Научная статья на тему 'К вопросу об интегральной юриспруденции'

К вопросу об интегральной юриспруденции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2283
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА / PHILOSOPHY OF LAW / INTEGRATIVE JURISPRUDENCE / INTEGRATED THEORY OF LAW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Захарцев Сергей Иванович

Статья продолжает дискуссию об интегральной юриспруденции. В ней отмечается неоднозначность понимания сущности интегральной теории права, выявляются и анализируются проблемы ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of integrative jurisprudence

The paper continues the discussion of integrative jurisprudence. The ambiguity in understanding the essence of the integrated theory of law is noted and problems of its development are identified and analysed

Текст научной работы на тему «К вопросу об интегральной юриспруденции»

Захарцев Сергей Иванович

доктор юридических наук E-mail: AllaPB@rm.ru

К вопросу об интегральной юриспруденции

Статья продолжает дискуссию об интегральной юриспруденции. В ней отмечается неоднозначность понимания сущности интегральной теории права, выявляются и анализируются проблемы ее формирования.

Ключевые слова: философия права; интегральная юриспруденция; комплексная теория права.

Как известно, вопрос создания единой интегральной теории юриспруденции, должной по замыслу ученых объединить все крупные правовые теории, в настоящее время является одним из актуальных для философии права и теории права. Дискуссии об этой теории нередко появляются в философско-правовой российской и зарубежной литературе.

На Западе наиболее известными представителями концепции интегральной юриспруденции являются Г.Берман и Дж. Холл. Например, Г. Берман считает, что интегративная юриспруденция представляет собой «философию, объединяющую три классические школы: правовой позитивизм, теорию естественного права и историческую школу. Она основана на убеждении, что каждая из этих трех конкурирующих школ выделила одно из важных измерений права, исключив прочие, и что смещение нескольких измерений в одном фокусе, во-первых, возможно, и, во-вторых, важно» [1, стр. 340].

Отдельные российские специалисты, в свою очередь, тоже стремятся взять все лучшее из правовых концепций (в основном, позитивизма и юснатурализма) и объединить эти знания в единую интегральную теорию.

По проблеме создания интегральной теории, насколько ее создание возможно и реально, выскажем несколько соображений и мы.

Первое. В основе интегральной теории права лежит универсальный научный метод

диалектики, а конкретнее - закон количественно-качественных изменений. Как известно, накопление знаний о каком-либо объекте ведет к стремлению их комплексно оценить и получить на основе накопленного багажа новое знание. В этом смысле любой ученый вначале воспринимает все те знания о праве, которые были до него, анализирует их, сравнивает между собой, обобщает, оценивает, приходит к каким-то выводам по уточнению, расширению, увеличению объема знаний о праве. В этом случае происходит приращение знаний. При накоплении трудов исследования иногда приносят качественно новые знания о праве. Так образуется переход от количественных изменений в качественные.

Как верно заметил В.С. Нерсесянц [6], новое понятие права означает и соответствующий новый подход к изучению, пониманию и трактовке как самих эмпирических данных объектов философии права, так и уже накопленных теоретических знаний о них. С позиции неологии можно сказать, что история философии права - это история новых понятий права и формирующихся на их основе новых правовых теорий. В общем процессе прогресса философско-правовой мысли момент новизны тесно связан с моментом преемственности. Новое (новое понятие права, новая теория, новая концепция и т. д.) здесь, как и везде, возникает лишь на основе старого (всей совокупности прежних знаний о праве) как познавательно более глубокая, более содержательная и более адекватная форма

зз

постижения и понимания права и государства. И новое понятие права как метод познания не перечеркивает прежние понятия права и соответствующие теории, а преодолевает ограниченные познавательные возможности и границы прежнего понятия вместе с тем удерживает его теоретико-познавательный смысл и итоги. Тем самым новое понятие права сохраняет научно значимые результаты предшествующей философско-правовой мысли и на новом, более высоком уровне познания развивает их дальше с более глубоких теоретических позиций и в более широком и адекватном смысловом поле и контексте [6, стр. 12].

Продолжая мысль В.С. Нерсесянца отметим, что за последнее время не было работ и концепций, которые обосновывали принципиально новые знания о праве, кардинально изменяющие представления о нем. Все современные концепции и теории имеют весьма конкретные истоки, корни.

При таких обстоятельствах следует признать, что ничего нового в интегральной юриспруденции на самом деле нет - это продукт обычного и обязательного применения диалектики. Иначе говоря, каждый ученый в своем познании права занимается интеграцией.

Здесь, казалось бы, можно возразить о том, что не все исследователи стремятся именно объединить концепции, взять от каждой лучшее и т. д. Однако это не так. Каждый настоящий ученый стремится к новым знаниям. И если ученому покажется, что для концепции права, приверженцем которой он является, не хватает фрагмента из конкурирующей теории, то он этот фрагмент позаимствует. И в части этого фрагмента знаний согласится с оппонентами (такой процесс и называется: взять лучшее из другой концепции). В сумме сказанного: любой настоящий специалист стремится объективно оценить проблему, критично посмотреть на свои мысли, аргументы сторонников и противников, на основе чего получить наиболее правильное с его точки зрения знание. Любой ученый желает получить объективные знания, без примесей идеологии, субъективизма, личностных предпочтений.

Поэтому в своих изысканиях ученые вынуждены учитывать критику, с чем-то соглашаться, пользоваться знаниями других исследователей, в том числе оппонентов. Иначе говоря -интегрировать.

Второе. Юристы почему-то любят применять термины, происходящие из других, в том

числе технических наук. Такой процесс не всегда оправдан и подчас лишь вносит сумятицу в понимание проблемы.

В толковом словаре В.И. Даля слово «интеграция» употреблено только в математическом значении (от слова «интеграл»). В дальнейшем это слово стало употребляться и в гуманитарных науках и обозначать объединение в одно целое. Вместе с тем, мы считаем, что такое слово не вполне подходит для рассматриваемой концепции.

Применение терминов «интеграция», «интегральная юриспруденция» в применяемом контексте, видимо означает цельное знание о праве. Однако вот в чем дело. Любая концепция права (позитивистская, естественная, психологическая и пр.) тоже стремится к получению цельного, полного представления о праве. И более того, сторонники той или иной концепции считают, что именно их теория цельное и правильное представление о праве как раз и дает. Ведь концепции, собственно, и создавались для того, чтобы объяснить сущность права, наиболее полно и точно его определить. Каждая из правовых теорий замещала предыдущую и конкурировала с другими именно за право считаться полной, цельной теорией. Отсюда и многообразие теорий, концепций права.

Поэтому, и с учетом первого нашего замечания, каждая из теорий права по-своему интегральна. Неинтегральных теорий, то есть теорий, созданных вообще без учета предыдущих знаний о праве, в настоящее время не встречается. В связи с этим представляется, что предлагаемый термин не точен. Но вдруг обнаружилось, что отдельные ученые синонимом к интегральной юриспруденции употребляют термин «синтезированная юриспруденция». Синтез, как известно, это обобщение. Но обобщение - это не означает получение лучшего из каждой теории права. Обобщение представляет собой сложение знаний, а сравнение, измерение, оценка, дифференциация обобщенных (синтезированных) знаний - уже другие научные методы.

И здесь опять же возвращаемся к слову «интеграция». В ряде толковых словарей, под интеграцией понимается объединение в целое каких-либо частей [1, стр. 118]. В таком случае мы, может быть, изначально неправильно понимаем термин «интегральная юриспруденция»? Некоторые ее сторонники на самом деле хотят лишь сложить (обобщить, синтезировать) знания и больше с ними ничего не делать? В такой

тезис верится с трудом, но опять же применение широкого в толковании термина «интеграция» в сочетании с употребляемыми как синонимами синтезирование и обобщение дают возможность предположить и такое суждение. Тем более, что в ряде работ, опять же применительно к интегральной теории права, употребляется словосочетание «сводная теория». Слово «сводная» подразумевает совокупность знаний о праве, а не их взаимопроникновение и уяснение наиболее точного и привлекательного.

Здесь же, мы утрируем, может возникнуть и вопрос, почему употребляется только слово синтез, а не, например, анализ? Почему не задумываются о создании какой-нибудь (по аналогии) «анализированной юриспруденции»?

Конечно, механическим синтезом знаний о праве, без применения других научных методов, результата не добиться. Развивать эту всем понятную мысль не будем. И всерьез не предполагаем, что кто-то надеется, механически обобщив все знания о праве и не применяя при этом других научных методов, из этого что-то серьезное получить.

Во многом в этой путанице понятий виноват употребляемый термин «интегральный». Он, во-первых, все-таки характерен техническим наукам, а во-вторых, в гуманитарных науках, с учетом разнообразности применения, он стал употребляться в очень разных значениях, что приводит к определенной сумятице знаний.

Неточность применяемого термина интуитивно видят многие специалисты. Возможно, поэтому они даже не могут точно определить, как назвать новую теорию. Причем не спорят о названии, что нередко бывает в праве, а именно не могут ее точно назвать. Применяются слова: интегральная, интеграционная, интегративная, интегрированная юриспруденции. Причем если слово «интеграционная» скорее произошло от слова интеграция, то в слове «интегральная» отчетливо слышится соответствующий математический термин. Хотя в последние десятилетия слово «интегральность» стало достаточно часто употребляться во многих науках. Специалисты связывают это с осознанием объективно существующих взаимосвязей между личностью, природой, социумом, разумом и попытками объединения этого всего в нечто целостное. Кроме того, термин «интегральность» стал достаточно распространенным в лингвистике. В частности, он означает рассмотрение явлений всех языковых уровней в их взаимодействии. Кстати, в линг-

вистическом описании это слово применяется даже в значении «многоаспектность или междисциплинарность». Хотя почему-то словосочетание «интегральная юриспруденция» именно у нас наиболее распространено. На Западе же, напротив, Г.Дж. Берманом и Дж. Холлом говорится об «интегрированной юриспруденции».

Вместе с тем, предпринятый анализ словарей показал, что слова «интегральная», «интеграционная», «интегративная», «интегрированная» не однозначны в понимании и применяются в различных значениях. Даже если исходить из того, что интегральность - это целостность, целостное представление (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый), то все равно возникают вопросы и противоречия. Поскольку целостность нередко понимается как совокупность частей. Но такое значение не подходит для интегральной концепции права. Ибо нельзя понимать, что концепция естественных прав человека, позитивистская концепция и, например, психологическая концепция - это составные части понимания права.

Согласимся, что трудно говорить о формировании новой концепции, если изначально не ясно, что все-таки мы хотим: взять лучшее из всех концепций о праве, взять лучшее только из позитивизма и юснатурализма, вообще не выделять лучшее и худшее, а попытаться эти противоположные концепции как-то объединить, либо просто обобщить все знания о праве? А название концепции на вопрос о ее сущности не отвечает. Но именно понимание того, что в итоге скрывается за рассматриваемой концепцией на данном этапе познания права наиболее важно.

Вспоминается расхожая поговорка о том, что употребление без необходимости наукообразных слов подчас запутывает самих себя. И ладно если бы, например, слова «интегральная» и «интегративная» употреблялись как синонимы. Однако некоторые специалисты между интегральной и интегративной теориями проводит различия. Например, А.В. Поляков пишет: «Взгляд на право как на целостность, как представляется, отличает интегральное правопони-мание от интегративного. Интегральный подход позволяет в целостности права выделить те аспекты, которые фрагментарно, в оторванности от других сторон правовой реальности, представлены в классических теориях права. Интегративный подход, не видя изначальной целостности права, стремится ее найти через объединение различных подходов, разработанных в классиче-

ском правоведении» [7, стр. 118]. В.Г. Графский и часть других авторов, напротив, используют понятия интегрального права и интегративного права как синонимы. Но при этом вкладывают в них разный смысл. В итоге - каждый со своим пониманием интегральной юриспруденции.

Из изложенного следует третье - имеющаяся в науке противоречивость понимания интегральной юриспруденции. Чтобы не повторяться по этому поводу, мы присоединимся к содержательному анализу мнений о сущности интегрального (или интегративного) права, подготовленному И.Ю. Козлихиным. Мы присоединяемся и к его выводу о том, что по поводу интегративной юриспруденции в современном российском правоведении царит субъективизм и полная неразбериха [5, стр. 249]. Кроме того, говоря о различных интегральных или интегративных концепциях, мы поддерживаем мнение

Н.В. Варламовой о том, что «большинство современных интегративных (неклассических) подходов к пониманию права на деле оказываются разновидностью вполне традиционных со-циолого-позитивистских представлений о праве, изложенных в терминах какой-либо постмодернистской философской парадигмы» [3, стр. 72].

Четвертое. Применяемый в контексте интегральности термин синтезированная теория права - по своей сути означает обобщенную (или общую - выделено мной С.З.) теорию права, то есть то, что и так имеет место быть. И фактически не идет ли речь о простом переименовании общей теории права в синтезированную (сводную, интегральную, интегративную и т. д.)? В рамках общей теории права изучаются все правовые концепции, все подходы к праву. Причем изучаются не тенденциозно, а объективно. Это подтверждается имеющимся в России плюрализмом мнений о праве. И в этом смысле общая теория права и есть интегральная теория, объединяющая и охватывающая все направления и течения мысли о праве. И общая теория ни сколько не идет в противоречие с высказанным В.Г. Графским тезисом о том, что «право должно восприниматься сложноорганизованным и многофакторным объектом познания, находящимся в состоянии динамики и постоянного обмена познавательными ракурсами и общениями между различными правоведческими подходами» [4, стр. 143]. Именно в рамках общей теории право и выступает тем самым многофакторным объектом познания. Иной вопрос в том, что эта теория не смогла на базе разнополярных мнений о праве создать единое и устраивающее всех специали-

стов понятие права. Но если общую теорию механически назвать интегральной, то ведь ничего не изменится. Те же самые ученые, оперируя теми же и схожими аргументами, будут спорить о понятии права, предлагать свои варианты и т. д.

Да, сейчас не удается привести все теории права «к единому знаменателю». Но сие вовсе не означает, что современная теория права, как считают некоторые специалисты, выполнить интегрирующую роль не в состоянии. Надо разобраться, почему так происходит, для чего вернуться к диалектике. Ответ очевиден. Следует признать, что мы пока не располагаем тем количественным багажом знаний, который позволил бы получить качественно новые знания о праве. Как только количество перерастет в качество мы (или наши потомки) будут смотреть на право под другим углом и воспринимать его так, как мы хотим сейчас, то есть целостно. Сейчас мы смотрим на периодическую систему элементов Д.И. Менделеева как на данность, не задумываясь о том, сколько времени и сил многих поколений было потрачено на классификацию химических элементов.

Надо сказать, что философы права должны и учитывать опыт философии, не отрываться от нее. Почему мы это подчеркиваем? Дело в том, что в философии уже имелись предложения синтезировать наиболее распространенные в ХХ веке философские направления мысли: марксизм, феноменологию и аналитическую философию. В частности, известный французский философ П. Рикер предлагал объединить указанные философские направления. Его точка зрения нашла последователей в западной философии. Однако из предпринятых попыток синтезировать марксизм, феноменологию и аналитическую философию пока ничего не получилось. Думается, что причина в том же: философия еще не накопила необходимый багаж знаний для их качественных изменений. Но из этого не делается вывод о том, что философия (или философия науки) выполнить интегрирующую роль не в состоянии.

Время открытия единой концепции о праве, видимо, пока не пришло. И В.Г. Графский прав в том, что, изобличив односторонность и опасную ущербность господствующей ориентации, следует стремиться к сближению вариантов понимания права. Причем такая задача в перспективе вполне решаема общей теорией права. Для чего ее переименовывать - не понятно.

И если уже переименовывать или создавать новую теорию с новым именем, то мы бы на-

звали ее не интегральной или синтезированной, а комплексной теорией права, то есть исходя из сущности этой теории. Комплексное рассмотрение права как раз подразумевает многоаспект-ность и сложноорганизованность, но и одновременно - целостность.

Литература

1. Баханьков А.Е., Гайдукевич М.М., Шуба П.П. Толковый словарь русского языка. - Мн., 2000.

1. Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. - М., 1999.

3. Варламова Н.В. Тип правопонимания как теоретическая парадигма интерпретации права // Правовые идеи и институты в историкотеоретическом дискурсе. - М., 2008.

4. Графский В.Г. Интегральная (общая, синтезированная) юриспруденция // Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесян-ца. - М., 2006.

5. Козлихин И.Ю. Интегральная юриспруденция: дискуссионные вопросы // Философия права в России: история и современность. Материалы третьих философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. - М., 2009.

6. Нерсесянц В.С. Философия права. - М., 2011.

7. Поляков А.В. Российская теоретико-правовая мысль // Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. - М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.