Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЩЕСТВА "КРУЖОК ДРУЗЕЙ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ" (1922-1933)'

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЩЕСТВА "КРУЖОК ДРУЗЕЙ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ" (1922-1933) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
53
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЩЕСТВА "КРУЖОК ДРУЗЕЙ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ" (1922-1933)»

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКОВЕДЕНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Устюгова А. В.

К вопросу об истории деятельности ленинградского общества «Кружок Друзей Камерной Музыки» (1922-1933)

Среди многочисленных обществ и союзов, возникших в 1920-е годы в Петрограде, выделяется значительной ролью в музыкальной жизни города «Кружок Друзей Камерной Музыки» (далее КДКМ). Он ставил целью изучение и распространение камерной музыки. Инициатором создания выступил популярный оперный и камерный певец (бас) Александр Иванович Мозжухин (1879-1952). Ему оказали поддержку и приняли самое живое участие в организации Общества А. К. Глазунов, В. Г. Каратыгин, В. П. Коломийцев. КДКМ представлял объединение единомышленников: исполнителей, композиторов, музыкальных критиков, ученых и просто любителей камерной музыки.

Практически сразу после основания (с

1923 года) Общество активно участвовало в музыкальной жизни Петрограда, организовывало планомерное, систематическое проведение концертов, привлекая известных музыкантов. По интенсивности концертной деятельности оно не только не уступало концертным учреждениям города того времени, но в первые годы даже и превосходило. Так, в период с 1923 по

1924 год было дано 250 концертов. Театрально-музыкальное бюро Петроградского совета профсоюзов распределяло билеты на концерты КДКМ на равных основаниях с другими концертными организациями города (Филармонией, Большим драматическим театром, Малым оперным театром, Академической капеллой).

Характерной особенностью концертов Общества являлось привлечение к выступлениям как молодых начинающих исполнителей, так и выдающихся музыкантов,

мастеров исполнительского искусства. Один из принципов организации гласил: «К участию в концертах кружка допускаются все желающие, независимо от "имени" и артистического "стажа" исполнителя» [7, 15]. Это положение давало творческую свободу, открывая концертную площадку для смелых экспериментов, артистических дебютов в разнообразных жанрах. Однако данное условие также способствовало неравномерности художественного и профессионального уровня концертов, что отмечали в своих статьях музыкальные критики В. М. Богданов-Березовский, Н. П. Малков, В. И. Музалевский.

Наибольшее количество концертов отдавалось klavierabend'aм и камерной вокальной музыке. В Обществе дебютировали такие известные пианисты, как Л. Н. Оборин, В. В. Софроницкий, Д. Д. Шостакович, М. В. Юдина и другие. Аншлагом были отмечены выступления блистательного пианиста В. С. Горовица. Вокальные программы представляли мастера камерного пения, преподаватели Ленинградской консерватории (Л. А. Вырлан,

A. Л. Доливо, В. И. Духовская, К. Ф. Комиссарова, 3. П. Лодий, А. И. Мозжухин,

B. И. Павловская-Боровик, Н. Н. Рождественский, М. И. Фигнер, Р. И. Чаров) и начинающие вокалисты, студенты и самодеятельные певцы-любители. Камерная музыка в сольном исполнении струн-но-смычковых инструментов звучала значительно реже, здесь играли виолончелисты: В. Ц. Аншелевич, С. Л. Гинзбург, Б. С. Шафран, А. Я. Штример, А. А. Сазонов, Б. К. Скальберг, Б. А. Струве, и скрипачи: М. М. Беляков, В. А. Заветновский,

«- --

Проблемы музыковедения: история и современность

П. Н. Гальнбек, М. Мильштейн, О. А. Нал-бандян, В. Э. Фехнер, В. И. Шер, Ю. И. Эй-длин и совсем юная Г. В. Баринова.

Репертуар КДКМ был обширен и многообразен, включал произведения от музыки эпохи барокко до импрессионистов, от русской классики до музыкального авангарда. Порой в одной программе могли объединяться различные направления, стили и эпохи. Увлечение стилизацией порождало выступления эклектического плана, содержащие элементы пластического танца, мелодекламации и произведений восточной культуры.

Общество в меру своих возможностей поддерживало молодых композиторов, проводило концерты современной музыки и конкурсы на сочинение камерной музыки. В ленинградской прессе тех лет сохранился анонс об условиях соревнования [5, 18]. Творческие связи КДКМ установились с Московской и Ленинградской ассоциациями современной музыки (далее ЛАСМ). Так, в 1927 году в Обществе прошел концерт-выставка из сочинений ленинградских композиторов, организатором выступила ЛАСМ. В концертный репертуар включались произведения К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Мийо, П. Хиндемита, А. Шёнберга, А. Онеггера, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Современная музыка здесь звучала довольно часто, ведь среди членов Художественного Совета Общества и его руководства были яркие представители и страстные пропагандисты модернизма (Ю. Л. Вейсберг, В. Г. Каратыгин, А. С. Лурье, Н. П. Малков), отсюда главный принцип и специфика работы КДКМ, заключавшаяся в открытости всему новому и талантливому.

Репертуарная палитра широкого стилевого диапазона являлась отличительной чертой концертной жизни Общества и, пожалуй, выделяла его среди других музыкальных организаций и общественных объединений Ленинграда. И сегодня удивляет многообразие жанров и направлений, представленных на его сцене. С другой стороны, репертуарная политика КДКМ отражала ту пеструю картину, сло-

жившуюся во всех областях искусства первого послереволюционного десятилетия в России. Это время множественности музыкальных течений и их столкновений, творческих поисков и дерзких экспериментов.

Общество имело и свои ансамбли (трио, квартет, инструментально-вокальные), организованные из его участников. В 1926 году возникла задумка создания камерного оркестра. В дневниковых записях Б. А. Струве нами обнаружена фотография «инициативной группы» КДКМ по созданию камерного оркестра [2, 106]. В нее входили видные музыканты Ленинграда: М. В. Юдина (рояль), И. А. Браудо (орган), Ю. И. Эйдлин (скрипка), Н. А. Кравченко (контрабас), Б. А. Струве (виолончель), Н. Е. Добычина (председатель правления КДКМ в 1926-1930 гг.). В 1929 году состоялось первое выступление камерного оркестра, об этом сообщалось в журнале «Жизнь искусства» [3, 14]. Это был один из первых опытов организации камерного оркестра в Советском Союзе1. Камерный оркестр Общества просуществовал всего несколько лет (1929-1933), создание его является значимым событием в музыкальной жизни Ленинграда первой трети ХХ века, свидетельством возросшего интереса к камерно-оркестрому исполнительству.

КДКМ тесно сотрудничал со многими общественными организациями и музыкальными учреждениями Ленинграда и Москвы. Тем более, что порой одни и те же музыканты участвовали в деятельности различных обществ одновременно. Так, например, В. П. Коломийцев — переводчик, пианист, первоклассный знаток творчества Р. Вагнера — был активным участником «Кружка любителей Вагнеров-ской музыки». Он же играл важную роль и в музыкальной жизни КДКМ, являясь его постоянным членом с момента основания. Благодаря совместной работе с «Кружком любителей вагнеровской музыки» на сцене Общества было осуществлено концертное исполнение опер Р. Вагнера: «Золото Рейна» (1924) и «Валькирия» (1925).

<3

Помимо насыщенной концертной деятельности в КДКМ проходили лекции и доклады с музыкальными иллюстрациями по проблемам музыкального исполнительства. С докладами выступали известные ученые, музыканты и педагоги Ленинграда: Е. М. Браудо «Старинные музыкальные инструменты», Б. А. Струве «Физиология игры на смычковых инструментах, или новая научная дисциплина», М. С. Друскин «Музыка на Западе», И. И. Крыжановский «О натуральной системе игры», И. И. Ле-видов «Профессиональные заболевания голосового аппарата у вокалистов и социально-бытовые условия их возникновения», А. П. Щапов «Музыкально-исполнительские школы» и многие другие. Теоретическая составляющая жизни Общества способствовала не только ознакомлению самой различной аудитории (профессиональной и любителей) с вопросами музыкального исполнительства, но и давала толчок к развитию новых идей в области исполнительского искусства.

В 1930-е годы произошло массовое закрытие музыкальных обществ в Ленинграде. Это была часть общего процесса сокращения количества общественных объединений в Советском Союзе. «Общество Камерной Музыки»2 было оставлено в числе действующих, но со значительными изменениями в структуре и функционировании. Теперь его деятельность берется под контроль партии с установкой на обслуживание массового слушателя. Так началось время интенсивной массово-пропагандистской концертной деятельности Общества. Были сформированы специальные концертные бригады, которые выезжали на посевные, в колхозы, в рабочие клубы и заводы. Программы концертов отражали новые принципы работы и звучали вполне в духе времени: «Ленинград образцовый социалистический город», «Музыка как отражение классовой борьбы», «Классовая борьба на музыкальном фронте», «Революционная поэзия и музыка Запада» и др.

С новым курсом Общество просуществовало недолго. В марте 1933 года оно было ликвидировано по постановлению

Президиума Ленсовета. Прекращение его деятельности лишило город одной из самых ярких камерных концертных площадок. В 1930 году был закрыт Малый зал Ленинградской филармонии, а в 1935 году — Эрмитажный театр3. Концерты камерной музыки теперь звучали в Академической капелле и Малом зале консерватории, изредка в филармонии. Однако они не были столь частыми и разнообразными как в Обществе.

«Кружок Друзей Камерной Музыки» является преемником, продолжателем традиций дореволюционных музыкальных общественных объединений. Общество возникло как очаг культуры русской художественной интеллигенции, еще не утратившей связи с недавним прошлым, но уже взволнованной новой жизнью. Своеобразие его проявилось в масштабах концертной деятельности, в оригинальной репертуарной стратегии и в творческом союзе мастеров исполнительского искусства различных специальностей, ученых и музыкантов-самоучек, любителей камерной музыки. На наш взгляд, КДКМ представляет особую форму общественного музыкального объединения, сочетающего свойства общественной и концертной организации. Основное направление деятельности заключалось в проведении (практически ежедневных) концертов камерной музыки. Другой не менее важной стороной его жизни была музыкально-просветительская деятельность, выражавшаяся в концертно-лекционной и лекционной работе. Художественные устремления Общества вполне созвучны современным тенденциям эклектики и полистилистики в музыкальном искусстве. Уникальный опыт КДКМ может быть использован музыкантами-исполнителями, концертными и общественными организациями.

Литература 1. Белякаева-Казанская Л. В. Эхо серебряного века: Малоизвестные страницы петербургской культуры первой трети XX века. СПб.: Канон, 1999. 304 с.

Музыкальное образование и наука № 2 (3) 2015

<5

Проблемы музыковедения: история и современность

2. Борис Александрович Струве (Б. А. Струве-Крюдинер) род. 1897 г. Музыкально-исполнительская, педагогическая и научная деятельность / Семейный архив Б. А. Струве. Рукопись. 202 с.

3. Крюгер А. Камерный оркестр // Жизнь искусства. 1929. № 6. С. 14.

4. Малков Н. П. (Исламей) Гибнет хорошее дело // Жизнь искусства. 1925. № 19. С. 14.

5. Объявление о конкурсе в КДКМ // Жизнь искусства.1926. № 16. С. 18.

6. Степанов З. В. Культурная жизнь Ленинграда 20-х - начала 30-х годов / Акад. наук СССР, Ин-т истории СССР Л.: Наука, 1976. 286 с.

7. Юбилей Кружка Друзей Камерной Музыки // Жизнь искусства. 1924. № 3. С. 14-16.

Примечания

1 Несколько ранее, в 1924 году был создан в Москве ансамбль ПЭКСА (Первый Экспериментальный Камерный Сочетательный Ансамбль).

2 В 1928 году КДКМ было переименовано в «Общество Камерной Музыки» (ОКМ), сно подчинялось Главному управлению по делам искусств Наркомпроса РСФСР.

3 На сцене Эрмитажного театра также звучала камерная музыка. Здесь в 30-е годы ХХ века отделом музыкальной культуры и техники Государственного Эрмитажа под руководством профессора С. Л. Гинзбурга устраивались исторические концерты старинной музыки XVI-XVШ веков, исполнявшейся на реконструированных музыкальных инструментах.

© Устюгова А. В., 2015

Кудрявцева Т. Е.

Шостакович и советский военный миф

Советский военный миф прочно встроен в систему глобальной советской мифологии, которая бесперебойно функционировала на протяжении семидесяти лет. Нет сомнения в том, что эта государственная система, используя изначальную склонность человеческой психики к мифологизированию1, уверенными движениями выстраивала новую универсальную картину мира, без тени сомнения заменяя историческую действительность альтернативной. Мифология представляла мир таким, каким он должен быть, рисуя образ «социалистического парадиза», который, невзирая на отдельные незначительные помехи, неуклонно движется к сияющему впереди абсолютному человеческому счастью. А уникальная российская ментальность и особенности русской души к тому же как нельзя лучше способ-

ствовали восприятию и усвоению новой «религии»2.

Можно выделить несколько «фундаментальных» мифов, которые становились «вершителями» идеологии и в той или иной степени давали начало советскому военному мифу, возвышающемуся грандиозным монументом посреди мифологических зданий советской идеологической пропаганды. Так, революционный миф был связан с представлением о зарождении нового мира, молодого и прогрессивного, вытесняющего хаос прошлого. Борьба за обновленный мир немыслима без антитезы «мы - они», получившей развитие в мифе о Гражданской войне. Миф о священной Земле делил мир на доброе и злое, своих и чужих. В таком контексте советская страна излучала свет, правду и надежду народов, а «по ту сторону бар-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.