УДК 327
АА. Тушков,
доктор исторических наук, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва
АЯ. Амельченко,
студентка,
Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва
К ВОПРОСУ ОБ ЭКСПЛИКАЦИИ КОНЦЕПТА «СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
КАК ДРАЙВЕРА ЕВРАЗИЙСКОГО РАЗВИТИЯ
АА. Tushkov,
Doctor of history,
V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow
E-mail: [email protected].
A.Ya. Amelchenko, student,
V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow E-mail: [email protected]
THE ISSUE OF EXPLICATION OF THE CONCEPT OF «COMMUNITY OF COMMON DESTINY» AS A DRIVER OF EURASIAN DEVELOPMENT
Аннотация. Статья направлена на исследование концепции Си Цзиньпина «Сообщества единой судьбы человечества» (СЕСЧ) и её влияния на развитие различных регионов Евразии в наши дни. Усвоив опыт предков древности и средневековья, правители Китая стараются сегодня применить принципы мирного сосуществования государств на практике, внедряя некогда забытые философские традиции в ведение внутренней и внешней политики. Авторами проводится параллель между историческим философским аспектом развития Китая и его современным политическим курсом. Вне всякого сомнения, тема, выбранная авторами для анализа, весьма актуальна и злободневная. Это объясняется сложившимся на современном этапе международных отношений глобальным геополитическим противостоянием коллективного Запада и Китайской Народной Республики. Акцент авторами делается на анализе неразрывной исторической связи фундаментальных положений китайской традиционной культуры и современного политического курса КНР. Применяя сравнительно-исторический метод, авторы показывают общее и особенное вконцепте «общей судьбы», которая реализовывается, охватывая сразу несколько секторов: экономический, геополитический, социальный, культурный и т.д. Так, дошедшая до сегодняшних дней древняя китайская философия конфуцианства и даосизма оказывает положительное влияние на выстраивание политического и экономического курса КНР, а также гармоничных международных отношений.
Ключевые слова: сообщество единой судьбы человечества, концепция, Китай, Си Цзиньпин, ЕАЭС, ШОС, транспортный коридор, объединение.
Abstract. The article is aimed at studying Xi Jinping's concept of a "Community of common destiny" and its impact on the modern development of various regions of Eurasia. Having assimilated the experience of the ancestors of antiquity and the Middle Ages, the rulers of China are now trying to apply the principles of peaceful coexistence of states in practice, introducing once-forgotten philosophical traditions into the conduct of domestic and foreign policy. The authors draw a parallel between the historical philosophical aspect of China's development and its modern political course. There is no doubt that the topic chosen by the authors for analysis is very relevant and special. This can be explained by the global geopolitical confrontation that has been conflagrated at the current stage of international relations between the collective West and the People's Republic of China. The emphasis is made by the authors on the analysis of the inextricable historical nexus between the fundamental provisions of the Chinese traditional culture and the modern political course of the PRC. Applying the comparative historical method, the authors show it general and special in the concept of «common
destiny», which is realized, covering several sectors at once: economic, geopolitical, social, cultural, etc. Thus, the ancient Chinese philosophy of Confucianism and Taoism, which is alive today, has a positive impact on building the political and economic course of the PRC, as well as international relations based on harmony.
Key words: Community of common destiny, concept, China, Xi Jinping, EAEU, SCO, transport corridor, integration.
Впервые понятие «единая судьба» было употреблено председателем КНР Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК. Речь была обращена к жителям Тайваня в попытках убедить их в том, что у Китая и Тайваня одна судьба.
В ноябре 2012 года Генеральный секретарь ЦК КПК на XVIII Всекитайском съезде КПК выдвинул полноценную концепцию «Сообщества единой судьбы человечества» В дальнейшем китайский политический лидер ещё не раз выступал на различных международных площадках с этой идеей, — как, например, во время юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2015 году, где сформулировал пять основополагающих принципов «сообщества единой судьбы»: установления партнёрских отношений и равенства, без образования политического союза; создание системы безопасности, базирующейся на принципах справедливости, сотрудничества, взаимодоверия, защиты мира в АТР (Азиатско-Тихоокеанском регионе); стремление к открытости, способствующей предоставлению льгот государствам-партнёрам; содействие меж-цивилизационному обмену и взаимным дополнениям при всех имеющихся различиях между странами; правильного восприятия гармоничного сосуществования человека и природы.
Необходимо отметить, что корни принципов международного развития Китая в XXI веке уходят в глубокую древность, прежде всего, к таким философским учениям, как конфуцианство и даосизм.
Конфуций (551-479 гг. до н.э.): «Если тот, кто живёт рядом, — радуется, а тот, кто живёт далеко, стремится приехать, это и есть хорошее государственное управление» [6, с. 64]. Это высказывание подразумевает наличие в конфуцианском государстве чёткого представления о принципах грамотного управления государством, работающего во имя процветания общества.
Мэн-цзы, второй последователь Конфуция, разработал собственную идею «прихода народа». В соответствии с основными положениями своего любимого детища — концепции гуманной политики — Мэн-цзы рисовал соблазнительные для местных правителей китайских царств картины объединения посредством демонстрации конкретного гуманного обращения с народом» [6, с. 66]. Таким образом, уже в III веке до н.э. Восток обладал некими представлениями о том, каким образом лучше всего строить взаимоотношения власти с народом. Этот же принцип сегодня может быть применим к «цивилизаци-онным» объединениям нескольких стран и народов или — более того — многонациональных государств. Близки к этим основаниям и принципы даосской философии, которая недвусмысленно утверждает, что мир совершенно не обязан быть «культурно монолитным», не разграничивая особенности цивилизационного развития различных народов: «... нет никакого господствующего, одного-единственного "правильного" принципа. Реальность для даоса — это Хаос как бесчисленное множество порядков, бесконечное богатство разнообразия» [6, с. 66]. При этом Лао-цзы своеобразно высказывался о важности единения человечества «Соедини воедино души земные и дух небес. Одно обними — и не смогут они ввек расстаться!» [10, с. 207].
«Тридцать спиц вместе — одно колесо. Но то, что в нём — отсутствие, определяет наличие возможности использования телеги» [10, с. 208], — данная фраза ясно выражает значимость отсутствия политического давления на соседние государства в процессе их объединения с тем, чтобы достичь геополитические цели гуманными методами. Эта идея отражает истинно восточный тип дипломатии.
Вышеуказанные отрывки из философских размышлений основателей конфу-
цианского и даосского течений помогают постичь действующую концепцию Си Цзиньпина «Сообщества единой судьбы человечества», где каждый найдёт своё место в «пароходе эпохального прогресса» — при экономическом и культурном содействии стран-партнёров.
Китай сегодня всецело придерживается выработанной политическими лидерами концепции «Сообщества единой судьбы человечества», реализовывая её посредством «экономической дипломатии». СЕСЧ — это глобальный проект, имеющий большой географический охват. Изначально он был рассчитан на объединение Тайваня с Китаем, позднее — на некоторые страны Азии, далее — на евразийский континент, и сейчас стоит вопрос о возможности распространения идей «Жёлтого дракона» на весь земной шар. Данный политический курс обусловлен стремлением Си Цзинь-пина осуществить «китайскую мечту — великое возрождение китайской нации», которая включает в себя китайский суверенитет на суше и на море, государственное единство Китая, право на собственную позицию по отдельным геополитическим вопросам и т.д. [7, с. 292].
Сегодня мир сталкивается с такими проблемами, как: ухудшение общемировой экономической ситуации, пандемии, угрозы мировой безопасности (терроризм), изменение климата, углубляющийся разрыв между богатством и бедностью, региональные вооружённые конфликты и др. [1, с. 7]. Справиться с такими трудностями в одиночку не представляется возможным. А потому мировое сообщество должно сплотиться с целью преодоления глобальных проблем. Для того, чтобы этого достичь, необходимо было создать платформу сближения народов Европы и Азии для межгосударственного развития (прежде всего, евразийского). Были выделены пять направлений, или «пять элементов»: политики, культуры, экономики, безопасности и экологии.
Так, одним из способов интеграции развивающихся стран стала инициатива «Один пояс — один путь». Данный международный транспортный путь состоит из двух главных ветвей: Экономический пояс Шёлкового пути и Морской шёлковый путь.
Планируется также активная эксплуатация Северного морского пути. К 2027 году планируется создать 180 млн. рабочих мест вдоль торгового транзита. Это составляет 45% всех рабочих мест в мире. Все страны, включенные в работу инициативы, обеспечат 60% мирового экономического роста. Помимо увеличения доходов, позволяющего развивающимся странам легче интегрироваться в мировую экономику, «Пояс и путь» принесёт выгоду всем странам мира в условиях крепнущей глобализации. Прогнозируется рост внешнеторгового оборота стран-участниц на 70% [4, с. 2]. Более высокие цифры покажут государства, находящиеся вдоль маршрута. В целом, за последние семь лет размер прямых инвестиций Китая в страны — члены инициативы превысил 110 млрд долл. США, а общий объём товарооборота Китая с этими же странами достиг 1,4 трлн долл. США [8]. К концу первого квартала 2020 года — в пик пандемии СОУГО-19 — вдоль маршрута было создано 212 тыс. рабочих мест для местного населения. До 2025 года Китай планирует инвестировать 550 млрд долл. США (по сравнению с 740 млрд долл. В 2016-2020 гг.) [11, р. 21].
«Один пояс — один путь» охватывает территории Китая, Средней Азии, Европы, и — в перспективе — Африки (последнее свидетельствует о высоких стремлениях КНР выйти за рамки Евразийского континента). Описываемый проект направлен на значительное усиление мощи Евразии с целью дать экономический отпор странам Запада. Пекин разработал стратегию безболезненного проникновения в соседние и отдалённые государства Европы, Южной, Средней и дальневосточной Азии, а также на север (Арктика), которая явилась полной противоположностью «стратегии борьбы» (нацеленной на быстрое, ничем не оправданное подчинение развивающихся стран), принадлежащей США.
Крайне высокое значение в реализации концепции «Сообщества единой судьбы человечества» имеет сопряжение проектов «Пояса и пути» и ЕАЭС. Оно подразумевает сотрудничество в рамках ЕАЭС с региональными международными организациями. В октябре 2021 года Коллегией ЕЭК был утверждён перечень евразийских транспорт-
ных коридоров, способных помочь членам ЕАЭС реализовать положения Стратегии развития евразийской интеграции до 2025 года. Так, 17 сентября 2021 года был подписан меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и Секретариатом ШОС. Позже — между ЕЭК и АСЕАН. Созданы зоны свободной торговли с Вьетнамом и Сингапуром. Поддерживается сотрудничество в рамках БЕП с Расширенной туманганской инициативой1 (РТИ) [3, с. 39]. Реализовы-ваются и другие значительные транспортные проекты — такие как коридоры «При-морье-1», «Приморье-2».
Помимо всего прочего, нельзя пренебречь таким международным транспортным коридором, как «Север-Юг» (главные участники пути — Россия, Индия, Иран). Основным его преимуществом перед морским маршрутом через Суэцкий канал является значительное сокращение временных затрат на транспортировку товаров. Срок доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург по пути «Север-Юг» составляет от 15 до 24 дней — против 30-45 дней через Суэцкий канал. Восточная ветвь коридора (через Казахстан и Туркменистан) сократит срок перевозок до 15-18 дней [2, с. 6-7].
Раскрывая тему международных транспортных коридоров, необходимо отметить, что именно Пандемия Covid-19, а также многочисленные санкции в адрес России, заставили лидеров государств Евразии обеспокоиться вопросом организации внутри-континентальных транспортных цифрови-зированных путей с целью бесперебойного функционирования их не только в мирное время, но и в экстремальных ситуациях — независимо от возможностей и намерений «неевразийских» стран. Таким образом, Евразию будут рассекать многочисленные транспортные пути с севера на юг и с запада на восток. Важно отметить также начало вступления Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества в сентябре 2022 года2. Со вступлением Ирана в организацию Россия сможет осуществить ускоренный запуск коридора «Север — Юг». Также, транзит через Иран ограничит возможности Китая самостоятельно
определять ценовую политику на правах монопольного потребителя. Иран обеспечит баланс сил стран-участниц ШОС — в т.ч. в Средней Азии — где интересы как России, так и Китая велики (На Саммите Китай — Центральная Азия обсуждались планы расширения контактов между Китаем и Средней Азией в !Т-сфере, области культуры, науки и создания искусственного интеллекта, в области медицины и энергетических транспортных коридорах) [12, р. 432]. Что касается России, то активизация её участия в рамках ЕАЭС и Шанхайской организации откроет двери системе «сдержек и противовесов» на евразийском континенте — на что и направлена концепция Си Цзиньпина «Сообщество единой судьбы человечества» — на недопущение гегемонии отдельных государств в новой модели международных отношений.
Украинский конфликт сегодня является катализатором многих глобальных процессов, которые, безусловно, окажут определённое влияние не только на историю существования России, но и всей Евразии. Для того, чтобы противостоять современному гегемонистскому режиму стран Запада, и в частности США, необходимо обеспечить защиту континенту во имя его целостности — не только защиту в области обороны, но также в области пропаганды — «мягкой силы».
В рамках продвижения концепции «СЕСЧ» используется такой вид политических технологий, как «культурная пропаганда» китайских ценностей за рубежом. Ван Чэнь (тогда — руководитель внешнеполитической пропаганды Китая) ещё в 2012 году заявил, что «основными задачами китайской внешнеполитической пропаганды в 2002-2012 гг. являлись демонстрации мирного пути развития Китая, включая строительство гармоничного общества внутри страны и гармоничного мира на мировой арене.» [7, с. 432] и т.д. Для того, чтобы распространять понимание китайской культуры по всему миру, по данным 2019 года, работало более 550 Институтов Конфуция и около 1200 классов и школ Конфуция в более чем 160 стра-
1 Расширенная туманганская инициатива (РТИ) — механизм межправительственного сотрудничества России, КНР, Монголии и Республики Корея, поддерживаемый Программой развития ООН.
2 15.09.2022 Иран подписал Меморандум о вступлении в ШОС.
нах [9]. Именно эта организация сегодня помогает выносить знания о культуре Китая за рамки стран Азии.
В заключение следует отметить, что концепция «Сообщества единой судьбы человечества» реализовывается, охватывая сразу несколько секторов: экономический, геополитический, социальный, культурный и т.д. Так, дошедшая до сегодняшних дней древняя китайская философия конфуцианства (о системности и порядке) и даосизма (о гармонии внутри себя и с окружающим миром) оказывает положительное влияние на выстраивание политического и экономического курса КНР. Китайские политические лидеры, употребляя собственный опыт управления государством, а также исторический опыт других стран, пришли к верному выводу — необходимо действовать крайне осторожно, стремясь подтолкнуть другие государства к сотрудничеству в основополагающих областях, использовать наиболее гуманные, но в то же время эффективные методы. Сегодня таковыми являются торгово-экономическое партнёрство и культура. При содействии ШОС, ЕАЭС и АСЕАН будет продолжаться строительство авто- и железнодорожных международных транспортных путей, защищающих Евразию от санкций и остановок торговли в периоды мировых экономических кризисов. Создаются многочисленные филиалы Института Конфуция по всему миру с целью ознакомления человечества с китайской культурой. Посредством этого объединение Евразии, вероятно, пройдёт успешно и мягко, что обеспечит безопасность континента на многие века. Объединить несколько цивилизаций — задача крайне сложная, но Китай взял на себя такую ответственность и, вероятнее всего, оправдает надежды всего мирового сообщества — Сообщества единой судьбы человечества.
Список литературы
1. БояркинаА.В. Китайская инициатива «Пояс и путь» в контексте концепции Си Цзиньпина «Сообщество единой судьбы человечества». — ВВО: ANALITIKA RODIS, 2020. — 21 с.
2. Винокуров Е., Ахунбаев А., Шашкенов М, Забоев А. Международный транспортный коридор «Север — Юг»: создание транспортного каркаса Евразии. Доклад 21/5. — АЛА. — М.: Евразийский банк развития, 2021. — 124 с.
3. Кортунов А.В., Бабаев К.В., Чжао Хуашэн, Лю Хуацинь. Российско-китайский диалог: модель 2022: доклад № 78 / 2022 / [А.В. Кортунов, К.В. Бабаев, Чжао Хуашэн, Лю Хуацинь и др.; под ред. И.Н. Тимофеева, П.В. Бакули-ной, Е.О. Карпинской и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НП РСМД, 2022. — 84 c.
4. Левченко ТА. Реализация инициативы «Один пояс — один путь»: цели, достижения, вызовы. ВВО.: ООО «Ландрейл», 2020. — 4 с.
5. Малявин В.В., Виногродский Б.Б. Антология Даосской философии / Пер. В.В. Малявина, Б.Б. Виногродского. — М.: Товарищество Клышников — Комаров и К., 1994. — 227 с.
6. МартыновА.С. Конфуцианство / Пер. А.С. Мартынова. — В 2 т. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. — Т. 1. — 367 с.
7. Румянцев Е.Н. Внутренняя и внешняя политика Си Цзиньпина. — М.: Синосфера, 2016. — 587 с.
8. Сулейменов Р. За первый квартал 2020 года размер инвестиций Китая в страны инициативы «Один пояс, один путь» выросна11,7% //Международное информационное агентство KazInform [Электронный ресурс]. — URL: https://www. inform.kz/ru/za-pervyy-kvartal-2020-goda-razmer-investiciy-kitaya-v-strany-iniciativy-odin-poyas-odin-put-vyros-na-11-7_a3653542 (Дата обращения: 05.10.2022)/
9. Тимошенко Е. В мире работает 550 институтов Конфуция [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20191210/1562217842. html (Дата обращения: 07.10.2022)/
10. Торчинов Е.А. Даосизм. Дао-Дэ цзин. — 2-е изд. / Пер. Е.А. Торчинова. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. — 253 с.
11. Nedopil C. China Belt and Road Initiative (BRI) Investment Report 2021. — Shanghai: Green Finance & Development Center, FISF Fudan University, 2022. — 28 р.
12. [Электронный ресурс]. // URL: https://baike.baidu.
^/59976721 (Дата обращения: 08.10.2022).