6
№ 1 (25) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Габдуалиев Мереке Тлекович,
ведущий научный сотрудник отдела конституционного и административного права Института законодательства РК, кандидат юридических наук
к ВОПРОСУ ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СРОКОВ в ПРАВЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Вопрос об исчислении сроков в праве остается достаточно дискуссионным в практике применения права. Это как раз тот случай, который касается каждого, когда время наступления того или иного события или вступления нормативного правового акта в юридическую силу имеет первостепенное значение. На самом деле, не может быть неважным тот факт, когда, например, человеку нужно выйти на свободу в соответствии с законом об амнистии, либо в течение какого времени нужно подать жалобу на судебное решение.
В теории права сроки для исчисления тех или иных юридических фактов можно условно разделить на две группы: 1) сроки действия нормативных правовых актов во времени; 2) сроки, в течение которых субъект права должен совершить те или иные действия либо воздержаться от их совершения.
Условность подобной классификации сроков вызвана тем, что первая группа сроков находит свое освящение в трудах по теории государства и права в одном разделе, а вторая группа сроков - как правило, в разделе о юридических фактах как предпосылках возникновения правовых отношений. Между тем, широкий подход к срокам в праве позволяет взглянуть на поставленный вопрос в более систематизированном аспекте.
Первая группа сроков. В практике зарубежных стран срок вступления в юридическую силу нормативных правовых актов решается по-разному, и поэтому отсутствует единый ответ на данный вопрос.
В одних случаях вступление нормативного правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверждения. Например, нормативные правовые акты (указы, постановления, приказы и др.), принимаемые в тех или иных странах в чрезвычайных или других экстремальных ситуациях. В других случаях вступление нормативно-
го правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования) [1, с. 522].
Так, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», принятый в июле 1994 г., вступил в силу сразу же со дня его официального опубликования. В Италии большинство нормативных правовых актов вступает в силу на следующий день после их опубликования [2, с. 62].
В каждой стране срок вступления в силу нормативного правового акта решается, исходя из сложившейся практики, либо орган конституционного контроля решает этот вопрос своим специальным постановлением. Так, по вопросу, касающемуся первой публикации федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания было принято Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. №17-П [3].
Например, в статье 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» конкретно определено, что указанные нормативные правовые акты вступают в силу «по истечении десяти после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу» [4].
В Республике Казахстан зачастую в правоприменительной практике возникает вопрос об определении даты введения в действие нормативного правового акта, связанной с различной интерпретацией подпункта 1) пункта 2 статьи 36 Закона РК «О нормативных правовых актах».
Согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 36 данного закона, «нормативные правовые акты вводятся в действие в следующие сроки:.. законодательные акты Республики Казахстан, за
Теория и история государства и права
исключением постановлений Парламента Республики Казахстан и его палат, нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан, нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан - по истечении десяти календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки».
На практике возникает вопрос о необходимости включения в период для исчисления десятидневного срока для вступления нормативного правового акта в силу первого дня официальной публикации нормативного правового акта либо об исчислении этого срока со следующего дня после официального опубликования нормативного правового акта.
Научное толкование данной правовой нормы в смысловой связи с другими нормами Закона РК «О нормативных правовых актах» при помощи формально-правового и логического методов познания позволяет прийти к выводу о том, что при исчислении десятидневного срока для вступления нормативного правового акта в силу следует включать первый день его официальной публикации по следующим причинам.
Во-первых, по смыслу пп.1) п.2 ст.36 Закона РК «О нормативных правовых актах» нормативный правовой акт вступает в действие (если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки) по истечении десяти календарных дней после их первого официального опубликования.
В статье 1 пункт 14) Закона РК «О нормативных правовых актах» указано, что «официальное опубликование нормативного правового акта - публикация для всеобщего сведения полного текста нормативного правового акта в официальных и периодических печатных изданиях». Очевидно, что официальное и периодическое издание выходит не в конце дня, а в утреннее время, и поэтому течение десятидневного срока должно начинаться именно с даты публикации нормативного правового акта в официальном и периодическом издании.
Более того, изначально заложенные законодателем 10 дней для вступления опубликованного нормативного правового акта в юридическую силу являются «разумным» сроком для того, чтобы заинтересованные лица могли ознакомиться с текстом нормативного правового акта с учетом того, что официальное и периодическое издание может распространяться по разным регионам страны в разное время (утром либо вечером дня публикации, через день его публикации и т.д.).
Во-вторых, непозволительно широкое толкование пп.1) п.2 ст.36 Закона РК «О нормативных правовых актах», высчитывая десятидневный срок для исчисления введения в силу нормативного правового акта со следующего дня после «дня» после их первого официального опубликования. Никто никому не давал права расширительно толковать указанную норму.
Если бы законодатель имел в виду необходимость исчисления этого срока со следующего дня после дня их первого официального опубликования, то слово «дня» было бы включено в текст пп.1) п.2 ст.36 Закона РК «О нормативных правовых актах».
Например, в подпункте 5) пункта 2 статьи 36 Закона РК «О нормативных правовых актах» такая дата точно и однозначно определена: «нормативные правовые акты вводятся в действие в следующие сроки:.. нормативные правовые акты, предусмотренные в подпункте 4) настоящего пункта, подлежащие государственной регистрации в органах юстиции, - по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки».
В подпункте 2) пункта 2 статьи 36 Закона РК «О нормативных правовых актах» также конкретно определено, что «нормативные правовые акты вводятся в действие в следующие сроки:.. постановления Парламента Республики Казахстан и его палат, нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан - со дня первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки».
Другими словами, днем введения в действие постановлений Парламента Республики Казахстан и его палат, нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан, если в самих актах не указаны иные сроки, является день их первого официального опубликования.
Между тем, зачастую в интернете либо прессе появляются комментарии к вопросу вступления законов в силу, когда необоснованно через слово «т.е.» добавляют еще один день для вступления закона в силу.
Поэтому, исходя из возникающих на практике споров, в целях однозначного понимания подпункта 1) и подпункта 2) пункта 2 статьи 36 Закона РК «О нормативных правовых актах» предлагаем статью 36 данного закона дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
«2-1. В срок исчисления периода времени для введения в действие нормативного правового акта включается день его первого официального опубликования».
№ 1 (25) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Вторая группа сроков. Сроки, в течение которых субъект права должен совершить те или иные действия либо воздержаться от их совершения, однозначно решен в некоторых отраслях публичного права (гражданско-процессуальном праве, уголовном праве, уголовно-процессуальном праве).
В гражданско-процессуальном праве срок для совершения юридически значимых действий исчисляется со следующего дня (например, согласно ч.2 ст.124 ГПК РК, «течение процессуального срока, определяемого периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало»).
Конституция РК также содержит сроки. Например, согласно статье 44, Президент подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования. По данному вопросу было принято соответствующее Нормативное постановление Конституционного Совета РК от 18 октября 2010 г. № 3 «Об официальном толковании подпункта 2) статьи 44 Конституции Республики Казахстан в части установленного месячного срока для подписания законов Президента Республики Казахстан» [5].
В свою очередь Парламент также в месячный срок со дня направления возражений Президентом, проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим эти возражения. Другие статьи Конституции Республики Казахстан также содержат нормы о сроках - например, статьи 70, 73.
Некоторые процедурные вопросы в конституционном праве нашли свое отражение в некоторых нормативных правовых актах. Например, в пункте 74 Регламента Парламента Республики Казахстан, утвержденного Постановлением Парламента РК от 20 мая 1996 года, предусмотрено, что «проект закона, поступивший из Мажилиса, рассматривается в Сенате не более 60 календарных дней со дня регистрации в Общем отделе Аппарата Сената».
Однако, сама формулировка пункта 74 Регламента Парламента РК имеет неоднозначный смысл, поскольку остается неясным - входит ли в эти 60 календарных дней день регистрации в Общем отделе Аппарата Сената либо 60 день исчисляются со следующего дня.
Между тем, очевидно, что другие сроки, установленные Конституцией РК, порядок их исчисления и течения требуют своего официального толкования Конституционным Советом РК. Поэтому в освещении данного вопроса ограничимся тем, что лишь обозначим существующую проблему понимания и исчисления сроков в конституционном праве.
Таким образом, решение вопроса исчисления сроков в праве видится в необходимости более точного формулирования в текстах нормативных правовых актов момента начала течения срока, а проблема правильного понимания текста Конституции РК касательно сроков в конституционном праве - может быть решена посредством официального толкования Основного Закона Конституционным Советом РК.
Использованная литература
1. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2006.
2. Италия. Конституция и законодательные акты. - М., 1988.
3. www.ksrf.ru
4. www.garant.ru
5. Нормативное постановление Конституционного Совета РК от 18 октября 2010 г. № 3 «Об официальном толковании подпункта 2) статьи 44 Конституции Республики Казахстан в части установленного месячного срока для подписания законов Президента Республики Казахстан» // Казахстанская правда. - 2010. - 23 октября.
Автор щущыщтагы мерз1мдер1н царастырады. Нормативтж цуцыцтыщ акттерд1 кушке енудщ мерз1мдер1, сонымен б1рге конституциялыщ щущыгындагы мерз1мдер1 туралы вз птрт айтады.
Автор рассматривает сроки в праве. Высказывает свое мнение относительно сроков вступления в силу нормативных правовых актов, а также сроков в конституционном праве.
The author looks at the right time. His opinion on the date of entry into force of the regulations, as well as the timing of constitutional law.
Ty^h сездер: к¥^ыщтагы мерзiмдерi, нормативтш ^^ьщтьщ акт, Конституция тYсiндiрмесi.
Ключевые слова: сроки в праве, нормативный правовой акт, толкование Конституции.
Keywords: date of law, normative legal act, the interpretation of the Constitution.