for Sports", D. Joyce andD. Lewindon eds. Champaign, IL: Human Kinetic, pp. 301-318.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.06.2017
УДК 378.14
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Наталья Владимировна Макерова, старший преподаватель, Национальный исследовательский университет «Московского энергетического института» в г. Смоленске
Аннотация
Обсуждается проблема эффективности традиционной технологии обучения иностранному языку в формировании профессиональной компетентности специалистов сферы спортивно-оздоровительного туризма на основе результатов констатирующего педагогического эксперимента.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, специалисты сферы спортивно-оздоровительного туризма, технология обучения иностранному языку, профессиональная компетентность, иноязычная коммуникативная компетенция, иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция.
TO THE QUESTION OF EFFICIENCY OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS FOR SPORTS AND HEALTH-IMPROVING TOURISM INDUSTRY BY
MEANS OF THE FOREIGN LANGUAGE Natalya Vladimirovna Makerova, the senior teacher, Smolensk branch of National Research University "Moscow Power Engineering Institute"
Annotation
The article discusses the problem of the efficiency of the traditional foreign language teaching technology in the formation of the professional competences of the specialists for the sports and health-improving tourism industry, based on the results of pedagogical experiment.
Keywords: professional training, specialists of sports and health-improving tourism industry, foreign language teaching technology, professional competence, foreign language communicative competence, foreign language professional communicative competence.
ВВЕДЕНИЕ
Стремительное развитие спортивно-оздоровительных и туристско-рекреационных комплексов в нашей стране актуализирует потребность в профессионально компетентных и конкурентоспособных кадрах, обеспечивающих их безопасное и эффективное функционирование [2].
Современная профессиональная подготовка специалистов по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму осуществляется в рамках образовательных программ высших учебных заведений преимущественно физкультурно-спортивной направленности. Система высшего образования в сфере физической культуры, спорта и туризма, руководствующаяся требованиями ФГОС ВО третьего поколения задает курс на компе-тентностную подготовку кадров, в том числе для спортивно-оздоровительного туристского сектора.
Матрица компетенций бакалавров направления «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» включает, помимо прочих, владение иностранным языком (в устной и письменной форме) не только в формате социально-бытового межличностного коммуникативного взаимодействия, но и в рамках профессионально-делового общения с
учетом межкультурных различий [1].
Анализ многочисленных научных публикаций позволяет сделать заключение о том, что иноязычная компетенция является как неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности специалиста, в том числе по СОТ, так и инструментом ее формирования. Соответственно, мы можем говорить не просто об изучении иностранного языка, а о профессиональной подготовке специалистов сферы спортивно-оздоровительного туризма средствами иностранного языка, от эффективности которой будет зависеть профессионализм кадров отрасли.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В 2015-2016 учебном году в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма нами был организован и проведен констатирующий педагогический эксперимент, нацеленный на оценку эффективности традиционной (общепринятой) технологии обучения иностранному языку в процессе профессиональной подготовки специалистов сферы спортивно-оздоровительного туризма. В рамках исследования был проведен опрос (в форме анкетирования) на выявление целей, профессионально направленных потребностей и ожиданий студентов-будущих специалистов по СОТ, связанных с изучением иностранного языка в вузе, на выявление уровня профессиональной направленности личности, профессионально-познавательной мотивации, профессионально-личностной удовлетворенности от пройденного курса иноязычного обучения. Также были проведены контрольные испытания (в форме тестирования) на выявление уровня иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) и иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции (ИПКК), сформированных на основе традиционной (общепринятой) технологии обучения иностранному языку.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенное анкетирование выявило, что основной целью изучения иностранного языка в вузе будущие специалисты по СОТ считают успех в профессиональной деятельности, эффективное решение практических профессиональных задач (25%). Для повышения профессионального уровня в избранной сфере им необходимо: освоение основ будущей профессиональной деятельности на ИЯ (35%), знание и навыки практического применения иноязычной профессиональной лексики и терминологии (25%), умение извлекать и интерпретировать профессиональную информацию из зарубежных источников (20%), а также овладение навыками иноязычного профессионального общения (20%). Ожидания студентов, специализирующихся в спортивно-оздоровительном туризме, связанные с освоением профессии в процессе обучения иностранному языку заключаются в приобретении новых знаний по избранной специальности (35%), овладении способами решения практических профессиональных задач (30%), формировании навыков чтения и перевода литературы по специальности на иностранном языке (20%), освоении стратегий иноязычного профессионально-делового общения (15%). Однако лишь 15% испытуемых верят, что смогут на самом деле повысить свой профессиональный уровень по окончании курса иностранного языка в вузе.
В результате анализа данных контрольных испытаний (тестирования), проведенных в начале и конце учебного года был установлен прирост иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), применимой в сфере повседневно-бытового взаимодействия, сформированной на основе традиционной (общепринятой) технологии обучения иностранному языку. Так, количество испытуемых с низким уровнем ИКК сократилось с 60% (в начале учебного года) до 40% (в конце учебного года), количество испытуемых со средним уровнем ИКК увеличилось с 25% (в начале учебного года) до 45% (в конце учебного года), количество испытуемых с высоким уровнем ИКК возросло с 10% (в начале учебного года) до 15% (в конце учебного года).
Однако контрольное испытание (тестирование), проведенное в конце учебного года выявило отрицательный эффект в формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции (ИПКК), применимой в сфере профессионально-делового сотрудничества, сформированной на основе традиционной технологии обучения иностранному языку. Так, низкий уровень ИПКК был зафиксирован у 75% испытуемых, средний уровень ИПКК был выявлен у 10% испытуемых, высокий уровень ИПКК был определен у 15% исследуемых.
Наряду с этим, в конце учебного года экспериментально зафиксирована тенденция к сокращению количества студентов с высоким уровнем профессиональной направленности личности (с 65 до 60%), а также снижение числа обучающихся с высоким уровнем профессионально-познавательной мотивации (количество желающих осваивать избранную специальность средствами иностранного языка уменьшилось с 70 до 55%).
Отдельным пунктом следует отметить, что в конце констатирующего педагогического эксперимента большинство исследуемых выразило неудовлетворение пройденным курсом иноязычного обучения на основе традиционной (общепринятой) технологии (45%), не отметило повышения профессионального уровня по его окончании (80%).
Это значит, что профессиональная подготовка на основе традиционной (общепринятой) системы обучения иностранному языку в вузе физической культуры и спорта не только не удовлетворяет государственным требованиям, но и не оправдывает ожиданий самих будущих специалистов по спортивно-оздоровительному туризму, является неэффективной в формировании профессиональной компетентности кадров отрасли, а именно ее неотъемлемой составляющей - иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, обязательной к освоению студентами данного направления и профиля подготовки ПК-23 («способность пользоваться русским и иностранным языками, как средством профессионального делового общения») [1].
Соответственно, возникает потребность в модернизации и оптимизации системы профессиональной подготовки специалистов сферы спортивно-оздоровительного туризма средствами иностранного языка на основе новой эффективной образовательной технологии.
ЛИТЕРАТУРА
19. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (бакалавриат), [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 года № 90 // www.fgosvo.ru (дата обращения: 20.06.2017).
1. Третьякова, Т.М. Квазипрофессиональный подход к формированию профессиональных компетенций у бакалавров профиля подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» / Т.М. Третьякова, О.В. Котлярова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 4 (37). - С. 185-196.
2. .
REFERENCES
1. Federal state educational Standard of higher education in the direction 49.03.03 Recreation and sports and health-improving tourism (baccalaureate), approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation 09.02.2016, available at: www.fgosvo.ru (accessed: 20 June 2017).
2. Tretyakova, T.M. and Kotlyarova O.V. (2015) "Quasiprofessional approach to professional competencies formation among bachelors of "Recreation and sports-health-improving tourism" training profile", Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sport, Vol. 37 No. 4, pp. 185-196.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.06.2017