Научная статья на тему 'К вопросу Об истории наделения прокуроров полномочиями по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью'

К вопросу Об истории наделения прокуроров полномочиями по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОР / КООРДИНАЦИЯ / ИСТОРИЯ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ступаченко Е. В.

В статье автор рассматривает различные подходы законодателя к наделению прокуроров полномочиями по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью как в советский пе-риод, так и на современном этапе развития Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ступаченко Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об истории наделения прокуроров полномочиями по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ступаченко, Е. В

аспирант,

Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации Stupachenko, E. V

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ НАДЕЛЕНИЯ ПРОКУРОРОВ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Аннотация. В статье автор рассматривает различные подходы законодателя к наделению прокуроров полномочиями по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью как в советский период, так и на современном этапе развития Российской Федерации.

ON THE HISTORY OF PROVIDING PUBLIC PROSECUTORS WITH THE POWER OF COORDINATION ON THE LAW-ENFORCEMENT AUTHORITIES' CRIME

FIGHTING ACTIVITIES

Summary. In the article the author considers different approaches of the lawmaker to providing public prosecutors with the power of coordination of the law-enforcement authorities' crime fighting activities both in the Soviet period and the modern stage of the Russian Federation development.

Ключевые слова: прокурор, координация, история, борьба с преступностью.

Keywords: public prosecutor, co-ordination, history, fight against the crime.

На прокуратуру возлагаются, наряду с осуществлением надзорной функции, и другие функции, хотя и связанные с надзорной деятельностью, но носящие, в основном, организационный характер. Среди них следует выделить координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Наделение прокуроров координационными полномочиями обусловлено наличием у них обширной и объективной информации о совершенных преступлениях, их раскрываемости, практике расследования, причинах и условиях, способствующих их совершению, результатах рассмотрения уголовных

дел в судах1. Кроме того, с 1 января 2012 года Федеральным законом от 07.02.2011 № 4-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции»»2 на прокуратуру возложено ведение государственного единого статистического учета состояния преступности, что усиливает ее информационный потенциал.

Цели и задачи координации заключаются в обеспечении слаженных, целенаправленных совместных действий правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, по укреплению законности и правопорядка. Правильная координация, призванная устранить параллелизм, дублирование, разобщенность, предполагает активное, творческое, наступательное выполнение каждым правоохранительным органом возложенных на них задач и недопустимость смешения этих функций, подмены одних органов другими3.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»4 Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

Для осуществления взаимодействия ее участников и реализации функции координации прокуроры наделяются соответствующими организационно-управленческими правомочиями, определяемыми «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 5675.

Следует отметить, что органы прокуратуры не всегда осуществляли рассматриваемую функцию. Так, «Положение о прокурорском надзоре», утвержденное постановлением ВЦИК от 28.05.19226, а также «Положение о прокурорском надзоре в СССР», утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.05.19557, не предусматривали каких-либо полномочий прокуроров по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Отсутствовала такая регламентация и в Постановлении ЦИК СССР и СНК СССР от 20.06.1933 «Об учреждении прокуратуры Союза ССР»8.

Поэтому в указанный период основной формой взаимодействия прокуратуры, правоохранительных органов и судов являлись междуведомственные совещания. Как отмечал прокурор Хабаровского края И. Н. Зыков: «Одним из

1 Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации [Текст] : учебник / под ред. А. Ф. Смирнова. - М. : ИПК РК Генеральной прокуратуры Российской

Федерации, 2005. - С. 217. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 14.02.2011. - № 7. - Ст. 901. Косоплечев, Н. П., Левакова, Э. Н., Сидоренко, Е. Н. Роль прокурора в организации преду-

преждения преступности в районе, городе [Текст] / Н. П. Косоплечев, Э. Н. Левакова, Е. Н. Сидоренко. - М., 1990. - С. 49

4 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 20.11.1995. - № 47. - Ст. 4472.

5 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 22.04.1996. - № 17. - Ст. 1958.

6 // СУ РСФСР. - 1922. - № 36. - Ст. 424.

7 // Ведомости ВС СССР. - 1955. - № 9. - Ст. 222.

8 // СЗ СССР. - 1933. - № 40. - Ст. 239.

эффективных методов координирования работы органов прокуратуры, учреждений УВД и судов, по нашему мнению, являются междуведомственные совещания... На междуведомственных совещаниях обсуждаются разнообразные принципиальные вопросы, вытекающие из нашей практической деятельности, как-то: итоги борьбы с преступностью за истекший квартал; совместные доклады горрайпрокуроров, начальников милиции и судей по отдельным вопросам их работы; обсуждаются отдельные уголовные дела»9.

Вместе с тем, в отсутствие законодательного регулирования, отдельные вопросы по координации деятельности правоохранительных и иных органов находили отражение в организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры СССР. Например, пункт 4 Приказа Генерального прокурора СССР от 30.06.1962 № 53 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов прокуратуры в борьбе с преступностью и нарушениями законности»10 обязывал прокуроров устранять разобщенность в деятельности органов прокуратуры, суда и МВД по борьбе с преступностью, систематически совместно обсуждать состояние преступности и определять конкретные меры по координации следственных и розыскных действий, направленных на полное раскрытие преступлений, на устранение недостатков в деятельности административных органов и усиление борьбы с преступностью.

В свою очередь, пункт 2 Приказа Генерального прокурора СССР от 01.09.1970 № 52 «О задачах органов прокуратуры по исполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров ССР от 30 июля 1970 г. «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов»11 предписывал руководителям нижестоящих прокуратур глубже анализировать состояние преступности, больше внимания уделять выявлению и устранению причин и условий, порождающих правонарушения; в координации с судами, органами внутренних дел и юстиции разрабатывать и осуществлять конкретные меры по предупреждению правонарушений.

Ситуация изменилась лишь в конце 70-х годов XX века. По мнению авторов комментария к Закону о прокуратуре СССР, органы прокуратуры уже многие годы фактически осуществляли координацию деятельности правоохранительных органов и накопили большой опыт12.

Однако принятая нормативная правовая база также не была лишена недостатков.

Так, Закон от 30.11.1979 «О прокуратуре СССР»13, в частности, в статье 3 в самом общем виде обозначал лишь само координационное направление, не раскрывая содержательно-целевой и организационной сути. Кроме того, на прокуратуру возлагалась обязанность координации деятельности право-

9 Вопросы организации и контроля исполнения в органах прокуратуры [Текст]. - М. : Советская наука, 1956. - С. 48.

10 Сборник приказов и инструкций Генерального прокурора СССР [Текст]. - М. : Юридическая литература, 1976. - Т. 1.

11 Сборник приказов и инструкций Генерального прокурора СССР [Текст]. - М. : Юридическая литература, 1976. - Т. 1 .

12

Комментарий к Закону о прокуратуре СССР [Текст] / под ред. А. М. Рекункова. - М. : Юрид. лит., 1984. - С. 28.

13 // Ведомости ВС СССР. - 1979. - № 49. - Ст. 843.

охранительных органов (органов внутренних дел, судов) по борьбе не только с преступлениями, но и иными правонарушениями.

Следует обратить внимание, что даже «Юридический энциклопедический словарь» под редакцией А. Я. Сухарева, изданный в 1984 году, не содержит упоминания о координирующей функции советской прокуратуры14.

Примечательно, что законодатель в период реформы российского государственного устройства решил отказаться от координирующей функции прокуратуры, что и было зафиксировано в Законе Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»15.

Не совсем удачным и последовательным16 явился Указ Президента Российской Федерации от 20.10.1993 № 1685 «О деятельности прокуратуры в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации»17, вернувший координационную функцию прокуратуре, которая, по существу, в то время сама не имела правового статуса. Руководители правоохранительных органов были вынуждены своими приказами вводить в действие совместные документы по некоторым направлениям борьбы с преступностью.

Лишь с принятием 17.11.1995 новой редакции Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»18 эта функция российской прокуратуры, наконец, получила свое законодательное оформление.

Организация работы органов прокуратуры по исполнению данной функции впоследствии была урегулирована приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.06.1997 № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью»19.

Его положения впоследствии были конкретизированы в Указании Генерального прокурора Российской Федерации от 28.08.2001 № 52/20 «Об организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений»20.

В настоящее время основными нормативными актами, регламентирующими функции прокуратуры по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, являются Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», «Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности»21.

14 Юридический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. Я. Сухарев. - М. : Сов. энциклопедия, 1984.

15 // Российская газета. - № 39. - 18.02.1992.

16 Российский прокурорский надзор [Текст] : учебник для вузов / под ред. А. Я. Сухарева. -М. : НОРМА, 2002. - С. 254.

17 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 25.10.1993. - № 43. - Ст. 4084.

18 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 20.11.1995. - № 47. - Ст. 4472.

19 Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации [Текст]. - М. : Норма, 1999.

20 Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Текст]. - М. : 2004. - Т. 1.

21 // Законность. - 2012. - № 3.

Таким образом, даже краткий экскурс в историю деятельности российской прокуратуры свидетельствует о том, что проблема координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью постоянно находится в центре внимания высших государственных органов страны, что подтверждает ее актуальность и большую значимость как во время развития и становления нашего государства в XX веке, так и в настоящий период22.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации [Текст] : учебник / под ред. А. Ф. Смирнова. - М. : ИПК РК Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2005.

2. Косоплечев, Н. П., Левакова, Э. Н., Сидоренко, Е. Н. Роль прокурора в организации предупреждения преступности в районе, городе [Текст] / Н. П. Косоплечев, Э. Н. Левакова, Е. Н. Сидоренко. - М., 1990.

3. Вопросы организации и контроля исполнения в органах прокуратуры [Текст]. - М. : Советская наука. 1956.

4. Комментарий к Закону о прокуратуре СССР [Текст] / под ред. А. М. Ре-кункова. - М. : Юрид. лит. 1984.

5. Юридический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. Я. Сухарев. - М. : Сов. энциклопедия, 1984.

6. Российский прокурорский надзор [Текст] : учебник для вузов / под ред. А. Я. Сухарева. - М. : НОРМА, 2002.

7. Гасанов, Р. М. Организация работы районной прокуратуры в современных условиях [Текст] : по материалам деятельности прокуратуры г. Москвы / Р. М. Гасанов. - М. : ИД «Камерон», 2006.

22 Гасанов, Р. М. Организация работы районной прокуратуры в современных условиях [Текст] : по материалам деятельности прокуратуры г. Москвы / Р. М. Гасанов. - М. : ИД «Камерон», 2006. - С. 148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.