Научная статья на тему 'ИДЕИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918 ГОДА (К 100-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ)'

ИДЕИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918 ГОДА (К 100-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1273
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / ФЕДЕРАТИВНАЯ СИСТЕМА / НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / УНИТАРИСТСКИЕ НАЧАЛА / ПРАВО НА СЕЦЕССИЮ / ГОСУДАРСТВО С АВТОНОМНЫМИ ВКЛЮЧЕНИЯМИ / СВОБОДА И ДОБРОВОЛЬНОСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КЛАССОВАЯ СУЩНОСТЬ ФЕДЕРАЛИЗМА / ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ЦЕНТРАЛИЗМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Морозова Людмила Александровна

В статье, посвященной 100-летию со дня вступления в действие первой советской Конституции, раскрываются особенности социалистического федерализма как формы государственного единства новой России. Исследование модели социалистического федерализма, закрепленной в Конституции РСФСР 1918 г., позволяет объяснить многие особенности российского федерализма, который не соответствует ни одной из известных мировой практике моделей федеративного устройства государств. Эта специфика досталась России в наследство от предшествующего исторического развития страны. Следовательно, выявление факторов, обусловливающих своеобразие федеративной организации государственной власти, взаимоотношений федерального центра и субъектов федерации, их правового положения и другие проблемы, позволяют их учитывать и тем самым обеспечивать территориальную целостность страны. К особенностям социалистической модели федерализма автор статьи относит: ее классовый характер, что подтверждается установлением в Конституции РСФСР 1918г. принадлежности всей власти в стране трудящимся классам, формирование российской федерации как государства с автономными образованиями, объединение исключительно однотипных по сущности, т.е. социалистических образований, свобода и добровольность объединения, а отсюда и право на сецессию субъектов российской федерации, национально-территориальный принцип построения федерации, принцип демократического централизма. В статье отмечается, что именно с Конституции РСФСР 1918г. идет традиция, согласно которой самый крупный в России народ - русский не имеет какой-либо автономии или специальных органов для осуществления своей воли или национальных интересов. Нет у него и целостного правового статуса (проф. О.И. Чистяков). В завершение статьи приводятся оценки Конституции РСФСР 1918 г. отечественными и зарубежными исследователями, которые достаточно высоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918 ГОДА (К 100-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ)»

Л.А. Морозова *

ИДЕИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918 ГОДА (к 100-летию Конституции)

Аннотация. В статье, посвященной 100-летию со дня вступления в действие первой советской Конституции, раскрываются особенности социалистического федерализма как формы государственного единства новой России. Исследование модели социалистического федерализма, закрепленной в Конституции РСФСР 1918 г., позволяет объяснить многие особенности российского федерализма, который не соответствует ни одной из известных мировой практике моделей федеративного устройства государств. Эта специфика досталась России в наследство от предшествующего исторического развития страны. Следовательно, выявление факторов, обусловливающих своеобразие федеративной организации государственной власти, взаимоотношений федерального центра и субъектов федерации, их правового положения и другие проблемы, позволяют их учитывать и тем самым обеспечивать территориальную целостность страны.

К особенностям социалистической модели федерализма автор статьи относит: ее классовый характер, что подтверждается установлением в Конституции РСФСР 1918г. принадлежности всей власти в стране трудящимся классам, формирование российской федерации как государства с автономными образованиями, объединение исключительно однотипных по сущности, т.е. социалистических образований, свобода и добровольность объединения, а отсюда и право на сецессию субъектов российской федерации, национально-территориальный принцип построения федерации, принцип демократического централизма.

В статье отмечается, что именно с Конституции РСФСР 1918г. идет традиция, согласно которой самый крупный в России народ - русский не имеет какой-либо автономии или специальных органов для осуществления своей воли или национальных интересов. Нет у него и целостного правового статуса (проф. О.И. Чистяков).

В завершение статьи приводятся оценки Конституции РСФСР 1918 г. отечественными и зарубежными исследователями, которые достаточно высоки.

Ключевые слова: социалистический федерализм, децентрализация, территориальная целостность, федеративная система, национально-территориальный принцип, унитаристские начала, право на сецессию, государство с автономными включениями, свобода и добровольность объединения, право народов на самоопределение, классовая сущность федерализма, принцип демократического централизма.

Первая советская конституция - Конституция РСФСР 1918 г. закрепила завоевания октябрьской революции 1917 г., подвела итоги начального этапа строительства советского государства,1 хотя прошедший промежуток времени был незначительным. Одновременно Конституция РСФСР содержала программные положения, определявшие основополагающие задачи на перспективу. Некоторые отечественные исследователи отмечают,

* Морозова Людмила Александровна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории права, государства и судебной власти ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

1 См.: Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Серия «Памятники советского законодательства». М., 2003. С.1.

что начиная с Конституции РСФСР 1918 г. утвердилась традиция включения в советские конституции программных положений, устанавливающих цели и задачи на определенный период 2. Указанная черта в полной мере присуща первой советской Конституции. В ст.9 ставились задачи: уничтожение эксплуатации человека человеком; полное устранение деления общества на классы; создание свободного союза трудящихся всех наций. Некоторую иллюзорность отдельных положений Конституции РСФСР 1918г. можно объяснить тем, что она была рассчитана на переходный период к такому состоянию, когда не будет в обществе разделения на классы и в стране водворится социализм.

Подготовке Конституции РСФСР 1918 г. предшествовало принятие Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которую высоко оценивают историки. По мнению проф. О.И. Чистякова, Декларация явилась по существу «малой Конституцией, Советского государства»3. Действительно, в ней нашли закрепление важнейшие конституционные вопросы: национализация земли, переход к национализации промышленности, а всех банков - в собственность государства, установление всеобщей трудовой повинности, в перспективе же - уничтожение эксплуатации человека человеком. В Декларации были зафиксированы основы государственного строя России: она объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежала вся власть в центре и на местах. Одновременно эксплуататоры лишались всех политических и иных прав. Получил определенное решение и вопрос о форме государственного единства новой России: учреждалась федерация национальных республик. В Декларации закреплялись ключевые принципы советской внешней политики: борьба за мир, против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе.

Будучи утверждена на III Всероссийском съезде Советов 12 января 1918 г., Декларация первоначально выполняла функции Конституции нового государства4, а впоследствии целиком вошла в текст Конституции РСФСР 1918г. Подготовленная в весьма сжатые сроки - всего за 3 месяца (конституционная комиссия работала с 5 апреля по 5 июля 1918 г.), первая советская Конституция представляет определенный интерес в качестве акта, закрепившего модель социалистического федерализма.

Как известно, Россия, несмотря на ее обширную территориальную расположенность, многонациональный и поликонфессиональный состав населения, неоднородность экономического, политического и культурного развития различных регионов, особенности геополитического положения,

2 См.: Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917 -1993). М., 2000. С. 32 -33.

3 Чистяков О.И. Указ. соч. С.15.

4 См.: Хрисанфов В.И. История государства и права России 1917-1999. Курс лекций. СПб., 1999. С.22.

представляла собой в дореволюционный период унитарное государство. Однако естественное тяготение многофакторного развития страны к децентрализации нейтрализовалось самодержавной властью царя5. В советский период развития Российского государства факторы децентрализации не исчезли, они остаются и в настоящее время, накапливаясь по мере развития российской государственности. Следовательно, федеративное устройство Советского государства уже в первые годы его образования служило, как представляется, одним из эффективных средств обеспечения необходимой в этих условиях децентрализации и сохранения целостности страны. В противном случае стали бы неизбежными потеря Россией государственности, распад державы на ряд мелких национальных или квазинациональных образований, утрата исторической идентичности народов, а в итоге - невозможность гармонизировать интересы центра и мест, решить внутренние и внешние проблемы, достичь единства общества и государства.

Исследование модели социалистического федерализма, закрепленной в первой советской Конституции, позволяет также объяснить многие особенности современного российского федеративного устройства, которое не вписывается ни в одну из известных мировой практике моделей. Безусловно, эта специфика досталась России в наследство от предшествовавшего исторического развития страны, многофакторного своеобразия прогресса в различных сферах жизни общества. Следовательно, выявление такого рода факторов, влияющих на государственное устройство Российской Федерации и обусловливающих ее неординарность в федеративной организации государственной власти, во взаимоотношениях федеративного центра и субъектов, в правовом положении структурных элементов федеративной системы и т.д. позволяет выбрать наиболее рациональный способ организации субъектного состава федерации (национальный, территориальный, национально-территориальный) в целях обеспечения стабильности, прочности федеративной организации власти в стране.

Сказанное также объясняет, почему несмотря на отрицательное отношение к федерации, партия большевиков провозгласила в Конституции РСФСР 1918 г., а еще ранее в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа федерацию в качестве формы государственного устройства советской России.

Общеизвестно, что партия большевиков относилась к федерализму ситуативно, руководствуясь соображениями политической конъюнктуры. В.И. Ленин был противником федеративного устройства государства на том основании, что федерация разобщает трудящихся, ведет к децентрализации

5 См.: Бурбина Ю.В. Теоретико-правовая характеристика современного федерализма и особенности его реализации в Российской Федерации // Автореф. дис... канд. юрид. наук. СПб.2010. С.14.

государственного управления6. Отмечая, что Маркс и Энгельс были противниками федерации в принципе, считали в то же время ее шагом вперед в разрешении национального вопроса.

Той же позиции придерживался и И.В. Сталин. « Не ясно ли, что федерализм в России, - писал он в марте 1917 г. в статье «Против федерализма», - не решает и не может решить национального вопроса, что он только запутывает и усложняет его донкихотскими потугами повернуть назад колесо истории?»7.

Таким образом, унитаристское начало было сильно развито в партийных позициях, наследуя марксистское неодобрительное отношение к федерации. Однако, столкнувшись с реальной практикой государственного строительства в России, руководство партии большевиков осознало, что идеи федерализма имеют значимость в двух главных аспектах: 1) для удержания народов бывшей Российской империи в составе вновь создаваемого государства; 2) для привлечения симпатий народов других государств к советской России.

Вместе с тем некоторые ученые отмечают, что при создании первой советской Конституции «федерализм как политическое и юридическое понятие не нес никакой государствообразующей нагрузки»8. Этот термин присутствовал в названии государства в качестве принципа, но отсутствовал в основной части Конституции РСФСР. Поэтому подчеркивается, что федерализм был только внешней оболочкой унитарного по сути государства, но не представлял собой системообразующего принципа. При этом федерализм чаще всего ставился в один ряд с такими категориями, как демократия, гуманизм, а унитаризм ассоциировался с тоталитарным государством. Тем самым, по мысли проф. В.Е. Сафонова, «происходит смешение понятий из разных смысловых рядов, игнорируется разница между политическим режимом, формой государственного устройства и характером организации управленческого аппарата»9.

В результате реальное развитие федеративных отношений в советской России осуществлялось по двум главным направлениям. Первое - создание автономных национально-территориальных образований в составе РСФСР; второе - сближение РСФСР с республиками, где установилась советская власть: Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией, Грузией.

Выявляя особенности социалистического федерализма периода действия Конституции РСФСР 1918 г., следует обратить внимание на то, что данная Конституция четко определила форму федерации для России: государство с автономными включениями, т.е. путем создания автономных

6 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.24. С.143; т.48. С.238.

7 Сталин И.В. Соч.т.3 .С.27.

8 Сафонов В.Е. Историко-правовой экскурс генезиса российского федерализма: традиционное и новое в содержании // Традиции и новаторство русской правовой мысли: история и современность (к 100-летию со дня смерти С.А. Муромцева): Материалы IV Международной научно-практической конференции. Иваново, 2010. С. 396.

9 Там же. С. 397.

единиц внутри РСФСР10. Как отмечается в литературе, единственной формой автономии в рассматриваемый период была республика, т.е. государственная форма автономии. Самой крупной из первых автономных республик была Туркестанская. Идея автономии зародилась в Туркестане еще до октября 1917 г. и была выдвинута буржуазными кругами, но оказалась популярной в народных массах. Однако туркестанские большевики не сразу использовали эту идею в своих интересах. И хотя в литературе советского периода утверждалось, что «образование автономных республик в 1918 г. проходило снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс», один из честнейших советских историков О.И. Чистяков не мог скрыть того факта, что руководили этими массами местные партийные органы и органы советской власти, а они, в свою очередь, опирались на принципиальные указания центральных органов партии и государства. При этом важной формой руководства было направление из центра чрезвычайных комиссаров. Таким комиссаром был, в частности, Орджоникидзе, направленный на Северный Кавказ и в Область войска Донского и сыгравший важную роль в создании соответствующих автономных республик11.

Следует подчеркнуть, что правовое положение автономных республик в 1918 г. не было четко и достаточно полно определено. Поэтому Ш Всероссийский съезд Советов в своих решениях постановил: уточнить содержание автономии внутренних единиц РСФСР, разграничив компетенцию между РСФСР и автономными республиками, а также путем установления форм связи между их органами. Но военная обстановка того времени помешала провести соответствующую работу. Сами же автономные республики 1918 г. оказались недолговечными: они были захвачены интервентами и белой армией, а после освобождения не были восстановлены. Считалось, что они не соответствовали национально-территориальному принципу образования субъектов социалистической федерации.

По Конституции РСФСР 1918 г. членами федерации объявлялись автономные областные союзы, отличающиеся особым бытом и национальным составом (ст.11 Конституции РСФСР). Из содержания гл.9 Конституции РСФСР, вытекало, что ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК принадлежало полномочие устанавливать границы и компетенцию областных советских союзов, входящих в состав РСФСР а также разрешение споров между ними (п. «г» ст.49 Конституции РСФСР). Этим же органам принадлежало право принятия в состав РСФСР новых сочленов и признание выхода из Российской Федерации отдельных ее частей (п. «д» ст.49 Конституции РСФСР). Последнее установление позволяет утверждать, что Конституцией РСФСР 1918 г. признавалось право сецессии. Эта особенность существенно отличала социалистическую модель федерализма от так называемых буржуазных типов федерации, которые, по общему

10 См.: История государства и права СССР / под ред. О.И. Чистякова и Ю.С. Кукушкина. М.,1971. С.61.

11 См.: Там же. С. 62 -63.

правилу, не признают право субъектов федерации на сецессию, т.е. выход из состава федеративного объединения. Представляется, что признание социалистическим федерализмом права на сецессию можно объяснить принципом свободного вхождения наций в федерацию советских республик (ст. 2 Конституции), а также принципом свободного самоопределения наций (ст.4 Конституции), которые не совместимы с насильственным удержанием в федеративном союзе вопреки воле и желанию конкретного народа.

Именно как право на сецессию толковал п. «д» ст. 49 Конституции РСФСР 1918 г. О.И. Чистяков. Задавая вопрос, имеется ли здесь в виду односторонний выход или с согласия всероссийских органов, он отвечал на него следующим образом: «Думается, что закон следует толковать в первом смысле. Действительно, ст.49 говорит не о даче санкции на выход, а о признании совершившегося факта»12. В подтверждение своего вывода он приводил примеры, когда в 1918- 1920 гг. из территории РСФСР выделилась группа районов и образовала независимые советские республики: Латвийскую, Литовскую, Эстонскую, Белорусскую, Азербайджанскую, Армянскую. Они не запрашивали предварительного согласия всероссийских органов на выход из состава России, но создав национальные государства, обратились с просьбой об их признании. Однако в Конституции РСФСР 1925 г. подобная норма уже отсутствовала.

По мнению О.И. Чистякова, в первые годы существования советского государства, когда еще шло формирование нового типа федерации, закрепление права на свободный выход из нее было целесообразно, так как позволяло народам свободнее выразить свою волю и упрощало национально -государственное строительство. Тем не менее представляется, что дело не столько в свободе, сколько в отсутствии опыта такого строительства, навыков в проведении национальной политики, в полемичности позиций руководства партии большевиков по ряду вопросов, касающихся федеративного устройства социалистического государства. Споры и взаимная критика позиций М.А. Рейснера, Я.М. Свердлова, М.Н. Покровского, М.И. Лациса и др. в конституционной комиссии ВЦИК -яркое тому свидетельство. Кроме того, право на сецессию субъектов социалистической модели федерации было закреплено в последующих конституциях всего периода существования советского государства, когда федерация стала достаточно сложившейся и устойчивой формой Советского Союза. Как известно, правом на сецессию в 1991 г. воспользовались Прибалтийские республики, выйдя из СССР и образовав независимые государства.

Партия большевиков важнейшим требованием своей национальной программы считала право народов на самоопределение. Это предполагало предоставление всем народам, которые того пожелают, ничем не ограниченной свободы выбора отношений друг с другом, в том числе и право создания своего самостоятельного государства. При этом право на

12 Чистяков О.И. Указ. соч. С.103.

самоопределение должно предоставляться абсолютно всем народам, даже отсталым.

Выдвигая в качестве самостоятельного право на свободу отделения, партия большевиков исходила из того, что большинство народов, тесно связанных с русским населением экономическими, политическими, культурными и историческими узами, не захотят отделяться от России13. «Полная свобода отделения, самая широкая местная (и национальная) автономия, детально разработанные гарантии прав национального меньшинства - такова программа революционного пролетариата», - писал В.И. Ленин.14 Конституция РСФСР 1918 г. не содержала перечня субъектов российской федерации. Это объяснялось тем, что процесс формирования федерации по существу только начался с приятием Конституции и вступлением ее в действие. Действительно, все последующие годы - 1918, 1920, 1921 происходило создание разнообразных форм автономии: не только новых автономных республик, но и автономных областей, например, Калмыцкой, Чувашской, Марийской, Вотской и др., а также Трудовой коммуны немцев Поволжья и Карельской трудовой коммуны. Таким образом, несмотря на гражданскую войну, национально-государственное строительство РСФСР продолжалось и завершилось в послевоенный период.

В Конституции РСФСР 1918 г. впервые было проведено разграничение предметов ведения и компетенции федеральных органов власти и органов власти на местах, что можно считать большим достижением для первого в мире социалистического федеративного государства.

Основополагающей особенностью первой социалистической федерации ее исследователи называют такую сущностную черту, как классовость, т.е. четко фиксированное идеологическое ее содержание. В ст. 10 Конституции РСФСР Российская Республика закреплялась как свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Практически в каждой конституционной норме указывалось на принадлежность власти в пределах РСФСР всему рабочему населению страны или указывалось на наделение трудящихся определенными правами и свободами в их же интересах. Одновременно указывалось на лишение отдельных групп населения (главным образом бывших эксплуататоров) конкретных прав и свобод с добавлением « руководствуясь интересами рабочего класса в целом» (ст.23 Конституции РСФСР 1918 г.).

Социалистический тип федерации обусловливал такую ее особенность, что она могла объединять только однотипные субъекты, т.е. социалистические по своей сущности образования. Требование однотипности, по мнению О.И. Чистякова, было вполне определенно сформулировано в ст. 2 Конституции РСФСР, согласно которой «Советская Российская Республика учреждается. как федерация советских национальных республик». Более того, по утверждению ученого, членами

13 См.: Чистяков О.И. Указ. соч. С.78.

14 Ленин В.И. Полн. Собр. соч.Т.31. С.168.

социалистической федерации не могли быть не только государства эксплуататорского типа, но и переходных форм15.

Понятия «советский» и «социалистический» в этот период трактовались как тождественные. В то же время в 1920 г. возникли две советские республики, которые не были социалистическими, а определялись как народные - Хорезмская и Бухарская. В них не могла быть учреждена диктатура пролетариата - непременный признак социалистического характера государственной власти, так как практически отсутствовал рабочий класс. Однако советская власть основывалась на революционно -демократической диктатуре народа, объединившего широкие слои крестьянства, интеллигенцию и прогрессивную часть буржуазии. Поэтому Хорезмская и Бухарская народные советские республики не могли вступить с РСФСР в федеративные отношения. По этой же причине указанные республики не вошли в Советский Союз, когда в 1922 г. он был образован. Следовательно, социалистическая модель федерации отличалась по своей юридической природе и сущности именно классовым характером, поскольку государственная власть в федерации в целом и в ее субъектах базировалась на диктатуре пролетариата, объединившей всех трудящихся России.

Классовая природа социалистической федерации обусловила национально-территориальный принцип ее организации. Данный принцип, с точки зрения большевистской идеологии, базировался на национальных особенностях населения России. Тем самым социалистическая федерация рассматривалась как чисто инструментальное средство для решения национального вопроса. Однако при реализации этого принципа на практике пришлось столкнуться со значительными трудностями, вызванными тем, что национальные начала в построении федерации социалистического типа не учитывали экономическую целостность определенных территорий, веками сложившиеся межнациональные связи народов, историческое их перемешивание. Таким образом, проведение в жизнь национально-территориального принципа требовало одновременного учета большого числа разнообразных факторов, а в отдельных случаях приходилось даже отступать от этого принципа. Так было, например, с Таврической, Донской и некоторыми другими республиками, возникшими в 1918 г., поскольку они создавались в рамках прежних административных единиц и потому не совпадали с границами расселения отдельных народов. Но начиная со второй половины 1918 г., после вступления в действие Конституции РСФСР 1918 г., удалось при формировании автономных единиц обязательно учитывать национальный состав населения. В результате большой работы по внедрению в практику национально-территориального принципа, как отмечалось в печати того времени, в 6 из 9 новых автономных образований процент коренного населения достиг более 50%. Наиболее

15 См.: Чистяков О.И. Указ. соч. С.91-92.

высоким он был в Чувашии - 86%, меньшим в Татарии - 51%. В Киргизской республике он составил - 46,6% в Башкирии также был менее 50%.16

К важнейшим принципам социалистической федерации относился и принцип добровольности объединения народов в Российскую федерацию, непосредственно связанный с программным требованием партии большевиков права наций на самоопределение. Требование добровольности объединения получило закрепление в тех статьях Конституции 1918 г., которые устанавливали федеративную форму единства Российской Республики. Правда, таких статей в тексте Конституции немного: ст.8, 11 и пп. «г» и «д» ст.49. В ст.8 принцип добровольности и действительной свободы коренных начал федерации получил четкое закрепление, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации право принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях. Конечно, учитывая, что формирование федеративного устройства первого в мире советского государства также осуществлялось впервые и, исходя из классовой сущности социалистического типа федерализма, Конституция 1918 г. не считала для себя возможным заимствовать опыт буржуазных, эксплуататорских федераций. Отсюда исключительная лаконичность формулировок о федеративном устройстве России, отсутствие развернутой характеристики целей и задач, структурно-функциональных особенностей социалистической федерации.

Тем не менее создателями российского варианта организации государственного устройства можно считать интуитивно были соблюдены три главные условия федеративного построения: 1)территориальные размеры страны; 2) многонационациональный и поликонфессиональный состав ее населения; 3)политико-правовые традиции общества: несмотря на унитарность России, различные ее регионы управлялись по-разному. Так, как управлялись входившие в ее состав Польша и Финляндия, не управлялись Туркестан и Северо-Кавказские области. Главной целью управления страны было обеспечение единства государства и его территориальной целостности. Кстати, эти же задачи стояли перед нашей страной и после распада СССР в 1991 г.

К особенностям модели социалистического федерализма принято относить принцип демократического централизма. Подчеркивая, что данный принцип присущ не только федеративным, но и унитарным социалистическим государствам, О.И. Чистяков выделял разницу его проявления в той и иной форме государственного устройства: в федерации на основе данного принципа устанавливается связь между национальными государствами - субъектами федерации и ею самой, а в унитарных

16 См.: Чистяков О.И. Указ. соч. С.99 -100.

государства - между государством в целом и его административно-территориальными единицами.

Как отмечается в современной юридической литературе, федеративная форма государственного устройства не означает автоматического наличия демократии в стране, хотя и создает базис для этого17. Будучи убежденным централистом, В.И. Ленин тем не менее считал, что демократический централизм обеспечивает гармоничное сочетание интересов центра с интересами субъектов федерации18. Однако из содержания Конституции РСФСР можно заключить, что предметы ведения органов общероссийского центра - Всероссийского съезда Советов и ЦИК были весьма обширны: все вопросы общегосударственного значения. Кроме того, ведению центра подлежали и те вопросы, которые он признает подлежащими его разрешению (ст.50 Конституции РСФСР).

Таким образом, степень централизации была достаточно высока, хотя можно предположить, что для привлечения симпатий народов к советской власти, чтобы вызвать у них желание объединиться с Российской Республикой, автономные образования пользовались широкой компетенцией и свободой по Конституции РСФСР в решении местных дел и даже выполняли такие функции, как руководство вооруженными силами (особенно на окраинах страны) и внешние сношения19. Следует отметить, что именно от Конституции РСФСР 1918 г. идет традиция, что самый крупный в России народ - русский не нуждается в какой-либо автономии, так как осуществляет свою волю и свои национальные интересы непосредственно через органы РСФСР. Преимущественно русские регионы представляли собой неавтономную часть России, никаких специальных органов для нее не существовало, не было у нее и целостного правового статуса20.

Итак, совершенно очевидно, что федерация представляет собой более сложное образование, чем унитарное государство: задачи, цели, интересы и функции в федерации многообразнее и сложнее, чем в унитарном. Тем не менее О.И. Чистяков пришел к выводу, что РСФСР возникла не в результате объединения равнозначных суверенных государств, а в силу выделения отдельных территорий в существующем государстве и предоставления им статуса автономных единиц. Российская Федерация сложилась не как союзное государство, а как государство с автономными образованиями. Следовательно, «ее название не соответствовало ее содержанию» -констатировал ученый.21 Тем не менее эта форма оказалась перспективной: впоследствии ее переняли другие многонациональные республики -Грузинская, Азербайджанская, Грузинская, Узбекская, также имевшие автономные образования в своем составе.

17 См.: Бурбина Ю.В. Указ. соч. 13.

18 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.24. С.144.

19 См.:Чистяков О.И. Указ. соч. С.113, 119.

20 См.: Там же. С. 115.

21 См.: Чистяков О.И. Указ. соч. С.120.

Оценки первой советской Конституции в отечественной и зарубежной литературе в целом высокие, хотя и противоречивые. По мнению наиболее активного исследователя Конституции РСФСР 1918 г. проф. О.И. Чистякова, Конституция явилась «первой в истории человечества Конституцией социалистического государства, которая оставила неизгладимый след в большой м сложной истории Советского государства и права, во всемирной истории»22. Аналогичную оценку первой советской Конституции давал известный государствовед проф. А.И. Лепешкин23. Профессор Е.А. Лукьянова, опираясь на ленинские оценки Конституции РСФСР 1918 г., отмечает: «В этой Конституции воплотились представления партии большевиков о новом государственном строе, социалистической демократии, о правах человека в условиях строящегося социализма, о самой Конституции социалистического государства»24. Оценка Конституции РСФСР 1918 г. проф. Ю.П. Титовым более сдержанная и скорее констатирующая, чем раскрывающая ее значение для новой России: «Конституция послужила в известной степени базой для последующего законодательства. Она оказала большое влияние на формирование конституций других советских республик»25. Вместе с тем автор подчеркивает, что « проблемы создания Конституции РСФСР 1918 г. еще недостаточно исследованы, однако создание Конституции явилось острейшей необходимостью для страны.

С точки зрения проф. С.А. Авакьяна, «Конституция РСФСР 1918 г. была, естественно, продуктом своей эпохи и служила возникшему в России строю, оформляя его». Она сыграла «важную роль в конституционном строительстве других советских республик, возникших в это же время»26.

Известный британский историк Эдвард Карр, подробно исследовавший первые годы существования Советского государства в России в своей книге «Большевистская революция 1917 - 1923», переведенной на русский язык в 1990 г., уделил большое внимание вопросу о федерации, воплощенной в Конституции РСФСР 1918 г. При этом он обратил главное внимание разрыву между двумя теориями: той, что положена в основу Конституции РСФСР, и той, что вдохновляла конституции буржуазных государств. Если для западного мира Конституция представляла собой закон, которому должно подчиняться само государство, поскольку власть государства есть то, что надо ограничивать, то Советская конституция представляла собой закон как творение самого государства. «Отсюда следовало, что власть, которой конституция облекает такое государство, по сути своей неограниченна, безраздельна и абсолютна».

22 Там же. С.195, 196.

23 См.: Лепешкин А.И. Курс советского государственного права: В 2-х томах. Т.1. М., 1961. С.160 -161.

24 Лукьянова Е.А. Указ. соч. С.32.

25 История государства и права России. Учебник / под ред. Ю.П. Титова. М., 2008. С.306.

26 Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. Т. 1. М., 2007. С.196.

113

Именно данным обстоятельством можно объяснить тот факт, что модель социалистической федерации продемонстрировала свою несостоятельность и с ее помощью не удалось решить ни национального вопроса в стране, ни добиться повышения благосостояния населения. Не оправдали себя и национально-территориальный принцип, а также добровольность и свобода объединения народов, ни право наций на самоопределение. Все это показали 90-е годы ХХ в., когда произошел развал Советского Союза и Россия фактически оказалась в границах ХVII в., а руководству страны вновь пришлось заниматься проблемами сохранения целостности страны.

Библиографический список

1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. Т. 1. М.: Юристъ, 2007. - 912 с.

2. Бурбина Ю.В. Теоретико-правовая характеристика современного федерализма и особенности его реализации в Российской Федерации // Автореф. дис... канд. юрид. наук. СПб., 2010.

3. История государства и права России. Учебник / под ред. Ю.П. Титова. 2-е изд. М.: Проспект, 2008. - 562 с.

4. История государства и права СССР /под ред. О.И. Чистякова и Ю.С. Кукушкина. М.: Юридическая литература,1971. - 431 с.

5. Лепешкин А.И. Курс советского государственного права: В 2-х томах. Т.1. М.: Госюриздат.,1961. - 559 с.

6. Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917 -1993). М., 2000. - 192 с.

7. Сафонов В.Е. Историко-правовой экскурс генезиса российского федерализма: традиционное и новое в содержании // Традиции и новаторство русской правовой мысли: история и современность (к 100-летию со дня смерти С.А. Муромцева): Материалы IV Международной научно-практической конференции. Иваново, 2010. С. 394-397.

8. Хрисанфов В.И. История государства и права России 1917-1999. Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. - 221 с.

9. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Серия «Памятники советского законодательства». М.: Зерцало-М, 2003. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.