Научная статья на тему 'К вопросу об информационной открытости политической системы России'

К вопросу об информационной открытости политической системы России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
315
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об информационной открытости политической системы России»

#

Власть и общество

Ф

Вадим СМАГИН

К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. возник новый общественно-политический фактор, сыгравший роль катализатора формирования в России гражданского общества, проявившийся в глобальной информатизации всей общественной жизни, включая политическую, социальную, экономическую, культурно-просветительскую и прочие сферы.

В отличие от экономической и культурно-просветительской систем, в которых процесс информатизации идет с постоянным ускорением, политическая и социальная системы пока отстают от них по объему и темпам информатизации. Лидирующее положение в этом процессе прочно занимает банковская (финансовая) инфраструктура российской экономики, самое отстающее — социальная. Образовавшийся информационный разрыв, не имевший ранее распространения и получивший в науке название «цифровое неравенство», моментально сказался на диспропорциональном развитии политической системы России и ее гражданского общества.

Несомненно, что за последние годы для сокращения этого разрыва были приложены большие усилия государственной власти. В Послании президента России В. В. Путина Федеральному собранию России в 2005 г. отмечалось «...мы прежде всего должны обеспечить право граждан на объективную информацию. Это важнейший политический вопрос, и он прямо связан с действием в нашей государственной политике принципов свободы и справед-ливости»1. В России практически обеспечено конституционное право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Существенные позитивные изменения происходят в информационном обеспечении государственной политики. Активно развивается инфраструктура единого информационного пространства страны. Российские информационные и телекоммуникационные системы и сети связи реально интегрировались в мировое информационное пространство. Информационные технологии эффективно используются в деятельности многих организаций и учреждений, государственных органов, граждан. С целью осуществления государственной политики в этой сфере принята и реализуется федеральная целевая программа «Электронная Россия».

К сожалению, реализация проектов компьютеризации различных сторон жизни российского общества ныне осуществляется в значительной мере но не в качестве ответа со стороны государства на информационные потребности граждан. В России отсутствует система подготовки кадров, специализирующихся на вопросах компьютерно-опосредованного взаимодействия граждан и государства. Не принята научно разработанная концепция взаимодействия государственных систем «электронного правительства» и общественных сетей.

В результате масштабного внедрения в органах власти локальных компьютерных сетей и выход через них в глобальную «паути-

СМАГИН

Вадим

Анатольевич — соискатель Саратовского государственного социальноэкономического университета

1 «Информационная безопасность», 2005, № 1, стр. 8

#

#

48 ВЛАСТЬ 10’2007

ну» Интернета на передний план вышла и несколькими годами ранее отчетливо обозначилась, одна из сторон демократизации нашего общества — потребность в информационной открытости политической системы России. Именно она является важнейшим показателем демократических устоев любого государства мира. Наиболее ярко этот показатель проявляет себя в условиях информационного общества. От степени открытости государственной власти и в целом политической системы напрямую начинает зависеть и состояние гражданского общества.

Если в предшествующую эпоху открытость власти для населения проявлялась лишь в отражении деятельности министерств, ведомств, высокопоставленных государственных чиновников в средствах массовой информации, то в информационную постиндустриальную эпоху открытость политической системы означает, помимо посреднической роли СМИ между властью и обществом, установление прямой и обратной связи органов власти и населения. И ключевую роль в этом звене играет организация доступа граждан к общественно значимой, политической информации, то есть обратная связь.

Именно по этой причине на сегодня перед отечественной политологией стоит целый комплекс задач по всестороннему изучению проблемы информационной открытости политической системы Российской Федерации, в том числе и по выявлению факторов, влияющих на это состояние, проработке конкретных политических рычагов и механизмов управления открытостью государственной власти, определению оптимальных границ этой открытости, в рамках которых наша страна будет способна наиболее эффективно развиваться по всем направлениям. Последний момент требует от исследователей особого внимания, поскольку чрезмерная открытость политической системы также опасна для государства, как и закрытость. Она способна спровоцировать нагнетание социальной напряженности, возникновение политических конфликтов, а подчас и ввести страну в состояние глубокого кризиса, напрямую влияет на состояние ее национальной безопасности.

Актуальность изучения информационной открытости политической системы в России обусловлена наличием большого количества нерешенных проблем в данной сфере. Это и необходимость обеспечения прозрачности процесса государственного управления,результативноговзаимодейст-вия власти всех уровней с институтами гражданского общества, реализации прав граждан на доступ к общественно значимой информации, потребность повышения уровня доверия граждан к органам государственной власти, решение антикоррупционных задач и в целом повышение эффективности оказания государственных услуг в целях совершенствования деятельности государства.

Ныне существующие западные схемы решения данных задач посредством информационных технологий не вполне адаптированы к российским реалиям, требуют серьезного анализа и модификации. Так, например, даже система классического делопроизводства в российских органах власти и управления коренным образом отличается от западных аналогов. К тому же доказано, что широкое использование информационно-компьютерных технологий еще не дает гарантии повышения общественной активности, хотя и создает площадки для организации общественных взаимодействий.

Огромные возможности в деле построения правового, гражданского общества в России заложены в реформировании административной системы. Одной из важнейших задач и одновременно эффективным инструментом административной реформы является информационная открытость органов государства и всей сферы производства социальных услуг, что необходимо для оценки эффективности работы органов государственного управления и бюджетных организаций, в основе чего находится доступная, надежная и проверяемая информация об условиях и результатах их деятельности; обоснованного и свободного выбора потребителями социальных услуг и производителей этих услуг; повышения качества социальных услуг через построение каналов обратной связи, путем которых потребители могут доносить собственную оценку получаемых услуг и свои требования по устранению недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.