Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА СОТРУДНИКАМ ПОЛИЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА СОТРУДНИКАМ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / РУССКИЙ ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК / ПОЛИЦИЯ / БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ / МЕТОДИКА / ИНТЕРНЕТ / ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИЯ / ВИДЕОСВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арский А. А.

В статье раскрываются некоторые аспекты актуальных проблем эффективного обучения жестовому языку, в частности в условиях дистанционного образования; дается краткий анализ соответствующего накопленного опыта работы автора в рамках современного подхода к обучению сотрудников полиции основам русского жестового языка; даются обоснованные рекомендации для активного использования в рамках аудиторной и внеаудиторной работы наиболее подходящих доступных средств обучения, а именно: телекоммуникационные площадки, мультимедийные презентации, интернет-видеоканалы, социальные сети, приложения видеосвязи и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арский А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF MODERN MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN TEACHING THE BASICS OF RUSSIAN SIGN LANGUAGE TO POLICE OFFICERS

The article reveals some aspects of the actual problems of effective sign language teaching, in particular in the context of distance education; a brief analysis of the relevant accumulated experience of the author is given within the framework of the modern approach to teaching police officers the basics of Russian sign language; reasonable recommendations are given for the active use of the most suitable available training tools within the framework of classroom and extracurricular work, namely: telecommunication platforms, multimedia presentations, Internet video channels, social networks, video communication applications, etc.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА СОТРУДНИКАМ ПОЛИЦИИ»

К вопросу об использовании современных мультимедийных технологий при преподавании основ русского жестового языка сотрудникам полиции

Александр Адольфович Арский

доцент кафедры иностранных и русского языков, кандидат филологических наук Сибирский юридический институт МВД России Красноярск, Россия arski7@yandex.ru 0000-0002-9727-5232

Поступила в редакцию 25.07.2022 Принята 14.08.2022 Опубликована 15.09.2022

© 10.25726/(11581-7398-7910-2

Аннотация

В статье раскрываются некоторые аспекты актуальных проблем эффективного обучения жестовому языку, в частности в условиях дистанционного образования; дается краткий анализ соответствующего накопленного опыта работы автора в рамках современного подхода к обучению сотрудников полиции основам русского жестового языка; даются обоснованные рекомендации для активного использования в рамках аудиторной и внеаудиторной работы наиболее подходящих доступных средств обучения, а именно: телекоммуникационные площадки, мультимедийные презентации, интернет-видеоканалы, социальные сети, приложения видеосвязи и т.д.

Ключевые слова

образование, обучение, русский жестовый язык, полиция, базовые знания, методика, интернет, телеконференция, видеосвязь.

Введение

Для образовательных организаций МВД России «Основы русского жестового языка» являются сравнительно новой дисциплиной в связи с изданием совместного приказа МВД России и Минобрнауки России от 15.06.2015 № 681/587 «Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации» (Об объеме, 2015). Данное решение было принято в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"» от 2012 года, предписывавшим русскому жестовому языку статус официального средства общения, в том числе и в официально-деловой сфере (Федеральный закон, 2012). Но всеобщий характер для высших учебных заведения МВД России этот учебный предмет приобрел лишь с 2020 года: по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата и специалитета «Основы русского жестового языка» стали составной частью дисциплины «Основы профессиональной деятельности», а также ряда факультативов («Введение в профессию "Полицейский"» и др.). Само по себе включение в учебный процесс совершенно новой дисциплины потребовало от учебных заведении срочной подготовки необходимого преподавательского корпуса и соответствующего методического обеспечения дисциплины, но возникшие форс-мажорные обстоятельства национального и мирового масштаба внесли свои коррективы в поставленные задачи и существенно осложнили их выполнение: речь идет о радикальном пересмотре традиционных подходов к обучению в условиях всемирной пандемии ООУОй-19. Повсеместно были введены ограничения на контактную работу, приведшие к частичному или полному переводу учебного процесса на дистанционную форму работы, что окончательно закрепило владение цифровыми технологиями

обучения в качестве одной из важнейших профессиональных компетенций современного преподавателя. В новых условиях работы при подготовке учебно-дидактических материалов, в частности, для обучения основам русского жестового языка сотрудников полиции преподавателями-авторам приходится учитывать следующие факторы, определяющие необходимость внесения существенных корректив в подходы к учебному процессу: 1) дистанционный формат обучения (как постоянный формат и как периодический, т.е. используемый в случае возникшей текущей необходимости) в условиях эпидемиологических ограничений, распространяющихся и на контактную, аудиторную работу учебных заведений; 2) особенности мировосприятия обучающихся сетевой эпохи и, соответственно, необходимость поиска наиболее эффективных методов обучения без ущерба для его качества. Во втором случае имеются в виду основные положения теории поколений (Теория поколений, 2021), точнее выводы, которые на ее основе можно сделать, применительно к современному учебному процессу на уровне, в частности, вузовского образования, а именно: большинство преподавателей на момент написания данной статьи могут быть условно причислены к «поколению X (иксы)» (1963-1984 года рождения), тогда как реципиенты их вербальных и невербальных действий в рамках учебного процесса условно могут быть отнесены к «поколению У (миллениалы)» (1983-2000 год рождения, это, в первую очередь, относится к слушателям факультета профессиональной подготовки, если речь вести о высших учебных заведениях МВД России), но в большей степени - к «поколению Z (зумеры)» (20002012 год рождения). Разница в мировосприятии представителей этих категорий очень большая, особенно это касается принципов обработки информации. Например, привычное для «иксов» чтение объемных текстов для «зумеров» порой вызывает затруднения, но в то же время вторые, в среднем, демонстрируют лучшие навыки использования современных инструментов «цифрового взаимодействия» на уровне как коммуникации, так и поиска и быстрой обработки больших объемов информации, правда, зачастую за счет небольшой глубины погружения в осмысление контента. Эффективная подача учебного материала среднестатистическому «зумеру» предполагает обязательное включение видео- и аудиосредств передачи материала даже при изложении текстовой информации, причем речь идет о телетрансляции на экран, установленный в кабинете, либо на экраны персональных компьютеров обучающихся, перешедших на дистанционный формат изучения дисциплины.

Таким образом, в зависимости от дисциплины, сложившиеся современные объективные и субъективные условия, в которых протекает учебный процесс, в частности в высших учебных заведениях, требуют от преподавателя кардинального пересмотра традиционных, привычных ему форм взаимодействия с обучающимися. Прежде всего, речь в рамках данной статьи идет об использовании мультимедийных средств дидактического обеспечения, способствующих повышению мотивации реципиентов учебного материала. Однако ни методики подготовки кадров высшего образования, ни используемые ими в последующем стратегии и тактики ведения занятий, ни имеющиеся учебные пособия и учебники, как правило, не свидетельствуют о понимании указанных аспектов, по крайней мере, на уровне массового сознания преподавательского корпуса, причем речь далеко не всегда, в данном, контексте, идет о возрастных характеристиках адресантов учебного процесса. Соответственно, на наш взгляд, активизация более активного использования инновационных средств обучения на занятиях является актуальной, требует изучения соответствующей проблематики, накопления необходимого опыта реализации инновационных подходов и закрепления его в современном процессе подготовки будущих учителей и преподавателей, а также в методическом обеспечении дисциплин.

Упомянутые выше аспекты актуальности проводимого исследования из разряда обсуждения имеющихся тенденций снижения успеваемости могут переходить в разряд проблем. Однако решение их требует от преподавателя, не только готовности к переменам и приложению значительных дополнительных усилий, но и сформированных умений и навыков использования всех современных необходимых инновационных средств учебного процесса: он не должен отставать в цифровой образованности от обучающихся. Эффективное использование современных средств обучения -мультимедийные презентации, онлайн-взаимодействие, интерактивные учебные пособия и т.д. - по сути, стали свидетельством профессиональной компетентности преподавателя, а их отсутствие -свидетельством необходимости пересмотра своих умений и навыков ведения дисциплины. Одних

знаний учебной дисциплины преподавателю в настоящее время мало: необходимо владение современными цифровыми средствами передачи знаний, и активное их использование в соответствии с целями и задачами дисциплины и конкретного занятия. Отказ принимать во внимание указанные различия в мировосприятии и приоритетности информационных каналов (Конгруэнтность, 2018) обучающего и обучающегося со временем могут привести еще к большим проблемам, когда «зумеров» сменят представители следующего поколения - «А (альфы)», «рожденные с планшетом в руках» (Теория поколений, 2021): диссонанс приоритетности использования тех или иных информационных каналов, средства и методы когнитивной обработки контента постепенно станут существенным препятствием организации эффективного учебного процесса.

Указанные аспекты актуальной проблемы требуют всестороннего междисциплинарного исследования: 1) рассмотрение социально-психологических нюансов упомянутого поколения «зумеров»; 2) изучение особенностей восприятия ими информации при том или ином формате подачи мультимедийного материала; 3) подбор оптимальных форм и средств подачи материала. Таким образом, упомянутое владение современными цифровыми средствами, в частности в целях эффективного преподавания основ русского жестового языка, требует наличие или приобретение опыта, как минимум, следующей работы: 1) создание мультимедийных презентаций; 2) использование телекоммуникационных площадок; 3) разработка комплекса упражнений, тесно связанных с упомянутыми презентациями; 4) создание интернет-групп с размещением дидактического мультимедийного материала по дисциплине и т.д.

Следует отметить, что названные проблемы преподавания основ русского жестового языка усложняются целым рядом других факторов, повлиять на которые можно разве что в долгосрочной перспективе. В частности, речь идет об отсутствии письменной формы данного языка и его нормативного, общепринятого варианта. Создание единообразия методического обеспечения постепенно может способствовать распространению нормы, однако это очень длительный процесс, зависящий не только от индивидуальных стараний специалистов, но и от принятия соответствующих ГОСТ в том числе и в сфере профессиональной подготовки переводчиков русского жестового языка. Следует также заметить, что отсутствие академического словаря русского жестового языка, хоть и косвенно, но все же имеет отношение к обсуждаемым проблемам, поскольку аутентичный материал и для формирования жестового учебного лексикона, и для разработки презентаций к семинарским (практическим) занятиям, по большей части, собирается на основе просмотра контента онлайн-версий видеословарей, имеющих «московскую прописку»: Spread the Sign, «Город жестов», «Сурдоцентр» и «Сурдосервер». При этом, по нашему мнению, можно отметить небольшое расхождение в демонстрации на этих сайтах одних и тех же жестов, используемых в рамках дисциплины «Основы русского жестового языка», например: «мужчина», «машина» и т.д.

Другой актуальной проблемой обсуждаемого ряда вопросов, связанных с преподаванием, в частности, основ русского жестового языка в условиях работы в постоянном дистанционном формате или при периодически возникающей необходимости в случае заболевания обучающихся COVID-19 (примеч.: короновирусной болезнью), - является запрет на использование в учебных целях иностранных телекоммуникационных площадок в высших учебных заведениях МВД России. Соответствующее решение ДГСК МВД России было принято летом 2020 года, что, по сути, аннулировало накопленный опыт проведения интернет-конференций на стриминговых площадках: Zoom, Skype, Discord (называем наиболее подходящие варианты для проведения групповых занятий с использованием мультимедийных презентаций на указанный момент). Отечественная TrueConf и некоторые менее известные российские площадки не могли в 2020 году предоставить аналогичные условия для образовательных организаций. Речь идет о невозможности проведения полноценной трансляции анимированных и озвученных слайдов, высоких ценах на проведение групповых занятий и т.д. (Арский, 2020) Использование телекоммуникационных площадок позволило временно решить проблему, но потребовало от преподавателей дополнительных затрат и освоения новых цифровых технологий, расширяющих возможности учебного процесса даже, казалось бы, в безвыходной ситуации запрета на контактную работу. Последнее, как уже отмечалось выше, в сложившихся условиях - уже не вопрос выбора, а

неотъемлемая часть профессиональных компетенций, предъявляемых к современному преподавателю. В 2021 году ситуация с качеством предоставляемых услуг отечественными телекоммуникационными площадками существенно улучшилась, в частности речь идет об онлайн-сервисах: «Видеозвонки» от Mail.ru и «Яндекс.Телемост». Однако проверить на практике их возможности для дистанционного ведения дисциплины в групповом формате пока не предоставилось возможности, поскольку в сложившихся условиях в 2020 году нами было принято решение о размещении видеоматериалов с заданиями по дисциплине на сайте института и последующем получении в сообщениях электронной почты или мессенджеров - WhatsApp, Viber, Telegram - видео-ответов, записанных обучающимися по изучаемым темам. Это позволило организовать учебный процесс, хотя бы частично отвечающий целям и задачам дисциплины «Основы русского жестового языка».

Однако следует отметить, что в рамках данной статьи нами не преследовалась цель -проанализировать практический опыт в рамках всех перечисленных направлений исследования работы в сложившихся условиях: в первую очередь, мы хотели поделиться опытом создания мультимедийного учебного пособия, краткое описание которого позволяет в общих чертах представить подход автора к решению упомянутых актуальных проблем, в частности в рамках преподавания дисциплины «Основы русского жестового языка» сотрудникам полиции в высших учебных заведениях МВД России, априори сориентированной на повышенное внимание к визуальной составляющей изучаемого контента.

Актуальность вышеназванных проблем, по крайней мере в контексте практики преподавания дисциплины «Основы русского жестового языка» подтверждается, в частности, данными анализа имеющихся методических разработок, указаний, рекомендаций и учебных пособий по указанной дисциплине, преподаваемой в высших учебных заведениях МВД России. Отчасти ситуация объяснятся относительной новизной учебной дисциплины и, соответственно, недостаточностью накопленного опыта. Речь идет, прежде всего, о трех источниках, по сути, являющихся базовыми для дисциплины:

1. Учебное пособие «Теория и практика русского жестового языка» (ДГСК МВД России, 2018 (Теория, 2018).

2. 20-я глава «Основы русского жестового языка» 3-й части учебника «Профессиональная подготовка полицейских» (ДГСК МВД России, 2019) (Основы, 2019).

3. Учебное пособие «Использование русского жестового языка в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел» (А.В. Бойко, М.И. Смирнова, И.А. Лисецкая; ДГСК МВД России, 2019) (Бойко, 2019).

Перечисленные источники полностью соответствуют всем классическим требованиям, предъявляемым к подобного рода дидактическому материалу (содержат разнообразный иллюстрированный материал, множество упражнений и тестовых заданий), однако, во-первых, количество учтенных в них жестов вступают в явное противоречие с требованиями примерной рабочей учебной программы (ДГСК МВД России) (Бойко, 2019), (Арский, 2020); а во-вторых, не учитывает возможности активного использования вышеназванных современных средств поиска, подачи и индивидуального освоения информации.

Материалы и методы исследования

В данной работе были представлены результаты анализа практического ведения занятий по дисциплине «Основы современного жестового языка» и суммирован накопленный опыт создания необходимого дидактического материала, собранного в соответствующем учебном пособии, включающем в себя не только иллюстрации и описания жестов, таблицы и разнообразные практические задания, а также QR-ссылки на видеоконтент учебного содержания по всем темам дисциплины. Материалом нашей работы явились: дактильная азбука и числительные русского жестового языка, а также базовый набор жестов и задания, призванные способствовать усвоению и закреплению знаний для последующего использования в ситуациях первичного контакта в рамках профессионально ориентированной коммуникации сотрудников полиции с глухими.

При написании данной статьи были использованы следующие методы: 1) анализ существующей методической литературы; 2) анализ понятийно-терминологического аппарата, относящегося к

цифровому виду подачи и обработки информации в рамка учебного процесса; 3) прогнозирование повышения уровня мотивации обучающихся в результате использования тех или иных мультимедийных средств представления учебного материала; 4) моделирование семинарских занятий на этапе их разработки и селекции дидактического материала, в зависимости от категории и возраста обучающихся; 5) анализ и синтез полученных данных в результате многократного проведения занятий по всем темам, вошедшим в состав учебного пособия; 6) структурно-системный подход, во-первых, потребовавшийся для правильного распределения наработанного материала от начала дисциплины до контрольно-измерительного занятия или зачета, а во-вторых, позволивший обеспечить своего рода имитацию профессионально-ориентированных коммуникативных ролевых ситуаций с участием сотрудников полиции при контакте с социальной средой глухих.

Результаты и обсуждение

Разработанное нами мультимедийное учебное пособие «Основы русского жестового языка для сотрудников полиции» (Арский, 2021) является результатом более чем двухлетнего исследования, включившего в себя: изучение учебных пособий схожего направления, составление профессионально ориентированного лексикона и разговорника, редактирование тематического плана дисциплины, создание комплекса заданий, верификацию используемых жестов в рамках работы с инвалидами по слуху в Красноярске и в Иркутске и накопление практического опыта проведения занятий по соответствующей дисциплине в Сибирском юридическом институте Министерства внутренних дел Российской Федерации. Данная работа состоит их нескольких разделов:

1. познавательную, правовую и этическую информацию о коммуникации с глухими (примеч.: людьми, имеющими существенные ограничения по слуху той или иной степени);

2. изучение пальцевой азбуки (примеч.: дактилирование русскоязычного алфавита на скорости от 1 дактилемы в секунду);

3. профессионально ориентированную жестовую речь сотрудника правоохранительных органов в случаях коммуникативного взаимодействия с глухими. Данное пособие рассчитано на базовое усвоение основ русского жестового языка наиболее массовыми категориями обучающихся, т.е. в него заложено изучение от 100 до 130 профессионально ориентированных специфических жестов глухих (50 универсальных жестов, используемых в изучаемых темах, выводятся за рамки данной статистики), что в целом соответствует примерной учебной программе ДГСК МВД России. Помимо дактилологии и числительных русского жестового языка обучающиеся, в рамках данной дисциплины, в том числе и с помощью обсуждаемого учебного пособия, как правило, успешно осваивают следующие темы жестовой речи:

1) пресечение правонарушения;

2) задержание;

3) первичный допрос;

4) опрос пострадавших и свидетелей происшествия;

5) действия сотрудников в сфере безопасности дорожного движения;

6) оказание первой помощи пострадавшим.

Последнее занятие проводится в виде практикума, предполагающего погружение в жестовый язык на уровне изученного материала.

Оригинальность пособия состоит не только в тщательно продуманной профессиональной ориентации содержания, наличии разнообразных, красочно оформленных заданий, в том числе и ролевого характера, иллюстрации всех подробно описываемых жестов, но и в «привязке» представленных в нем жестов и жестовых фраз к соответствующим видео и сопровождающим их текстовым заданиям, размещенным на страницах интернет-групп одного из авторов данного пособия, А.А. Арского. В частности, речь идет о следующих цифровых площадках: «РЖЯ курсантам и слушателям в помощь» в социальной сети «ВКонтакте» (РЖЯ, 2021) и УоиТиЬе-канал «РЖЯ пособие 2021 (24/38)» (РЖЯ, 2021). Доступ ко всем видеоматериалам, размещенным на указанных интернет-ресурсах, осуществляется по многочисленным ОК-кодам, размещенным в пособии: электронные секундомеры для

измерения текущей скорости дактилирования, видео с демонстрацией числительных русского жестового языка и соответствующих упражнений, видео специфических и универсальных жестов к каждой теме, видео жестовых фраз к каждой теме. Для лучшего представления о проведенной работе и полученных результатах рекомендуется перейти по указанным в данном тексте ссылкам на упомянутые интернет-ресурсы и мультимедийное учебное пособие. Обучающие используют данную возможность во время занятия. При получении задания они при помощи смартфонов могут перейти на нужные сайты либо воспользоваться фотографиями жестов, размещенными в пособии, и сопровождающимися описанием и уточняющими символами (в большинстве случаев речь идет о стрелках, указывающих направление движения определенной жестовой конфигурации).

Другой важной составляющей представленного мультимедийного учебного комплекса дисциплины являются обязательные презентации к каждому занятию. Особенность упомянутых средств в их аудио-видео исполнении: разнообразные переходы слайдов и внутренняя анимация, сопровождаемые не системной, а оригинальной, подобранной автором озвучкой; использование во время дактильной зарядки современных музыкальных композиций; видео в исполнении глухих и переводчиков русского жестового языка, демонстрирующие каждый жест, до этого показанный преподавателем, в качестве как подтверждения аутентичности конкретных жестов, так и для показа их, например, региональных или жаргонных вариантов.

Как показала практика, использование вышеназванных современных средств и подходов обучения позволяет создать для обучающихся условия, оптимальные для их когнитивной работы, ввиду возможности передачи им большого объема постоянно обновляемой информации по привычным для них слуховым и визуальным каналам. Следует отметить, что темп таких занятий во многом зависит от опытности преподавателя дисциплины, его ораторского таланта и характера, но, в среднем, должен быть, как минимум, «выше среднего», что, на наш взгляд, предполагает в том числе и использование беспроводного презентера для быстрого переключения слайдов и их внутренних элементов.

Помимо перечисленных средств обучения отметим также обязательность использования на занятии ноутбука (настольный компьютер предусмотрен в аудиториях в редких случаях), причем желательно настроенного преподавателем под собственные методы работы и конкретные мультимедийные разработки, поскольку упомянутые анимированные эффекты и звуки презентации, записанные в одних условиях, могут не сработать при воспроизведении, например, на другой версии PowerPoint. В частности, использование личного ноутбука, подключенного, например посредством роутера, к интернету, позволяет преподавателю эффективно решать и еще одну актуальную в современных условиях проблему - заполнять во время занятия электронный журнал успеваемости группы, выводя обновленную информацию о выставленных оценках в таблицах системы автоматизации образовательного процесса «Апекс-ВУЗ» на экран телевизора или Smart-доски (или экрана проектора, в случае его использования). Следует также порекомендовать для достижения максимального эффекта звукового оформления презентации использовать не внутреннюю акустику ноутбука, а внешнюю акустическую систему от 2 ватт и больше, для хорошей слышимости даже для «задних рядов» в стандартной аудитории, рассчитанной на 30 обучающихся. В частности, упомянутые «задние ряды», а точнее обучающиеся, сидящие на них, должны учитываться при выборе не только цветовых сочетаний, но и размера шрифта. Как показывает практика, наиболее подходящим является 36-й размер шрифта Times New Roman.

Заключение

В заключение статьи хотелось бы отметить, что в целях совершенствования учебного процесса по дисциплине «Основы русского жестового языка» указанные стратегии, тактики и средства их осуществления являются актуальными на данный момент, но, скорее всего, потребуют корректив по мере появления новых технических и информационных возможностей, а также с приходом обучающихся вышеупомянутого «поколения А, альфа». Однако конкретные выводы подобного рода можно будет делать только после появления соответствующих изменений и тщательного анализа практики работы в

новых условиях, в том числе и с учетом эффекта от популяризации изучения русского жестового языка в современном российском обществе (Нагорная, 2020).

Список литературы

1. 20-я глава «Основы русского жестового языка» 3-й части учебника «Профессиональная подготовка полицейских» М.: ДГСК МВД России, 2019.

2. Арский А.А. Актуальные проблемы обучения сотрудников полиции русскому жестовому языку // Научный компонент. 2020. № 1 (5). С. 111-118.

3. Арский А.А. Выявление региональных особенностей современного русского жестового языка в рамках создания его общепринятой нормы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 9 (152). С. 97-104.

4. Арский А.А. К вопросу о выборе телекоммуникационной платформы для проведения видеоконференций в условиях дистанционного обучения // Научный компонент. 2020. № 2(6). С. 105111.

5. Арский А.А. Конгруэнтность информационных каналов воздействия на аудиторию во время публичного выступления // Правоохранительные органы: теория и практика. 2018. № 1. С. 99-101.

6. Арский А.А., Баркова Т.В. Основы русского жестового языка для сотрудников полиции: учебное пособие // Электронно-библиотечная система СибЮИ МВД России. http://lib.sibli.ru/elib/0067202.pdf

7. Бойко А.В., Смирнова М.И., Лисецкая И.А. Использование русского жестового языка в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел. М.: ДГСК МВД России, 2019.

8. Нагорная Л.А., Нагорный Н.Н. Популяризация русского жестового языка как одно из условий инклюзии глухих людей в современном российском обществе // Философия и культура. 2020. № 6. С. 9-32.

9. Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел российской Федерации: Приказ Министерства внутренних дел и Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2015 № 681/587.

10. РЖЯ курсантам и слушателям в помощь / социальная сеть «ВКонтакте». https://vk.com/club157349349

11. РЖЯ пособие 2021 (24/38) / Уои^е. https://www.youtube.com/channel/UOBRyBOoJLSDiKky51 Mqbdn0/playlists?view=50&sort=dd&shelf_id=2

12. Теория и практика русского жестового языка: учебное пособие. М.: ДГСК МВД России,

2018.

13. Теория поколений X, У, Z, беби-бумеров, альфа в России - их ключевые особенности и различия / Ргс^Мю. https://prostudio.ru/journal/generation-x-y-z/

14. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 30.12.2012 N 296-ФЗ». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140087/http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_140087/

To the issue of modern multimedia technologies in teaching the basics of Russian sign language to

police officers

Alexander A. Arskiy

Associate Professor of Department of Foreign and Russian Languages, Candidate of Philological Sciences Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Krasnoyarsk, Russia arski7@yandex.ru 0000-0002-9727-5232

Received 25.07.2022 Accepted 14.08.2022 Published 15.09.2022

C>10.25726/d1581-7398-7910-z

Abstract

The article reveals some aspects of the actual problems of effective sign language teaching, in particular in the context of distance education; a brief analysis of the relevant accumulated experience of the author is given within the framework of the modern approach to teaching police officers the basics of Russian sign language; reasonable recommendations are given for the active use of the most suitable available training tools within the framework of classroom and extracurricular work, namely: telecommunication platforms, multimedia presentations, Internet video channels, social networks, video communication applications, etc.

Keywords

education, training, Russian sign language, police, basic knowledge, methodology, internet, teleconference, video communication.

References

1. 20-ja glava «Osnovy russkogo zhestovogo jazyka» 3-j chasti uchebnika «Professional'naja podgotovka policejskih» M.: DGSK MVD Rossii, 2019.

2. Arskij A.A. Aktual'nye problemy obuchenija sotrudnikov policii russkomu zhestovomu jazyku // Nauchnyj komponent. 2020. № 1 (5). S. 111-118.

3. Arskij A.A. Vyjavlenie regional'nyh osobennostej sovremennogo russkogo zhestovogo jazyka v ramkah sozdanija ego obshheprinjatoj normy // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020. № 9 (152). S. 97-104.

4. Arskij A.A. K voprosu o vybore telekommunikacionnoj platformy dlja provedenija videokonferencij v uslovijah distancionnogo obuchenija // Nauchnyj komponent. 2020. № 2(6). S. 105-111.

5. Arskij A.A. Kongrujentnost' informacionnyh kanalov vozdejstvija na auditoriju vo vremja publichnogo vystuplenija // Pravoohranitel'nye organy: teorija i praktika. 2018. № 1. S. 99-101.

6. Arskij A.A., Barkova T.V. Osnovy russkogo zhestovogo jazyka dlja sotrudnikov policii: uchebnoe posobie // Jelektronno-bibliotechnaja sistema SibJuI MVD Rossii. http://lib.sibli.ru/elib/0067202.pdf

7. Bojko A.V., Smirnova M.I., Liseckaja I.A. Ispol'zovanie russkogo zhestovogo jazyka v prakticheskoj dejatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del. M.: DGSK MVD Rossii, 2019.

8. Nagornaja L.A., Nagornyj N.N. Populjarizacija russkogo zhestovogo jazyka kak odno iz uslovij inkljuzii gluhih ljudej v sovremennom rossijskom obshhestve // Filosofija i kul'tura. 2020. № 6. S. 9-32.

9. Ob ob#eme vladenija navykami russkogo zhestovogo jazyka sotrudnikami organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii, zameshhajushhimi otdel'nye dolzhnosti v organah vnutrennih del rossijskoj Federacii: Prikaz Ministerstva vnutrennih del i Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 15.06.2015 № 681/587.

10. RZhJa kursantam i slushateljam v pomoshh' / social'naja set' «VKontakte». https://vk.com/club157349349

11. RZhJa posobie 2021 (24/38) / YouTube. https://www.youtube.com/channel/UCBRYBCoJLSDiKky51MqbdnQ/playlists?view=50&sort=dd&shelf_id=2

12. Teorija i praktika russkogo zhestovogo jazyka: uchebnoe posobie. M.: DGSK MVD Rossii, 2018.

13. Teorija pokolenij X, Y, Z, bebi-bumerov, al'fa v Rossii - ih kljuchevye osobennosti i razlichija / Prostudio. https://prostudio.ru/journal/generation-x-y-z/

14. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v stat'i 14 i 19 Federal'nogo zakona "O social'noj zashhite invalidov v Rossijskoj Federacii" ot 30.12.2012 N 296-FZ». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140087/http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_140087/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.