Лахно Ю.В.,
к.э.н., старший научный сотрудник НИИ РГЭУ (РИНХ) E-mail: julia1379@yandex.ru
К ВОПРОСУ ОБ ИНВЕСТИРОВАНИИ В ТЭК РОССИИ1
Высокие цены на нефть способствовали модернизации действующих нефтеперерабатывающих предприятий и росту экономики России. Изменение конъюнктуры мировых товарных рынков, ограничение доступа к мировым рынкам капитала, трансформация мирового топливно-энергетического баланса обусловили необходимость разработки новых направлений развития российского ТЭК, для реализации которых необходим значительный объем инвестиций. Методология исследования базируется на системном подходе. В работе обосновывается необходимость разработки новых финансовых инструментов, учитывающих тренды финансовых и энергетических рынков, интересных для институциональных инвесторов.
Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, устойчивое развитие, инвестиции, «зеленые облигации»
Lakhno J.
ABOUT INVESTING IN THE ENERGY INDUSTRY OF RUSSIA
High oil prices contributed to the modernization of existing refineries and the growth of the Russian economy. The fluctuations in the world commodity markets, limiting access to international capital markets, the transformation of the global energy mix necessitated the devel-
1 Научная статья выполнена в рамках исследования по государственному заданию Минобрна-уки России проект № 1525.
opment of new directions of development of Russian fuel and energy complex, it requires significant investment. The methodology is based on a systems approach. The work substantiates the necessity of development of new financial instruments, taking into account trends in financial and energy markets, which will be interesting for institutional investors.
Keywords: fuel-energy complex, sustainable development, investment, green bonds
Российский ТЭК, продемонстрировавший в последние годы определенные успехи развития, столкнулся с трудностями, обусловленными конъюнктурой мировых товарных рынков, ужесточением конкуренции за покупателя [1], ограничением доступа на мировые рынки капитала. В данной работе мы рассмотрим перспективы развития ТЭК в части обоснования приоритетных направлений инвестиционных продуктов для финансирования инфраструктурных проектов. Для этого мы сначала охарактеризуем текущее состояние инвестиционного процесса в ТЭК, а затем оценим его перспективы и обозначим возможные факторы его активизации.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) определяет специализацию России в мировой торговле - на нашу страну приходится около 10% производства мировой первичной энергии, 12% мирового экспорта энергоресурсов, 6% мировых инвестиций в ТЭК [2]. Доля ТЭК в общем объеме отгруженной промышленной продукции в 2013 году составила 47,2% против 45,8% в 2012 году, в экспорте основных товаров - 70,6%. В ТЭК занято почти 2 млн человек, и его доля составляет около 17% ВВП страны [3]. Несмотря на снижение на 7 п.п. по сравнению с аналогичным периодом в прошлом, доля нефтегазовых доходов в структуре доходов бюджета за первые семь месяцев 2015 г. составила 45%. Вместе с тем ТЭК выпол-
няет инфраструктурную функцию -снабжение энергией и топливом. Таким образом, он по праву считается центральным комплексом национальной экономики [4].
Снижение значения нефтегазовых доходов как в абсолютном, так и в относительном выражении можно считать следствием трансформации мирового топливно-энергетического баланса [5], проявлением которого стало падение цен на нефть. Вместе с тем ситуация в российском ТЭК в 2014 г. была осложнена ограничением привлечения финансирования со стороны западных банков и других источников и запретом на поставки оборудования и технологий.
Представляется, что снижение цен на нефть отразилось на состоянии экономики страны оперативно. Иллюстрация тому - приведенные выше показатели доходов бюджета, в то время как последствия ограничений поставок оборудования, технологий и привлечения инвестиций проявятся в долгосрочной перспективе, поскольку в настоящем используются ранее купленные технологии, но эффективное развитие в будущем зависит от инноваций, своевременно включенных в воспроизводственный процесс, а их как раз и не хватает, потому что на разработку отечественных потребуется дополнительное время.
Охарактеризовать динамику инвестиционного процесса в ТЭК в сравнении с остальными секторами экономики позволяют следующие данные. В 2005 г. среди секторов промышленности лидировали обрабатывающие производства, занимая большую долю в валовом объеме инвестиций во всю экономику. Начиная с 2010 г. инвестиции в добычу полезных ископаемых стали превышать инвестиции в обрабатывающие производства и к 2014 г. достигли 2,1 трлн руб. (для сравнения: в обрабатывающую промышленность - 1,9 трлн руб.). Кроме того, к 2012 г. сильно возросли инве-
стиции в производство и распределение электроэнергии, газа и воды, что может быть объяснено введением механизма договоров на поставку мощности [6].
Отметим, что рост инвестиций в энергетику является общемировой тенденцией. В 2013 г. инвестиции в энергетику составили более 1,6 трлн долл., что более чем в два раза превысило уровень 2000 года. Наибольший удельный вес -более 1,100 трлн долл. в год - приходится на добычу и транспортировку ископаемого топлива, переработку нефти и строительство электростанций на ископаемом топливе.
По расчетам экспертов, к 2035 г. потребность в инвестициях возрастет до 2 трлн долл., а ежегодные расходы на энергоэффективность возрастут до 55 млрд долл. Почти две трети этих инвестиций придутся на страны с развивающейся экономикой, при этом центр инвестиций переместится за пределы Китая - в другие районы Азии, Африки и Латинской Америки [7].
Падение цен на нефть лишило нефтяников стимула запускать новые месторождения. В сложившейся ситуации и зарубежные компании экономят на освоении новых месторождений и сокращают персонал, а зарабатывают на нефтепереработке и торговле нефтепродуктами [8].
Помимо этого, Министерство экономического развития Российской Федерации прогнозирует сокращение инвестиций топливно-энергетического комплекса в период 2016-2017 гг. в связи с завершением предусмотренных вводов генерации по договорам предоставления мощности и неопределенностью с дальнейшей пролонгацией этого механизма, в нефте- и нефтепродукто-проводном транспорте и производстве нефтепродуктов в связи с завершением реализации основных мероприятий по модернизации производственных мощностей нефтеперерабатывающей промышленности в рамках четырехсторон-
него соглашения между нефтяными компаниями, ФАС России, Ростех-надзором и Ростехрегулированием и снижением объемов программы реконструкции и модернизации в 2016 и 2017 гг. Таким образом, доля ТЭК в общем объеме инвестиций в целом по экономике сократится к 2017 г. до 28,2% [3].
Вместе с тем значительные объемы инвестиций необходимы для реализации инфраструктурных проектов по транспортировке и хранению газа, для обеспечения поставок на относительно новый рынок сбыта в азиатском направлении, реализация проектов, связанных с трудноизвлекаемыми запасами, преимущественно расположенными на отдаленных территориях востока и севера страны, а также на шельфе, для развития новых центров добычи угля на востоке страны, а также для создания требуемой инфраструктуры, расширения и модернизации сетевого комплекса, строительства атомных и тепловых электростанций [10].
Российский ТЭК традиционно считался одним из фаворитов в области привлечения инвестиций, как внутренних, так и внешних. В сложившихся условиях корпорациям проблематично реализовать запланированные инвестиционные программы.
Успешным примером государственной поддержки инфраструктурного проекта в энергетическом секторе можно считать инвестирование средств Фонда национального благосостояния в облигации ОАО «Ямал С111 » (номинированные в долларах США) двумя траншами по 75 млрд руб. Проект включает: строительство завода сжиженного природного газа с сопутствующей добывающей, производственно-технологической, транспортной и социально-бытовой инфраструктурой; строительство международного аэропорта Сабетта; строительство перегрузочных комплексов для генеральных, навалоч-
ных и наливных грузов (включая сжиженный природный газ и стабильный газовый конденсат) и иных объектов портовой инфраструктуры морского порта Сабетта. Реализация проекта позволит России нарастить производство сжиженного природного газа, обеспечит развитие Северного морского пути, а также будет способствовать развитию портовой и транспортной инфраструктуры региона [9, 10].
Несколько иной пример. В конце ноября 2014 г. премьер-министр России Д. Медведев подписал распоряжение (№ 2358-р) об отчуждении для последующей приватизации 19,5% акций ОАО «НК «Роснефть» по цене не ниже рыночной, определенной на основании отчета независимого оценщика, но не ниже цены первичного публичного размещения, реализованного в 2006 году [11]. Но из-за сложившейся конъюнктуры на рынке акций было принято решение перенести размещение на 2016 г.
Вместе с тем сокращение участия государства в финансировании крупных инфраструктурных проектов является общемировой практикой.
Отметим, что замедление темпов роста ТЭК отрицательно скажется на развитии смежных отраслей, в частности металлургического комплекса, который зависит от внутреннего потребления стальных труб.
Подчеркнем, что инфраструктура ТЭК имеет большое значение для успешного функционирования всей экономической системы страны.
Согласно исследованиям, каждый процент роста ВВП требует одного процента ВВП инвестиций в инфраструктуру. За последние 20 лет всего 3,8% мирового ВВП было потрачено на инфраструктуры. При этом ежегодные расходы на инфраструктуру в странах с развитой экономикой сократились с 3,6% ВВП в 1980 г. до 2,8% в 2008 г., а в странах с развивающейся экономикой возросли с 3,5% до 5,7%. Безусловно,
значительный вклад в прирост инвестиций в инфраструктуру по развивающимся экономикам за это время был обеспечен Китаем [7].
Инвестиции в инфраструктуру позволяют снизить уровень безработицы и повысить качество жизни и конкурентоспособность экономики страны, в сложившихся условиях инвестиции, направленные в крупные инфраструктурные проекты, представляются наиболее действенным способом стимулирования активизации воспроизводственного процесса России.
Отметим, что даже в развитых странах Европы число участников, имеющих опыт финансирования инфраструктурных проектов, очень ограниченно, равно как и число достойных инвестиционных проектов.
Независимо от сложившейся практики финансирования инвестиций в инфраструктуру и в развитых, и развивающихся странах стоит задача активизации институциональных инвесторов ввиду их долгосрочного горизонта инвестирования.
В частности, в Евросоюзе для решения этой задачи пересматриваются требования к капиталу с целью устранения препятствий к долгосрочному финансированию, при этом дополнительных пруденциальных рисков не создается, разработана программа «Европа 2020» [12].
Европейская практика свидетельствует, что активизировать участие институциональных инвесторов позволяет комплекс условий:
1) политическая и экономическая стабильность как необходимые условия привлечения частного финансирования инфраструктуры;
2) прозрачная долгосрочная инфраструктурная политика и институты;
3) определенность и преемственность в правовой, нормативной и налоговой среде;
4) сглаживание конфликтов между долгосрочными инвестиционными целями инвестора и задачами регулирующих органов;
5) прозрачность механизма инфраструктурных проектов;
6) тщательное изучение и постоянный анализ своевременности реализации стимулирующих мероприятий: гарантийных и страховых схем, субсидирования и налогообложения;
7) дальнейшее развитие рынков капитала, в том числе подходящих долгосрочных инвестиционных инструментов (например проектные облигации, средства инвестора), рассмотрение ликвидности рынка капитала [13].
Практика последних лет явно свидетельствует, что решения об инвестировании в энергетический сектор все более зависят от политики правительства страны в этой сфере, а не от сигналов, поступающих с конкурентных рынков. Во многих странах правительства имеют непосредственное влияние на инвестиции в энергетический сектор, например, за счет владение более чем 70% мировых запасов нефти и газа или контроля почти половины мирового производства электроэнергии, через государственные компании. В связи с этим стабильная политическая ситуация выступает своего рода гарантией возврата инвестиций.
Согласно выводам экспертов МЭА, привлечь инвестиции в модернизацию и повышение энергоэффективности российского ТЭК позволит комплекс мер: отмена субсидий и перекрестного субсидирования, устранение взаимозависимости социальной и энергетической политики и либерализация розничных тарифов на электроэнергию и газ, облегчение доступа к финансовым ресурсам и предсказуемая налогово-бюджетная система, простая для понимания, с развитой системой стимулирования, известной и понятной для всех заинтересованных сторон [14].
Помимо названных рекомендаций, необходимо разработать интересные инвестиционные продукты, а для этого стоит учитывать мировые тренды.
В частности, представляется важным изменение в финансировании инвестиций на развитие различных секторов ТЭК.
В общем объеме расходов на НИОКР в сфере энергетики удельный вес расходов на ядерную энергетику сократился с 74% в 1974 г. до 23% в 2014 г., в это время удельный вес расходов на возобновляемые источники энергии увеличился с 3 до 20% [15].
В условиях распространения концепции устойчивого развития некоторые инвесторы, помимо стремления получить доход, стремятся поддерживать проекты, ориентированные на защиту окружающей среды. Для этого активно используются «зеленые» облигации -это обеспеченные активами корпоративные облигации, выпускаемые для рефинансирования операционного денежного поток по производству низкоуглеродистой инфраструктуры [16].
Впервые их выпуск был организован Всемирным банком в 2008 г. с целью удовлетворить потребности инвесторов в ликвидных инструментах, ори-ентрованных на сохранение климата. Безусловно, интерес к облигациям был обусловлен не только их ориентацией на экологичность проекта финансирования, но и уровнем надежности эмитента.
Интерес к этим инструментам возрастал ежегодно. В 2014 г. эмиссия зеленых облигаций втрое превысила показатель 2013 г. - 11 млрд долл.
Среди инвесторов выделяются как крупные специализированные компании, так и институциональные инвесторы и отдельные корпорации, стремящиеся укрепить свой статус участников экономических отношений, заботящиеся о будущем поколении.
По словам Президента Всемирного банка, все больше стран и компаний уже пожинают плоды «зеленого роста», открывающего новые экономические возможности [17].
Необходимо также учитывать, что инвестиционная привлекательность инфраструктурных проектов в ТЭК зависит от повышения ключевых процентных ставок в крупнейших экономиках мира, неопределенности в отношении долгов отдельных европейских странах и замедления темпов роста экономики Китая [18].
Подводя итог, отметим, что расширение доступа к современным и надежным источникам энергии широко рассматривается как необходимое условие для экономического развития в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. При таком развитии эта энергия должна быть использована для поощрения продуктивного использования, создающего рабочие места и больше возможностей получения доходов для местных сообществ [19]. И особенно это важно, когда встает вопрос защиты государственного суверенитета [20].
Успешное развитие российского ТЭК зависит не только от институциональных реформ, но и от совершенствования практики привлечения инвестиционных ресурсов.
При разработке и внедрении новых инструментов стоит, опираясь на актуальные тренды развития мировых рынков капитала и энергоресурсов, развивать практику инвестиционных инструментов, ориентированных на поддержку экологически безопасных проектов.
Представляется, что в связи с этим необходим системный подход, реализация которого предполагает координацию усилий различных министерств и компаний ТЭК.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Эппле Н., Синицын А. Помогите бедному нефтянику // Ведомости. -№ 3940 от 16.10.2015.
2. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года Министерство энергетики Российской Федерации Проект, Москва 2014 год. - Режим доступа : http ://minenergo. gov .ru/upload/ iblock/621/621d81f0fb5a11919f912bfafb3 248d6.pdf
3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=169269
4. Синяк Ю.В., Некрасов А.С., Воронина С.А., Семикашев В.В., Колпаков А.Ю. Топливно-энергетический комплекс России: возможности и перспективы // Проблемы прогнозирования. - 2013. - № 1. - С. 4.
5. Лахно Ю.В. Развитие рынка ценных бумаг в условиях трансформации топливно-энергетического сектора России : монография / под ред. А.У. Альбекова ; Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) - Ростов н/Д, 2014. - 188 с.
6. Динамика инвестиционной активности в условиях спада экономики России. Бюллетень социально-экономического кризиса в России, сентябрь 2015. - Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication7a/6394.pdf
7. World energy investment outlook Special Report. - Режим доступа: www.worldenergyoutlook.org/investment
8. «Роснефть», «Газпром» и НОВАТЭК отложили ввод новых месторождений РБК. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/08/11/2015/56 3ccff59a7947d914eb3a14
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р, г. Москва «Об утверждении перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых
юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе». Опубликовано: 11 ноября 2013 г. на Интернет-портале «Российской газеты». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/11/ proekty-site-dok.html
10. Счетная палата подвела промежуточные результаты проверки использования компанией «Ямал С111 » средств ФНБ. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/2 3204
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. № 2358-р Москва «Об отчуждении ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» акций ОАО «Нефтяная компания «Роснефть». - Режим доступа: http://cdnimg.rg.ru/ pril/article/105/52/25/ROSNEFT.pdf
12. Tagliapietra S. Financing the European energy infrastructure of the future Review of Environment energy and economics. - Режим доступа: http://www.papers.ssrn.com/sol3/papers.cf m?abstract.. .2338590
13. Inderst G. Private Infrastructure Finance and Investment in Europe EIB Working Papers 2013 / 02. - Режим доступа: http://www.eib.org/attachments/efs/ economics_working_paper_2013_02_en. pdf
14. Россия-2014. Краткий обзор МЭА. - Режим доступа: http://www.iea.org/
15. Key trends in IEA public energy technology research, development and demonstration (RD&D) budgets. Released in September 2015.Source: IEA Energy Technology RD&D Budgets (2015 edition) Further information on RD&D statistics is available at. - Режим доступа: http://www.iea.org/statistics/RDDonlinedat aservice/
16. Financing the Swiss Energy Infrastructure PwC power & utilities
roundtable discussion paper September, 2014. - Режим доступа: www.pwc. ch/energie
17. Президент Всемирного банка призывает установить цену на углерод и инвестировать в «зеленые облигации». -Режим доступа: http://www.worldbank. org/ru/news/feature/2014/01/23/davos-world-bank-president-carbon-pricing
18. Novak A. Enhancing investments in energy infrastructure: Russia's perspective. - Режим доступа: http://www.minenergo.gov.ru/upload/ibloc k/123/statya-final.pdf
19. Акопова Е.С., Альбеков А.У., Полуботко А.А. Национально-государственный суверенитет в условиях глобализации: дискурс идентичности // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2014. - № 4. - С. 11-16.
20. Пархоменко Т.В. Логистический форсайтинг как технология повышения инвестиционной привлекательности электроэнергетического комплекса региона // Финансовые исследования. - 2014. - № 2. - С. 93-100.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Epple N., Sinitsyn A. Help the poor oilman //Vedomosti. #. 3940 from 16.10.2015.
2. The energy strategy of Russia for the period up to 2035, the Ministry of energy of the Russian Federation, Moscow 2014. URL: http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/ 621/621d81f0fb5a11919f912bfafb3248d6.p df
3. The forecast of socio-economic development of the Russian Federation for 2015 and on planning period 2016 and 2017. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n =169269
4. Sinyak Y.V., Nekrasov A.S., Vo-ronina S.A., Semikashev V.V., Kolpa-kov A.Y. Fuel and energy complex of Russia: opportunities and prospects // Problems of forecasting. - 2013. - № 1. - P. 4.
5. Lakhno Yu.V. Development of securities market in the conditions of transformation of the fuel and energy sector of Russia: monograph / ed. by A. Alibekova; Rostov state economic University (RINH), Rostov on Don, 2014.
6. Dynamics of investment activity in the conditions of recession of the Russian economy. Bulletin socio-economic crisis in Russia, September 2015. URL: http:// ac.gov.ru/files/publication/a/6394.pdf
7. World energy investment outlook Special Report. URL: www.worldenergyoutlook.org/investment
8. «Rosneft», «Gazprom» and NOVATEK have delayed the commissioning of new fields RBC. URL: http://www.rbc.ru/business/08/11/2015/56 3ccff59a7947d914eb3a14
9. The order of the Government of the Russian Federation of 5 November
2013 N 2044-p Moscow «On approval of the list of infrastructure projects implemented by legal entities, financial assets which are funds of the national welfare Fund and (or) pension savings under trust management of the state management company, on the basis of the return». Published: November 11, 2013 at the Internetportal «Rossiyskaya Gazeta». URL: http://www.rg.ru/2013A 1/11/proekty-site-dok.html
10. The audit chamber has summed up interim results validate the use of the company «Yamal LNG» NWF. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/newsZ2 3204
11. The order of the Government of the Russian Federation of 27 November
2014 No. 2358-R Moscow «About the alienation of OJSC ROSNEFTEGAZ shares of OJSC «Oil company «Rosneft». URL: http://cdnimg.rg.ru/pril/article/105/52/25/R OSNEFT.pdf
12. Tagliapietra S. Financing the European energy infrastructure of the future Review of Environment energy and economics. URL: http://www.papers.ssrn.com/ sol3/papers.cfm?abstract 2338590...
13. Inderst G. Private Infrastructure Finance and Investment in Europe, EIB Working Papers 2013 / 02. URL: http://www.eib.org/attachments/efs/econo mics_working_paper_2013_02_en.pdf
14. Russia 2014. A brief overview of the IEA http://www.iea.org/
15. Key trends in IEA public energy technology research, development and demonstration (RD&D) budgets. Released in September 2015.Source: IEA Energy Technology RD&D Budgets (2015 edition) Further information on RD&D statistics is available at. URL: http://www.iea.org/statistics/RDDonlinedat aservice/
16. Financing the Swiss Energy Infrastructure PwC power & utilities roundtable discussion paper September, 2014. URL: www.pwc.ch/energie
17. World Bank President calls for price on carbon and invest in green bonds. URL: http://www.worldbank.org/ru/news/ feature/2014/01/23/davos-world-bank-president-carbon-pricing
18. Novak A. Enhancing investments in energy infrastructure: Russia's perspective. URL: http://www.minenergo.gov.ru/ upload/iblock/123/statya-final.pdf
19. Akopova E.S., Albekov A.U., Polubotko A.A. National-state sovereignty in the context of globalization: the discourse of identity // Vestnik of Rostov state economic University (RINH). - 2014. -№ 4. - P. 11-16.
20. Parkhomenko T.V. forcasting Logistics as a technology of increasing the investment attractiveness of the energy complex of region // Finansovye issledo-vania. - 2014. - № 2. - P. 93-100.