М.Дадабаееа
К ВОПРОСУ ОБ ЭТНОНИМАХ И ЭТНОТОПОНИМАХ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА
Ключевые слова: топонимы, этнотопонимы, арабские топонимы, монгольские топонимы, тюркские топонимы
Согдийская область занимает северную территорию Республики Таджикистан, куда по историческим данным входят города Худжанд, Ура-Тюбе (ныне Истаравшан), Пенджикент, Канибадам, Исфара, их районы и восточная часть Верхнего Зеравшана (Матча, Фальгар и Ягноб). Пенджикент включает в себя Офтобрую, Кштут, Магиян и Фан.
Население Северного Таджикистана составляли в основном таджики и различные тюркоязычные народы.
При характеристике этнического состава населения исходными служат сообщения Захириддина Бабура. По его данным, в XV веке население состояло из таджиков и тюрков.
Известно, что топонимы возникали в определённые исторические эпохи, менялись во времени по форме, а часто и по содержанию, распространялись в зависимости от конкретных исторических событий - миграции населения, войн, культурного экономического и языкового общения.
Л.С.Толстова отмечает, что народы Средней Азии (ныне Центральной Азии) имеют много общего в путях своего формирования в этноисторическом развитии. В длительном процессе этногенеза народов данного региона последовательно принимали участие компоненты, принадлежавшие к различным языковым семьям.
Ещё в период первобытнообщинного строя здесь были распространены языки индоевропейской семьи.
Во втором тысячелетии до нашей эры в Средней Азии распространяются языки иранской группы, восточноиранской подгруппы, к которым относились и языки таких народов древности, как саки, массагеты, хорезмийцы, согдийцы, бактрийцы и другие (7).
К иранской же группе относился язык сарматов, соседствовавших с сако-массагетскими племенами на северо-западе, а также принявших известное участие в формировании народов Средней Азии. Уже с первых веков нашей эры на территорию Средней Азии начинают проникать тюркоязычные народы: гунны, тюрки, карлуки, уйгуры, чигили, ягма, кыпчаки и многие другие тюркоязычные народы и тюркизируют всё большую часть её населения (15, 7).
Последним составным слагаемым в этногенезе наиболее крупного народа Средней Азии - узбеков явились дашти-кипчакские узбеки. Все эти разновременные и разноязычные народы, принимавшие то или иное участие в этногенезе народов Средней Азии, в том числе и исследуемого региона, оставили свои следы в её исторической топонимии.
Если далёкий период господства в Средней Азии доиндоев-ропейских языков оставил в её ономастике следы в виде отдельных топонимов и этнообразующих формантов, то значительно больше следов в ономастике осталось от длительного периода повсеместного распространения здесь древних восточно-иранских языков.
Л.С.Толстова отмечает, что особого рассмотрения заслуживает круг вопросов, связанных с топонимом и этнонимом митан. восходящим к лексическому составу некогда широко распространённых в Средней Азии восточноиранских языков. «Компонент тйсап/тйтап..., как известно, восходит к древнеперсидскому таё - v ana «жильё», «обитель», парфянское maehan. согдийское - muón (давшему в новоперсидском mehan -«Родина»)» (15, 12).
На основании письменных источников можно полагать, что «появление этого компонента в топонимике Средней Азии относится к парфянскому времени. Особенно широко он отмечен
в топонимике Мервского и Бухарского оазисов и Хорезма», - пишет О.И. Смирнова (14, 176).
Об этом топониме (или составном компоненте топонимов) писали и другие исследователи. Например, Танышпаев М. в «Материалах к истории киргизо-казахского народа» (19).
Многие исследователи считают, что происхождение наименований с компонентом Митан связано с согдийским языком.
Наршахи приводит несколько вариантов так называемой народной этимологии относительно топонима Ромитан. Он объясняет, что у Афрасиаба была дочь. Её мучили сильные головные боли. После приезда в Ромитан у неё прекратились боли благодаря целебному климату. Она назвала эту местность «Ороми тан» - «дающее наслаждение телу», «целебная».
На самом деле, название Ромитан связано с этнонимом митан или с согдийской лексемой митан в значении «обиталище, крепость, родина».
В верховьях реки Зеравшан имеется таджикское селение Урметан. Учёные считают, что это название означает «широкое, большое жилище» (4).
Следует отметить, что в ряде своих статей Л.С.Толстова пишет, что «Митан» является одним из древнейших родо-племенных названий каракалпаков и узбеков. Она высказывает предположение, что этот термин очень древнего происхождения, восходит к тем далёким временам первобытнообщинного строя, когда в сознании человека было нерасчленимым понятие «место поселения, стойбище» и «люди - жители этого стойбища» (15, 19).
Встречаются топонимы с этнонимом араб. Во всех регионах области распространены названия, в составе которых имеется этноним араб.
Так в городе Худжанде есть два квартала Арабон (букв. Арабы). Один из них находился на юго-восточной, другой - на юго-западной окраине города. Но его жители не считают себя арабами. Старожилы объясняют это название тем, что здесь когда-то жила семья арабов, которая и дала название кварталу.
В Канибадаме арабы населяли пять кварталов: Арабхона (букв, дом арабов), Арабони боло (верхние арабы), Арабони поён (нижние арабы), Араб-махалла (квартал арабов), Арабон (арабы), Калъачаи арабон (квартал).
В Истаравшане есть кишлак Калъаи араб (Крепость араба), маленький кишлачок Калъачаи араб (крепостца араба), родник Араб булок (родник араба). На северной окраине Исфаринского района расположен кишлак Калъаи араб (Крепость араба) и Араб кишлак (Кишлак араба).
Также, как и в других городах, наименьшей ячейкой городской структуры Пенджикента являются кварталы-гузары. Один из этих кварталов назывался Арабон (Арабы), возможно, тоже в указанном квартале проживали арабы.
Несмотря на то, что в период завоевания и господства арабов на исследуемой территории шла острая политическая борьба и различного рода общественные этногенетические процессы, тем не менее в лингвистическом отношении таджикский язык продолжал сохранять свою самостоятельность. Арабское завоевание не внесло существенного изменения в топонимию исследуемого региона. Однако здесь появились новые наименования, которые приведены выше.
Следами той эпохи являются, как уже отмечалось, такие топонимы как Арабон («арабы»), Арабхона («дом арабов»), Араб кишлок, Калъачаи Араб («крепостца араба»), Араб булок («родник араба») и другие. Однако же жители, которые заселились в тех регионах, тоже не считают себя арабами. Они не сохранили ни своего языка, ни этнических черт, ни своей культуры.
Монгольская топонимия в связи с известными историческими событиями достаточно чётко представлена во многих странах. Она легко обнаруживается в Казахстане, Средней Азии, Сибири, Азербайджане, Поволжье, Среднем Востоке. Не является исключением и исследуемая нами территория. В структурно-семантическом плане монгольские топонимы имеют много общего с тюркскими. Иногда они образуются из народных географических терминов типа: Чакар, Аймак, Уруг, Айри, Долон, Дабан, Ям и другие.
Монголы появились здесь в XIII веке. Монгольские топонимы, в ряде случаев, заменив старые, сохранились по сей день.
Аймак - монгольское слово («род», «племя»), В настоящее время это слово - основная административная единица в Монголии.
В кишлаке Увок Ура-Тюбинскош района были обнаружены жилые кварталы-гузар (проход) Уруг (тоже «род») и Аймак. Например, в Афганистане проживают хазара (или хазарейцы) - потомки монгольских завоевателей. Одна их часть кочует в центральном Афганистане, вторая часть - на запаце страны, где они вместе с другими кочевниками объединились в Аймак или чор-аймак (четыре аймака), где «чор» - таджикское слово «четыре». Хазара забыли монгольский язык и уже несколько столетий говорят на таджикском языке. Но некоторые исследователи отметили в лексике хазара немало сохранившихся монгольских слов.
В Аштском районе Согдийской области имеется большое селение Ашоба. Оно образовалось у подножия пика Бобои об (бобо
- «дед», об - «вода»), у входа в горное ущелье. По словам информаторов первопоселенцами селения были тюрки группы каракитайев, карлуков. Они были кочевниками и охотниками.
Проводя сравнительный анализ топонима Ашоба с топонимами, приведёнными в статье В. Минорского, приходим к выводу, что топоним Ашоба сохранил в себе элемент монгольского происхождения «обо». Это монгольская лексема, выступающая весьма продуктивно в топонимах: овоо, обо - «куча камней на перевалах или вершинах гор, курган, указатель дорог».
Приводится ряд примеров и в словаре В.И.Савиной «Словарь географических терминов и других слов, формирующих топонимию Ирана». В нём оба - «войлочная кибитка кочующего племени, шатёр; племя; семья кочевников, кочевье; деревня; хутор; каменная пастушья хижина, временная кочевая община у курдов».
Примеры, имеющие лексему «оба»: Акчаоба, Обабулагы, Узуноба, Илиатоба и другие.
В. Минорский приводит пример: село Хабату или Обату, т.е. имеющие «оба».
На наш взгляд, Ашоба из того же ряда. Название отражает особенности географического положения селения.
Следует отметить также, что термин ашаги (монг.) означает "горы с впадинами, выветривающаяся горная порода, ноздревая поверхность скалы, каверна" (8, 131).
В словаре В.И.Савиной (1971) слово ашагы - нижний. На наш взгляд, место, где расположено селение Ошоба (Ашоба) соответствует природе этих мест. Ашоба расположена у подножия пика Бобои об, у входа в горное ущелье. Территория Ашобы неровная, северо-западную часть составляют покатости Кураминского хребта. На наш взгляд, отсюда и название Ош -сокращённое от ошги и ошагы, -оба (-обо) - куча камней на перевалах, курган или кочевие, деревня, что означает нижнее кочевье, нижнее селение, каменная пастушья хижина". Таким образом, думается, что топоним Ошоба (Ашоба) монгольского происхождения.
В Аштском районе есть и городок Шайдан. По преданию, он был основан более 600 лет тому назад. Предание гласит, что здесь были похоронены шахиды-мученики, погибшие за веру, отсюда и наименование Шайдан, т.е. Шахидон.
Однако, проводя сравнительный анализ этого топонима, мы пришли к выводу, что данный термин монгольского происхождения.
В Центральной Азии имеется большая солончаковая пустыня Цайдам. Село Цайдам есть в Бурятии на берегу Гусиного озера. Село Цайдэму находится во внутренней Монголии, в бассейне Силяохэ. Озеро Бага-Цайдам - Малый Цайдам и Цайдамын-Нур - озеро Цайдама в Центральной пустыне. В Монголии есть солёное озеро Цайдам. Цайдамин-Барун-Унур - потухший вулкан в Даригенге в восточной Монголии, что в переводе означает «Западная (правая) высота (гора) Цайдама». (8, 168)
Всё это убеждает нас в том, что топоним Шайдан монгольского происхождения.
По топонимическому ареалу видно, что все названия с «Цайдам» приурочены к монгольским областям Центральной Азии.
В монгольских языках Цайдам - «солончак, мелкое солёное озеро, засолённая впадина». Это монгольское слово, возможно, заимствовано из тибетского языка, где слово Цай - дом, соответствует словам «соль, + грязь», т.д. солёная грязь, выражаясь географически, «топкий солончак».
На этом примере видно, что нарицательный географический термин вошёл в географическую номенклатуру в виде собственного названия, точно отображающего особенности пустыни.
Э.М.Мурзаев в своих доводах опирается на описания топонима Цайдам, сделанного известным путешественником Н.М.Пржевальским:
«Вся эта страна состоит из двух довольно резко между собой различающихся частей: южной - к которой, собственно, и приурочено монгольское название Цайдам - несомненно, бывший недавно дном большого обширного озера, а потому более низкой, совершенно ровной, изобилующей ключевыми болотами, почти сплошь покрытой солончаками, и северной - более возвышенной из местностей гористых глинистых, галечных и частью солончаковых пространств, избороженных невысокими горами.»
Описания Э.М.Мурзаева и Н.М.Пржевальского соответствуют и географическому расположению и природным условиям Аштского района.
Аштский район (до декабря 1967 года Шайдан) расположен на юго-восточном склоне Кураминского хребта.
Территория очень неровная. Северо-западную часть района составляют покатости Кураминского хребта, а юго-восточную -равнины Ферганской долины. Растительность в степной части довольно скудная. Почва солончаковая, местами солёная. Большая часть района представляет собой маловодную пустынную равнину, плавно понижающуюся на восток к долине реки Сыр-Дарьи. С севера и с запада равнина ограничена отрогами Кураминского хребта. Здесь расположено известное лечебное озеро Аксукон. Оно занимает впадину длиной около восьми и шириной два километра. В середине лета воды в озере совсем не остаётся, и осадки, высыхая, покрываются толстой солёной коркой. Отсюда и название Аксукон
(узб. ак - «белый», су - «вода», кон - «рудник»). Здесь образовывается целебная грязь. Не отсюда ли название Шайдан, что соответствует монгольскому Цайдам? Ведь описание Шайдана и Цайдама точно отражает особенности указанных регионов.
Известно, что фонематический состав звуков в разных языках различен.
Так, в таджикском языке отсутствует звук «ц». Возможно, поэтому «Цайдам» в произношении местного говора зазвучал как Шайдан. Что касается перехода «м» в «н», то в топонимии это обычное явление. Не исключено, что географическое название Шайдан осталось со времён монгольского нашествия. Природе этих мест соответствуют и кишлак Шандан близ узбекского города Хива, а также близ Hay (ныне Спитамен).
Э.М.Мурзаев в своей работе обращает внимание на название Моголтау, которое в таджикской форме звучит Кух-и-Мугул. Конечно, горы получили название от этнического наименования. Ещё в прошлом они были населены полуоседлым населением, по языку и быту близким к казахам и киргизам. Как пишет Н.Т.Маллицкий (1930), быть может, это были потомки монголов, которые в своё время расселились здесь для наблюдения за большим покорённым городом Ходжентом. Ходжентцы называли их илят - «кочевники» (8).
Однако таджикские учёные считают, что раньше горы назывались Мевагул, что значит гора, «изобилующая плодами» (10, 193).
Имеется также ряд топонимов, связанных с названием Мугул: Мугултеппа - холм в кишлаке Увок, который находится на одном из этих холмов. Мугултой - теснина гор в кишлаке Овчи (Охотник) в бассейне речки Басмандасай в Ура-Тюбе.
В Пенджикентском районе вдоль реки Зеравшан имеются кишлаки Мугулаки боло (боло - «верхний») и Мугулаки поён (поён - «нижний»), останки со времён монгольского нашествия.
Географические названия, образованные с помощью тюркских элементов, встречаются не только там, где проживают народы, принадлежащие к тюркоязычным группам, но и на всей территории исследуемой области.
Среди топонимов исследуемой области можно видеть те, которые образованы от названий этнических групп, родов, племён.
Например, названия селений Найман, Мангит, Парчаюз, Турк, Киргиз, Кенагаз, Чагатай, Катаган, Кипчак, Курама, Кирк и другие отражают названия родовых племён и групп.
Образованию топонимов от этнонимов способствовало также и то, что обычно в одном селении расселились представители одной или нескольких родовых групп, относящихся к одному племени.
По статистическим данным, на территории Пенджикентсюш района было разбросано более десятка малых селений. Население в этих селениях принадлежало к тюркам групп барлас и чагатай (18, 434).
В селениях Кокташ, Шурчи, Савр, Хумри жили узбеки-туякли.
Кишлак Уяс образовался в начале XX столетия как поселение оседлого населения, недалеко от селения Самгар Ходжентского района. Одноимённый кишлак появился и существует по сей день в Ура-Тюбинском районе. Это было крайним северо-западным поселением, которое являлось местом проживания узбеков-кочевников.
Поселение Баявут названо этнонимом узбеков Киркюз.
В различных районах Северного Таджикистана имеются не только поселения, кишлаки, но и речки, колодцы, кварталы, названные по именам этногрупп. Так в центре города Худжанда находится квартал (махалля) Тапкок, названный по этногруппе узбеков. Одноимённый кишлак находился в Ура-Тюбинском районе.
В Канибадаме некоторые кварталы назывались по именам этногрупп: Казокон (казахи), узбекхо (узбеки), туркманхо (Туркмены), Мангит. Наиболее влиятельных людей этих кварталов называли Кушок-Мангит, Нор-Мангит, Ер-Мангит, Джура-Мангит, т.е. к именам этих людей прибавляли название этнонима. В кишлаке Найман Исфаринского района жили киргизы группы Найман. В кишлаке Сур существовал квартал Башкир. Какир - киргизский кишлак, население которого принадлежало к группе кипчак. Селение, в котором жили киргизы группы ават, называлось Киргизкишлак.
В Аштском районе каракалпаки, переселившиеся сюда во второй половине XIX века, образовали кишлак Каракалпак. Этнический состав района был различным. Здесь наряду с таджиками жили тюрки, узбеки, таджикоязычные и узбеко-язычные курама.
Тюрки населяли крупный подгорный кишлак Ашаба и некоторые селения равнинных оазисов. В равнинных оазисах узбеки, тюркоязычные каракалпаки и киргизы, осевшие компактно, составляли большинство населения образовавшихся здесь кишлаков.
В Аштском районе есть кишлак Кирккудук (букв, кирк -«сорок» или этноним кирк+кудук - колодец (монг.)). На наш взгляд, название образовалось в результате вселения сюда этногруппы Кирк.
По отдельным регионам Северного Таджикистана были сделаны исследования и опросы людей старшего поколения, в результате чего были выявлены ряд этнотопонимов типа:
Кипчак - (аул в кишлаке Истаравшана), Кенагас, Мангит (кишлаки в Ганчинском районе), Кунград ((кишлак в Гулякандозе (Ходжентский район)).
У подножия хребта Кураминских гор (Ходжентский район) располагались аулы Такмак, населённый курама групп карокуйли и каросийрак. В ауле Уткансай жили курама, килич, баявут. Джангилик - место расселения курама группы бешкал, уста, каракуйли.
В 1885 году в результате кочевого поселения в Ура-Тюбинском районе появились этногруппы: Найман, Куканд, Карапчи, Туркман, Куштамгали, Сатинсара, Ачамайли, Баявут, Туякли, Каробуин, Кушчи, Бешкал, Тапкок, Кушкенджи, Сармичси, Ишантуби (туб -группа), Ялпокбош, Лайлак,Уяс, Уюли, Ирчанакли, Бураган, Чепан, Тутаакли, Мухир, Авай масан (21, 31-35).
Поселение Баявут названо этнонимом узбеков - киркюз. В поселении Уяс жили узбеки-кочевники. В Парчаюзе жили родоплеменные узбеки парчаюзов, считавшиеся ответвлением сородичей, живших в одноимённых поселениях Дальварзинской
и Голодной степей. Парчаюзы разделялись на группы мирзо, тулак, олмачи, каросийрак, баймакли.
Согласно полевым и другим источникам, собрано более 150 этнонимов.
В Ходжентском районе есть кишлак Катаган. По историческим преданиям, кишлак основан группой узбеков из племени Катаган даштикипчакского происхождения под названием Асил Катаган (асил - истинный, настоящий), который в результате междуусобных войн оказался оторванным от своего удела, расположенного в области Кундуз на севере Афганистана (18, 151).
Катаганцы образовали жилые кварталы, в которых жили разные этнические группы узбеков, таджиков, киргизов, так называемых Кол, Колмок, Мастчохи, Самарканди и другие.
Большую роль в формировании основного населения в Гулякандозе (Ходжентский район) сыграла группа тюрков-чагатаев, которая сохранила свой этноним и в поздний период существования под названием Чагатай уруги (уруг - род) во главе с Нурулло Эшоном.
В Гулякандозе имеются арыки Кунграт, Барозмахалла; Чагатай-арык (урочище в Исфаринском районе); Чагатай (мечеть в Исфаре); Кипчак (кишлак в Ходжентском районе), Уяз - (кишлак в Ходжентском районе).
По словам информаторов, в селении Гулякандоз имеются следующие кварталы: Кунград (название крупного узбекского племени), Чорвок (название узбекского рода), Ахтачи (название киргизкого рода), Бароз - высокое плато (квартал так назван по кишлаку Бароз, переселенцами из которого являются жители данной махали), Махсум (почтительное название духовных лиц и их родственного мужского пола) и другие.
Основное население кишлака Гулякандоз составляли узбеки племени юз (тоза узбек - «чистые узбеки», как они называли себя; основные роды, живущие в кишлаке: кокани-карапчи, найман, балои азим, бешбола) и таджики. Узбеки, по-видимому, более поздние поселенцы кишлака (3, 30).
Многие кварталы называются по наименованию его жителей. М.Ю.Косвен обстоятельно исследовал наименования кварталов и пришёл к выводу, что эти названия ни что иное, как патронимии.
Патронимия была известна у многих народов. М.Ю.Косвен писал, что патронимия, естественно, становится названием места, населённого определённой семейно-родственной группой, что она обязательно находит отражение в топонимии (6).
Отражение патронимии в географических названиях в основном характерно для кочевых и полукочевых в прошлом народов.
Изучение топонимов, в частности этнонимов и этнотопонимов, играет важную роль в жизни каждого народа. Так как они помогают узнать о прошлом каждой нации - о жизни, о развитии общества. Ведь не зря сказано: не зная прошлого, невозможно построить будущее.
ЛИТЕРАТУРА
1. БартольдВ.В. Сочинения. Т. I,- М., 1963
2. Гафуров Б.Г. Таджики, 4.I-II. -М.: Наука, 1972
3. Губаева С.С. Ономастика Средней Азии. - М., 1978
4. Караев С. География этнонимов Узбекистана. -Sofia, 1972
5. Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. -М., 1976
6. Косвен М.Ю. Семейная община и патронимия. -М., 1963
7. Кузеев М.О. Очерки исторической этнографии башкир, ч I, -Уфа, 1957
8. Мурзаев Э.М., Словарь народных географических терминов. -М.,1984
9. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. -М., 1966
10. Очилов К. Энциклопедия Худжанда, 1999
11. Розенфельд А.Э. Ономастика Средней Азии. - М., 1978
12. Савина В.И. «Топонимика Востока»,- М., 1964
13. Савина В.И. «Словарь географических терминов и других слов, формирующих топонимию Ирана». -М., 1971
14. Смирнова О.И. Очерки по истории Согда. -М., 1970
- 88 ~С НО МАИ донишгох ..)
15. Толстова Л.С. Отголоски ранних этапов этногенеза народов Средней Азии в её исторической ономастике. В кн.: «Ономастика Средней Азии». -М., 1974
16. Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции. Под ред. Г.Ф.Дебеца. т. 1- 4, -Москва-Фрунзе, 1959
17. Труды СТАЭ. т.1, М.Д, 1950. МИА, №15.
18. Турсунов Н.О. Развитие городских и сельских поселений Северного Таджикистана в начале XVIII - начале XX веков. -Д.: Ирфон, 1991
19. Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казахского народа.
- Ташкент, 1925
20. Худжанд. (Главная научная редакция таджикских энциклопедий).
- Душанбе, 1999
21. ЦТА Тадж. ССР, ф.1, д.83, л. 31-35
22. Энциклопедияи Советии точик. (Тадж.Сов.энцикл-ия) «Сыр-Дарья», -Душанбе, 1987
К вопросу об этнонимах и этнотопонимах Северного Таджикистана
М. Дадабаева
Ключевые слова: топонимы, этнотопонимы, арабские топонимы, монгольские топонимы, тюркские топонимы
В данной статье автор на основании собранного ею полевого материала и других научных источников приходит к выводу, что этноннмы и этнотопонимы сохранились в современной топонимике Северного Таджикистана по настоящее время.
В длительном процессе этногенеза народов исследуемого региона последовательно принимали участие компоненты, принадлежавшие к различным языковым семьям. Имеются топонимы с арабскими элементами, есть монгольские топонимы, топонимы и этнонимы тюркского происхождения.
Однако автор считает, что самыми древними являются топонимы иранского происхождения.
On the Issue of Ethnonyms and Ethotoponyms, Mongolian toponyms, Turkic toponyms
M.Daclabayeva
Keywords: toponyms, ethnotoponyms, Arabic toponyms, Mongolian toponyms, Turkic toponyms
Leaning on the collected field material and other scientific sources the author comes to the conclusion that ethnonyms and ethnotoponyms ha\'e preserved in the modern toponymy of Northern Tajikistan up to nowadays.
The components belonging to different linguistic families consistently took part in the durable process of the ethogenesis of the peoples who lived in the region researched. There are toponyms and ethnonyms of Turkic origin.
However, the author considers that the toponyms of Iranian origin are the most ancient.