«отражение» материального или идеального и приходится «разгадывать», отправляясь от того, что сама она «говорит» - как правило, завуалировано, загадочно, смутно, обманчиво. Поэтому актуальными оказываются герменевтические, психоаналитические процедуры: подозрение, предположение инаковости показанного скрытому существу, намеки, бесконечные аллюзии и отсылки к уже явленному и т.п.
Литература и источники
1. Рахматуллин Р.Ю. Проблема идеального в советской философии // Вестник Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Серия: Гуманит. и соц. науки. 2018. № 6. С. 109-117.
2. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.
3. Порус В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции // Вопросы философии. 1997. № 2. С. 93-111.
4. Чайковский Ю.В. Картины мира и познавательные модели // Экология и жизнь. 2006. № 4.
5. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М.: Ad Marginem, 1999.
6. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992. № 1.
7. Ницше Ф. К генеалогии морали [Электронный ресурс] / Ф. Ницше. - URL: lib.ru/NICSHE/morale.txt.
8. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов / Сост. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990.
9. Якимович А.К. Тоталитаризм и независимая культура // Вопросы философии. 1991. № 11.
References and Sources
1. Rahmatullin R.Yu. Problema ideal'nogo v sovetskoj filosofii// Vestnik Sev. (Arktich.) feder. un-ta. Seriya: Gumanit. i soc. nauki. 2018. №6. S.109-117.
2. Manhejm K. Ideologiya i utopiya // Manhejm K. Diagnoz nashego vremeni. M.: Yurist, 1994.
3. Porus V.N. Epistemologiya: nekotorye tendencii // Voprosy filosofii. 1997. № 2. S. 93-111.
4. Chajkovskij Yu.V. Kartiny mira i poznavatel'nye modeli // Ekologiya i zhizn'. 2006. № 4.
5. Bart R. Fragmenty rechi vlyublennogo. M.: Ad Marginem, 1999.
6. Grojs B. Poisk russkoj nacional'noj identichnosti // Voprosy filosofii. 1992. № 1.
7. Nicshe F. K genealogii morali [Elektronnyj resurs] / F. Nicshe. - URL: lib.ru/NICSHE/morale.txt.
8. Frejd Z. Budushchee odnoj illyuzii // Sumerki bogov / Sost. A.A. Yakovleva. M.: Politizdat, 1990.
9. Yakimovich A.K. Totalitarizm i nezavisimaya kul'tura // Voprosy filosofii. 1991. № 11.
ПОПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Кемеровского государственного медицинского университета ([email protected]).
ПОПОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА - кандидат искусствоведения, доцент кафедры Кемеровского государственного института культуры ([email protected]).
ПОРХАЧЕВ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Кемеровского государственного медицинского университета ([email protected]).
POPOV, SERGEY I. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy and Culturology, Kemerovo State medical University.
POPOV A, NATAL YA S. - Ph.D. in Art History, Associate Professor, Department of Culturology, Philosophy and Art History, Kemerovo State University of Culture.
PORKHACHEV, VASILIY N. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy and Culturology, Kemerovo State medical University.
УДК 341:343.3:111.1 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-1-219-223
МАЛОВ А.В., МАКАТОВ З.В. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА
Ключевые слова: международный терроризм, источники терроризма, насилие, политическая власть, мировое сообщество.
Статья посвящена анализу источников международного терроризма. Утверждается онтологическая укорененность насилия в социуме, включая терроризм, выступающий компенсацией социальной разнородности и способом защиты социальной группы, стремящейся, как правило, к сохранению своей культурной идентичности и прибегающей к террору в случае невозможности или неспособности использовать политические методы борьбы. Делается вывод об эскалации терроризма в условиях глобализации мирового пространства и необходимости проведения плановой политики, направленной на защиту прав меньшинств, сохранение культурного и языкового многообразия. В статье утверждается, что политическое решение проблемы международного терроризма предполагает, в первую очередь, совершенствование координационных структур мирового сообщества, развитие политического диалога, нацеленного на достижение компромиссов по всем спорным вопросам.
MALOV, A.V., MAKATOV, Z.V. TO THE ISSUE OF INTERNATIONAL TERRORISM SOURCES
Key words: international terrorism, sources of terrorism, violence, political power, world community
The article is devoted to the analysis of the sources of international terrorism. The author asserts the ontological rootedness of violence in society, including terrorism, which acts as a compensation for social heterogeneity and a way of protecting a social group that, as a rule, seeks to preserve its cultural identity and resorts to terror in case of impossibility or inability to use political methods of struggle. The conclusion is made about the escalation of terrorism in the context of the globalization of the world space and the need for a planned policy aimed at protecting the rights of minorities, preserving cultural and linguistic diversity. The article argues that a political solution to the problem of international terrorism involves, first of all, the improvement of the coordination structures of the world community, the development of a political dialogue aimed at reaching compromises on all controversial issues.
Поиск онтологических оснований международного терроризма, как формы насильственного разрушения социального устройства, приводит к необходимости ответа на «вечные» философские вопросы соотношения добра и зла, насилия и ненасилия, хаоса и порядка. Гегель писал, что «Бог не способен победить свое собственное порождение» [1, с. 206], имея в виду материальную злую стихию мира, которую Бог создал для испытания своей сущности, то есть для того, чтобы: упорядочивая ее, подчиняя своей власти, он мог с большей полнотой воплотить свое бытие. Ницше, провозглашая свое знаменитое: «Бог умер, да здравствует человек!», видел природу зла и насилия в исчезновении Бога, как организующего начала. И. Ильин связывал причины насилия с несовершенством мироздания. Претендовать на окончательность и полноту выводов по данной проблеме значит заявить о смерти самой философской науки.
Оставив в стороне этические аспекты проблемы, отметим, что общество также невозможно представить как без порядка, так и без хаоса. Более того, девиации (флуктуации, мутации) выступают неотъемлемыми условиями существования любой системы (социальной, физической или биологической) [2, с. 12]. Можно утверждать, что социальное насилие и терроризм, как форма его проявления, - неотъемлемый элемент социального бытия. Как пишет Жан Бодрийар, терроризм не просто характерен для нормального состояния социального, но и «становится своего рода симптомом или наиболее ярким олицетворением особого состояния социального, а именно его катастрофы и крушения всех репрезентаций, на которые социальное опиралось» [3, с. 66-67].
Международный терроризм, с одной стороны, является следствием возникновения мировой социальности, с другой - признаком того, что и эта относительно новая глобальная реальность обладает теми же проблемами, что и реальность отдельно взятого социума.
Постмодернизм в социологии и криминологии конца XX века приходит к выводу: сама социальная реальность девиантна [4, с. 246]. Развитие мира невозможно без разрушения, включая деструкцию социальных сообществ и отношений. Человеческое общество разнородно, оно обладает своеобразной разницей потенциалов, которая и является одним из важнейших условий его развития. Компенсацией социальной разнородности в обществе выступают насилие и терроризм, как его форма.
Неравномерность развития систем (в нашем случае - государств) является определяющим фактором возникновения напряженности как на межсистемном, так и внутрисистемном уровне. Более развитая система, имея тенденцию к укрупнению и структурному усложнению, включает в сферу своих интересов (экономических, политических и иных) различные субъекты, игнорируя их собственные интересы. Подвергнутая воздействию система реагирует на внешнюю экспансию, проявляя открытое или скрытое сопротивление, или входит в более развитую систему как ее часть [5, с. 125]. Если доминантная система по какой-либо причине не может подавить противодействие, а эксплуатируемая система обладает достаточными внутренними ресурсами и организацией, скрытое сопротивление затягивается и переходит в форму террора по отношению к подавляющей системе или ее представителям, вне зависимости от того, станут ли жертвами официальные лица или простые граждане.
Важным источником международного терроризма является характерная для сегодняшнего мира существенная культурная асинхрония, породившая проблему межкультурных коммуникаций. Различия в ценностных ориентациях между развитыми странами и странами «третьего мира» чрезвычайно велики. Кроме того, стремление защитить внутреннюю культуру, отстоять национальные интересы настолько гипертрофированно, что отдельные страны в межгосударственных отношениях возвращаются к «праву сильного», пренебрегая при этом уже имеющимися элементами мирового права, либо прибегают к террористическим методам их обеспечения.
По мнению А. Ахиезера в мире, в результате возникновения открытого общества, сложилось два типа суперцивилизаций - традиционная и либеральная, для отношений которых характерно противоречивое единство, взаимопроникновение и взаимоотталкивание, достигающие высокой степени напряженности [6, с. 21].
Активный традиционализм в странах закрытого общества вступает в прямую конфронтацию с новыми ценностями, применяя все возможные методы вплоть до терроризма. Специфика закрытого общества проявляется в том, что слабость своего потенциала оно пытается компенсировать крайностями методов. Данный процесс носит объективный характер. Механизмы
самосохранения в традиционном обществе укрепляются до такой степени, что они не дают возможности реагировать на новые вызовы времени, ориентируясь исключительно на традиционные ценности, защита которых осуществляется по известному принципу: цель оправдывает средства.
Крайне опасной для мира в целом и столь же благодатной для эскалации международного терроризма является утверждение, что любая нация (или «народ»), имеющая свою культуру, имеет тем самым и право на собственное государство. Бьюкенен, в частности, оценивает данную идею как крайне опасную, считая, что повод для этнических конфликтов, имеющих разрушительный потенциал, существует в абсолютном большинстве государств [7]. Действительно, проблема национального самоопределения несет огромный разрушительный потенциал. Национальные образования вряд ли могут претендовать на полное понимание своих проблем со стороны титульной нации или «центра». Понятно, на чьей стороне будет сила, а на чьей - неуемное желание ее преодолеть любыми методами.
С. Хантингтон считает, что будущее человечества определяется грядущим конфликтом между цивилизациями, в основе которого будет их духовное противостояние [8]. Участившиеся международные террористические акты в данном контексте - лишь преддверие великой битвы, участники которой пока только обозначают свою грядущую тактику, подписывая своеобразный протокол о намерениях. Собственно, социальные истоки международного терроризма определяются невозможностью его существования без опоры на конкретную социальную базу, т.е. на конкретные группы, слои населения. В рамках мирового сообщества таковыми могут считаться и целые народы, оставшиеся в стороне от основного вектора цивилизационного развития. Массовое обнищание, маргинализация и люмпенизация являются характерными чертами социального положения масс в ХХ веке и в начале нового тысячелетия. Этот процесс характерен и в целом для России, особенно в Северокавказском регионе, где среди населения национальных образований в конце ХХ века было наибольшее число безработных, наблюдался наибольший распад экономической инфраструктуры.
Возникновение социальной базы международного терроризма тесно связано с процессами, имеющими место в национальной и мировой экономике.
Среди экономических источников, прямо или косвенно способствующих эскалации международного терроризма, достаточно упомянуть сверхприбыли мировой криминальной экономики. В одном наркобизнесе, тесно связанном с международным терроризмом, ежегодный объем операций достиг 500 млрд, долларов еще 30 лет назад. Отсутствие официальной статистики по данному вопросу позволяет только предполагать современные масштабы наркоторговли.
С учетом того, что в условиях пандемии незаконный оборот наркотиков в мире, в том числе и в России, вырос в десятки раз [9, с. 10], можно утверждать, что международный терроризм приобрел дополнительный финансовый ресурс.
На стыке экономических и социокультурных источников международного терроризма находится крестовый поход массовой культуры, уничтожающий национальную культурную самобытность и встречающий на своем пути естественное сопротивление, рано или поздно перерастающее в террористические акты.
Политические истоки международного терроризма тесно связаны с экономическими. Международный терроризм неотделим от политической сферы, от управления социальными, экономическими, правовыми, военными и иными национальными или транснациональными процессами. В широком смысле данного понятия он является криминальным инструментом решения политических вопросов, имеющих, как правило, своей целью реализацию определенных экономических интересов: контроль над ресурсами, рынками сбыта, отдельными территориями и т.д. Помимо этого терроризм является эффективным способом борьбы за политическую власть, за ее удержание (пример - режим талибов в Афганистане).
Международный терроризм, как средство достижения политических целей насильственным образом, - явление достаточно новое и, увы, по всей видимости, прочно вошедшее в ткань политического бытия мирового сообщества. Оценивая тенденции в развитии международной обстановки и международных отношений, Тейлор Сейболт констатирует, что вооруженные конфликты будут сопровождать нас и в обозримом будущем [10, р. 27].
Надежда на избавление от политического насилия занимала и занимает достойное место
среди многочисленных социальных иллюзий конца XX - начала XXI века. Тот очевидный факт, что история цивилизации неразрывно связана с развитием форм и средств, ростом масштабов насильственных действий, увеличением числа его жертв, зачастую просто игнорируется.
Международный терроризм, как форма политического насилия, имеет очевидные перспективы уже потому, что ведущее место в глобальном мире будет, по всей видимости, принадлежать не традиционным межгосударственным и внутригосударственным конфликтам, а «экстрасистемным» («extra-systemic» conflicts), когда то или иное «правительство действует за пределами собственной территории против другого правительства или неправительственной группы, которые могут также действовать на значительном удалении от их территории или основных баз» [10, pp. 10-11, 29].Одним словом, будущее у международного терроризма есть. Что касается его прошлого, политических истоков международного терроризма, то еще Цицерон усматривает в политике, соответствующий человеку способ борьбы, называя грубую силу видом борьбы «диких животных». Вместе с тем, и он оправдывает переход к насильственным неправовым действиям, если человек лишен возможности эффективно использовать первый, т.е. политический способом борьбы [11, с. 442].
Весьма характерно, что в политической и социологической мысли само государство рядом исследователей воспринимается как источник терроризма. Проводя параллель между источниками терроризма вообще и международного терроризма, как его разновидности, подобная аналогия на основе очевидной тенденции к глобализации мира, созданию единого мирового сообщества, обладающего властными регулятивами, сходными с властными регулятивами отдельных государств, предполагается допустимой.
Насилие - основа любой, даже самой «либеральной» власти. Государство, как система, с максимальной эффективностью использует внутренние ресурсы для сохранения своей устойчивости, противодействуя терроризму и иным видам неправового насилия, направленным на его разрушение. Терроризм, направленный против него, всегда остаётся лишь ответом. Гегелевское «Сила... это отношение, в котором каждая сторона есть то же, что и другая сторона» [1, с. 237] подчеркивает, что в противостоянии государства и личности терроризм являет собой объективную форму противодействия действию. Кардинальным способом решения проблемы терроризма может быть один - полное уничтожение политических, правовых и иных властных институтов, что само по себе абсурдно.
Терроризм - следствие не политической власти вообще, а власти несовершенной. Власть, с позиции Т. Парсонса, это «способность системы обеспечивать исполнение её элементами принятых обязательств, направленных на реализацию коллективных целей» [12, p. 308]. Терроризм появляется там, где политика оказывается бессильной, проявляя неумение идентифицировать и нежелание, неспособность решать проблемы социального неравенства, национальных интересов или религиозных убеждений. Так одной из насущных проблем, служащих лакмусовой бумажкой политической состоятельности мирового сообщества, является проблема сецессии.
Международное сообщество должно предпринимать меры для того, чтобы уменьшить ее привлекательность. К их числу можно отнести развитие более эффективной защиты прав меньшинств, сохранение культурного и языкового многообразия, поощрение различных форм внутригосударственной автономии и т.д. Проблема сецессии лишь одна из комплекса проблем, стоящих перед мировым сообществом проблем, решение которых далеко не всегда реализуется мирным путем.
Само демократическое общество с его уважением гражданских прав личности становится все более уязвимым для международного терроризма. Террористы могут свободно перемещаться по территории наиболее развитых стран мира, приобретать и применять в своих преступных целях современное оружие, различные химические вещества и технические средства. Поэтому естественным является опасение, что при проведении очередных своих акций международный терроризм, обладающий огромными финансовыми ресурсами, получит доступ и к оружию массового поражения. Очевидный минус демократического государства - партнерские отношения с гражданами, признание приоритета гражданских свобод, ослабление социально-правового контроля. В этой связи государство становится менее незащищенным перед терроризмом, игнорирующим правовые и политические нормы и признающим лишь грубую силу. Выход - в
дальнейшем совершенствовании антитеррористического законодательства, способного реагировать на новые вызовы нелегитимного насилия. Однако здесь экстремизм и наиболее опасная его форма - терроризм как явления более мобильные, перманентно меняющие свои формы, всегда опережают законодательные меры по борьбе с ними.
В целом, решение проблемы международного терроризма на глобальном политическом уровне безусловно предполагает, в первую очередь, совершенствование координационных (управленческих, властных) структур мирового сообщества, включая Контртеррористическое управление ООН. Однако в современных условиях роста конфронтации между Востоком и Западом данная перспектива выглядит весьма туманной.
Литература и источники
1. Гегель Г. Наука логики: В 3-х тт. М.: Мысль, 1972. Т.3.
2. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004. 520 с.
3. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург: Издательство уральского университета, 2000. 115 с.
4. Головин Н.А., Козловский В.В. Интервью с профессором Н. Луманом // Проблемы теоретической социологии: сб. науч. ст. / Под ред. А.О. Бороноева. СПб.: Петрополис, 1994. С. 236-248.
5. Евсеев С.Н. Мировое сообщество: конфронтация и конвергенция // Рабочие тетради по компаративистике // Гуманитарные науки, философия и компаративистика. СПб.: Сайт Web-кафедра философской антропологи, 2003. C.124-127.
6. Ахиезер А.С. Как «открыть» закрытое общество. М.: Магистр, 1997. 40 с.
7. Бьюкенен А. Сецессия: Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства. М. Рудомино, 2001. 239 с.
8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. Т. Велимеева. Ю. Новикова. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 603 с.
9. Фалалеев М. На острие иглы // Российская газета. 2020. 29 июня. № 139(8193).
10. Conflicts in the 21st Century // Lucia Annunziata, Marta Dassu (eds). Roma: Aspen Institute Italia. 2002. 190 p.
11. Хофмайстер Х. Теория террористической войны // Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Вып. 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. C.439-452.
12. Parsons T. Sociological Theory and Modern Society. New York, 1967. 564 p.
References and Sources
1. Gegel' G. Nauka logiki: V 3-h tt. M.: Mysl', 1972. T.3.
2. Gilinskij YA. Deviantologiya: sociologiya prestupnosti, narkotizma, prostitucii, samoubijstv i drugih «otklonenij». SPb.: «Yuridicheskij centr Press», 2004. 520 s.
3. Bodrijar Zh. V teni molchalivogo bol'shinstva, ili konec social'nogo. Ekaterinburg: Izdatel'stvo ural'skogo universiteta, 2000. 115 s.
4. Golovin N.A., Kozlovskij V.V. Interv'yu s professorom N. Lumanom // Problemy teoreticheskoj sociologii: sb. nauch. st. / Pod red. A.O. Boronoeva. SPb.: Petropolis, 1994. S. 236-248.
5. Evseev S.N. Mirovoe soobshchestvo: konfrontaciya i konvergenciya // Rabochie tetradi po komparativistike // Gumanitarnye nauki, filosofiya i komparativistika. SPb.: Sajt Web-kafedra filosofskoj antropologi, 2003. C.124-127.
6. Ahiezer A.S. Kak «otkryt'» zakrytoe obshchestvo. M.: Magistr, 1997. 40 s.
7. B'yukenen A. Secessiya: Pravo na otdelenie, prava cheloveka i territorial'naya celostnost' gosudarstva. M. Rudomino, 2001. 239 s.
8. Hantington S. Stolknovenie civilizacij / Per. s angl. T. Velimeeva. YU. Novikova. M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 2003. 603 s.
9. Falaleev M. Na ostrie igly // Rossijskaya gazeta. 2020. 29 iyunya. № 139(8193).
10. Conflicts in the 21st Century // Lucia Annunziata, Marta Dassu (eds). Roma: Aspen Institute Italia. 2002. 190 p.
11. Hofmajster H. Teoriya terroristicheskoj vojny // Homo philosophans. Sbornik k 60-letiyu professora K.A. Sergeeva. Vyp. 12. SPb: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo, 2002. C.439-452.
12. Parsons T. Sociological Theory and Modern Society. New York, 1967. 564 p.
МАЛОВ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ - кандидат философских наук, доцент ([email protected]).
МАКАТОВ ЗУРАБ ВАЛЕРЬЕВИЧ - кандидат философских наук, старший преподаватель АкадемиЬ гражданской защиты МЧС России ([email protected]).
MALOV, АLEXEY V. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor.
MAKATOV, ZURAB V. - Ph.D. in Philosophy, Civil Defence Academy EMERCOM of Russia, Assistant Professor.
УДК 1(091):177.9 Б01: 10.24412/2411-2275-2022-1-223-229
КОСТИН П.А.
ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОВЕТСКОГО ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
НА РУБЕЖЕ 1980-Х-90-Х ГГ.
Ключевые слова: ответственность, партийно-государственный аппарат, Советский Союз, союзная республика, СЭВ, ОВД, история, предательство, катастрофа.
Исследование проблемы ответственности советского партийно-государственного аппарата рассматривается в качестве одной из составляющих комплексного философско-исторического исследования парадигмы ответственности и ее роли в нашей стране. Анализируется проблема безответственного, предательского отношения части руководителей СССР к друзьям, сторонникам и помощникам Москвы в странах ОВД и СЭВ, в республиках бывшего СССР, в Центре. Предательство частью руководства СССР патриотического большинства партийно-государственного аппарата нашей страны и стран-союзниц рассматривается в качестве одной из причин крупнейшей геополитической катастрофы второй половины ХХ века.