1. Безбородое Ю.С. Международно-правовая интеграция: подходы к пониманию феномена: // Российский юридический журнал. 2012, №1-5.
2. Вельяминов Г.М. Социалистическая интеграция и международное право / Г.М.Вельяминов. М., 1982.
3. Ефтич 3., Вучкович М., Младенович М. Интеграционные тенденции и проблема европейской идентичности. Информационный гуманитарный портал "Знание. Понимание. Умение". 2011. N 2 (март - апрель) <Ьйр:// www.zpu-journal.ru/ е-гри/ 2011/ 2/ 1ейю~Уискоую~М1ас1епоую> (20.06.2013г.).
4. Лексин И.В. К вопросу о суверенитете в федеративном государстве: Конституционное и муниципальное право. - 2011, №12-5.
5. Насыров И.Р. Правовые аспекты международного сотрудничества регионов: // Журнал российского права. 2006. №2-5.
6. Осминин Б.И. Заключение и имплементация международных договоров и внутригосударст-
5лиографический список:
венное право: монография/Б.И.Осминин. - М.: Инфотропик Медиа, 2010.
7. Саидов А.Х. Межпарламентские организации и международное право (парламентское измерение международных организаций): Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. - 2011, №1-14.
8. Фарукшин M.X. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт/ М.Х. Фарукшин: - Казань: Издательство Казанского университета, 1998.
9. Expression of consent by states to be bound by a treaty. Part II: Country reports. Belgium. P. 98.
10. Ibid. Part II: Country reports. Austria. P. 94.
11. Межпарламентская деятельность Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации < http://council.gov.ru/activity/> (20.06.2013г.).
К.И. Минниахметова
К ВОПРОСУ ОБ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В статье рассматриваются вопросы соотношения международного и внутригосударственного (национального) права, в частности, вопросы, связанные с проблемами им-плементации норм международного права, а также его роли и места в правовой системе России. Особое внимание уделяется анализу положений Конституции Российской Федерации, касающихся норм международного права, возможности и пути их совершенствования.
Ключевые слова: имплементация, международное право, законодательство, международная организация, государство, международный договор, внутригосударственное (национальное) право, приоритет международного права, Конституция, правовая система.
K.I. Minniakhmetova
ТО THE QUESTION OF INTERNATIONAL LAW NORMS IMPLEMENTATION IN THE RUSSIAN LEGISLATION
The article reviews issues of the correlation between the international law and the national law, particularly, issues connected with the problems of implementation of international law norms and its role and place in the Russian legal system. Special attention is paid to the analysis of the provisions of the Constitution of the Russian Federation concerning international law, the opportunity and way to improve them.
Keywords: implementation, international law, legislation, international organization,
ш
[¡¡JÜJ
state, international treaty, national law, priority of international law, Constitution, legal system.
Чаще всего имплементация норм международного права в законодательстве какой-либо конкретной страны происходит тогда, когда какое-либо государство желает вступить в крупную международную организацию (региональную или всемирную, например, ООН). Чтобы государство могло получить возможность вступить в нее, оно должно привести свое национальное законодательство в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, уставными документами организации и в соответствие с другими ее требованиями. В случае же подписания международного договора на двусторонней или многосторонней основе с иностранным государством, несколькими государствами или международной организацией, согласие государства на обязательность для него договора может быть также выражено обменом документами, образующими договор с последующей его ратификацией наряду с его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условились государства /договаривающиеся стороны/ (ст. 11 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.) для того, чтобы придать ему юридическую силу и сделать его положения обязательными для исполнения каждой из сторон, что впоследствии может найти свое отражение в Основном законе государства.
В практике международных отношений и внутреннем праве отдельных государств встречаются различные способы решения вопроса о формах взаимодействия международного и внутригосударственного (национального) законодательства. Выделяют две монистические и одну дуалистическую концепции соотношения международного и внутригосударственного права, т.е. позиции того или иного государства по отношению к меж-
1 Венская конвенция о праве международных договоров (принята 23 мая 1969 г.). <http://www.lm.org/rll/docllments/decl_conv/conventionsЛ а\у_1геа11е8.8111т1> (дата обращения 12.08.2013).
дународному праву. Монистические концепции (основоположник - В. Кауфманн) исходят из примата (верховенства) какой-либо одной системы права - международного (Г. Кельзен) или внутригосударственного (А. Лассон), но при этом они являются составными элементами единой системы права. Дуалистическая концепция (основоположник - Г.Трипель; Д. Анцилотти) рассматривает международное право и внутригосударственное право как самостоятельные равнопоряд-ковые правовые системы, которые, тем не менее, активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правопримене-2
ния .
Впервые формула о приоритете норм международного права над внутригосударственным (национальным) правом, изначально продиктованная США как страной-победительницей, была включена в конституции суверенных государств, потерпевших поражение во Второй мировой войне: Конституцию Италии 1947 г. (ст. 10, 11, ч.1, гл.1 - ст.26, ч.1, гл.З - ст.35, ч.2, гл.1, разд.2 - ст.72, 75, 80, ч.2, гл.2-ст.87), Конституцию Японии 1947 г. (гл.2 - ст.9, гл.10 - ст.98), Основной закон ФРГ 1949 г. (гл.1 - п. 5 ст. 16а, гл.2 - п.З ст.24, ст.25, гл.7 -п.10«с» ст.73, п.1 ст.79, п.З ст.80а, гл.9 -п.2 ст. 100, гл.10а - п.5 ст. 115а).
Постсоветская Россия в 1993 г. также закрепила этот принцип в своей Конституции (п.4 ст. 15). Таким образом, Конституция Российской Федерации 1993 г. отразила большой шаг вперед в деле признания международного права не только в регулировании отношений между субъектами международного права, но и в регулировании правовых отношений внутри страны. Тем самым, международное право прочно вошло в правовую систему России, что получило конституционное закрепление в целом ряде статей Конституции РФ: Преамбула, гл.1 (п.4 ст.
2 Бирюков П.Н. Международное право: учебник / П.Н.
Бирюков - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. 793 с. (Основы наук). С. 146.
15), гл.2 (п. 1 ст. 17, п.З ст.46, ст.56, 62, 63), гл.З (п.2 ст. 67, ст. 69, п. «к» ст. 71, п. 1«о» ст. 72, 79), гл.4 (п.4 ст.80, п. «м» ст.83, п.2 ст.85, ст.86, 87, 88, 89), гл.5 (п.1«г» ст. 102, п. «г», «д», «е» ст. 106), Гл. 6 (п.1«в», 1«д», 1«е» ст. 114), гл.7 (п.2«г», п.4, 6 ст. 125).
Центральное место среди приведенных выше норм занимает норма о соотношении международного и внутригосударственного права, закрепленная в п.4 ст. 15 Конституции РФ и ставит вопрос об иерархии общепризнанных принципов и норм международного права в системе внутригосударственного права, где фактически имеется приоритет международного права над внутригосударственным. Впоследствии эта норма была воспроизведена в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»'. Однако возникает коллизия: п.4 ст. 15 вступает в некое противоречие с п. 1 той же статьи, где делается акцент на том, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, а также с п.1 ст.З, где говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Тем самым демонстрируется уже приоритет норм Конституции перед общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Это неверно, поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права носят императивный (неоспоримый, обязательный) и взаимообусловленный (т.е. содержание каждого из них должно рассматриваться в контексте содержания других) характер, обладают высшей юридической силой по отношению к другим международно-правовым нормам и занимают высшую ступень в этой иерархии, что впоследствии стало регулироваться соответствующим федеральным законом
3 Рыхтикова Л.Ю. Консштуционно-правовые основы имплементации норм международного права в Российской Федерации: Монография. / Л.Ю. Рыхтикова. - М.: Грааль, 2004. 88 с. С.9.
- ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. (п.З ст.5 Федерального закона дополняет п.4 ст. 15 Конституции). Поэтому в п.1 ст. 15 изначально должна быть сделана оговорка об этом и только потом наиболее полно раскрыта и конкретизирована в п.4. Что еще интересно, так это то, что согласно п.6 ст. 125 Конституции РФ не соответствующие ее положениям международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Стало быть, они и вовсе не должны были бы заключаться, чтобы не вступить в противоречие с ныне действующей Конституцией. Таким образом, приоритет отдается только ратифицированным международным договорам. В противном случае международные договоры могут содержать правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, решение о согласии на обязательность которых для России должно приниматься в форме федерального закона, но только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке (ст.22 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г.)4, о чем не говорится в п.4 ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, Конституционный Суд РФ вправе рассмотреть не вступивший в силу международный договор на предмет его соответствия Конституции РФ. Если отдельные положения договора или он весь в целом будет признан не соответствующим Конституции РФ, то он не может быть ратифицирован или принят и присоединение к нему невозможно5. С.Г. Дзыбова забывает здесь, однако, что возможно и частичное признание международных документов, оговаривающее от-
4 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). <http://constitution.garaiit.ra/act/base/10103790/> (дата обращения 12.08.2013).
5 Дзыбова С.Г. Общие закономерности имплементации норм международного права в национальное законодательство // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. №1. С.182-183.
каз от признания какого-либо пункта. Так обстоит дело с некоторыми протоколами к Европейской конвенции о правах человека. Из этого следует также и то, что законы и иные нормативно-правовые акты государства подлежат согласованию с международными договорами, участником которых оно выступает, т.е. нормы внутригосударственного права должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам.
Общепризнанные принципы (а основных их 10) закреплены в Уставе Организации Объединенных Наций, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. и Хельсинском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. Поскольку нет полного единогласия относительно того, какие принципы являются общепризнанными, поэтому следует говорить о том, что Конституция РФ включила в правовую систему России только те общепризнанные принципы, которые Россия признает в качестве таковых, а это в первую очередь те универсальные принципы, которые закреплены в Уставе ООН. Следует отметить, что прямое применение в России норм международного права вовсе не означает их включения в состав норм российского права: нормы международного права не трансформируются в право РФ (в этом нет необходимости, трансформация является всего лишь видом имплементации), а действуют самостоятельно, чего не скажешь о международных договорах. Отсюда видно, что в России имеет место дуалистическая концепция соотношения международного и внутригосударственного права.
Однако имеются и противники приоритета международного права. Например, Е.Ю. Валяев в своей статье предлагает полностью изменить формулировку п.4 ст. 15 Конституции РФ, в котором говорится, что «общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»6, и заменить на следующую формулировку: «Национальное законодательство в России имеет приоритет над нормами международного права до тех пор, пока нормы международного права не будут включены в национальную правовую систему. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы после прохождения установленных процессуальных процедур в порядке, предусмотренном соответствующим федеральным законом. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила национального законодательст-
7
ва» .
Вероятно, автор данного предложения делает такого рода заключение, исходя из того, что проект Конституции РФ прошел экспертизу за рубежом, что подчеркивалось в докладе Президента РФ о проекте Конституции, опубликованном в «Российской газете» от 10 октября 1993 г., чего, например, в добровольном порядке никогда бы не сделали США, да и любое другое современное суверенное государство.
Сразу встает вопрос о правомерности таких изменений. Можно согласиться с тем, что сначала должны быть пройдены специальные процедуры для подобных преобразований в части включения норм международного права в пра-
0 Конституция и государственная символика Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2009. 64 с. (Российское законодательство). - С.8.
7 Валяев Е.Ю. Внесение поправки в Конституцию России. Необходимо отказаться от приоритета международного права. <Шр:/Л^еп-valyaev.livejoumal.com/6831.html> (дата обращения 12.08.2013).
вовую систему России. Для этого должен быть проведен процесс согласования норм международного права с нормами национального законодательства, и только потом процесс их включения в российское законодательство, в противном же случае это может привести к несоответствию российского законодательства международным обязательствам, а это в свою очередь порождает неисполнение международных обязательств Российской Федерации, и, как следствие, нарушение норм международного права, что как раз и противоречит п.4 ст. 15 Конституции РФ. Также не стоит забывать о том, что отказ от приоритета международного права может серьезно противоречить шести конституционным характеристикам Российского государства, закрепленным в ст.ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ, к примеру, одной из них - Россия, согласно ст.1 Конституции, является правовым государством, которое, так или иначе, подразумевает приоритет международного права. Это определяется общими принципами правового государства.
Конституционные поправки и пересмотр Конституции регламентируется Главой 9, в частности, ст. 135, в которой указывается порядок внесения поправок в положения глав 1, 2 и 9 Конституции, а именно Главы 1 (п.4 ст. 15), на которую в данный момент обращено наше внимание. Для внесения предложенной поправки в Конституцию требуется созвать Конституционное Собрание, которое в современной России еще ни разу не собиралось. Это в свою очередь может повлечь за собой разработку проекта новой Конституции или же сохранение ныне действующей Конституции в неизменном виде. Кроме того, в России не существует такого федерального закона, который бы регламентировал работу Конституционного Собрания, что в очередной раз создает коллизию. Фактически изменение вышеуказанных глав невозможно, что дает право признать Конституцию России недоработанной, т.к. имеются положения,
8
которые невозможно воплотить в жизнь . Все это требует немалых усилий, поэтому внести поправку в ныне действующую Конституцию будет весьма непросто.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, в частности, норма п.4 ст. 15 Конституции РФ, имеют большое значение для внутренней жизни нашего государства, несмотря на существующие коллизии с другими правовыми нормами. Они стали составной частью российской правовой системы, поэтому неуклонно должны применяться на территории Российской Федерации. Это в свою очередь позволило укрепить позиции нашего государства на международной арене, расширить ее участие в международных организациях, например, вступив в Совет Европы в 1996 г., Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2012 г. и приняв на себя новые международные обязательства и ответственность за их выполнение, а также выступить инициатором создания международных организаций нового типа, таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и группа стран БРИКС, которые охватывают не только территорию постсоветского пространства, но и многие регионы мира.
Так или иначе, России необходимо, с одной стороны, строго соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и договоренности и, с другой стороны, активно отстаивать позиции сохранения независимости в принятии внутригосударственных законов и нормативно-правовых актов от воли международных субъектов, присваивающих себе функции международного правосудия, тем самым нарушая принцип суверенного равенства государств и принцип невмешательства во внутренние дела государств, и нередко преследующих достижения своих целей. Национальные интересы России, а именно повышение благосостояния граждан и процветание государства - вот основная задача, которую необходимо учитывать при изменениях
8 Валяев Е.Ю. Внесение поправки в Конституцию России. Необходимо отказаться.
национального законодательства. Для этого необходим правовой суверенитет, то есть независимость при формировании и функционировании правовой системы как составной части государственного суверенитета. На наш взгляд, соблюдать нормы международного права необходи-
мо всем государствам без исключения, но подписывать и ратифицировать только те международные договоры, которые бы не угнетали национальное законодательство и не ущемляли национальные интересы нашей страны.
Пристатейный библиографический список:
1. Бирюков П.Н. Международное право: учебник / П.Н. Бирюков - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011.
2. Венская конвенция о праве международных договоров (принята 23 мая 1969г.). <http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/law_treaties .shtml> (дата обращения 12.08.2013).
2. Валяев Е.Ю. Внесение поправки в Конституцию России. Необходимо отказаться от приоритета международного права. <http://evgen-valyaev.livejoumal.com/6831 ,html> (дата обращения 12.08.2013).
3. Дзыбова С.Г. Общие закономерности имплементации норм международного права в национальное законодательство // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение:
философия, история, социология,
юриспруденция, политология,
культурология. 2010. №1.
4. Конституция и государственная символика Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2009. (Российское законодательство).
5. Рыхтикова Л.Ю. Конституционно-правовые основы имплементации норм международного права в Российской Федерации: Монография. / Л.Ю. Рыхтикова. -М.: Грааль, 2004.
6. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
<http://constitution.garant.rn/act/base/10103790/ > (дата обращения 12.08.2013).