Научная статья на тему 'Из истории советских вокальных квартетов (1917-1947 гг. )'

Из истории советских вокальных квартетов (1917-1947 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
525
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории советских вокальных квартетов (1917-1947 гг. )»

В. Е. Ровнер

Из истории советских вокальных квартетов (1917-1947 гг.)

После октябрьского переворота в 1917 году начался процесс стихийного переустройства всей концертной жизни. Возникают совершенно новые виды массово-пропагандистской деятельности. Боевым лозунгом стало: «Искусство в массы!» В одном из первых постановлений Музыкального отдела Народного комиссариата просвещения (Музо Нарком-проса), касающегося регистрации лиц, занятых концертной деятельностью, отмечалось: «Все деятели музыкального искусства от композитора и солиста до хоровых и оркестровых артистов, взятые на учет, обязаны работать через государство для народа... кроме такой художественной повинности они свободны создавать вольные музыкальные коллективы, представления, музыкальные общества»11.

В первое пятилетие своего существования большевистское правительство рассматривало академическую концертную деятельность как одну из форм просветительной и агитационной работы. В музыкальных отделах Наркомпроса создавались концертные сектора, в ведении которых и оказались первые советские государственные вокальные квартеты. Их задачи и формы работы кардинально изменились. Сфера их деятельности как никогда расширяется. Они поют в рабочих аудиториях, красноармейских казармах, в госпиталях, на селе, в учебных заведениях, совершают поездки на фронт, участвуют в концертах-митингах.

В первые годы после революции ансамблей было немного. Например: мужской квартет, организованный в Москве в 1918 году участником «Первого мужского квартета» Н. М. Сафоновым. Ансамбль работал до 1921 года12. В 1918 году в Москве функционировал квартет известного русского вокального педагога, певца Большого театра К. И. Кржижановского. В 1920 году Музотдел организовал смешанный квартет (С. М. Никольская-Мирович, М. В. Тарновская, А. Толмазан, В. Г. Шушлин).

Следует отметить, что в первое десятилетие советской власти не было жесткого противостояния государственной службы и деятельности профессионалов. Оно придет позже - в конце 20-х годов - и будет связано с комплексом организационных репрессивных мер, а также с нарастающей тенденцией к централизации всей духовной жизни. Поэтому музыканты очень активно работали и вне государственных структур. Они

11 Цит. по: Артист-музыкант. -1918. - № 2. - С. 3.

12 Состав: М. Северский, Н. Сафонов, Г. Григораш, А. Савицкий.

выступали с сольными концертами, формировали камерные ансамбли, в том числе и вокальные, сколачивали «музыкальные артели», предпринимавшие на свой страх и риск подчас многонедельные гастроли. Это были своеобразные «миниконцертные» организации, иногда формально связанные с концертными отделами каких-либо учреждений, но нередко совершенно самостоятельные. Выстраивалась, таким образом, параллельная концертная система. Характерно, что в Календаре-справочнике Музыкального отдела Народного комиссариата по просвещению на 1919 год выделен самостоятельный раздел - «Частные оркестры и квартеты». Одним из таких ансамблей стал частный смешанный вокальный квартет Комитета гражданского просвещения: Н. Л. Варенова, А. В. Краснова-Иванова, И. Г. Супруненко, Д. Д. Гришина. Коллектив функционировал в 1919 году.

По линии академической концертной жизни систематически проводились вечера камерной музыки в консерваториях, городских камерных залах, летних парках. В концертах участвовали и вокальные ансамбли. Например, в 1919 году в одном из них выступал квартет - Е. Ф. Котте, Ф. И. Непорент, К. С. Исаченко, В. Г. Шушлин. В этом же году в цикле концертов камерной музыки в Малом зале Петроградской консерватории участвовал ансамбль Н. Н. Доломановой13.

После окончания гражданской войны на вокально-ансамблевый жанр было обращено большое внимание. Объяснить это можно рядом причин. «В то время, - пишет Л. Н. Раабен, - очень остро стоял вопрос о приближении широких народных масс к искусству, и, как выяснилось самой исполнительской практикой, у камерных ансамблей имелись богатые для этого возможности»14. Портативность исполнительского камерного состава, легкость переброски и передвижения камерной группы и, в связи с этим, сравнительная дешевизна организации камерных концертов составляли и продолжают составлять особые преимущества этого вида музыкальной культуры. В большей степени благодаря этим преимуществам камерные ансамбли сыграли активную роль в развертывании массово-пропагандистской работы. С другой стороны, внимание к камерной музыке стимулировалось идеями демократизации искусства, а пение, как известно, наиболее демократическая его форма. Многих деятелей увлекала мысль сделать и этот вид исполнительства общедоступным. Сказывалась, вероятно, и тенденция поддерживать, главным образом, коллективные формы исполнительского искусства. Поэтому не приходиться

13 Доломанова Н. Н. - одна из пионеров в области разработки методики и изучения дошкольного музыкального воспитания. Составитель сборников песен для школьных хоров.

14 Раабен Л. Н. Мастера советского камерно-инструментального ансамбля. -Л., 1964.

удивляться появлению в 20-30-е годы сравнительно большого количества вокальных ансамблей. Некоторые существовали довольно длительное время, вплоть до 1947 года, другие работали со значительными перерывами, третьи быстро распадались. При этом отдельные певцы после распада одного коллектива переходили в другой, а подчас участвовали в двух, а то и в трех ансамблях одновременно. Некоторые коллективы по аналогии со струнными квартетами назывались именами выдающихся деятелей отечественной музыкальной культуры.

Приведем примеры: в 1920 году в Петрограде образовался квартет «Интернацио нал»;

1921, 1926 годы - мужской квартет «Русская песня», работавший в Москве под руководством А. Т. Самбурова15;

3 октября 1922 года в концерте хора Петроградской государственной академической капеллы, посвященном сочинениям С. И. Танеева, участвовали трио и квартет солистов хора16;

После 1923 года увеличилось количество московских ансамблей:

1924-1938 гг. - мужской квартет им. В. И. Сафонова17.

1925-1927 гг. - мужской квартет под руководством М. К. Северского (участника квартета Н. М. Сафонова)18;

1925-1927, 1930-1940 гг. - мужской квартет им. М. П. Мусорг-

19

ского ;

1926-1928, 1930 гг. - мужской квартет братьев Ширяевых. Руководитель - А. П. Добродеев-Ширяев20;

1927 г. - смешанный квартет Ф. В. Сперанского21;

15 Состав в 1921 г. - А. Самбуров, А. Костяков, В. Добровольский, П. Игнатьев.

16 Составы: трио - Е. В. Фомина, О. Ф. Рачинская, А. А. Тытянко; квартет -Н. Т. Сергеева, Е. В. Фомина, О. Ф. Рачинская, А. А. Тытянко.

17 Составы: 1924-1927 гг. - Г. Григораш, А. Милатович, М. Мозгалин, Ф. Федотов; 1927-1929 гг. - вместо Г. Григораша пел А. Меликов; в 1930 г. -

A. Меликов, А. Исаевич, М. Мозгалин, Ф. Федотов; в 1931-1938 гг. - И. Буев, М. Мозгалин, Н. Тихонов, С. Талицын. Руководители - Ф. Федотов, М. Мозгалин.

18 Составы: 1925 г. - Б. Понятовский, М. Северский, Я. Дубравин, А. Исаевич; 1926 г. - К. Зимин, В. Познанский, М. Северский, Г. Ткаченко; 1927 г. -

B. Малышев, А. Меликов, М. Северский, Н. Соболев.

19 Составы: 1925 г. - Б. Понятовский, С. Алексинский, Ф. Покорский,

C. Талицын; 1926 г. - С. Алексинский, А. Исаевич, Б. Понятовский, Ф. Покорский; в 1927 г. - вместо А. Исаевича снова участвует С. Талицын; 1930 г. - С. Алексинский, А. Милатович, Ф. Покорский, Б. Понятовский; 1935 г. -Ф. Покорский, П. Зюков, И. Звигунов, А. Милатович; 1937-1938 гг. -И. Красовский, А. Милатович, Ф. Покорский, В. Степной-Самарский.

20 Составы: 1926-1927 гг. - А. Добродеев-Ширяев, П. Зюков, М. Монтвид, А. Сахнинский; 1927-1928 гг. - А. Добродеев-Ширяев, М. Крупкин, М. Монтвид, И. Руденко; 1930 г. - А. Добродеев-Ширяев, М. Крупкин, В. Козлов, И. Руденко.

21 Состав: М. Мельникова, О. Обухова, А. Обухов, Ф. Сперанский.

1928-1937, 1940, 1947 годы - первый мужской еврейский квартет под руководством Я. И. Ционского. Ансамбль очень активно концертировал по всей стране. В 1929 году он совершил концертную поездку по Белоруссии, организованную Софилом (советской филармонией). В 1937 году более трех месяцев гастролировал на Дальнем Востоке. 4 и 6 апреля 1937 года дал два сольных концерта в зале Ленинградской капеллы. В 1940 году назывался «Квартетом Московской областной филармонии». В 1947 году - «Квартет ВГКО» (Всесоюзный государственный комитет образо-вания)22. Первые несколько лет с ним работал известный оперный дирижер О. М. Брон.

1935 г. - женский квартет (С. Бахрушина, Е. Смирнова, К. Цин -уполномоченный квартета, З. Корсова);

1947 г. - мужской квартет Московской государственной областной филармонии: И. Гурвич, В. Девильо, Л. Раснер, Ф. Каминский.

К середине 20-х годов в Московской консерватории значительные масштабы приняли камерные вечера студентов и педагогов. «Как примечательные явления того времени, - пишет С. Н. Питина в юбилейном издании, посвященном столетию консерватории, - следует отметить возникновение постоянно действующих камерных ансамблей»23. В их числе были и вокальные квартеты. Одним из них стал квартет им. Ф. И. Шаляпина, созданный в 1926 году известным певцом, педагогом, дирижером, композитором, профессором В. И. Садовниковым. В него входили: В. И. Садовников, солист Большого театра В. А. Малышев и тогда еще студенты Ф. М. Годовский24 и П. И. Румянцев. Первый концерт ансамбля состоялся в Малом зале Московской консерватории 31 января 1926 года25. В дальнейшем коллектив дал большое количество концертов и успешно работал в течение трех лет26.

22 Составы: 1928-1929 гг. - А. Казакевич, А. Лесман, Я. Ционский, М. Зайде-нер; 1930 г. - Ю. Горский-Лаут, А. Казакевич, Я. Ционский, М. Зайденер; 19311937, 1940 гг. - А. Казакевич, М. Баркан, Я. Ционский, М. Зайденер; 1947 г. -Д. Каплунский, М. Баркан, Я. Ционский, М. Зайденер.

23 Московская консерватория 1866-1966. Консерватория после 1917 г. Гл. 1: 1917-1931 гг. - М., 1966. - С. 33.

24 Годовский - псевдоним, настоящая фамилия певца - Годовкин.

25 Как явствует из рассказа об ансамбле сына Ф. М. Годовкина автору

B. И. Садовников обратился с письмом к Ф. И. Шаляпину, находившемуся за границей, с просьбой разрешить присвоить коллективу его имя. В ответном письме на имя В. И. Садовникова артист дал свое согласие, желал всяческих творческих успехов и выражал надежду. Что своей деятельностью квартет будет способствовать распространению и развитию вокально-квартетного искусства.

26 Состав в 1928 г. - В. Садовников, Я. Чернобыльский, В. Мухин,

C. Красовский. 76

Особая роль в создании вокальных ансамблей принадлежит Большому театру. Революционная атмосфера массовых собраний пробуждала общественное сознание актеров и стимулировала их творческую активность. Стремление расширить и использовать все художественные силы театра вызвало развитие чисто концертной сферы деятельности. Она проходила в двух направлениях: симфоническом и камерном. Одним из проявлений последнего стала организация вокальных квартетов. Первый был создан в 1926 году из артистов хора. Организатор и руководитель - участник мужского квартета Н. М. Сафонова, засл. арт. РСФСР А. И. Савицкий. Ансамбль работал, с перерывами - 19 лет, выступая в сборных и в собственных концертах27.

Примерно в эти же годы организовался квартет солистов Большого театра28.

В 1930 году было образовано еще два квартета артистов хора: 19301940 гг. - квартет им. нар. арт. СССР А. С. Пирогова, руководитель -Н. К. Соболев29 и 1930-1941 гг. - квартет им. нар. арт. СССР Л. П. Штейнберга, руководитель - И. В. Звигунов30. Оба ансамбля были очень популярны.

Укажем на важный аспект деятельности коллективов Большого театра: все они проводили интенсивную военно-шефскую работу. Так, квартет А. И. Савицкого в 1934 году, квартет солистов в 1937 году в составе артистических бригад Большого театра совершили гастрольные поездки по Дальнему Востоку в части Красной Армии и на Тихоокеанский флот; квартет им. А. С. Пирогова дал с успехом свыше 350 общественных концертов и за отличную военно-шефскую работу был награжден грамотами ЦК Союза работников искусств.

С 1937 по 1940 годы в концертном бюро Ленинградской филармонии функционировал квартет в составе: А. Опоровский, Б. Федюкин, К. Бубович, В. Левандо (сын П. К. Левандо - участника квартета «Але-ко»). Руководитель - А. П. Опоровский. Этот коллектив пел a cappella и с сопровождением. С ним работал знаменитый советский композитор

27 Составы: в 1926-1934 гг. - Н. Тимченко, И. Лебединский, К. Кондратьев, А. Савицкий; 1934-1937 гг. - Д. Марченков, И. Лебединский, К. Кондратьев, А. Савицкий; 1937 г. - М. Новоженин, И. Лебединский, К. Кондратьев, А. Савицкий; 1938-1939 гг. - Н. Дугин, М. Щеголев, К. Кондратьев, А. Савицкий; 1940-1945 гг. - С. Красавин, И. Лебединский, К. Кондратьев, А. Савицкий; И. Долгой (солист Большого театра), М. Новоженин, Константинов, А. Савицкий.

28 Составы: Я. Дубравин, засл. арт. РСФСР Н. Тимченко, засл. арт. РСФСР С. Красовский, Ф. Годовский; Я. Дубравин, Д. Марченков, С. Красовский, Г. Пасечник; Я. Дубравин, Ю. Филин, Д. Марченков, И. Михайлов.

29 Состав: В. Косов, Н. Соболев, П. Невзоров, Е. Кокуль.

30 Составы: И. Коваленко, С. Красавин, А. Дворянинов, К. Иванов; И. Коваленко, А. Дворянинов, К. Иванов, Солянкин.

И. О. Дунаевский, который сам неоднократно аккомпанировал ансамблю в концертах.

В музыкально-концертной жизни тех лет ясно разграничивались две области - первая может быть условно названа академической или филармонической, вторая - массово-пропагандистской. В крупных городах создавались концертные организации, в задачи которых входила пропаганда камерной музыки. Самыми известными из них стали: Кружок друзей камерной музыки (КДКМ) в Ленинграде, образовавшийся в 1923 году, впоследствии КДКМ был переименован в «Общество камерной музыки» (ОКМ), и «Ассоциация камерной музыки» (АКМ) в Москве, организованная в 1927 году. Этими учреждениями, помимо академических, проводились и массово-популярные концерты. В числе исполнителей были вокальные ансамбли, которые активно участвовали в обеих областях концертной жизни. Например, в начале 1924 года в КДКМ состоялся вечер вокальных ансамблей при участии К. Карини, А. Красновой, В. Зеленского и З. Аббакумова.

С 1926 года до начала 30-х годов в КДКМ функционировали: женский квартет под руководством В. Иванова31. В 1929 году этот коллектив участвует в концертной поездке по деревням; два смешанных трио; мужское трио32; мужской квартет им. А. К. Глазунова; женское трио33.

В АКМ работал смешанный квартет под управлением Е. Ф. Цер-телевой.

В 1921 году в Музыкальной студии МХАТ в Москве был организован мужской квартет, получивший мировую известность и признание. Концертная деятельность его продолжалась свыше 26 лет. Он состоял из артистов студии: И. В. Звигунова (Т^, М. М. Попова (Т2), С. Ф. Федорова (Б!) и П. Г. Игнатьева (Б2). В 1930 году из квартета выбыл И. Звигунов, место которого занял В. П. Григорьев; а в 1942 году вместо выбывшего В. Григорьева пришел Л. Рыбкин. Эти два единичных изменения в партии первого тенора на протяжении столь длительного периода существования не принижают значение факта редкой стабильности состава коллектива.

По выражению известного советского композитора Д. Кабалевского, слышавшего этот ансамбль в 1933 году на концерте в Союзе композиторов, он представлял собой «исключительную ценность». «В лице этого кварте-

31 Составы: А. Краснова, В. Веригина, М. Куплетская, В. Ломановская;

A. Краснова, Е. Колышко, М. Куплетская, В. Ломановская.

32 Составы: смешанные трио - А. Быкова, М. Арсеньева, Разварин;

B. Немцева, Ф. Галкин, Албанский; мужское трио - Тихонов (Савельев), Ратнер, Матусевич (Сильвестров).

33 Состав: З. Правдина, Ц. Мильчина, Е. Радзиловская.

та, - писал он, - мы имеем выдающуюся художественно-исполнительскую единицу, заслуживающую самого большого внимания»34.

Квартет был создан под руководством В. И. Немировича-Данченко -основателя студии. «Никто не планировал, - вспоминает М. М. Попов, -просто четыре энтузиаста, по какому-то внутреннему влечению, нашли друг друга и решили петь»35. Выйти на публику помог случай. Из-за срыва спектакля В. И. Немирович-Данченко решил дать концерт. Кто-то доложил ему, что четыре певца организовали ансамбль и «занятно поют что-то интересное». После прослушивания он разрешил выпустить их в концерте. Исполнители очень волновались, но успех был полный. Все произведения бисировались и их пришлось пропеть дважды. «С этого, -пишет М. Попов, - началось уже более серьезное отношение к начатому, как бы шутя, делу»5.

Основная задача коллектива была сформулирована Р. М. Глиэром и неоднократно подчеркивалась во вступительном слове перед концертами организатором и директором квартета - М. М. Поповым, как пропаганда русского вокально-квартетного искусства и, в первую очередь, культивирование и пропаганда народной песни. Вся дальнейшая деятельность коллектива показала, что он достиг поставленной цели и блестяще справился со своей задачей. С ним работали в разное время такие известные дирижеры как К. Н. Шведов, А. В. Никольский, О. М. Брон, И. М. Кувы-кин, А. В. Свешников.

В 1925 году в составе Музыкальной студии ансамбль совершил гастрольную поездку по Западной Европе и США, продолжавшуюся один год. За рубежом он дал свыше 100 концертов, прошедших с большим успехом. В Нью-Йорке и Чикаго квартет пел по радио. В Чикагской газете сообщалось: «Из России прибывают образцы совершенства, четверка из Музыкальной студии Московского Художественного театра. Вот уже 6 лет их связывает крепкая дружба... и сегодня (участники квартета. -В. Р.) будут украшать собой программу радиостанции.»36. В Вашингтоне квартет совместно с В. И. Немировичем-Данченко выступал в Национальном Клубе Прессы. После выступлений квартета в Европе зарубежная пресса писала, что Советский Союз может гордиться таким ансамблем. Все, без исключения, концерты его за границей отмечены печатью, как прошедшие с исключительным художественным успехом. Квартет внес свой вклад в общий успех всего коллектива Музыкальной студии,

34 Кабалевский Д. Вокальный квартет бывшей музыкальной студии МХАТ // Советская музыка. - 1933. - Сент-окт., № 5. - Разд. «Обзор музыкальной жизни» (Московская музыкальная жизнь). - С. 143-144.

35 Попов М. Вокальный квартет Московской государственной филармонии (Рукопись). Личный архив М. М. Попова.

36 Four fast, Moscow art singers on air at WEBN // Chicago Herald and examiner -1926. - 15 April. - Газетная вырезка из личного архив П. Г. Игнатьева.

которая наглядно продемонстрировала достижения в области театрального искусства в СССР.

В связи с отделением Музыкальной студии от МХАТ в конце 1926 года изменилось и название ансамбля. Теперь это - «Вокальный квартет бывшей Музыкальной студии МХАТ».

В 1921 году в Москве организуется Государственный институт музыкальной науки (ГИМН) - центр научного музыковедения в течение ряда лет. Его этнографическая и вокально-методологическая секции нуждались в исполнительском аппарате. В связи с этим ГИМН имел целый ряд исполнительских коллективов в своем штате. С другой стороны, концертная жизнь ставила перед ансамблем все новые проблемы. Желая получить авторитетное руководство в смысле накопления, проверки и исполнения художественно-полноценного репертуара, а также для того, чтобы иметь возможность работать рядом с научными секциями над делом, которое, по выражению А. В. Никольского «одинаково дорого и этим секциям и самому квартету», коллектив выходит из состава студии и в 1928 году зачисляется в ГИМН. При этом он получил название «Вокальный квартет ГИМНа». Отметим, что творческая связь с ГИМНом установилась раньше. В январе 1925 года, перед поездкой за границу, ансамбль участвовал в концерте этнографической секции.

Для руководства и художественного контроля над деятельностью ансамбля была создана комиссия: В. А. Багадуров (вокальная секция), А. В. Никольский (этнографическая секция), М. М. Попов (представитель квартета). А. В. Никольского ансамбль пригласил в качестве художественного руководителя.

3 декабря 1928 года в ГИМНе после концерта, организованного для печати и музыкальной общественности, состоялось публичное обсуждение достижений квартета. По отзывам прессы, «все выступавшие единодушно констатировали, что в лице квартета - ГИМН имеет исключительно ценный художественный коллектив, еще не превзойденный никем по высоте исполнения»37. За время пребывания в ГИМНе его репертуар значительно обогатился и расширился за счет большого количества классических произведений, революционных песен и песен советских композиторов.

6 декабря 1928 года ансамбль поет большую концертную программу на квартире Народного комиссара по просвещению А. В. Луначарского. «Огромное удовольствие, - писал Луначарский, - доставил мне квартет исключительно музыкальным и одухотворенным исполнением разнообразнейшей программы. Из целого ряда прекрасных вещей особенно глу-

37 Показательный квартет ГИМНа // Современный театр. - 1928. - 11 дек., № 50. - Разд.: Театральная жизнь (В Москве). 80

боко взволновала меня песня о Татарском полоне в богатой и проникновенной обработке профессора Никольского»38.

В 1932 году квартет был передан в Государственное объединение музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий (ГОМЭЦ), а позже - в штат Московской филармонии и получил свое последнее название «Вокальный квартет Московской государственной филармонии». Параллельно он очень много выступал на радио.

Коллектив поддерживал творческие связи с известными композиторами, артистами, исполнительскими коллективами, нередко участвуя с ними в совместных концертах. Так, в 1926-1927 годах он участвует в цикле концертов струнного квартета им. Страдивари39, а в 1929 году -совместный концерт со струнным квартетом им. Глиэра. Рецензент отмечал: «Блестящее выступление вокального квартета, имевшее огромный успех, внесло оживление в концерт и яркие, необычайные звуковые крас-ки»40 В 1944 году состоялось совместное выступление со знаменитым актером, литератором, чтецом В. Яхонтовым на музыкальном «четверге» газеты «Комсомольская правда». В 1945 году квартет поет в авторском концерте известных советских композиторов А. Г. Новикова и Б. А. Мокроусова.

Ансамбль объездил с концертами многие города нашей страны и везде встречал восторженный прием. Он выступает в лучших концертных залах и в рабочих клубах. Д. Кабалевский пишет, что «нет, кажется, ни одного большого клуба в Москве и по всему Союзу, где бы не знали этот квартет и не любили его». С 1935 года ансамбль систематически выступает в военных частях, дает много шефских концертов.

В тяжелое время Великой Отечественной войны квартет, вместе с артистами московской филармонии, неоднократно выезжал с концертами на Северный флот. Об одном из таких концертов артистка московской филармонии Р. Богопольская вспоминает: «В ноябре 1942 года был назначен выезд на Северный флот. концертной бригады. В ее составе. вокальный квартет. исполнение квартета отличалось большим мастерством. Участие такого ансамбля в нашей группе было особенно ценным, так как он выступал без инструментального сопровождения и потому мог участвовать в

38 Луначарский А. Отзыв о квартете: материалы о деятельности вокального квартета б<ывшей> музыкальной студии МХТ. - РГАЛИ (ЦГАЛИ СССР, ф. 2484, оп. 2, ед. хр. 89, л. 1, 2).

39 12 декабря 1926 г. в Москве, в зале им. Моцарта, во втором концерте квартета им. Страдивари были исполнены русские народные песни: «Вспомни, вспомни», «Возле речки на лужайке», «Как со горки, со горки», «Утушки».

40 Концерт был посвящен произведениям Р. М. Глиэра. В сопровождении струнного квартета были исполнены «Сват и жених», «Сквозь серый дым»; а'сарре11а - «Послание в Сибирь». См.: Концерт двух квартетов // Современный театр. - 1929. - 9 апр., №15. - Разд. Театральная жизнь (В Москве). - С. 244.

любых концертах»41. После войны квартет продолжает активную концертную деятельность, особенно много выступая в госпиталях.

В первые годы после революции репертуар ряда ансамблей включал в себя, главным образом, народные и революционные песни. Некоторые коллективы «специализировались» даже на каком-то одном жанре. Например, квартет «Интернационал» исполнял только революционные песни; и само название квартета «Русская песня» указывает на главный репертуарный ориентир.

Программы случайных ансамблей, создававшихся для участия в одном или нескольких камерных концертах, нередко были посвящены творчеству одного или нескольких композиторов одной эпохи. Их выбор зависел от тематики концерта. Такова была программа квартета, выступавшего в 1919 году в концерте, посвященном И. С. Баху и его предшественникам.

Со временем репертуар большинства коллективов становился все более разнообразным: народные песни, русская и зарубежная классика, революционные песни и произведения советских композиторов. Однако, «центр тяжести» распределялся по-разному: ансамбли КДКМ (ОКМ), АКМ основное внимание уделяли русской классике, песням советских композиторов (М. Коваль, Б. Шехтер, В. Рамм, К. Корчмарев и др.), русским народным песням. Квартеты Большого театра, квартет М. К. Северского - русской народной песне и русской классике. Московский квартет им. В. И. Сафонова - русской, зарубежной классике и народным песням. Квартет им. Ф. И. Шаляпина - зарубежной классике и русской народной песне. Руководитель этого квартета - В. И. Садовников занимался композиторским творчеством, поэтому в программах коллектива есть его сочинения.

В репертуаре еврейского квартета было большое количество произведений западной классики (Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шуман, Григ), народных песен (русские, украинские, белорусские, еврейские), песен советских композиторов (Л. Книппер, З. Компанеец, В. Кочетов, А. Новиков, Н. Чемберджи и др.).

Программы квартета Ленинградской филармонии включали в себя только песни советских композиторов и революционные песни. Отметим, что ансамбль был одним из первых исполнителей песен В. П. Соловьева-Седого и Д. Д. Шостаковича. Квартет занимал значительное место в тематических концертах, концертах-монографиях.

Подчеркнем, что в программах почти всех упомянутых ансамблей определенное место, в большей или меньшей степени, занимали песни советских композиторов.

41 Богопольская Р. На Северном флоте // Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. - М., 1970. 82

Репертуар квартета МХАТа состоял из большого количества произведений широкого профиля. Он имел пять направлений: а) народные песни, б) русская классика, в) зарубежная классика, г) революционные песни, д) произведения советских композиторов. После обсуждения в ГИМНе достижений ансамбля в 1928 году в протокол заседания было внесено предложение о «желательности иметь в распоряжении квартета образцы музыки. мадригалов конца XVI начала XVII веков»42. Но, к сожалению это не было осуществлено на практике.

К традициям, идущим от «Петербургского мужского квартета» (1896-1915), следует отнести репертуарную политику: 1) русские народные песни, 2) русская и зарубежная классика, 3) современные композиторы. В области народной песни, русской и зарубежной классики налицо преемственность от «Петербургского мужского квартета». Значительное число произведений, имевшихся в репертуаре первого, входило в репертуар квартета МХАТ и, если это были народные песни, то в большинстве случаев - в тех же самых обработках. Но пути развития репертуара у них разные. Если «Петербуржцы» шли от зарубежной классики к русской, а затем к русской народной песне, то характерной особенностью этого коллектива было то, что народная песня стала связующим «стержнем», вокруг которого строился весь остальной репертуар. Кроме русских песен, программы включали в себя: украинские, белорусские, грузинские, татарские, немецкие, английские, шведские, испанские, американские народные песни в обработках Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова, А. В. Александрова, Н. Кедрова, В. Федорова, К. Шведова, А. Никольского, О. Брона, Г. Концевича, П. Триодина.

Кроме оригинальных классических произведений, ансамбль пел обработки русской и зарубежной классики для мужского квартета, которые делались главным образом А. В. Никольским и О. М. Броном43.

В середине 30-х годов ряд хоровых коллективов практикует исполнение инструментальной музыки. Это связано, в основном, с недостатком оригинальных произведений, с задачами расширения репертуара, пополнения его хорошо знакомыми слушателям сочинениями. Кроме того, это

42 Протокол заседания комиссии по вокальному квартету ГИМНа от 23 декабря 1928 г. - ГЦММК, ф. 134, № 362, л. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43 Русская классика - обработки А. Никольского: М. Мусоргский «Полководец», А. Бородин «Море» (баллада), А. Серов «Варяжская баллада» из оперы «Рогнеда»; обработки О. Брона: А. Рубинштейн «Ноченька» из оперы «Демон», М. Мусоргский «С куклой»;

Зарубежная классика - Ф. Шуберт «Соловей» и «Какая ночь»; Р. Шуман «Дремлющее озеро», К. Сен-Санс «Серенада», Ф. Мендельсон «Предчувствие весны», И. Брамс «В зеленых ивах дом стоит» - в обработке А. Никольского; Л. Бетховен «Песня о блохе», В. Моцарт «Колыбельная» - в обработке О. Брона.

вытекало из идеи возведения хоровой звучности в самоцель, из исключительной заботы о «чистом хоровом звучании». Такая тенденция особенно проявилась в Ленинградской академической капелле, которая с блестящим мастерством исполняла под руководством М. Г. Климова оркестровые произведения. Наряду с положительными моментами, требующими достижения высокой техники и гибкости коллектива, в таком подходе была заключена опасность забвения лучших реалистических национальных исполнительских традиций, основанных на распевности, вокальности, тексте.

Эта тенденция не миновала квартет. В его репертуаре есть инструментальные сочинения, аранжированные для мужского квартета a cappella, с более или менее подходящим подставленным текстом. Например: обработки А. Никольского - Л. Бетховен «Andante» из 5-й симфонии на слова А. С. Пушкина, В. Моцарт «Менуэт» из сонаты Es dur для фортепиано, на слова Е. А. Баратынского; в обработке О. Брона - Антракт к IV д. оперы «Кармен» Ж. Бизе. Наличие таких произведений обусловливалось причинами, о которых мы говорили выше в связи с хором. Но при этом необходимо учесть, что в области вокальной квартетной музыки недостаток оригинальных сочинений ощущался особенно остро. Об этом говорил А. В. Никольский, отвечая на критику по поводу включения в репертуар «Менуэта» В. Моцарта, во время обсуждения в ГИМНе достижений квартета. «Поскольку хорошего материала мало, -подчеркнул он, - приходится обращаться к фортепианной литературе, чтобы взять оттуда шедевры и попытаться их преподнести в вокально-квартетном воплощении, лишь бы слова были более или менее удовлетворяющими... „Менуэт" есть наш „вызов"... вызов всем композиторам ... писать, чтобы не было необходимости обращаться к источникам,

44

многими из присутствующих отклоненным» .

В какой-то степени это можно назвать продолжением эксперимента «Первого мужского квартета» - вспомним исполненное им в 1899 году «О ночь, пролей» Бетховена (тема «Andante» сонаты «Апасионата»)45. Наличие такой тенденции оказало влияние на некоторые вокальные об-работки46. В них партия сопровождения, будь то фортепиано или оркестр - трактуется вокальными средствами. Исполнение таких обработок расширяло технические возможности коллектива.

44 Вступительное слово А. В. Никольского. Заключительное слово А. В. Никольского. - ГЦММК, ф. 134, № 362, л. 2-3, 9.

45 См.: Ровнер В. Исполнительская традиция вокальных ансамблей в русской музыкальной культуре. - Л., 1988.

46 «Татарская песня» в обработке М. Ипполитова-Иванова; аранжировки О. Брона - В. Моцарт «Колыбельная», Л. Бетховен «Блоха», М. Мусоргский «С куклой», А. Рубинштейн «Ноченька» из оперы «Демон».

Советские композиторы были представлены как оригинальными со-чинениями47, так и обработками, которые делались преимущественно К. Шведовым и А. Никольским. Они же обрабатывали и революционные песни48. Кроме того, А. Никольский и К. Шведов писали музыку на революционные тексты. Их песни («Траурный марш», «Пролетарская колыбельная» А. Никольского и «Пали все лучшие» К. Шведова) исполнялись квартетом.

Так же, как и «Петербуржцы», квартет МХАТа неустанно пропагандировал народную песню и прежде всего - русскую. Но делал он это в неизмеримо большем масштабе.

Таким образом, в первые десятилетия существования Советского государства активно функционировали камерные вокальные квартеты. Они внесли значительный вклад в дело пропаганды вокально-ансамблевой музыки, одновременно продолжая и развивая традиции русского вокально-ансамблевого исполнительства.

47 Например, Р. Глиэр «Послание в Сибирь», «Сват и жених», «Сквозь серый дым».

48 Например, обработки К. Шведова: «Мы - кузнецы», «Замучен тяжелой неволей»; обработки А. Никольского: П. Дегейтер «Интернационал», А. Давиденко «Первая конная», М. Блантер «Молодость», «Партизан Железняк», «Песня о Щорсе», «Песня о счастье»; М. Коваль «Времена не прежние», «Завод»; И. Дунаевский «Песня о Родине»; Д. Покрасс «Марш Буденного»; И. Любан «Будьте здоровы»; В. Захаров «Вдоль деревни», «Провожание»; революционная песня «Красное знамя».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.