Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РИСКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ И РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ'

ФАКТОРЫ РИСКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ И РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
123
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР РИСКА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / RISK FACTORS / PROGNOSIS OF HEALTH DISORDERS / CHILDREN / FOSTER FAMILIES / BEHAVIORAL DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кочерова О.Ю., Антышева Е.Н., Чубаровский В.В., Филькина О.М., Воробьева Е.А.

В ходе исследования выявлены биологические и социально-психологические факторы риска развития «эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте» (F90-98 по МКБ-10), у детей раннего возраста через год воспитания в замещающих семьях. Психологическое обследование приемных матерей проводилось с помощью теста МИНИ-СМИЛ, теста родительского отношения к ребенку (А. Я. Варга, В. В. Столин), опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), тест-опросника «Мотивация выбора приемного ребенка». Статистическая обработка материала осуществлялась с использованием программ MS Exсel XP и Statistica 6.0. Относительный риск различных факторов рассчитывали в программе OpenEpi с определением 95% доверительного интервала. При выявлении факторов риска и составлении прогностической таблицы использовался метод последовательного математического анализа Вальда. Установлено, что наибольшее значение при формировании данной группы нарушений имеют состояние здоровья ребенка при передаче в замещающую семью, мотивы принятия ребенка, личностные характеристики замещающих матерей и особенности воспитания ребенка. Разработан алгоритм прогнозирования данных нарушений здоровья у детей раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях. Выявление детей группы риска формирования данной патологии позволяет осуществлять мультимодальный подход для успешной профилактики и абилитации детей группы риска, включающий медико-психологическое сопровождение, с учетом соматического и психического здоровья ребенка, психологических характеристик замещающих матерей, нарушений в системе мать-дитя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кочерова О.Ю., Антышева Е.Н., Чубаровский В.В., Филькина О.М., Воробьева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The risk factors of development of behavior disorders in children of early age fostered in surrogate families

The study established biological and social psychological risk factors of development of emotional and behavioral disorders, usually onsetting in childhood and adolescence (F90-98) in children of early age in a year of fostering in substitute families. The psychological examination of adoptive mothers was carried out using such methods as MINI-SMIL test, parent attitude to child test (A. Ya. Varga, V. V. Stolin), “Family Relationship Analysis” questionnaire, motivation of adopting child choice test. The statistical processing of research data was carried out using MS Excel XP and Statistica 6.0. The relative risk of various factors was rated using software OpenEpi with 95% confidence interval. The Wald's technique of sequential mathematical analysis was used to identify risk factors and to compile predictive tables. It is established that the most important value in formation of this group of disorders is attributed to health of child while transferring to substitute family, motives of adopting child, personal characteristics of substitute mothers and characteristics of child fostering. The algorithm of predicting health disorders in children of early age fostering in substitute families is developed. The identification of children at risk of developing this pathology permits to apply multi-modal approach to successful prevention and habilitation of children at risk, including medical psychological support, considering physical and mental health of child, psychological characteristics of substitute mothers and abnormalities in mother-child system.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РИСКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ И РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ»

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2019; 27(5) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-5-827-830

Health and Society

© Коллектив авторов,2019 УДК 614.2

Кочерова О. Ю.1, Антышева Е. Н.1, Чубаровский В. В.2, Филькина О. М.1, Воробьева Е. А.1,

Долотова Н. В.1

ФАКТОРЫ РИСКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ И РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ

В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

'ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В. Н. Городкова» Минздрава России, 153045, г. Иваново; 2ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г. Москва

В ходе исследования выявлены биологические и социально-психологические факторы риска развития «эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте» (F90—98 по МКБ-10), у детей раннего возраста через год воспитания в замещающих семьях. Психологическое обследование приемных матерей проводилось с помощью теста МИНИ-СМИЛ, теста родительского отношения к ребенку (А. Я. Варга, В. В. Столин), опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), тест-опросника «Мотивация выбора приемного ребенка». Статистическая обработка материала осуществлялась с использованием программ MS Ехсе1 XP и Statistica 6.0. Относительный риск различных факторов рассчитывали в программе OpenEpi с определением 95% доверительного интервала. При выявлении факторов риска и составлении прогностической таблицы использовался метод последовательного математического анализа Вальда. Установлено, что наибольшее значение при формировании данной группы нарушений имеют состояние здоровья ребенка при передаче в замещающую семью, мотивы принятия ребенка, личностные характеристики замещающих матерей и особенности воспитания ребенка. Разработан алгоритм прогнозирования данных нарушений здоровья у детей раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях. Выявление детей группы риска формирования данной патологии позволяет осуществлять мультимодальный подход для успешной профилактики и абилитации детей группы риска, включающий медико-психологическое сопровождение, с учетом соматического и психического здоровья ребенка, психологических характеристик замещающих матерей, нарушений в системе мать—дитя.

Ключевые слова: фактор риска; прогнозирование нарушений здоровья; дети; приемная семья; поведенческие расстройства.

Для цитирования: Кочерова А. Ю., Антышева Е. Н., Чубаровский В. В., Филькина О. М., Воробьева Е. А., Долотова Н. В. Факторы риска и прогнозирование эмоциональных расстройств поведения у детей раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(5):827—830. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-5-827-830

Для корреспонденции: Кочерова Ольга Юрьевна, д-р мед. наук, ведущий научный сотрудник отдела охраны здоровья детей ФГБУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В. Н. Городкова» Минздрава России, е-mail ivniideti@mail.ru

Kocherova O. In.1, Antysheva E. N.1, Chubarovskii V. V.2, Filkina O. M.1, Vorobeva E. A.1, Dolotova N. V.1 THE RISK FACTORS OF DEVELOPMENT OF BEHAVIOR DISORDERS IN CHILDREN OF EARLY AGE

FOSTERED IN SURROGATE FAMILIES

1The Federal State Budget Institution "The V. N. Gorodkov Research Institute of Maternity and Childhood" of

Minzdrav of Russia, 153045, Ivanovo, Russia;

2The Federal State Autonomous Institution "The National R&D Production Center of Health of Children" of Minzdrav

of Russia, 119991, Moscow, Russia

The study established biological and social psychological risk factors of development of emotional and behavioral disorders, usually onsetting in childhood and adolescence (F90—98) in children of early age in a year of fostering in substitute families. The psychological examination of adoptive mothers was carried out using such methods as MINI-SMIL test, parent attitude to child test (A. Ya. Varga, V. V. Stolin), "Family Relationship Analysis" questionnaire, motivation of adopting child choice test. The statistical processing of research data was carried out using MS Excel XP and Statistica 6.0. The relative risk of various factors was rated using software OpenEpi with 95% confidence interval. The Wald's technique of sequential mathematical analysis was used to identify risk factors and to compile predictive tables. It is established that the most important value in formation of this group of disorders is attributed to health of child while transferring to substitute family, motives of adopting child, personal characteristics of substitute mothers and characteristics of child fostering. The algorithm of predicting health disorders in children of early age fostering in substitute families is developed. The identification of children at risk of developing this pathology permits to apply multi-modal approach to successful prevention and habilitation of children at risk, including medical psychological support, considering physical and mental health of child, psychological characteristics of substitute mothers and abnormalities in mother-child system.

Keywords: risk factors, prognosis of health disorders, children, foster families, behavioral disorders

For citation: Kocherova O.Iu., Antysheva E. N., Chubarovskii V. V., Filkina O. M., Vorobeva E. A., Dolotova N. V. The risk factors of development of behavior disorders in children of early age fostered in surrogate families. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2019;27(5):827—830 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-5-827-830

For correspondence: Kocherova O.Iu., doctor of medical sciences, the leading researcher of the Department of Protection of Children Health of the Federal State Budget Institution "The V. N. Gorodkov Research Institute of Maternity and Childhood". e-mail: ivniideti@mail.ru

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 08.04.2017 Accepted 21.12.2017

Здоровье и общество

По данным официальной статистики, в России насчитывается около 1 млн детей и подростков, страдающих психическими и наркологическими заболеваниями, что составляет 2,5—3,5% детского и подросткового населения [1, 2]. В структуре психических расстройств у детей большую долю составляют поведенческие синдромы (54,3%), психические расстройства органического генеза (20,6%) и умственная отсталость (16,4%) [3]. Особого внимания среди детского населения заслуживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (ОБПР) , так как они имеют более низкие показатели соматического и психического здоровья по сравнению со сверстниками, воспитывающимися в семьях. По данным диспансеризации детей, оставшихся без попечения родителей, проведенной в Ивановской области в 2016 г., первое место в структуре общей патологии занимают психические расстройства и расстройства поведения [4].

Низкий стартовый потенциал соматического и психического здоровья детей-сирот, обусловленный негативным влиянием биологических и социально-психологических факторов, может привести к затруднению адаптации в новой микросоциальной среде при передаче в замещающие семьи (ЗС) и стать причиной возврата в институциональное учреждение [4—7]. В 2015 г. увеличилось число возвратов детей из ЗС в учреждения для детей-сирот по инициативе замещающих родителей. Ведущими причинами возврата явились неудовлетворительное состояние здоровья приемного родителя или ребенка и отсутствие взаимопонимания между ними [8]. Выявление факторов риска и профилактика реализации риска развития эмоциональных расстройств и расстройств поведения способствуют успешной адаптации ребенка в замещающей семье и дальнейшей его социализации [9—11].

Цель исследования — выявить факторы риска и разработать алгоритм прогнозирования «эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте» ^90—98) у детей раннего возраста через год воспитания в ЗС.

Материалы и методы

Методом сплошной выборки обследованы 65 детей (29 мальчиков и 36 девочек) раннего возраста, в течение 1 года воспитывавшихся в ЗС. Не подлежали обследованию дети с тяжелой соматической и неврологической патологией. Дети были разделены на две группы: в 1-ю группу вошли 36 детей с эмоциональными расстройствами и расстройствами поведения, начинающимися обычно в детском и подростковом возрасте ^90—98), во 2-ю группу — 29 детей, не имеющих данных расстройств.

Сбор данных биологического, социального анамнеза осуществлялся путем выкопировки данных из историй развития ребенка (ф. № 112—1/у), анкетирования и интервьюирования замещающих родителей. Психологическое обследование приемных матерей проводилось с помощью методик: теста МИНИ-

СМИЛ [12], теста родительского отношения к ребенку (А. Я. Варга, В. В. Столин) [13], опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) [14], тест-опросника «Мотивация выбора приемного ребенка» [15].

Статистическая обработка материала осуществлялась с использованием программ М8 Ехсе1 ХР и Statistica 6.0. Относительный риск (ОР) различных факторов рассчитывался в программе OpenEpi с определением 95% доверительного интервала (ДИ).

Для составления прогностической таблицы использовался метод последовательного математического анализа Вальда. После доказательства достоверности различия в частоте встречаемости изучаемого фактора в группах детей с эмоциональными расстройствами и расстройствами поведения и без таковых вычислялись прогностические коэффициенты (ПК) для каждой градации фактора. ПК рассчитывали по формуле:

ПК=10 ^ (Р1/Р2) при наличии фактора, ПК=10 ^ (1 - Р1/1 - Р2) при отсутствии фактора,

где Р1 и Р2 — частота встречаемости фактора в сравниваемых группах. Положительный знак полученной величины свидетельствовал о неблагоприятном прогнозе.

Результаты исследования

При обследовании детей раннего возраста через 1 год воспитания в ЗС эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте ^90—98), выявлены у 55,39%. Они были представлены гиперкинетическим расстройством поведения ^90,1; 13,85%), расстройством поведения, ограниченным рамками семьи ^91,0; 1,54%), другими смешанными расстройствами поведения и эмоций ^92,8; 18,46%), тревожным расстройством у детей, вызванным разлукой ^93.0; 12,31%), социальным тревожным расстройством в детском возрасте ^93,2; 9,23%) и расстройствами привязанностей реактивного и расторможенного типов ^94,1 и F94,2; 6,15%); у 6,15% детей отмечалось сочетание двух нарушений, принадлежащих к данной группе расстройств.

На основании анализа данных клинического обследования детей при передаче в ЗС, социального и биологического анамнеза, психологических характеристик замещающих матерей нами выявлены прогностически значимые факторы риска формирования эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте ^90—98), у детей раннего возраста через 1 год воспитания в ЗС.

Установлено, что прогностически значимыми биологическими факторами риска развития данной группы расстройств являются атопический дерматит (ОР 2,88; 95% ДИ 1,37—5,84), рахит (ОР 1,98; 95% ДИ 1,35—2,92), низкая длина тела (ОР 1,82; 95% ДИ 1,14—2,99), перинатальные поражения центральной нервной системы (гипертензионный синдром) в нео-натальном периоде (ОР 1,81; 95% ДИ 1,06—3,10),

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2019; 27(5) 829 DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-5-827-830

расстройство адаптации с преобладанием нарушений других эмоций (F 43,23; ОР 1,72; 95% ДИ 1,03— 2,87), IV—V группа нервно-психического развития (ОР 1,71; 95% ДИ 1,05—2,81).

Социальными и психологическими факторами риска являются эмоциональная незрелость замещающей матери (ОР 3,55; 95% ДИ 1,83—6,91), негармоничные ведущие мотивационные комплексы принятия ребенка в ЗС (ОР 3,3; 95% ДИ 1,18—9,26), минимальность санкций к ребенку (ОР 1,94; 95% ДИ 1,32—2,84), лишение биологических родителей ребенка родительских прав (ОР 1,83; 95% ДИ 1,13— 2,94), чрезмерность требований-обязанностей (ОР 1,81; 95% ДИ 1,27—2,57), амбициозность замещающей матери (ОР 1,80; 95% ДИ 1,23—2,62), игнорирование ею потребностей ребенка (ОР 1,78; 95% ДИ 1,25—2,52), неполная ЗС (ОР 1,75; 95% ДИ 1,17— 2,63), недостаточное время, проводимое замещающей матерью с ребенком (до 3 ч в день) (ОР 1,75; 95% ДИ 1,17—2,62), значительная психологическая дистанция с ним (ОР 1,66; 95% ДИ 1,12—2,46), стремление подчеркнуть решительность, мужественность характера у приемной матери (ОР 1,63; 95% ДИ 1,08—2,47), возраст оставления ребенка без попечения родителей старше 1 года (ОР 1,61; 95% ДИ 1,08— 2,40), возраст передачи его в ЗС старше 2 лет (ОР 1,6; 95% ДИ 1,07—2,37).

Таким образом, наибольшее значение при формировании эмоциональных расстройств и расстройств поведения у детей раннего возраста, воспитывающихся в ЗС, имеют биологические и психологические факторы риска: состояние здоровья ребенка при передаче в ЗС, мотивы принятия ребенка в ЗС, личностные особенности замещающих матерей и особенности воспитания ребенка.

Для прогнозирования этих расстройств нами определены ПК.

Состояние здоровья ребенка при передаче в ЗС:

• ППЦНС (гипертензионный синдром) — да +2,58, нет -3,08;

• атопический дерматит — да +3,5, нет -5,07;

• рахит — да +8,73, нет -1,19;

• осложненное течение ОРВИ — да +1,93, нет -5,23;

• низкая длина тела ребенка — да +2,86, нет -2,94;

• IV—V группа НПР — да +2,45, нет -2,7;

• расстройство адаптации с преобладанием нарушения эмоций (F43.23) — да +2,25, нет -2,83;

• Iii—V группа здоровья — да +1,1, нет -4,46.

Социальные факторы:

• лишение биологических родителей ребенка родительских прав — да +3,14, нет -2,81;

• отказ биологической матери от ребенка в родильном доме — да -3,67, нет +2,07;

• ребенок остался без попечения родителей в возрасте до 1 года — да -1,52, нет +3,83;

• возраст ребенка при передаче в ЗС старше 2 лет — да +4,18, нет -1,30; до 6 мес — да -4,36, нет +1,44;

Health and Society

• время, проводимое приемной матерью с ребенком, более 6 ч в день — да -4,36, нет +1,35; менее 3 ч в день — да +4,38, нет -1,95;

• неполная замещающая семья (да +1,31, нет -0,59).

Психологические факторы:

• эмоциональная незрелость приемной матери — да +5,9, нет -6,11;

• амбициозность — да +5,75, нет -1,66;

• решительность и мужественность, трудности межличностного общения — да +5,58, нет -1,774;

• чрезмерность требований-обязанностей — да +13,47, нет -1,05;

• недостаточность требований-запретов — да -6,58, нет +1,79;

• минимальность санкций — да +6,33, нет -2,08;

• игнорирование потребностей ребенка — да +8,09, нет -0,944;

• авторитарный стиль воспитания — да -5,71, нет +1,24;

• симбиотическое отношение приемной матери к ребенку — да -5,71, нет +1,24;

• значительная психологическая дистанция с ребенком — да +4,50, нет -1,49;

• негармоничные ведущие мотивационные комплексы принятия ребенка в ЗС — да +1,94, нет -6,96.

При передаче ребенка раннего возраста в ЗС психолог центра сопровождения ЗС проводит тестирование приемной матери с помощью тестов МИНИ-СМИЛ, А. Я. Варга, В. В. Столина, «Анализ семейных взаимоотношений», «Мотивация выбора приемного ребенка» с целью выявления психологических факторов риска развития эмоциональных расстройств и расстройств поведения (F90—98). Педиатр определяет наличие или отсутствие социальных и биологических факторов риска путем выкопировки данных из истории развития ребенка, выписки из родильного дома, дома ребенка, суммирует значения ПК выявленных у ребенка факторов риска.

По величине суммы ПК определяется прогноз. Если сумма ПК равна или более +13 баллов — прогноз неблагоприятный, прогнозируют у ребенка через год воспитания в ЗС формирование эмоциональных расстройств и расстройств поведения (F90—98) по сумме ПК во 2-м столбце. Если сумма ПК равна и менее -13 баллов — прогноз благоприятный, прогнозируют отсутствие формирования данных нарушений психического здоровья. Если сумма ПК в интервале от +12 до -12 баллов, то прогноз неопределенный, недостаточно данных для принятия решения о прогнозе (группа внимания).

Детей с неблагоприятным прогнозом педиатр включает в группу риска по развитию эмоциональных расстройств и расстройств поведения (F90—98), проводит профилактику и лечение сопутствующей соматической патологии, назначает консультацию психиатра и психотерапевта психоневрологического диспансера. Психолог центра сопровождения ЗС или центра здоровья проводит психокоррекцион-

Здоровье и общество

ную работу с ЗС по предупреждению эмоциональных расстройств и расстройств поведения у ребенка.

Заключение

В ходе исследования выявлены биологические и социально-психологические факторы риска формирования «эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте» ^90—98 по МКБ-10) у детей раннего возраста через 1 год воспитания в ЗС. Наибольшее значение в развитии данной группы нарушений здоровья имеют биологические и психологические факторы риска: состояние здоровья ребенка при передаче в ЗС, мотивы его принятия в ЗС, личностные особенности приемных матерей и воспитание ребенка. Определены прогностические коэффициенты, позволяющие своевременно выявлять детей группы риска формирования данной патологии и осуществлять мультимодальный подход для успешной профилактики и абилитации детей группы риска, включающий медико-психологическое сопровождение с учетом соматического и психического здоровья ребенка, психологических характеристик замещающих матерей, нарушений в системе мать—дитя.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Иванова А. А., Терлецкая Р. Н., Косова С. А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2012;(6):4—9.

2. Макушкин Е. В., Байбарина Е. Н., Чумакова О. В., Демчева Н. К. Основополагающие задачи и проблемы охраны психического здоровья детей в России. Психиатрия. 2015;4(68):5—11.

3. Менделевич В. Д. Заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения детского населения Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения. 2009;3(11):7.

4. Кочерова О. Ю., Филькина О. М., Антышева Е. Н. Особенности заболеваемости и физического развития детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в разных социальных условиях. Вестник Ивановской медицинской академии. 2016;(2):16—9.

5. Кочерова О. Ю., Филькина О. М., Долотова Н. В., Малышки-на А. И., Антышева Е. Н. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей инвалидов. Вестник Российской академии медицинских наук. 2014;69(5—6):98—101.

6. Сахарова Е. С., Кешишян Е. С., Алямовская Г. А. Неврологические исходы у недоношенных детей к трехлетнему возрасту (наблюдавшиеся в специализированном центре). Медицинский совет. Педиатрия. 2015;(1):50—3.

7. Чубаровский В. В., Антышева Е. Н., Кочерова О. Ю., Филькина О. М. Распространенность, структура и динамика психических расстройств и расстройств поведения у детей раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях. Здоровье населения и среда обитания. 2017;292(7):37—40.

8. Морозова И. С., Белогай К. Н., Отт Т. О. Особенности детско-родительких отношений в приемных семьях. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014;59(3):146—51.

9. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Лазуренко С. Б., Ильин А. Г., Яцык Г. В., Конова С. Р., Павлова Н. Н., Баринов М. П. Оценка риска возникновения у новорожденных и младенцев нарушений нервно-психического развития: методические рекомендации для педиатров. М.: ПедиатрЪ; 2016.

10. Ступак В. С., Подворная Е. В., Филькина О. М., Пыхтина Л. А. Результаты исследования социально-биологических факторов

риска развития перинатальной патологии у детей первых трех лет жизни. Якутский медицинский журнал. 2013;(4):41—4.

11. Филькина О. М., Пыхтина Л. А., Воробьева Е. А., Кочерова О. Ю., Долотова Н. В., Шанина Т. Г. Факторы риска отклонений физического развития у детей раннего возраста с перинатальными поражениями центральной нервной системы. Лечение и профилактика. 2015;1(13):16—9.

12. Собчик Л. Н. МИНИ-СМИЛ экспресс-диагностика состояния. М.; 2002.

13. Карелин А. А. (ред.). Психологические тесты. М.; 2001. Т. 2.

14. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер; 2001.

15. Палиева Н. А., Савченко В. В., Соломатина Г. Н. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью. Общество. Среда. Развитие. 2011;(1):132—7.

Поступила 08.04.2017 Принята в печать 21.12.2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Baranov A. A., Al'bickij V. Ju., Ivanova A. A., Terleckaja R. N., Koso-va S. A. Tendencies of morbidity and health of the children of the Russian Federation. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2012;(6):4—9 (in Russian).

2. Makushkin E. V., Bajbarina E. N., Chumakova O. V., Demcheva N. K. Fundamental tasks and problems of child mental health in Russia. Psihiatrija. 2015;68(4):5—11 (in Russian).

3. Mendelevich V. D. The incidence of mental disorders and behavioral disorders in the child population of the Russian Federation. So-cialnye aspekty zdorovja naselenija. 2009;3(11):7 (in Russian).

4. Kocherova O. Ju., Fil'kina O. M., Antysheva E. N. Features of morbidity and physical development of children left without parental care and brought up in different social conditions. Vestnik Ivanovskoj medicinskoj akademii. 2016;(2):16—9 (in Russian).

5. Kocherova O. Ju., Fil'kina O. M., Dolotova N. V., Malyshkina A. I., Antysheva E. N. Psychological features of mothers raising disabled children. Vestnik Rossijskoj akademii medicinskih nauk. 2014;69(5— 6):98—101 (in Russian).

6. Saharova E. S., Keshishjan E. S., Aljamovskaja G. A. Neurological outcomes in premature infants by the age of three (observed in a specialized center). Medicinskij sovet. Pediatrija. 2015;(1):50—3 (in Russian).

7. Chubarovskij V. V., Antysheva E. N., Kocherova O. Ju., Fil'kina O. M . The prevalence, structure and dynamics of mental disorders and behavioral disorders in children of early age who are brought up in substitute families. Zdorov'e naselenija i sreda obitanija. 2017;7(292):37—40 (in Russian).

8. Morozova I. S., Belogaj K. N., Ott T. O. Peculiarities of child-parent relations in foster families. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014;3(59):146—51 (in Russian).

9. Baranov A. A., Namazova-Baranova L. S., Lazurenko S. B., Il'in A. G., Jacyk G. V., Konova S. R., Pavlova N. N., Barinov M. P. Assessment of the risk of neurodevelopmental disorders in newborns and infants: guidelines for pediatricians [Ocenka riska vozniknovenija u no-vorozhdennyh i mladencev narushenij nervno-psihicheskogo razvitija: metodicheskie rekomendacii dlja pediatrov]. Moscow: Pediatr; 2016 (in Russian).

10. Stupak V. S., Podvornaja E. V., Fil'kina O. M., Pyhtina L. A. Results of the study of socio-biological risk factors for the development of perinatal pathology in children of the first three years of life. Jakutskij medicinskij zhurnal. 2013;(4):41—4 (in Russian).

11. Fil'kina O. M., Pyhtina L. A., Vorob'eva E. A., Kocherova O. Ju., Dolotova N. V., Shanina T. G. Risk Factors of Deviations of Physical Development in Children of Early Age with Perinatal Lesions of the Central Nervous System. Lechenie i profilaktika. 2015;1(13):16—9 (in Russian).

12. Sobchik L. N. MINI-SMIL express diagnosis of the condition [MINI-SMIL jekspress-diagnostika sostojanija]. Moscow; 2002 (in Russian).

13. Karelin A. A. (ed.). Psychological tests [Psihologicheskie testy]. Moscow; 2001; Vol. 2: 144—52 (in Russian).

14. Jejdemiller Je. G., Justickis V. V. Psychology and psychotherapy of the family [Psihologija i psihoterapija sem'i]. St-Petersberg: Piter; 2001 (in Russian).

15. Palieva N. A., Savchenko V. V., Solomatina G. N. Motivation for the adoption of a child in a substitute family. Obshhestvo. Sreda. Razvitie. 2011;(1):132—7 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.