Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ В ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА'

К ВОПРОСУ О ЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ В ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
122
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА / ЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МОДИСТЫ / РИТОРИКА / ЛОГИКА / ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бойко Л.А.

В данной статье анализируются особенности логического подхода к языку в философии со времен Античности до Нового времени. Рассматриваются логические и грамматические принципы подхода к изучению языка Аристотеля. Представлено описание генезиса изучения языка в философской мысли в Древнем Риме, средневековой Европе, в частности, «модистами». Рассматривается идея универсальной грамматики, которая была разработана мыслителями Нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE LOGICAL APPROACH IN THE PHILOSOPHY OF LANGUAGE

This article analyzes the features of the logical approach to language in philosophy from Antiquity to Modern times. The logical and grammatical principles of the approach to the study of the language of Aristotle are considered. The article describes the genesis of language learning in philosophical thought in Ancient Rome, medieval Europe, in particular, by «modists». The idea of universal grammar, which was developed by Modern thinkers, is also considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ В ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА»

К ВОПРОСУ О ЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ В ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА

Л.А. Бойко, канд. филос. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-7-210-212

Аннотация. В данной статье анализируются особенности логического подхода к языку в философии со времен Античности до Нового времени. Рассматриваются логические и грамматические принципы подхода к изучению языка Аристотеля. Представлено описание генезиса изучения языка в философской мысли в Древнем Риме, средневековой Европе, в частности, «модистами». Рассматривается идея универсальной грамматики, которая была разработана мыслителями Нового времени.

Ключевые слова: философия языка, логический подход, модисты, риторика, логика, язык.

Логический подход к языку был характерен для древнегреческой философии, западноевропейской схоластики, рационалистическим концепциям Нового времени.

Для учения древнегреческих мыслителей был присущ принцип «доверия языку» в его обнаружении разума и доверия разуму в его познании физического мира. Античные мыслители были убеждены, что, сколь имя выражает сущность обозначаемого им предмета, то структура речи отражает структуру мысли. Гераклит, Пар-менид, Эмпедокл, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Платон и Аристотель уделяли значительное внимание проблеме языка. Их интересовала связь между «именем» и «вещью».

Термин «логика» - учение о внутреннем и внешнем слове-логосе, т.е. о мысли и о её словесной форме - впервые был введён стоиками. Логика разделялась на диалектику - науку о правильном рассуждении, риторику - науку об умении красиво говорить. Основу диалектики составляло представление о знаковом характере слова-логоса, различение «обозначающего» и «обозначаемого».

Грамматические и логические принципы подхода к изучению языка разрабатываются Аристотелем в трактатах: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики I, II», «Топика», «Поэтика», «Риторика». В системе наук, которая была разработана Аристотелем, язык являлся предметом

изучения логики, грамматики и риторики [1].

Греко-латинская традиция искала источники «правильности» речи в логике познания мира человеком через язык и в самом языке. В изучении вопроса о происхождении имён появилось два направления: сторонники «природной» связи между «именем» и «вещью» и сторонники связи «по положению», «по постановлению». Платон считал, что однозначного ответа нет, проблему необходимо рассматривать диалектически. По Аристотелю же, углубление в поиски «природных свойств слов» тормозит развитие формально-логических исследований, которые позволяют использовать слова как символы, считал условной связи между «именем» и «вещью». В словесном изложении философ выделял такие части, как: элемент, слог, союз, имя, глагол, падеж, предложение, считая их основой изучения грамматики языка. Имена и глаголы он разделял как субъект и предикат суждения [1].

Интерес к проблемам языка в Древнем Риме проявляли Варрон, Цицерон, Гай Юлий Цезарь. В трактате Цезаря «Об аналогии» даётся разработка принципов государственного нормирования языка, его грамматические описания, рассуждения о необходимости, «правильности» латинской речи.

Спор об аналогии и аномалии, возникший в античности, показал расхождения между «стоическим» и «александрийским»

направлениями. В результате появилось правило описания языка как системы аналогических форм. Одни формы выводились из других по аналогии, снабжались примерами из художественных текстов как подтверждающими правила, так и иллюстрирующими «аномалии». В последствии античная традиция описания языка по грамматическим «акциденциям» и частям речи легла в основу средневекового европейского и восточного языкознания.

В Средние века трактаты Аристотеля были переведены на латинский язык Боэцием. Комментарии Боэция к сочинениям Аристотеля «Категории», «Об истолковании» легли в основу европейской логики [4]. Латинский язык в Средние века становится письменным языком межнационального общения ученых и рассматривается как школа логического мышления. Правила латинской грамматики считались всеобщими и механически переносились на грамматики других языков. От средневековья идет понимание гуманитарных наук как наук словесных. Тривиум, т.е. три свободные искусства: грамматика - искусство письменной речи, диалектика - искусство спора и логического доказательства, риторика - искусство красноречия, -по такому принципу формировалось академическое красноречие в Сорбонне, Оксфорде. Большое внимание уделяется системе доказательств, аргументации. Всё это стимулирует развитие грамматики, литературных норм европейских языков.

Кассиодор составил энциклопедию латинских трудов по словесным искусствам: грамматике, логике, риторике, поэтике. В XШ-XIV вв. грамматика из вспомогательной дисциплины превращается в часть философского знания, необходимую для понимания природы человеческого мышления, например, в XIII веке возникает логико-грамматическая школа «модистов» на основе трудов Петра Испанского. Близость логики схоластов к грамматике была обусловлена отсутствием логической символики. Таким образом, основные положения логики подтверждались латынью, т.е. материалом естественного языка.

Связь логики и языка привела к формированию концепции спекулятивной грам-

матики. В средневековых трактатах У. Шервуда, П. Испанского по логике развивалось понятие суппозиции, учение о кате-горематичных и синкатегорематичных словах [3]. В средневековой философии считалось, что благодаря суппозиции предикат устанавливает связь с действительность. Суппозиция и понятие языкового смысла (significatio) образовали ядро схоластической семантики. Схоласты обнаружили различные виды суппозиций: sup-positio personalis, suppositio materialis, sup-positio improperia, suppositio simplex. Пьер Абеляр доказывал, что предложения обозначают не предметы, а состояния предметов. Объективная часть значения предложения - диктум - соотносится с операцией, производимой мыслящим субъектом -модусом.

В понимании предложения модисты опирались на идею движения «Физики» Аристотеля. Предложение - это динамический переход от suppositum (начального пункта) к appositum (конечному пункту). Три компонента различались в речи: подразумеваемую вещь, понятия и слова, которым соответствовали три категории модусов: modi essendi, modi intelligendi, modi significandi. Существительные, местоимения в именительном падеже назывались entis (модус сущего) и считались частями речи, соотносительными с исходной позицией. Глаголы, прилагательные, причастия, наречия назывались modus esse (модус бытия) и соотносились с конечным пунктом. К третьей группе относились предлоги, междометия, союзы, т.е. части речи, выражающие отношения.

В 1660 году во Франции появилась «Всеобщая и рациональная грамматика Пор-Рояля» А. Арно и К. Лансло, которая соединила тонкость анализа языковых фактов с философским осмыслением грамматических понятий и категорий [2]. Авторы грамматики считали, что их метод даёт возможность познать основы рационального подхода к изучению языков, т.к. базируется на анализе человеческой мысли с позиции способностей разума. Они считали, что операции рассудка, через которые человек воспринимает, анализирует окружающую действительность, вырази-

мы через язык. Язык - это средство анализа мысли, слова - это звуки, из которых составляются знаки для обозначения мыслей.

Идеи универсальной грамматики были развиты в трудах Н. Бозе, Э.Б. де Кон-дильяка, Дж. Харриса, Дж. Пристли в XVIII - нач. XIX вв. и опирались на картезианство, философию эмпиризма, сенсуализма. Были разработаны методы и логико-философское обоснование принципов описания языков, создана база для типологического и сопоставительного языкознания. Такие философы, как Дж. Локк, Д. Дидро, Г.В. Лейбниц категории языка

интерпретировали как соответствующие таким операциям рассудка, как способности представлять, судить, умозаключать.

Исследователи отмечали, что слово глубоко противоречиво. С одной стороны, стремится к стабильности, с другой - варьируются контексты, появляются новые значения. Слово бесконечно в своих возможностях передавать новые смыслы. И только развитие логического подхода в изучении языка стало основой для появления и кодификации национальных грамматических и лексических норм в словарях, учебниках, упорядочивших письменную и устную речь.

Библиографический список

1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. (Серия «Философское наследие»). М.: Мысль, 19751983.

2. Dictionnaire de Port-Royal / J. Lesaulnier, A. McKena, dir. P., 2004.

3. Peter of Spain. Tractatus, Called Afterwards Summule Logicales / Ed. by L.M. de Rijk. Assen: Van Gorcum. 1972. - 328 p.

4. Боэций. Утешение философией / пер. с лат. В.И. Уколовой, М.Н. Цейтлина. - М.: Наука, 1990. - С. 190-290.

ON THE QUESTION OF THE LOGICAL APPROACH IN THE PHILOSOPHY OF

LANGUAGE

L.A. Boyko, Candidate of Philosophy Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. This article analyzes the features of the logical approach to language in philosophy from Antiquity to Modern times. The logical and grammatical principles of the approach to the study of the language of Aristotle are considered. The article describes the genesis of language learning in philosophical thought in Ancient Rome, medieval Europe, in particular, by «mo-dists». The idea of universal grammar, which was developed by Modern thinkers, is also considered.

Keywords: philosophy of language, logical approach, modists, rhetoric, logic, language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.