Научная статья на тему 'К вопросу об идеологической дистанции релевантных кандидатов на пост президента Республики Польша 2010 года'

К вопросу об идеологической дистанции релевантных кандидатов на пост президента Республики Польша 2010 года Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
171
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Балтийский регион
ВАК
RSCI
Ключевые слова
президент республики польша / программные установки / релевантные кандидаты / вопросы экономики / вопросы внешней политики / president of the republic of poland / the policy guidelines / relevant candidates / economic issues / foreign policy issues

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Балобаев Владимир Адреевич, Жуковский Игорь Игоревич

Проводится аналитический обзор программных установок зарегистрированных кандидатов на пост Президента Республики Польша (РП), принимающих участие в президентской кампании 2010 г. Основное внимание уделено релевантным игрокам (в данном случае первая пятерка) и формированию центров влияния в рамках хода избирательной кампании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analytical review of policy guidelines of the registered candidates for the post of President of Poland, taking part in the presidential campaign in 2010, it mainly focuses on the relevant players (in this case the first five) and the formation of centers of influence in the electoral campaign.

Текст научной работы на тему «К вопросу об идеологической дистанции релевантных кандидатов на пост президента Республики Польша 2010 года»

УДК 329.1

И. И. Жуковский В. А. Балобаев

К ВОПРОСУ ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ РЕЛЕВАНТНЫХ КАНДИДАТОВ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША 2010 ГОДА

Проводится аналитический обзор программных установок зарегистрированных кандидатов на пост Президента Республики Польша (РП), принимающих участие в президентской кампании 2010 г. Основное внимание уделено релевантным игрокам (в данном случае — первая пятерка) и формированию центров влияния в рамках хода избирательной кампании.

The article presents an analytical review of policy guidelines of the registered candidates for the post of President of Poland, taking part in the presidential campaign in 2010, it mainly focuses on the relevant players (in this case — the first five) and the formation of centers of influence in the electoral campaign.

Ф

Ключевые слова: Президент Республики Польша, программные установки, релевантные кандидаты, вопросы экономики, вопросы внешней политики.

Key words: President of the Republic of Poland, the policy guidelines, relevant candidates, economic issues, foreign policy issues.

Данная работа представляет собой аналитический обзор программных установок зарегистрированных кандидатов на пост Президента РП, принимающих участие в президентской кампании 2010 г. В качестве маркеров, определяющих идеологическую и политическую дистанцию между участниками президентской кампании, избраны: экономический блок и внешнеполитический блок.

В проведении обзора применялись методы контент-анализа программных документов и выступлений, сравнительный анализ, метод экспертной оценки, метод вторичного анализа данных.

Выборы Президента РП проводятся на основе закона от 27 сентября 1990 года «О выборах Президента РП» [1]. В соответствии с постановлением Бронислава Коморовского, спикера Сейма (нижней палаты парламента РП), исполняющего обязанности Президента РП с момента гибели Леха Качинского, Президента РП, выборы главы государства назначены на 20 июня 2010 г. [2].

В случае, если ни один из кандидатов не получит в первом туре 50 % +1 голос, 4 июля 2010 года пройдет второй тур, в котором примут участие два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Если один из кандидатов снимает свою кандидатуру во втором туре, то во второй тур проходит кандидат, занявший следующее место по итогам первого тура.

Особенность президентских выборов 2010 г. с точки зрения формата участия избирателей заключается в том, что люди с ограниченными физическими возможностями могут проголосовать через своего представителя на основе соответствующего документа-поручительства.

Формирование списков для голосования завершается 6 июня 2010 г.: гмины готовят списки, опираясь на данные о постоянно прописанных на ее территории. Те же избиратели, которые не имеют прописки в месте фактического проживания, могут получить свидетельство о праве голо-сования1 в выборах президента в местной избирательной комиссии либо направить прошение о включении себя в список голосования в той гмине, где избиратель будет находиться 20 июня 2010

Марек Юрек (Marek Jurek), представитель «Правых сил Республики Польша», собрал более 250 тыс. подписей в поддержку регистрации в качестве кандидата на пост Президента РП. Его политическая партия, занимающая пятое-шестое место в общенациональных опросах, — новая структура, созданная кандидатом после политического «развода» с партией братьев Качинских «Право и справедливость».

Основа политического капитала данного кандидата — это опыт нахождения формально на третьем в польской государственной иерархии посту — спикера нижней палаты парламента (5-го созыва). Позиционирует себя как сторонника консервативной экономической модели, предполагающей в том числе строгую бюджетную дисциплину, дифференцированный налог на доходы

1 Аналог открепительного талона.

г.

физических лиц, участие государства в стратегических отраслях польской экономики: энергетика, оборонная промышленность, перспективные инновационные исследования.

Экономическая часть программы — так называемая «Программа национального капитализма» — разработана слабо, являясь совокупностью отдельных предложений по развитию системы социальной поддержки семей (снижение налогов для зарегистрированных семей, увеличение материнского капитала, более строгий подход к взысканию задолженностей по алиментам, увеличение декретного отпуска, социальных выплат для многодетных матерей).

Отдельный вопрос, которому кандидат в своих выступлениях уделяет много внимания, — это вопрос введения единой европейской валюты в Польше. М. Юрек резко выступает против данной меры, приводя кроме экономических еще и политические аргументы (символическое значение национальной валюты, вопрос идентичности польской экономики, угроза усиления влияния международных валютных регулирующих органов на состояние польской финансовой системы).

В качестве опорных пунктов экономического блока кампании использует следующие маркеры:

• программа строительства автобанов;

• «нет» для евро;

• 100%-ное распределение доплат в пользу сельхозпроизводителей.

В вопросах внешней политики позиционирует себя как сторонника консервативной внешнеполитической линии, основывающейся на принципах ответственности развитых демократий за демократическое развитие третьих стран, но не поддерживая вовлечение страны в миротворческие операции за рубежом, в результате которых гибнут польские солдаты.

Россия в понимании данного политика — источник постоянной геополитической опасности для Польши, раздражитель внутриполитического процесса. Ненадежный партнер.

В качестве опорных пунктов внешнеполитического блока кампании использует следующие маркеры:

• «нет» для евро и усиления европейской интеграции;

• поддержка внешнеполитических интересов США в регионе Центральной Восточной Европы и на Кавказе.

Историческая политика в отношениях с соседями, ответственность за судьбу Украины и Беларуси.

Ярослав Качинский (Jaroslaw КаегуЙ8к1), представитель партии «Право и справедливость», бывший премьер-министр, руководитель парламентской фракции партии. Его участие в кампании было под вопросом долгое время: как предполагается, он принимает участие в выборах президента вследствие давления его окружения, не имевшего сильного кандидата кроме Я. Качинского. Партия «Право и справедливость» занимает втрое место по численности в парламенте, у самого Я. Качин-ского также второе место согласно опросам по избирательным предпочтениям электората.

В своем выступлении о намерении побороться за пост Президента РП он высказал желание «продолжить дело» трагически погибшего Леха Качинского. В избирательной кампании использует ресурс парламентской фракции партии «Право и справедливость» и неплохо развитые структуры партии в регионах страны.

Ярослав Качинский демонстрирует нестабильность своих представлений о желаемом образе польской экономики. В рамках кампании партии «Право и справедливость» перед вступлением Польши в ЕС Я. Качинский выступал против вступления Польши в ЕС, привлекая аргументы экономического характера: угроза национальной экономике, подавление польского сельскохозяйственного сектора, угроза малому и среднему бизнесу.

Его программа, опубликованная в рамках президентской кампании, не содержит целостного экономического блока, во многом опирается на программно-идеологические установки партии «Право и справедливость». В рамках наполнения экономического блока программы используется критика либеральной модели экономики, из чего следует вывод о реализации политики «экономической солидарности» в интересах граждан Польши.

В вопросах введения в Польше единой европейской валюты выступает категорическим противником, приводя аргументы политического и символического характера (символическое значение национальной валюты, вопрос идентичности польской экономики, угроза усиления влияния международных валютных регулирующих органов на состояние польской финансовой системы).

В качестве опорных пунктов экономического блока кампании использует следующие маркеры:

• программа поддержки семьи экономическими методами;

• расширение государственной программы поддержки деревни;

• недопущение приватизации предприятий, имеющих стратегический характер для экономики страны.

Бронислав Коморовский (Bronislaw Komorowski), представитель партии «Гражданская платформа» (лидер правящей коалиции с «Польской народной партией»), исполняющий обязанности Президента Польши, спикер нижней палаты парламента — Сейма, бывший министр обороны. Его готовили к избирательной кампании, которая должна была состояться после окончания срока президентских полномочий Л. Качинского, в качестве кандидата, имевшего самые большие шансы на победу (после публичного отказа Дональда Туска от участия в кампании в качестве кандидата).

Его поддерживает Дональд Туск, самый популярный политик в стране по состоянию на срединную фазу президентской кампании. Именно поддержка премьер-министра и правящей партии — основной политический ресурс Б. Коморовского.

По мнению Б. Коморовского польская экономика должна делать ставку на развитие сектора малых и средних предприятий, включая использование возможностей инфраструктурных фондов Европейского союза, позволяющих польской экономике максимально адаптироваться к ведению бизнеса в высококонкурентной среде ЕС.

Важный экономический вопрос, сопряженный с политическими решениями, — это вопрос о так называемой «энергетической безопасности» страны, находящейся в зависимости от российских поставщиков энергосырья (или фирм, аффилированных с российскими). В качестве ориентира своей политики Б. Коморовский ставит вопрос о максимальном расширении игроков на внутреннем энергетическом рынке страны и вопрос о дифференцировании поставок энергосырья и его видов.

В качестве опорных пунктов экономического блока кампании использует следующие маркеры:

• введение линейного налога и упрощение системы налогообложения для предпринимателей;

• ускорение приватизации государственных предприятий и корпораций;

• усиление бюджетной дисциплины и снижение дефицита бюджета.

Б. Коморовский считает, что польская внешняя политика должна строиться на усилении роли Польши в рамках Европейского союза, в том числе и в проекте создания объединенных вооруженных сил ЕС. Выступает за формирование консолидированного мнения ЕС по вопросам внешней политики. Считает необходимым развивать отношения с соседями, без представления им предварительных условий сотрудничества (отказ от исторической политики).

Важный элемент внешней политики — обеспечение энергетической независимости страны, выражающейся в максимальной дифференциации поставщиков энергосырья.

В качестве опорных пунктов экономического блока кампании использует следующие маркеры:

• развитие отношений с соседями;

• поддержка внешнеполитических интересов США и укрепление польской армии за счет американского вооружения и включение страны в системы глобального военно-политического сотрудничества;

• повышение роли НАТО в вопросах формирования глобального миропорядка.

Януш Корвин-Микке ^апвдг Korwin-Mikke), представитель партии «Свобода и правопорядок», постоянный участник президентских выборов; использует кампании как элемент для формирования своего имиджа в качестве публичного политика. На всех предыдущих выборах получал несколько процентов голосов, занимая места в нижней тройке.

Он не является релевантным кандидатом, его реальная политическая сила стремится к нулю. Его основной политический ресурс — ряд узкосегментных интернет-порталов и общественно-политических изданий. Политическая партия Корвина-Микке не имеет разветвленной структуры в регионах страны, равно как и четко сегментированного электората.

Я. Корвин-Микке представляет довольно любопытную версию либертарианской модели поведения государства в экономике, ограничивающую роль государства до минимума при условии эффективной разветвленной сети контрольно-надзорных органов.

Основа экономической программы кандидата — налоговая политика, которая предполагает практически полную отмену акцизов и налогов на деятельность предпринимателей, на внешнеторговые операции и операции с ценными бумагами. Постепенное снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров — вплоть до их отмены.

Вопрос участия в интеграционных экономических моделях типа ЕС в программе Януша Корвина-Микке отсутствует: кандидат считает ЕС преходящей моделью организации экономической жизни, отдавая дань экономическим свободам, он указывает на излишнюю

бюрократизацию и власть «еврократии» как факторы, противодействующие обществу свободного предпринимательства, к которому стремится кандидат.

В качестве опорных пунктов экономического блока кампании использует следующие маркеры:

• отмена либо снижение большинства налогов;

• ускорение приватизации государственных предприятий и корпораций;

• усиление бюджетной дисциплины и запрет дефицита бюджета.

Я. Корвин-Микке не представляет сколько-нибудь оформленную модель поведения государства во внешней политике, подтверждая лишь необходимость выполнения Польшей своих обязательств в рамках военно-политических союзов, но при выполнении некоторых условий союзниками. Ни Россия, ни Германия, ни США не являются для этого кандидата внешнеполитическими ориентирами или патронами: интересы страны могут изменяться, соответственно должны меняться и союзники.

Анджей Леппер (Ап^ге] Ьеррег), представитель партии «Самооборона Республики Польша», остающийся в польской политике, несмотря на многочисленные судебные процессы, бывший вице-премьер и министр сельского хозяйства и развития села в коалиционном правительстве с «Правом и справедливостью» и «Лигой польских семей». Он не является релевантным кандидатом с точки зрения успеха на выборах президента. Судя по всему, он будет пытаться максимально использовать кампанию в интересах своей партии, пытающейся подготовиться к грядущим парламентским выборам.

Декларируя свое стремление поиска «третьего пути» — между либеральной и социальной моделями государства, этот политик опускается до популизма, обладая экспрессивным характером и харизмой «народного трибуна». Основным ресурсом остается поддержка профсоюзов сельхозпроизводителей и сельскохозяйственных муниципалитетов.

А. Леппер строит свою экономическую программу на принципах смеси нового аграризма и социально ориентированной экономики государства, предполагающую ставку на национального производителя в условиях свободного рынка.

Важный пункт программы — усиление роли саморегулирующихся организаций и профсоюзов, развитие механизмов социальных гарантий и обеспечение политики поддержки семьи.

Особое внимание А. Леппер уделяет формальным институтам государственного регулирования экономики, предполагая усиление роли государства как регулирующего и надзорного органа в вопросах бюджетной политики, изменения ставок рефинансирования и вопросов регулирования общественного долга и внешних заимствований.

В качестве опорных пунктов экономического блока кампании использует следующие маркеры:

• борьба с бюрократией и административными барьерами;

• запрет приватизации государственных предприятий и корпораций, имеющих стратегическое значение для экономики страны;

• усиление бюджетной дисциплины и контроля за исполнением бюджета.

Анджей Леппер не представил сколько-нибудь значимого внешнеполитического блока. Основываясь на его выступлениях и программной платформе партии «Самооборона Республики Польша», подготовлены оценки его взглядов на внешнеполитические процессы.

В качестве опорных пунктов экономического блока кампании использует следующие маркеры:

• улучшение отношений с Россией;

• противодействие превращению ЕС в проект федерального государства;

• вывод польских войск из состава миротворческих контингентов в Ираке и Афганистане.

Корнель Моравецкий (Когпе1 Morawiecki) — беспартийный кандидат, хотя исторически

связан с созданием «Борющейся солидарности», представлявшей радикальное консервативное крыло антикоммунистического лагеря. Его участие в президентской гонке скорее неожиданное: лишь за несколько часов до завершения регистрации в качестве кандидата ему удалось представить в Государственную избирательную комиссию чуть более 100 тыс. подписей в свою поддержку.

Он не является релевантным кандидатом, его реальная политическая сила близка к нулю. На момент подготовки обзора не имел сформулированного экономического блока. Информация по его предпочтениям для составления модели идеологической дистанции в экономике подготовлена на основе экспертной оценки и анализа вторичных материалов (противник линейного налога и приватизации предприятий стратегических отраслей польской экономики).

Информация о его предпочтениях для составления модели идеологической дистанции во внешней политике подготовлена на основе экспертной оценки и анализа вторичных материалов.

Гжегож Наперальский (Grzegorz Napieralski) — лидер партии «Союз демократических левых сил», он самый молодой из всех кандидатов на пост президента страны (36 лет). Его участие в президентской кампании не планировалось — кандидатом от партии на пост президента в очередных выборах был Ежи Шмайдзинский, который погиб в катастрофе президентского самолета под Смоленском.

Он пытается строить свою кампанию при поддержке ресурсов региональных лидеров, но встречает сопротивление в партийных структурах «Союза демократических левых сил», которые не принимают его примиренческой политики по отношению к «праву и справедливости».

Г. Наперальский — один из немногих кандидатов, которые имеют хорошо прописанные ориентиры своей экономической политики, что является следствием сотрудничества с ведущими представителями польской экономической науки (в интервью Г. Наперальский представлял в качестве своих экономических консультантов сотрудников Варшавской школы экономики и Польской академии наук). Он партийный кандидат, поэтому основные аспекты и ориентиры экономической политики являются развитием идейной платформы «Союза демократических левых сил».

Важный элемент программы — активное участие в международном разделении труда, предполагающее максимальное вовлечение Польши в мирохозяйственные связи.

В качестве опорных пунктов экономического блока кампании использует следующие маркеры:

• борьба с бюрократией и административными барьерами;

• рост инвестиций в сектор образования и науки, создание инновационной экономики;

• введение так называемого «налога на костел» (по образцу ФРГ);

• максимальное включение Польши в систему мирохозяйственных связей.

Он представляет внешнеполитическую программу типичного для европейской социал-демократии характера, предполагающей сочетание модели внешнеполитической ответственности и невмешательства во внутренние дела других государств. Наперальский — сторонник концепции «широкой Европы», открытой для других государств.

В качестве опорных пунктов внешнеполитического блока кампании использует следующие маркеры:

• улучшение отношений с Россией и ФРГ;

• ответственность за судьбы Украины и Беларуси;

• максимальное включение Польши в систему глобальной политики.

Анджей Олеховский (Andrzej Olechowski) — бывший министр финансов, министр иностранных дел, является кандидатом независимым, хотя его политическое прошлое связано с «Гражданской платформой», одним из учредителей которой он был. Он прекрасно понимает бесперспективность своего участия в этой кампании, однако считает свое участие демонстрацией протеста против отсутствия политического диалога и обсуждений реальных проблем польского общества основными кандидатами на пост президента.

А. Олеховский пытается конвертировать в политический ресурс свои финансовые возможности, будучи самым богатым кандидатом на пост президента. В качестве политического ресурса использует ряд праволиберальных организаций маргинального типа под патронатом политической партии «Демократический союз», числясь формально председателем совета этой партии.

Основой своей экономической программы избрал вариант либеральной модели экономики, оставаясь в русле традиции «Гражданской платформы». Он единственный кандидат, подчеркивающий принципиальный характер своей экономической программы в рамках кампании.

Вопрос участия в едином экономическом пространстве ЕС в программе кандидата раскрыт подробно: участие в системе общих политик — условие развития Польши в качестве самостоятельного игрока на экономической арене. Экономическая политика в его понимании — это прерогатива правительства, роль президента должна усиливаться в качестве арбитра экономических процессов, при уменьшении роли государства как регулятора экономических процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве опорных пунктов экономического блока кампании использует следующие маркеры:

• борьба с бюрократией и административными барьерами;

• использование личных контактов для привлечения иностранных инвесторов;

• усиление влияния международного капитала в польской экономике.

Этот кандидат не представил сколько-нибудь целостного взгляда на вопросы внешнеполитического характера, для его выступлений и интервью характерна высокая степень обобщения и укрупнения проблем современного мира и места Польши в нем.

Данные о его отношении к маркерам, используемым в таблицах, подготовлены на основе его предыдущих высказываний и действий, экспертной оценки и анализа вторичных материалов.

Вальдемар Павляк (Waldemar Pawlak) — лидер «Польской народной партии», бывший премьер-министр, вице-премьер в коалиционном с «Гражданской платформой» правительстве. Бессменный лидер партии на протяжении долгого срока, сумел обеспечить позицию партии, обладающей наибольшим коалиционным потенциалом — входившей и левоцентристские и в правоцентристские правительства. Несколько раз высказывался о необходимости пересмотра роли президента в политической системе в сторону расширения его полномочий.

Кампания строится на принципах прямой коммуникации его представителей, что в случае с его партией, имеющей весьма разветвленную сеть организаций на нижнем уровне, преимущественно в аграрных воеводствах, — является рациональным решением. Пользуется поддержкой влиятельных организаций типа «польского союза добровольных пожарных дружин», союзов охотников и рыболовов и т. д.

Он выступает представителем партии, имеющей поддержку в основном в сельских районах страны, что определяет формат его экономической программы. Павляк — министр экономики действующего правительства, что дает ему возможность политического маневра в рамках текущей кампании.

Его экономическая программа несколько отличается от программы правительства Дональда Туска, которая была представлена в виде краткого отчета в момент голосования в парламенте по утверждению коалиционного правительства. Отличия касаются в основном вопросов налогового регулирования сельского хозяйства и реструктуризации энергетической политики.

В качестве опорных пунктов экономического блока кампании использует следующие маркеры:

• борьба с бюрократией и административными барьерами;

• развитие производств и предприятий «замкнутого цикла» в рамках концепции «зеленой экономики»;

• создание комфортных налоговых условий для сельхозпроизводителей.

Данные о его отношении к маркерам, используемым в таблицах, подготовлены на основе его предыдущих высказываний и действий, экспертной оценки и анализа вторичных материалов.

Богуслав Зентек (Boguslaw Zi^tek) — кандидат «Польской трудовой партии», председатель Свободного профсоюза «Август 90». Партия представляет себя как «самую большую внепарламентскую левую партию в стране», активно используя акции прямого политического действия и гражданского сопротивления.

Зентек не является релевантным кандидатом, его реальная политическая сила близка к нулю. Его политическая партия не имеет разветвленной структуры в регионах страны, равно как и лояльного электората. Он пытается строить свою кампанию при поддержке леворадикальных ресурсов и членов молодежных левацких группировок.

Этот кандидат не скрывает своих антилиберальных и антикапиталистических взглядов, представляя в экономическом блоке смесь популистских, либертарианских и протекционистских мер.

Его экономические постулаты, представленные в программе, сводятся к борьбе за установление минимальных социальных гарантий для всех трудящихся, сохранение рабочих мест для отраслей, которые находятся в процессе реструктуризации (шахты, сталелитейное производство, судостроение, оборонная промышленность).

Один из важных моментов его кампании — сопротивление приватизации элементов системы здравоохранения.

В качестве опорных пунктов экономического блока кампании использует следующие маркеры:

• борьба с бюрократией и административными барьерами, организациями предпринимателей и работодателей;

• ликвидация привилегий для состоятельных слоев населения;

• социальные гарантии для рабочих и сельхозпроизводителей;

• установление единой минимальной оплаты труда в рамках ЕС.

Он не представил сколько-нибудь целостного взгляда на вопросы внешнеполитического характера на момент подготовки обзора. Данные о его отношении к маркерам, используемым в

таблицах, подготовлены на основе его предыдущих высказываний и действий, экспертной оценки и анализа вторичных материалов.

Взгляды кандидатов на вопросы экономической политики

№ п/п Кандидат Профсоюзное движение Социальное страхование Государственное здравоохранение Приватизация стратегических предприятий Линейный налог Введение евро Приватизация общественных СМИ Усиление роли президента в экономике

1 Бронислав Коморовский «=» «+» «=» «=» «+» «+» «=» «+»

2 Анджей Олеховский «=» «+» «=» «=» «+» «+» «=» «+»

3 Корнель Моравецкий «+» «+» «+» «-» «=»

4 Януш Корвин-Микке «-» «+» «+»

5 Марек Юрек «=» «+» «=» «=» «+»

6 Ярослав Качинский «+» «+» «+» «+» «+» «-» «+»

7 Анджей Леппер «+» «+» «+» «+» «+» «+»

8 Богуслав Зентек «+» «+» «+» «+» «+»

9 Вальдемар Павляк «+» «+» «+» «=» «+» «+» «=»

10 Гжегож Наперальски «+» «+» «+» «+» «+»

Примечание: «+» — за; «=» — нейтрально; «-» — против.

Идеологическая дистанция: вопросы экономической политики

Бронислав Коморовский

■ Идеологическая дистанция: вопросы экономической политики

Взгляды кандидатов на вопросы внешней политики

№ п/п Кандидат Отношения с Россией Отношения с США Усиление интеграции с ЕС Усиление роли в региональных политических блоках: «Вышеградская четверка»,Восточная Европа и Кавказ Война в Ираке и Афганистане Расширение НАТО Усиление роли президента во внешней политике Историческая память — основа для внешней политики

1 Бронислав Коморовский «=» «+» «+» «+» «+» «+» «+» «+»

2 Анджей Олеховский «=» «+» «=» «=» «+» «=» «+» «=»

3 Корнель Моравецкий «=» «+» «+» «+»

4 Януш Корвин-Микке «+»

Содержание кампании в разрезе внешней политики имеет более выраженный эмоциональный характер: аспект польско-российских отношений по итогам траурных мероприятий в Катыни и последствия катастрофы президентского самолета под Смоленском.

Ошибочно разносить кандидатов по векторам политики: пророссийский — антироссийский; проамериканский — антиамериканский. В вопросах внешней политики имеет место консолидация межпартийной и межфракционной дискуссии на вопросах второго уровня, оставляя вопросы экстраординарного выбора без изменений.

Учитывая, что победу одержит релевантный игрок, изменений внешнеполитического курса страны не произойдет.

Список литературы

1. Postanowienie Marszalka Sejmu z dnia 21 kwietnia 2010 r. o zarz^dzeniu wyborow Prezydenta Rzeczypospolitej Polskiej// Panstwowa komisja wyborcza 2009. June. URL: http://www.pkw.gov.pl/pkw2/index.jsp?place=Lead07&news_cat_id =22824&news_id=43620&layout=1&page=text (дата обращения: 25.05.2010).

2. Ustawа z dnia 27 wrzesnia 1990 r. o wyborze Prezydenta Rzeczypospolitej Polskiej (Dz. U. Nr 67, poz. 398)// Sejm Rzeczypospolitej Polskiej. 2010. May. URL: http://www.sejm. gov.pl/prawo/prezydent/prez5.htm (дата обращения: 25.05.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.