Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ИУДАИЗМА В ХАЗАРИИ'

К ВОПРОСУ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ИУДАИЗМА В ХАЗАРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казиханова А.А., Абдулпатахова Х.М.

Статья посвящена проблеме проникновения и этапам распространения иудаизма на территории приморского Дагестана как составной части Хазарского каганата в раннесредневековую эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ИУДАИЗМА В ХАЗАРИИ»

УДК 94(470.67) «04/14»: 296

К вопросу о распространении иудаизма в Хазарии А.А. Казиханова, Х.М. Абдулпатахова

Вопросы принятия иудаизма несколькими хазарскими родами, а затем становление иудаизма как государственной религии Хазарского каганата неразрывно связаны с вопросом о происхождении горских евреев.

Упоминания о существующих на Кавказе иудейских общинах мы находим в трудах армянских, грузинских и арабских историков. В частности, об этом писали Фавстос Бузанд, Егише, Мовсес Каланкатуаци, Мовсес Хоренаци, Мас'уди и др. Об этом также свидетельствуют историко-полевые разыскания, которые выявляют большое число преданий, связанных с бытованием иудаизма в регионе. Петроглифы со знаками Давида и другие символы иудейской веры обнаружены во многих районах Дагестана. Топонимика Северо-Восточного Кавказа сохранила множество названий, связанных с иудеями. В частности, горное село Табасарана называется Джугуд-кала (букв. "еврейская крепость", "крепость иудеев"); ущелье вблизи Маджалиса - Джут-Гатта, а гора в этой местности - Джуфудаг, т. е. "еврейская гора" [1, с. 445].

Район расселения татов и горских евреев целиком совпадает с территорией, занятой сасанидскими переселенцами во времена Ковада и Хосрова I Ануширва-на. Почти все сообщения письменных источников, топонимики, петроглифики, фольклора и др., относящиеся к иудаизму, зафиксированы именно на тех землях, где функционировали пограничные пункты Сасанидов, а затем и арабов: в современных Дербентском, Табасаранском, Кайтагском, Сулейманстальском, Хивском, Магарамкентском, Ахтынском, Рутульском, Агульском районах Дагестана, более того - именно в тех поселениях, которые были опорными пунктами этой системы (Джалган, Джаррах, Нюгди, Ханжал-кала, Мамрач и др.). Лучше всего материальные следы иудейских общин сохранились в окрестностях Дербента, а также на землях исторического Табасарана и Хайдака [1, с. 445].

О еврейском населении Кайтага, Табасарана и Дербента пишет Адам Олеарий, посетивший Дагестан в первой половине XVII века. Он отмечал, что в Табасаране «теперь много-много живет иудеев», а в другом месте он писал, что «в городе Дербенте нет, как утверждают некоторые писатели, христиан; здесь живут лишь магометане и иудеи, писавшие себя из колена Вениаминова» [2, с. 134]. Эти же слова повторены и в работе Я.Я. Стрейса, голландского путешественника, посетившего Дагестан в 1670 году: «В городе Дербенте нет христиан, а только одни мухаммедане и немного евреев, которые гордятся своим происхождением от колена Веньяминова; эти старьевщики ведут крупную торговлю награбленным в Дагестане добром, которое татары привозят себе на рынок» [3, с. 134].

Фавстос Бузанд (История, 134) пишет о том, что впервые на Кавказе евреи появились благодаря армянскому царю Тиграну, который привел их из Палестины и поселил в горных ущельях в I в. до н. э. Бузанд имеет в виду Тиграна II Великого (95 - 55 гг. до н. э.), который правил обширной страной, раскинувшейся от Средиземного моря до Каспия. Иудейские колонисты оставались влиятельной военной силой на Кавказе в течение многих столетий, вплоть до завоевания Армении Шапуром II (309 - 379 гг.). Шапур II осуществил опустошительный поход в Армению, увел десятки тысяч еврейских колонистов и поселил их в Иране.

М.И. Артамонов предположил, что евреи попали на Восточный Кавказ после подавления маздакитского движения в Иране (около 531 г.) [4, с. 265].

Во время правления Кавада I (489 - 531 гг.) в Иране возникла религиозная секта маздакитов. Основатель ее Маздак, энергичный проповедник, учил, что Бог создает всех людей равными, требовал устранения личной собственности и уравнения прав на все имущество, включая жен. Эта революция сверху вызвала отчаянное сопротивление и всколыхнула все группы населения, включая евреев, которых в Иране было больше, чем где-либо. Вавилонская община евреев разделилась на противников и сторонников маздакитов.

Идея полного и безусловного равенства совершенно чужда еврейской традиции. Еврейский князь Мар-Зутра II, управлявший еврейскими общинами иранской державы, поднял мятеж против шахиншаха и выделил в отдельное государство четыре месопотамских округа, население которых составляли преимущественно евреи. Таким образом, Мар-Зутра II, будучи противником идей Маздака, старался уберечь еврейское население Вавилонии от их влияния. Несмотря на это, сторонники маздакитства нашлись и среди евреев, и, судя по всему, их оказалось достаточно много [5, с. 16].

К концу своей жизни Кавад I стал ограничивать маздакитов, а в 527 г. развернул репрессии против них. Через четыре года, сразу после смерти Кавада, его сын Хосров I Ануширван жестоко расправился с лидерами маздакитов (их живьем зарывали в землю) и полностью подавил их движение в стране. Участники мазда-китского движения, как персы, так и евреи, были переселены на Восточный Кавказ [5, с. 16].

Согласно арабо-персидским средневековым авторам массовое переселение выходцев из Ирана в Алван и Дагестан связано с переселенческой политикой Са-санидов. Ат-Табари сохранил интересное сообщение об участии в строительстве оборонительных сооружений в районе Дербента трех сасанидских правителей: Пероза (459 - 484 гг.), Кавада (488 - 531 гг.) и Ануширвана (531 - 579 гг.): «Царь Фируз (еще раньше) возвел в области Сул и в области Алан строение (бина) из скал с целью оградить свою страну от захвата теми народами, а царь (малик) Ку-бад, сын Фируза, воздвиг в этих местах после своего отца много новых сооружений (бина), а когда вступил на престол Кисра (Хосров), то по его приказу были построены города (мудун), укрепления (хусун), валы (акам) и многие другие сооружения в области Сул из камня (букв. «из скал»), вытесанных в области Джурджан» [6, с. 69]. Сердцем оборонительной системы Сасанидов на Кавказе был Дербент и примыкавшие к нему крепости Дарпуша (пограничного военно-оборонительного комплекса, включавшего в себя разветвленную сеть крепостей и укреплений, а также систему раннего оповещения и предупреждения). «Дербент-наме» сообщает также: Ануширван «построил в областях (навахи) Дербента много крепостей... а до Ануширвана восстанавливал Дербент человек по имени Бах-рам. Ануширван переселил сюда из Персии много народу и построил много городов в этом вилайате» [7, с. 26 - 27]. «Дербент-наме» уточняет также, что в город из внутренних районов Ирана было переселено 3 тыс. семейств, служивших опорой сасанидских властей в самом городе и окрестных селениях. Все это привело в середине VI в. к окончательному закреплению района Дербента в составе Ирана. Таким образом, на Восточном Кавказе появилось массовое персидское и еврейское население. Предания горских евреев утверждают, что их далекие предки, оказавшись в местности Джут-Гатта (букв. "еврейское ущелье") на границе владе-

ний Хайдака и Табасарана, "заботились не столько о хлебопашестве, сколько о защите от нападений" [8, с. 138].

Позднее Дербент вместе с сетью крепостей на Северо-Восточном Кавказе оказывается в руках у хазар. Таким образом, появляются некоторые основания считать, что первоначальная иудизация ранних хазар связана именно с переселенцами-иудеями.

Симбиоз евреев с хазарами создал благоприятные условия для иммиграции в Хазарию византийских евреев-раббинистов во время гонений на них при Ираклии в 628 - 629 гг. за их расправы над греками во время персидской оккупации Сирии и Египта и при Льве III Исавре в 723 г. - за сотрудничество с арабами, вторгавшимися в Малую Азию. В Хазарии евреи нашли приют и разбогатели, участвуя с транзитной торговле, ибо Итиль лежал на пути из Китая в Прованс [9, с. 161].

Первое сообщение о принятии иудаизма хазарами принадлежит Масуди: «Царь хазар обратился в иудаизм во времена халифа ар-Рашида, и стали стекаться к нему иудеи из разных мусульманских стран и из Рима, это потому, что царь Рума Роман в настоящее время, год 332 (= 943 - 44 гг.), настаивал, чтобы иудеи, которые находятся в его царстве, перешли в христианство, и понуждал их» [10, с. 54].

На основе данного сообщения Б.Н. Заходер выделил два периода иудаизации Хазарии: первый - во времена Харуна ар-Рашида (786 - 809 гг.), когда иудаизм принял царь хазар, и второй - во время правления византийского императора Романа I Лекопина (919 - 944 гг.), когда под влиянием религиозных гонений из Византии в Хазарию бежало множество иудеев. Второй период, точно отмеченный рассказом 332/943 - 44 г., являлся годом, когда Масуди, писал свой Мурудж аз-захаб [11, с. 150 - 151].

Таким образом, на наш взгляд, можно выделить три этапа иудаизации Хазарии:

I этап охватывает период до 1-й половины VIII века. С образованием Хазарского каганата, в 20-х годах VII в., город Дербент вместе с сетью крепостей на Северо-Восточном Кавказе оказывается в руках у хазар. Данная фаза распространения иудаизма в Хазарии является отражением длительного процесса ассимиляции евреев с местным населением.

II этап (2-я половина VIII - 1-я половина IX в.). В этот период еврейская община в Хазарии начинает играть значительную роль в экономической и политической жизни страны, так как евреи участвовали в транзитной торговле по великому Волжскому пути.

III этап. В этот период царь Обадия проводит очередную религиозную реформу, в результате которой иудаизм получает статус государственной религии. Хазарские беки приступают к иудаизации местного населения, а это приводит к значительному увеличению количества еврейско-хазарских браков. И вот тут-то и скрывается причина дальнейшего. Хазары, как все евразийские племена, вели счет родства по отцу, а евреи - по матери. Поэтому сын хазарина и еврейки сохранял все права хазарского рода и мог быть принят в общину, а сын еврея и хазарки был чужим и для тех, и для других. Вторые составили маленькую общину крымских караимов, антропологические черты которых совмещают тюркский и ближневосточный типы, а первые создали хазарскую иудейскую общину, включившую в себя тюркскую династию и в 20-х гг. IX века захватившую власть в Хазарии [9, с. 161].

Однако принятие каганом иудаизма не привело к установлению единой веры среди более или менее широкого круга хазарского населения. Иудаизм сделался верой лишь «верхушки хазарской социальной пирамиды». Четыре религии - иу-

даизм, христианство, мусульманство, тенгрианство - по-прежнему и после обращения кагана в иудаизм вели ожесточенную и неустанную борьбу между собой [11, с. 154].

Литература

1. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. - М., 2003.

2. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. - СПб.: Изд. А.С. Суворова, 1906.

3. Стрейс Я.Я. Три путешествия // Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII - XVIII вв. / Под ред. В.Г. Гаджиева. - Махачкала, 1992.

4. АртамоновМ.И. История хазар. - СПб., 2002.

5. Семенов И.Г. О происхождении горских евреев. - М., 1997.

6. ТаЪап, I, 895; Шихсаидов А.Р. Книга ат-Табари «История посланников и царей» о народах Северного Кавказа // Памятники истории и литературы Востока. - М., 1986.

7. Саидов М.С., Шихсаидов А.Р. Дербент-наме (к вопросу об изучении) // Восточные источники по истории Дагестана. - Махачкала, 1980.

8. СМОМПК. Вып. 2. - Тифлис, 1882. Отд. 2.

9. Гумилев Л.Н. Сказание о хазарской дани // Русская литература. 1974. № 3.

10. Ал-Мас'уди. Луга золота и драгоценных камней / Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. 1908. Вып. XXXVIII.

11. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. - М., 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.