Научная статья на тему 'К вопросу об эффективности государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России'

К вопросу об эффективности государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
585
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МСП / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тесленко Ирина Борисовна, Абдуллаев Низами Видади Оглы

В статье перечислены особенности малого и среднего предпринимательства (МСП), обусловившие необходимость их государственной поддержки, и представлена оценка эффективность программы поддержки в 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективности государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России»

источником формирования ЕНВД, путем участия реализации муниципальных программ развития малого предпринимательства, формирования региональных кластеров и т.п.

5. Количество субъектов малого предпринимательства в муниципальном образовании, рассматриваемых в качестве источников повышения налоговых поступлений, существенно зависит от близости муниципального района к областному центру. Список использованной литературы

1. Бушуева М.А. Кластеризация как способ инновационного развития региона и повышения его конкурентоспособности // Наука и экономика. - 2010. - № 1 (1). - С 40-43.

2. Дедусенко М. Л. Налоговый потенциал в системе межбюджетного регулирования [Текст] / М. Л. Дедусенко // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 381-384.

3. Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области" [Электронный ресурс] http://www.ivanovoobl.ru/userfiles/file/munic/ Svodniy-Doklad-Ivanovoobl-Munic-2012.pdf

4. Развитие экономики муниципальных образований на основе межмуниципальных соглашений/О.А. Гришанова, Г.А. Прокопова, Т.В. Ларина, Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова, Иван.фил.-Иваново: Научная мысль, 2013. - 148 с.

© Табаева Т.В., Бушуева М.А., 2016

УДК 338

Тесленко Ирина Борисовна

докт. экон. наук, проф. ВлГУ, г. Владимир, РФ.

E-mail: iteslenko@inbox.ru Абдуллаев Низами Видади оглы ассистент ВлГУ, г. Владимир, РФ.

E-mail: nizamka33@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Аннотация

В статье перечислены особенности малого и среднего предпринимательства (МСП), обусловившие необходимость их государственной поддержки, и представлена оценка эффективность программы поддержки в 2015 г.

Ключевые слова

Малое и среднее предпринимательства, государственная программа поддержки МСП,

эффективность программы поддержки.

Малые и средние предприятия (МСП), в том числе малые инновационные предприятия (МИП) решают целый ряд важных задач в экономике любой страны, связанные с созданием и распространением инноваций, со структурной перестройкой и модернизацией экономики, созданием атмосферы творчества, креативности, обеспечением основ конкурентоспособности экономики.

Их положение на рынке определяется имеющимися у них особенностями: незначительным количеством находящихся в их распоряжении финансовых ресурсов, небольшими объемами производства, высокими трансакционными издержками, невозможностью подобрать доступные производственные площадки, сильной зависимостью от инвесторов, слабым менеджментом, невысокой квалификацией кадров

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

и др.[1]. Этим определяется их неустойчивость на рынке. Не случайно во всех странах на поддержку МСП в последние годы направлены значительные усилия органов власти и управления.

Государственная поддержка МСП разнообразна: включает в себя меры институционального, организационного, финансового, экономического, консультационного, информационного характера.

В России государственная поддержка МСП осуществляется в рамках соответствующих стратегий и программ. Средства федерального бюджета предоставляется субъектам МПС через государственные фонды, такие как «Роснано», "ВЭБ Инновации", «РВК» «Сколково», Фонд содействия инновациям, «Корпорация «МСП», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.

Во всех регионах страны реализуются программы поддержки МСП. В частности во Владимирской области осуществляется долгосрочная целевая программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2014-2016 годы», разработана государственная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2014-2020 гг.» [2]. Для реализации мероприятий программы поддержки в регионе созданы и действуют Фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства, Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Владимирской области; государственное автономное учреждение (ГАУ) "Бизнес-инкубатор"; государственное автономное учреждение региональный Фонд гарантий и развития малого и среднего предпринимательства - ГАУ ФГРМСП и др. [3].

В целом ежегодно в масштабах страны Министерство экономического развития РФ выделяет около 22 млрд. руб. на программу поддержки МСП. Какова эффективность этой государственной поддержки?

В 2015 году по заказу Министерства компанией КПМГ (одна из крупнейших в мире сетей, оказывающих профессиональные услуги и одна из аудиторских компаний) было опрошено более 10 тысяч предпринимателей из 83 регионов для оценки эффективность программ поддержки МСП [4].

Анализ показал, что МСП, получившие поддержку, являются более прибыльными и менее закредитованными. Компании, не получавшие поддержку, увеличивают основные средства в среднем на 15,8% медленнее, а темп прироста выручки у МСП - получателей поддержки выше на 5,7%.

Было установлено, что для микропредприятий оптимальным является уровень поддержки, превышающий 30% от их годовой выручки, для малых компаний оптимальный - в пределах 10-20% от годовой выручки, по средним предприятиям такой тенденции выявить не удалось.

По оценкам, совокупный эффект от реализации Программы поддержки МСП на российский бюджет составил 153 млрд. руб. в год (на 1 руб. инвестиций 7 рублей прироста). Эта сумма достигается за счет дополнительных налоговых поступлений от роста выручки самих МСП, обеспеченных поддержкой, а также мультипликативного роста экономики в результате оказания поддержки МСП. Суммарный эффект на выручку МСП в рамках Программы составляет 859 млрд. руб. ежегодно. Влияние на ВВП оценивается в 607 млрд. руб. (на 1 руб. инвестиций приходится 27,6 руб. прироста). Для сравнения, сопоставимые исследования в США и Великобритании выявили эффект местных программ на ВВП, эквивалентный 19 и 34 единицам на 1 вложенную денежную единицу соответственно/

Среди всех видов поддержки наиболее эффективной с точки зрения влияния на выручку МСП на 1 вложенный рубль является консультационная поддержка в рамках ЦПП (центр поддержки предпринимательства) и ЦПЭ (центр поддержки экспорта). Она обеспечивает дополнительный прирост выручки МСП на 641 и 119 руб. соответственно. По мнению МСП, эффективным видом поддержки является финансовая помощь в виде грантов, субсидий и т.д. (возможно предприниматели не знают о других видах поддержки).

В целом МСП положительно отзываются о Программе поддержки: средний балл по общему впечатлению составляет 4,4 балла по пятибалльной шкале. Наименьшие оценки получили параметры «Простота требования к документам для получения поддержки» (4,1) и «Объем финансовой поддержки» (3,9) [4].

Подводя итог, следует отметить важную роль МСП в экономике страны и регионов. Поэтому, несмотря на сложности экономической ситуации, вызванные кризисом и экономическими санкциями зарубежных

стран, государство должно продолжать политику поддержки МСП, изыскивая новые возможности и стимулируя привлечение дополнительных, в том числе внебюджетных источников финансирования, поскольку, как показали исследования, эффективность программы поддержки сопоставима с результативностью зарубежных программ, что внушает оптимизм. Список использованной литературы:

1. Нестеренко Ю.Н. Развитие малых инновационных предприятий промышленности России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва - 2008г. РГГУ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-127130.html

2. О государственной программе Владимирской области «Развитие малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2014-2020 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/422404748

3. Информация о реализации долгосрочной целевой программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2011 - 2013 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://gosbook.m>system/files/documents/2012/12/26.. .2011...

4. Исследование КПМГ "Оценка эффективности Программы поддержки МСП МЭР". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smb.gov.ru/statistics/navy/analitic/17621.html

© Тесленко И.Б., Абдуллаев Н.В., 2016

УДК 36

Титоренко Елена Михайловна

Студент 2 курса магистратуры, г.Ялта,Республика Крым, РФ E-mail: sweelena@mail.ru

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению финансового аспекта системы социального страхования, как процесса мобилизации и рационального использования денежных средств. Так, в статье определены основные экономические показатели и направления деятельности системы государственного обязательного социального страхования, на основе которых представлены оптимальные критерии оценивания эффективности действующей системы социального страхования от анализа целесообразности выплат до объективности установления тарифов страховых взносов.

Ключевые слова

Социальное страхование, страховые взносы, страховой случай, страховые выплаты,

фонды социального страхования.

Социальное страхование — многоаспектное понятие, оно выступает и элементом трудовых отношений, и термином социальной философии, и одним из предметов общественного договора, определяющего роль и взаимодействие работодателей, работников и государства в системе общественных отношений; но это также одна из составляющих финансовой системы, поскольку предполагает формирование и использование фондов денежных средств (страховых фондов или фондов социального страхования). [1, с. 34].

В рамках данной статьи рассматривается именно финансовый аспект обязательного социального страхования, предусматривающий аккумулирование денежных средств на основе страховых взносов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.