Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА'

К ВОПРОСУ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА / ГУМАНИТАРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ушакова Е.В.

В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания преподавателей ВУЗов. История данного понятия обширна, хоть и имеет короткий срок своего существования. Есть множество профессий, где человек испытывает ощущение внутренней эмоциональной опустошенности из-за необходимости постоянного общения с большим количеством людей. В том числе сюда относится и профессия преподавателя ВУЗа. Данная статья сконцентрирована на их гуманитарной и естественно - научной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS OF THE UNIVERSITY

The article deals with the problem of emotional burnout of University teachers. The history of this concept is extensive, though, and has a short period of its existence. There are a lot of professions where the person experiences a sense of inner emotional emptiness because of the need of constant communication with a large number of people. Including this includes the profession of a University teacher. This article is focused on the humanitarian and natural - scientific orientation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА»

5. Развитие личностных и деловых качеств.

6. Повышение психологической настроенности к профессиональной деятельности в период кризиса и в условиях стресса.

Основываясь на принципах систематических и активных подходов к разработке моделей, можно выделить некоторые структурные элементы, которые позволяют качественно оценить не только содержание, но и характер психологической готовности сотрудников со стороны личностного и профессионального реагирования. Таким образом, личностное реагирование и быстрая готовность противостоять кризисным условиям включает в себя: когнитивный компонент - содержит набор знаний о себе, как профессиональных, так и высших классах, включая стрессовые ситуации.

Использованные источники:

1. Негреева, В.В., Алексашкин, Ю.Н., Третьяков, К.Н. Методы, используемые в целях эффективного принятия управленческих решений в кризисной ситуации (научная статья). Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент, №3, 2014 - 643-650 стр .

2. Шишкин, Д.Г., Гершанок, Г.А. Значение и классификация предпринимательских структур (научная статья)//Российское предпринимательство, № 22, 2014 - 63-69 стр.

3. Тонгуш В.В , Базык Е.Ф. Технологии принятия управленческих решений (научная статья) Журнал Символ науки, №04, 2017.

УДК 159.99

Ушакова Е.В. студент магистратуры 3 курса направление подготовки 37.04.01 «Психология управления персоналом» научный руководитель: Лежнина Л.В., д-р психол. наук

профессор

Марийский государственный университет

Россия, г. Йошкар-Ола К ВОПРОСУ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

Аннотация: В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания преподавателей ВУЗов. История данного понятия обширна, хоть и имеет короткий срок своего существования. Есть множество профессий, где человек испытывает ощущение внутренней эмоциональной опустошенности из-за необходимости постоянного общения с большим количеством людей. В том числе сюда относится и профессия преподавателя ВУЗа. Данная статья сконцентрирована на их гуманитарной и естественно - научной направленности.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, преподаватели вуза, гуманитарная направленность, естественно- научная направленность,

эмоциональные состояния.

Ushakova E. V. student magistracy

3 year training course 37.04.01 "Psychology of personnel management"

Mari State University Russia, Yoshkar-Ola Supervisor: Lezhnina L. V.

Dr. psychol. Sciences, Professor Mari State University Russia, Yoshkar-Ola

TO THE QUESTION OF EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS

OF THE UNIVERSITY

Annotation: the article deals with the problem of emotional burnout of University teachers. The history of this concept is extensive, though, and has a short period of its existence. There are a lot of professions where the person experiences a sense of inner emotional emptiness because of the need of constant communication with a large number of people. Including this includes the profession of a University teacher. This article is focused on the humanitarian and natural - scientific orientation.

Keywords: emotional burnout syndrome, humanitarian orientation, natural - scientific orientation, emotional states.

Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году. «Синдром выгорания» - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще [4, С. 32 - 36.]. Может повлечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми [2, 576 с.].

На развитие «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста влияет группа объективных, организационных, личностных факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального выгорания практически невозможно [1, 31с.]. Обычно причина «выгорания» - это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.

Специалисты помогающих профессий, к примеру, преподаватели, находятся в особых условиях труда [5, С. 102 - 105]. Выполнение ими профессиональных обязанностей связано с высокой степенью эмоционального участия в судьбе подопечного, в то же время им приходится

постоянно иметь дело с людьми, находящимися в сложных жизненных обстоятельствах, в связи с которыми им нужна помощь. Все это накладывает особый отпечаток на переживание ими условий своего труда, ответственности, которая на них возложена, и собственных внутренних проблем, возникающих в связи с этим [3, 312 а]. Специалисты такой профессии должны обладать особыми личностными качествами, способными обеспечить им необходимую эмоциональную устойчивость. Если же человек, выполняющий подобные функции, внутренне оказался неготовым к таким эмоциональным нагрузкам, у него очень часто развивается синдром эмоционального выгорания, который определяется появлением у специалиста определенных симптомов, а в частности эмоционального истощения, снижения фона настроения, постоянной усталости, в том числе и физической. Иногда синдром эмоционального выгорания сопровождается и соматическими симптомами: головными болями, снижением иммунитета к вирусным инфекциям, нарушениями сна и т.д.

Есть основания предполагать, что синдром эмоционального выгорания у преподавателей гуманитарного и естественно-научного профилей преподаваемых дисциплин, имеет отличительные особенности. Для первичной проверки данного предположения мы провели диагностику эмоционального выгорания 32 преподавателей гуманитарных и естественнонаучных дисциплин по методике В.В. Бойко.

Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко)

16 14 12 10 8 6 4 2 0

5

сформировавш аяся

на стадии формирования

не

сформирована

Гуманитарная напр-ть

6

9

1

Есте стве нно -научная напр-ть

15

0

1

Согласно полученным данным, преподаватели дисциплин гуманитарной направленности более подвержены эмоциональному выгоранию по сравнению с коллегами, преподающими дисциплины естественно-научного профиля. Вероятно, гуманитарный профиль деятельности сопровождается более выраженной психоэмоциональной напряженностью по ряду причин, как внешних (обилие рутинных процессов

в работе, «бюрократический шум» и др.), так и внутренних (антропоцентричность, рефлексивность, эмпатийность) преподавателей-гуманитариев.

Метод ранговой корреляции Спирмена подтверждает наличие взаимосвязи между направленностью преподаваемых дисциплин и эмоциональным выгоранием.

Таким образом, эмоциональное выгорание у преподавателей дисциплин гуманитарной направленности возникает чаще, чем у преподавателей естественно-научных дисциплин.

Использованные источники:

1. Грабе, М. «Синдром выгорания» / М. Грабе. - Речь, 2008 - 31 с.

2. Реан, А. А. «Социальная педагогическая психология» / А. А. Реан, Я. П. Коломинский. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. - 576 с.

3. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М. : П

4. Теперик, Р. Ф. Как не сгореть на работе? / Р. Ф. Теперик // Журнал оПсихология для руководителя». - 2008. - № 2. - С. 32 - 36.

б. Чутко, Л.С. «Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты» / Л. С. Чутко, Н. В. Козина. -М., 2014. - С. 102 -

105. щ

е УДК 355.2

н Ушакова Н.П.

и студент 1курса

е факультет «Экономика и финансы»

, Сибирский институт управления-филиал РАНХИГС

Россия, г. Новосибирск 1 ЗНАЧЕНИЕ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ 9 ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА РФ

6 Аннотация. В статье рассматривается сущность и значение воинской обязанности в обеспечении обороноспособности государства, а также роль патриотического воспитания и требования к гражданам, проходящим военную службу.

Ключевые слова: государство, обороноспособность, воинская обязанность, вооруженные силы, армия, патриотизм, призывник.

Ushakova N.P. student

1 year, Faculty of Economics and Finance Siberian Institute of Management-branch ranepa

Russia, Novosibirsk IMPORTANCE OF THE MILITARY DUTIES IN PROVIDING THE DEFENSE OF THE STATE OF THE RUSSIAN FEDERATION Annotation. The article deals with the essence and significance of military

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.