Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ КИТАЯ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ КИТАЯ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
232
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА (ЦВЕ) / CENTRAL EASTERN EUROPE / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА (КНР) / PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / "ОДИН ПОЯС ОДИН ПУТЬ" / ONE BELT / ONE ROAD / ТОРГОВЛЯ / TRADE / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Яковлев Артем Александрович, Голубкин Александр Викторович

Статья посвящена анализу экономических отношений Китайской Народной Республики (КНР) со странами Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ). Страны ЦВЕ представляют для Китая одно из наиболее приоритетных направлений развития внешнеэкономического сотрудничества, что обусловлено выгодным территориальным расположением, благоприятным инвестиционным климатом, а также членством этих стран в Европейском союзе, с которым Китай уже давно стремится усилить торгово-экономические связи. Цель. Оценка современного состояния, перспективных направлений и рисков углубленного сотрудничества КНР и стран ЦВЕ. Задачи. Выявить комплементарность экономик стран ЦВЕ и Китая, исследовать взаимные интересы в сотрудничестве Китая и стран ЦВЕ, оценить масштабы экономического взаимодействия между странами, проанализировать влияние Китая на развитие стран ЦВЕ. Методология. В статье использовались такие методы исследования, как теоретический и сравнительный анализ, наблюдение, синтез, обобщение, описание, графическое моделирование. Результаты. Превращение Китая в одного из ключевых иностранных инвесторов стран ЦВЕ сопровождается стремительным ростом торгового оборота с нарастающим положительным китайским сальдо торгового баланса. Фактически Китай предоставляет инвестиции в обмен на рынок сбыта готовой продукции. В свою очередь, страны ЦВЕ, привыкшие за несколько десятилетий, что экономический рост зависит от иностранных капиталовложений, видят в китайских инвестициях новый драйвер развития экономики. Большой потенциал развития экономических отношений Китая со странами ЦВЕ способствовал разработке стратегии взаимодействия «16+1» и включению европейских стран в китайскую инициативу «Один пояс - один путь». Выводы. Ввиду схожей политики КНР в ЦВЕ и на постсоветском пространстве проведенное исследование экономических отношений стран ЦВЕ с КНР может быть полезно в формировании внешнеполитической стратегии России и стран постсоветского пространства в области экономического сотрудничества с Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revisiting Economic Economic Cooperation between China and Central and Eastern European Countries

This study analyzes economic relations between the People's Republic of China and Central and Eastern European countries. Central and Eastern European countries are one of China's primary areas of interest for the development of foreign economic cooperation, due to their favorable geographic location, investment environment, and membership in the European Union, with which China has long sought to strengthen commercial and economic relations. Aim. This study aims to assess the current situation, prospects, and risks of in-depth cooperation between the People's Republic of China and Central and Eastern European countries. Tasks. This study determines areas of economic cooperation, examines mutual interests, and analyzes the impact of China on the development of Central and Eastern European countries. Methods. This study uses the following research methods: theoretical and comparative analysis, observation, synthesis, generalization, description, and graphic simulation. Results. China's transformation into one of the key foreign investors in Central and Eastern European countries has been accompanied by a steep increase in the volume of trade, along with an increasingly positive trade balance. China basically provides investments in exchange for finished products, while Central and Eastern European countries, whose economic growth over decades has depended on foreign investments, see Chinese investments as a new driver of economic development. High potential for better economic relations between China and Central and Eastern European countries has facilitated the development of the 16 + 1 cooperation framework and added European countries to China's One Belt, One Road initiative. Conclusion. In view of the similarity between the People's Republic of China's policy in Central and Eastern Europe and that of the former Soviet Union, this study of the relationship between Central and Eastern European countries and the PCR can be used to formulate a foreign policy strategy for Russia and the former Soviet Union countries, in cooperation with China.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ КИТАЯ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ»

К вопросу об экономическом сотрудничестве Китая со странами центрально-восточной Европы

Revisiting Economic Cooperation between China and Central and Eastern European Countries

УДК 339.9

Яковлев Артем Александрович

младший научный сотрудник Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН (Москва), аспирант Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова 117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Artem A. Yakovlev

Center of the Russian strategy in Asia of Institute of Economy of RAs Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218

Голубкин Александр Викторович

старший лаборант Центра восточноевропейских исследований Института экономики РАН (Москва) 117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Aleksandr V. Golubkin

Center of the East European Researches of Institute of Economy of RAs Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218

CQ

0

1

о

ш o.

0

1

О ^

0

о;

s <

CO

s

1 0. Ш

о

Статья посвящена анализу экономических отношений Китайской Народной Республики (КНР) со странами Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ). Страны ЦВЕ представляют для Китая одно из наиболее приоритетных направлений развития внешнеэкономического сотрудничества, что обусловлено выгодным территориальным расположением, благоприятным инвестиционным климатом, а также членством этих стран в Европейском союзе, с которым Китай уже давно стремится усилить торгово-экономические связи.

Цель. Оценка современного состояния, перспективных направлений и рисков углубленного сотрудничества КНР и стран ЦВЕ. Задачи. Выявить комплементарность экономик стран ЦВЕ и Китая, исследовать взаимные интересы в сотрудничестве Китая и стран ЦВЕ, оценить масштабы экономического взаимодействия между странами, проанализировать влияние Китая на развитие стран ЦВЕ.

Методология. В статье использовались такие методы исследования, как теоретический и сравнительный анализ, наблюдение, синтез, обобщение, описание, графическое моделирование.

Результаты. Превращение Китая в одного из ключевых иностранных инвесторов стран ЦВЕ сопровождается стремительным ростом торгового оборота с нарастающим положи-

тельным китайским сальдо торгового баланса. Фактически Китай предоставляет инвестиции в обмен на рынок сбыта готовой продукции. В свою очередь, страны ЦВЕ, привыкшие за несколько десятилетий, что экономический рост зависит от иностранных капиталовложений, видят в китайских инвестициях новый драйвер развития экономики. Большой потенциал развития экономических отношений Китая со странами ЦВЕ способствовал разработке стратегии взаимодействия «16+1» и включению европейских стран в китайскую инициативу «Один пояс — один путь».

Выводы. Ввиду схожей политики КНР в ЦВЕ и на постсоветском пространстве проведенное исследование экономических отношений стран ЦВЕ с КНР может быть полезно в формировании внешнеполитической стратегии России и стран постсоветского пространства в области экономического сотрудничества с Китаем.

Ключевые слова: Центрально-Восточная Европа (ЦВЕ), Китайская Народная Республика (КНР), «Один пояс — один путь», торговля, инвестиции

This study analyzes economic relations between the People's Republic of China and Central and Eastern European countries. Central and Eastern European countries are one

g of China's primary areas of interest for the

g development of foreign economic cooperation,

s due to their favorable geographic location,

g investment environment, and membership in

x the European Union, with which China has

x long sought to strengthen commercial and

о economic relations.

q Aim. This study aims to assess the current

щ situation, prospects, and risks of in-depth co-

к operation between the People's Republic of

и China and Central and Eastern European coun-

m tries.

□z Tasks. This study determines areas of econom-

ic ic cooperation, examines mutual interests, and

о analyzes the impact of China on the develop-

2 ment of Central and Eastern European coun-

tries.

Methods. This study uses the following research methods: theoretical and comparative analysis, observation, synthesis, generalization, description, and graphic simulation. Results. China's transformation into one of the key foreign investors in Central and Eastern European countries has been accompanied by a steep increase in the volume of trade, along with an increasingly positive trade balance. China basically provides investments in exchange for finished products, while Central and Eastern European countries, whose economic growth over decades has depended on foreign investments, see Chinese investments as a new driver of economic development. High potential for better economic relations between China and Central and Eastern European countries has facilitated the development of the 16 + 1 cooperation framework and added European countries to China's One Belt, One Road initiative.

Conclusion. In view of the similarity between the People's Republic of China's policy in Central and Eastern Europe and that of the former Soviet Union, this study of the relationship between Central and Eastern European countries and the PCR can be used to formulate a foreign policy strategy for Russia and the former Soviet Union countries, in cooperation with China.

Keywords: Central Eastern Europe, People's Republic of China, One Belt, One Road, trade, investments

Актуальность исследования обусловлена новым этапом в развитии экономических отношений между Китайской Народной Республикой (КНР) и странами Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ), который характеризуется стремительным ростом торгового оборота и инвестиционного сотрудничества. Началом данного этапа послужила принятая в 2012 г. в Польше «стратегия 16+1» — китайская инициатива о создании платформы международного сотрудничества с 16 странами ЦВЕ.

Проблематика экономического сотрудничества стран ЦВЕ и КНР находится в поле внимания многих российских и зарубежных исследовательских центров, в частности Ин-

ститута экономики РАН, Института мировой экономики и международных отношений РАН, Института Европы РАН, Института Дальнего Востока РАН, МГИМО МИД России, МГУ имени М. В. Ломоносова и др.

Страны ЦВЕ представляют для КНР стратегически важный регион, что во многом стало следствием проведенных в них трансформаций, направленных на интеграцию с Европейским союзом (ЕС). Усиление сотрудничества со странами ЦВЕ посредством двусторонних инвестиционных соглашений и возможных зон свободной торговли поможет Китаю укрепить позиции на желанном для него европейском рынке [1]. Также немаловажным фактором является большой потенциал стран ЦВЕ в транспортной инфраструктуре (порты, автомобильные дороги, железнодорожные сети), что согласуется с китайской инициативой «Один пояс — один путь», целью которой является объедение Евразийского континента посредством инвестиций и развития торговых маршрутов [2].

Кроме того, ЦВЕ, согласно оценкам Ernst & Young за 2012 г., занимает 3-е место в мире по привлекательности для иностранных инвестиций. В 1990-х гг. в странах ЦВЕ проводилась либерализация инвестиционных режимов, постепенно снижающая ограничения, связанные с деятельностью иностранных инвесторов, что позволило странам ЦВЕ на протяжении более чем 20 лет считаться одним из наиболее привлекательных регионов для долгосрочных капиталовложений. Причинами этого послужили не только системная трансформация и открытость экономик для иностранных инвесторов, относительно дешевая рабочая сила и выгодное европейское территориальное расположение, но и общая экономическая безопасность, связанная с членством в международных организациях и вступлением в 2004 г. в ЕС, которое еще сильнее повысило интерес у иностранных инвесторов (рис. 1).

Рассматривая динамику накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за период с 2000-го по 2016 г., можно судить о том, насколько успешно были проведены реформы и либерализация инвестиционных режимов в странах ЦВЕ, поскольку объем привлеченных ПИИ сильно различается между странами. Некоторые исследователи полагают, что такой неравномерный характер распределения прямых иностранных инвестиций в странах ЦВЕ не может в полной мере быть объяснен традиционными факторами. Помимо традиционных факторов, влияющих на приток ПИИ, также значительное воздействие оказывают и трансформационные факторы. Очевидно, что после вступления в ЕС конку-

250 000

200 ООО

г

и

I 150 000

ев

Ч

ч

о

«

§ 100 000 о

ч

50 ООО

О +<_-г_<

- -♦ - Албания —Болгария А Босния и Герцеговина X Венгрия ■—Ж— Латвия Литва

■ + ■ Македония

■ ■ — ■ Польша --Румыния

♦ Сербия —■— Словакия Словения X Хорватия --Черногория

N М ^ О в

Чехия

от-чеям-^юсоь-оооэ®

ОООООООООО'Н'Н'НтНтНтНтН

ооооооооооооооооо

(мсд<мсч|<м(м(м(м(мсч|<м(м(м(м(мсч|<м —Эстония

<

о

Источник: [3].

Рис. 1. Динамика накопленных ПИИ в странах ЦВЕ (2000-2016 гг.)

700 000 600 000

-4! 500 000

г

и

о 400 000

А

ев Ч Ч

ч 300 000 я

.х-

,-х

.....X'"

...Х-'

-X'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

//////

♦ Албания --■- Болгария

А Босния и Герцеговина —-X—■ Венгрия Ж Латвия Литва —I— Македония —— Польша . . Румыния

♦ Сербия

—■- Словакия Словения -Х- Хорватия . Черногория Чехия Эстония

Рис. 2. Динамика накопленных прямых китайских инвестиций в странах ЦВЕ (2003-2016 гг. Источник: [3].

рентное положение вступивших в союз стран ЦВЕ улучшилось.

Что касается отраслевой структуры распределения прямых иностранных инвестиций, то большая часть приходится на обрабатывающую промышленность и составляет около 50% всех поступлений инвестиций в экономику [4]. Активные поступления китайских прямых инвестиций в страны ЦВЕ начались с момента окончания мирового финансового кризиса 2007-2009 гг., который привел к сильным экономическим потрясениям в регионе (рис. 2).

Основное внимание Китай уделяет странам — членам Вышеградской группы (Венгрия, Польша, Чехия и Словакия), причем экономическое сотрудничество является главной областью взаимодействия, вспомогательную роль играет политическая и общественная дипломатия. Страны Вышеградской четверки смогли привлечь наибольшую часть китайского капитала, направленного на модернизацию Центрально-Восточного региона Европы. Так, по данным UNCTADstat, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия в общей сложности привлекли около 75% от всего

0

1

о

о о

CD

J

<

О

< а

о

я

о &

ч

4

о «

и

о

5

18 000 16 000 14 000 12 000 10 000 8000 6000 4000 2000 0

.. ГЛ.---- ------т г'

в

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Албания

Болгария

--А- Босния и Герцеговина

Венгрия

-ж- Латвия

Литва

—1— Македония

--- Польша

--- Румыния

Сербия

Словакия

—А— Словения

-х- Хорватия

-ж- Черногория

-•- Чехия

—1— Эстония

Рис. 3. Динамика товарооборота стран ЦВЕ с КНР (2011-2016 гг.)

Источник: [6].

объема китайских прямых инвестиций, поступивших в ЦВЕ в 2016 г.

КНР имеет несколько государственных инвестиционных институтов, среди которых можно выделить два основных. Первый — Китайская инвестиционная корпорация, официально созданная в сентябре 2007 г. для управления и диверсификации китайских валютных резервов. Второй — инвестиционная компания «State Administration of Foreign Exchange», находящаяся в Гонконге; это учреждение, в первую очередь, отвечает за управление иностранной валютой Китая. Именно посредством этих двух финансовых институтов осуществляется основное распределение китайского капитала по странам ЦВЕ [5].

До последнего времени капитал КНР, объединенный в финансовые структурные фонды, относился к группе инструментов, которые нечасто использовались в Центрально-Восточном регионе. Однако активы китайских финансовых фондов растут, и можно ожидать, что впоследствии китайское правительство будет чаще изучать инвестиционные возможности в странах ЦВЕ. Более активное участие в регионе дает Китаю удобный инструмент политического давления на государства стран ЦВЕ и способствует проникновению на рынки ЕС.

Несмотря на интенсивный рост накопленных прямых китайских инвестиций в странах ЦВЕ, произошедший в последние годы, роль китайского капитала по сравнению со всем инвестированным капиталом в регион по-прежнему не очень велика. Однако значительный приток китайских инвестиций сыграл

важную роль в восстановлении региона от финансового кризиса. Китайские деньги, поступившие странам ЦВЕ в кризисный период, и долгосрочная инвестиционная перспектива послужили стабилизатором как для экономики в целом, так и для фондовых бирж, обеспечив им необходимую ликвидность.

Учитывая мотивацию китайских инвесторов, связанную с возможностями выхода на рынки ЕС, наиболее приоритетным направлением инвестиций является производственный сектор стран ЦВЕ, характеризующийся относительно низкими затратами на квалифицированную рабочую силу с последующей продажей готовой продукции в ЕС. Также востребованным у китайских инвесторов со временем оказывается и рынок услуг стран ЦВЕ: так, в Польше и Венгрии уже открыты филиалы китайских банков (Банк Китая и Промышленно-коммерческий банк Китая) и офисы крупнейших юридических компаний («Yingke» и «Dacheng»).

Что касается постсоветских стран ЦВЕ (Литва, Эстония, Латвия), то между ними присутствует конкуренция за привлечение китайского капитала, что подтверждается словами премьер-министра Литвы после встречи с председателем парламента КНР: «Литва должна победить Латвию в привлечении китайских инвестиций». Однако уже сейчас лидером по накопленным прямым китайским инвестициям среди постсоветских стран ЦВЕ является Литва, которая на треть опережает Эстонию и Латвию. Литва должна стать важной частью транзитного маршрута из Китая в Западную Европу в рамках инициативы «Один пояс — один путь». Также

4000 3500

3000

и 2500

о &

| 2000

о «

3

§ 1500 м

§

1000

500

2011

2012 2013 2014

2015 2016

—♦— Албания

—И— Болгария

—к. - Босния и Герцеговина

- - Х- • Венгрия Ж Латвия < Литва

- -+■ - Македония —— Польша

- - Румыния ♦ Сербия Ш Словакия

Словения -X— Хорватия Черногория Чехия —I- Эстония

Рис. 4. Динамика экспорта стран ЦВЕ в КНР (2011-2016 гг.)

Источник: [6].

16 000

14 000

^ 12 000 б

я 10 000

о

о,

ев

ч 8000

о н:

3

§ 6000

4 ч

£ 4000

—х-.....-х

- -1----^-►

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Албания

"И" Болгария

--А— Босния и Герцеговина

- -X- Венгрия

-ж- Латвия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литва

--- Македония

---- Польша

--- Румыния

Сербия

Словакия

—А— Словения

-*- Хорватия

-ж- Черногория

-•- Чехия

-+- Эстония

Рис. 5. Динамика импорта стран ЦВЕ из КНР (2011-2016 гг.)

Источник: [6].

перспективным для страны выглядит проект создания китайскими компаниями логистического парка в крупнейшем порту Литвы (Клайпедский морской порт).

Что касается внешней торговли стран ЦВЕ, то, конечно, ЕС здесь играет доминирующую роль, однако в последние годы доля стран Азии значительно возросла, в основном за счет КНР, товарооборот стран ЦВЕ с которой характеризуется наиболее высоким уровнем динамизма (рис. 3).

В настоящее время Китай является ключевым торговым партнером стран ЦВЕ в Азии,

о о

о о со

<

о

особенно большими объемами торговли с КНР отличаются страны Вышеградской группы. Положительная динамика роста наблюдается как в экспорте (рис. 4), так и в импорте (рис. 5) стран ЦВЕ из КНР.

Что касается экспорта стран ЦВЕ в Китай, то он не является однородным по своей структуре и технологиям. Так, ключевым экспортным товаром Словакии, Венгрии, Чехии в КНР является высокотехнологичная продукция в основном автомобильной и электронной промышленности. Основными экспортными статьями Польши, Болгарии и Румынии являются

<

о

2000

<( -2000 г

и

§ -4000 &

ч

§ -6000 «

Я

§ -8000

§ -10 ООО

-12 ООО

-14 ООО

2011 2012 2013 2014 2015 2016

ГП/Т'^Т^гтгп

Албания Болгария

Босния и Герцеговина

Венгрия

Латвия

Литва

Македония

Польша

Румыния

Сербия

Словакия

Словения

Хорватия

Черногория

Чехия

Эстония

Рис. 6. Динамика сальдо торгового баланса стран ЦВЕ с КНР (2011-2016 гг.)

Источник: [6].

цветные металлы (медь и другие) и дерево. Постсоветские страны ЦВЕ — Латвия, Литва и Эстония — постепенно выходят на продовольственные рынки Китая в основном за счет молочной продукции.

Импорт стран ЦВЕ из КНР более однороден. Он в основном состоит из готовой продукции. Также общей чертой торговли с Китаем для всех стран ЦВЕ является нарастающее отрицательное сальдо торгового баланса (рис. 6).

КНР нацелена развивать торговые отношения со странами ЦВЕ и выходить через них на рынок ЕС, что подтверждается включением их в инициативу «Один пояс — один путь». Новые транспортные коридоры сократят время на доставку грузов и способствуют увеличению товарооборота, в особенности — китайского экспорта [7].

Сейчас ЦВЕ занимает важное место во внешней политике Китая. После десятилетий отсутствия экономического интереса и взаимного доверия экономические отношения между Китаем и странами ЦВЕ не только перешли на новый уровень, но и способствовали развитию новых институциональных форматов сотрудничества, таких как стратегия «16+1», включение стран ЦВЕ в китайскую инициативу «Один пояс — один путь» и др. Однако высокая динамика в создании новых инициатив, а также отсутствие у китайских инвесторов практических знаний и опыта на восточноевропейском рынке зачастую замедляют принятие окончательных решений китайской стороной.

Полному раскрытию потенциала экономического взаимодействия также препятствовала

проводимая Пекином единая для всего макрорегиона политика, не всегда подходящая для конкретных стран ЦВЕ. Следует, однако, отметить, что китайское руководство уже начало принимать во внимание разнообразие условий во всех 16 странах ЦВЕ и адаптировать различные политические инструменты для достижения своих целей в регионе для каждой отдельной страны.

В целом, развитие экономических отношений Китая со странами ЦВЕ в рамках инициативы «16+1» можно считать взаимовыгодным. С одной стороны, усиление экономических связей с КНР способствует притоку в регион китайских инвестиций, необходимых для модернизации инфраструктуры стран ЦВЕ, в то же время КНР получит новые логистические маршруты для своей продукции и укрепит позиции на европейском рынке.

Китайская стратегия освоения Центрально-Восточноевропейского региона во многом похожа на экономическую политику КНР на постсоветском пространстве, где китайские инвестиции также направлены в основном в транспортную инфраструктуру с целью увеличения Китаем экспорта готовой продукции. Поэтому может быть целесообразно использовать опыт стран ЦВЕ при разработке стратегии взаимодействия постсоветских стран с КНР.

Литература

1. Яковлев А. А., Тригубенко М. Е., Леженина Т. В.

и др. Глобализация экономики Китая. Всеобъемлющее стратегическое партнерство Китая с Россией.

М.: Эдитус, 2017. 136 с.

2. Глинкина С. П., Тураева М. О., Яковлев А. А. Китайская стратегия освоения постсоветского пространства и судьба Евразийского союза. М.: Ин-т экономики РАН, 2016. 59 с.

3. UNCTADstat: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org.

4. Глинкина С. П., Куликова Н. В. Трансформация в странах Центрально-Восточной Европы: ожидания и реалии // Научные труды Вольного экономического общества России. 2016. Т. 201. С. 605624.

5. Kaminski T., Jurczyk T. Untapped Instrument. Sovereign Wealth Funds and Chinese policy toward the Central and Eastern European countries Political players? Sovereign wealth funds' investments in Central and Eastern Europe. Lodz: Wydawnictwo Uniwersytetu Lodzkiego, 2017. P. 69-92.

6. UN Comtrade Database: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://comtrade.un.org/data/.

7. Яковлев А. А. Перспективы торгового сотрудничества между странами постсоветского пространства и Китайской Народной Республикой (расчеты на основе гравитационной модели взаимодействия) // Инновации и инвестиции. 2017. № 2. С. 57-60.

References

1. Yakovlev A. A., Trigubenko M. E., Lezhenina T. V. et al. Globalizatsiya ekonomiki Kitaya. Vseob"em-lyushchee strategicheskoe partnerstvo Kitaya s Ros-siey [Globalization of China's economy. Comprehen-

sive strategic partnership between China and Russia]. g Moscow: Editus Publ., 2017. 136 p. □=

2. Glinkina S. P., Turaeva M. O., Yakovlev A. A. Ki- § tayskaya strategiya osvoeniya postsovetskogo pros- uj transtva i sud'ba Evraziyskogo soyuza [China's strat- x egy for the development of the post-Soviet space, ^ and the fate of the Eurasian Union]. Moscow: RAS ^ Inst. of Economics Publ., 2016. 59 p.

o

3. UNCTADstat. Available at: http://unctadstat.unc- ^ tad.org. K

4. Glinkina S. P., Kulikova N. V. Transformatsiya v stranakh Tsentral'no-Vostochnoy Evropy: ozhidaniya ^ i realii [Transformation in the Central and East Euro- ^ pean countries: Expectations and realities]. Nauchnye ^ trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii, ^ 2016, vol. 201, pp. 605-624. 2

5. Kaminski T., Jurczyk T. Untapped instrument. Sovereign wealth funds and Chinese policy toward the Central and Eastern European countries. Political players? Sovereign wealth funds' investments in Central and Eastern Europe. Lodz: Wydawnictwo Uniwersytetu Lodzkiego, 2017, pp. 69-92.

6. UN Comtrade Database. Available at: https://com-trade.un.org/data/.

7. Yakovlev A.A. Perspektivy torgovogo sotrudnich-estva mezhdu stranami postsovetskogo prostrans-tva i Kitayskoy Narodnoy Respublikoy (raschety na osnove gravitatsionnoy modeli vzaimodeystviya) [Prospects of trade cooperation between post-Soviet countries and China (calculations based on the gravity model)]. Innovatsii i investitsii, 2017, no. 2, pp. 57-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.