Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭКСПЛИКАЦИИ КОНЦЕПТА "СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"'

К ВОПРОСУ ОБ ЭКСПЛИКАЦИИ КОНЦЕПТА "СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
180
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / СИ ЦЗИНЬПИН / КОНЦЕПЦИЯ СЕСЧ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / КОНЦЕПЦИЯ СОИТР

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тушков Александр Анатольевич

В рецензии анализируется экспликация концепции Си Цзиньпина "сообщества единой судьбы человечества" в монографии Печерицы Владимира Федоровича и Бояркиной Анны Владимировны "Концепция Си Цзиньпина "сообщества единой судьбы человечества": от идеи до практического воплощения", вышедшей в издательстве Дальневосточного федерального университета, в 2020 г. Рецензент подчеркивает, что авторы в своем исследовании остановились на ключевых аспектах концепта СЕСЧ. Не без основания они утверждают, что усвоив уроки древней истории и глубоко почитая национальные традиции, лидеры КНР выдвинули внешнеполитическую стратегию, рассчитанную на сближение народов мира и всеобщее процветание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Тушков Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE EXPLICATION OF THE CONCEPT OF THE "COMMUNITY OF THE COMMON DESTINY OF MANKIND"

The review analyzes the explication of Xi Jinping's concept of a "community of the common destiny of mankind" in the monograph of Vladimir Fedorovich Pecheritsa and Anna Vladimirovna Boyarkina "Xi Jinping's concept of a community of common destiny of mankind": from idea to practical implementation", published by the publishing house of the Far Eastern Federal University in 2020. The reviewer emphasizes that the authors in their research focused on the key aspects of the concept. Not without reason, they argue that, having learned the lessons of ancient history and deeply respecting national traditions, the leaders of the PRC have put forward a foreign policy strategy designed for the rapprochement and common prosperity of the peoples of the world

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭКСПЛИКАЦИИ КОНЦЕПТА "СООБЩЕСТВА ЕДИНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"»

Рецензии и обзоры

УДК 327 Тушков А. А.

К вопросу об экспликации концепта

"сообщества единой судьбы человечества"1

В рецензируемой монографии исследуется концепция Си Цзиньпина "сообщества единой судьбы человечества" (СЕСЧ), истоки ее зарождения, творческого развития и вклад в обоснование современной внешнеполитической стратегии Китая. Вне всякого сомнения, тема, выбранная авторами для анализа, весьма актуальна и злободневная. Это объясняется сложившимся на современном этапе международных отношений глобальным геополитическим противостоянием коллективного Запада и Китайской Народной Республики. Акцент авторами делается на анализе неразрывной исторической связи фундаментальных положений китайской традиционной культуры и современного политического курса КНР. Применяя сравнительно-исторический метод, авторы показывают общее и особенное в концепте "общей судьбы" и теории марксизма, утверждая, что концепция "сообщества единой судьбы человечества" является вкладом в марксизм XXI в. (С. 4).

Использование в работе сравнительно-исторического, логического и диалектического методов исследования позволило авторам увидеть определенную связь этой концепции с марксистской теорией. По мнению авторов монографии, марксистский метод, примененный в концепции Си Цзиньпи-на, способствует глубокому осмыслению сложных вопросов мировой политики, таких как национальный, религиозный; обеспечивает более гармоничное решение межэтнических и межконфессиональных проблем; показывает пути решения такой глобальной и сложной проблемы, как охрана окружающей среды. Логично встроенные в концепцию Си Цзиньпина конфуцианские идеи о единстве Человека и Природы созвучны с марксистским пониманием этой диалектической связи (С. 7).

В своем исследовании авторы не без основания утверждают следующий тезис. Для того, чтобы глубже понять современную политику Китая, ее внешнеполитические принципы и тенденции, крайне важно углубиться в историю политической культуры страны, в сформированные ею традиции. Своими успехами, в том числе на международной арене, Китай обязан сложившейся за многие века политической культуре и традиционными ценностями конфуцианских добродетелей, в том числе и сдержанно-критическому отношению к иностранцам (С. 5). Еще древнекитайские мудрецы утверждали: чтобы дружить, народы должны общаться и понимать друг друга, а для этого необходимо понять себя. Это можно сделать, лишь познав свое прошлое. Осознав себя, свои культурные предпочтения, мы осознаем и свое место в мире. В трактате "Беседы и суждения" ('Чйг^") великий Конфуций говорил: "люди между четырьмя морями - братья" ("И

На протяжении веков китайские мыслители призывают соблюдать данные заповеди. Этих непреходящих ценностей придерживается и современное руководство Китая. Усвоив уроки древней истории и глубоко почитая национальные традиции, лидеры КНР выдвинули внешнеполитическую стратегию, рассчитанную на сближение народов мира и всеобщее процветание. Китай как великая и ответственная держава предлагает другим государствам

1 Рецензия на книгу: Печерица, В.Ф. Концепция Си Цзиньпина "сообщества единой судьбы человечества": от идеи до практического воплощения : монография / В. Ф. Печерица, А. В. Бо-яркина. Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2020. 224 с. ISBN 978-5-7444-4883-7.

© Тушков А. А., 2020

ТУШКОВ, Александр Анатольевич, д-р ист. наук,профессор кафедры международных отношений и права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток). E-mail: aa_tushkov@mail.ru

упорядочить этот процесс, сделать его управляемым. Как утверждают авторы "все человечество объединено в мировое сообщество, где все взаимосвязано. Все страны должны сотрудничать, чтобы переживать экономические кризисы и сохранять устойчивое социально-экономическое развитие мира. Именно на это направлена китайская инициатива "Один пояс, один путь", которая стимулирует развитие многих развивающихся стран, а также некоторых развитых стран, прежде всего, Азии и Европы. Они получают возможность масштабно строить или улучшать инфраструктуру. Многие страны укрепляют связи с Китаем в рамках идеи "сотрудничества и обмена, взаимной пользы", которая, в свою очередь, стимулирует рост мировой торговли" (С. 97).

Далее авторы утверждают, и с этим нельзя не согласиться, что "сообщество единой судьбы человечества" — сложная концепция, в которой научно обоснованы три элемента отношений между целым и частями реального мира. Это отношения мира и человечества; отношения между странами всего мира и отношения правительства и населения Земли. Концепция СЕСЧ — это целое; человек как часть целого существует в этой системе. Все страны взаимосвязаны и образуют единство, или "сообщество единой судьбы человечества" (С. 98). Печерица В.Ф и Бояркина А.В. полагают, что эта политика находит завершенное оформление в концепции Си Цзиньпина "сообщества единой судьбы человечества" (СЕСЧ) как глобального международного проекта многовекторного развития мира сопряжена с идеей сплочения всех национальностей в Китае и объединения всех соотечественников за рубежом (глава 1, с. 10). Это сложная многоаспектная программа по преобразованию мира на основе сотрудничества и общих интересов. Концепция Си Цзиньпина, несмотря на многоаспектность, проста для понимания и исторически оправдана, ее с воодушевлением воспринимают внутри страны и поддерживают многие представители международного сообщества, особенно в развивающихся странах.

Неоднозначно и даже враждебно эту концепцию встречает коллективный Запад. Так, США утверждают, что китайская концепция "сообщества единой судьбы человечества" угрожает свободе и демократии народов. Несомненно, как и любая другая большая программа развития, концепция Си Цзиньпина не идеальна, в ней существуют определенные недостатки, не до конца продуманы некоторые сюжеты. Местами она размыта, носит пропагандистский и лозунговый характер, в ней не хватает конкретных предложений Китая по решению актуальных международных проблем. Однако незначительные упущения можно объяснить. Сложно в таком общем основополагающем документе зафиксировать конкретные вещи. Это задача последователей этой концепции — ученых и политиков, которые ее дополняют и творчески развивают.

Как и инициативу "Один пояс, один путь" концепцию "сооб-

щества единой судьбы человечества" с интересом изучают и в России. Что привлекает в ней? Не только то, что она является антитезой западных проектов и моделей развития мира в XXI в., основанных на гегемонизме, либерализме и диктате западных ценностей. Главное, что отличает ее, это то, что она построена на принципах гуманизма и добродетели. Концепция дает надежду народам на построение справедливого мира без войн и конфликтов, основанного на идее гармонии. В монографии утверждается, что обладая политическими и морально-нравственными преимуществами и реальными перспективами, концепция СЕСЧ предлагает народам мира продуманный проект развития человечества, решения непростых проблем, стоящих перед ним. Авторы убеждены, что ее реализация может не только изменить Китай, но и обновить окружающий его мир, который ждет важных перемен, укрепления международной безопасности, прекращения гонки вооружений, нейтрализации угроз и вызовов. Концепция Си Цзиньпина предлагает обновленный вариант мирного сосуществования стран и народов (глава V, с. 115).

Авторы поставили перед собой непростую задачу комплексного анализа этой сложной проблематики: исследование истоков зарождения понятий и мыслей об "общей судьбе", их генезиса до концептуального осмысления и создания целостной теории и реализации в качестве современной внешнеполитической стратегии КНР. Ставшая идейным ориентиром внешней политики Пекина, эта концепция дополняется и творчески развивается в исследовани-

ях китайских ученых — обществоведов и международников. Она обогащается и трудами единомышленников Си Цзиньпина, и китайскими политиками, и дипломатами (глава III, с. 55). Авторы полагают, что "концепция Си Цзинь-пина "сообщества единой судьбы человечества", по представлению китайских ученых, опирается на четыре теоретических положения, которые по духу близки к марксизму.

Во-первых, она выступает за равенство стран в борьбе против гегемонии. Все государства, большие или малые, должны уважать друг друга. Великая держава не может вмешиваться во внутренние дела другой страны.

Во-вторых, СЕСЧ подчеркивает взаимосвязь людей из разных стран, конфессий, цивилизаций. Прогресс и развитие человечества в целом зависит от уважения и соблюдения взаимных интересов и укрепления международного сотрудничества.

В-третьих, необходимо всем странам снизить потребление и придерживаться устойчивого развития. Земля — единственный дом человечества и его необходимо защищать.

В-четвертых, страны должны сотрудничать друг с другом в целях накопления опыта управления и установления гармоничных международных отношений" (С. 96).

Необходимо отдать должное, что в исследовании представлено авторское видение влияния СЕСЧ на решение региональных и глобальных проблем, стоящих перед человечеством (глава VI, с. 132). Интерес представляют также авторские суждения о механизме реализации этой концепции. Так, в отдельной главе монографии проанализированы формы и методы, которые предлагает китайское руководство по нейтрализации традиционных и нетрадиционных вызовов и угроз, стоящих перед миром. Авторы монографии убедительно доказывают, что реализация концепции "сообщества единой судьбы человечества" и направлена на решение острых конфликтов и международных кризисов.

Среди них — Тибетская проблема. Западные страны и прежде всего США используют этот кризис, чтобы оторвать Тибетский автономный район от КНР. Вашингтон давно и последовательно ведет подрывную работу против Тибета, использует тибетскую ситуацию в своих агрессивных интересах. Тибетская проблема даже обсуждается в Комитете по иностранным делам Палаты представителей США. При этом правительство США оказывает существенную финансовую и военную поддержку Тибетским сепаратистам. Активное вмешательство внешних сил в события в СУАР. Уже много лет Вашингтоном ведется агрессивная пропагандистская кампания вокруг положения в китайском Синьцзяне. На словах осуждая терроризм а на деле

поддерживая террористов, этнических сепаратистов и религиозных экстремистов, США оказывают дестабилизирующее влияние на Китай. Современный терроризм приобрел международный характер. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе международный терроризм представляет угрозу в связи с его объединением с сепаратизмом и религиозным экстремизмом, а также его активной поддержке со стороны внешних сил [1, с. 17]. Положительная политика Пекина, в том числе в решении национального вопроса, в укреплении безопасности вызывает ответные меры в виде масштабных информационных диверсий. Не прекращаются потоки лжи против Пекина, который, по мнению США, не только эксплуатирует национальные меньшинства Северо-Запада КНР, а даже истребляет их. Многие американские СМИ публикуют вымыслы о массовых преследованиях мусульман в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Согласно утверждениям, верующих там арестовывают и насильно помещают в "лагеря перевоспитания".

Попытки внутренних деструктивных сил, поддержанных извне, "взорвать" изнутри Синьцзян-Уйгурский автономный район, расколоть многонациональный народ Китая, обречены на провал. В СУАР, как в Тибете, постепенно складывается стабильная ситуация, успешно развивается хозяйственное и культурное строительство. СУАР становится международным логистическим и финансовым центром "Экономического пояса Шелкового пути" и западными воротами Китая, ориентированным на Центральную, Южную Азию и на все государства вдоль маршрута "Один пояс, один путь". Синьцзян-Уйгурский автономный район превращается в один их ключевых не только в развитии

страны, но и в воплощении концепции "сообщества единой судьбы человечества" (С. 148).

Таким образом, монография Печерицы В.Ф. и Бояркиной А.В. является первой попыткой российских ученых комплексно осмыслить эту сложную систему китайских теорий и взглядов на международные отношения, миропорядок от истории до современного состояния. Она впитала в себя многое из традиций китайской политической культуры, в том числе из наследия Лао Цзы, Конфуция, Мэн Цзы и других мыслителей прошлого. В основе идейно-философской платформы этой концепции лежат древнекитайские системы "тянь-ся" и "гуншэн". Рассмотренная авторами в данном исследовании концепция Си Цзиньпина "сообщества единой судьбы человечества" является ключевым звеном и идейной основой современной китайской дипломатии "идти во вне" ("периферийной дипломатии"), которая по всем направлениям проявляет внешнеполитическую активность и на основе общих интересов строит сообщество народов. Как постоянно обновляющаяся теория эта концепция творчески развивается и дополняется новыми положениями и оценками современных китайских ученых и политиков.

Литература

1. Чжан До. Терроризм в КНР и противодействие ему (на примере Синьцзян-Уй-гурского автономного района): автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. Владивосток, 2019. 26 с.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 система Б

1. Chzhan Do. Terrorizm v KNR i protivodejstvie emu (na primere Sin'tszyan-Ujgur-skogo avtonomnogo rajona): avtoref. dis. ... kand. po-lit. nauk: 23.00.04. Vladivostok, 2019.

Тушков А. А. К вопросу об экспликации концепта "сообщества единой судьбы человечества".

В рецензии анализируется экспликация концепции Си Цзиньпина "сообщества единой судьбы человечества" в монографии Печерицы Владимира Федоровича и Бо-яркиной Анны Владимировны "Концепция Си Цзиньпина "сообщества единой судьбы человечества": от идеи до практического воплощения", вышедшей в издательстве Дальневосточного федерального университета, в 2020 г. Рецензент подчеркивает, что авторы в своем исследовании остановились на ключевых аспектах концепта СЕСЧ. Не без основания они утверждают, что усвоив уроки древней истории и глубоко почитая национальные традиции, лидеры КНР выдвинули внешнеполитическую стратегию, рассчитанную на сближение народов мира и всеобщее процветание.

Ключевые слова: КНР, Си Цзиньпин, концепция СЕСЧ, глобальные проблемы, концепция СОИТР

Tushkov A. A. To the question of the explication of the concept of the "community of the common destiny of mankind".

The review analyzes the explication of Xi Jinping's concept of a "community of the common destiny of mankind" in the monograph of Vladimir Fedorovich Pecheritsa and Anna Vladimirovna Boyarkina "Xi Jinping's concept of a community of common destiny of mankind": from idea to practical implementation", published by the publishing house of the Far Eastern Federal University in 2020. The reviewer emphasizes that the authors in their research focused on the key aspects of the concept. Not without reason, they argue that, having learned the lessons of ancient history and deeply respecting national traditions, the leaders of the PRC have put forward a foreign policy strategy designed for the rapprochement and common prosperity of the peoples of the world.

Key words: China, Xi Jinping, the concept of SESCH, global problems, the concept of SOITR

Для цитирования: Тушков А. А. К вопросу об экспликации концепта "сообщества единой судьбы человечества"" // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2021. № 1. С. 168—172. DOI: 10.24866/1998-6785/2021-1/168-172

For citation: Tushkov A. A. To the question of the explication of the concept of the "community of the common destiny of mankind"" // Ojkumena. Regional researches. 2020. № 1. P. 168—172. DOI: 10.24866/1998-6785/2021-1/168-172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.