7. Оплетин, А.А. Саморазвитие личности студентов на основе использования средства туризма / А.А. Оплетин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 133-136.
REFERENCES
1. Zelenin, L.A. (2013), "Humanization of physical education of students", European journal of social Sciences, No. 2, pp. 106-112.
2. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A. and Keele, K.D. (2011), "Competence-based approach to the design of individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 36-40.
3. Kudryashov, E.V. (2016), "Parameters of the models of strength training of young athletes in team sports", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 124-127.
4. Makeeva, V.S. and Shavyrina, S.V. (2010), "Management of psychophysical state of students in physical education", Education and self-development, Vol. 1, No. 17, pp. 225-230.
5. Opletin, A.A. and Igoshev, M.V. (2015), "Assessment of physical and psycho-emotional status of students by means of author's programs at the lessons of physical culture", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 156-159.
6. Opletin, A. A. (2016), "Normalization of mental States of students at the lessons of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 30-32.
7. Opletin, A.A. (2016), "Self-development of personality of students based on the use of tourism tools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 133-136.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.06.2017
УДК 796.332
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПЕРИОДИЗАЦИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Владислав Валерьевич Лавриченко, кандидат биологических наук, доцент, Сергей Константинович Григорьев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Александр Петрович Золотарёв, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), Краснодар, Марк Абрамович Рубин, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Статья посвящена аналитическому обзору по проблеме построения процесса физической подготовки квалифицированных футболистов, основанному на разных моделях периодизации годичного тренировочного цикла. В аналитическом материале статьи рассматриваются вопросы оптимизации и структурирования нагрузок молодых игроков в разных тренировочных циклах с целью повышения уровня их физической работоспособности.
Ключевые слова: периодизация, годичный тренировочный цикл, молодые футболисты, физическая подготовка, нагрузки.
NEW PERSPECTIVE VIEW ON PERIODIZATION OF PHYSICAL TRAINING OF YOUNG SKILLED FOOTBALL PLAYERS
Vladislav Valerievich Lavrichenko, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ser-
gey Konstantinovich Grigoriev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Petrovich Zolotarjov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar, Mark Abramovich Rubin, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical
Culture, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article is devoted to analytical review of the problem of construction of the process of physical training for the skilled players based on the different models of periodization of a yearly training cycle. In the analytical material of the article the authors consider the questions of optimization and structuring of the loads for the young players within different training cycles in order to improve their physical performance.
Keywords: periodization, annual training cycle, young players, physical training, load.
В спорте термин «периодизация» означает порядок компилирования общей программы, системы планирования процесса физической подготовки, в соответствии с которыми множество компонентов (циклов) повторяются с определённой периодичностью [3,
5].
В современной практике работы с зарубежными элитными спортсменами периодизацию рассматривают как некую теоретическую модель, которая служит основой для планирования и целесообразных систематических чередований нескольких тренировочных программ в процессе спортивной подготовки [8]. Вместе с тем в любой успешно применяемой тренировочной модели планирование периодических изменений в установленном уровне тренировочных нагрузок считается принципиально важным условием [11]. Если такие изменения не происходят в соответствие с определённой цикличностью, а наблюдается непрерывный ряд однообразных тренирующих воздействий, то эффективность всего процесса физической подготовки снижается, поскольку с какого-то момента применение однородных нагрузок уже не будет стимулировать процессы адаптации организма к ним.
В спорте принято различать долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование. В зарубежной литературе основными видами планирования, по определению J. Cissik (2012), являются тренировочный этап, макроцикл, и микроцикл, продолжительность каждого из которых от 6 до 30 недель для тренировочного этапа; от 2 до 6 недель для макроцикла и одна неделя для микроцикла.
В советской спортивной науке во второй половине прошлого века Л.П. Матвеевым и рядом других учёных была разработана универсальная периодизация спортивной тренировки, в которой было принято выделять следующие единицы планирования: макроцикл (один год или несколько месяцев), мезоцикл (несколько недель) и микроцикл (одна неделя или несколько дней). По мнению её авторов, трёхэтапная модель планирования годичного цикла подготовки должна обеспечивать реализацию заложенного в подготовительный период потенциала на протяжение всего соревновательного сезона [5].
Тем не менее, можно назвать лишь ограниченное число исследований, подтверждающих тезис о высокой эффективности этой модели при планировании подготовки квалифицированных футболистов. Некоторые зарубежные специалисты отмечают отсутствие достаточно убедительных доказательств её успешного применения в командных видах спорта [11]. В частности, они обращают внимание на тот факт, что у профессиональных футболистов соревновательный календарь предусматривает участие игроков в среднем в 40-50 матчах на протяжении 9-10 месяцев. Данное обстоятельство существенным образом снижает возможности продуктивного планирования их подготовки в соответствии с традиционной моделью периодизации [16].
Наряду с этим российский футбольный тренер Л.В. Слуцкий (2009), опираясь на анализ данных соревновательной двигательной активности своих игроков, отмечает, что
у высококвалифицированных футболистов достигаемый к окончанию подготовительного периода уровень тренированности, проявляющийся, например, в количестве выполняемых за матч ускорений, сохраняется только на один месяц. После чего, без применения высокоинтенсивных тренировочных нагрузок, объём скоростной работы, демонстрируемой футболистами в играх, начинает уменьшаться в среднем с 35-39 до 28-32 повторений за матч. Также автором было зафиксировано существенное снижение аэробных возможностей у футболистов, проявляющееся в сокращении потребления кислорода при нагрузках на уровне анаэробного порога [6]. Исходя из этого можно предположить, что для сохранения достигнутого в подготовительный период уровня физической работоспособности необходимо систематическое применение развивающих нагрузок в течение соревновательного сезона.
В ряде исследований было установлено, что в этом случае продолжительность циклов развивающих воздействий, в зависимости от установленной направленности нагрузок, по разным оценкам, может составлять от четырёх до десяти недель [2, 4, 7, 10, 12, 13, 17].
Таким образом, результаты научных исследований и практический опыт работы тренеров обусловили необходимость в пересмотре, считающихся до настоящего времени бесспорными, некоторых положений и принципов, на которые опирается традиционная периодизация спортивной тренировки.
Зарубежные специалисты отмечают сравнительно небольшой массив доступной, и, в то же время, достоверной информации по данной проблематике в рецензируемых научных или прикладных специализированных изданиях, в которых бы подробно рассматривался годичный план применения тренировочных нагрузок в профессиональных футбольных командах [16]. В этом контексте можно упомянуть материалы диссертационной работы J.J. Malone (2014), в которых автор исследовал применяемые на практике модели планирования нагрузок в элитных футбольных командах английской Премьер-лиги. Полученные в этой работе результаты зафиксировали лишь небольшие изменения в характере и интенсивности применяемых тренировочных нагрузок в двух (подготовительный и соревновательный) периодах подготовки. В своём исследовании он указывает на то, что выполняемые игроками в соревновательном периоде тренировочные нагрузки по величине и интенсивности значительно выше того уровня, который предусмотрен положениями традиционной периодизации. И в заключении J.J. Malone приходит к выводу, что применяемая модель планирования нагрузок в соревновательном периоде не соответствует тем принципам, которые декларируются традиционной периодизацией [15]. Несмотря на то, что приведённый выше пример ограничивается анализом тренировочной программы годичной подготовки только одной команды, в другом исследовании показано, что установленные подходы к планированию нагрузок отражают типичные процессы, происходящие в практике подготовки команд элитного уровня [16].
Испанский тренер по физической подготовке J. Mallo (2014), имеющий многолетний опыт работы в целом ряде профессиональных команд, таких как «Manchester City» (два сезона) и «Atletico de Madrid» (4 сезона), также придерживается мнения о необходимости применения интенсивных тренировочных нагрузок в течение соревновательного сезона. Более того, S. Yule (2014) прямо указывает, что планирование только поддерживающих нагрузок в течение соревновательного сезона фактически приводит к снижению потенциала работоспособности спортсменов.
Поэтому становится очевидным, что некоторые, до последнего времени привычные взгляды, связанные с распределением развивающих тренировочных нагрузок в рамках традиционной периодизации потребовали нового понимания и новых подходов. Например, концентрированное применение развивающих нагрузок в подготовительный период и лишь эпизодическое их планирование в соревновательный, не вполне синхронизируются с реальными потребностями организма спортсменов в обеспечении высокого
уровня работоспособности на протяжении большей части годичного макроцикла.
Данное несоответствие, с одной стороны объективных физиологических закономерностей периодов становления и сохранения достигнутого уровня спортивной формы и необходимости демонстрировать его на протяжении всего соревновательного сезона с другой, вызывают необходимость в поиске новых более эффективных форм планирования годичного цикла подготовки. Одной из таких форм является использование в работе с высококвалифицированными спортсменами специализированных комплексов тренировок для развития определённых функциональных систем или конкретных физических качеств, предусмотренными специальными тренировочными программами [1, 3].
Данный подход основан на избирательной локализации развивающих нагрузок одной преимущественной направленности в рамках специализированного мезоцикла (или блока). Продолжительность такого мезоцикла определяется временем, в течение которого в ответственных за адаптацию системах организма формируется весь цикл мор-фофункциональных перестроек в ответ на получаемые тренирующие воздействия. Очевидно, что в зависимости от фокуса воздействия на ту или иную физиологическую систему, для завершения всего цикла перестроек требуется не одинаковый период времени - от 4 до 10 недель. Следовательно, и продолжительность планируемых специализированных мезоциклов, может быть разной. После окончания каждого из них происходит перевод вектора преобладающего воздействия.
В отличие от целевых установок, принятых в подготовке профессиональных команд (сохранение достигнутого уровня работоспособности), в подготовке молодых квалифицированных футболистов круглогодичное использование развивающих нагрузок является необходимым условием обеспечения поступательного роста тренированности, который является стратегической целью всей их многолетней подготовки [4].
Поэтому при блоковом подходе к планированию весь годичный цикл подготовки молодых футболистов должен представлять собой последовательное применение тренировочных программ с разными по преимущественной направленности воздействия развивающими нагрузками.
Данный подход требует точного структурирования применяемых нагрузок и тщательного учёта взаимовлияний всех факторов, воздействующих на эффективность тренировочного процесса, что возможно в перспективных исследованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верхошанский, Ю.В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 4. - С. 2-13.
2. Вовк, С.И. Диалектика спортивной тренировки : монография / С.И. Вовк. - М. : Физическая культура, 2007. - 212 с.
3. Иссурин, В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки : монография / В.Б. Иссурин. - М. : Советский спорт, 2010. - 2ВВ с.
4. Григорьев, С.К. Концепция блокового планирования нагрузок : учеб.-метод. пособие / С.К. Григорьев, В.В. Лавриченко. - Краснодар : [б.и.], 201б. - 99 с.
5. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - М. : Советский спорт, 2010. - 340 с.
6. Слуцкий, Л.В. Управление физической подготовкой футболистов на основе контроля соревновательной двигательной деятельности : автореф. дис ... канд. пед. наук / Слуцкий Л.В. -М., 2009. - 22 с.
7. Sprint vs. interval training in football / D.F. Bravo, F.M. Impellizzeri, E. Rampinini, C. Castagna, D. Bishop, U. Wisloff // Int. J. Sports. Med. - 2007. - № 29. - P. ббВ-б74.
В. Brown, L.E. Periodization essentials and innovations in resistance training protocols / L.E. Brown, M. Greenwood // Strength Cond. J. - 2005. - № 27. - P. В0-В5.
9. Cissik, J. Strength and conditioning: a concise introduction / J. Cissik // Abingdon : Routledge. - 2012. - P. ВВ-В9.
10. Small-sided games vs. interval training in amateur soccer players: effects on the aerobic capacity and the ability to perform intermittent exercises with changes of direction / A. Dellal, C. Varliette, A. Owen, E. Chirico, V. J. Pialoux // Strength. Cond. Res. - 2012. - № 26. - P. 2712-2720.
11. Gamble, P. Strength and conditioning for team sports: sport-specific physical preparation for high performance / P. Gamble // Abingdon : Routledge. - 2010 - P. 57.
12. Helgerud, J. Aerobic endurance training improves soccer performance / J. Helgerud, L.C. Engen, U. Wisloff, J. Hoff // Med. Sci. Sports Exerc. - 2001. - № 33 (11). - P. 1925-1931.
13. Impellizzeri, F.M. Physiological and performance effect of generic versus specific aerobic training in soccer players / F.M. Impellizzeri, S.M. Marcora, C.Castagna, T. Reilly, A. Sassi, F. Iaia, E. Rampinini // Int. J. Sports Med. - 2006. - № 27. - P. 483-492.
14. Mallo, J. Periodization fitness training // Soccer Tutor. Com. - 2014. - P. 168.
15. Malone, J.J. An examination of the training loads within elite professional football : [Dissertation]. - Liverpool : Liverpool John Moores University, 2014.
16. Morgans, R. Principles and practices of training for soccer / R. Morgans, O. Patrick, L. Anderson, B. Drust // Journal of Sport and Health Science. - 2014 - № 3. - P. 251-257.
17. Effects of 5 Weeks' High-Intensity Interval Training vs. Volume Training in 14-Year-Old Soccer Players / B. Sperlich, M. De Marees, K. Koehler, J. Linville, H.C. Holmberg, J. Mester // J. Strength. Cond. Res. - 2011. - № 25. - P. 1271-1278.
18. Yule, S. Maintaining an in-season conditioning edge / S. Yule // High-Performance Training for Sports / D. Joyce and D. Lewindon eds. - Champaign, IL : Human Kinetics, 2014. - P. 301-318.
REFERENCES
1. Verkhoshansky, Y.V. (2005), "Theory and methodology of sports training: block system of training for high-class athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 2-13.
2. Vovk, S.I. (2007), Dialectics of sports training: monograph, Physical culture, Moscow.
3. Issurin, V.B. (2010), Block periodization of sports training: monograph, Soviet sport, Moscow.
4. Grigoriev, S. K. and Lavrichenko, V.V. (2016), The Concept of block scheduling loads: textbook, Krasnodar. .
5. Matveev, L.P. (2010), General theory of sport and its applied aspects, Soviet sport, Moscow.
6. Slutsky, L.V. (2009), Managing the physical preparation of the players based on the control of competition of motor activity, dissertation, Moscow.
7. Bravo, D.F., Impellizzeri, F.M., Rampinini, E., Castagna, C., Bishop, D., Wisloff, U. (2007), "Sprint vs. interval training in football", Int. J. Sports. Med., No. 29, pp. 668-674.
8. Brown, L.E. and Greenwood, M. (2005), "Periodization essentials and innovations in resistance training protocols", Strength Cond. J., No. 27, pp. 80-85.
9. Cissik, J. (2012), "Strength and conditioning: a concise introduction", Abingdon, Routledge, pp.8 8-89.
10. Dellal, A., Varliette, C., Owen, A., Chirico, E., Pialoux, V. J. (2012), "Small-sided games vs. interval training in amateur soccer players: effects on the aerobic capacity and the ability to perform intermittent exercises with changes of', Strength. Cond. Res., No. 26, pp. 2712-2720.
11. Gamble, P. (2010), "Strength and conditioning for team sports: sport-specific physical preparation for high performance", Abingdon: Routledge, pp.. 57.
12. Helgerud, J., Engen, Wisloff, U., Hoff, J. (2001), "Aerobic endurance training improves soccer performance",Med. Sci. Sports Exerc, No. 33. (11), pp. 1925-1931.
13. Impellizzeri, F.M., Marcora, S.M., Castagna, C., Reilly, T., Sassi, A., Iaia, F., Rampinini E. (2006), "Physiological and performance effect of generic versus specific aerobic training in soccer players", Int. J. Sports Med., No. 27, pp. 483-492.
14. Mallo, J. (2014), Periodization fitness training, Soccer Tutor. Com.
15. Malone, J.J.(2014), An examination of the training loads within elite professional football, dissertation, Liverpool: Liverpool John Moors University.
16. Morgans, R. Patrick, O., Anderson, L., Drust, B. (2014), "Principles and practices of training for soccer", Journal of Sport and Health Science, No. 3, pp. 251-257.
17. Sperlich, B., De Marees, K. Koehler, J., Linville, H.C., Holmberg, J., (2011), "Effects of 5 Weeks' High-Intensity Interval Training vs. Volume Training in 14-Year-Old Soccer Players", J. Strength. Cond. Res., No. 25, pp. 1271-1278.
18. Yule, S. (2014), "Maintaining an in-season conditioning edge. In: High-Performance Training
for Sports", D. Joyce andD. Lewindon eds. Champaign, IL: Human Kinetic, pp. 301-318.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.06.2017
УДК 378.14
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДЕОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕО ТУРИЗМА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОЕО ЯЗЫКА
Наталья Владимировна Макерова, старший преподаватель, Национальный исследовательский университет «Московского энергетического института» в г. Смоленске
Аннотация
Обсуждается проблема эффективности традиционной технологии обучения иностранному языку в формировании профессиональной компетентности специалистов сферы спортивно-оздоровительного туризма на основе результатов констатирующего педагогического эксперимента.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, специалисты сферы спортивно-оздоровительного туризма, технология обучения иностранному языку, профессиональная компетентность, иноязычная коммуникативная компетенция, иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция.
TO THE QUESTION OF EFFICIENCY OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS FOR SPORTS AND HEALTH-IMPROVING TOURISM INDUSTRY BY
MEANS OF THE FOREIGN LANGUAGE Natalya Vladimirovna Makerova, the senior teacher, Smolensk branch of National Research University "Moscow Power Engineering Institute"
Annotation
The article discusses the problem of the efficiency of the traditional foreign language teaching technology in the formation of the professional competences of the specialists for the sports and health-improving tourism industry, based on the results of pedagogical experiment.
Keywords: professional training, specialists of sports and health-improving tourism industry, foreign language teaching technology, professional competence, foreign language communicative competence, foreign language professional communicative competence.
ВВЕДЕНИЕ
Стремительное развитие спортивно-оздоровительных и туристско-рекреационных комплексов в нашей стране актуализирует потребность в профессионально компетентных и конкурентоспособных кадрах, обеспечивающих их безопасное и эффективное функционирование [2].
Современная профессиональная подготовка специалистов по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму осуществляется в рамках образовательных программ высших учебных заведений преимущественно физкультурно-спортивной направленности. Система высшего образования в сфере физической культуры, спорта и туризма, руководствующаяся требованиями ФГОС ВО третьего поколения задает курс на компе-тентностную подготовку кадров, в том числе для спортивно-оздоровительного туристского сектора.
Матрица компетенций бакалавров направления «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» включает, помимо прочих, владение иностранным языком (в устной и письменной форме) не только в формате социально-бытового межличностного коммуникативного взаимодействия, но и в рамках профессионально-делового общения с