Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ «ОСНОВ ПОЛИТОЛОГИИ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ «ОСНОВ ПОЛИТОЛОГИИ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обществознание / основы политологии / политика / идеология / политическая идентификация / гражданская активность / ценностные ориентации / social science / fundamentals of political science / politics / ideology / political identification / civic activity / value orientations

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дергунова Нина Владимировна

Представлены результаты эмпирических исследований: экспертного опроса учителей истории и обществознания школ Ульяновской области и онлайн-опроса старшеклассников 9-11 классов. Школа в настоящее время, в связи с отсутствием значительной части гуманитарных предметов в высшей школе, закладывает основы политической и идеологической идентификации молодежи. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение уровня сформированности представлений учащихся об основных дидактических единицах курса политологии в рамках обществознания, свидетельствующх об эффективности процесса формирования гражданской и политической идентичности старшеклассников. В статье делается вывод об успешности процесса формирования ценностных ориентаций и идеологических предпочтений школьников, однако почти трети старшеклассников не удалось сориентироваться в политическом пространстве страны. Настораживают и значительные различия в ответах учителей-экспертов и старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дергунова Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ISSUE ABOUT EFFECTIVENESS OF TEACHING THE FOUNDATIONS OF POLITICAL SCIENCE IN COMPREHENSIVE SCHOOL (BASED ON EXAMPLE OF THE ULYANOVSK REGION)

This paper shows the results of the empirical studies: expert poll of school teachers of history and social science in comprehensive schools of the Ulyanovsk region and online survey of high school students. School at present lays the foundation of the political and ideological identification of young people due to lack of significant part of humanities in university education. Consequently, the purpose of our study is to explore the level of formation of students' ideas about the main didactic units of the course of political science within the framework of social science, indicating the effectiveness of the process of forming the civil and political identity of high school students. This paper concludes that the process of formation of value orientations and ideological preferences of high school students is successful, however almost a third of students fails to orient themselves in the political space of the country. There are also alarming significant differences in the answers of expert teachers and high school students.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ «ОСНОВ ПОЛИТОЛОГИИ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

are calculated. The strategies of the players in the process of forming a winning coalition are shown. The analysis of the hypothesis of global democratization based on the Markov model is presented. The simulation results do not correspond to real world processes. In 2006-2020, we can state partial anti-democratization. The purpose of the study was to determine the possibilities of applying mathematical methods in modern political research. As a result, a conclusion was made about the need for the synthesis of quantitative and qualitative methods in political science. Mathematical methods allow modeling and strengthen the evidence base.

Keywords: mathematical methods, political processes, political modeling, political forecasting, Markov model, Shapley-Shubik influence index.

Rastorguev Sergey Viktorovich, doctor of political science, professor, SRas-torguev@fa.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation

УДК 342.71 001: 10.24412/2071-6141-2022-3-26-39

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ «ОСНОВ ПОЛИТОЛОГИИ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Дергунова Н.В.

Представлены результаты эмпирических исследований: экспертного опроса учителей истории и обществознания школ Ульяновской области и онлайн-опроса старшеклассников 9-11 классов. Школа в настоящее время, в связи с отсутствием значительной части гуманитарных предметов в высшей школе, закладывает основы политической и идеологической идентификации молодежи. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение уровня сформированности представлений учащихся об основных дидактических единицах курса политологии в рамках обществознания, свидетельствующх об эффективности процесса формирования гражданской и политической идентичности старшеклассников. В статье делается вывод об успешности процесса формирования ценностных ориентаций и идеологических предпочтений школьников, однако почти трети старшеклассников не удалось сориентироваться в политическом пространстве страны. Настораживают и значительные различия в ответах учителей-экспертов и старшеклассников.

Ключевые слова: обществознание, основы политологии, политика, идеология, политическая идентификация, гражданская активность, ценностные ориентации.

Политология в школьном курсе обществознания изучается с 9 класса. Первоначально вопросы организации властных отношений рассматриваются в совокупности с правом, через призму правового государства, конституционных политических режимов и основ российского законода-

тельства. В 10 классе изучается современная демократическая политическая система. Более фундаментально и систематично с политической жизнью общества учащиеся знакомятся в 11 классе. В результате, если говорить кратко, предполагается, что учащиеся должны научиться различать и давать характеристики субъектам и объектам власти, иметь суждения о соотношении целей и средств в политике, разбираться в сущности демократии, многопартийности и идеологического плюрализма, понимать роль идеологии в обществе и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия. В итоге у выпускника средней общеобразовательной школы должны «сложиться ценностно-смысловые установки, позволяющие ему осознать российскую гражданскую идентичность и гражданские позиции в своей деятельности». [4, 214-217]

В 2021 году Ульяновским общественным фондом РАПИР (региональная аналитика профессиональные исследования рейтинги) были проведены два исследования. Экспертный опрос учителей истории и обще-ствознания (112 человек) и опрос старшеклассников (9-11 классы, 994 респондента)1. Цель обоих исследований - изучить представления школьников о политике, политических институтах, в том числе их понимание идеологии и их идеологические предпочтения, сравнить мнение учителей о представлениях школьников, с ответами самих старшеклассников. Нам важно было определить, насколько усвоенные знания о политической жизни общества способствуют формированию политической и в целом гражданской идентичности старшеклассников.

Теоретико-методологической основой исследования выступили работы российских социологов Дробижевой Л.М., [3], Тишкова В.А.[8,9] и политологов И.С.Семененко, О.В.Поповой,[6,7], Шашковой Я.Ю. [11] по вопросам формирования гражданской и политической идентичности, социологов и педагогов, изучающих способы и механизмы формирования гражданской идентичности на уроках истории и обществознания [1,2,5, 10].

В качестве критериев эффективности преподавания основ политологии мы выделили: формирование интереса к общественно-политическим событиям, доверие государству, идеологическую и партийно-политическую идентификацию старшеклассников, формирование позиции гражданской активности и институциональных форм ее проявления.

Первоначально необходимо было изучить интерес школьников к социально-политическим событиям в стране, к деятельности различных политических институтов. По мнению учителей, учащиеся весьма активно интересуются политическими процессами и событиями. Наибольший интерес у них вызывают: состояние демократии (65,18 %); деятельность президента (65,18 %); деятельность политической оппозиции в целом и ее от-

1 Исследования проведены при финансовой поддержке Ульяновского областного общественного фонда РАПИР (президент фонда Травкин Д.В.). Организатором полевого этапа исследований выступило региональное отделение Ассоциации учителей истории и обществознания (отв. секретарь Десятникова М.А.)

дельных представителей (49,11 %); политические технологии и деятельность средств массовой коммуникации (36,61%). По ряду позиций ответы учителей и школьников не совпали. Сами старшеклассники ответили, что их больше всего интересуют международные отношения (49,2%), деятельность президента (48,2 %), состояние демократии в стране (41,3 %), политические технологии и деятельность средств массовой коммуникации (33 %). Учителя в значительной степени преувеличили интерес школьников к функционированию демократии в стране (на 23,88 %), к деятельности президента РФ (на 16,98 %), особенно к деятельности политической оппозиции (на 34,51 %), с другой стороны, учителя недооценили интерес старшеклассников к политическому просвещению (на 12,74 %), политической культуре (14,7 %) и международным отношениям (на 17 %). В разрезе классов ответы практически совпадают.

Отношение старшеклассников к политологии как составной части обществознания также учителями и школьниками оценивается по-разному. По мнению учителей, из шести разделов обществознания политология вызывает наименьший интерес у учащихся (5,36 %). Старшеклассников мы попросили определить ранг шести разделов обществознания с точки зрения их интереса (1 балл - наименьший интерес, 5 баллов - наивысший интерес). Наивысший балл набрала психология - 3,99, наименьший духовная жизнь общества - 3,36. А политология заняла промежуточную позицию -3,47 балла.

Таким образом, интерес школьников к политическим событиям достаточно высок. Присутствует, но в значительно меньшей степени, интерес к изучению политологических тем курса обществознания. Значительные расхождения в ответах учителей и учащихся актуализируют проблему методики преподавания обществознания в целом, и политологической его составляющей в частности.

Далее нас интересовали сложившиеся представления старшеклассников по основным дидактическим единицам раздела политологии в курсе обществознания. В первую очередь старшеклассники должны различать и знать основные субъекты политики. Функционирование государства, по мнению учителей, воспринимается школьниками двояко. С одной стороны, это сила, позитивная, мобилизующая население и определяющая курс развития страны (41,07 %) , защитник наиболее значимых интересов граждан (28,57 %). С другой стороны, государство воспринимается отрицательно, враждебно, как сила, стоящая над обществом и противостоящая обществу и личности (насилие и страх) - 24,11 %, и как защитник интересов правящего класса (классовый институт) - 45,54 %. Фактически ответы распределились поровну, по 69 % соответственно по сумме отрицательных и положительных ответов (можно было выбирать несколько ответов).

Наибольший интерес у учащихся вызывают следующие функции государства: обеспечение правопорядка внутри страны (64 %), оборона

страны (57 %), гарантии прав и свобод личности (50 %), социальная политика государства (40 %). Первые три направления деятельности государства носят в целом либеральный характер: государство охраняет, обеспечивает порядок внутри страны и гарантирует права и свободы личности. Четвертая позиция - социальные функции государства. Таким образом, представления учащихся о государстве носят социал-либеральный или социал-демократический характер. Большинство выпускников, по мнению учителей, доверяет государству - 53,57 % (варианты ответа «да» и «скорее да»); не доверяет государству - 35,72 % (варианты ответа «нет», «скорее нет»).

По мнению учителей, в результате изучения обществознания у выпускников школ складывается в целом позитивное восприятие политики как одной из сфер жизнедеятельности общества (табл.1).

Таблица 1

Характеристика политики как одной из сфер жизнедеятельности общества (в % от общего числа опрошенных)

Понимание политики Категории опрошенных

учителя школьники

Сфера управления всеми общественными процессами 58,93 28,7

Сфера осуществления прав и свобод граждан 50,89 21,1

Сфера согласования интересов и поиска компромисса интересов больших социальных групп 47,32 19,2

Сфера для деятельности политической, политико-административной элиты 30,36 8,2

Сфера жесткой, конкурентной борьбы за власть 29,46 11,5

Сфера контроля над личностью, нарушения ее прав и свобод 7,14 7,2

Сфера, где властвуют обман и предательство 3,57 4,1

Однако ответы самих старшеклассников не носят столь определенного характера, они скорее свидетельствуют о не сложившихся, неоднозначных представлениях о политике как одной из сфер жизнедеятельности общества. Государство как основной политический институт вызывает противоречивое отношение, лишь половина старшеклассников, по мнению учителей, доверяют государству. Сами школьники ответили иначе: 40,9 % доверяют государству полностью, 35,5 % - доверяют отчасти. Остальные или не доверяют, или затруднились ответить. В итоге данные опроса свидетельствуют о том, что школа не сформировала основное понимание политики как сферы согласования интересов и поиска компромисса интересов больших социальных групп. Лишь 19 % учащихся выбрали такой вариант ответа. Восприятие политики больше носит государственно-центричный характер. Есть у старшеклассников ощущение того, что насе-

ление в значительной степени отстранено от участия в политической жизни. Совокупность четырех последних ответов (табл.1) говорит о том, что примерно 30 % школьников воспринимают политику негативно.

На вопрос «Деятельность каких политических партий или общественных организаций вызывает у вас наибольший интерес?», ожидаемо старшеклассники выбрали парламентские партии (более 50 %), однако столь высокий интерес к парламентским партиям объясняется тем, что опрос проводился через два месяца после выборов в Государственную Думу РФ. Старшеклассниками был проявлен значительный интерес к новым партиям (29,1 %), к внепарламентским партиям (17,3 %). А вот оппозиционные партии не пользуются спросом, возможно из-за отсутствия достаточной информации о них в СМИ и Интернете. По мнению экспертов, 23,21 % старшеклассников не интересуются деятельностью политических партий вообще, что практически совпадает с ответами самих учащихся (26 %). У остальных наибольший интерес вызывает «Единая Россия» - 66,07 %; ЛДПР - 50,89 %; КПРФ - 49,11 %. Вступать в политические партии подавляющее большинство респондентов-школьников не планирует. Основа для партийной идентификации школьников как будущих избирателей сформирована в минимальной степени.

Очень незначителен интерес старшеклассников к деятельности НКО, институтов гражданского общества. По мнению учителей, наибольший интерес у учащихся закономерно вызывают современные формы организации взаимодействия людей и структур гражданского общества, относящиеся больше к горизонтальному взаимодействию: социальные сети (84 %), СМИ (53 %), молодежные объединения (50 %) и медийные личности (39 %). Традиционные институты гражданского общества - профсоюзы, церковь, НКО - не интересуют старшеклассников. Школа знакомит учащихся, по мнению экспертов, прежде всего с деятельностью институтов гражданского общества, активно взаимодействующих с органами власти (табл.2).

Таблица 2

Предпочтения учителей в выборе институтов гражданского общества для использования на уроках и во внеклассной работе по обществознанию

Виды самоорганизации граждан %

Волонтерское движение 84,82

Школьное самоуправление 73,21

Встречи с интересными людьми 67,86

Российское движение школьников 60,71

Юнармия 54,46

Экологическое движение 37,5

Правозащитное движение 33,04

Популяризаторы спорта и спортивные фанаты (клубы) 25

Окончание табл. 2

Молодежные организации федеральные и региональные 25

Работа институтов гражданского общества-посредников между властью и гражданами (советы, палаты, комиссии) 22,32

Детская Общественная палата Ульяновской области 19,64

Сходы граждан 16,96

Муниципальные детские общественные советы 15,18

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) 11,61

Работа в НКО и НПО 6,25

Патриотическое движение 5,36

Иное 2,68

Школа дает информацию об организациях, которые в целом мало интересуют учащихся, за исключением информации о молодежных организациях федерального и регионального уровней, а также организации встреч с интересными людьми (возможно, медийными личностями). Попытки самоорганизации школьников школой не поддерживаются.

Следующей дидактической единицей являются политические идеи, которые имеют большое значение, поскольку невозможно понять политическую деятельность, не понимая идеи и представления, которые побуждают людей к политической активности. Поэтому важно было изучить какие политические ценности более всего интересны самим школьникам (табл.3).

Таблица 3

«Какие политические ценности больше всего вас интересуют, и вы хотели бы знать историю их возникновения ?»

Варианты ответов % по всей выборке ранг 9 класс 10 клас с 11 класс муж жен

Права и свободы личности 65,0 1 61,9 67,9 65,2 57,4 70,3

Равенство перед законом 48,1 2 42,5 51,4 50,6 48,7 47,7

Социальная справедливость 39,5 3 40,7 42,5 36,4 33,1 44,1

Демократия 24,8 4 20,1 26,6 28,0 25,3 24,5

Личная безопасность 22,4 5 20,4 24,2 22,9 20,2 24,0

Толерантность 21,1 6 21,5 20,8 21,0 8,0 30,4

Частная собственность 19,0 7 17,7 20,5 18,9 24,1 15,4

Правовая ответственность за свои поступки 18, 8 17,1 19,9 17,1 15,1 20,1

Окончание табл. 3

Прогресс и инновации 17,5 9 13,0 22,0 17,7 18,5 16,8

Патриотизм как любовь к малой родине 17,2 10 20,9 15,6 14,9 17,5 17,0

Сильное государство 15,3 11 15,6 17,4 12,8 15,1 15,4

Доверие власти 13,1 12 10,3 16,5 12,5 11,7 14,1

Правовое государство 11,0 13 12,7 9,8 10,4 11,4 10,6

Политическая стабильность 10,9 14 10,6 12,5 9,5 12,2 9,9

Традиционность 7,2 15 9,4 5,5 6,7 6,8 7,5

Гражданский активизм 6,0 16 5,9 6,1 6,1 6,1 6,0

Право народов на самоопределение 5,9 17 7,1 4,0 6,7 4,9 6,7

Лояльность власти 5,2 18 5,6 4,0 6,1 7,1 3,9

Политическая оппозиция 3,6 19 3,8 2,4 4,6 3,4 3,8

Никакие 3,0 20 3,8 2,1 3,0 4,9 1,7

Если сравнивать ответы старшеклассников и учителей, то ранг первых по значимости пяти ценностей совпадает, но уровень интереса учителя явно преувеличили (табл.4). Для школьников более значимой, чем представлялось учителям, оказалась толерантность, частная собственность, прогресс и инновации, правовая ответственность за свои поступки, тогда как учителя оценили отношение к этим ценностям на 10-15 % ниже. С другой стороны, для школьников практически не имеют значения такие ценности как доверие власти, патриотизм, правовое государство, гражданский активизм, оппозиционность. В то же время эксперты-учителя преувеличили их значение для старшеклассников. Конечно, политический опыт у старшеклассников отсутствует, и оценить значение данных ценностей для политической деятельности и функционирования политики в стране в целом для них очень сложно. Но возникает вопрос качества внеклассной работы по обществознанию, привлечению школьников к изучению событий на местном уровне через учебно-исследовательские проекты, которые могут дать первоначальный опыт знакомства с реальной общественно-политической жизнью.

Таблица 4

Оценка ценностных предпочтений учителями и школьниками

Ценности Интерес у По мне- Дельта Ранг

учащихся нию учителя/ у школь-

по мнению школьни- школьни- ников

учителей, в % ков ки

1. Права и свободы личности 78,57 65 +13,57 1

2. Равенство перед законом 66,07 48,1 + 17,97 2

3. Социальная справедливость 60,71 39,5 + 21,21 3

4. Демократия 35,71 24,8 + 10,91 4

5. Личная безопасность 33,04 22,4 + 10,64 5

6. Доверие власти 32,14 13,1 +19,04 12

7. Патриотизм как любовь к 30,36 17,2 + 13,16 10

малой родине

8. Правовая ответственность за 27,68 18 +9,68 8

свои поступки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Частная собственность 26,79 19 + 7,79 7

10. Политическая оппозиция 23,21 3,6 +19,61 19

11. Правовое государство 19,64 11 +8,64 13

12. Сильное государство 18,75 15,3 +3,45 11

13. Гражданский активизм 12,5 6 +6,5 16

14. Толерантность 11,61 21,1 -9,49 6

15. Политическая стабильность 10,71 10,9 -0,19 14

16. Прогресс и инновации 9,82 17,5 - 7,68 9

17. Права меньшинства 8,93 20

18. Лояльность власти 3,57 5,2 - 1,63 18

19. Традиции российской госу- 3,57 7,2 - 3,63 15

дарственности

20. Право народов на само- 0,89 5,9 - 5,01 17

определение

По мнению учителей, политические ценности учащихся близки к социал-демократической идеологии и/или левому либерализму (социал-либерализму). По мнению экспертов, школьникам ближе и понятнее либеральная идеология (60,71 %) и социал-демократическая идеологии (41,96 %), социал-либерализм (24,11 %) (табл.5). Консервативная идеология близка 13,39 % учащихся. Из остальных идеологических течений эксперты отметили, как понятные и близкие части обучающихся: коммунизм и социализм - по 12,5 %, национализм - 10,71 %.

Такие консервативные ценности как лояльность власти, традиции российской государственности, политическая стабильность в минимальной степени интересуют школьников. Однако оценки учителей и самих старшеклассников по многим позициям снова не совпали. Учителя явно преувеличили уровень политической идентификации старшеклассников. Политико-идеологическая идентичность старшеклассников не сформирована.

Таблица 5

Наиболее близкая и понятная идеология (в % от общего числа опрошенных)

Идеологии Ответы школьников Оценки учителей Дельта Учителя / Школьники

Либерализм 24,1 60,71 +36,61

Социал-либерализм 6,1 24,11 +18,01

Социал-демократия 21 41,96 +20,96

Коммунизм 12,5 12,5 0

Национализм 4,4 10,71 +6,31

Консерватизм 9,6 13,39 +3,79

Социализм 16,6 12,5 - 4,1

Политическую идеологию, по мнению экспертов, старшеклассники воспринимают как механизм осмысления политики («определенные парадигмы», «подходы к пониманию и оценке политических событий и процессов») - 31,25 %. Второе восприятие идеологии - «способ обоснования и защиты групповых интересов» - 27,68 %. Ко второму пониманию идеологии близки ответы: идеология как «механизм поиска единомышленников», как «способ рекламы своих ценностей» (по 15,18 % каждый ответ).

С точки зрения самих старшеклассников, идеология - это, прежде всего, способ обоснования и защиты групповых интересов (42 %) и механизм поиска единомышленников в борьбе за власть (34,8 %). Данные ответы, как нам представляется, свидетельствуют о понимании старшеклассниками наличия социальной иерархии в российском обществе, глубокого социального раскола и необходимости политической борьбы за отстаивание своих интересов. Та или иная идеологическая предрасположенность учащихся, по мнению учителей, пока слабо сочетается с желанием что-либо делать самим: гражданский активизм, инновации как проявление творчества, как ценности не вызывают особого интереса у старшеклассников.

По мнению учителей, выпускникам школы при отстаивании своих интересов ближе позиции безразличия («пофигизма») - 36,61 %, умеренности (31,25 %) и радикализма (27,68 %). Достаточно представлен центризм - 17,86 % (сумма ответов больше 100 %, так как можно было выбрать несколько наиболее близких позиций.) Таким образом, выпускников школ эксперты поделили на три примерно равные части: самая большая -это молодые люди, придерживающиеся умеренных позиций (умеренность и центризм); затем равнодушные к политике, будущие абсентеисты; и ра-

дикальная часть молодежи. Ответы самих школьников значительно расходятся с оценками учителей (табл.6).

Таблица 6

Позиция, занимаемая при отстаивании своих взглядов, своего мнения,

своих представлений

Варианты ответов Школьники % Учителя % Дельта учителя /учащиеся

Радикализм 7,3 27,68 + 20,38

Центризм 6,6 17,86 + 11,26

Умеренность 54,6 31,25 - 23,35

Экстремизм 4 5,36 + 1,36

Безразличие («пофигизм») 9,1% 36,61 + 27,51

Учителя переоценили распространение позиции «пофигизма» и радикализма среди старшеклассников, более чем на 20 %, и недооценили стремление к умеренности в политике также более чем на 20%. Переоценена учителями позиция центризма более чем на 11 %. Для проверки включения старшеклассников в общественно-политическую жизнь страны был задан вопрос об интересе к деятельности современных российских политиков, поскольку учащимся легче определиться в отношении персон, чем дать оценку политическим институтам (табл.7).

Таблица 7

Политические лидеры и деятели, чья деятельность привлекает внимание %

Политические и государственные деятели Ответы школьников по выборке в целом Муж Жен 9 класс 10 класс 11 класс Учителя

Медведев Д.А. 15,0 13,4 16,1 15,5 15,6 13,7 6,25

Миронов С.М. 1,8 1,7 1,9 0,5 1,2 2,7 0,89

Зюганов Г.А. 3,9 6,1 2,4 2,9 2,8 6,1 5,36

Жириновский В.В. 25,7 29,9 22,6 28,6 25,1 23,2 40,18

Путин В.В. 59,9 57,9 61,2 66,4 61,2 51,8 87,5

Явлинский Г.А 0,8 1,5 0,3 0,9 0,3 1,2 0,89

Мишустин М.В. 9,3 8,3 9,9 8,8 8,9 10,1 13,39

Морозов СИ. Экс-губернатор Ульяновской обл. 17,8 15,3 19,6 22,1 16,2 14,9

Окончание табл. 7

Русских А.Ю. Губернатор Ульяновской обл. 30,1 24,3 34,1 33,6 29.4 27,1 25,89

Навальный А. 19,2 16,3 21,3 19,2 19,6 18,9 46,43

Шойгу С 10,7 12,9 9,1 10,3 11,0 10,7 10,71

Лавров С. 9,7 9,5 9,8 8,6 10,1 10,4 13,39

Мне не интересны политики 14,3 14,1 14,4 8,3 15,6 19,2

Учителя переоценили интерес старшеклассников к В. Путину, В. Жириновскому, М. Мишустину, А. Навальному, С. Лаврову. Недооценили интерес к Д. Медведеву, как более молодому и весьма продвинутому в цифровой сфере.

Исследование показало, что в рамках преподавания обществознания учащиеся получают достаточное количество информации о политической сфере общества, об устройстве и функциях основных политических институтов, о сущности и основных ценностях различных политических идеологий, соотношении целей и средств в политической деятельности, о формах политического участия и деятельности политической оппозиции. Однако полученные знания, хотя и не подкрепленные практикой знакомства с деятельностью политических институтов, позволяют сформировать позитивное восприятие политической системы российского общества и государства примерно у 70 % старшеклассников.

Выводы

У выпускников школ складывается в целом позитивное восприятие политики как одной из сфер жизнедеятельности общества. В целом они знают, как устроена государственная власть, функции государства; основные признаки демократии, понятие многопартийности, основные классические идеологии; в определенной степени представляют социальную структуру общества. Но сформировано довольно узкое понимание политики, всю политику старшеклассники сводят в основном к деятельности государства. Когнитивный элемент политической идентичности сформирован на пороговом уровне.

1. Политические ценности, представления учащихся близки к социал-демократической идеологии и/или левому либерализму (социал-либерализму), консервативные ценности не востребованы. В данном случае, можно говорить о проигрыше системы образования контенту социальных сетей, где пропаганда даже не либеральных, а скорее неолиберальных ценностей ведётся настойчиво и весьма агрессивно.

2. Патриотизм воспринимается как вторичная ценность по отношению к правам и свободам личности, в политике воспринимаются только яркие и/или эксцентричные личности, доминирует вера в яркие слова - по-

пулизм не отличают от реальной политики. Однако даже данная идеологическая позиция пока слабо сочетается с желанием что-либо делать самим: гражданский активизм, инновации как проявление творчества, как ценность не вызывают особого интереса у старшеклассников.

3. Основы идеологической идентификации в целом сложились, пусть в достаточно поверхностной и наивной форме, однако высказывания респондентов свидетельствуют о недостаточном уровне доверия власти. Власть с их точки зрения скрывает недостатки, не разрешает критиковать. В таких условиях оппозиция воспринимается патриотично. Оппозиционер для многих учащихся - всегда патриот.

4. Не сложилась партийная идентификация: есть симпатии к некоторым партиям (ЕР, ЛДПР, «Яблоко»), но нет желания вступать в партии, участвовать в выборах.

5. В плане формирования политической идентичности, школа призвана дать знания о политике и возможно первый практический опыт понимания своих интересов, выработки своей позиции, сопоставления своих взглядов с взглядами других людей. Однако, по мнению учителей, учащиеся, с одной стороны, достаточно активно интересуются политическими процессами и событиями, происходящими в стране, но с другой - у них практически отсутствует интерес (желание) изучать политологию в курсе обществознания. В целом по результатам обучения в средней школе сформирована политическая идентичность в основном порогового уровня.

6. Преподавание обществознания в школе призвано помочь выпускникам самоопределиться и сориентироваться в социальном и политическом пространстве. Ответы школьников показали, что практически у всех идет процесс формирования ценностных ориентаций и идеологических предпочтений. Лишь 3 % респондентов ответили, что их не интересуют политические ценности и 2,6 % индифферентно отнеслись к политическим идеологиям. Однако почти трети школьников не удалось сориентироваться в политическом пространстве страны (почти 30 % негативно воспринимают политику и 26 % не интересуются вообще никакими политическими партиями). Настораживают и значительные различия в ответах учителей-экспертов и старшеклассников.

Список литературы

1. Дзуцев Х.В., Корниенко Н.В. Преподавание основ религии в общеобразовательных школах (на примере республик Северного Кавказа) // Социс. 2019. № 8. С.150-156. DOI: 10.31857^013216250006178-8

2. Дергунова Н.В Школьный курс обществознания как фактор формирования политической идентичности старшеклассников. - Гражданское участие и публичная власть в Ульяновской области в 2020-2021 гг.: вызовы пандемии, уроки и перспективы: сборник научных трудов / под общ. ред. Т.А. Рассадиной. Ульяновск: УлГТУ, 2021. 161 с. С.71-87

3. Дробижева Л.М., Рыжова С.В. 2015. Гражданская и этническая идентичность и образ желаемого государства в России // Полис. № 5. С. 9-13.

4. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Дрофа, 2008. 606 с.

5. Ольховая Т.А., Каратаева Т.А. Методологические основы формирования гражданской идентичности старшеклассников в современной школе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26403 (дата обращения: 02.03.2021).

6. Попова О.В. Развитие теории политической идентичности в зарубежной и отечественной политической науке // Идентичность как предмет политического анализа / Под ред. И.С. Семененко, Л.А. Фадеевой, В.В. Лапкина, П.В. Панова. М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 13-29.

7. Попова О.В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2002. 258 с.

8. Российская нация. Становление и этнокультурное многообразие / Отв.ред. В.А.Тишков. М., 2008;

9. Тишков В.А. Нация и национальная идентичность в России // Вестник российской нации. 2008. № 1. С.120-128.

10. Федотова Е.В. Технологии формирования гражданской идентичности личности на уроках истории и обществознания. - Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России : сборник научных трудов / Ульян. гос. техн. ун-т. Ульяновск : УлГТУ, 2015. 343 с.

11. Шашкова Я.Ю., Асеев С.Ю., Асеева Т.А. Особенности и механизмы политической идентификации населения Республики Алтай // Со-цис. 2017. № 6. С.85-94. DOI: 10.7868/S0132162517060083

Дергунова Нина Владимировна, д-р полит. наук, проф., comm3@yandex.ru, Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова

ON ISSUE ABOUT EFFECTIVENESS OF TEACHING THE FOUNDATIONS OF POLITICAL SCIENCE IN COMPREHENSIVE SCHOOL (BASED ON EXAMPLE OF THE ULYANOVSK REGION)

N. V. Dergunova

This paper shows the results of the empirical studies: expert poll of school teachers of history and social science in comprehensive schools of the Ulyanovsk region and online survey of high school students. School at present lays the foundation of the political and ideological identification of young people due to lack of significant part of humanities in university education. Consequently, the purpose of our study is to explore the level of formation of students' ideas about the main didactic units of the course of political science within the

framework of social science, indicating the effectiveness of the process of forming the civil and political identity of high school students. This paper concludes that the process of formation of value orientations and ideological preferences of high school students is successful, however almost a third of students fails to orient themselves in the political space of the country. There are also alarming significant differences in the answers of expert teachers and high school students.

Keywords: social science, fundamentals of political science, politics, ideology, political identification, civic activity, value orientations.

Dergunova Nina Vladimirovna, doctor of political sciences, professor, comm3@yandex.ru, Russia, Ulyanovsk, Ilya Nikolaevich Ulyanov State Pedagogical University.

УДК 323.21 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-3-39-49

ОБРАЗ БУДУЩЕГО СТРАНЫ В ВОСПРИЯТИИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

А.А. Лаврикова, О.Е. Шумилова

На основе результатов вторичного анализа материалов всероссийских исследований выделены параметры восприятия перспектив развития России, определяющие смысловое наполнение образа будущего для различных сегментов российского общества. В основу методики положена разработанная авторами схема логического анализа концепта «образ будущего страны», использование которой позволило выявить значимую поколенческую дифференциацию видения будущего страны.

Ключевые слова: образ будущего страны, механизм конструирования образа будущего, фрейм, фрейминг, ценностная иерархия

В рамках данной статьи под «образом будущего страны» мы понимаем видение будущего страны через призму потребностей, интересов, ожиданий, идеалов, системы ценностей субъекта восприятия (индивида, социальной группы и т.д.). В содержании образа будущего находят отражение коллективные цели и планы, групповые ожидания, надежды, мечты, коллективные страхи, тревоги и идеалы [1]. Принимая во внимание изменения макро-, мезо- , микросреды под влиянием различных факторов [2] наиболее перспективным представляется исследование проблемы формирования образа будущего страны через построение многомерных моделей, основанных на системе различных координат. Основываясь на опыте исследо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.