Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЯ "ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ"'

К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЯ "ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ФОРМИРОВАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ОБЩЕСТВА / PUBLIC HEALTH / CONCEPT / PSYCHOLOGICAL HEALTH / SOCIAL CULTURAL ENVIRONMENT / DEVELOPMENT OF ABNORMAL TYPES OF PERSONALITY / VITALITY OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лещенко Я.А.

В статье обоснована необходимость включения в традиционное понятие «общественное здоровье» дополнительного системного признака, каким является психологическое (духовное) здоровье. Раскрывается сущность психологического здоровья, определяемая совокупностью ценностей, установок и мотивов поведения людей в обществе - всего того, что характеризует человеческую личность. Показано, что в наибольшей степени нарушения психологического здоровья происходят под воздействием негативных изменений социокультурной среды (аномия, десоциализация, расшатывание культурного ядра общества), ведущих к формированию аномальных типов личности. Увеличение распространенности таких типов в популяции следует расценивать как нарушение психологического здоровья и снижение жизнеспособности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of evolution of the concept of “public health”

The article substantiates necessity of including into common concept of “public health” such an additional systemic attribute as psychological (spiritual) health. The essence of psychological health is revealed as a totality of values, attitudes and motives of human behavior in society - kind of all characterizing human personality. It is demonstrated that in the most degree disorders of psychological health occur under effect of negative alterations of social cultural environment (anomia, desocialization, undermining cultural core of society) resulting in development of abnormal types of personality. The increasing of prevalence of these types in population is to be considered as disorder of psychological health and decreasing of vitality of society.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЯ "ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ"»

Health and Society

© Лещенко Я. А., 2019 УДК

Лещенко Я. А.

К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ»

ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований», 665827, г. Ангарск; ФГБОУ ВО «Ангарский государственный технический университет», 665835, г. Ангарск.

В статье обоснована необходимость включения в традиционное понятие «общественное здоровье» дополнительного системного признака, каким является психологическое (духовное) здоровье. Раскрывается сущность психологического здоровья, определяемая совокупностью ценностей, установок и мотивов поведения людей в обществе — всего того, что характеризует человеческую личность. Показано, что в наибольшей степени нарушения психологического здоровья происходят под воздействием негативных изменений социокультурной среды (аномия, десоциализация, расшатывание культурного ядра общества), ведущих к формированию аномальных типов личности. Увеличение распространенности таких типов в популяции следует расценивать как нарушение психологического здоровья и снижение жизнеспособности общества.

Ключевые слова: общественное здоровье; понятие психологического здоровья; социокультурная среда;

формирование аномальных типов личности; жизнеспособность общества.

Для цитирования: Лещенко Я. А. К вопросу об эволюции понятия «общественное здоровье». Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(1):14—17. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-1-14-17

Для корреспонденции: Лещенко Ярослав Александрович; д-р мед. наук, профессор кафедры экологии и безопасности деятельности человека Ангарского государственного технического университета, е-mail: yaleshenko@gmail.com

Leschenko Ya. A.

ON THE ISSUE OF EVOLUTION OF THE CONCEPT OF "PUBLIC HEALTH"

The Federal State Budget Scientific Institution "The Eastern Siberian Institute of Medical Ecological Studies", 665827,

Angarsk, Russia;

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education of Higher Education "The Angarsk State

Technical University", 665835, Angarsk, Russia

The article substantiates necessity of including into common concept of "public health " such an additional systemic attribute as psychological (spiritual) health. The essence of psychological health is revealed as a totality of values, attitudes and motives of human behavior in society — kind of all characterizing human personality. It is demonstrated that in the most degree disorders of psychological health occur under effect of negative alterations of social cultural environment (anomia, desocialization, undermining cultural core of society) resulting in development of abnormal types of personality. The increasing of prevalence of these types in population is to be considered as disorder of psychological health and decreasing of vitality of society.

Keywords: public health; concept; psychological health; social cultural environment; development of abnormal types of personality; vitality of society.

For citation: Leschenko Ya. A. On the issue of evolution of the concept of "public health". Problemi socialnoi gigieni, zdra-vookhranenia i istorii meditsini. 2019;27(1):14-17 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-1-14-17 For correspondence: Leschenko Ya. A., doctor of medical sciences, professor of the Chair of Ecology and safety of human activities of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education of Higher Education "The Angarsk State Technical University". e-mail: yaleshenko@gmail.com

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 13.04.2016 Accepted 26.04.2018

Эволюция понятия «общественное здоровье» концептуально вписывается в логику общенаучного процесса формирования понятий и понятийного аппарата. М. Н. Руткевич полагает, что с позиций диалектической логики понятия должны быть подвижными, меняющимися по своему содержанию, поскольку отображают изменяющуюся реальность, практическую деятельность по ее изменению [1]. Поэтому диалектика взаимосвязанности явлений крайне важна для оперирования понятиями. Системный подход означает, что каждое понятие, определяемое по связям с другими понятиями, может найти более или менее полное определение только через систему понятий. Это положение особенно важно для научных теорий (дисциплин), которые, помимо понятий общенаучных (например, математических), вырабо-

тали специальную систему понятий в своей области знания.

По сути общественное здоровье — одно из атрибутивных свойств общества, а в причинно-следственном аспекте — и важнейшая функция, и результат общественного развития. Общество со всеми своими атрибутивными признаками — это объект междисциплинарного исследования таких наук, как социальная философия, социология, демография, социальная гигиена, культурология, экономика, политология, история, социальная психология. Поэтому познание фундаментальных закономерностей формирования общественного здоровья может быть успешным лишь при учете достижений вышеперечисленных наук и с позиций междисциплинарного подхода.

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019; 27(1)

DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-1-14-17 15

Здоровье и общество

Во второй половине ХХ в. получила развитие теория сложных и сверхсложных систем. С позиций данной теории общество следует рассматривать как сверхсложную систему, исследование которой требует применения специальной методологии и соответствующего инструментария. Изучение общественного здоровья и здравоохранения, по мнению В. А. Медика и А. М. Осипова [2], сегодня не может обойтись без глубокого анализа взаимосвязи здравоохранения с другими подсистемами общества. В этом случае необходимы и совместные социально-научные концепции, и единый категориальный аппарат, и универсальные методы исследования.

Определение здоровья, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». По сути оно сформулировано как системное понятие, поскольку в нем обозначены три атрибутивных системообразующих признака (аспекта): физический, душевный (психический или духовный), социальный. Именно поэтому, несмотря на критику данного определения с разных сторон, оно сохраняет свою значимость и применимость. Все же определение ВОЗ носит слишком общий, в некотором роде философский характер, что позволяет подвергать его критике и трактовать в каждой области знаний на свой лад. В этом определении социальный аспект здоровья выделен в виде отдельного системообразующего признака, учитывающего ведущую роль социальных факторов в формировании здоровья населения. Говорить о едином или близком по смыслу междисциплинарном понимании душевного и духовного аспектов здоровья весьма затруднительно.

Каким же образом вышеуказанные атрибутивные элементы общественного здоровья рассматриваются и трактуются в разных научных областях?

С позиций медицинских наук (профилактической медицины) общественное здоровье рассматривается как самостоятельная медицинская дисциплина (Общественное здоровье и здравоохранение), которая изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки комплекса лечебно-профилактических мероприятий [3]. В рамках указанной дисциплины принято использовать следующие группы показателей (индикаторов): показатели медико-демографических процессов, показатели заболеваемости, показатели инвалидности, показатели физического развития. Все группы показателей тем или иным образом характеризуют вышеупомянутые атрибутивные признаки общественного здоровья. При этом недостаточно проработаны понятия душевного и духовного здоровья, которые нередко считаются синонимами. На наш взгляд, различие существует, и весьма принципиальное. В отечественной медицине в прошлом широко использовалось понятие «душевное здоровье», которое ассоциировалось с современным понятием «психическое здоровье» (наличие или отсутствие психической патологии), относящимся к

области клинической психиатрии. На это указывает и широко применявшийся одно время к пациентам психиатрических клиник термин «душевнобольной».

Однако в последние десятилетия специалисты в таких областях, как психология, социология, образование, социальная философия, культурология, все более настойчиво указывают на необходимость введения в сферу научных знаний, характеризующих здоровье и благополучие общества, понятий «духовное» («духовно-нравственное»), «психологическое» здоровье, которые во многих случаях также рассматриваются как синонимы.

Согласно современным воззрениям, психологическое здоровье формируют две составляющие — менталитет и духовность. Менталитет — это мировоззрение, в основе которого лежат ценностные ориентации. Духовность — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы и раскрытие человеческой природы в творчестве, религиозности и в бескорыстной помощи окружающим (альтруизм) [4].

Если обобщить наиболее удачные, на наш взгляд, формулировки, то духовное (психологическое) здоровье можно определить как комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Психологическое здоровье характеризует личность человека и находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных сил и способностей [5].

По мнению О. В. Хухлаевой [6], сущностная разница между рассматриваемыми терминами выявляется, во-первых, при описании сфер деятельности и предметов исследования. Так, в психотерапии (психиатрии) это — психическое здоровье, в психологическом консультировании и коррекции — психологическое здоровье. Во-вторых, при рассмотрении объектов наблюдения (воздействия): в психотерапии работа ведется психиатрами с больными людьми, в психологическом консультировании и коррекции психологи работают со здоровыми индивидами, испытывающими трудности разрешения той или иной кризисной ситуации. Поэтому психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи [6].

И. В. Дубровина отмечает, что психологическое здоровье позволяет личности стать самодостаточной, все больше ориентируясь в своем поведении не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры. Оно предполагает интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной

или практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение других, разборчивость в средствах достижения цели [7].

Изложенные выше мнения некоторых авторов, а также опыт собственных исследований дают автору основание утверждать, что понятие общественного здоровья должно быть дополнено еще одним атрибутивным системообразующим признаком, каковым является психологическое (духовное) здоровье. Попытаемся обосновать правомерность и актуальность нашего подхода.

Радикальные изменения жизнеустройства российского общества, произошедшие в последние десятилетия XX в. и в начале XXI в., привели к системному кризису, который оказал неблагоприятное воздействие на качество жизни и состояние здоровья населения. При этом отмечался рост распространенности социально обусловленных и социально зависимых заболеваний и состояний — социопатий, от-клонениий в сексуальном поведении и суицидов [8—10].

Важное значение приобрели факторы окружающей среды и условий жизнедеятельности, связанные с характеристиками психосоциальной и морально-психологической ситуации в обществе: уровень психосоциального стресса, внедрение (навязывание) социокультурной парадигмы, противоречащей традиционным идеалам и ценностям общества [4, 9, 11, 12].

По нашей концепции, учитывающей точку зрения ряда авторов [11—13], действие социально-экономических трансформаций на общественное здоровье происходило опосредованно через погружение общества в состояние психосоциального неблагополучия, складывающегося из психосоциального стресса и нарушений психологического здоровья. При этом воздействию психосоциального стресса в наибольшей степени оказалось подвержено население трудоспособного возраста [9, 11].

Другим фактором стало нарушение психологического здоровья. Негативные изменения в психологическом здоровье произошли вследствие того, что институты социализации в постсоветский период вошли и все еще находятся в состоянии аномии, т. е. состоянии общества, которое характеризуется дезорганизацией социальных норм и институтов, неопределенностью и нестабильностью условий человеческого действия, расхождением между провозглашаемыми обществом целями и доступностью для массы людей законных средств их достижения. Аномия способствует десоциализации личности, потере или деформации жизненных ориентиров. Последующая социально-психологическая напряженность ведет к возрастанию таких иррациональных форм поведения, как негативные аффективные психоэмоциональные проявления (враждебность, агрессивность), нарушения психологического здоровья и формирование аномальных (в том числе асоциальных) типов личности. Десоциализация выражается в раз-

Health and Society

личных формах девиантного, саморазрушительного поведения (курение, алкоголизм, наркомания, ранние и/или беспорядочные половые связи) [8, 9, 14, 15].

Таким образом, важнейшими из детерминант жизнедеятельности российского общества стали факторы психосоциального неблагополучия, негативные факторы социокультурной среды (аномия, десоциа-лизация, возрастание риска социальных девиаций), а главными индикаторами этих факторов — нарушения психологического здоровья, социальные болезни, некоторые социально-демографические индикаторы.

Вышесказанное наглядно подтверждается анализом таких специфических индикаторов психосоциального неблагополучия, как показатели частоты завершенных суицидов (самоубийств) и показатели смертности от насильственных причин (убийств).

Каким образом в обществе формируется социокультурная среда, которая способна губительно влиять на психологическое (духовное) и соматическое здоровье населения? Изменения, происходившие в ходе социально-политического кризиса и распада СССР и в развитии постсоветской России, высветили фундаментальные факторы, закономерности, механизмы и противоречия, роль которых резко возросла на современном этапе. Например, пришло понимание высокой значимости культуры для развития обществ и цивилизаций, обеспечения жизнеспособности (а следовательно, и здоровья) общества.

По мнению С. Валянского, Д. Калюжного [16], культура — это комплекс приемов выживаемости, сложившийся за многие века, обусловленный существующими местным климатом, природными условиями, внешним окружением и другими параметрами. Если под влиянием навязываемой социальной модели, чуждой национальному менталитету и традициям, расшатывается культурное ядро общества, то последовательно деформируется и все прочее.

Одним из наиболее мощных и неявных механизмов поражающего воздействия на массовое сознание и психологическое здоровье является комплекс воздействий, расшатывающих традиционную культуру общества (культурно-цивилизационный код). При этом применяются методы и приемы деструктивного воздействия на массовое сознание, которые представляют собой разные формы консциентальной агрессии. Наиболее успешно изменяют массовое сознание механизмом воздействия на биологические инстинкты человека, например на инстинкт этологической изоляции видов: «полюби своего и возненавидь чужого». В ходе информационно-психологического воздействия с помощью технологий нейролингвистического программирования (главный упор делается на активации инстинктов и манипулировании ими) создается псевдоличность, которая подавляет подлинное «я» и поддается внешнему контролю. При этом воздействие концентрируется не на логической, а на эмоциональной составляющей, отключая критическое мышление.

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019; 27(1)

DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-1-14-17 17

Здоровье и общество

Психологическое здоровье характеризует личность человека. Информационно-психологические воздействия ведут к формированию аномального, например асоциального, типа личности, что и означает нарушение психологического здоровья. Когда численность таких личностей начинает расти и достигает определенного критического порога, становится возможным говорить о нарушении психологического здоровья общества. Психологически нездоровое общество становится неустойчивым, в нем развиваются деструктивные процессы, оно становится беззащитным перед внешними и внутренними угрозами.

Поэтому для общества, рассматриваемого как единый социально-биологический организм, защита и сохранение психологического здоровья и благополучия являются императивом первостепенной важности.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Руткевич М. Н. Общество как система. Социологические очерки. СПб.: Алетейя; 2001.

2. Медик В. А., Осипов А. М. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ. М.: РИОР; ИНФРА-М; 2012.

3. Медик В. А., Юрьев В. К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2014.

4. Вальцев С. В. Советский Союз, который мы потеряли (Серия «Сверхдержава»). М.: Книжный мир; 2012;

5. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей. Вопросы психологии. 2001;(4):91 —106.

6. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие. М.: Академия; 2001.

7. Дубровина И. В. Практическая психология образования. СПб.: ТЦ «Сфера»; 2004.

8. Лещенко Я. А. Здоровье современных подростков и факторы, его определяющие. Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2012;(5):72—6.

9. Лещенко Я. А. Социально-экономические проблемы формирования потенциала воспроизводства населения и медико-демографического развития Сибири (на примере Иркутской области). Бюллетень СО РАМН. 2008;(1):35—42.

10. Яковлева Т. В., Терлецкая Р. Н., Иванова А. Е., Семенова В. Г., Антонова Е. В. Медицинские и социальные проблемы смертности подростков в России. Здравоохранение РФ. 2009;(5):7—10.

11. Величковский Б. Т. Жизнеспособность нации. Взаимосвязь социальных и биологических механизмов в развитии демографического кризиса и изменении состояния здоровья населения России. М.: РАМН; 2012.

12. Римашевская Н. М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России. Вестник Российской академии наук. 2004;74(3):209—18.

13. Казначеев В. П. Выживание населения России. Проблемы «Сфинкса XXI века». Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета; 2002.

14. Лещенко Я. А., Кармадонов О. А. Развитие человеческого потенциала Сибири: проблемы социального воспроизводства ре-

гионального сообщества: монография. Иркутск: Изд-во Оттиск; 2013.

15. Римашевская Н. М., Бреева Е. Б., Шабунова А. А., Барсукова Р. Т. Мониторинг подрастающего поколения: тенденции и особенности развития. Народонаселение. 2007;1(35):4—12.

16. Валянский С., Калюжный Д. Армагеддон завтра: учебник для желающих выжить. М.: АСТ: АСТ МОСКВА; Транзиткнига; 2006.

Поступила 13.04.2016 Принята в печать 26.04.2018

REFERENCES

1. Rutkevich M. N. Society as a system. Sociological Essays [Obschestvo kak sistema. Sotsiologicheskiye ocherki]. Saint-Petersburg: Aletejja; 2001 (in Russian).

2. Medik V. A., Osipov A. M. Public health and health care: medical and sociological analysis [Obschestvennoe zdorove i zdravookhrane-nie: mediko-sotsiologicheskie ocherki]. Moscow: RIOR; INFRA-M; 2012 (in Russian).

3. Medik V. A., Jur'ev V. K. Public health and health care: a textbook. 2nd ed., Rev. and ext. Moscow: GEOTAR-Media; 2014. 608 p. (in Russian).

4. Val'cev S. V. The Soviet Union, which we lost [Sovetskiy Soyuz, koto-ryi my poteryali] («Superpower» Series). Moscow: Knizhnyj mir; 2012 (in Russian).

5. Slobodchikov V. I., Shuvalov A. V. The anthropological approach to the problem of mental health of children [Antropologicheskiy podhod k resheniyu problemy psikhologicheskogo zdorov'ya detey]. Voprosy psihologii. 2001;(4):91—106 (in Russian).

6. Huhlaeva O. V. Fundamentals of psychological counseling and psychological correction [Osnovypsikhologicheskogo konsul'tirovaniya i psikhologicheskoy korrektsii] Proc. allowance. Moscow: Akademija; 200 (in Russian).

7. Dubrovina I. V., ed. Practical psychology of education [Praktich-eskaya psikhologiya obrazovaniya]. Saint-Petersburg: TC «Sfera»; 2004 (in Russian).

8. Leshhenko Ja. A Health of modern teenagers and the factors determining it. Uchjonye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo guman-itarno-pedagogicheskogo universiteta. 2012;(5):72—6 (in Russian).

9. Leshhenko Ja. A. Socio-economic problems of formation of potential reproductive and health and demographic development of Siberia (in the Irkutsk Region). Bjulleten' SO RAMN. 2008;(1):35—42 (in Russian).

10. Jakovleva T. V., Terleckaja R. N., Ivanova A. E., Semenova V. G., An-tonova E. V. Medical and social problems of adolescent mortality in Russia. Zdravoohranenie RF. 2009;(5):7—10 (in Russian).

11. Velichkovskij B. T. The vitality of the nation. The relationship of social and biological mechanisms in the development of the demographic crisis and changes in the health status of the population of Russia. 2nd ed. App. and ext. Moscow: RAMN; 2012 (in Russian).

12. Rimashevskaja N. M. Socio-economic and demographic problems of modern Russia. Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2004;74(3): 209—18 (in Russian).

13. Kaznacheev V. P., ed. Survival of the Russian population. Problems of «Sphinx of the XXI century» [Vyzhivanie naseleniya Rossii. Problemy Sfinksa XXI veka]. 2nd ed., Recycled. and ext. Novosibirsk: Izd-vo Novosib. un-ta; 2002 (in Russian).

14. Leshhenko Ja. A., Lisovcov A. A. Mortality, the conditions of adolescents and youth livelihoods Siberia in 1990—2000. Bjulleten' Vostochno-Sibirskogo nauchnogo centra SO RAMN. 2013;(1):91—6 (in Russian).

15. Rimashevskaja N. M., Breeva E. B., Shabunova A. A., Barsuko-va R. T. Monitoring of the younger generation: trends and patterns of development. Narodonaselenie. 2007;1(35):4—12 (in Russian).

16. Valjanskij S. Kaljuzhnyj D. Armageddon tomorrow: a textbook for those who survive [Armageddon zavtra: uchebnik dlya zhelayush-chikh vyzhit]. Moscow: AST: AST MOSKVA: Tranzitkniga; 2006 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.