УДК 947:39 (470.621) ББК 63.5 (2 Ады)
К 88
Кубашичева Зарема Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государства и права факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, т.: (8772)525128.
К ВОПРОСУ ОБ ЭТНОЛОКАЛИЗАЦИИ ЗАПАДНЫХ АДЫГОВ В ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЕ 60-Х ГОДОВ XIX В.
(рецензирована)
Статья посвящена изучению событий, связанных с завоеванием СевероЗападного Кавказа на последнем этапе Кавказской войны и политикой царизма, направленной на переселение «покорившихся» адыгов, в ходе которого командование целенаправленно осуществляло идею изменения этнической структуры региона и новой этнолокализации коренного населения.
Ключевые слова: Северо-Западный Кавказ, адыги, военная колонизация, насильственное переселение, этническая структура, Россия.
Kubashicheva Zarema Yurjevna, Candidate of History, assistant professor of the Department of History of State and Law of the Faculty of Information Systems in Economics and Law, Maikop State Technological University, tel: (8772) 525 128.
ON THE PROBLEM OF THE WESTERN ADYGHS ETHNOLOCALIZATION IN THE FIRST HALF OF 60-s OF THE XIX CENTURY
(reviewed)
The article is devoted to studying events associated with the conquest of the Northwest Caucasus in the last stage of the Caucasian war and the tsarist policy, aimed at the resettlement of "subordinated" Circassians, during which commanders deliberately carried out the idea of changing the ethnic structure of the region and new ethno localization of indigenous population.
Keywords: North-West Caucasus, Circassians, military colonization, forced displacement, ethnic structure, Russia.
Преобразования царских властей на Кавказе в мае 1860 г. привели к появлению Кубанской области, в составе оказались Земли Войска Черноморского и черкесское Закубанье, в том числе и территории, еще не контролируемые царскими властями. План покорения Кавказа, разработанный А.И. Барятинским в Кубанской области, осуществлял командующий войсками Кубанской области генерал-адъютант, граф Евдокимов, один из жесточайших представителей царской армии.
По отношению к народам Северо-Западного Кавказа генерал осуществлял идею сочетания внутренней и внешней миграций, то есть переселение адыгов на прикубанскую плоскость или же насильственное переселение их в Османскую империю. В целом, наилучший результат войны он видел в изгнании всего коренного населения за море. «Не было другого средства укрепить эту землю за Россией бесспорно, как сделать ее действительно русской землей. Меры, пригодные для восточного Кавказа, не годились для западного: нам нужно было обратить восточный берег Черного моря в русскую землю и для того очистить от горцев все прибрежье. Надобно было истребить значительную часть закубанского населения, чтобы заставить другую часть, безусловно, сложить оружие...» [1]. Изгнание горцев и заселение Западного Кавказа русскими - таков был план войны в последние четыре года [2, с.165]. Царское командование целенаправленно осуществляло идею изменения этнической структуры данного региона.
В 1859-1864 гг. ареал военных действий был разделен на две части: один охватывал пространство между Адагумской линией, низовьем Кубани и северовосточным берегом Черного моря, другой - нагорную полосу между верхней частью течения рек Белой и Малой Лабы. В начале 1859 г. крупный военный отряд генерала Бабича вторгся во владения «непокорных» бжедугов. Отряд «взял с боем и истребил один за другим 44 аула. Население осталось на снегу, посреди своих погоревших деревень без крова и пищи» [3]. О примирении бжедугов, живших по низовьям рек Птттиттт и Псекупс упоминается в архивных документах: «В мае 1859 г. бжедуги явились к .генералу Кусакову. Кроме безусловной покорности, от них потребовано, чтоб поселились на указанных местах» [4, с.69-70]. В августе 1859 г. о своей
покорности заявили темиргоевцы, махошевцы, егерухаевцы, бесленеевцы, закубанские кабардинцы жившие между Лабой и Белой. [5, с.82]. В марте 1862 г. их насильственно переселили за реку Белую. Признавая «полезным удалить поскорее за границу всех туземцев», царское командование объявило хатукаевцам, что, так как они после принятия присяги вновь перешли к «непокорным» адыгам «как изменившие...потеряли уже право водвориться отдельным аулом, должны удалиться в Турцию на переселение». Для тех, кто желал остаться, предлагалось расселиться в бжедугских аулах [6].
В 1859 г. бесленеевцы, обитавшие в верховьях реки Ходзь, изъявили покорность и обязались весной 1860 г. выселиться из гор на плоскость на указанные места. 20 июня окруженные войсками бесленеевцы вынуждены были покориться и в числе 4000 семейств были переведены на р. Уруп [4, с.76]. Отсюда большая их часть переселилась в Османскую империю. Остальные частично поселились на правом берегу Урупа, между станицами Бесскорбная и Попутная [7]. Архивные материалы свидетельствуют о том, что выселение адыгов на указанные царскими властями места исполнялось с особой тщательностью. «.Мы продвигались шаг за шагом, но бесповоротно и, очищая от горцев, до последнего человека. Г орские аулы были выжигаемы целыми сотнями. Население аулов.немедленно было уводимо под военным конвоем в ближайшие станицы и оттуда отправляли к берегу Черного моря и далее в Турцию. Таков был характер войны. Целые племена, как бесленеевцы, были выселены облавою в течение одного-двух дней. Аулы баракаевцев, абадзехов на Фюнфте и Фарсе горели три дня. Понятно, что война, так веденная, быстро приводила к решительным результатам» [8]. В мае 1861 г. начинается перенесение казачьих поселений на левый берег реки Кубани и выселение оттуда бесленеевцев и абазин [5, с.85]. Как самых «опасных и вредных» из адыгов, «дававших всегда отличных вожаков», царские войска внезапно окружили их и выселили на Кубань. Оттуда 600 семейств отправились под конвоем в Турцию, а остальные 200 семейств поселились на указанных местах на левой стороне Кубани, образовав первое ядро закубанских аулов [9, с.150]. В 1868 г. ходзинские и беноковские аулы, находившиеся вблизи кавказских предгорий, были перемещены в низовья Лабы, вблизи впадения в нее реки Уль. Здесь первоначально возник аул Уляп [10, с.162], куда переселились жители из бесленеевских и абазинских аулов. Несколько бесленеевско-кабардинских аулов было
образовано на территории современного Успенского района Краснодарского края. Основная же масса абазин, «закубанских» кабардинцев и бесленеевцев с долин верхней Лабы была перемещена за Кубань, в пределы современной территории Карачаево-Черкесии. Так происходил постепенный территориальный разрыв единого адыгского этноса.
В 1860 г. натухайцы, «стесненные окончательно между морем и Адагумской линией» [3, с. 844], сложили оружие. Уже к концу 1862 г. они оказались в кругу казачьих поселений [9, с.152], что входило в стратегические планы царского командования. Царскими властями применялась тактика окружения адыгских аулов станицами и хуторами для предотвращения возможности возмущений со стороны оставшихся на Кавказе. «Поселенные на равнинах, окруженные со всех сторон станицами, вышедшие горцы ни в каком отношении не могли быть опасными» [2, с. 161]. В течение 1863 г. практически все натухайцы переселились в Османскую империю, за исключением малого их числа, частично растворившегося среди шапсугов, частично переселившегося на указанный участок между реками Кудако и Г ечепсином. Единственным натухаевским аулом, оставшимся после Кавказской войны от некогда могущественного субэтноса, остался аул Хатрамтук (позже Суворово-Черкесский). В 1922 г. аул переселился в пределы Адыгейской Автономной области и был назван аулом Натухай [10, с. 81-82].
18 сентября 1861 г. Александр II принял делегацию от адыгов, которые объявили о готовности присягнуть на верность в обмен на сохранение за ними права «оставить...в неприкосновенности все земли». Царь ответил: «Даю вам месячный срок одуматься. Через месяц вы должны объявить графу Евдокимову, желаете ли вы перейти на места, указанные вам по р. Кубани, или же переселяйтесь в Турцию» [9, с. 151]. Причиной того, что сторонам не удавалось прийти к обоюдному согласию, было то, что абадзехи, давая присягу, а русские власти, принимая ее, по разному толковали суть этого акта. Адыги, исходя из опыта общения с Османской империей, подданство понимали как формальное признание покровительства, что требовало от них лишь отказа от нападений на Россию, последняя, по их мнению, должна была предоставить им полную самостоятельность. Но, Россия преследовала собственные цели в Черкесии - стратегически важной части всего черноморско-ближневосточного региона. В 1862 г. в результате столкновений с абадзехами, жившими по рекам Пшеха,
Белая, в Даховском ущелье, царские войска вытеснили их с этого пространства. В этот период на прикубанскую плоскость было переселено «около 90 аулов» [11, с.49]. К началу лета 1863 г. войсками было занято пространство со стороны Черного моря по рекам Иль и Мезиб. Со стороны реки Лаба было занято все пространство до рек Пшехи и Пшиша, на последней - до высоты укрепления Хадыжи. Теперь предстояло «удалить оставшихся в горном пространстве между Пшехою и Пшишей, занять край между Пшишем и Шебшем, и, таким образом очистив от неприятельского нам населения, водворить на ней русских переселенцев и тем связать обе группы наших поселений, веденных с 1860 г. с одной стороны от Лабы, с другой - от восточного берега Черного моря» [12, с. 48-50]. В ходе военных операций на северном склоне Кавказского хребта «непокорные» адыги, стесненные с востока рекой Пшиш, с запада - рекой Шебш, частью подчинялись царским войскам, частью уходили в Османскую империю, частью переходили на южный склон, продолжая сопротивление. На Пшише собралось все «немирное» население. Дальше адыгам отступать было некуда: с запада их теснил Черноморский отряд, с севера и востока - Пшехский и Даховский, которые, все больше сближаясь, «составили железное кольцо, давившее горцев» [5, с. 421].
К 1 января 1864 г. абадзехи были окончательно покорены. В январе в верховьях Пшехи царские войска уничтожили аулы Тубинского общества [13], а с февраля были выселены абадзехи с пространства между Пшишем и Пшехой. Абадзехам, отказавшимся переселяться в Османскую империю, были указаны места для поселения на реке Фарс. В 1862 г. здесь поселился аул Даурхабль, из 5-6 домов. Вслед за ним на реку Фарс переселились хабли Хакуриновых, Хоретлевых, Меретуковых и др.[14] объединившись в аул Хакуринохабль [15, с. 127], ставший впоследствии единственным местом компактного проживания абадзехов. В архивных документах упоминаются и другие аулы с преобладанием абадзехов: Козет, на левом берегу Кубани; Хаджимуко-хабль на правом берегу Фарса; Хачемзий, на левом берегу Фарса; Унароко-хабль, на левом берегу Чехрака; Джанкято-хабль, Бгуашехабль, на правом берегу Белой; Уарп, на правом берегу Урупа в Баталпашинском уезде [16]. Одновременно с абадзехами рядом с аулом Хакуринохабль поселились покорившиеся России мамхеги, жители аула Патукай. Большая, не покорившаяся часть мамхегов отправилась в Турцию [15, с. 62].
Военные действия на южном склоне Кавказских гор, осуществляемые Даховским отрядом уничтожили аулы по вершинам Шебша, между низовьями Джуба и Шапсуго [12, с. 56-57]. В октябре 1863 г. покорились шапсуги. Практически все шапсуги покинули родину. Оставшаяся на родине одна часть их была выслана на Кубань, другая - на юго-западный склон Кавказского хребта. В 70-х гг. XIX в. шапсуги частично вернулись на свою этническую территорию (Туапсинский и Лазаревский р-ны Краснодарского края).
В апреле 1864 г. «непокоренными» оставались общества ахчипсу и хакучи в долине реки Мзытма [17], джигеты, псху, убыхи в верховьях Бзыби. Они были оттеснены к морю и в горы, и вынуждены были либо переселиться на равнину, либо в Османскую империю. Оставшиеся приморские абазины переселились на верхнюю Кубань одним аулом. Их владения были полностью очищены от коренного населения, чтобы принять смешанное население из русских, греков, молдаван, эстонцев [18]. Та же участь постигла и хакучей, которые «оказали отчаянное сопротивление., но и сами исчезли - ушли последними в Турцию» [19, с. 194]. 19 марта, потерпев поражение при реке Годлихе, сложили оружие убыхи [20]. К 20 мая царские войска заняли земли по верховьям Мзымты и Бзыби.
21 мая 1864 г. считается днем покорения Западного Кавказа и окончания Кавказской войны. «Таким образом, - писал генерал Карцов, - на северной покатости западной части Кавказских гор не осталось ни одного горца; южная покатость, вплоть до морского берега, от Новороссийской бухты до Туапсе, совершенно очищена от всякого населения» [19, с. 187]. В целом, царским правительством были предприняты все меры для выселения наибольшего количества коренного населения. Лишь немногие из них перешли на Кубань, огромное же большинство предпочло выселиться в единоверную им Турцию [21]. Оставшиеся адыгские аулы были сосредоточены в узкой полосе вдоль побережья Кубани и Лабы. Военно-колонизационная политика в ходе и после Кавказской войны привела к тому, что «от стройного, прежде цельного народа остались небольшие клочки в виде этнографических островков и полосок по Кубани, Зеленчуку и другим, впадающим в Кубань рекам» [19, с. 208]. Генерал Евдокимов писал Александру II: «В настоящем 1864 г. совершился факт, почти не имевший примера в истории, огромное черкесское население, обладавшее некогда большим богатством, вооруженное и способное к военному ремеслу, занимавшее
обширный Закубанский край от верховьев Кубани до Анапы и южный склон Кавказского хребта от Суджукской бухты до реки Бзыба, владея самыми неприступными местностями в крае, вдруг исчезает с этой земли ... чтобы уступить его новому русскому населению.» [22].
Таким образом, военная колонизация Северо-Западного Кавказа повлекла за собой массовый исход адыгов в Османскую империю, оставшиеся поселились на указанных царскими властями местах. Политика переселения на указанные царскими властями места «покорившегося» коренного населения привела к закреплению различных этносов на определенной местности, сформировав современную этнолокализацию коренного населения.
Литература:
1. Темиров У. Русско-Кавказская война 1763-1864 гг. - забытая трагедия [Электронный ресурс]. URL: http:// www. heku/ ru/mdex/php?m=srngle&=31
2. Фадеев Р. Письма с Кавказа редактору газеты «Московские ведомости» // Трагические последствия Кавказской войны для адыгов: сб. докл. и материалов / сост.: Р.Х. Гугов, Х.А. Касумов, Д.Д. Шабаев. Нальчик, 2000.
3. Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией (АКАК) Т. XII, ч. II.
4. Эса-дзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. Майкоп, 1993.
5. Кубанский сборник. Т.17. Екатеринодар, 1912.
6. РГВИА. Ф. 14257. Оп. 2. Д. 528. Л. 4-5.
7. Военный сборник. Т. XXI. СПб., 1861. С. 33.
8. РГВИА. Ф. 400. Оп. 263/916а. Д. 1. Л. 175-176.
9. Касумов А.Х., Касумов Х.А. Геноцид адыгов. Из истории борьбы адыгов за независимость в XIX в. Нальчик, 1992.
10. Из истории населенных пунктов Республики Адыгея. Майкоп, 2006. Вып. 3. С.162.
11. Дьячков-Тарасов А. Н. Абадзехи // ЗКОИРГО. Тифлис, 1902. Кн. XXII, вып. 4. С. 49.
12. Кумыков Т. Х. Выселение адыгов в Турцию - последствие Кавказской
войны. Нальчик, 1994.
13. ГАКК. Ф. 254. Оп. 2. Д.216. Л. 100.
14. Хакуринохабль и мамхеги II половина XIX в. URL: http:// www/ adygi/ rn/
15. Из истории населенных пунктов Республики Адыгея. Вып. 1. Майкоп,
2004.
16. Списки населенных мест по сведениям 1882 г., составленные
действительным членом Кубанской области статистического комитета, есаулом Е. Д. Фелициным // Сборник сведений о Кавказе. Т. VIII. Кубанская область. Тифлис, 1885.
17. Большая советская энциклопедия / гл. ред. М. Прохоров. 3-е изд. М., 1973. Т. 11. С. 121.
18. Дьячков-Тарасов А. Н. Гагры и их окрестности (в историкогеографическом отношении). 1903 // Старые черкесские сады. Ландшафт и агрикультура Северо-Западного Кавказа в освещении русских источников. 1864-1914 / сост. С. Хотко. М., 2005. Т. 2. С. 166.
19. Дзидзария Г. А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1975.
20. ГАКК. Ф. 254. Оп. 2. Д. 216. Л. 83 об.
21. Кавказ. Описание края и краткий исторический очерк его присоединения к России. Изд. 3-е. СПб., 1911. С. 20.
22. Статья о переселении горцев Западного Кавказа в Турцию и колонизация их земель (1860-1864) // Трагические последствия Кавказской войны ... С. 178.
23.References:
24.1. Temirov U. The Russian-Caucasian war of 1763-1864 - forgotten tragedy [electronic resource]. URL: Http:// www. heku / ru / index /php? m = single & = 31.
25.2. Fadeyev R. Letters from the Caucasus to the editor of the newspaper "Moscow News"/ / The tragic consequences of war for the Adyghs: Coll. of reports and mat. / R.H. Gugov, H. A. Kasumov, D.D. Shabaev. Nalchik, 2000.
26.3. Acts collected by ACAC. V. XII. Part II.
27.4. Esadze S. The Conquest of the Western Caucasus and the end of the Caucasian War. Maikop, 1993.
28.5. Cuban bulletin. V. 17. Ekaterinodar, 1912.
29.6. RSVIA. F. 14 257. Op. 2. D. 528. L. 4-5.
30.7. Military bulletin. V. XXI. St. Petersburg, 1861. P. 33.
31.8. RSVIA. F. 400. Gn. 263/916a. D. 1. L. 175-176. P. 121.
32.9. Kasumov A. Kh., Kasumov Kh. A. Genocide of the Circassians. From the history of the struggle for independence of Circassians in the XIX century. Nalchik, 1992.
33.10. From the history of settlements in the Republic of Adyghea. Maikop, 2006. No. III. P.162.
34.11. Dyachkov-Tarasov A.N. The Abadzehs // WCDIRGS. Tbilisi, 1902. B. XXII, No. 4. P. 49.
35.12. Kumykov T.H. Eviction of Circassians to Turkey - a consequence of the Caucasian War. Nalchik, 1994.
36.13. GAKC. F. 254. Op. 2. D.216. L. 100.
37.14. Khakurinohabl and the Mamkheghs in the second half of XIX century. URL: Http:// www / adygi / ru /
38.15. From the history of settlements in the Republic of Adyghea. No. I. Maikop, 2004.
39.16. Lists of settlements according to the year 1882, made by a full member of the Kuban region statistical committee, captain E.D . Felitsin / / Collection of information about the Caucasus. V. VIII. Kuban region. Tbilisi, 1885.
40.17. Great Soviet Encyclopedia / ed. M. Prokhorov. 3 edition. M., 1973. V. 11. P. 121.
41.18. Dyachkov-Tarasov A.N. The Gaghras and their surroundings (in the historical and geographical terms). 1903 // Old Circassian orchards. The landscape and agriculture of the Northwest Caucasus in the Russian sources. 1864-1914 / ed. S. Khotko. M. 2005. V. 2. P. 166.
42.19. Dzidzaria G.A. Makhadjirs and problems of the history of Abkhazia of XIX century. Sukhumi, 1975.
43.20. SAKK. F. 254. Op. 2. D. 216. P. 83.
44.21. Caucasus. Description of the region and a brief historical sketch of its annexation to Russia. 3 ed. St. Petersburg, 1911. P. 20.
45.22. An article about the relocation of the western Caucasus mountain people in Turkey and the colonization of their lands (1860-1864) / / Tragic consequences of the Caucasian war... P. 178.