Научная статья на тему 'К вопросу об источниках института обороны'

К вопросу об источниках института обороны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
140
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА / INSTITUTE OF CONSTITUTIONAL LAW / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / PRINCIPLES OF INTERNATIONAL LAW / КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОНЫ / CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE DEFENSE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вербицкая Татьяна Владимировна

В рамках конституционного права решение вопросов, связанных с функционированием института обороны, всегда является актуальным, ведь речь идет о защите суверенитета государства от посягательств. В данной статье автор анализирует источники института обороны России и зарубежных стран в целях выявления факторов, влияющих на особенности правового регулирования данной сферы общественных отношений в той или иной стране в целях выстраивания их иерархии. Анализ указанных различий также необходим для поиска причин возникающих разногласий и конфликтов на международной арене, поиска путей их устранения. Исследуются источники как отечественной, так и зарубежной доктрины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the sources of the Defense institution

Within the framework of constitutional law the resolution of problems related to the functioning of the Institute of Defence is always relevant, because it is about the protection of state sovereignty. In this article the author analyzes the sources of the Institute of Defense of Russia and foreign countries in order to identify factors that affect the features of legal regulation of the sphere of social relations in a given country for the purpose of building their hierarchy. The analysis of given differences is also necessary for searching causes of disputes and conflicts arising in the international arena, for finding ways to address them. The author investigates sources of both domestic and foreign doctrine.

Текст научной работы на тему «К вопросу об источниках института обороны»

Т.В. Вербицкая*

К вопросу об источниках института обороны

Аннотация. В рамках конституционного права решение вопросов, связанных с функционированием института обороны, всегда является актуальным, ведь речь идет о защите суверенитета государства от посягательств. В данной статье автор анализирует источники института обороны России и зарубежных стран в целях выявления факторов, влияющих на особенности правового регулирования данной сферы общественных отношений в той или иной стране в целях выстраивания их иерархии. Анализ указанных различий также необходим для поиска причин возникающих разногласий и конфликтов на международной арене, поиска путей их устранения. Исследуются источники как отечественной, так и зарубежной доктрины. Ключевые слова: институт конституционного права, стратегия, принципы международного права, конституционное регулирование обороны.

В настоящее время в значительном количестве конституций государств существует статья или совокупность норм, которые посвящены вопросу обороны. В частности, закрепляется возможность так называемой оборонительной войны, то есть самообороны государства в случае внешней агрессии.

Государства Запада и Востока по-разному подходят к закреплению основ оборонной политики — на Западе, как правило, конституции ограничиваются лишь общим указанием на обеспечение обороны страны, на Востоке, как правило, содержатся целые разделы, посвященные вопросам обороны.

Данное различие связано с тем, что коллективная оборона в соответствии с п. 2 ст. 21 Договора об учреждении Европейского союза является составной частью внешней политики Европейского союза, соответственно, выработка направлений оборонной политики осуществляется компетентными органами Европейского союза — Совет Европы осуществляет выработку общей стратегии государств — членов Европейского союза, Европейская комиссия осуществляет фактическое исполнение указанных решений. Контролирующую функцию выполняет Европейский парламент. Основную роль для государств — членов Европейского союза играет Белая книга национальной безопасности и обороны Европейского союза, в которой отражена общая стратегия государств — членов Европейского союза. В рамках государств — членов Европейского союза также приняты Белые книги национальной безопасности и обороны1.

Поэтому конституции государств — членов Европейского союза ограничиваются лишь общими указаниями на то, что государство обладает компетенцией по вопросам обеспечения обороны страны (например, п. 4 ч. 1 ст. 149 Конституции Испании 1978 г.2, Конституция Бельгии ограничивается указанием на то, что статус военнослужащих регулируется законом3, в Основном законе ФРГермания используется термин оборонительная война, однако речь идет о взаимодействии и о компетенции высших органов государственной власти в случае введения военного положения4, ст. 34 Конституции Франции закрепляет, что общие принципы национальной обороны регулируются законом5). Аналогичная ситуация наблюдается и в государствах СНГ в силу рецепции ими положений Конституции именно государств Западной Европы (например, п. «м» ст. 71 Конституции России). Выработана общая концепция оборонной политики, в соответствии с которой государство при реализации внешней составляющей суверенитета должно стремиться избегать вооруженные конфликты путем принятия превентивных мер по предотвращению внешней агрессии. Так, в п. 3 ст. 9 Конституции Киргизской Республики закреплено, что использование вооруженных сил для решения внутриго-

1 Белая книга национальной безопасности и обороны Европейского Союза 2013 г. URL: http://www.gouverne-ment.fr/sites/default/files/fichiers_joints/livre-blanc-sur-la-defense-et-la-securite-nationale_2013.pdf.

2 Конституция Испании от 27 декабря 1978 г. URL: http:// mjp.univ-perp.fr/constit/es1978.htm#2.

3 Ст. 182-186 Конституции Бельгии от 17 февраля 1997 г. URL: http://www.urzona.com/index.php?option=com_ content&view=article&id=454:---17--1997-&catid=65:2010-07-22-19-48-30&Itemid=77.

4 Основной закон Федеративной республики Германия от 3 мая 1949 г. URL: http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/ constzs/germany.htm.

5 Конституция Франции от 4 октября 1958 г. URL: http:// lawers-ssu.narod.ru/subjects/constzs/france.htm.

© Вербицкая Т.В., 2014

* Вербицкая Татьяна Владимировна — аспирант кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета. [[email protected]]

620137, Россия, г. Екатеринбург, ул. Вилонова, д. 20, кв. 60.

Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

сударственных политических вопросов запрещается. Соответственно, в государствах — членах СНГ взят курс на мирное урегулирование международных споров, отказ от военных действий как способа разрешения международных споров и построение вооруженных сил на основе возможности самообороны и ведения оборонительной войны. Так, в ст. 18 Конституции Республики Беларусь установлено, что Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов неприменения силы или угрозы силой и мирного урегулирования споров6.

Необходимо особо отметить, что в основном в рамках федеративных государств существуют единые вооруженные силы. Исключение составляет Швейцария, которая не запрещает субъектам иметь свои собственные вооруженные силы, исходя из ст. 52 Союзной конституции Швейцарии7, а также Объединенные Арабские Эмираты, которые вправе создавать свои вооруженные силы, способные вести оборонительную войну в случае возникновения вооруженного конфликта; при этом возможна помощь и со стороны федеральных вооруженных сил8. В ФРГ в период введения состояния обороны земли могут самостоятельно использовать вооруженные силы пограничной охраны, если компетентные органы государственной власти ФРГ не могут осуществить требуемые меры для устранения возникшей опасности и, исходя из обстоятельств (интенсивности вооруженного конфликта), требуется осуществление немедленных самостоятельных действий в отдельных местностях9.

Конституции стран Латинской Америки, государств Арабского Востока и Китая (исходя из ст. 94 Конституции Китая10) исходят из милитаристской концепции — вооруженные силы являются важнейшим субъектом политики, что объясняется историческим опытом данных государств.

В ст. 35 Конституции Йемена дается определение обороны — это институт конституционного права, в рамках которого вооруженные силы, полиция, силы безопасности и другие аналогичные учреждения осуществляют защиту республики, охрану ее территории и безопасности11. В ст. 10, 14 Конституции Омана12 обеспечение обороны явля-

6 См.: Павлов Е.Я. Конституционное право стран Союза независимых государств. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 1055.

7 Союзная конституция Швейцарии от 18 апреля 1999 г. URL: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_ constitutions/constit/swiss/swiss--r.htm.

8 См.: ст. 29, 30 Конституции Объединенных Арабских Эмиратов. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=622.

9 См.: ст 115 Основного закона ФРГ от 03.09.1949 г. URL: http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/constzs/germany.htm.

10 Конституция КНР от 4 декабря 1982 г. URL: http://www. asia-business.ru/law/law1/pravo/constitution/#7.

11 Конституция Йемена 1991 г. URL: http:// worldconstitutions.ru/?p=81.

12 Конституция Омана от 6 ноября 1999 г. URL: http://

worldconstitutions.ru/?p=88.

ется политическим принципом основ конституционного строя (оборона — это институт конституционного права, в рамках которого осуществляется обеспечение независимости, суверенитета, безопасности и стабильности страны; охрана государственного строя; оборона государства от любой агрессии).

В соответствии с конституционным правом государств, вооруженные силы Латинской Америки являются ключевым гарантом незыблемости государственно-правовых институтов и действенным инструментом средства разрешения социально-экономических и политических конфликтов латиноамериканского общества, особенно в период острых внешних и внутренних кризисов. Указанная концепция конституционализма базируется на том, что высшие органы власти не в состоянии обеспечить порядок и стабильность и, следовательно, реализовывать суверенитет в полной мере, поскольку их избрание происходит от политических партий и партийных фракций, то есть они вынуждены выражать групповые, а не общегосударственные интересы. Соответственно, исключительно вооруженные силы, свободные от прямого влияния политических партий, являющи -еся общегосударственным институтом, с единой жесткой дисциплиной, имеют право и обязаны в критические моменты выступать на политической арене, выполняя функции по защите всей нации и конституционного строя13.

Очевидно, что данные нормы появились в конституциях государств на основе Устава ООН и Принципа неприменения силы и угрозы силой, сформулированного в рамках Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблей ООН 24 октября 1970 г., Резолюция № 2625 (XV)14.

Далее источниками института обороны являются законы по вопросам статуса военнослужащих, введения военного положения, военно-технического оснащения вооруженных сил.

Следующим источником являются подзаконные акты — нормативные акты главы государства в качестве верховного главнокомандующего (среди которых ключевую роль играют военная доктрина, стратегия обороны или иные подобные акты стратегического характера), акты правительства как органа, определяющего основные

13 См.: Орлов А.Г. Конституционное право стран Латинской Америки. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 997.

14 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятая Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций 24.10.1970 г., Резолюция № 2625 (XV). URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/dedarations/intlaw_principles.shtml(дата обращения — 4 августа 2014 г.).

Т.В. Вербицкая

направления политики безопасности или советов обороны, выполняющих аналогичные функции в арабских государствах, и, соответственно, по текущим вопросам издаются нормативные акты министров обороны.

В силу ключевого значения данного акта необходимо более подробно остановиться на характеристике военной доктрины (стратегии обороны государства).

В Российской Федерации определение военной доктрины РФ как документа, в котором отражены основные направления оборонной политики, получили правовое закрепление в Указе Президента РФ от 5 февраля 2010 г. Как уже было сказано, аналогичные документы стратегического назначения существуют, например, в рамках как Европейского союза в целом, так и его госу-дарств-участников15.

Военная доктрина16 (или стратегия обороны государства) представляет собой один из ключевых документов стратегического планирования, в котором отражена система получивших официальное закрепление взглядов, идей, представлений о вооруженных конфликтах, превентивных и последующих мерах по препятствию возникновению или устранению вооруженных конфликтов. В силу того, что оборона является комплексным институтом, в его рамках учитываются положения иных актов, затрагивающих вопросы осуществления внешней политики. В Российской Федерации данный документ опирается на положения Военной доктрины 2000 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 г., положения Концепции внешней политики России 2001 г., Морской доктрины РФ на период до 2020 г. Стратегии безопасности, принятые в рамках Европейского союза, опираются на учредительные документы Европейского союза, стратегии безопасности таким образом, чтобы подчеркнуть тесную взаимосвязь между данными двумя институтами, а также внешнеполитические инструменты Европейского союза (общая стратегия и общее мнение государств — членов Европейского союза по тому или иному внешнеполитическому вопросу, инструмент добрососедства), на политический курс в рамках Шенгенской информационной системы.

Ключевое значение подобных актов основывается на использовании научно обоснованного терминологического аппарата — в Военной доктрине РФ и стратегических актах, принятых в рамках Европейского союза в данной сфере,

15 Белые книги национальной безопасности и обороны Европейского союза и его государств-участников. URL: http://www.gouvernement.fr/sites/default/files/fichiers_joints/ livre-blanc-sur-la-defense-et-la-securite-nationale_2013.pdf (дата обращения — 4 августа 2014 г.).

16 См.: Комментарий к Конституции РФ / под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд., пересмотр. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 708-709.

дано определение таких терминов, как военная безопасность, военная опасность, военная угроза, военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война, военная политика, военная организация, военное планирование.

В рамках указанных актов также отражен объект обороны как институт конституционного права, который представляет собой защиту внешней составляющей национального суверенитета от угроз и опасностей внешнего и внутреннего характера (прежде всего в рамках военных конфликтов, которые классифицируются по степени их интенсивности). Соответственно, находят отражение и меры, направленные на борьбу или снижение остроты указанных угроз, которые могут быть классифицированы по временному критерию на предварительные (превентивные) меры по предупреждению возникновения вооруженного конфликта, укреплению системы коллективной безопасности, соблюдению взятых на себя международного обязательств, международных договоров, в том числе в рамках участия в борьбе с международным терроризмом, а также меры, которые принимаются после разрешения конфликтной ситуации.

В рамках мер, принимаемых во время вооруженного конфликта, указанные акты стремятся к четкой регламентации вопросов применения вооруженных сил и других войск, единых сил обеспечения безопасности государства в период мирного времени, при непосредственной угрозе агрессии и в военное время.

Особое значение в рамках принимаемых в общемировом пространстве мер по борьбе с распространением ядерного оружия как разновидности превенции имеют положение о том, что за ядерными державами остается право применить ядерное оружие в качестве оборонительного действия в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против государств с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Соответственно, в указанных актах отражено, что наличие ядерного оружия является одной из гарантий суверенитета государства, содействующей укреплению авторитета государства в международных отношениях, способствующей учету мнения государства при решении внешнеполитических вопросов.

Стратегический характер данных документов обеспечивается также тем, что в них установлены цели вооруженных сил, других войск, единых сил безопасности, в том числе обозначены направления развития военной организации (систем управления и контроля, военной промышленности, вооружений), формирования и развития военной политики, повышения качественного

уровня оборонно-промышленного комплекса, военного планирования, военно-экономического обеспечения, военно-политического и военно-технического сотрудничества.

Таким образом, страны Запада и Востока по-разному подходят к решению вопроса об источниках института обороны. Страны Запада, входящие в Европейский союз и страны СНГ, осуществившие рецепцию правового опыта государств Европы в данной сфере, ограничиваются лишь указанием на наличие компетенции государства по вопросам обеспечения обороны, детальное регулирование осуществляется в законах и актах стра-

Актуальные проблемы финансового права

тегического характера (военной доктрине, стратегии обороны, иных подобных актах). В государствах, прежде всего, Востока, обеспечение обороны является принципом основ конституционного строя. Причины указанных различий в подходах объясняются историко-культурной спецификой, а также участием государств в системе коллективной обороны — Европейский союз, Лига арабских государств, НАТО. Уровень указанных различий может снижаться только в рамках глобальной системы коллективной безопасности. Подобную роль на основании Устава ООН стремится играть Совет Безопасности ООН.

Библиография:

1. Белая книга национальной безопасности и обороны Европейского союза 2013 г. URL: http://www. gouvernement.fr/sites/default/files/fichiers_joints/livre-blanc-sur-la-defense-et-la-securite-nationale_2013.pdf

2. Павлов Е.Я. Конституционное право стран СНГ. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. 1087 с.

3. Орлов А.Г. Конституционное право стран Латинской Америки. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. 1040 с.

4. Комментарий к Конституции РФ / под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд., пересмотр. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. 1034 с.

References (transliteration):

1. Belaya kniga natsional'noi bezopasnosti i oborony Evropeiskogo soyuza 2013 g. URL: http://www.gouvernement.fr/ sites/default/files/fichiers_joints/livre-blanc-sur-la-defense-et-la-securite-nationale_2013.pdf

2. Pavlov E.Ya. Konstitutsionnoe pravo stran SNG. M.: Norma: INFRA-M, 2013. 1087 s.

3. Orlov A.G. Konstitutsionnoe pravo stran Latinskoi Ameriki. M.: Norma: INFRA-M, 2013. 1040 s.

4. Kommentarii v Konstitutsii RF / pod red. V.D. Zor'kina. 3-e izd., peresmotr. M.: Norma: INFRA-M, 2013. 1034 s.

Материал поступил в редакцию 6 августа 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.