Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕНЦИЯХ ЛИНГВОФИЛОСОФСКОЙ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА В ЯЗЫКОВОЙ ДОКТРИНЕ МОДИСТОВ'

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕНЦИЯХ ЛИНГВОФИЛОСОФСКОЙ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА В ЯЗЫКОВОЙ ДОКТРИНЕ МОДИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ / ПОЗДНИЕ ЛАТИНСКИЕ ГРАММАТИСТЫ / СХОЛАСТИКА / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / СПЕКУЛЯТИВНАЯ ГРАММАТИКА / ДЕСКРИПТИВИЗМ / ТЕОРИЯ СИНТАКСИСА / МОДУС / MODUS SIGNIFICANDI / MODUS ESSENDI / MODUS INTELLIGENDI / АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ МОДУСЫ ПОЗНАНИЯ / ЗНАКОВАЯ ПРИРОДА АКТИВНОГО МОДУСА ОБОЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корниенко Михаил Анатольевич

В статье обозначен вектор отношения преемственности, существующего между идеями грамматистов, представляющих греко-римскую лингвистическую традицию, и исследовательской программой модистов. Раскрыта специфика концепта схоластической грамматики, представленного в лингво-философском наследии модистов. Показана роль модистов в формировании лингвофилософской парадигмы теории языка. Изменение общей направленности развития европейской лингвофилософской мысли охарактеризовано как интеллектуальное достижение средневековой схоластики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE INTENTIONS OF THE LINGUO-PHILOSOPHICAL PARADIGM OF THE STUDY OF LANGUAGE IN THE LINGUISTIC DOCTRINE OF THE MODISTS

The article reveals the relationship of continuity, which manifested itself in the ideological connection of the Greco-Roman linguistic tradition and the research program of the modistic direction. It is noted that the grammars of Donatus and Priscianus, late antique Latin grammars, were the culmination of the searches of the grammarians of antiquity. The specificity of the concept of scholastic grammar, presented in the linguo-philosophical heritage of the modists, is shown. The role of modists in the design of the linguo-philosophical paradigm of the European theory of language is revealed, which is characterized as a significant achievement of medieval scholasticism. It is shown that in the concept of the modists there is an interest in the philosophical properties of linguistic phenomena, in the relationship between language and the world and the connection that is inherent in the categories of grammar and the universe of things. The role of modists in the creation of the first theory of syntax in the European tradition and the first scholastic theory of language in medieval Europe is revealed. The grammatical and logical interpretation of language problems in the process of teaching grammar gave rise to the philosophy of grammar, the so-called Grammatica speculativa („speculative grammar“). In the interpretation of the modists, the study proves, language is presented as that coherent integrity, which is characterized by universality, universality, organic connection with being and thinking, and this finds expression in grammar and logic. The doctrine of modists, as shown in the article, is based on the idea that processes in language are carried out through three different modes - a mode of designation (modus significandi), a mode of thinking (modus intelligendi), a mode of existence (modus essendi). The modes are presented in their interdependence, which is reflected in the following scheme: the mode of thinking depends on the mode of existence, the mode of designation -on the mode of thinking. Reality serves as the basis for the subsequent superstructure of modes. The mode of designation in the concept of modists acquired the status of a key category that allows one to reveal the connection between language and reality, which was an attempt to explain the knowledge of a thing through language. The stated modes have a basis in things: for modus essendi these are things that exist outside of consciousness, for modus intelligendi - things known, for modus significandi - things designated. Revealing the connection between grammatical laws and phenomena of reality, the modists interpreted language as a system with a grammatical structure and in its existence revealed the ability to reflect the world.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕНЦИЯХ ЛИНГВОФИЛОСОФСКОЙ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА В ЯЗЫКОВОЙ ДОКТРИНЕ МОДИСТОВ»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2022. № 48. С. 89-98. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2022. 48. pp. 89-98.

Научная статья УДК 130.122:8 doi: 10.17223/22220836/48/8

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕНЦИЯХ ЛИНГВОФИЛОСОФСКОЙ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА В ЯЗЫКОВОЙ ДОКТРИНЕ МОДИСТОВ

Михаил Анатольевич Корниенко

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия,

mkornienko1@gmail. com

Аннотация. В статье обозначен вектор отношения преемственности, существующего между идеями грамматистов, представляющих греко-римскую лингвистическую традицию, и исследовательской программой модистов. Раскрыта специфика концепта схоластической грамматики, представленного в лингво-философском наследии модистов. Показана роль модистов в формировании лингвофилософской парадигмы теории языка. Изменение общей направленности развития европейской лингвофило-софской мысли охарактеризовано как интеллектуальное достижение средневековой схоластики.

Ключевые слова: поздняя античность, поздние латинские грамматисты, схоластика, средневековье, спекулятивная грамматика, дескриптивизм, теория синтаксиса, модус, modus significandi, modus essendi, modus intelligendi, активный и пассивный модусы познания, знаковая природа активного модуса обозначения

Для цитирования: Корниенко М.А. К вопросу об интенциях лингвофилософской парадигмы исследования языка в языковой доктрине модистов // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 48. С. 8998. doi: 10.17223/22220836/48/8

Original article

ON THE QUESTION OF THE INTENTIONS OF THE LINGUO-PHILOSOPHICAL PARADIGM OF THE STUDY OF LANGUAGE IN THE LINGUISTIC DOCTRINE OF THE MODISTS

Mikhail A. Kornienko

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, mkornienko1@gmail. com

Abstract. The article reveals the relationship of continuity, which manifested itself in the ideological connection of the Greco-Roman linguistic tradition and the research program of the modistic direction. It is noted that the grammars of Donatus and Priscianus, late antique Latin grammars, were the culmination of the searches of the grammarians of antiquity. The specificity of the concept of scholastic grammar, presented in the linguo-philosophical heritage of the modists, is shown. The role of modists in the design of the linguo-philosophical paradigm of the European theory of language is revealed, which is characterized as a significant achievement of medieval scholasticism.

It is shown that in the concept of the modists there is an interest in the philosophical properties of linguistic phenomena, in the relationship between language and the world and the connection that is inherent in the categories of grammar and the universe of things. The role of modists in the creation of the first theory of syntax in the European tradition and the

© М.А. Корниенко, 2022

first scholastic theory of language in medieval Europe is revealed. The grammatical and logical interpretation of language problems in the process of teaching grammar gave rise to the philosophy of grammar, the so-called Grammatica speculativa („speculative grammar"). In the interpretation of the modists, the study proves, language is presented as that coherent integrity, which is characterized by universality, universality, organic connection with being and thinking, and this finds expression in grammar and logic.

The doctrine of modists, as shown in the article, is based on the idea that processes in language are carried out through three different modes - a mode of designation (modus significandi), a mode of thinking (modus intelligendi), a mode of existence (modus essendi). The modes are presented in their interdependence, which is reflected in the following scheme: the mode of thinking depends on the mode of existence, the mode of designation -on the mode of thinking. Reality serves as the basis for the subsequent superstructure of modes. The mode of designation in the concept of modists acquired the status of a key category that allows one to reveal the connection between language and reality, which was an attempt to explain the knowledge of a thing through language. The stated modes have a basis in things: for modus essendi these are things that exist outside of consciousness, for modus intelligendi - things known, for modus significandi - things designated. Revealing the connection between grammatical laws and phenomena of reality, the modists interpreted language as a system with a grammatical structure and in its existence revealed the ability to reflect the world.

Keywords: late antiquity, late Latin grammarians, scholasticism, the Middle Ages, speculative grammar, descriptivism, theory of syntax, modus, modus significandi, modus essendi, modus intelligendi, active and passive modes of cognition, the sign nature of the active mode of designation

For citation: Kornienko, M.A. (2022) On the question of the intentions of the linguo-philosophical paradigm of the study of language in the linguistic doctrine of the modists. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 48. pp. 89-98. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/48/8

Эпоха Средневековья - достаточно недавнее открытие, допускающее, казалось бы, противоречивые оценки: это эпоха разума, порабощенного авторитетом религиозной догмы и Аристотеля, эпоха политического, экономического и интеллектуального варварства, проявившегося в VI-XI вв., и одновременно эпоха «беспримерной по своей интенсивности интеллектуальной и художественной жизни» [1. C. 51] в период зрелого Средневековья (XII-XIV вв.). Именно в этот период схоластическая философия обнаружила свою значительность. Под эгидой схоластической философии осуществлялся процесс философского образования в странах Европы, созданная схоластами терминология не утратила до сих пор своей значимости; благодаря трудам, созданным схоластами, возникло и отношение преемственности с философским наследием античности. Интеллектуальным достижением средневековой схоластики стало и то, что была изменена общая направленность развития европейской лингвофилософской мысли, а в грамматической науке сформировался новый подход. Эпоха европейской схоластики оказалась временем появления философских, «спекулятивных» грамматик, авторами которых была предпринята попытка отойти от ранее принимаемых принципов дескрип-тивизма. Своими трудами заявили о себе модисты, обнаружившие интерес к философским свойствам языковых явлений, к отношениям языка и мира, к той связи, которая присуща категориям грамматики и универсума вещей (пониманию сути позиции модистов, уяснению преемственности позиций по вопросам средневековой философии языка и традиции античности, которую средневековая философия унаследовала, служат труды Мориса де Вульфа [2]

и Эмиля Брейе [3]). Именно модисты создали первую в европейской научной традиции теорию языка. Модисты явились и творцами (по мнению И. Пин-борга и Р.-Х. Робинса) первой в европейской научной традиции теории синтаксиса. В главную превращается идея существования единой логической основы, общей для всех языков, - время диктовало необходимость перехода к проблематике лингвофилософского уровня. Какую роль в этих событиях сыграли модисты? Эта проблема станет доминирующей в данной статье.

Платону принадлежат слова «знающий грамоту» и «умеющий обращаться с буквами», однако эпоха античности не знала теории языка, наука о языке имела форму грамматик. Истории известны греческая и римская грамматические традиции античности. Словом «grammatice» (от греч. gramma - буква, написание, grammate - чтение, письмо) обозначалось искусство начертания букв; в латыни термином «грамматика» обозначалось учение о словесности. Преподавание грамматики начиналось с обучения письму и чтению. Этот элемент греко-римской образовательной традиции был сохранен до эпохи каролингского ренессанса, важным он считался и позже, о сохранении этой многовековой традиции находим в рукописи Ганева колледжа, названной «Священник у алтаря», пишет об этом и Ч. Хаскинс [4]. Позднее отошли от простого чтения и письма, перейдя к более развернутому представлению текстов, - прочитанное анализировалось, а тексты комментировались. И это требовало знаний и способности представить и изложить текст правильно.

Первые ученые-грамматисты появились в александрийскую эпоху, -Александрия была средоточием культуры Востока, метрополией культуры эпохи античности. Во времена античности грамматист представлял собой одновременно филолога и критика, и в то время как первый исследовал исторические факты, объясняя соотношение слов и предметов, в задачу второго входила работа со слогом. В состав грамматики входили «техника», «история», «идеатерон» - изучение грамматических особенностей, интерпретация языковой специфики. Позднее в грамматику вошли дополнительные разделы, так, Дионисий Фракийский (ок. 170-90 гг. до н.э.) упоминает в совокупности этих разделов произношение, объяснение содержания, толкование слов, этимологию, аналогию, критику. Грамматика Дионисия Фракийца была первой грамматикой, получившей известность, ссылки на нее содержатся и в лингвистических источниках Возрождения. Александрийские ученые обладали универсальностью, что позволяло им, помимо исследования грамматики, исследовать крупные сочинения античных авторов. История грамматики сохранила имена Аристофана Византийского, Аристарха, Кратеса Милосского, Асклепиада, Гефестиона, Прокла. В качестве первого грамматиста, представляющего римскую традицию, называют Кратеса, - он прибывает в Рим в качестве посла и начинает чтение лекций о греческом и латинском языках. Постепенно образовался круг тех, кто сделал грамматику предметом научного интереса: Аврелий Опилий известен толкованиями древних поэтов, грамматическим сочинением «Музы»; Элий Стилон - работами по этимологии; Марк Теренций Варрон, ученик Элия Стилона, создал первое произведение по грамматике «De lingua latina» - «О латинском языке». Параллельно с этим создавалось множество «Commentarii grammatice» - грамматических комментариев. Известными комментаторами были Кв. Асконий (комментатор трудов Цицерона), Марк Валерий Проб (комментатор сочинений Вергилия «Буколи-

ки» и «Георгики»). Римская грамматическая традиция представлена произведениями античных грамматистов Сантра («De verborum antiquitate» -«О древних словах»), известны «De analogia ad M. Terentium Varronem» («Аналогия к M. Теренцию Варрону») Цезаря, «Libri dubii sermonis» («О затруднительных вопросах разговорного языка») Кв. Реммия Палемона. Грамматическими трактатами известен и Светоний.

Систематизация грамматических учений связана с эпохой императора Адриана, покровителя грамматистов. Именно в эту эпоху грамматику начали обозначать термином «ars» («искусство»).

В учебниках того времени изложены формы слов, которые, согласно теории, делились на восемь частей речи: nomen (имя), pronomen (местоимение), verbum (глагол), adverbium (наречие), participium (причастие), coniunctio (союз), praepositio (предлог), interjectio (междометие). Грамматика включала в себя метрики и просодии, фигуры речи и оценочные высказывания. Грамматики подобного рода оставлены Флавием, Сосипатром Харисием, известнейшим грамматистом из Северной Африки, включавшим в текст «Искусства грамматики» фрагменты литературных источников.

Позднее, используя во многом идеи Харисия, «Краткую грамматику» в трех книгах напишет Диомед (IV в. н.э.), сделав предметом анализа описание частей речи, стилистику и метрики латыни.

Непревзойденным автором многочисленных грамматических сочинений, собранных в учебник «Ars», был Марк Валерий Проб, солдат императора Нерона, занявшийся грамматикой и комментированием (известны его комментарии Лукреция, Вергилия, Горация). Он был феникийцем из Берита. Именно та известность, которая связана с его именем, привела к созданию учебника «Ars», - в нем собрано все то, что написал об искусстве грамматики этот автор. Проб известен как автор сочинения «De notis» («О сокращениях»), редкая ценность которого заключена в том, что это единственный созданный в эпоху античности и дошедший до нас свод сокращений юридических формул и терминологии.

Практически все грамматики, созданные в эпоху античности, содержали извлечения из работ предшественников. В них было представлено богатейшее собрание примеров, взятых из литературных источников античной эпохи. Примечательным явлением, в основание которого был положен анализ литературных образцов, были «Начала» («Origines») епископа Исидора, но «Origines» явился уже краткой энциклопедией всей науки, созданной к VII в.

Завершением исканий грамматистов античности стали позднеантичные латинские грамматики Доната и Присциана, впоследствии явившие собой фундамент теории модистов в конце XIII - начале XIV в. Донат Элий, известный грамматист и ритор (сер. IV в.), оставил краткое пособие («Ars minor»), «Искусство грамматики» («Ars Donate grammatice urbis Romae»). В сочинении, построенном в форме вопросов и ответов, Донат представляет восемь частей речи. Данное сочинение впоследствии часто комментировалось. «Ars minor» в течение долгого времени использовалось как основное руководство для начального обучения и вследствие этого появилось в печатной версии. Донат был известен и как автор многочисленных комментариев (известны комментарии Доната к комедиям Теренция, к «Георгикам» и «Эне-

иде» Вергилия). Данные комментарии содержали в себе как лингвистический анализ, так и анализ структуры самого произведения.

Наследие Присциана Кесарийского включало в себя систематизированное произведение под названием «Основы грамматики» («Institutiones gram-тайсае»), в него входило восемнадцать книг; предметом двух заключительных книг («О конструкции» - <Юе сошйисйопе») явился синтаксис. Признано, что структура двух последних книг выстроена по схеме Аполлония Дискола. «...Аполлоний дал лишь предварительный и обзорный очерк синтаксиса... он сделал систематическое описание, не говоря о толковом. Присциан пошел дальше в этом направлении, несмотря на то, что его обзор синтаксиса обычно характеризуется как не вполне ясный теоретически. Здесь, как правило, он лишь стоит у порога открытий важного синтаксического концепта» [5. С. 108].

Позднее, в эпоху Средневековья, сформировалась традиция, согласно которой первые шестнадцать книг «Установлений грамматики» получили название «Большой Присциан», в то время как две последние, посвященные синтаксису, были обозначены как «Малый Присциан». «Основы грамматики» Присциана в течение длительного времени являлись авторитетным источником знания о латинском языке; что касается шестнадцати томов «Большой грамматики» - в статусе учебника она использовалась до XIX в.

Кроме того, очевидна и значительность роли Присциана в оформлении лингвофилософской традиции Средневековья. Несмотря на это, до конца наследие этого грамматиста, вошедшего в плеяду «поздних латинских грамматистов», не исследовано, наиболее известные комментарии к текстам Присциана написаны А. Крилем, Х. Кайлем, М. Херцем, в отечественной традиции это труды Н.Н. и А.М. Болговых, В.М. Алпатова, И.А. Перельмутера.

В Константинополе VI в. шла серьезная работа, вызванная необходимостью систематизировать оформление многих культурных феноменов; эта работа приобрела характеристики завершающего этапа и была подобна деятельности «последних римлян» на Западе в их попытке сохранить культурное наследие в преддверии эпохи Средневековья. Латынь как язык италийской группы индоевропейской семьи языков получила распространение на территории Римской империи; на основе народного разговорного латинского языка возникли романские языки. Позднее, в средние века, латинский язык был принят как общий письменный язык европейского общества, католической церкви. Латынь была также языком науки и литературы.

В Константинополе, «Новом Риме», по выражению императора Константина, основавшего новую столицу на месте города Византий, латинский язык был государственным языком. Родиной Присциана, причисляемого к поздним латинским грамматикам, была латиноязычная Кесария (Цезарея) в Северной Африке. Кесария считалась столицей Мавритании, провинции Рима.

Присциан Цезарейский предпринял попытку систематизации латинской грамматики, в то время как на Западе латынь выходила из употребления. Стивеном Рансименом [5] установлено, что латынь как язык устного общения и административных дел перестала быть таковой в VII столетии. В дальнейшем латынь использовалась лишь как письменный язык и как язык для сферы образования. Грамматика, созданная Присцианом («Institutiones Gramma-йсае» - «Установления грамматики»), являлась исследованием, фундаментом

которого была греко-римская грамматическая традиция (Аполлоний Дискол, Донат, Проб, Сервий, Харисий), - в «Установлениях» Присциана было приведено в систему все ранее исполненное и встречаемое в греко-римских грамматических вариантах. Интерес к латинской культуре был огромен, и Присциан, прибыв в Константинополь, оказался в кругу тех чиновников и аристократов, интересом которых стало изучение латыни и греческого. В целом можно утверждать, что на Востоке латынь как язык культуры была актуальна в течение всего VI столетия. Интересную деталь отмечают Н.Н. и А.М. Болговы в отношении лингвистических интенций сочинений Присциана: «Грамматические сочинения Присциана ясно указывают на потребность для учащихся и ведущих чиновников администраций, чьим родным языком был греческий, овладеть латынью и использовать ее на уровне исполнения своих официальных обязанностей. Однако основная масса населения рождающейся Византии уже говорила по-гречески. Поэтому Присциан писал свои труды, прежде всего, для грекоязычных учеников. Это следует из его постоянных двуязычных сравнений и регулярных демонстраций греческих примеров, посредством которых он пытается облегчить понимание незнакомых латинских слов» [5. С. 105].

И хотя в сочинениях Присциана нет упоминания о дефиниции грамматики, это определение раскрывается авторами структурно и контекстуально.

Мы отмечали выше, что завершением исканий грамматистов античности явились грамматики Доната и Присциана, - позднеантичные латинские грамматики, посредством которых в конце XIII - начале XIV в. был сформирован фундамент теории модистов. Основой названия школы модистов послужил ключевой термин «modus significandi» - «способ обозначения». Признан тот факт, что грамматика, созданная модистами, явилась первой схоластической теорией языка в средневековой Европе, - это отмечают Л. Келли и Дж. Пинборг [6-8].

Школа модистов возникла в последнем тридцатилетии XIII в. на факультете свободных искусств Парижского университета и получила широкую известность в 1300 г. благодаря «Спекулятивной грамматике» Томаса Эрфурт-ского. Расцвет достижений модистов в истории лингвистики связан с рубежом XIII-XIV вв. Модисты разделяли идею Бэкона и Килвордби о грамматике не как о методе преподавания, но как о науке. Позднее, во второй половине XIV в. и первой половине XV в., возникли новые центры философии модистов в Эрфурте, Болонье, Праге, однако интерес к идеям и концептуальным построениям-схемам модистов начал угасать и практически исчез уже в начале XVI в. Томас Эрфуртский - один из влиятельных представителей школы модистов и автор трактата, написанного в жанре схоластической философии (в течение длительного времени автором трактата считался Дунс Скот, сам же трактат назывался «De Modis significandi sive Grammatica Speculativa»). Трактат был известен и под иным названием - «Спекулятивная грамматика» (1300-1310 гг.). Это произведение Томаса Эрфуртского представляло собой одно из первых теоретических построений в сфере грамматики.

Эпизодическое упоминание языковой концепции модистов (Modi signifi-candi) можно встретить у Абеляра, однако лишь во второй половине XIII в. концепция приобрела статус теории. Именно в это время обнаружил себя интерес к спекулятивным грамматикам. Обратим внимание на немаловажное

обстоятельство, - XIII в. сформировал новые задачи процесса обучения грамматике: логика, прочно внедрившаяся в преподавание теологии, вошла и в преподавание грамматики. Безусловен факт, обративший на себя внимание современников Цицерона, Сенеки, Боэция, Аристотеля: сферы логики и грамматики частично совпадают, существует множество философских понятий, используемых в процессах интерпретации грамматических феноменов.

Грамматическая и логическая интерпретация многих проблем в процессах преподавания грамматики породила философию грамматики, получившую название «спекулятивная грамматика» («grammatica speculativa»).

И хотя к возможностям теории модистов обращались Симон Дакийский («Questiones super Priscianum»), Мартин Дакийский («Modi significandi»), Иоанн Дакийский («Summa grammaticae»), однако в полной мере языковая теория модистов обнаружила потенциал идей в работе Т. Эрфуртского («Grammatica speculativa»). В интерпретации модистов язык представлен в качестве когерентной целостности, которой присущи всеобщность, универсальность и тесная связь с бытием и мышлением, что находит выражение в единой грамматике и единой логике.

Корпус идей теории модистов строится на ряде исходных тезисов, назовем основополагающие среди них. Так, модисты пишут о соответствии модуса бытия (modus essendi), модуса познания (modus intelligendi) и модуса обозначения (modus significandi); видят отличие обозначаемого в слове (significatum) от способа обозначения, понимая способ обозначения как принцип конструирования определенного сочетания слов в фразе; modus significandi, имея отношение к семантике и синтаксису, имеет отношение и к частям речи, которым присуща звуковая форма, которые состоят из «звука, означаемого и способа обозначения» (Иоанн Дакийский). А поскольку модус обозначения, модус бытия и модус познания находятся в отношении соответствия, существует единая универсальная грамматика, как существует и единая логика.

Развитие спекулятивных грамматик шло в русле растущего интереса к логике и философии, в науке происходит обращение к потенциалу работ Аристотеля («Категории», «Об истолковании»), к ставшим известными переводам Боэция. Именно XII в. открыл миру науки первую и вторую «Аналитики» Аристотеля, как открыл «Топики» и «О софистических опровержениях».

Написанный в первое десятилетие XIV в., трактат Т. Эрфуртского был чрезвычайно популярен в первой половине XIV в. в силу того, что содержал доктрину школы модистов во всей ее полноте, и эта доктрина явилась первой теорией языка в европейской научной традиции.

В трактате Томас Эрфуртский утверждает, что процессы в языке осуществляются посредством трех различных модусов - модуса обозначения (modus significandi), модуса мышления (modus intelligendi) и модуса существования (modus essendi). Все три модуса взаимозависимы, что отражено в следующей последовательности: модус мышления зависит от модуса существования, в то время как модус обозначения зависит от модуса мышления. Язык, мышление, реальность обладают схожей внутренней структурой и взаимосвязью. Реальность выступает в качестве основы для последующей надстройки модусов.

Спекулятивные грамматики обозначили связь логики и грамматики. Грамматисты XIII-XIV вв. перешли от изучения грамматических правил к

исследованию универсальных структур языка. В грамматической традиции модистов модус обозначения (modus significandi) становится центральным понятием, в дискурсе которого раскрываются явления языка. В учении моди-стов сама структура грамматики подвергалась изменению, поскольку предпочтение было отдано таким разделам, как этимология и синтаксис, в то же время такие разделы, как орфография и просодия не получили своего места в трактатах модистической школы: модистов не интересовала звуковая структура языка, так как «звучание как таковое не заключает в себе никакого значения» [9. С. 14-15].

В грамматике понятие modi significandi (буквально «способ обозначения») упоминается уже в XII в., но лишь у модистов (в XIII в.) данное понятие приобретает статус ключевой категории, позволяющей раскрыть связь языка и реальности. Это, по сути, попытка объяснить познание вещи через язык.

Как полагает И.А. Перельмутер, «...грамматически оформленное слово заключает в себе... два компонента значения: значение предметное, соотнесенное с самой вещью, и грамматическое значение, точнее, грамматические значения, соотнесенные с теми или иными модусами существования вещи, т.е. с ее свойствами... слово одновременно обозначает и саму вещь (ipsam rem), и посредством модуса обозначения модус существования или свойства вещи» [Там же. С. 23-24]. Все три модуса имеют основу в вещах. Если для modi essendi это вещи, существующие вне сознания, для modi intelligendi -вещи познанные, то для modi significandi - вещи обозначенные.

И в заключение - вопрос о природе активного и пассивного модусов познания. Существует два вида модуса познания - активный (modus intelligendi activus) и пассивный (modus passivus); модус обозначения также подразделен на активный и пассивный. Согласно Т. Эрфуртскому, пассивный модус познания и модус существования суть одно и то же материально и реально. Мо-дисты определяют это как то материальное тождество, раскрывая которое, вещь может быть определена в качестве «субъекта» пассивного модуса познания.

Несмотря на материальную тождественность, можно говорить о формальном различии пассивного модуса обозначения и модуса существования в силу того, что пассивный модус обозначения, помимо модуса существования, содержит в себе и отношение к языку.

Модисты активно полемизировали о том, что собой представляет активный модус обозначения. Среди модистов существовало два взгляда на эту проблему. Активный модус обозначения мог быть отнесен к среде языкового выражения или представлен как языковое содержание. Решение данной проблемы позволило бы ответить на вопрос о знаковой природе активного модуса обозначения.

Основной задачей школы модистов было раскрытие связи грамматических закономерностей и явлений реальности, с тем чтобы показать: язык как система, обладающая грамматическим строем, в своем существовании обнаруживает способность к отражению реального мира.

Открытым и требующим ответа остается вопрос о том, можно ли говорить о школе модистов? В попытке ответить на поставленный вопрос, как мы полагаем, следует опираться на понимание школы, даваемое О.С. Воскобой-

никовым в послесловии к сборнику «Шартрская школа», где автор предлагает считать моментом зарождения школы появление круга людей с общими интеллектуальными интересами, общими авторитетными для этого круга текстами, людей, связанных совместной деятельностью [10. C. 307]. Школу объединяет круг интересов, стиль мышления, набор мыслительных практик, не исчерпывающийся «рецепцией древних или новых, но чужих текстов» [11. С. 290].

Список источников

1. КойреА. Очерки истории философской мысли. М. : URSS, 2003. 272 с.

2. Вульф Морис, де. Средневековая философия и цивилизация. М. : ЗАО Центрполиграф, 2014. 253 с.

3. Brehier E. Histoire de la philosophie. Paris : Presses universitaires de France, 1960. URL: https://archive.org/details/histoiredelaphil0001breh_alt1/mode/2up, свободный. Загл. с экрана.

4. Haskins Ch.H. Studies in the history of mediaeval science / Cambridge, Harvard University Press, 1924. URL: https://archive.org/details/studiesinhistory00hask/mode/2up, свободный. Загл. с экрана.

5. БолговН.Н., БолговаА.М. Присциан Грамматик и его наследие // HYPOTEKAI. 2019. № 3. С. 104-120.

6. Kelly L.G. Modus Significandi: An Interdisciplinary Concept // Historiographia Linguistica. 1979. Vol. VI, № 2.

7. Pinborg J. Die Entwicklung der Sprachtheorie im Mittelalter. Kopenhagen, 1967.

8. Pinborg J. Speculative Grammar // The Cambridge History of Later Medieval Philosophy from the rediscovery of Aristotle to the disintegration of scholasticism 1100-1600. Cambridge etc., 1982.

9. Перельмутер И.А. Грамматическое учение модистов // История лингвистических учений. Позднее Средневековье. СПб. : Наука, 1991. С. 7-64. URL: https://tonail.com/books/des-nitkaya_istoriya_yazika-pozdneye-srednevekovye.pdf, свободный. Загл. с экрана.

10. Шартрская школа: Гильом Коншский. Философия; Теодорих Шартрский. Трактат о шести днях творения; Бернард Сильвестр. Космография; Комментарий на первые шесть книг «Энеиды»; Астролог; Алан Лилльский. Плач Природы / изд. подг. О.С. Воскобойников ; пер. и ком.: О.С. Воскобойников, Р.Л. Шмараков, П.В. Соколов ; отв. ред. М.Ю. Реутин. М. : Наука, 2019. 457 с.

11. Воскобойников О. С. Тысячелетнее царство. Очерк христианской культуры Запада. 300-1300. М. : НЛО, 2015. 550 с.

References

1. Koyre, A. (2003) Ocherki istorii filosofskoy mysli [Essays on the history of philosophical thought]. Moscow: URSS.

2. Woolf, M. de (2014) Srednevekovayafilosofiya i tsivilizatsiya [Medieval Philosophy and Civilization] . Moscow: ZAO Tsentrpoligraf.

3. Brehier, E. (1960) Histoire de la philosophie. Paris: Presses universitaires de France. [Online] Available from: https://archive.org/details/histoiredelaphil0001breh_alt1/mode/2up

4. Haskins, Ch.H. (1924) Studies in the history of mediaeval science. Cambridge: Harvard University Press. [Online] Available from: https://archive.org/details/studiesinhistory00hask/mode/2up

5. Bolgov, N.N. & Bolgova, A.M. (2019) Pristsian Grammatik i ego nasledie [Priscian Grammatik and his legacy]. HYPOTEKAI. 3. pp. 104-120.

6. Kelly, L.G. (1979) Modus Significandi: An Interdisciplinary Concept. Historiographia Linguistica. 2.

7. Pinborg, J. (1967) Die Entwicklung der Sprachtheorie im Mittelalter. Kopenhagen: [s.n.].

8. Pinborg, J. (1982) Speculative Grammar. In: Kretzmann, N. Kenny, A., Pinborg, Ja. & Stump, E. (eds) The Cambridge History of Later Medieval Philosophy from the rediscovery of Aristotle to the disintegration of scholasticism 1100-1600. Cambridge: Cambridge University Press.

9. Perelmuter, I.A. (1991) Grammaticheskoe uchenie modistov [Grammatical doctrine of modists]. In: Desnitskaya, A. & Katsnelson, S. (eds) Istoriya lingvisticheskikh ucheniy. Pozdnee Sred-nevekov'e [History of linguistic studies. Late Middle Ages]. St. Petersburg: Nauka. pp. 7-64. [Online] Available from: https://tonail.com/books/des-nitkaya_istoriya_yazika-pozdneye-srednevekovye.pdf

10. Conche, G.de, Theodoric of Chartres & Sylvester, B. (2019) Shartrskaya shkola [School of Chartres]. Translated from French by O.S. Voskoboynikov, R.L. Shmarakov, P.V. Sokolov. Moscow: Nauka.

11. Voskoboynikov, O.S. (2015) Tysyacheletnee tsarstvo. Ocherk khristianskoy kul'tury Zapada 300-1300. [Millennium Kingdom. Essay on the Christian culture of the West. 300-1300.]. Moscow: NLO.

Сведения об авторе:

Корниенко М.А. - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Лаборатории междисциплинарных исследований Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: mkornienko1@gmail.com.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Kornienko M.A. - PhD, senior researcher of Laboratory of Interdisciplinary Research, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia). E-mail: mkornienko1@gmail.com

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 21.10.2020; одобрена после рецензирования 22.11.2021; принята к публикации 04.11.2022.

The article was submitted 21.10.2020; approved after reviewing 22.11.2021; accepted for publication 04.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.