Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
834
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Китай / природа / экология / водные объекты / окружающая среда / современное законодательство.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А.

После многолетних усилий научно-технические инновации Китая достигли значительного прогресса в области сохранения природных ресурсов. Но есть еще немало слабых мест в оригинальных инновациях, фундаментальных исследованиях, передовых технологических изучениях и эффективности инновационной системы охраны окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ»

О^ ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-371-375 ЭРИАШВИЛИ Нодари Дарчоевич,

NIION: 2018-0076-4/22-643 доктор экономических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-4-842 кандидат юридических наук,

кандидат исторических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России

им. В.Я. Кикотя, e-mail: professor60@mail.ru

ИВАНОВА Юлия Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета - МИРЭА,

e-mail: julia-ivanova-77@yandex.ru

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ

Аннотация. После многолетних усилий научно-технические инновации Китая достигли значительного прогресса в области сохранения природных ресурсов. Но есть еще немало слабых мест в оригинальных инновациях, фундаментальных исследованиях, передовых технологических изучениях и эффективности инновационной системы охраны окружающей среды.

Ключевые слова: Китай, природа, экология, водные объекты, окружающая среда, современное законодательство.

ERIASHVILI Nodari Darchoevich,

doctor of economics, PhD in Law, candidate of historical, Professor, Professor of the department of civil and labor law, civil process of Kikot Moscow University

of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

IVANOVA Yulia Aleksandrovna,

PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department "Cybersecurity and digital transformation" of the Russian Technological University - MIREA

ON THE ECOLOGY OF MODERN CHINA

Annotation. After years of efforts, scientific and technological innovation, China has made significant progress in the field of conservation of natural resources. But there are still many weaknesses in original innovations, fundamental research, advanced technological research and the effectiveness of an innovative environmental protection system.

Key words: China, nature, ecology, water bodies, environment, modern legislation.

Стремительная индустриализация и рост населения Китая за последнее столетие привели к тому, что страна стала одной из самых загрязненных в мире. В то время как большая промышленная база и миллионы автомобилей вносят значительный вклад в печально известное загрязнение воздуха в Китае, наибольшую лепту в эту экологическую проблему вносят все же многочисленные угольные электростанции страны.

Серьёзной проблемой на сегодняшний день экологии Китая, является добыча угля, которая составляет почти две трети потребления энергии в Китае. Страна является крупнейшим в мире производителем, на ее долю приходится около половины мирового потребления угля. Понимая серьезный масштаб данной проблемы, правительство КНР запретило строительство новых угольных электростанций в 2016 г., и использование угля сократилось. Однако когда срок действия

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

запрета истек в 2018 г., строительство новых заводов снова активизировалось. В 2020 г. Китай построил в три раза больше новых угольных электростанций, чем остальной мир вместе взятый, по данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха.

Свой вклад в загрязнение окружающей среды внесли ошеломляющие темпы урбанизации в Китае. Урбанизация увеличивает потребность в энергии для питания новых производственных и промышленных центров, и строительство этих центров зависит от высокоэнергетических продуктов, таких, как цемент и сталь. Еще одним значительным негативным фактором разрушения экологии современного Китая, является ежегодный рост числа автомобилей на дорогах.

Китай только недавно начал активно формулировать глобальные меры реагирования на изменение климата. В течение десятилетий Китай сопротивлялся принятию обязательств в рамках ООН. Китайские дипломаты утверждали, что КНР не должна жертвовать своим экономическим развитием ради охраны окружающей среды.

Необходимо отметить, что отдельные прибрежные города Китая, такие как Шанхай, могут быть затоплены, если глобальная средняя температура продолжит расти. По оценкам, сорок три миллиона человек в Китае живут на суше, которая может оказаться под водой к концу века, если средняя температура повысится на 2Х.

Кроме того, эксперты прогнозируют, что Китай будет испытывать более частые экстремальные погодные явления, такие как сильные осадки. Каждый год стихийные бедствия убивают сотни китайцев и уничтожают миллионы акров сельскохозяйственных культур. По мере повышения температуры ледники Китая продолжают таять с угрожающей скоростью, что, вероятно, приведет к более разрушительным наводнениям. Экстремальные тепловые явления и засух также станут более распространенными.

Си Цзиньпин, китайский государственный, политический и партийный деятель, действующий генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая, признал изменение климата одной из главных проблем своей администрации, и Пекин взял на себя множество обязательств по ее решению. К основным направлениям деятельности относятся:

- достижение углеродной нейтральности к 2060 г.;

- достижение минимизации пика выбросов углекислого газа до 2030 го.;

- к 2030 г. доля возобновляемых источников энергии в общем объеме потребления энергии составит 25%;

- сокращение углеродоемкости, или количества углерода, выбрасываемого на единицу ВВП, более чем на 65% к 2030 г.;

- установка достаточного количества солнечных и ветряных генераторов энергии для общей мощности 1.2 млрд киловатт к 2030 г. и увеличение лесного покрова примерно на шесть миллиардов кубометров к 2030 г.

Однако эксперты утверждают, что многие из этих целей недостаточно продуктивны и указывают, что они не согласуются друг с другом или с Парижским соглашением. Например, Китай должен будет достичь пиковых выбросов не позднее 2025 г., чтобы соответствовать цели Парижского соглашения [1].

Необходимо отметить, что переход от угля к возобновляемым источникам энергии имеет решающее значение для усилий Китая, и страна уже добилась определенного прогресса. В 2019 г. возобновляемые источники энергии составляли почти 15% энергетического баланса Китая по сравнению с 7% десятилетием ранее. Китай использует гидроэнергетику в течение многих лет, и он устанавливает больше солнечных панелей и ветрогенераторов в качестве ведущего мирового производителя этих технологий. КНР также наращивает свои ядерные энергетические мощности, по состоянию на середину 2021 г. строится 17 реакторов. Кроме того, Пекин и некоторые провинции стимулируют использование электромобилей. В 2020 г. в Китае было продано 1.37 млн т.н. новых энергетических автомобилей, включая электрические аккумуляторы, гибридные плагины и водородные топливные элементы, что почти на 11% больше, чем в предыдущем году. Тем не менее, эксперты отмечают, что подавляющее большинство электроэнергии для таких транспортных средств производится на ископаемом топливе.

Как и Европейский Союз, и ряд других стран, Китай работает над запуском национальной, инновационной схемы регулирования выбросами, которая заставила бы загрязнителей платить за вред окружающей среде и тем самым стимулировала бы их к сокращению своих выбросов. Первоначально она будет сосредоточена на угольных и газовых электростанциях. На сегодняшний день внедрение было отложено с тех пор, как эта схема была впервые анонсирована в 2017 г., и многие детали остаются неясными.

За последние несколько лет усилия Китая по переработке пластиковых отходов внесли значительный вклад в смягчение последствий глобального изменения климата, сократив потребление сырой нефти и выбросы углекислого газа на миллионы метрических тонн.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

Благодаря преференциальной политике в области инвестиций, финансов и налогообложения Китай создал рыночную систему переработки пластмасс с широким охватом, на долю которой приходится более 45% от общего объема переработанных пластиковых отходов в мире. В период с 2011 по 2020 г. Китай переработал 170 млн т пластиковых отходов.

Производство пластмасс является энергоемким и потребляет ископаемое топливо, а при сжигании отходы пластика выделяют газы, улавливающие нагрев, и другие загрязняющие вещества.

Как только такие выбросы достигают определенного уровня, это приводит к экологической опасности. Все это делает переработку пластиковых отходов важной задачей.

Усилия Китая по переработке пластмасс за десятилетие помогли сократить потребление сырой нефти на 510 млн т и избежать выбросов углекислого газа на 61.2 млн т. Это также предотвратило образование 900 млн т твердых отходов.

В настоящее время КНР имеет самые большие мощности по переработке пластмасс в мире. Огромная индустрия переработки пластмасс в Китае, в которой занято около 900 000 рабочих, переработала 31% пластиковых отходов, образующихся на национальном уровне в 2021 г., что примерно в 1.7 раза превышает среднемировой показатель.

Китай также внес значительный вклад в переработку пластиковых отходов из других частей мира. В период с 1992 по 2018 г. Китай переработал 106 млн т импортных пластиковых отходов, большая часть которых поступила из Европейского Союза и Соединенных Штатов. Это позволило сохранить 318 млн т сырой нефти.

Правящая Коммунистическая партия Китая признала, что для решения многочисленных экологических проблем страны необходимо принять нормативные меры. В 2013 г. китайское агентство экономического планирования опубликовало нормативную «дорожную карту» по борьбе с изменением климата. Начиная с 2014 г. 15 000 заводов теперь обязаны публично сообщать данные в режиме реального времени о своих выбросах в атмосферу и сбросе воды. Правительство также пообещало выделить 275 млрд долл. в течение следующих пяти лет на очистку загрязнения воздуха в стране.

Положительным примером является то, что 3 июля 2018 г. Китай объявил о новом плане, который является модифицированной версией предыдущего Плана действий по загрязнению воздуха, который был первоначально выпущен в сентябре 2013 г. После реализации этого плана в 2013 г. Китай успешно улучшил качество воздуха в

нескольких ключевых регионах, таких, как дельта Жемчужной реки, что позволило снизить загрязнение воздуха на 15%, а в Пекине - на 33% с точки зрения целевых показателей PM2.5 для этих районов. Чтобы добиться этих сокращений, Пекин, например, закрыл несколько угольных электростанций и запретил сжигание угля для получения тепла в прилегающих районах, что первоначально столкнулось с большим сопротивлением. Хотя поначалу эти меры вызывали споры, Пекин успешно снизил уровень ТЧ2.5 с 89.5 мкг/м3 в 2013 г. до 58 мкг/м3 в 2017 г.

Новый трехлетний план действий на 2018 -2020 гг. по победе в войне Голубого неба применялся ко всем городам Китая, в то время как первоначальный план, реализованный в 2013 г., применялся только к конкретным целевым городам, таким как Пекин, Тяньцзинь и дельта Жемчужной реки. Этот новый план специально был направлен на сокращение выбросов летучих органических соединений (ЛОС) и оксидов азота (NOx) на 10% и 15% соответственно к 2020 г. Для достижения этих целей в этот новый план введен ряд мер, некоторые из которых включают:

- улучшение переходных процессов в энергетике, промышленности и транспорте;

- контроль за очисткой нагревательных печей;

- решение проблемы мелкомасштабного сжигания угля;

- улучшение централизованного теплоснабжения в северных промышленных городах.

В январе 2015 г. китайское правительство приняло еще один широкий набор экологических норм, которые считаются самыми строгими в истории Китая. Новый Закон предусматривает более жесткие наказания за экологические нарушения, такие как фальсификация записей, скрытый сброс отходов и уклонение от надзора. Закон также содержит условия для борьбы с загрязнителями, повышения осведомленности общественности и защиты информаторов, одновременно возлагая большую ответственность на региональные правительства и правоохранительные органы, также устанавливает более строгие стандарты для промышленных компаний.

Недавние инвестиции в исследования и разработки Китая в области чистых технологий были намного больше по сравнению с аналогичными инвестициями, которые были разработаны как в Соединенных Штатах, так и в Европейском Союзе.

В 2012 г. Китай инвестировал 65 млрд долл. в совершенствование и развитие ветроэлектро-станций. Инвестиции в ветер и другие возобновляемые источники энергии в значительной степени обусловлены стимулами китайского правительства, поскольку правящая партия пытается

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

достичь своей цели получать 20% своей энергии из возобновляемых источников к 2030 г. По данным энергетического агентства страны, возобновляемые источники энергии составили 57% вновь установленных энергетических мощностей в течение первых десяти месяцев 2013 г.

Несколько лет Apple сотрудничала с 10 своими глобальными сторонниками, включая тайваньские Pegatron и Wistron, чтобы запустить фонд в размере 300 млн долл., который будет способствовать дальнейшему развитию возобновляемых источников энергии в Китае. Более конкретно этот план направлен на выработку достаточного количества возобновляемой энергии для питания того, что эквивалентно одному миллиону домов в Китае.

В последние годы китайское правительство все больше и больше использует чистые технологии, на это в значительной степени повлияло процветающее сообщество экологических научно-производственных объединений.

Китай из года в год сталкивается с глубоким и продолжительным экологическим кризисом. Менее 1 процента из 500 крупнейших городов страны соответствуют критериям чистоты воздуха Всемирной организации здравоохранения. Более четверти территории Китая это либо пустыня, либо опустынивание.

Лидеры Китая утверждают, что они признают проблему и активно ищут пути эффективного решения. В редакционной статье 2011 г. министр окружающей среды Чжоу Шэнсянь заявил, что «истощение, ухудшение и истощение ресурсов, а также порча экологической среды стали серьезными препятствиями для экономического и социального развития страны». А бывший премьер-министр Вэнь Цзябао признал в марте 2012 г., что правительство не смогло выполнить большинство экологических задач 11-го пятилетнего плана Китая, включая сокращение энергоемкости, диоксида азота и серы, а также меры по загрязнению воды. Лидеры хорошо знают, что состояние окружающей среды является основной причиной социальных волнений, а также одним из наиболее важных факторов, влияющих на целый ряд проблем общественного здравоохранения, начиная от респираторных заболеваний и заканчивая раком, а также задержками и недостатками развития. И это вредит не только экономике, исследование Китайской академии экологического планирования (CAEP) оценило стоимость разливов загрязнений, ухудшения состояния почвы, исчезновения водно-болотных угодий и других экологических проблем, что в 3.9% больше китайского ВВП в 2008 г.

Однако реакция Пекина на эти вызовы далеко не достаточна. Инвестиции в охрану окру-

жающей среды по-прежнему колеблются около 1.3% ВВП, но, согласно отчету CAEP за 2007 г., примерно половина этих денег теряется из-за местной коррупции или выделения экологических фондов на проекты, не связанные с охраной окружающей среды. Несмотря на официальную политику, недавнее научно-статистическое исследование показало, что местные чиновники получают больше вознаграждения за инвестиции в инфраструктуру, чем за то, что делают охрану окружающей среды явным приоритетом. Год за годом правительство ставит впечатляющие цели по сокращению загрязнения, запускает масштабные кампании по отводу или очистке рек и восстановлению деградированных земель, инвестирует в возобновляемые источники энергии и технологии, а также проводит эксперименты с экогородами. И год за годом результат один и тот же - окружающая среда ухудшается.

На сегодняшний день население современного Китая подталкивает правительство к тому, чтобы оно делало больше и эффективнее. Они признали, что эти экологические проблемы носят системный характер, и своей активностью закладывают фундамент для преобразования инновационной, развитой системы охраны окружающей среды Китая. В качестве первого шага население Китая, по-видимому, признает, что хорошая экологическая политика зависит от открытых и точных экологических данных. Неправительственные организации, такие, как Институт общественных и экологических вопросов, настаивают на том, чтобы китайские города придерживались правил, требующих публикации статистики загрязнения. Отдельные китайские юристы настаивают на том, чтобы Министерство охраны окружающей среды опубликовало результаты своего исследования загрязнения почвы, которое оно считает «государственной тайной».

В то же время, на низовом уровне растет давление на окружающую среду, чтобы она служила общей моделью верховенства закона и официальной подотчетности. Уже сейчас китайские юристы-экологи создали около 100 специализированных экологических судов. Их следующий шаг -облегчить рассмотрение экологических дел более чем ограниченным числом официально санкционированных организаций. И когда китайские чиновники не в состоянии защитить окружающую среду, китайский народ выходит в Интернет и на улицы, чтобы привлечь внимание и к ответственности. Например, с июля по октябрь 2012 г. в трех провинциях - Сычуань, Цзянсу и Чжэцзян вспыхнули масштабные протесты, когда местные чиновники одобрили заводы и другие проекты, которые, по мнению общественности, могли нанести вред их здоровью. Через социальные сети и микроОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

блоги китайские граждане получили доступ к информации, критически важной для эффективных демонстраций. И в каждом случае местное правительство останавливало свои планы. В то время как политическое участие через протест не может быть идеальным, основатель Института общественных и экологических дел Ма Цзюнь сказал, что страх перед публичными демонстрациями заставляет некоторые местные органы власти дважды подумать о том, как они управляют.

Конечно, общественная активность сама по себе не изменит окружающую среду Китая, Пекин должен максимально активизироваться в ближайшее время. Что же может свидетельствовать о том, что китайское правительство добивается реального прогресса в области охраны окружающей среды. Во-первых, Пекин должен больше инвестировать в финансовый и человеческий капитал, китайские ученые утверждают, что государственные инвестиции в окружающую среду должны составлять не менее 2.2% ВВП, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации. Во-вторых, если Всекитайский народный конгресс разработает природоохранные законы и нормативные акты, которые будут достаточно подробными, чтобы обеспечить надлежащее их исполнение. В-третьих, если правительство разработает систему политических и экономических стимулов и сдерживающих факторов (как они обсуждают в связи с новым углеродным налогом), которые побудят местных чиновников и бизнесменов поступать правильно. В-четвертых, если Пекин рассматривает неправительственные организации, средства массовой информации и общественность как партнеров, а не противников, улучшение доступа к информации и привлечение общественности.

Если нынешние тенденции сохранятся, то к 2030 г. еще 300 млн китайцев станут городскими жителями, потребляя в четыре раза больше энергии и в два с половиной раза больше воды на душу населения, чем сельские китайцы. Это делает еще более важным то, что китайские чиновники становятся более похожими на китайский народ, более информированными, более вовлеченными и менее терпеливыми. В этом отношении Китаю, по-видимому, суждено развиваться так же, как и любой другой стране, которая развивалась до него с экологическим прогрессом, направленным снизу вверх.

На сегодняшний день, Китай открыт для сотрудничества с другими странами. Министры окружающей среды Японии и Южной Кореи, пра-

вительства которых выразили озабоченность по поводу смога и кислотных дождей, пересекающих границы их стран из Китая, ежегодно проводят встречи со своими китайскими коллегами. Европейский союз согласился поддержать реализацию Китаем своей схемы торговли выбросами. Индия, третий по величине эмитент нефти в мире, подписала климатические соглашения с Китаем, но повышенная политическая напряженность в 2020 - 2022 гг. вызвала сомнения в будущем сотрудничестве.

Экологические неправительственные организации подталкивают правительство Китая к решению глобальных экологических проблем. Тысячи этих групп, базирующихся внутри страны, но часто работающих с иностранными коллегами, выступали за прозрачность, расследовали подозрения в коррупции и проводили массовые кампании [2]. Они добились некоторого успеха, воспользовавшись законом 2015 г., который упростил возбуждение дел против загрязнителей.

Но Коммунистическая партия Китая опасается, что активизм может катализировать демократические социальные изменения, и поэтому ограничивает усилия организаций, активистов и массовых движений. Например, закон 2016 г. затруднил работу международных НПО в Китае. При Си правительство проявило больше решимости бороться с общественным инакомыслием, в т.ч. арестовывая активистов и подвергая цензуре документальные фильмы и комментарии в социальных сетях.

Список литературы:

[1] Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Ращенко А.С. К вопросу об ответственности за нарушение международно-правовых норм по охране окружающей среды // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 1. - С. 55-58.

[2] Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Радченко Т.В. Глобальные проблемы человечества и пути их решения // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - № 1. - С. 36-42.

Spisok literatury:

[1] Eriashvili N.D., Ivanova Yu.A., Rashchenko A.S. K voprosu ob otvetstvennosti za narushenie mezhdunarodno-pravovyh norm po ohrane okru-zhayushchej sredy // Vestnik Moskovskogo universi-teta MVD Rossii. - 2020. - № 1. - S. 55-58.

[2] Eriashvili N.D., Ivanova Yu.A., Radchenko T.V. Global'nye problemy chelovechestva i puti ih resheniya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2021. - № 1. - S. 36-42.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.