Научная статья на тему 'Евреи в Хазарии'

Евреи в Хазарии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4712
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИИ ЕВРЕЕВ / ЕВРЕЙСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ИРАНА / ЕВРЕИ У ВЛАСТИ / ЕВРЕЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАЗАРИИ / РАССЕЛЕНИЯ ЕВРЕЕВ ХАЗАРИИ / О ГЕНЕТИКЕ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беккер Моше

На основе сравнительного анализа и с учетом новых подходов к летописным текстам и историческим документам в статье делается попытка доказать несостоятельность версии ряда средневековых авторов и современных исследователей о хазарском происхождении восточноевропейского еврейства. Показаны пути и причины миграции евреев из Сасанидской державы и Византийской империи на Кавказ и далее в столицу Хазарии Итиль. Объясняется, каким образом евреи возглавили хазарское войско и как им удалось сделать наследственным титул бека, то есть главнокомандующего армии каганата. Опровергаются домыслы о вступлении кагана, являвшегося живым воплощением бога Тенгри, а вслед за ним и правящей верхушки страны в иудаизм, как противоречащие основным догматам иудейской религии. Приводятся данные последних исследований по генетике еврейского народа, подтверждающие единое происхождение сефардов, ашкеназов и мизрахи от их ближневосточных предков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евреи в Хазарии»

Моше БЕККЕР

Научный сотрудник института по правам человека Национальной академии наук Азербайджана (Баку, Азербайджан).

ЕВРЕИ В ХАЗАРИИ

Резюме

На основе сравнительного анализа и с учетом новых подходов к летописным текстам и историческим документам в статье делается попытка доказать несостоятельность версии ряда средневековых авторов и современных исследователей о хазарском происхождении восточноевропейского еврейства. Показаны пути и причины миграции евреев из Сасанидской державы и Византийской империи на Кавказ и далее в столицу Хазарии Итиль. Объясняется, каким образом евреи возглавили хазарское

войско и как им удалось сделать наследственным титул бека, то есть главнокомандующего армии каганата. Опровергаются домыслы о вступлении кагана, являвшегося живым воплощением бога Тенгри, а вслед за ним и правящей верхушки страны в иудаизм, как противоречащие основным догматам иудейской религии. Приводятся данные последних исследований по генетике еврейского народа, подтверждающие единое происхождение сефар-дов, ашкеназов и мизрахи от их ближневосточных предков.

В в е д е н и е

В последнее время с легкой руки профессора Тель-Авивского университета Шломо Занда, автора монографии «Кто и как изобрел еврейский народ»1 по миру вновь стала гулять уже давно опровергнутая и ничем не подтвержденная теория происхождения восточноевропейского еврейства от тюркского народа хазар. Впрочем, данная идея не является «изобретением» профессора Занда. Аналогичную мысль, только касательно горских евреев, выдвигал еще в середине XX века известный лингвист Нафтали Анисимов. «Се-

1 См.: Занд Ш. Кто и как изобрел еврейский народ. М.: ЭКСМО, 2010.

годня, — утверждал он, — не ошибаясь, мы твердо можем сказать: евреи-таты вовсе не произошли от израильтян (иудеев), и в начале их религией не была «религия израильтян», их религией была религия Заратустры (они были огнепоклонниками)». Свои слова он обосновывает так: «1. Таты, называемые «горскими евреями», не имеют никаких связей с евреями, которых ассирийские цари привели пленниками в Иран и Мидию. 2. Моисееву веру среди хазар распространили евреи, сбежавшие в VII—VIII веках, а может быть, и раньше, из Рима. 3. Моисееву веру среди части татов (которые вместе с другими татами были огнепоклонниками) распространили хазары (видимо, раз распространяли — то, значит, и биологически смешивались. — М.Б.), а может быть, и евреи, которые сбежали из Рима на Кавказ. 4. Таты-евреи, мусульмане и христиане составляют единый народ. Их разделила религия — вера Моисея, Христа и Магомета»2. Вот такая, мягко говоря, «научная» аргументация, особенно по части «может быть»! Лингвисту, наверное, следовало бы знать, что язык не всегда является показателем национальной принадлежности. К евреям это относится более, чем к кому бы то ни было — на протяжении веков им неоднократно приходилось переходить с одного языка на другой. Совсем недавно, до 1940-х годов, основная масса еврейского населения Восточной Европы говорила и писала на языке идиш, очень близком к немецкому языку. В настоящее время его вообще мало кто помнит: в Израиле евреи возродили иврит, в США они общаются на английском, в России — на русском, а в Иране — на очень близком к татскому языку фарси. Так вот, именно язык объединил всех татов, но никак не их происхождение. Кроме того, в Хазарии как раз оказались в основном евреи из Сасанидского Ирана — о чем будет сказано ниже, — к которым впоследствии присоединились беженцы из Византийской империи.

С целью борьбы с антисемитизмом Артур Кестлер также сделал попытку доказать хазарское происхождение еврейского народа. В своем оригинальном исследовании «Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие»3 он фактически начинает историю европейского еврейства с хазарского каганата. Его основной посыл ясен: если ныне живущие евреи — потомки хазар, то есть не семиты, то, значит, и антисемитизм не имеет под собой никакой основы. Понятно, что эта идея пришлась по вкусу некоторым советским идеологам, которые использовали ее для делегитимации Государства Израиль. Об этом очень подробно и обстоятельно сказано в книге Е. Дмитриева и В. Ладейкина «Путь к миру на Ближнем Востоке»4. Однако все эти авторы стали заложниками неправильно понятой и неверно истолкованной переписки бека (пеха), то есть наследственного главнокомандующего армией каганата, Иосифа бен Аарона с Хасдаем ибн Шапрутом — сановником кордовского халифа Абдрахмана III. Первой «жертвой» данной ошибки стал выдающийся поэт и мыслитель средневековой Испании, автор нашумевшей тогда поэмы «Сефер ха кузари» Иегуда бен Галеви, в которой он и изложил ошеломившие всех сведения о существовании на Волге «еврейского государства» — Хазарского каганата.

Пути миграции

Как же все обстояло на самом деле? Вышеупомянутый бек, или пех, Иосиф «сообщает, что хазары происходят от потомства Иафета, то есть семитами они не были»5. Далее рассказывается, как евреи оказались в Хазарии.

2 Цит. по: Агарунов Я. Большая судьба маленького народа. М., 1995. С. 23.

3 См.: Кестлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие / Пер. с англ. А.Ю. Ка-балкина. СПб: Издательская группа «Евразия», 2001.

4 См.: Дмитриев Е., Ладейкин В. Путь к миру на Ближнем Востоке. М., 1974.

5 Коковцов П. Еврейско-хазарская переписка в Х в. Л., 1932. С. 3.

Известно, что во главе хазарского государства в тот период стоял хакан (каган или хан — титул правителя у монголов и тюрок) из тюркской династии Ашина (род Волка), которому хазары доверили оборону своей страны. По тем временам это было нормальным явлением. Вспомним, что и славяне, жившие в Древней Руси, пригласили для охраны от набегов кочевников норманна Рюрика с дружиной. Хан-тюрок хазар вполне устраивал. «Он кочевал со своей ставкой в низовьях Волги, между нынешним Волгоградом и Астраханью, весной откочевывал на Терек, лето проводил между Тереком, Кубанью и Доном, а с приходом холодов возвращался на Волгу. Хазарам не приходилось содержать своего хана. Он не требовал с них налогов, кормясь собственным кочевым хозяйством. Хан и пришедшая с ним военная знать, удовлетворяясь дарами подданных, не вводили системы поборов и не занимались торговлей». Тем не менее «тюркские беки и тарханы были чуждым элементом для основного населения страны»6. То же самое относилось и к появившимся в Итиле еврейским купцам. Разница была только в том, что тюрки были правящим слоем, поэтому простой люд их не очень жаловал, а евреи «жили замкнутыми колониями и с местными жителями почти не общались»7. Помимо хазар под скипетром правящей династии оказались десятки кочевых и полуоседлых племен. Среди них были камские булгары, буртасы, сувары, мордва-эрзя, черемисы, вятичи, северяне и славяне — поляне. «Данниками хазарского хакана были также аланы, касо-ги, черкесы, печенеги и венгры»8. Но все они по известному принципу переноса имени ведущего этноса на всех остальных насельников назывались «хазарами». Не избежали этой участи и евреи, которые в силу исторических причин оказались в Хазарии. Э. Би-керман в монографии «Государство Селевкидов» пишет: «Житель державы был тем, кто жил под властью царя»9. К примеру, в Торе подробно описывается покупка Авраамом пещеры Махпела у Эфрона Хеттийца. Однако это вовсе не означает, что Эфрон на самом деле был хеттом по национальности. Скорее всего, он жил когда-то в области, подвластной хеттскому царю, и был его данником. Оттуда и произошло указанное прозвище. Ведь не считаем же мы евреев по фамилии Поляк или Поляков по национальности поляками, а по фамилии Дойч — немцами!

Из истории известно, «как англичане колонизовали Индию, а французы Индокитай. И те и другие приезжали в указанные колонии зарабатывать там деньги, заниматься бизнесом и т.д. Поработав и послужив в Индии, Индокитае или в Африке, все они возвращались к себе на родину, отнюдь не становясь от этого индусами, вьетнамцами или негра-ми»10. Поскольку евреи не имели своей метрополии и возвращаться им было некуда, то они как пришельцы создали в столице каганата Итиле свою факторию или сеттльмент, где и поселились обособленно. Хазары были язычниками и верили во множество богов, но религия евреев не вызывала у хазарских шаманов особой неприязни. Кроме того, в Хазарском каганате оказались представители персидской и византийской общин, которые имели опыт общения с жителями Востока.

Известно, что в Иране евреи появились еще во времена Ахеменидской державы, после завоевания Вавилонии Киром Великим в 539 году до н.э. Согласно свитку «Мегилат Эстер», они жили там в 127 областях и обладали широкими правами. Со временем отношение к евреям, как и представителям других народов, резко изменилось. Опасаясь нарастающего влияния христианства, которое действовало очень напористо и агрессивно, персидские маги — адепты господствовавшей в Сасанидском Иране зороастрийской религии — стали подбивать шахиншаха Йездигерда II (438—457) к усилению гонений про-

6 Гумилев Л. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. С. 67.

7 Там же.

8 Гумилев Л. Открытие Хазарии. М., 1966. С. 6.

9 Бикерман Э. Государство Селевкидов. М., 1985. С. 6.

10 Гумилев Л. От Руси к России. М.: Экопрос, 1992. С. 33.

тив них. Поскольку в те времена мало кто разбирался в тонкостях иудаизма и христианства, заодно досталось и евреям, которые, как известно, прозелитизмом не занимались. Однако и они также были вынуждены бежать из страны.

При шахиншахе Фирузе (459—484) эти гонения усилились. В результате многие евреи осели в горах Дагестана, а какая-то их часть добралась до дельты Волги и нашла пристанище в столице Хазарии Итиле. Кроме того, как пишет Л. Гумилев: «Евреи оказались замешанными в движении маздакидов, что не прибавило им любви со стороны шахского правительства Сасанидского Ирана. Это случилось в 529 году»11. Кстати, очень подробно этот факт освещает Ю.О. Солодухо. Вот что он пишет: «Еврейское население Ирана на протяжении столетий пользовалось значительной самостоятельностью: управлялось общим для всех провинций страны наследственным экзилархом, который осуществлял надзор за порядком в деревнях и городах, населенных евреями, а также за ходом торговли на рынках и т.д. Он же являлся верховным судьей для всех иранских евреев. Имел право «палки и кнута», выносил даже смертные приговоры, хотя при Сасанидах официально был этого лишен. Этот сановник представлял еврейское общество и его интересы перед царем и высшими государственными чиновниками. Экзиларх собирал с еврейского населения подати для государства»12. В результате внутренней борьбы за сан экзиларха это место занял молодой и энергичный Мар-Зутра.

В тот период в Сасанидском Иране возник конфликт между старой знатью и новым помещичьим классом, идеологом которого стал маг Маздак, проповедовавший идею всеобщего равенства. Шах Кавад решил использовать указанное движение, чтобы подорвать позиции крупных землевладельцев. В результате возникшей смуты центральная власть в стране была ослаблена. Этим воспользовался Мар-Зутра. «В 522 году он поднял восстание и с отрядом в 400 человек создал собственное небольшое государство с центром в Мехозе, которое просуществовало до 529 года»13. Конечно, это был мятеж, который вряд ли мог остаться безнаказанным. В неравной борьбе с шахскими войсками Мар-Зутра потерпел поражение. Его казнили, после чего должность экзиларха потеряла всякое значение. Замешанные в мятеже евреи вынуждены были покинуть страну.

Таким образом, налицо несколько потоков еврейских беженцев. Византийцы-христиане тоже не жаловали своих евреев, которым в силу сложившихся обстоятельств пришлось навсегда покинуть пределы империи. По словам Л. Гумилева, «евреи оказавшиеся на Кавказе, начисто забыли и свою древнюю грамоту», и многие традиции иудаизма. Тем не менее они сохранили память о субботе и некоторых обрядах»14.

Очутившись в Хазарии, которая лежала на главных торговых путях, евреи тут же включились в транзитную торговлю. «Хазария активно торговала с Персией, Хорезмом и Византийской империей на юге; с Русью, Великой Булгарией и Великой Пермью на севере»15. Поскольку жители Хазарского каганата были в основной своей массе кочевниками-скотоводами и лишь отчасти земледельцами, садоводами и рыбаками, то еврейские купцы и ремесленники оказались как нельзя более кстати. Постепенно евреи накопили значительные богатства, и у них появилось естественное стремление конвертировать свое экономическое могущество в политическое. Сосредоточившись в столице государства Итиле, где, по свидетельству многих географов и путешественников Средневековья, «кирпичных зданий, за исключением ханского дворца, не было»16, а всеми остальными

11 Там же. С. 34.

12 Вестник древней истории, 1940, № 3—4. С. 134.

13 Там же.

14 Гумилев Л. От Руси к России. С. 34.

15 Гумилев Л. Открытие Хазарии. С. 3.

16 Там же.

постройками были юрты и деревянные строения, евреи приобрели непропорционально большую власть и влияние.

Все это стало возможным вследствие того, что династия Ашина превратилась в «ленивых королей». В истории известно, как закончилась династия Меровингов — потомков основателя франкского королевства Хлодвига. Им на смену пришли Каролин-ги, начало которым положил майордом последнего короля Карл Мартелл. Его сын Пипин Короткий был провозглашен новым монархом. Однако и Каролингов постигла та же участь. Со временем короли этой династии практически перестали участвовать в управлении страной. К власти пришел герцог Франции Гуго Капет, положивший начало Капетингам, от которых и произошли Валуа, Бурбоны и Орлеаны. А в Японии с 1192 года до самой революции Мейдзи 1868 года при живых императорах правили сегуны, то есть военачальники из кланов Миамото, Фудзивара и т.д., которые и обладали реальной властью.

Что должны были сделать евреи в схожей ситуации в стране язычников, где они были единственной сплоченной силой? Естественно, возродить свое религиозное и национальное единство. В результате «бессильный и безвластный хакан» остался лишь номинальным правителем. «Государством правил «пех» или, точнее, малик. Он и его советники были родовитыми иудеями, хозяевами многоэтнического государства и сочленами самых выгодных торговых предприятий... «Двоевластие» в Хазарии было грандиозным обманом народа, которому раз в год» во время религиозного языческого праздника, посвященного богу Тенгри, «показывали законного хана... Остальное время глава иудейской общины выжимал из хазар и окрестных народов средства для наемников, которые должны были этих хазар подавлять»17 и одновременно защищать пределы страны. Как пишет Л. Гумилев и, наверное, на то у него были основания, «обращать в иудаизм население Хазарии никто не собирался. Иудейские мудрецы свято хранили завет Иеговы для избранного народа, которому теперь достались все накопленные блага, связанные с руководящими должностями»18.

Л. Гумилев отмечает: «Другая аберрация — это мнение о том, что хазары были обращены в иудейскую веру. В Средние века это было невозможно, ибо иудаизм — культ генотеистический, а не прозелитический, и редкие новообращенные считались «проказой Израиля»19. Так что граждане «свободной» Хазарии вряд ли желали стать иудеями. Да они к этому и не стремились! Им хватало своего пантеона языческих богов во главе с богом Тенгри, живым воплощением которого являлся сам хакан. «Иностранцам, писавшим о Хазарии по внешним беглым впечатлениям» и, как мы полагаем, общавшимся почти исключительно с правящей еврейской верхушкой, исходя из принципа «чья страна, того и вера», «казалось, что все эти люди — хазары иудейского вероисповедания, но ни евреи, ни настоящие хазары не заблуждались по этому поводу ни на минуту»20. Кроме того, если евреи Хазарии исповедовали иудаизм ортодоксального толка, то вряд ли можно предполагать, что они гонялись по стойбищам и пастбищам своих языческих сограждан, с тем чтобы совершить над ними обряд обрезания и устроить им на иврите экзамен на знание Торы и проверку соблюдения Галахи и кашрута.

К тому же еврейские наследственные пехи, которые, кстати, в это достоинство возводились хаканом, не слишком долго были фактическими правителями страны. Очень скоро все завершилось как обычно — евреи, гонимые из других стран, начали стекаться в Хазарию в поисках «теплых мест» и защиты. Со временем их стало так много, что собственно хазарская знать уже не могла, да и не хотела, мириться с засильем чуждого ей по

17 Гумилев Л. Древняя Русь и Великая степь. С. 74.

18 Там же.

19 Гумилев Л. Сказание о хазарской дани [www.Litru.ru].

20 Гумилев Л. Древняя Русь и Великая степь. С. 67.

расе и вере народа. Кроме того, сосредоточившись в столице каганата и обретя здесь силу и власть, евреи стали вмешиваться в дела племенных беков и тарханов, пытаясь посадить на местах «своих» людей. И в этом тоже нет ничего нового: центр для укрепления вертикали власти всегда стремится к контролю над провинцией, которая этому активно сопротивляется. Если бы хазарская знать действительно была «озарена» идеями иудаизма, никакого конфликта просто не случилось бы. Ну не может он быть среди «своих»! А поскольку этого не произошло, конфликт между господствующим чужеродным меньшинством и большинством, исповедующим христианство, ислам и различные языческие культы, все же состоялся.

О религиозной мозаике в каганате свидетельствуют и многие средневековые авторы, которые лично посещали Хазарию. Так, купец и путешественник Ибн-ул-Азиз сообщает, что «царь (но не хакан! — М.Б.) был иудейской веры, а подданные магометанской и христианской: идолопоклонников не много. Иудеев еще менее». Тот же автор свидетельствует, что «в 868 году», то есть через сто лет после переворота, совершенного представителями еврейской общины, «козары приняли Магометов закон»21.

Евреи у власти

Единого мнения о том, как еврейская община оказалась у власти в Хазарии, нет. Если верить пеху Иосифу бен Аарону и взять за основу его письмо Хасдаю ибн Шапру-ту, то иудаизм на каганат как бы «упал с неба». Легенда о том, что ангел, приснившийся хакану, убедил того в необходимости изменить языческую религию на монотеистическую, не выдерживает критики. Данный сюжет кочует от народа к народу; многие летописцы и придворные хроникеры для доказательства истинности принятой государем веры выдумывали сказку об «озарении» правителя, с которым до того проводили серьезную агитационно-разъяснительную работу представители трех авраамистских религий: иудаизма, христианства и ислама. Подобная легенда, скорее всего, была необходима для придания легитимности совершенному евреями военному перевороту. Еще академик Д.С. Лихачев установил, «что целый ряд летописных рассказов не отражают исторической действительности, а являются либо заимствованиями из других хроник, либо домыслами летописцев»22. Вспомним «Энеиду», которую Вергилий написал, чтобы доказать легитимность правления Октавиана Августа его происхождением от Венеры. Точно такая же «хазарская» байка почти дословно повторяется в русских летописях, которые описывают принятие в 988 году русским князем Владимиром христианства византийского толка.

И здесь представители трех религий пытаются доказать истинность каждой из них. Кстати, на Руси выбранная для страны и народа православная вера внедрялась мечом, топором и огнем, сотни волхвов и тысячи последователей языческих культов были преданы мучительной смерти. Что-то в Хазарии подобного факта не отмечено, и все религии каганата очень длительный период продолжали мирно сосуществовать. Тем более что и опереться еврейской общине в борьбе за религиозное единообразие было не на кого. Ведь даже наемная армия кочевого государства почти сплошь состояла из мусульман.

А теперь для сравнения рассмотрим другие версии, объясняющие приход к власти в каганате еврейской общины. Так, известный исследователь П.К. Коковцов приводит материал, в котором говорится, что «инициатором возвращения к иудаизму стал некий еврей, которого хазары избирают царем (пехом. — М.Б.) за военную доблесть. Он решает

21 Карамзин Н. История государства Российского. Т. 1. М.: Книга, 1988. С. 323.

22 Гумилев Л. Сказание о хазарской дани.

вернуться к вере предков под влиянием своей набожной жены»23. Вероятно, заполучив власть, сей военный предводитель, увидел в этом перст Божий и под воздействием момента «поменял свое тюркизированное имя на Сабриэль». Из приведенного документа видно, что речь идет не о принятии иудаизма хаканом, а о возвращении самих евреев к собственным истокам. (Подобные моменты в истории еврейского народа уже были. Отход евреев от иудаизма наблюдался и в эпоху эллинизма, и на заре христианства, и в годы советской власти.) Со временем, поскольку евреи оказались фактическими правителями страны, их стали отождествлять с хазарами.

Согласно версии Л. Гумилева, «Булан только возродил подзабытые традиции иудаизма среди своих соплеменников, после чего принял имя Сабриэль, а вот власть в стране для евреев в IX веке захватил в результате переворота мудрый Обадия, про которого древние документы говорят, что «он боялся Бога и любил Закон». Новый правитель «выгнал из страны тюрок (но не хакана! — М.Б.), составлявших военное сословие Хазарии. При этом Обадия опирался на отряды наемников — печенегов и гузов (тоже тюрки. — М.Б.)»24. Из сказанного следует, что евреи, скорее всего, возглавили какое-то восстание низов против верхов, как это имело место во время революции 1917 года в России.

Далее говорится, что «еврейское правительство Хазарии пользовалось услугами наемников из Гургана. Им платили за одержанные победы. Отвоевав положенный срок, многие из них возвращались домой состоятельными людьми. Если же воины терпели поражение, что иногда случалось, их просто казнили»25. Благодаря указанным выше наемникам были одержаны «победы над гузами на реке Яик, над булгарами на Каме, над буртасами на реке Сакмаре, над савирами на Донце. Но эти же победоносные гурганцы отказались воевать против своих единоверцев мусульман — дайлемитов. З. Львова в статье «Этапы становления иудаизма в Хазарском каганате» цитирует булгарскую летопись «Гази-Ба-радж тарихы» (1229—1246), которая значится у нее как Кембриджский документ. В ней сказано буквально следующее: «И они, евреи, всегда выходили вместе с ними на войну и стали одним с ними народом»26. «Единственное, что отличало евреев от хазар, — пишет З. Львова, — так это их преданность Завету обрезания и соблюдение субботы. И не было царя (пеха. — М.Б.) в стране козар, а того, кто одерживал победы на войне, они ставили над собой военачальником. И продолжалось это до того самого дня, как евреи вышли с ними, по обыкновению, на войну и один еврей выказал в тот день необычайную силу мечом и обратил в бегство врагов, напавших на хазар. И поставили его люди казар-ские, согласно своему обычаю, над собою военачальником»27.

Данный факт свидетельствует о многом. Во-первых, никакой иудаизм этому еврею принимать не было необходимости, так как он с ним родился. Его личная храбрость и самопожертвование явились лучшим подтверждением верности еврейской общины народу Хазарии. Кроме того, хазары, будучи в основной своей массе язычниками, менее всего интересовались вероисповеданием своего героя. Аналогичную картину мы наблюдаем и у других языческих народов. Так, монгольские правители из династии Ильханидов (государство Хулагидов) весьма охотно привлекали своих еврейских подданных к управлению страной. Среди них были такие выдающиеся деятели, как Саад-ад Давла, фактически направлявший всю внутреннюю и внешнюю политику государства, Мухаззам-ад Давла — глава административного управления города Тебриза и Лабид бен Ари-р Раби — глава административной системы Азербайджана. Во-вторых, утверждение Иосифа Бен Аарона

23 Коковцов П. Указ. соч.

24 Гумилев Л. От Руси к России. С. 35.

25 Гумилев Л. Древняя Русь и Великая степь. С. 70.

26 Львова З. Этапы становления иудаизма в Хазарском каганате [sir35.ru].

27 Там же.

о вступлении в иудаизм хазарского хакана понадобилось ему для легитимизации власти, узурпированной в результате военного переворота еврейской общиной.

Кстати, и в цитируемом З. Львовой Кембриджском документе утверждается, что вышеупомянутый «герой Хазарии», избранный военным предводителем каганата, «вернулся к религии отцов под влиянием своей жены, которую звали Серах»28. Именно «при этом военачальнике в Хазарию стали стекаться евреи из Багдада, Хорасана и земли греческой (т.е. Византийской империи. — М.Б.)». Они поддержали своих ранее поселившихся в Хазарии соплеменников, и «те укрепились в Завете». Об этом «косвенно свидетельствует сообщение в летописи о браке Айбата с еврейкой из Бухары. Если судить по данным Гази-Бараджа, в тенгрианской среде брак знатного хазарина, и тем более хакана, с иноземкой и иноверкой был просто недопустим»29.

Как же в таком случае быть с легендой о вступлении хазарской верхушки в иудаизм? Да просто набраться мужества и признать, что подобного акта вообще не было! Далее тот же источник сообщает, что «после утверждения на посту бека, евреи добились того, что эта должность стала переходить по наследству. Еврейская верхушка с презрением относилась к провинциальной языческой знати, которая, продолжая номинально оставаться подданной родственного ей тюркского хакана, фактически оказалась во власти иноплеменных иноверцев»30. Конфликт назревал, и нужна была одна искорка, чтобы вызвать большой пожар. Таким поводом послужила неспособность пеха Бен Амина предотвратить нападение на Итиль моджар (скорее всего, «мадьяр», т.е. венгров). «Белые хазары (т.е. элита. — М.Б.) сплотились вокруг хакана. Бен Амин был низвергнут и задушен, а верные ему священнослужители были живыми закопаны в его могилу. Впоследствии черные хазары возвели на престол пеха тенгрианца Уруса». Согласно летописи, в дальнейшем «верх взяли мусульмане»31. И это вполне естественно, если учесть, что наемная армия каганата сплошь состояла из гурганских воинов, исповедовавших ислам.

Что касается ареала расселения евреев Хазарии, то можно смело утверждать, что они в основной своей массе жили в главной ставке хакана Итиле. И это тоже понятно. Именно через этот город шла основная транзитная торговля, и здесь было главное складочное место для товаров — Хазеран, которое располагалось на том же острове, что и Итиль. Кстати, о неразвитости товарно-денежных отношений в каганате свидетельствует отсутствие у хазар собственной монеты. Особо следует отметить, что в те стародавние времена города были небольшими как по территории, так и по населению. К примеру, в Иерусалиме времен царя Давида на площади в 1,5 га проживало всего около 2 тыс. человек. Лишь спустя более 400 лет, накануне разрушения Первого Храма, здесь, ориентировочно, было до 20 тыс. жителей. Но, во-первых, народ Иудеи на тот период уже почти 600 лет вел оседлый образ жизни, имели развитую городскую инфраструктуру и государственное устройство с четко выстроенной вертикалью власти. А во-вторых, здесь уже был монотеизм и наследственный самодержавный царь. Хазары же в период появления там евреев вели в основном кочевой образ жизни, и их города больше напоминали небольшие временные стойбища, обнесенные валом и частоколом и очень редко — каменной стеной. Как уже упоминалось, даже в столице было только одно здание из кирпича — дворец хакана. Основная масса купцов, а также путешественников, историков, географов посещала не сельскую местность, а именно такие вот центры политической и экономической жизни с их рынками, базарами, ярмарками, с их властной элитой, обладавшей известной покупательной способностью и знаниями. Так что все они описывали не кочевья подданных хакана, а его главную ставку — столицу.

28 Львова 3. Указ. соч.

29 Там же.

30 Там же.

31 Там же.

Именно здесь творилась история, и тот, кто владел Итилем, правил всей страной. Хотя, конечно, трудно ожидать, чтобы в кочевом государстве местная элита была очень послушна верховной власти. Это только Чингисхан смог сплотить монголов железной дисциплиной и собственным авторитетом. В основном племенная верхушка всегда обладала достаточно широкой автономией, что мы и сегодня наблюдаем на примере Афганистана, Пакистана и ряда африканских стран.

Так вот, средневековый историк, географ и путешественник IX века Истахри в «Книге стран» пишет, что в Хазарии «евреи составляли меньшинство населения, а магометане и христиане — большинство»32. Уже исходя из этого факта, никак нельзя согласиться с теорией Шломо Занда о массовой гиюризации хазар, от которых якобы произошли современные восточноевропейские евреи. Что касается имен евреев Хазарии, то они, как всегда, соответствовали духу времени. Все мы помним, как в эллинистический период у евреев вдруг появились Ясоны, Менелаи, Агриппы, Александры и т.д., в советскую эпоху Дмитрии, Елены, Борисы, Ларисы, Ольги, Игори, в США — Аллены, Керки, Харрисоны, Барбары и тому подобные.

Современная наука о генетике еврейского народа

Средневековой Грузии часто приходилось сталкиваться с хазарами, которые периодически совершали на нее набеги. В хрониках того времени они «отождествляются с потомками Гога и Магога, ибо это дикари со страшными лицами и нравом диких зве-рей»33. Известный средневековый историк (историк Кавказской Албании) Моисей Ка-ганкатваци ужасается «безобразной, гнусной, широколицей, безресничной толпой, в образе женщин с распущенными волосами»34. Наконец, Истахри, чье сочинение является одним из наиболее важных свидетельств истории каганата, говорит: «Хазары не походят на тюрок, они черноволосы, разделяются на два разряда, один называется кара-хазар, они смуглы так сильно, что их смуглота отдает в чернь, они словно какой-либо разряд из Индии. Другой разряд белые»35. Здесь, конечно, можно предполагать, что в состав народа, объединенного общим этнонимом «хазары», входили племена, относившиеся к разным этническим группам. Данный конгломерат включал в себя гуннов, аварцев, булгар, венгров, башкир, буртасов, сабиров, уйгуров, утугуров, кутригуров, кабаров и многих других. Вполне возможно, что в этом «компоте» варились представители различных рас.

Что касается генетики, то здесь господин Занд оплошал полностью. Среди евреев нет похожих на башкир, гуннов, уйгуров и других наследников каганата. В данном конкретном случае речь идет о тех израильтянах, которые рождены от обоих семитских родителей и чьи предки были евреями до 10 колена. Кроме того, последние исследования серьезных ученых доказали, что все евреи, независимо от стран происхождения, являются потомками древних евреев, выходцев с Ближнего Востока. Кроме того, согласно научным данным, для того чтобы какая-то конкретная популяция смешалась с другой только наполовину и дала новую линию, должно смениться 50 поколений, а это как минимум 1000 лет! Хазарский каганат просуществовал под еврейским правлением всего-то чуть более 150 лет. Так что времени для этого процесса было явно недостаточно. К

32 Карамзин Н. Указ. соч. С. 323.

33 Кестлер А. Указ. соч. С. 12.

34 Там же.

35 Там же.

тому же самих евреев в Хазарии было действительно совсем немного. Мы полагаем, что они составляли не более 10% населения Итиля.

В исследуемый период, несмотря на внушительные размеры острова, на котором находилась столица каганата, окруженная садами, бахчами и рыбными угодьями, в ней могло проживать на постоянной основе не более 5—6 тыс. человек. Так что какие-то 500—600 евреев Хазарии, даже если кто-то из них все же вступал в связь с местным населением, вряд ли могли сыграть существенную роль в этногенезе европейского еврейства. Современные евреи — потомки меньшинства, того самого ортодоксального меньшинства, которое на протяжении веков практически ни с кем не смешивалось. Об этом же говорит и современная наука. Так, в статье «Стволовые клетки не могут скрыть свою национальность» А. Тимошенко пишет: «существует заложенный природой некий генетический паспорт, доказывающий различия в устойчивости представителей разных народов к болезням, их разный облик и биохимические особенности. Все это — следствие отличий генома. Например, характерный светлый цвет кожи жителей Северной Европы или способность усваивать молочный сахар, лактозу — результат генетического отбора, идущего сотни поколений»36.

Очень подробно вопросы наследственности освещает американский исследователь Обри Милунски. В монографии под названием «Знайте свои гены» он приводит перечень болезней, которыми страдают различные народы. Как отмечает вышеуказанный автор, «шансы вашего ребенка заболеть наследственной болезнью или быть ее носителем в значительной мере», если не решающей, «связаны с вашим этническим происхождением. Так, у евреев чаще всего встречается только им свойственные недуги, такие как амавротическая идиотия и семейная дизавтономия. Американские негры, носители гена серповидно-клеточной анемии, привезли его из Африки. В настоящее время примерно каждый десятый из черных американцев — носитель этой болезни, а дети, страдающие от серповидно-клеточной анемии, встречаются с частотой 1 на 400 новорожденных негров. Кистофиброз поджелудочной железы — наиболее часто встречающийся «генетический убийца» белых детей. С этой болезнью рождается один ребенок из 2 500 и один на 25 новорожденных оказывается ее носителем. У негров же, равно как и у лиц восточного происхождения, эта болезнь встречается очень редко. Если такие случаи все же бывают, то практически всегда они оказываются связанными с примесью крови белых в истории данной семьи»37.

В интернет-версии издания «American Journal of Human Genetics» (Американский журнал генетики человека) от 3 июня 2010 года приводятся сведения «Об основных еврейских популяциях и их связи с общей родословной». В этот проект не были включены эфиопы, известные как «фалаши», поскольку они никакого отношения к еврейскому народу как таковому не имеют. Скорее всего, их можно признать религиозной маргинальной сектой, находящейся на стыке раннего христианства с доталмудическим иудаизмом. Тем более что все они относятся к чадско-кушитской группе негроидной расы.

Чтобы наконец расставить все точки над «i», напомним еще об одном исследовании. «Доктор Гиль Ацмон и профессора Эдвард Бернс из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна, Гарри Остер — медицинский факультет Нью-Йоркского университета, Эйтан Фридман из израильского медицинского центра «Тель а-Шомер» провели полномасштабный анализ трех наиболее многочисленных еврейских популяций: ашкеназов (евреи Восточной и Центральной Европы), сефардов (итальянские, греческие и турецкие евреи), мизрахи (евреи Ирана, Ирака и Сирии). Генетический материал для исследования предоставили 237 человек, проживающие в Нью-Йорке, Сиэтле, Афинах, Риме и Израиле. Каждый из них является чистокровным потомком какой-либо одной из вышеупомянутых групп.

36 Тимошенко А. Стволовые клетки не смогут скрыть свою национальность [www/newsland.ru].

37 Милунски О. Знайте свои гены. М., 1981. С. 100.

Результаты анализа геномов этих людей сравнивались с генетическими картами 418 представителей нееврейских популяций из разных уголков земного шара. Как показало исследование, евреи из разных групп диаспоры имеют множество общих генетических черт, отличающих их от нееврейского населения, причем эти различия появились еще в древности. Каждая из групп диаспоры сформировала собственную относительно замкнутую в генетическом отношении группу (кластер) в рамках общееврейской популяции. Каждая из групп — и ашкеназы, и сефарды, и мизрахи — продемонстрировала ближневосточное происхождение. Генетический анализ показал, что европейские и восточные евреи разделились на две замкнутые группы примерно 2,5 тыс. лет назад. Исследование наглядно опровергает так называемую «хазарскую теорию происхождения ашкеназов». «Наше исследование подтверждает истинность концепции единого еврейского народа, связанного общей генетической историей, — говорит профессор Гарри Острер»38.

Что касается светлой пигментации глаз и волос, встречающейся у ашкеназов, то этот феномен довольно часто наблюдается в замкнутых популяциях и является следствием появления в данной группе рецессивного гена. Аналогичная ситуация наблюдается у обособленно живущих в горах Афганистана нуристанцев (всего 160 тыс. человек) и у многих жителей высокогорных аулов Дагестана. Далее вышеупомянутые исследователи приводят «датировку начала формирования каждой из основных еврейских популяций как отдельной общности».

«Иранские и иракские евреи сформировались в Вавилоне и Персидской империи в VI и IV веках до н.э. соответственно. Еврейские популяции на Балканах, в Италии, в Северной Африке и Сирии возникли в эпоху античности. Впоследствии они смешались с сефардами, поселившимися в этих регионах после их изгнания из Испании и Португалии в конце XV века. Евреи-ашкеназы отличаются невероятной генетической однородностью, что говорит об их происхождении от крайне немногочисленной исходной популяции. Основной вывод, к которому пришли ученые, таков: хотя еврейское население мира разделяется на несколько популяций, оно, с генетической точки зрения, связано общностью происхождения»39. Составной частью единого еврейского народа являются и горские евреи. Об этом свидетельствует антрополог Л.В. Ошанин, который, «изучив переселившихся [на Кавказ] из Передней Азии евреев», пришел к выводу, что «все они характеризуются ярко выраженными особенностями переднеазиатского типа»40. Кроме того, осо-бость евреев как генетической популяции подтверждается и исследованиями, проведенными Грегори Кохреном и Генри Харпендингом. Именно они доказали, что евреи «отличаются необычайно высоким интеллектом», а это, по их мнению, «связано с определенными недугами, чаще всего встречающимися в генетически изолированных группах»41.

Из сказанного следует, что «хазарская» теория происхождения восточноевропейских евреев не выдерживает критики и является не более чем очередной ничем не подтвержденной гипотезой.

3 а к л ю ч е н и е

История — это живая наука, которая развивается с течением времени и углублением знаний. По мере накопления информации происходит переоценка многих прежде незыблемых постулатов. Все больше выявляется фактов, которые доказывают, что не всегда

38 Лебедев Н. Генетики доказали единство евреев [www. jewish.ru].

39 Там же.

40 Цит. по: Касимова Р. Антропологические исследования современного населения Азербайджанской ССР. Б., 1975. С. 45.

41 Литовченко К. Почему евреи такие умные [www. modus.com].

следует буквально прочитывать и понимать исторические хроники, летописи и легенды. И в отдаленные от нас времена очень часто в угоду идеологии сознательно искажали действительность, вымарывали нежелательную информацию, совершали различные манипуляции и подтасовки.

Большинство правителей стремились выставить свои деяния в лучшем виде, в чем неоценимую услугу им оказывали различные платные летописцы, придворные поэты и одописцы. Каждый из них старался оставить след в истории, а в назидание потомкам — «светлый образ» мудрого и справедливого, пекущегося о благе своих подданных «отца всех племен и народов».

В этой связи, думаю, что, как и в случае с нашим недавним прошлым, которое мы сегодня пересматриваем, в истории многовековой давности многое должно быть заново переосмыслено с учетом современных знаний и технологий. Не следует забывать и о том, что миграционные процессы, происходившие в древности и в Средние века, мало чем отличались от тех, что мы наблюдаем сегодня. И в те времена они сопровождались как завоеванием территорий и покорением других народов, так и мирным переселением на новые земли кочевников-скотоводов, купцов или ремесленников. И процессы ассимиляции очень напоминали современные — с постоянной борьбой противоположных тенденций: полного растворения мигрантов в новой для них среде либо их абсолютного неприятия и отторжения. Чужаков чаще боялись и сторонились из-за их непохожести, но иногда возвышали и использовали для всеобщего блага. Вопреки религиозным запретам изредка наблюдался процесс незначительной биологической ассимиляции.

Однако это не относится к иудаизму, который как религиозное мировоззрение, за исключением единственного случая насильственной иудаизации немногочисленного родственного евреям семитского племени идумеев в эпоху Маккавеев, никогда не стремился к прозелитизму и вовлечению в свои ряды новых членов. Так было всегда. Поэтому утверждение, что немногочисленная еврейская община Хазарии пыталась навязать свою религию подданным хазарского хакана, не имеет под собой никакой основы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.