверждением этому являются решение съезда Советов основной массы калмыков Астраханской губернии 1918 г., где наряду с военными вопросами рассматривались также вопросы, имеющие большое значение в развитии национально-государственного строительства: организация Калмыцкого отдела (представительства) при Наркомнаце в Москве и выборы нового состава Калмыцкого исполкома Советов (конструирование органов управления в соответствии с Конституцией РСФСР). Учреждение Калмыцкого представительства в Москве устанавливало прямую связь между центральной и местной властью и давало простор для решения накопившихся проблем национально-территориальной автономии калмыцкого народа [4].
Вновь избранный состав Калмыцкого исполкома начал работать на правах уездного исполкома (вместо 20 членов было избрано 10 членов), так как Калмыцкая степь в административном отношении была приравнена к уезду. По мере упрочения Советской власти постепенно, несмотря на военное время, вырастали очертания будущей Калмыцкой автономной области, и в этом отношении большую подготовительную работу провел созданный в этот период Калмыцкий отдел при Наркомнаце. Уже в октябре 1918 г. заведующий отделом А. Г. Мещеряков направляет в Наркомнац письмо, где были изложены многие вопросы, относящиеся к основным проблемам для решения культурно- просветительного развития всего калмыцкого народа; для выработки проектов гражданских и уголовных законов соответственно с обычным правом калмыков; главное, для провозглашения национальной автономии калмыцкого народа [5].
В ноябре 1918 г. А. М. Амур-Санан, докладывая о результатах проделанной работы в центре - Москве, сообщил, что Наркомнац проявляет большой интерес к нуждам калмыцкого народа и обещает оказать самую широкую помощь в разрешении вопросов, связанных с его самоопределением на началах «Декларации прав народов России».
Безусловно, решение вопроса национальной автономии последовало, как и у большинства малых народов России, после окончания гражданской войны. Но и в условиях военного времени велась подготовка, к примеру, в Калмыкии, к созданию её автономии.
В конце 1918 г. и начале 1919 г. подготовка к провозглашению автономии проходила в обстановке наметившихся успехов, которых Советы Калмыкии добились в политической и экономической областях. Показателем дальнейшего укрепления Советской власти в степи может служить рост политической зрелости народных представителей - членов исполкомов Советов, делегатов улусных и аймачных съездов Советов. Если весной 1918 г. некоторые аймачные Советы были далеки от ясного понимания сущности революции и шли нередко на поводу у феодальной верхушки, то летом и осенью 1918 г. положение заметно меняется. Подтверждением служат решения улусных и аймачных Советов о национализации скота и имущества у многих зайсангов, нойонов и крупных скотопромышленников [6].
Некоторые итоги национально-государственного строительства в Калмыкии подвел состоявшийся в Астрахани в декабре 1918 г. III съезд Советов калмыцкого народа, решения которого многие исследователи высоко оценивают. Он обсудил отчеты отраслевых отделов Калмыцкого исполкома советов и доклады с мест, вынес по ним конкретные резолюции. В решении по перевыборам Калмыцкого исполкома съезд предложил организовать все 17 запланированных отделов вместо существующих 14, создав дополнительно недостающие отделы [7].
Прямое отношение к проблемам национально-государственного строительства имел вопрос о правовом положении Калмыцкой степи. По докладу К. Никитина съезд вынес решение, вновь подтверждающее за Калмыцкой степью право уездной единицы: «Калмыцкую степь считать уездом Астраханской губернии со всеми правами самостоятельной единицы, какие предоставлены всем уездам РСФСР...» [8]. После III съезда Советов началась более целенаправленная работа по созданию национальной государственности калмыцкого народа. 14 февраля 1919 г. Калмыцкий исполком избрал для решения вышеуказанных вопросов областную комиссию в составе 5 человек, куда включили от Калмыцкого исполкома А. М. Амур-Санана, С.-Г. Хадылова, Ф.И. Плюно-ва и других. В своем решении комиссия записала: «Калмыцкая степь должна быть самостоятельной областью на началах самоопределения народов, провозглашенных в «Декларации прав народов» [9].
После окончания гражданской войны на территории России сложились благоприятные условия для успешного решения вопроса о создании национальной автономии Калмыцкого народа, объединения на добровольной основе разрозненных групп калмыков, проживающих за пределами калмыцкой степи. Все это давало хорошую возможность собрать вместе все национальные группы калмыцкого народа для проведения общекалмыцкого съезда.
Исходя из вышеизложенного, Калмыцкий исполком поручил своему представителю в Москве Амур-Санану войти с ходатайством в Москве во ВЦИК по вопросам национальной автономии калмыков в форме автономной области. В результате Калмыцкий исполком представил доклад на имя наркома по делам национальностей И.В. Сталина. В докладе назывались три проблемы, стоящие перед будущим съездом: выяснение положения калмыков всех губерний и областей в связи с созданием Калмыцкой области; решение вопроса об автономии калмыцкого народа; определение его взаимоотношении с Советской Республикой [10].
Здесь же на заседании Калмыцкого исполкома было решено назначить предстоящий съезд ориентировочно на начало июня 1919 г., избрав местом проведения поселок Яшкуль - географический центр калмыцкой степи. Исполком советов Калмыкии создал оргкомитет в составе семи человек, который должен был заниматься подготовкой предстоящего съезда советов. Учитывая, что на съезде будут представлены все большие и малые группы калмыков, съезду предполагалось назвать этот съезд Советов -общекалмыцкий или всероссийский съезда Советов. В конце апреля 1919 г. Нарком-нац и ВЦИК РСФСР командировали на этот съезд своего представителя, члена ВЦИК РСФСР Константина Герценберга, опытного работника, члена РКП(б) с 1917 г., для подготовки съезда [11].
Крупное наступление деникинских войск весной 1919 г., занявших в этот период всю территорию Калмыкии, сделали невозможным созвать в намеченный срок представителей всех частей калмыцкого народа. Однако прерывать работу по подготовке общекалмыцкого съезда советов и создания автономии было признано нецелесообразным, так как в занятых белогвардейцами калмыцких улусах Деникин развернул усиленную агитацию среди коренного населения, призывая их в ряды своей Добровольческой армии, которая якобы «борется за правое дело», за «единую, великую и неделимую Русь».
Решив воспользоваться выигрышным моментом, донские казачьи и калмыцкие кулацко-зайсангские элементы попытались снова выразить пресловутый для многих калмыков лозунг об организации для них автономной казачьей Калмыкии. Большинство калмыцкого населения, неискушенное в политике, не могло самостоятельно
разобраться в такого рода демагогических лозунгах. Поэтому требовалось выпустить для калмыцкого народа понятные простым людям специальные законодательные документы, которые были приняты высшими правительственными органами России, в которых гарантировалось от имени правительства создать национальную автономию калмыцкого народа. Поэтому Калмыцкий исполком Советов направил в Москву председателя КалмЦИК Араши Чапчаева, которому было поручено совместно с Антоном Амур-Сананом подготовить государственный документ большой важности за подписью самого В.И. Ленина. А.Ч. Чапчаев и А.М. Амур-Санан подготовили обращение Совнаркома РСФСР к калмыцкому народу, которое от имени правительства было подписано 22 июля 1919 г. председателем Совнаркома РСФСР В. И. Лениным. В этом Обращении Ленин гарантировал от имени Совнаркома РСФСР немедленный созыв Всероссийского съезда советов депутатов калмыцкого народа, где его представители могли сами решать вопросы, связанные с образованием калмыцкой национальной автономии, причем не в общих декларативных формах, а в конкретно очерченных законодательных нормах, разрешавших наиболее сложные вопросы национально -государственного строительства в Калмыкии [12].
Историческое обращение В.И. Ленина к трудовому калмыцкому народу являлось надежной гарантией центральной советской власти, которая реально могла обеспечить в ближайшее время провозглашение в Калмыкии ее национальной автономии.
Кроме того, В.И. Ленин подписал и другой крайне важный для Калмыцкого народа государственный документ-декрет Совнаркома РСФСР «О новом устройстве земельного быта калмыцкого народа». Этот декрет от имени центральной советской власти во главе с В.И. Лениным узаконил все земли в Калмыцкой степи «свободными от гнета богачей» и объявил, что они являются «неотъемлемым достоянием калмыцкого народа» [13].
Таким образом, вековая мечта калмыков всецело была поддержана в Москве центральным правительством. Более того, несмотря на продолжавшуюся гражданскую войну, обещало калмыцкому населению продолжать начатую работу по национальному самоопределению всех групп калмыков, проживающих в пределах России, в единое целое в форме автономной единицы.
Следует отметить, что на основе ленинского активно начала свою деятельность комиссия по созыву Общекалмыцкого съезда, созданная решением СНК РСФСР 10 июля 1919 г. Комиссия организовала на местах в Калмыцкой степи народные собрания и улусные сходы, где повсеместно принимались решения созвать Всероссийский съезд Советов всех калмыков. Кроме того, 5 апреля 1920 г. Калмыцкий областной исполком Советов принял решение «содействовать успеху Общекалмыцкого съезда и еще раз подтвердить принципы объединения калмыков на правах автономной областной единицы». Впоследствии на съезде активное обсуждение вопроса о форме национально-государственного устройства убедило многих, что для Калмыкии того времени подходит областная автономия, так как республиканская форма управления не может быть жизненной по целому ряду причин: малочисленность населения Калмыкии, низкий уровень её экономического развития, недостаток квалифицированных работников для создания аппарата управления республиканского масштаба во всех советских органах центральной и местной - от совнаркома РСФСР до Калмыцкого исполкома, провели большую организационную и пропагандистскую работу по созыву Общекалмыцкого съезда, разработали программу съезда и подготовили проект «Декларации прав трудового калмыцкого народа» [14].
Первый Общекалмыцкий съезд Советов открылся 2 июля 1920 г. в пос. Чилгир. На съезд прибыли делегаты, представляющие всех калмыков России: астраханских, ставропольских, донских, терских, кумских, уральских и киргизских калмыков. Съезд принял решение объединить всех калмыков в одну административно-территориальную единицу в форме автономной области в составе РСФСР. «Строительство новой жизни основывается на Конституции РСФСР и других законодательных актах Российской Республики», - говорилось в «Декларации прав трудового калмыцкого народа». Верховным органом Советской власти Калмыкии должен стать съезд Советов автономной области, а в перерыве между съездами - центральный исполнительный комитет Советов (ЦИК). «Декларация» решила создать Калмыцкую автономную область, состоящую из 8 улусов и пос. Калмыцкий Базар Астраханской губернии, Большедербетовского улуса Ставропольской губернии, 13 станиц Сальского округа Донской области и Кумского аймака Терской губернии [15].
Безусловно, «Декларация» определила лишь главные принципы автономии Калмыцкой области, а многие практические проблемы, прежде всего, вопрос о границах, не затрагивала.
Важное значение в осуществлении основных положений национального самоопределения калмыцкого народа и в окончательном решении вопроса об автономной единице имело постановление Политбюро ЦК РКП (б) от 14 октября 1920 г. «О задачах РКП (б) в местностях, населенных восточными народами». В этом документе отмечалась целесообразность образования создания автономии для народностей восточных районов, что еще не имели автономных учреждений, прежде всего для калмыков и бурят. Постановление Политбюро ЦК РКП (б) обязывало как местные, так и центральные органы Советской власти приступить к конкретному решению давно назревшего и чрезвычайно важного для калмыцкого народа вопроса [16].
Таким образом, автономия калмыцкого народа и его национально-территориальное устройство явились ярким свидетельством их исключительной заботы о национальных нуждах и потребностях восточных народов, осуществлением в жизнь национальной политики советского государства.
Список литературы
1. Ленин В.И. Полное собрание сочинений (Далее: Полн. собр. соч.) 5-е изд. Т. 40. С. 47.
2. Это объяснялось тем, что калмыцкие деятели, вошедших в состав Большедер-бетовского улусного Совета, были привержены к программе культурно-национальной автономии и теоретической слабостью отдельных деятелей Ставропольского губи-сполкома.
3. Многие народы России имели к тому времени такие отделы (было уже 14 отделов при Наркомнаце) и уже начали подготовку к созданию национальной автономии.
4. Государственный архив Российской Федерации (Далее: ГАРФ) Ф. 1317. Оп. 1. Д. 1. Л. 12.
5. Установление и упрочение Советской власти в Калмыкии. Элиста. 1970. С. 163
6. Там же.
7. НАРК. Р. 102. Оп. 3. Д. 64. Л. 44.
8. Саврушева К. Ц. Образование автономии Калмыцкого народа. Элиста, 1967. С. 30.
9. К истории образования автономной области калмыцкого народа Элиста, 1959. С. 30.
10. Иванько Н .И., Орехов И.И., Наберухин А.И. Великий Октябрь и гражданская война в Калмыкии. Элиста, 1968. С. 51.
11. Наберухин А. И. Ленинское воззвание к калмыцкому трудовому народу. Элиста, 1969. С. 15.
12. Установление и упрочение Советской власти... С. 163.
13. Жизнь национальностей. 1919. 28 сентября.
14. Саврушева К.Ц. Развитие калмыцкой автономии в 1921-1035 гг. Элиста, 1971. С. 30.
15. К истории образования. С. 102.
16. Наберухин А.И. Ленинское к калмыцкому трудовому народу. С. 15.