DOI 10.24411/2076-1503-2020-10909 МАТВЕЕВА Мария Андреевна,
кандидат юридических наук, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»,
e-mail: mail@law-books.ru
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Аннотация. Цель: В статье посредством проведенного анализа имеющихся взглядов в доктрине конституционного права в отношении источников права предпринята попытка обосновать более широкий перечень таковых, исходя из практики политико-правовой жизни нашей страны, на основе чего делается попытка сформировать иерархию всех источников конституционного права.
Методы исследования. В исследовании используются идеалистический, истори-ко-политический, формально-логический и системно-деятельностный методы.
Результаты исследования. Научное исследование проблемы позволило раскрыть отличительные особенности источников конституционного права. На основе приведения примеров конкретных случаев из практики получены выводы о существовании таких важных источников конституционного права, как Послание Президента, Национальные программы, Стратегии, Концепции, Доктрины, Прогнозы и др.
Теоретическая / практическая значимость: основные выводы автора вполне применимы в учебном процессе, могут послужить основой для дальнейших научных исследований, а также будут полезны для практики осуществления систематизации источников конституционного права и законодательства.
Новизна: автором представлена системно-иерархическая модель источников конституционного права как необходимых форм закрепления правовых норм и начал правового регулирования социально-экономической политики государства, обоснована идея необходимости законодательного закрепления системы источников конституционного права в отдельном федеральном конституционном законе («Об источниках права в Российской Федерации»).
Ключевые слова: источники конституционного права, конституция, законодательство, послание Президента, правовая доктрина, стратегия.
MATVEEVA Maria Andreevna,
PhD in Law,
Russian state University of transport (MIIT)
ON THE SOURCES OF CONSTITUTIONAL LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE
Annotation. Purpose: the article analyzes the existing views in the doctrine of constitutional law in relation to the sources of law and attempts to justify a broader list of such sources based on the practice of political and legal life in our country, on the basis of which an attempt is made to form a hierarchy of all sources of constitutional law.
Method of research. The research uses idealistic, historical-political, formal-logical, and system-activity methods.
Research results. Scientific research of the problem allowed to reveal the distinctive features of the sources of constitutional law. Based on examples of specific cases from practice, conclusions are drawn about the existence of such important sources of constitutional law as the President's Message, National programs, Strategies, Concepts, Doctrines, Forecasts, etc.
Theoretical / practical significance: the main conclusions of the author are quite applicable in the educational process, can serve as a basis for further research, and will also be useful for the practice of systematization of sources of constitutional law and legislation.
Novelty: the author presents a system-a hierarchical model of sources of constitutional law as the necessary forms of anchoring legal standards and began legal regulation of socio-economic policy of the state, justified the idea of the necessity of legislative consolidation of the system of sources of constitutional law in a separate Federal constitutional law ("On the sources of law in the
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
Russian Federation").
Key words: sources of constitutional law, Constitution, legislation, Presidential address, legal doctrine, strategy.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что государство в своей политике использует самый широкий арсенал юридических средств для достижения поставленных целей социально-экономического развития. В условиях хаотичного заимствованного законодательства из других юрисдикций актуален вопрос о построении собственной непротиворечивой и логически завершенной системы источников права. Речь, по сути, идет о необходимости развития форм и способов закрепления, т.е. объективирования правовых норм, в т.ч. касающихся основ конституционного строя государства и определения основных направлений его государственной политики.
На наш взгляд, в достаточной степени этот вопрос на уровне конституционно-правовой науки пока не решен. К сожалению, и сама конституционная доктрина до сих пор не прояснила, какой полный перечень источников завершают данную систему. Сложности возникают не только с признанием, допустим, правовой доктрины как источника конституционного права, но и в отношении решений самого Конституционного Суда страны, не говоря уже о понимании самой Конституции как общественного договора. Мы уже не говорим о таких специфических актах, в которых реализуются многие политические и правовые предписания: послание Президента, Национальная доктрина, Национальные программы, Стратегии, Прогнозы и т.д., которые все чаще включают в себя общие начала правового регулирования и даже нормы права в их завершенном виде. Судя по количеству защищенных диссертаций, эта проблема отнюдь не простая и искусственная.
По мнению М.В. Баглая, источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право, которые в свою очередь образуют иерархическую систему источников права. Так, он в нее включает такие акты, как конституцию, законы, договоры и соглашения, декларации, регламенты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента, постановления Правительства, судебные решения Конституционного Суда, правовые акты СССР и РСФС , акты органов местного самоуправления. Примечательно, что постановления Конституционного Суда РФ М.В. Баглай, как и многие конституционалисты, включая и некоторых членов Конституционного Суда, считают чуть ли не прецедентами [3, С.17-29], что, конечно же, на наш взгляд, является большим преувеличением.
Такого же мнения придерживается и Р.А. Самойлова, которая в целом признает, что проблема признания Постановлений Конституционного Суда в науке конституционного права является дискуссионной, но в то же время сама считает, что решения КС РФ являются источниками права в силу своего императивного и обязательного характера [14, с. 27 - 30]. Другие полагают, что источником права являются правовые позиции Конституционного Суда РФ: «Правовые позиции Конституционного Суда имеют два существенных свойства. Первое из них состоит в том, что правовая позиция Конституционного Суда носит общий характер, т.е. она распространяется не только на конкретный, ставший предметом рассмотрения в Конституционном Суде случай, но и на все аналогичные случаи, имеющие место в правовой практике. Второе характерное свойство правовой позиции заключается в ее официальном, обязательном характере. Правовые позиции Конституционного Суда имеют такую же юридическую силу, как и сами решения Суда, и обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Поэтому нельзя согласиться с мнением, что правовые позиции Конституционного Суда являются лишь рекомендациями» [4, с. 3 - 28]. Между тем, как правильно заметил Г.А. Гаджиев, решения Конституционного Суда, в т.ч. в своем проявлении т.н. «правовых позиций», являются т.н. «квазипрецедентами». В своей фундаментальной работе «Онтология права» Г.А. Гаджиев отмечает: «Особо значимы исследования онтологической структуры российского права сейчас, когда коренным образом меняется его облик, связанный с появлением правовых позиций высших судов, фактически - квазипрецедентов» [5, с. 7].
Третьи считают под источником права не только в материальном и юридическом смысле, но также в легитимационном смысле, как выражение механизмов и публичной авторитетности тех акций, посредством которых формируются источники права; включение в число внешних характеристик источников права, наряду с обязательностью, формальной определенностью и общеизвестностью признаков легитимности и легальности источника права [9]; четвертые под источниками конституционного права понимают формально-юридическую форму выражения
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
(установления, закрепления) конституционно-правовых норм. Норма конституционного права, имеющая определенную форму закрепления (оболочку бытия) и определенные механизмы правоприменения, должна обеспечиваться силами государственного принуждения [20, с. 6].
И все же надо констатировать, что, несмотря на существование плюралистического характера подходов к проблеме источников права в конституционном праве современного общества, в последнее время получают дальнейшее развитие конституционные доктрины, формирование которых стимулируется такими факторами правообра-зования, как появлением Интернета, информационно-коммуникативных технологий, проблемы экологии, космических технологий, биотехнологий, генной инженерии, электроники и др. Отсюда появляются новые виды источников права, которые ранее таковыми не считались, например: электронный референдум, послание Президента, Стратегии, Доктрины, Концепции, Планы, Прогнозы, Национальные проекты и т.д. По нашему мнению, появление новых источников конституционного права также обусловлено существенными сдвигами правового сознания и бытия общества, которые происходят в настоящий период. К ним можно отнести следующие обстоятельства:
во-первых, происходят революционные изменения в самом правопонимании, которое определяет представления об источниках права (а что, собственно говоря, считают источником права);
во-вторых, само право находится в системном кризисе, что обусловлено кризисом средств и способов правового регулирования, кризисом самого общества, его мировоззрения и изменением картины мира, благодаря новым научным открытиям;
в-третьих, практически везде произошла девальвация к законности и праву;
в-четвертых, обрушился правопорядок и правовая культура общества;
в-пятых, мы видим кризис конституционной законности, ценностей права и самой государственности во многих странах мира, что обусловливает проблему социальной и правовой неопределенности;
в-шестых, наблюдается слабая согласованность между актами различной юридической силы, что влечет противоречивость юридической практики;
в-седьмых, экономический кризис поставил остро вопрос о социально-экономической справедливости во всех обществах, существующих моделей государственного управления и контроля, распределения национального благосостояния;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
в-восьмых, влияние западных правовых систем на национальную и копирование правового опыта и практики зарубежных государств;
в-девятых, усиливающаяся тенденция непринятия решений международных правовых институтов (принцип конституционной идентичности);
в-десятых, институт прав человека претерпевает серьезный кризис доверия со стороны общества и правозащитных движений.
И все эти обстоятельства говорят о необходимости совершенствования доктрины источников конституционного права. В условиях крайней девальвации закона как источника права и попытки формирования вектора правовой политики, государство больше в своей практике начинает опираться на приоритетные программные акты. Хотя всегда считалось, что закон, в особенности Конституция и органические акты, обладают програмно-целевым и стратегическим характером утверждения нормативных начал в обществе. Закрепление в законах, по большей мере, общих задач и отдаленных целей по решению важных вопросов государственной и общественной жизни, по мнению Т.Я. Хабриевой, ранее имело значение нормативной директивы [11, с. 18, 19].
Речь идет о т.н. директивных политико-правовых актах, применяемых в практике конституционного строительства. Являясь документами высшего политического уровня, они имеют программно-целевой и концептуальный характер, позволяют предвидеть и прогнозировать направление, пределы и возможные способы и формы реализации государственной политики в обществе. Практика правотворчества свидетельствует о существовании различных директивных актов программно-целевого назначения: послания, доклады, концепции, стратегии, программы, доктрины, основы, проекты и т.д. Меж тем их природа, структура, содержание и виды не нашли широкого исследования в юридической науке, особенно с позиции доктрины источников конституционного права.
По мнению Н.С. Кутузовой, эти акты имеют все признаки источников права, не только в силу своего концептуального, но и официального характера. «Программные документы относятся к источникам права, которые санкционируются государством, а именно утверждаются подзаконными нормативно-правовыми актами. Юридическая сила таких программных документов напрямую зависит от юридической силы нормативно-правового акта, которым они утверждены. Программные документы представлены в виде концепций, стратегий, доктрин, проектов, прогнозов, планов, которые носят в основном директивный характер» [12, с. 9 - 11].
К ним она относит такие как: содержат нормы, регламентирующие общественные отношения в сфере реализации приоритетных направлений государственной политики; представляют собой не только программные, но и политико-программные документы, а отдельные программы закрепляют конкретные мероприятия для реализации политики государства; характеризуются перспективным характером, при использовании методов планирования, прогнозирования и моделирования; устанавливают систему общественных отношений в конкретных областях развития общества, включая как положительные, так и отрицательные аспекты прогнозирования перспектив таких отношений, единого долгосрочного плана действий государства в лице его уполномоченных органов и должностных лиц по достижению наиболее высоких показателей общественного развития в данном направлении; по содержанию рассматриваемые акты можно разделить на два вида: предусматривающие концептуальное планирование и решающие текущие задачи, отражают цели, направления политики государства в конкретной сфере общественных отношений; выполняют различные функции, такие как организационная, регулятивная, информационная, телеологическая, экономическая, социальная, политическая, правоохранительная функции [12, с. 9 -11].
Как отмечают С.С. Сулакшин, М.Ю. Пого-релко, И.В. Репин в своей коллективной монографии «Источники и основания государственных политик в России»: «В действующем законодательстве не закреплен статус программных актов, в том числе порядок и система принятия подобных документов, поэтому в политической литературе последних лет звучат призывы придать нормативный правовой характер наиболее важным из них, например посланиям Президента Российской Федерации» [16, с. 14].
К сожалению, Конституция по поводу актов программно-целевого характера прямо ничего не говорит, как и об источниках права, их иерархии и системе, что вызывает уже множество теоретических и практических проблем [1]. По своей идеологической сути акты программно-целевого или концептуального характера выполняют роль средства ориентирования законодателя и исполнителя в плане выбора первостепенных и второстепенных задач социально-экономического развития, определения тех или иных их показателей макро-экономической политики, а также позволяют выявить первичные цели правового регулирования и государственного управления [18, с. 39 - 44].
По нашему мнению, в юридическом арсенале правовых средств действительно существуют правовые акты, которые обладают идей-
ным и политическим значением в практике государственно-конституционного управления и строительства. Сегодняшняя практика конституционного правотворчества свидетельствует о достаточно широком спектре видов программно-целевых актов, содержащих концептуальные и доктринальные положения как правового регулирования, так и социально-экономического развития. Существование столь разнообразного количества актов программно-директивного характера свидетельствует о сложности и многогранности форм (средств) осуществления официальной государственной политики и разнообразии видов общественных отношений, входящих в сферу их правового воздействия. К этим актам традиционно относятся (в формально-юридическом смысле): стратегия; доктрина [13, с.14]; декларация; концепция; план; прогноз [7, с. 152 - 156]; программы [8, с. 8]; послания; направления [19].
Не беремся утверждать, что все эти акты действительно являются источниками конституционного права, однако, по мнению конституционалистов, данные формы могут содержать начала правового регулирования, имеющие нормативный правовой характер. Такой вывод во многом обусловлен тем, что сама Конституция обладает учредительным характером, направленным на установление общих принципов, целей и задач, способов правового регулирования. Некоторые из них даже содержатся в самой Конституции: послание, доклад УПЧ и т.д. Например, в соответствии с п. 7 ст. 3 ГК РФ «министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами». Это положение говорит о том, что круг источников гражданского права гораздо шире, чем кажется на первый взгляд, и дискуссия о плюралистическом толковании источников права является актуальной.
В соответствии с этим одним из основных методов правового регулирования является программно-целевой, или стратегический, сущность которого наиболее емко формулируется как составление и реализация «наиболее общего плана действий» и «искусство планирования, руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» [6, с. 5, 6].
Какими же особенностями обладают акты программно-директивного свойства, чтобы выступать в качестве основы для построения всей системы законодательства и быть по сути источниками права:
1) неоднородностью по своему предназначению, предмету правового регулирования и видам. В политико-правовой практике, например, выделяют правовые стратегии как основные, перспек-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
тивные, формы (способы и средства) достижения определенных важнейших правовых целей, основанные на потребностях в осуществлении социальной справедливости, достигаемой с помощью и на основе права, эффективной защите прав и свобод личности и её партнерских отношениях с государством [15, с. 24, 25];
2) могут содержать различные положения, включая нормы, установления и начала отраслевого правового регулирования как с нормативным правовым регулированием, так и с индивидуальным или комплексным;
3) отличается юридическая сила этих актов в зависимости от органа его принявшего и места в иерархии нормативных правовых актов, они имеют императивный, т.е. общеобязательный характер;
4) акты имеют не только политико-правовой, программно-идеологический, гуманитарно-идеологический, но и просветительский характер, поскольку содержат начала правового характера, конкретные мероприятия, задачи и средства достижения политических целей в различных областях жизнедеятельности;
5) по мнению некоторых авторов, что мы безусловно разделяем, акты программно-директивного характера являются источниками права, т.е. могут содержать не только «чисто» нормы права, но и правовые принципы и начала правового регулирования, что непосредственно определяет развитие отраслевого законодательства [12, с. 9; 17, с. 42];
6) содержат перспективную (футурологиче-кую) составляющую в виде прогнозов на будущее, планов, моделей, схем, статистики и т.д.;
7) обладают различной функциональной направленностью: организационной, декларативной, информационной, телеологической (целевой), экономической, политической, образовательной, социальной, коммуникативной, просветительской, доктринально-мировоззренческой и т.д.;
8) представляют собой акты государственной политики и управления, но по традиции используются в правовой сфере для социального регулирования, исходя из традиционного в доку-ментоведении понимания документа как средства социальной коммуникации, источника зафиксированной на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими их идентифицировать;
9) акты программно-директивного свойства, носители норм права образуют иерархическую систему;
10) для современных программно-целевых документов по большей части характерны свойства, признаки и функции официального политико-правового документа;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
11) как и любой официальный письменный акт-документ, они обладают такими свойствами, как структурность, что проявляется в наличии типовой структуры, характерной для всех разновидностей документов.
На самом деле, акты подобного уровня известны истории, и издавна изучались наукой как производный жанр герменевтического литературного творчества, стоя в ряду с такими памятниками словесности, как послания и пророчества, которые изучаются экзегетикой, лингвистикой, футурологией и теорией права. И, вероятно, они где-то тяготеют больше к источникам права и даже юридическим доктринам.
Таким образом, вопрос об источниках конституционного права до сих пор является нерешенным в науке конституционного права. Однако практика государственно-правового развития свидетельствует о том, что процесс правообразова-ния не стоит на месте, формируются новые правовые формы (источники), которые способствуют строительству государства и нормативной правовой основы общества [2].
Список литературы:
[1] Актуальные проблемы конституционного права. (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура, Специалитет): монография / под ред. Р.В. Шагие-вой. - М.: Русайнс, 2020. - 224 с.
[2] Артамонова С.Н., Гоц Е.В., Землин А.И. и др. Актуальные проблемы правового обеспечения профессиональной деятельности: учеб. для вузов / отв. ред. А.И. Землин. Гриф УМО ВО. — М.: Изд-во «Юрайт», 2020.
[3] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юрид. вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОР-МА-ИНФРА-М., 1999. - С. 17-29.
[4] Бирюкова Л.Г. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник права: вопросы теории и практики: авто-реф. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2004. - 28 с.
[5] Гаджиев Г.А. Онтология права. - М.: НОР-МА-М., 2014. - 320 с.
[6] Грибанов Д.В. Стратегии и программы как специфические правовые документы в сфере инновационного развития // Росс. юстиция. - 2011. - № 11. - С. 2-6.
[7] Егорова Н.Е., Иванюк О.А. Правовая реальность и юридическое прогнозирование. // Журнал росс. права. - 2009. - № 12. - С. 152-156.
[8] Жарова Е.Ю. Программа как правовой документ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Н.Н., 2006. - 27 с.
[9] Карапетян С.А. Источники конституционного права Российской Федерации: автореф. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 1998. - 26 с.
[10] Колесников Е.В. Источники российского конституционного права: вопросы теории и методологии: дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 2000.
- 357 с.
[11] Концепция развития российского законодательства. / отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. - М.: ИЗиСП, 2010. - 732 с.
[12] Кутузова И.С. О роли нормативно-правовых актов программного характера // Росс. юстиция. - 2016. - № 5. - С. 9-11.
[13] Мадаев Е.О. Доктрина в правовой системе Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2012. - 31 с.
[14] Самойлова Р.А. К вопросу о структуре системы источников отрасли конституционного права Российской Федерации / Р.А. Самойлова // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, - 2015. - С. 27-30.
[15] Стратегии правового развития России: монография / под ред. О.Ю. Рыбакова. - М.: ЮСТИЦИЯ, 2015. - С. 24, 25.
[16] Сулакшин С.С., Погорелко М.Ю., Репин И.В. Источники и основания государственных политик в России: монография. - М.: Научный эксперт, 2010. - 224 с.
[17] Токмин С.А. Программные документы как источник права // Вестник Сибирской академии права, экономики и управления. - 2011. - № 2 (3). - С. 39-42.
[18] Федорченко А.А. Концептуальное право: стратегия развития отраслевого законодательства // Ученые труды РААН. - 2016. - № 2. - С. 39-44.
[19] Федорченко А.А., Федорченко Е.В. Правовое пространство: концептуальные теоретические основы / Федорченко А.А. - М.: Юрайт, 2020.
- 200 с.
[20] Хальметов А.И. Проекты Конституции Российской Федерации как доктринальные источники конституционного права: дис. .канд. юрид. наук. - М., 2014. - 177 с.
Spisok literatury:
[1] Aktual'nye problemy konstitucionnogo prava. (Aspirantura, Bakalavriat, Magistratura, Spe-cialitet): monografiya / pod red. R.V. Shagievoj. - M.: Rusajns, 2020. - 224 s.
[2] Artamonova S.N., Goc E.V., Zemlin A.I. i dr. Aktual'nye problemy pravovogo obespecheniya pro-fessional'noj deyatel'nosti: ucheb. dlya vuzov / otv. red. A.I. Zemlin. Grif UMO VO. — M.: Izd-vo «Yurajt», 2020.
[3] Baglaj M.V. Konstitucionnoe pravo Rossi-jskoj Federacii: ucheb. dlya yurid. vuzov i fakul'tetov.
- M.: Izdatel'skaya gruppa NORMA-INFRA-M., 1999.
- S. 17-29.
[4] Biryukova L.G. Pravovye pozicii Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii kak istoch-nik prava: voprosy teorii i praktiki: avtoref. ... kand. yurid. nauk. - Kazan', 2004. - 28 s.
[5] Gadzhiev G.A. Ontologiya prava. - M.: NORMA-M., 2014. - 320 s.
[6] Gribanov D.V. Strategii i programmy kak specificheskie pravovye dokumenty v sfere innova-cionnogo razvitiya // Ross. yusticiya. - 2011. - № 11.
- S. 2-6.
[7] Egorova N.E., Ivanyuk O.A. Pravovaya real'nost' i yuridicheskoe prognozirovanie. // Zhurnal ross. prava. - 2009. - № 12. - S. 152-156.
[8] Zharova E.Yu. Programma kak pravovoj dokument: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - N.N., 2006. - 27 s.
[9] Karapetyan S.A. Istochniki konstitucionnogo prava Rossijskoj Federacii: avtoref. ... kand. yurid. nauk. - Rostov n/D., 1998. - 26 s.
[10] Kolesnikov E.V. Istochniki rossijskogo konstitucionnogo prava: voprosy teorii i metodologii: dis. ... d-ra yurid. nauk. - Saratov, 2000. - 357 s.
[11] Koncepciya razvitiya rossijskogo zakonod-atel'stva. / otv. red. T.Ya. Habrieva, Yu.A. Tihomirov.
- M.: IZiSP, 2010. - 732 s.
[12] Kutuzova I.S. O roli normativno-pravovyh aktov programmnogo haraktera // Ross. yusticiya. -2016. - № 5. - S. 9-11.
[13] Madaev E.O. Doktrina v pravovoj sisteme Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2012. - 31 s.
[14] Samojlova R.A. K voprosu o strukture sis-temy istochnikov otrasli konstitucionnogo prava Rossijskoj Federacii / R.A. Samojlova // Yuridicheskie nauki: problemy i perspektivy: materialy III Mezhdu-nar. nauch. konf. (Kazan', maj 2015 g.). - Kazan': Buk, - 2015. - S. 27-30.
[15] Strategii pravovogo razvitiya Rossii: monografiya / pod red. O.Yu. Rybakova. - M.: YuSTICIYa, 2015. - S. 24, 25.
[16] Sulakshin S.S., Pogorelko M.Yu., Repin I.V. Istochniki i osnovaniya gosudarstvennyh politik v Rossii: monografiya. - M.: Nauchnyj ekspert, 2010.
- 224 s.
[17] Tokmin S.A. Programmnye dokumenty kak istochnik prava // Vestnik Sibirskoj akademii prava, ekonomiki i upravleniya. - 2011. - № 2 (3). - S. 39-42.
[18] Fedorchenko A.A. Konceptual'noe pravo: strategiya razvitiya otraslevogo zakonodatel'stva // Uchenye trudy RAAN. - 2016. - № 2. - S. 39-44.
[19] Fedorchenko A.A., Fedorchenko E.V. Pra-vovoe prostranstvo: konceptual'nye teoreticheskie osnovy / Fedorchenko A.A. - M.: Yurajt, 2020. -200 s.
[20] Hal'metov A.I. Proekty Konstitucii Rossijskoj Federacii kak doktrinal'nye istochniki konstitucionnogo prava: dis. .kand. yurid. nauk. - M., 2014. - 177 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020