К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБАХ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
НА ПРЕДПРИЯТИИ
Ю.И. Бедовская, студент
С.Н. Сычанина, канд. филос. наук, доцент
Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOr.10.244n/2500-1000-2019-n536
Аннотация. В статье обращается внимание на прямую зависимость эффективного управления персоналом и стабильное развитие предприятия. Рассматриваются способы воздействия на подчиненных и их целесообразность в настоящее время. В статье приводятся методики эффективного управления трудовыми ресурсами, в которых упор делается на индивидуальность работника, особенности его потребностей, а также на формирование гармоничного климата и благоприятной обстановки на рабочих местах, что повышает эффективность управления организацией в целом.
Ключевые слова: управление персоналом, трудовые ресурсы, стимулирование, мотивация, производительность труда.
В настоящее время добиться успешного и стабильного развития может абсолютно любая организация. Ее масштабы и род деятельности уже не играют значительной роли. Все напрямую зависит от качественных характеристик персонала и от эффективности их трудовой деятельности. Особое значение в данном случае имеют условия труда, которые предоставляет работодатель.
Высококвалифицированные и компетентные сотрудники, удовлетворенные уровнем заработной платы, рабочим местом и существующим корпоративным климатом, гарантированно будут демонстрировать высокую производительность труда. Поэтому вопрос грамотной организации трудового процесса кадров, их оценки, распределения и мотивации играет ключевую роль в достижении запланированных целей хозяйствующего субъекта.
Понятие «управление персоналом» еще в начале прошлого века применялось с целью описать одну из функций менеджмента, которая основывается на найме, развитии, мотивации, ротации, гарантии безопасности и увольнении трудовых ресурсов. Однако в конце двадцатого и начале двадцать первого века происходят существенные изменения в критериях функционирования как коммерческих организаций и предприятий, так и государственных ор-
ганов власти [1]. Привычное представление человека как «винтика» в большой системе больше не приносит положительных результатов. На первое место постепенно выходят человеческие потребности, которые заставляют работодателей пересмотреть формировавшееся десятилетиями мировоззрение. Сейчас доминирование жесткой регламентации процедур взаимодействия между начальником и подчиненным в большинстве случаев сменилось на атмосферу сотрудничества между ними. Она, в свою очередь, обладает следующими ключевыми особенностями:
- наличие теплых отношений в рамках небольших трудовых коллективов;
- направленность на удовлетворение интересов потребителей;
- сокращение числа иерархических структур в хозяйствующем субъекте и увеличение случаев делегирования полномочий лидерам рабочих групп [2].
Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования предприятия важно постоянно совершенствовать методы управления персоналом. Фундаментальной основой такого вектора развития является заинтересованность работодателя в интересах каждого отдельного работника, т.е. переход на социально-психологические методы воздействия. Важным также является ориентация на
грамотное проведение мотивационной политики, которая имеет весомое значение в современных условиях.
Такие действия уже давно активно применяются во всем мире, однако в отечественной практике в большинстве случаев используют лишь два способа влияния на персонал: административное воздействие и экономическое стимулирование. Подобная ситуация связана с консервативным характером ведения дел, которая сохранилась еще со времен Советского Союза.
Опираясь на нормы Гражданского кодекса Российский Федерации, можно заметить, что основная цель любого предприятия заключается в извлечении прибыли и всевозможном ее увеличении [3]. Но не стоит забывать, что сущность трудовой деятельности, без которой невозможно функционирование ни одной коммерческой структуры, не может сводиться исключительно к материальной заинтересованности. Иными словами, для формирования у рабочих кадров высокой мотивации удовлетворения лишь материальных потребностей недостаточно.
Многие руководители не умеют качественно наладить систему, направленную на координацию деятельности персонала. Все это объясняется либо нехваткой опыта, либо неспособностью отказаться от «консервативных» методов управления. В таком случае, руководитель должен обратиться за помощью к специалисту, который будет выполнять обязанности менеджера по управлению трудовыми отношениями. За счет различных тестов, опросов и иных способов взаимодействия он сформирует психологические портреты каждого работника, на основе которых выявит все нюансы и особенности грамотного управления таким персоналом.
После того, как удалось получить полную картину о людях, находящихся в подчинении, только тогда необходимо приступать к управлению ими. На практике применяются различные методики эффективного управления персоналом на предприятиях. При этом каждая из них учитывает определенные психологические характеристики того или иного сотрудника, что помогает наиболее точно сформиро-
вать политику взаимодействия с кадрами. Рассмотрим несколько из них более подробно.
1. Методика организационного управления, в основе которой лежат следующие факторы: постоянное обучение работников, улучшение их навыков и умений, повышение уровня квалификации, стимулирование и мотивация трудовой деятельности посредством материальных и нематериальных рычагов. Для эффективного использования такой методики необходимо добиться такого взаимодействия между начальниками и подчиненными, когда обе стороны понимают и придерживаются сформировавшейся корпоративной культуры. В ином случае, улучшить управление персоналом не получится [4].
2. Методика управления персоналом, основанная на потребностях и материальных ценностях. Такая методика является достаточно эффективной, однако не стоит забывать, что она не сможет приносить положительные результаты каждый раз. Например, выдача хороших премиальных отдельному работнику стимулирует его на продуктивную деятельность, однако повторное вознаграждение подобного рода не гарантирует рост его продуктивности, а иногда может и вовсе привести к снижению эффективности его труда.
3. Методика управления, базирующаяся на личностных качествах персонала. Она подразумевает воздействие на подчиненных за счет их психологических особенностей. Одних может устраивать стабильная заработная плата и наличие хороших премий за перевыполнение трудовых нормативов. Другие наоборот - стремятся получить признание со стороны начальника или коллег, продвинуться по карьерной лестнице, работать в удобное время и т.д. Поэтому благодаря работе менеджера по управлению персоналом можно получить полное представление о каждом сотруднике. Все это достигается посредством проведения опросов, психологических тестов и других способов сбора информации. Узнав психологический портрет, управленец может эффективно воздействовать на персонал, повышая его производительность и
заинтересованность в достижении целей экономические методы воздействия, неорганизации [4]. возможно добиться полноценного разви-
Таким образом, основной целью управ- тия предприятия. Каждый работодатель ления персоналом является не только дос- должен понимать, что посредством реали-тижение финансовой стабильности хозяй- зации нематериальных потребностей пер-ствующего субъекта, но и формирование сонала можно добиться устойчивого раз-гармоничного климата и благоприятной вития компании, так как каждый сотруд-обстановки на рабочих местах. Полагаясь ник будет заинтересован и мотивирован на исключительно на административные и достижение общих целей предприятия.
Библиографический список
1. Настинова Ц.С. Управление персоналом в современных условиях // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 632-634.
2. Григорьева Е.А., Сафронов А.М., Сычанина С.Н. Современные методы оценки человеческого капитала в менеджменте и маркетинге персонала / Вестник Академии знаний. -2017. - №21 (2). - С. 21-26.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (Дата обращения: 15.09.2019)
4. Эффективные методы управления персоналом на предприятии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bbcont.ru/psychologies/effektivnye-metody-upravleniya-personalom-na-predpriyatii.html (Дата обращения: 15.09.2019)
ON THE ISSUE OF EFFECTIVE WAYS OF PERSONNEL MANAGEMENT IN THE
ENTERPRISE
Y.I. Bedowskaya, Student
S.N. Sychanina, Сandidate of Philosophy, Assistant Professor Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (Russia, Krasnodar)
Abstract. The direct dependence of effective personnel management and stable development of the enterprise are drew attention to in the article. Methods of influence on subordinates and their expediency are considered now. The article presents the methods of effective management of human resources, which focuses on the individuality of the employee, especially his needs, as well as the formation of a harmonious climate and a favorable environment in the workplace, which increases the efficiency of the organization as a whole.
Keywords: personnel management, labour force, incentives, motivation, productivity.