13. Гребёнкина Л.К. Духовность - позиция ценностного сознания. Москва, 2003.
14. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: Производство и потребление. Москва: Мысль, 1988.
15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. Москва, 2009.
16. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
References
1. Koncepciya gosudarstvennoj politiki v oblasti duhovno-nravstvennogo vospitaniya detej v Rossijskoj Federacii i zaschity ih nravstvennosti. Available at: http://docplayer. ru/26105438-Koncepciya-gosudarstvennoy-politiki-v-oblasti-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-rossiyskoy-federacii-i-zashchity-ih-nravstvennosti.ht
2. Kondrasheva Yu.V., Prudskih 'E.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie detej doshkol'nogo vozrasta Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Kazan', oktyabr' 2015 g.). Kazan': Buk, 2015.
3. Akatov L.I. Formirovanie duhovno-nravstvennoj sfery kak osnova lichnostnogo stanovleniya cheloveka Uchenyezapiski: 'elektronnyjnauchnyjzhurnalKurskogogosudarstvennogo universiteta. 2015; 1 (33). Available at: file:///C:/Users/User/Desktop/formirovanie-duhovno-nravstvennoy-sfery-kak-osnova-lichnostnogo-stanovleniya-cheloveka.pdf
4. Lifinceva N.I. Duhovno-nravstvennye osnovy professional'noj deyatel'nosti uchitelya VestnikKGU im. N.A. Nekrasova. 2012; Tom 18: 72 - 75.
5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155. Available at: http://base.garant.ru/70512244/
6. Podlasyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov- 100 otvetov: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: VLADOS-PRESS, 2006.
7. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnostigrazhdanina Rossii. Moskva: Prosveschenie, 2009.
8. Usmanov V., Dziov A., Vetoshkin A. // Rossiya. Rodina. Molodezh'. Doklad na VII Mezhdunarodnyh Il'inskih nauchno-bogoslovskih chteniyah (Ekaterinburg, 27 - 28 aprelya 2009). Available at: http://www.rusk.ru/st.php7idaF114341
9. Petrakova T.I. Svyatootecheskoe uchenie i problemy sovremennoj pedagogiki. Pedagogika. 2007; 2: 59 - 68.
10. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij. T. 4. Detskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika, 1984.
11. Apresyan R.G. Nravstvennost'. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. Moskva: Mysl', 2000; T. 3.
12. Potapovskaya O.M. Istoriko-pedagogicheskaya retrospektiva razvitiya teorii duhovno-nravstvennogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta. Vestnik PSTGU IV: Pedagogika. Psihologiya. 2012; 3 (26): 43 - 67.
13. Grebenkina L.K. Duhovnost - poziciya cennostnogo soznaniya. Moskva, 2003.
14. Anisimov S.F. Duhovnye cennosti: Proizvodstvo ipotreblenie. Moskva: Mysl', 1988.
15. Kozlova S.A., Kulikova T.A. Doshkol'naya pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva, 2009.
16. Nikolaeva S.N. Sistema 'ekologicheskogo vospitaniya doshkol'nikov. Moskva: MOZAIKA-SINTEZ, 2011.
Статья поступила в редакцию 08.01.18
УДК 37. 013
Rukavishnikova O.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Pacific National University (Khabarovsk, Russia), E-mail: origa999@rambler. ru
Rukavishnikov V.S., senior teacher, Far East Law Institution of the Ministry of Internal Affairs (MVD) of the Russian Federation (Khabarovsk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE RELEVANCE OF TEACHING SIGN LANGUAGE IN TRAINING OF THE EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES, CADETS AND LISTENERS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS FOR OFFICIAL ACTIVITIES. The article reveals the necessity and substantiates the prospects of teaching sign language in educational institutions of the national system of the Ministry of Internal Affairs. The work presents the results of a survey of the employees, cadets and listeners of the Internal Affairs bodies, who passed the program of professional development "Training in Russian sign language", who have been interviewed about the use of sign language in their work. Aspects of the survey concern the reasons for the need for Russian sign language in the work of specialists of the Ministry of Internal Affairs, the process and results of training, the prospects of the program, proposals for its improvement and development. On the basis of this study the authors formulate the relevance and recommendations for the teaching of sign language for employees of the Internal Affairs bodies.
Key words: hearing impairments, sign language, accessible environment, advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs, fingerprint alphabet.
О.И. Рукавишникова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
В.С. Рукавишников, ст. преподаватель, ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт при МВД России», г. Хабаровск,
E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА ЖЕСТОВ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье выявляется необходимость и обосновываются перспективы преподавания жестового языка в образовательных организациях отечественной системы МВД. Приведены результаты анализа анкетирования сотрудников, курсантов и слушателей органов внутренних дел, прошедших обучение по программе повышения квалификации «Обучение навыкам русского жестового языка», по вопросам использования языка жестов в их работе. Аспекты опроса затрагивают обоснование необходимости русского жестового языка в работе специалистов МВД, процесс и результаты обучения, перспективы самой программы, предложения по ее улучшению и развитию. На основе проведенного исследования авторами формулируется актуальность и рекомендации к преподаванию языка жестов для сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: нарушения слуха, жестовый язык, доступная среда, повышение квалификации сотрудников МВД, дактильная азбука.
В настоящее время около 6-8 % населения всей планеты в той или иной степени имеют нарушения слуха [1]. В Российской Федерации так же происходит широкое распространение патологии органа слуха. Около 2% населения имеет двустороннюю значительно выраженную тугоухость, более 13 млн. человек страдают сенсоневральной тугоухостью. По данным российских ученых, нарушение слуха выявляется у 33% детей в возрасте 2,5-3 года (критический возраст) [2]. Снижение слуха, в свою очередь, ведет к недостатку получаемой информации, влияет на психоэмоциональное состояние человека и в ряде случаев приводит к нарушению качества жизни индивидуума [3].
В России жестовый язык использует 120,5 тысяч человек. Профессию сурдопереводчика признали полноценной специальностью только в 1992 году [4]. По данным Всероссийской организации глухих, в России работает всего 1100 сурдопереводчиков. Стоит признать, что, к сожалению, на данный момент, социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями в России недостаточно развита.
Для обеспечения равного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах деятельности инвалидов Правительством Российской Федерации 1 декабря 2015 г была принята программа «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы [5]. В Министерстве внутренних дел России с целью повышения качества оказываемых услуг принято решение обучить сотрудников органов внутренних дел навыкам русского жестового языка (РЖЯ) [6-9].
За период 2016 - 2017 года в ФГКОУ ВО «Дальневосточном юридическом институте МВД России» по программе повышения квалификации «Обучение навыкам русского жестового языка» было осуществлено 4 набора учебных групп (2 группы в год). За 2016 год прошло обучение 60 сотрудников, за 2017 год - 31 сотрудник.
По программе повышения квалификации обучались сотрудники подразделений УМВД России по Хабаровскому краю, Еврейской автономной области, Чукотскому автономному округу, УТ МВД России по ДФО.
По результатам обучения проводилось анкетирование обучаемых по следующим аспектам с целью выявления необходимости преподавания жестового языка в образовательных организациях отечественной системы МВД:
1) как часто сотрудникам приходится контактировать по службе с глухими и слабослышащими гражданами;
2) необходимость изучения РЖЯ в образовательных организациях МВД России;
3) интересно ли изучать РЖЯ;
4) сложно ли изучать РЖЯ, какая тема была наиболее проста в освоении;
5) пригодятся ли обучаемому в дальнейшем полученные знания по РЖЯ и сможет ли он их применить на практике;
6) насколько доступно и качественно преподавателем были проведены занятия;
7) личные пожелания обучаемых по совершенствованию курсов подготовки РЖЯ.
Всего было опрошено 74 человека. Из них сотрудники дежурных частей -6 человек, участковых уполномоченных полиции - 6, патрульно-постовой службы - 9, сотрудники по обеспечению безопасности дорожного движения - 6, вневедомственной охраны - 10, уголовного розыска - 6). Возраст анкетируемых варьировался от 21 года до 47 лет, преобладали мужчины (49 человек). Результаты анкетирования представлены в таблице 1 и 2:
Вышеуказанные данные свидетельствуют о том, что дактильная азбука или алфавит, как его называют респонденты, является наиболее легко воспринимаемой темой. Здесь стоит отметить, что в своей коммуникации глухие и слабослышащие применяют две системы общения - дактильную речь и жестовый язык. Дактильная речь представляет собой средство общения, которое воспроизводится движением кисти и пальцев руки. Движения образно изображают буквы (дактилемы).
Дактильная азбука, как и русский алфавит, состоит из 33 дактилем. При дактилировании, дактильные знаки составляются в слова и воспринимаются как текст. Дактильная речь является вспомогательным элементом общения, с помощью которой обозначаются имена собственные, термины, названия.
Жестовый язык является самостоятельной лингвистической системой, выполняющей аналогичные функции как у разговорного языка: коммуникативную, когнитивную, эмотивную, конативную и другие. Как указывает ГЛ. Зайцева, в общепринятом смысле выделяют две разновидности жестового языка: русский жестовый язык и калькирующий жестовый язык [10]. Русский жестовый язык является полноценным средством общения глухих и слабослышащих, которые являются носителями этого языка. В каждом государстве свой жестовый язык, который отличается от иных языков лексикой, грамматикой.
Калькирующая жестовая речь является вторичной системой общения. В калькирующей жестовой речи сохранены лингвистика и морфология разговор-
Таблица 1
Необходимость и перспективы изучения РЖЯ в образовательных организациях МВД России
Формулировка вопроса Частота контактов с глухими и слабослышащими гражданами Необходимость изучения РЖЯ Пригодятся ли подобные знания в дальнейшем
Вариант ответа часто редко нет да нет да нет
Количество ответов 5 35 34 71 3 70 3
Таблица 2
Оценка процесса изучения РЖЯ
Формулировка вопроса Интересно ли изучать РЖЯ Сложно ли изучать РЖЯ Утомительны ли занятия по РЖЯ Сможете ли вы воспользоваться навыками РЖЯ
Вариант ответа да нет да нет да нет да нет
Количество ответов 73 1 13 61 2 72 73 0
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод в целом о необходимости обучения навыкам РЖЯ сотрудников органов внутренних дел (которые контактируют с глухими и слабослышащими гражданами в 54% случаев) и о его доступности для изучения обычными гражданами без специальной языковой подготовки (РЖЯ считают интересным в 98,6% случаев, несложным в 82%, неутомительным в плане обучения 97%). 100% анкетируемых признают эффективность даже кратковременных курсов для дальнейшей работы (программа повышения квалификации «Обучение навыкам русского жестового языка» в ФГКОУ ВО «Дальневосточном юридическом институте МВД России» рассчитана на 72 часа, это две шестидневных учебных недели).
Среди тем, наиболее простых для освоения в курсе русского жестового языка, обучаемые называют: алфавит (39 респондентов), семья (17), город (10), транспорт (7), природа (6), времена года (6), счет (6), календарь (6), дом (5), звания (5), быт (3), одежда (3), цветовые обозначения (2), работа (2), профессиональные жесты, связанные с полицейской терминологией (2), мебель (2), все темы (2), посуда (1), местоимения (1), вопросительные слова (1), общеупотребительные слова (1), чувства, эмоции (1), продукты (1), люди (1), дактилология как знаковая система, установление контакта, приветствие, знакомство (1).
ного языка. Данный вид речи присутствует при общении слабослышащих и позд-нооглохших людей, которые владеют русским разговорным языком, письменной речью. Данная категория людей является носителем разговорного языка.
Также калькирующая жестовая речь используется при проведении официальных мероприятий, на телевидении, при проведении учебных занятий в образовательных организациях, при общении. В калькирующей жестовой речи жесты являются эквивалентами слов, подчиняясь грамматическим законам разговорного языка. Калькирующая жестовая речь состоит из жестов, заимствованных из русского жестового языка и собственных жестов.
Интересным представляется тот факт, что среди упомянутых тем респонденты называют специфичные для своей деятельности темы «звания» и «профессиональные жесты, связанные с полицейской терминологией», и считают их доступными для изучения и дальнейшего использования.
В проведенном анкетировании, респондентов так же опрашивали по вопросам доступности программы, оценки преподавания ведущих специалистов, общем впечатлении о факультете первоначальной подготовки ФГКОУ ВО «ДВЮИ МВД России» в плане реализации программы повышения квалификации «Обучение навыкам русского жестового языка», рекомендации сослуживцам пройти
Таблица 3
Общие впечатления о программе
Шкала от 1 до 10, где 10 -наивысшее значение Сложность программы РЖЯ Оценка преподавания ведущих специалистов Общее впечатление о ФПП ФГКОУ ВО «ДВЮИ МВД России»
1 0 0 0
2 2 0 2
3 2 0 2
4 3 0 0
5 13 1 7
6 9 0 2
7 19 1 12
8 15 5 15
9 5 11 8
10 5 56 26
подобные курсы и пожелания в отношении улучшения качественных и количественных показателей программы. Некоторые результаты отображены в таблице 3.
Из таблицы 3 становится очевидным, что, несмотря на упомянутую в Таблице 2 доминанту (61 ответ) в том, что РЖЯ изучать не сложно, в целом респонденты считают сложность программы РЖЯ на ФПП ФГКОУ ВО «ДВЮИ МВД России» выше средней. Общее впечатление и оценка преподавания - положительные.
В своих рекомендациях сослуживцам пройти курс повышения квалификации по программе обучения навыкам РЖЯ, лишь один анкетируемый отказался от рекомендации, 71 человек программу рекомендуют.
В своих пожеланиях в отношении улучшения качественных и количественных показателей программы, обучаемые указали:
1) добавить часы на обучение (29 пожеланий);
2) организовать занятия с глухими, слабослышащими гражданами (19);
3) добавить больше видеоуроков (8);
4) добавить больше практических занятий по жестам (4);
5) после обучения обеспечить памятками, словарями, наглядными пособиями (3).
6) все понравилось, желательно оставить все, как есть (3);
Библиографический список
7) организовать закрепление программы в повторных курсах повышения квалификации (2);
8) добавить больше практический занятий по переводу (2).
Таким образом, большинство сотрудников, курсантов и слушателей органов внутренних дел, прошедших программу повышения квалификации «Обучение навыкам русского жестового языка» показали заинтересованность в увеличении объема программы, особенно в практической ее части, высказались за привлечение к процессу обучения сотрудников МВД глухих и слабослышащих граждан с целью улучшения взаимодействия с этой категорией населения, что указывает на мотивированность сотрудников к улучшению социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями в России и личном участии в программе «Доступная среда».
Представляется возможным сделать вывод о том, что преподавание языка жестов в подготовке сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей системы МВД России действительно актуально в настоящее время, и среди рекомендаций можно указать увеличение объема самой программы, привлечение заинтересованных лиц из категории глухих и слабослышащих граждан к практическим занятиям, обеспечение сотрудников необходимой литературой для установления контакта, проведения успешного акта коммуникации, поддержания уровня жестового языка.
1. Данилова РИ., Соболев С.В. Особенности постуральной устойчивости детей младшего школьного возраста с тугоухостью. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Медико-биологические науки». 2015; 2.
2. Алещик И.Ч. Состояние внутреннего слухового прохода у детей с нейросенсорной тугоухостью. Оториноларингология Восточная Европа. 2016; 3: 132 - 133.
3. Карташова К.И. Влияние длительной акустической нагрузки на слуховой анализатор молодых людей. Российская оториноларингология. 2015; 2: 36 - 38.
4. Сурдопереводчик: как стать одним из самых редких специалистов в России. Available at: https://ria.ru/society/20121031/908283978.html_
5. Государственная программа «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы Утверждена постановлением Правительства от 1 декабря 2015 года № 1297. Available at: http://www.government.ru/programs/215/events
6. Приказ МВД России от 12 мая 2015 года № 544 «Об утверждении порядка определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка». Available at: https://minjust.consultant.ru/documents/14914
7. Приказ МВД России и Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2015 года № 681/587 «Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации». Available at: http:// docs.cntd.ru/document/436745870
8. Приказ МВД России № 365, Минобрнауки РФ № 497 от 07 июня 2017 года «О внесении изменения в пункт 2 приказа МВД России и Минобрнауки России от 15 июня 2015 года № 681/587 «Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел российской федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел российской федерации». Available at: http://docs.cntd.ru/document/436745870
9. Приказ МВД России от 22 июня 2017 года № 405 «О внесении изменений в Порядок определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка, утвержденный приказом МВД России от 12 мая 2015 года № 544». Available at: https://77.мвд.рф/documents/приказы-мвд-россии/item/11004413
10. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: учебник для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
References
1. Danilova R.I., Sobolev S.V. Osobennosti postural'noj ustojchivosti detej mladshego shkol'nogo vozrasta s tugouhost'yu. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya «Mediko-biologicheskie nauki». 2015; 2.
2. Aleschik I.Ch. Sostoyanie vnutrennego sluhovogo prohoda u detej s nejrosensornoj tugouhost'yu. Otorinolaringologiya Vostochnaya Evropa. 2016; 3: 132 - 133.
3. Kartashova K.I. Vliyanie dlitel'noj akusticheskoj nagruzki na sluhovoj analizator molodyh lyudej. Rossijskaya otorinolaringologiya. 2015; 2: 36 - 38.
4. Surdoperevodchik: kak stat' odnim iz samyh redkih specialistov v Rossii. Available at: https://ria.ru/society/20121031/908283978.html_
5. Gosudarstvennaya programma «Dostupnaya sreda» na 2011 - 2020 gody Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva ot 1 dekabrya 2015 goda № 1297. Available at: http://www. government.ru/programs/215/events
6. Prikaz MVD Rossii ot 12 maya 2015 goda № 544 «Ob utverzhdenii poryadka opredeleniya dolzhnostej v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii, ispolnenie obyazannostej po kotorym trebuet vladeniya sotrudnikami organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii navykami russkogo zhestovogo yazyka». Available at: https://minjust.consultant.ru/ documents/14914
7. Prikaz MVD Rossii i Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 15 iyunya 2015 goda № 681/587 «Ob ob'eme vladeniya navykami russkogo zhestovogo yazyka sotrudnikami organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii, zameschayuschimi otdel'nye dolzhnosti v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii». Available at: http://docs.cntd.ru/document/436745870
8. Prikaz MVD Rossii № 365, Minobrnauki RF № 497 ot 07 iyunya 2017 goda «O vnesenii izmeneniya v punkt 2 prikaza MVD Rossii i Minobrnauki Rossii ot 15 iyunya 2015 goda № 681/587 «Ob ob'eme vladeniya navykami russkogo zhestovogo yazyka sotrudnikami organov vnutrennih del rossijskoj federacii, zameschayuschimi otdel'nye dolzhnosti v organah vnutrennih del rossijskoj federacii». Available at: http://docs.cntd.ru/document/436745870
9. Prikaz MVD Rossii ot 22 iyunya 2017 goda № 405 «O vnesenii izmenenij v Poryadok opredeleniya dolzhnostej v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii, ispolnenie obyazannostej po kotorym trebuet vladeniya sotrudnikami organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii navykami russkogo zhestovogo yazyka, utverzhdennyj prikazom MVD Rossii ot 12 maya 2015 goda № 544». Available at: https://77.mvd.rf/documents/prikazy-mvd-rossii/item/11004413
10. Zajceva G.L. Zhestovaya rech'. Daktilologiya: uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2000.
Статья поступила в редакцию 11.12.18
УДК 370.153.4
Magomedova S.A., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Magdyeva N.T., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Musayeva S.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Salavatova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
EDUCATION AS A FACTOR FOR HEALTH FORMATION AND INCREASING THE QUALITY OF LIFE OF MODERN STUDENTS. The article discusses actual issues of forming a healthy lifestyle for students, as well as the role of the education system in shaping health and improving the quality of life of Dagestan youth. Results of questioning of students of Dagestan universities are given. The purpose of the article is to analyze the study of value orientations related to the health and maintenance of healthy lifestyles, in the students' value system does not occupy an appropriate place. The authors conclude that they have bad habits, inadequate sleep, low physical activity, poor nutrition, psychoemotional stress. The main contents of the study is the analysis of scientific knowledge, the study of psychological and sociocultural concepts of the formation and development of personality allowed to identify the theoretical foundations of the problem of health preservation, as conditions for the successful process of formation of social activity of Dagestan youth.
Key words: health, healthy lifestyle, bad habits, education, education system, students.