Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭТАПАХ РАССЕЛЕНИЯ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА'

К ВОПРОСУ ОБ ЭТАПАХ РАССЕЛЕНИЯ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРСКИЕ ЕВРЕИ / MOUNTAIN JEWS / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / RESETTLEMENT / СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ КАВКАЗ / NORTH EAST CAUCASUS / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MATERIAL CULTURE / ЭТНОС / ETHNOS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казиханова А.А., Абдулпатахова Х.М.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с этнической историей горских евреев в Дагестане и этапами их расселения на территории Северо-Восточного Кавказа, т. к. их формирование как этноса проходило в длительном историческом общении и хозяйственно-культурной взаимосвязи с народами Кавказа.This article considers the problems connected both with the ethnic history of Mountain Jews in Dagestan and with the stages of their settling on the territory of the North-East Caucasus. In fact, formation of such ethnic groups as Mountain Jews took place during the long period of economic and cultural relations with the neighbouring peoples of the Caucasus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭТАПАХ РАССЕЛЕНИЯ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА»

УДК 94 (470.67=411.16)

А.А. Казиханова, Х.М. Абдулпатахова

К вопросу об этапах расселения горских евреев на территории Северо-Восточного

Кавказа

Дагестанский государственный университет; kazixanova68@mail.ru, hati-ma_n@maiL ru.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с этнической историей горских евреев в Дагестане и этапами их расселения на территории Северо-Восточного Кавказа, т. к. их формирование как этноса проходило в длительном историческом общении и хозяйственно-культурной взаимосвязи с народами Кавказа.

Ключевые слова: горские евреи, переселение, Северо-Восточный Кавказ, материальная культура, этнос.

This article considers the problems connected both with the ethnic history of Mountain Jews in Dagestan and with the stages of their settling on the territory of the North-East Caucasus. In fact, formation of such ethnic groups as Mountain Jews took place during the long period of economic and cultural relations with the neighbouring peoples of the Caucasus.

Keywords: Mountain Jews, resettlement, North East Caucasus, material culture, ethnos.

Вопросы происхождения и формирования горских евреев как этноса остаются до настоящего времени дискуссионными. Письменные источники о времени появления еврейской общины на Восточном Кавказе, в частности в Дагестане, весьма скудны. Сведения о горских евреях на Восточном Кавказе впервые появляются лишь с середины XIII в., о них упоминает западноевропейский путешественник В. Рубруквис, который фиксирует «много иудеев» в двух днях пути от Дербента.

Автор первой трети XVII в. А. Олеарий не только зафиксировал горско-еврейскую общину в Дербенте, но и впервые записал предание об их происхождении - «от колена Вениаминова». Несколько подробнее процесс расселения описан автором начала XVIII в. И.Г. Гербером, который отмечал, что большая часть из них идет «от поколения Бенья-ми и некоторые сами не знают, от которого сие поколение» [1].

Аналогичные легенды о происхождении горских евреев были записаны И. Черным и А.В. Комаровым в середине XIX в.

Анализ легенд, косвенных и прямых исторических данных и лингвистических изысканий позволяет предположить, что предки горских евреев в результате вавилонского пленения были переселены в Персию. Здесь, живя среди персов и татов несколько столетий, адаптировались к новой этноязыковой ситуации и усвоили татский диалект персидского языка, который происходит, по мнению И.М. Оранского, из юго-западных областей Ирака.

Примерно в V-VI вв., во времена Сасанидских правителей Кавада I (488-531 гг.) и особенно Хосрова I Ануширвана (531-579 гг.), предки горских евреев вместе с татами как персидские колонисты были переселены на Восточный Кавказ, в Северный Азербайджан и Южный Дагестан.

Другая причина насильственного переселения предков горских евреев в Прикаспий, как вслед за М.И. Артамоновым отмечает И. Семенов, заключалась в усилившихся религиозных гонениях на евреев из-за их активного участия в движении маздакитов в Иране, когда экзиларх Мар-Зутра II поднял мятеж против шахиншаха и выделил в отдельное государство четыре месопотамских округа, население которых составляли главным образом евреи [2].

Эта акция, по мнению Г. Гретца, была вызвана тем, что, будучи противником идей Маздака, основной среди которых была идея социального равенства, он старался уберечь еврейское население Вавилонии от их влияния [3].

Но Солодухо Ю.А. считает, что восстание не было вызвано противодействием евреев «коммунистическому» направлению маздакитского движения, а явилось следствием внутренних противоречий в среде правящего класса еврейского населения Ирака и сильных симпатий к маздакизму со стороны самих еврейских мелких крестьян, арендаторов, издольщиков, наемных работников, ремесленников и, наконец, рабов [4]. Особенно это сказалось в общинах, удаленных от крупных центров еврейской учености, приверженность к традиции в которых и без того была очень слабой. Кроме того, они нередко роднились с язычниками и воспринимали некоторые из их обычаев и суеверий, при этом были еще и бедны. Именно эти слои еврейского общества Ирана являлись потенциальной почвой для разлагающего действия маздакитских идей [5].

Придя к власти, Хосров Ануширван сразу же подверг лидеров маздакитского движения жестокой казни, а многих рядовых участников движения выселил на Восточный Кавказ [5]. Тем самым ему удалось избавить города Ирана от скопившихся там крестьян, бросивших свои земли, а с другой стороны - создать на Восточном Кавказе плотную сеть персидских колоний. Вероятно, выселенные на Кавказ маздакиты использовались не только для охраны крепостей и коммуникаций в этом крае, но и в качестве рабочей силы при строительстве многочисленных оборонительных сооружений, для возведения которых Ануширван использовал деньги, полученные им у Византии в качестве контрибуции в 531 г. [6]

Эти евреи, ставшие предками горских евреев, были расселены от Табасарана до Апшерона, а также небольшими группами - в албанских городах к югу от Куры. Оказавшись на Кавказе, евреи, так же, как и персы, оказались в трудном положении. В Вавилонии они занимались хлебопашеством, виноградарством и торговлей, в перенаселенном же крае без земли и других средств существования многие из них занялись, вероятно, торговлей, в том числе хазарскими землями. Бегство евреев из Дагестана и Ал-вана в Хазарию с семьями в это время было невозможно, так как персы полностью контролировали этот пограничный край, а переселение на север стало возможным лишь через столетие, когда Иранская держава была на краю гибели. Тем не менее, проникновение евреев в хазарские земли было возможным и в XI столетии, во время вторжения в Закавказье савирских и хазарских войск. В 540 г. первые из них ворвались в Алван, а в 589 г. во время войны между Тюркютским каганатом и Ираном хазарская армия глубоко проникла в Иранские владения к югу от Дербента и вернулась с огромной добычей, которая, как всегда, включала в себя большое число пленных. Тогда-то в хазарских землях, по мнению Семенова И.Г., и могли возникнуть первые еврейские общины, изолированные от соплеменников на юге [7].

К тому времени, когда предки горских евреев были переселены на Кавказ, рабба-нитская (раввинистская) традиция еще не успела окрепнуть. С этой точки зрения легко объяснимы те отклонения от еврейской религии, которые мы наблюдаем в Хазарии: отсутствие традиционной замкнутости, смешанные браки, совместная с иноверцами трапеза и т. п. Это способствовало распространению среди кавказцев иудейских религиозных верований [8].

И арабо-персидские средневековые авторы связывают массовое переселение выходцев из Ирана в Алван и Дагестан с переселенческой политикой Сасанидов. Ат-Табари сохранил интересное сообщение об участии в строительстве оборонительных сооружений в районе Дербента трех Сасанидских правителей: Пероза (459-484 гг.), Кавада (488-531 гг.) и Ануширвана (531-579 гг.): «Царь Фируз /еще раньше/ возвел в области Сул и в области алан строение (бина) из скал с целью оградить свою страну от захвата теми народами, а царь (малик) Кубад, сын Фируза, воздвиг в этих местах после своего отца много новых сооружений (бина), а когда вступил на престол Кисра (Хосров), то по его приказу были по-

строены города (мудун), укрепления (хусун), валы (акам) и многие другие сооружения в области Сул из камня (букв. «из скал»), вытесанных в области Джурджан» [9].

Сердцем оборонительной системы Сасанидов на Кавказе были Дербент и примыкавшие к нему крепости Дарпуша (пограничного военно-оборонительного комплекса, включавшего в себя разветвленную сеть крепостей и укреплений, а также систему раннего оповещения и предупреждения). В «Дербенд-наме» также сообщается: Ануширван «построил в областях (навахи) Дербента много крепостей... а до Ануширвана восстанавливал Дербент человек по имени Бахрам... Ануширван переселил сюда из Персии много народу и построил много городов в этом вилайате» [10]. В «Дербенд-наме» уточняется, что в город было переселено из внутренних районов Ирана 3 тыс. семейств, служивших опорой Сасанидских властей в самом городе и окрестных селениях. Все это привело к середине VI в. к окончательному закреплению района Дербента в составе Ирана. Предания горских евреев утверждают, что их далекие предки, оказавшись в местности Джут-Гатта (букв. «еврейское ущелье») на границе владений Хайдака и Табасарана, «заботились не столько о хлебопашестве, сколько о защите от нападений» [10].

Согласно хронике «Дербенд-наме», жители многих сел Табасарана являются потомками первых переселенцев из Гиляна и Кемана. Там пишется: «На Кумукской горе (Кумук даг) в одной области верхняя часть Табасарана прилегала к лезгинам. Людей ее привели из Гиляна (Килан), а правителя их назвали Кылан-шахом» [10].

Затрагивая историческое происхождение поселений Табасарана и этногенез народов, их населяющих, известный азербайджанский историк Аббас кули-ага Бакиханов пишет: «Обитатели восьми деревень в Табасаране - Джалган, Рукел, Камах, Мегатыр, Зильди, Митаги, Гимейди, Бильгади, находящихся вблизи развалин города, основанного Ануширваном в связи с Дербентской крепостью, говорят на диалекте древнеперсид-ского языка» [11].

По мнению Бакиханова А., эти поселения были образованы в результате разрушения большого города Баб-эль-Хадид, расположенного когда-то на месте старого Биль-гади, севернее Дербента.

Первые сообщения об иранских племенах в дозорных пунктах горной стены в Та-басаране мы находим в сочинении армянского историка Моисея Хоренского при описании им похода маскутов, поддержанного иранским шахиншахом Шапуром II, там же упоминается народ Таваспар [12].

Община горских евреев, без всяких сомнений, происходит от персидских евреев, предки которых, в свою очередь, пришли в Персию из Междуречья, она сохраняла связь с евреями Персии на протяжении столетий. Эмиграция евреев из Северозападного Ирана (провинция Гилянь) на Восточный Кавказ продолжалась на протяжении всего Средневековья и вплоть до Х"УШ-Х1Х вв. На связь с Персией указывает очень многое - от татско-еврейского языка, принадлежащего к западно-иранским языкам, до особенностей ритуальной утвари, напоминающей утварь персидских евреев, и традиционных ремесел: так же, как у евреев Персии, ими у горских евреев были кожевенное производство и крашение тканей.

Конечно, общность происхождения во многом сближает общину горских евреев с еврейскими общинами Персии и Средней Азии. Кроме того, у них много общих черт с окружающими их народами. Эта общность прослеживается как в социальной организации общины, так и в жилище, кухне (естественно, с поправкой на кашрут), костюме, искусстве, фольклоре, музыке и музыкальных инструментах, обычаях, обрядах, поверьях и суевериях, а также во многом и в языке.

Память о том, в какую сторону уходили предки из Иудеи, до сих пор проявляет себя расположением в большинстве синагог арон-кодеш (или, как он называется в восточных общинах, гейхал) у восточной или западной стены в зависимости от первоначального направления миграции. В отличие от ашкеназов, у горских евреев синагоги ориентированы на запад [13].

В качестве наглядного воплощения этой исторической памяти можем привести пример - в Баку ашкеназская синагога и синагога горских евреев расположены на двух соседних улицах, при этом первая ориентирована строго на восток, а вторая - на запад, в то время как Иерусалим относительно Баку расположен на юго-западе [13].

Этническая история горских евреев Дагестана представляет большой научный интерес в связи с непрекращающимися спорами по поводу их происхождения, этапов проникновения и расселения на территории края, их взаимоотношений с соседними народами и других проблем [14].

В научной литературе можно встретить самые различные гипотезы о происхождении горских евреев. Высказывается предположение, что предки горских евреев, переселившись из Ирана и Византии или придя вместе с арабскими завоевателями, приняли язык местных жителей. Встречается утверждение, что часть коренного татского населения была обращена в иудаизм или, наоборот, что предками нынешних татов были евреи, впоследствии перешедшие в ислам. Наконец, некоторые исследователи связывают происхождение горских евреев с хазарами, ведь территория Дагестана в У1-Х вв. входила в состав Хазарского каганата, часть населения которого в УШ в. стала исповедовать иудаизм. Единственное, что можно утверждать достаточно обоснованно: горские евреи представляют собой ветвь персидского еврейства, хотя и весьма обособленную [13].

В результате нескольких переселенческих волн предки горских евреев оказались на территории Северо-Восточного Кавказа, и со времени их поселения в крае формирование их как этноса проходило в длительном историческом общении и хозяйственно-культурных взаимосвязях с соседними народами, в результате чего наблюдается общность черт в материальной, духовной, этнонациональной и поведенческой культуре, в менталитете и психологии.

Литература

1. Гербер И.Г. Известие о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекою Курою народах и землях и их состоянии в 1728 году // История, география и этнография Дагестана. Архивные материалы. - М., 1958.

2. Семенов И.Г. Кавказские таты и горские евреи. - Казань, 1992.

3. Гретц Г. История евреев. - Одесса, 1906. - Т. 6.

4. Солодухо Ю.А. Движение Маздака и восстание еврейского населения Ирана в первой половине VI в. // ВДИ. - 1940. - № 3.

5. Семенов И.Г. О происхождении горских евреев. - М., 1997.

6. Семенов И.Г. Этнополитическая история Восточного Кавказа в Ш-У1 вв.: дис. ... канд. ист. наук. - Махачкала, 2002.

7. Семенов И.Г. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тысячелетие новой эры). - Казань, 1994.

8. АртамоновМ.И. История хазар. - М., 2001.

9. Ат-Табари. История пророков и царей / пер. А.Р. Шихсаидова. - Махачкала, 1971.

10. Мухаммед Аваби Акташи. Дербенд-наме / пер. с тюрк. и араб. списков, предисловие и библиография Г.М.-Р. Оразаева и А.Р. Шихсаидова. - Махачкала, 1992.

11. Бакиханов А. Гюлистан-и Ирам. - Баку, 1926.

12. Мовсес Хоренаци. История Армении / пер. Н. Эмина. - М., 1858.

13. Горские евреи. История, этнография, культура / сост. и науч. ред. В. Дымщица. - М., 1999.

14. Российский Кавказ. Книга для политиков / под ред. В.А. Тишкова. - М., 2007.

Поступила в редакцию 12 февраля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.