УДК 378.016:34
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИСТОРИКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ПОВЫШЕНИИ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА
М.П. Камаева, А.Г. Петров
Статья посвящена актуальным вопросам преподавания истории и права в творческом вузе, предпринимается попытка проанализировать пути и способы передачи студентам историко-правовых знаний, которые необходимы им как в профессиональной реализации, так и воспитании их общей культуры. Цель статьи - рассмотрение вопросов методического и содержательного плана в преподавании истории и права преподавателями высших учебных заведений. В статье используются аналитические методы как в плане анализа содержательного компонента базового курса указанных дисциплин, так и обобщения педагогического опыта по формированию гражданско-правовой культуры студентов. Системно-диалектический подход позволяет выделить приоритетные цели и задачи учебных предметов, а также практико-ориентированную составляющую курсов истории и права в творческом учебном заведении. Эмпирические методы включают анкетирование, беседу, тестирование. Определяются принципы и особенности обучения на теоретических и практических занятиях по истории и праву. В ходе данной работы даются конкретные рекомендации в изменении подходов в преподавании историко-правовых дисциплин в высшем учебном заведении. Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности применения методических приемов в ходе использования новых технологий в процессе преподавания данных предметов. Делается вывод о том, что актуально подобранное содержание историко-правового материала должно отвечать потребностям современных студентов, развивать не только их правовую грамотность, но и воспитывать активную жизненную позицию молодого поколения.
Ключевые слова: история; право; творческая личность; творческие профессии; гражданско-правовая грамотность; правосознание; историческая литература; гуманитарное образование.
M.P. Kamaeva, A.G. Petrov. ON THE QUESTION OF USING THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF HISTORICAL AND LEGAL DISCIPLINES IN IMPROVING THE GENERAL CULTURE OF STUDENTS OF A CREATIVE UNIVERSITY
The article is devoted to the topical issues of teaching history and law in a creative university, an attempt is made to analyze the ways and methods of transferring historical and legal knowledge to students, which they need both in their professional implementation and in the education of their general culture. The purpose of the article is to consider the issues of methodological and substantive plan in the teaching of history and law by teachers of higher educational institutions. The article uses analytical methods both in terms of the analysis of the content component of the basic course of these disciplines, and the generalization of pedagogical experience in the formation of the civil law culture of students. The system-dialectical approach allows us to identify the priority goals and objectives of academic subjects, as well as the practice-oriented component of history and law courses in a creative educational institution. Empirical methods include questionnaires, interviews, and testing. The principles and features of teaching in theoretical and practical classes in history and law are determined. In the course of this work, specific recommendations are given to change the approaches to teaching historical and legal disciplines in higher education. The results of the study indicate the feasibility of using methodological techniques in the use of new technologies in the process of teaching these subjects. It is concluded that the relevant content of the historical and legal material should meet the needs of modern students, develop not only their legal literacy, but also educate the active life position of the younger generation.
Keywords: history; law; creative personality; creative professions; civil law literacy; legal awareness; historical literature; humanitarian education.
Важные изменения, происходящие сегодня мировое культурное пространство, предъяв-в стране и связанные с интеграцией России в ляют к системе высшего образования новые
личностно-социальные требования. Обществу в настоящий момент нужен не просто специалист высокой квалификации, но и творческая личность, в которой профессионализм сочетается с социально-психологическими качествами, способностью решать проблемы социального, экономического, гражданско-правового характера.
Изменения в ст. 68 Конституции Российской Федерации акцентируют внимание на том, что культура россиян - это уникальное наследие многонационального народа [3]. Обсуждение поправок в Основной закон страны показало: общество надеется, что они помогут защитить и сохранить российскую культуру, что именно культура делает Россию уникальной страной, где развивается творческая личность. Под творческой личностью мы понимаем личность, для которой характерна устойчивая направленность на творчество, позволяющая ей достигнуть прогрессивных, социально или лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности [5].
Единственное российское образование, которое не требует дополнительного подтверждения нигде в мире - это образование в области искусства и культуры [6]. Это слова ректора Орловского государственного института искусств и культуры Николая Паршикова, которые как никогда актуальны в настоящее время. Вузовская подготовка играет большую роль в обучении творческой деятельности, так как призвана создавать интеллектуальный базис общества.
Знание истории и права - часть общей культуры и образованности, которая способствует формированию духовно-нравственной личности. Однако преподавателям высших учебных заведений приходится неоднократно сталкиваться с недопониманием роли данных предметов в гуманитарном образовании. Пропаганда необходимости освоения данных дисциплин порой наталкивается на множество препятствий. Например, нежелание изучать историю объясняется тем, что ее без конца переписывают.
Крушение социальных и нравственных ценностей, правовой нигилизм молодого поколения говорит о необходимости совершенствования процесса преподавания правовых дисциплин и ведения правовоспитательной работы со студентами. История и право обладают огромным образовательным и воспитательным потенциалом, формируя человека мыслящего и умеющего постоянно обогащать приобретенные знания, влияя на становление его не
только как востребованного профессионала, но и личности с широким интеллектуальным кругозором.
Изучение права развивает логическое мышление, совершенствует сложившиеся мыслительные операции, формирует умение логично строить взгляды на окружающий мир, на место человека в государстве и обществе, на характер отношений к среде, в которой он живет. История как дисциплина учебного плана вносит свою лепту в воспитание нравственности, она призвана прививать такие важнейшие моральные качества, как гуманизм, патриотизм, интернационализм. Несомненно, важная роль в воспитании студентов средствами изучения историко-правовых дисциплин принадлежит как содержательной стороне учебного материала, так и организации работы с обучающимися.
В государственных образовательных стандартах высшего образования отечественная история и право входят в число ведущих предметов. Они преподаются во всех вузах страны, будь то технические или гуманитарные, инженерные или творческие специальности. Можно много спорить о том, необходимы ли они в вузе, как именно их надо изучать. Воспримем наличие этих дисциплин в учебных планах вузов как данность и попытаемся понять, зачем они необходимы артисту, режиссеру или специалисту социально-культурной деятельности.
Мы считаем, что целью преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах должно быть формирование правового сознания, которое положительно ориентирует будущих специалистов на вновь принятые законы, конкретные проекты нормативных актов и т.п. Большая современная энциклопедия определяет правосознание как сферу общественного или индивидуального сознания, включающую правовые знания, отношение к праву и правоприменительной деятельности [5]. Правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности [2].
В институте культуры и искусств на изучение правовых дисциплин отводится незначительное количество часов, так как в учебном плане основное внимание уделяется социально-гуманитарному модулю. В то же время мы понимаем, что правовые знания необходимы специалистам сферы культуры, поэтому инте-
грация социально-гуманитарных дисциплин является попыткой выстроить правовые знания в систему обучения учебного заведения.
Студенты творческого вуза должны особенно бережно относиться к правовым источникам, исторической памяти, конкретным событиям, которые происходили в нашей стране, находить логическую взаимосвязь между историко-правовыми фактами. Будущие актеры, режиссеры, социально-культурные работники должны знать факты истории своей страны, они призваны нести культуру в массы и должны художественными средствами донести до людей свое видение не только характеров, чувств и эмоций, но и исторической эпохи.
В процессе изучения истории на первом курсе студенты уже сталкиваются с историко-правовыми документами, улавливая тесную связь между историей и правом, и постигают следующие основы правового характера: основные этапы развития общества и эволюцию основных социальных сфер; государство, его институты, формы правления, политические режимы; исторические формы демократии, ее зарождение и состояние либеральной демократии на современном этапе; этапы зарождения и развития парламентаризма в различных странах; концепции гражданского общества, правового государства и конституционализма; высокую гражданственность выдающихся исторических личностей в различные периоды истории. Так, например, в ходе изучения Русской Правды подробно рассматриваются вопросы права, правосудия, судебной власти древнерусской эпохи. Студенты приходят к выводу, что содержание права зависит от изменчивых экономических и социальных условий и от самой государственной системы в целом.
На втором курсе студенты непосредственно изучают основы права как учебную дисциплину, где уделяется пристальное внимание знаниям правового положения личности в обществе, конституционным правам и обязанностям человека и гражданина в культурной сфере. Свобода творческого труда, закрепленная в ст. 44 Конституции РФ, охрана интеллектуальной собственности, право на участие в культурной жизни страны понимаются молодыми людьми лишь тогда, когда сопровождаются практическими примерами из их повседневной жизни.
Третий курс обучения в вузе характеризуется включением в учебный план дисциплины «Правовые основы сферы культуры», где студенты осваивают знания отдельных отраслей права, непосредственно связанных с их буду-
щей профессией. Так, менеджер социально-культурной деятельности должен владеть экономическими и правовыми основами предпринимательской деятельности, понимать правила поведения в обществе, выражать активную гражданскую позицию.
Таким образом, в основе преподавания указанных дисциплин лежат принципы непрерывности, системности, междисциплинарно-сти, где правовое образование тесно связано с жизненной практикой. В курсе правовых дисциплин в вузе большое внимание уделяется изучению гражданского права, гражданско-правовой ответственности, необходимости работнику культуры выполнять договорные обязательства.
Основным приемом на интерактивных занятиях, наряду с творческими заданиями, уделяется ролевым играм. В ролевой игре участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Для обозначения методик этого типа также используются близкие названия (имитации, деловые игры, моделирование). Эти методики способствуют развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем [4].
Чтобы приблизить историко-правовые дисциплины к сфере интересов студентов, сформировать у них высокие правовые убеждения, необходим тщательный отбор содержания учебного материала. Информация, преподносимая студентам, должна быть социально значимой и профессионально ориентированной, что способствует мотивации их познавательной деятельности.
Исследовательская деятельность, осуществляемая в Чувашском государственном институте культуры и искусств, направлена на выявление методических основ преподавания правовых дисциплин в творческом вузе, помогающих эффективно усвоить правовые знания, а также приобрести умение разрешать конфликтные ситуации правовыми средствами. Успешно функционирует в институте программа «Правовая грамотность менеджера социально-культурной деятельности».
Психолого-педагогическое исследование, которое проходило на базе Чувашского государственного института культуры и искусств, ставило целью выявить уровень сформированно-сти правовой культуры студентов. Испытуемые студенты были разделены на две группы - это были студенты одного курса, которые прошли диагностику методом анкетирования.
Качественный анализ показал фрагмен-
тарные правовые знания, нейтральное, порой негативное отношение к законам, низкую активность в применении правовых норм на практике. Экспериментальная группа студентов в течение 6 месяцев принимала участие в программе, где использовались педагогические технологии формирования правовой культуры. Структура правовой культуры рассматривалась на уровне мотивации, т.е. сознательного отношения к правовым знаниям; когнитивном уровне, т.е. уровне правовой активности личности, и деятельностном, который включал нестандартное решение правовых задач и умение принимать решение в различных ситуациях. Контрольный этап предполагал тот же диагностический инструмент, который применялся на констатирующем этапе эксперимента.
В результате были зафиксированы значительные сдвиги в трех указанных компонентах: объем правовых знаний расширился; наметился переход от изменчивых знаний к убеждениям необходимости соблюдать законы; ценностное отношение к праву способствовало развитию умений применению правовых знаний в практической деятельности. Это свидетельствует об эффективности применяемых технологий как в учебно-воспитательном процессе, так и во внеучебной деятельности.
В ходе данного исследования были разработаны педагогические рекомендации по совершенствованию процесса преподавания истори-ко-правовых дисциплин: на всех этапах обучения необходимо соблюдать преемственность в овладении правовыми знаниями и навыками правового поведения; использование новых информационных технологий, творческого инструментария и справочных правовых систем способствует эффективности учебно-воспитательного процесса; важно обеспечение тесной связи правовых вопросов со специализацией студентов; целесообразно увеличение доли активных форм обучения, где традиционные лекции сочетаются с деловыми и ролевыми играми, «круглыми столами», тематическими дебатами, практическими конференциями; курс изучения права должен стать завершающим этапом, началом которого является история и другие гуманитарные дисциплины; активная внеучебная деятельность студентов должна быть определяющей и включать воспитательные мероприятия гражданской направленности.
Вузы в настоящее время призваны готовить специалистов новой формации - высокообразованных, креативных, духовно-нравственных граждан своей страны. В этом нам помогают
новые методики преподавания, ориентированные на личность, обладающую не только профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой.
Список литературы
1. КамаеваМ.П., Зайцева К.О. Социализация студентов высшей школы через изучение истории // Европейский форум студентов и учащихся: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (19 апреля 2020 г.). Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. С. 137-141.
2. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 167 с.
3. «Культура - наше достоинство»: поправки в Конституцию. URL: https://www.ampravda.ru (дата обращения: 05.01.2021).
4. Певцова Е.А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции: учеб. пособие. М.: Изд-во Междунар. юрид. ин-та, 2010. 296 с.
5. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2005. 720 с.
6. Реформы образования в сфере культуры и искусств. URL: https://akvobr.ru (дата обращения: 07.01.2021).
References
1. Kamaeva M.P., Zajtseva K.O. Sotsializatsiya studentov vysshej shkoly cherez izuchenie istorii [Socialization of high school students through the study of history] // Evropejskij forum studentov i uchashchikhsya: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (19 aprelya 2020 g.). Petrozavodsk: MTsNP «Novaya nauka», 2020. S. 137-141.
2. Kropaneva E.M. Teoriya i metodika obuche-niya pravu [Theory and methodology of teaching law]: ucheb. posobie. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2010. 167 c.
3. «KuFtura - nashe dostoinstvo»: popravki v Konstitutsiyu [«Culture - our dignity»: amendments to the Constitution]. URL: https://www.ampravda.ru (Accessed 05.01.2021).
4. Pevtsova E.A. AktuaFnye voprosy metodiki prepodavaniya yurisprudentsii [Topical issues of the methodology of teaching jurisprudence]: ucheb. posobie. M.: Izd-vo Mezhdunar. yurid. in-ta, 2010. 296 s.
5. Pedagogika: bolshaya sovremennaya entsiklo-pediya [Pedagogy: Large modern encyclopedia] / sost. E.S. Rapacevich. Mn.: Sovremennoe slovo, 2005. 720 s.
6. Reformy obrazovaniya v sfere kul tury i iskusstv. URL: https://akvobr.ru (Accessed 07.01.2021).
124
Вестник Российского университета кооперации. 2021. № 1(43)
КАМАЕВА Марина Петровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Чувашский государственный институт культуры и искусств. Россия. Чебоксары. E-mail: marinakamaeva59@mail. ru.
ПЕТРОВ Александр Геннадьевич - доктор юридических наук, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: a.g.petrov@ruc.su.
KAMAEVA, Marina Petrovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines. Chuvash State Institute of Culture and Arts. Russia. Cheboksary. E-mail: marinakamaeva59@mail.ru.
PETROV, Alexander Gennagyevich - Doctor of Law, Candidate of History, Associate Professor, Head of the Department of Constitutional and Municipal Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary.E-mail: a.g.petrov@ruc.su.