Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АЗЕРБАЙДЖАНО-РОССИЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЯХ В 1991-1993 ГГ'

К ВОПРОСУ ОБ АЗЕРБАЙДЖАНО-РОССИЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЯХ В 1991-1993 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУШЕНИЕ СССР / COLLAPSE OF THE USSR / ПОСТСОВЕТСКАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ / POST-SOVIET CONFLICT / АЗЕРБАЙДЖАН / AZERBAIJAN / РОССИЯ / RUSSIA / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / CULTURAL TIES / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / INTELLIGENTSIA / АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ЭЛИТА / AZERBAIJANI ELITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамедова Ягут Ягуб Кызы

В статье рассматривается проблема развития азербайджано-российских культурных связей на заре постсоветской эпохи. Показано, что, несмотря на сложные политические процессы периода 1991-1993 годов, азербайджано-российские отношения в сфере культуры, в целом, сохранили стабильность. Проведенный анализ показал, что это стало возможным, в значительной степени, благодаря усилиям передовой азербайджанской элиты и деятелей культуры, которые продолжали двусторонние контакты со своими российскими коллегами. Развивая межкультурный диалог, они стремились сохранить то ценное, что было создано в отношениях между азербайджанским народом и народами России. Несмотря на сложные политические и финансовые условия, по мере сил, деятели азербайджанской культуры, науки, образования, участвовали в культурных мероприятиях в пределах Российской Федерации. При этом решительное потепление азербайджано-российских отношений, в том числе в культурной сфере, произошло после прихода летом 1993 года к власти в Азербайджанской Республике Гейдара Алиева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF AZERBAIJAN-RUSSIAN CULTURAL RELATIONS IN 1991-1993

The article deals with the development of Azerbaijani-Russian cultural relations at the dawn of the post-Soviet era. It is shown that, despite the difficult political processes of the period 1991-1993, the Azerbaijani-Russian relations in the sphere of culture in general, have remained stable. The analysis showed that this became possible, to a large extent, thanks to the efforts of the advanced Azerbaijani elite and cultural figures who continued their bilateral contacts with their Russian counterparts. Developing intercultural dialogue, they sought to preserve the valuable that was created in the relations between the Azerbaijani people and the peoples of Russia. Despite the difficult political and financial conditions, as far as possible, the figures of Azerbaijani culture, science, education, participated in cultural events within the Russian Federation. At the same time, the decisive warming of Azerbaijani-Russian relations, including in the cultural sphere, occurred after Heydar Aliyev came to power in the Azerbaijan Republic in the summer of 1993.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АЗЕРБАЙДЖАНО-РОССИЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЯХ В 1991-1993 ГГ»

УДК 94(479.24)«1991/1993»

МАМЕДОВА Я.Я.

К ВОПРОСУ ОБ АЗЕРБАЙДЖАНО-РОССИЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЯХ

В 1991-1993 ГГ.

Ключевые слова: крушение СССР, постсоветская конфликтность, Азербайджан, Россия, культурные связи, интеллигенция, азербайджанская элита.

В статье рассматривается проблема развития азербайджано-российских культурных связей на заре постсоветской эпохи. Показано, что, несмотря на сложные политические процессы периода 1991-1993 годов, азербайджано-российские отношения в сфере культуры, в целом, сохранили стабильность. Проведенный анализ показал, что это стало возможным, в значительной степени, благодаря усилиям передовой азербайджанской элиты и деятелей культуры, которые продолжали двусторонние контакты со своими российскими коллегами. Развивая межкультурный диалог, они стремились сохранить то ценное, что было создано в отношениях между азербайджанским народом и народами России. Несмотря на сложные политические и финансовые условия, по мере сил, деятели азербайджанской культуры, науки, образования, участвовали в культурных мероприятиях в пределах Российской Федерации. При этом решительное потепление азербайджано-российских отношений, в том числе в культурной сфере, произошло после прихода летом 1993 года к власти в Азербайджанской Республике Гейдара Алиева.

MAMEDOV^ Ya.Ya.

TO THE QUESTION OF AZERBAIJAN-RUSSIAN CULTURAL RELATIONS IN 1991-1993.

Keywords: collapse of the USSR, post-Soviet conflict, Azerbaijan, Russia, cultural ties, intelligentsia, Azerbaijani elite.

The article deals with the development of Azerbaijani-Russian cultural relations at the dawn of the post-Soviet era. It is shown that, despite the difficult political processes of the period 1991-1993, the Azerbaijani-Russian relations in the sphere of culture in general, have remained stable. The analysis showed that this became possible, to a large extent, thanks to the efforts of the advanced Azerbaijani elite and cultural figures who continued their bilateral contacts with their Russian counterparts. Developing intercultural dialogue, they sought to preserve the valuable that was created in the relations between the Azerbaijani people and the peoples of Russia. Despite the difficult political and financial conditions, as far as possible, the figures of Azerbaijani culture, science, education, participated in cultural events within the Russian Federation. At the same time, the decisive warming of Azerbaijani-Russian relations, including in the cultural sphere, occurred after Heydar Aliyev came to power in the Azerbaijan Republic in the summer of 1993.

Культурные связи между народами являются важнейшей составной частью, своего рода зеркалом истории их взаимоотношений и взаимодействия. Они наиболее полно и последовательно отражают характер тех глубинных отношений, которые складываются на протяжении длительного времени - десятилетиями, а порой и столетиями. Азербайджан и Россия тесно связаны своей исторической судьбой уже на протяжении не одного столетия. Особенно тесными культурные связи Азербайджана и России стали в условиях СССР, когда азербайджанская государственность исподволь вызревала и оформлялась в рамках Азербайджанской СССР, где шли интенсивные процессы развития азербайджанской культуры и складывания азербайджанской интеллигенции.

Однако события 1991 года, прежде всего распад СССР, существенно изменили общую ситуацию в сфере двусторонних отношений. На фоне развала СССР происходили существенные изменения на всем постсоветском пространстве, причем далеко не бесконфликтные. В частности, такого рода процессы развивались и на Южном Кавказе, где оформился целый ряд очагов конфликтности. Для Азербайджана, уже на завершающем этапе существования СССР, особое значение приобрел нагорно-карабахский конфликт, тем более, что с рубежа 1990-х годов он стал причиной довольно существенных разногласий между Москвой и Баку. На фоне масштабного противостояния в Карабахе, взаимоотношения между двумя странами в этот период не отличались дружественным характером. Эмоциональные упреки и претензии, ноты протеста и обвинения заметно охладили прочные многовековые азербайджано-российские связи.

В этих сложных условиях российские азербайджанцы, считая себя неотъемлемой частью как азербайджанского, так и российского общества, взяли на себя непростую миссию

сохранения дружеских отношений Азербайджана и России. Члены азербайджанских обществ, к примеру, таких как «Даяг» и «Азери», одноименное общество в г. Армавире Краснодарского края, центр азербайджанской национальной культуры в г. Ленинграде, общество «Булаг» в г. Кемерово и многие другие поставили целью своей работы расширение и углубление межкультурного диалога. Они приглашали на свои мероприятия представителей различных народов России, популяризировали обычаи и традиции, литературу и искусство Азербайджана, с воодушевлением обсуждали славные трудовые и героические подвиги своего народа, других народов бывшего СССР [1; 25 апреля. № 17.].

Осознавая необходимость дальнейшего углубления двусторонних контактов, передовые представители азербайджанской интеллигенции искали новые формы организации сотрудничества. В частности, с 16 по 19 июня 1991 года в Баку по инициативе Фонда культуры Азербайджана была организована конференция Национальных культурных центров и сообществ Азербайджана. Важнейшей задачей конференции, чьим лозунгом являлось высказывание «Культура - это ключ к свободе», стала выработка программы установления и развития тесных контактов с культурными центрами и обществами за пределами нашей страны.

Следует признать, что эта задача оказалось весьма непростой. Газета «Азербайджан» по этому поводу на своих страницах писала: «Несмотря на желание создать совместную программу действий, объединяющую участников конференции, мнения о социально-политических событиях, происходящих в нашей республике, были весьма разнообразными, и эта конференция была чрезвычайно интенсивной». Тем не менее, на конференции был создан координационный совет, в который вошли председатели различных азербайджанских обществ за рубежом. Причем представители этих обществ, в том числе и из России, широко информировали участников конференции о своих чаяниях, проблемах и пожеланиях [2].

Как на отмеченном форуме, так и на многих последующих, в полной мере выяснилось, что на фоне политического охлаждения, характерного для азербайджано-российских отношений в 1991 году, живущие в России азербайджанцы, преимущественно интеллигенция, ученые, бизнесмены, видели свою главную задачу в том, чтобы восстановить взаимопонимание между Баку и Москвой [1; 1991, 16 августа].

В этой ситуации, бывший известный советский дипломатический деятель Эльман Араслы, вместе с рядом других авторитетных азербайджанцев, проживавших в Москве, выступил с инициативой создания «Общества Российско-азербайджанской дружбы». Инициаторами создания и первыми членами этого общества стали известные интеллектуалы бывшего СССР - ученый-инженер, генерал-лейтенант артиллерии, председатель Государственной комиссии по летным испытаниям пилотируемых кораблей (1966-1991), один из основателей советской космической программы - Керим Каримов (1917-2003); доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент РАН, легендарный первооткрыватель нефти Сибири Фарман Салманов (1931-2007); главный редактор журнала «Вопросы истории» Российской академии наук, востоковед-японист, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Ахмед Искендеров (1927-2018); народный артист СССР Муслим Магомаев (1942-2008), крупные бизнесмены - Араз Агаларов, Искендер Халилов и многие другие. Всех этих людей объединило стремление наладить взаимопонимание между политиками Азербайджана и России во имя восстановления прежних тесных связей между азербайджанским и российским народами [1; 1991, 16 августа].

В данном контексте первые серьезные шаги были сделаны именно в направлении восстановления культурных связей. Эту ответственность на себя взяли видные деятели культуры двух стран, стремившиеся не просто поддерживать, но и далее укреплять двусторонние отношения. Несмотря на изменившийся политический климат, деятели культуры Азербайджана проявили высокую активность в данном отношении. К примеру, азербайджанские композиторы приняли участие в Пленуме Союза композиторов СССР в январе 1991 года. На концерте Пленума прозвучала оратория Васифа Адыгезалова <^агаЬа§

^кэ81эв1» («Оратория Карабах»), а также «БПс^уа» («Дилогия») для струнного квартета Фирангиза Ализаде.

Студенты Азербайджанского государственного университета искусств (нынешний университет культуры и искусств) приняли участие в конкурсе художников им. В. Яхонтова в апреле 1991 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в котором соревновались художники из 15 городов СССР. Азербайджанские студенты заняли в этом художественном конкурсе первое место. В том же месяце проживающая в Москве пианистка, народная артистка РСФСР Тамилла Махмудова выступила с концертом, организованным Государственной филармонией имени М. Магомаева в сопровождении симфонического оркестра во главе с Народным артистом РСФСР Геннадием Праватором [1; 1991. 25 апреля].

В августе 1991 года Шекинский государственный драматический театр им. С. Рахмана провел творческие вечера по приглашению Министерства культуры СССР в городах Йошкар-Ола Марийской ССР и в столице РСФСР г. Москве. Театр представил спектакли «Визирь Ленкаранского ханства» М.Ф. Ахундова, «Сборище сумасшедших» Мирзы Джалила Мамедкулизаде, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Шестой этаж пятиэтажного дома» Анара и др. В газете «Культура» гастроли азербайджанского театра были оценены следующим образом: «Следует отметить, что Шекинский государственный драматический театр им. С. Рахмана достоин представлять нашу национальную культуру за пределами республики в сложных политических условиях» [1; 1991. 25 апреля].

В октябре Баку начал работу 40-дневный симпозиум молодых советских художников. В нем приняли участие художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга и других городов России и других стран мира. В своем интервью московская художница Екатерина Демузова призналась: «Весна и осень - самые прекрасные времена года для художника. Берег Каспийского моря - неотразим. Как всегда, гостеприимство и искренность азербайджанцев восхищают нас всех» [1; 1991. 25 апреля].

В конце октября 1991 года в Москве состоялся грандиозный юбилей азербайджанского поэта Низами. В то сложное и смутное время, когда сносились многие памятники, в российской столице - г. Москве перед зданием посольства Азербайджанской Республики был установлен памятник Низами Гянджеви [4, 29 октября]. Юбилейные концерты, посвященные дню рождения Низами с участием известных артистов Азербайджана состоялись в салоне классической музыки Московской государственной консерватории, концертном зале «Россия». На сценах театра имени Станиславского и Московского академического музыкального театра имени Немирова-Донченко был показан балет «Низами» Фикрета Амирова. В Восточном музее с большим успехом прошла выставка ковров и книг с миниатюрами. На юбилейном вечере в Большом театре в правительственной ложе находились М.С. Горбачев, И.С. Силаев, а также Президент Азербайджанской Республики А. Муталлибов. В зале находились делегации России, Украины, Казахстана, Грузии, Узбекистана, Молдовы и Беларуси. Торжественный вечер открыл министр культуры СССР Н.Н. Губенко [4, 9 октября]. Затем слово было дано азербайджанскому писателю Анару, который в своем выступлении подчеркнул, что юбилей проводится в очень сложное и захватывающее время, время, когда правители создают границы, а поэты их разрушают. В этом смысле, сын азербайджанского народа Низами принадлежит всему человечеству. Без Низами мировая культура была бы обделена [4, 29 октября].

На вечере выступили поэты и писатели Тимур Пулатов, Борис Олейник, Энвер Амирджанов, Аскер Хаким, Андрей Дементьев, ректор Института литературы им. М. Горького Евгений Сидоров и др. После слов благодарности министра культуры Азербайджанской Республики вступили азербайджанские артисты, исполнившие номера на стихи Низами. Музыкальным редактором и дирижером концерта был Рауф Абдуллаев, режиссер - Али Юсубов.

Зрители тепло приветствовали фрагмент из балета Кара Караева «Семь красавиц», танцы ансамбля государственного танца «Игидлер» («Джигиты»), дуэт оперы «Лейли и

Меджнун» в исполнении сестер Хураман и Фидан Гасымовых и песню Муслима Магомаева «Азербайджан».

В тот же самый день в Эрмитажном зале Санкт-Петербурга состоялся еще один юбилейный вечер, посвященный 850-летию Низами Гянджеви.

С целью расширения дружеских контактов, были организованы двусторонние и многосторонние мероприятия в Азербайджане. К примеру, 30 июля 1992 года азербайджанская газета «ХаЦ да2е1;1» ссообщила о проведении в Баку конференции азербайджано-российского общества. В работе конференции приняли участие члены оргкомитета, представители городских властей, гости из Москвы и Санкт-Петербурга, государственные и общественные деятели, представители религиозных организаций, ученые и деятели культуры. В своих выступлениях они подчеркнули наличие давних исторических связей между азербайджанским и русским народами. Участники конференции утвердили устав новой добровольной общественной организации, избрали исполнительный комитет и инспекционную комиссию. Народный депутат Азербайджанской Республики Михаил Забелин единогласно был избран президентом этого общества. В заключение, участники учредительной конференции обратились к парламентам Азербайджана и России с обращением [3].

Подобные общества дружбы были созданы практически по всей России. Они способствовали формированию организаций диаспоры. В России сложились и активно функционировали десятки диаспоральных центров, сотни азербайджанских организаций и обществ. Наиболее мощной организацией азербайджанцев России, в итоге, стала «^ЫКА-Л2ЕКЯ08».

В целом, несмотря на порой весьма непростую политическую обстановку, культурные контакты России и Азербайджана обнаружили удивительную устойчивость перед «внешней» для них средой. Так, в мае 1993 года в обеих исторических столицах России - в Москве и Петербурге состоялись Дни Азербайджана. Азербайджанские мастера культуры выступали перед российской аудиторией с концертами. Одновременно проводились выставки произведений азербайджанских художников и мастеров искусства.

Усилия деятелей культуры Азербайджана, направленные на поддержание профессиональных связей с российскими коллегами и общественностью, не позволили оставить пустой перепетийную «нишу межсезонья» 1991-1993 годов. Летом 1993 года к власти в Азербайджанской Республике, по воле азербайджанского народа, пришел Гейдар Алиев. Благодаря его усилиям политический кризис в азербайджано-российских отношениях удалось преодолеть в достаточно короткие сроки. Уже 5 сентября 1993 года он прибыл в Москву на переговоры с российским руководством, в ходе которых решительно заявил, что независимость Азербайджана не повод для разрыва политических, экономических, культурных и просто человеческих связей с Россией [5]. В итоге, существенные изменения в азербайджано-российских отношениях произошли не только в культурной, но и в сферах политической и экономической.

Символом нового этапа отношений двух стран, в частности, стало открытие в 2001 году в столице Азербайджанской Республики - городе Баку памятника выдающемуся русскому поэту А.С. Пушкину. Спустя 10 лет после символичного открытия памятника Низами в Москве и в честь 10-летия независимости Азербайджана [6].

Вопросы сотрудничества между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией с приходом к власти летом 1993 года Гейдара Алиева в сфере культуры регулярно обсуждаются на высшем уровне. Стороны активно стремятся к расширению двустороннего сотрудничества в области культуры, к реализации новых проектов в сфере искусства, что влияет на укрепление атмосферы дружбы и взаимопонимания между народами, популяризацию национальных достижений и ценностей.

Литература и источники

1. Газета «Культура». - 1991. (на азерб. яз.)

2. Газета «Азербайджан». - 1991. - 29 июня, с. 7. (на азерб. яз.)

3. Газета «Народ». - 1992. 30 июля № 204, с. 1.

4. Azarinform. - 1991.

5. Чернявский С. Россия и Азербайджан: особенности и основные направления межгосударственного сотрудничества в постсоветский период// Кавказ и глобализация. - М., - Т.4. - Вып. 1-2. - 2010. - С. 31-41.

6. Алиева С.И. Азербайджано-российское экономическое сотрудничество в период независимости (1991-2016 гг.) // Современная научная мысль. - 2016. - № 4.

References and Sources

1. Gazeta «Kul'tura». - 1991. (na azerb. yaz.)

2. Gazeta «Azerbajdzhan». - 1991. - 29 iyunya, s. 7. (na azerb. yaz.)

3. Gazeta «Narod». - 1992. 30 iyulya № 204, s. 1.

4. Azarinform. - 1991.

5. CHernyavskij S. Rossiya i Azerbajdzhan: osobennosti i osnovnye napravleniya mezhgosudarstvennogo sotrudnichestva v postsovetskij period// Kavkaz i globalizaciya. - M., - T.4. - Vyp. 1-2. - 2010. - S. 31-41.

6. Alieva S.I. Azerbajdzhano-rossijskoe ehkonomicheskoe sotrudnichestvo v period nezavisimosti (1991-2016 gg.) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2016. - № 4.

МАМЕДОВА ЯГУТ ЯГУБ КЫЗЫ - аспирант, Институт истории им. А.А. Бакиханова Национальной Академии наук Азербайджана.

MAMEDOVA, YAGUT YAGUB KYZY - Ph.D. student, Institute of History named after A.A. Bakikhanov of Azerbaijan National Academy of Sciences (y.mamedova@mail.ru).

УДК 94(6) «199/200»

ГБАДЕБО, АФОЛАБИ ПРОДВИЖЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ: ВКЛАД ЭКОВАС

Ключевые слова: Африканский союз, Сообщество, демократия, демократическое управление, ЭКОВАС, Комиссия ЭКОВАС, выборы, наблюдательная миссия, протокол и дополнительный протокол.

В статье анализируется создание в 1975 году Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), целью которого является содействие сотрудничеству и развитию в экономической, социальной и культурной деятельности и повышению уровня жизни населения государств-членов Сообщества. Показано значение обеспечения политической стабильности для развития разных стран субрегиона Западной Африки. Отмечается, что межгосударственные конфликты, начавшиеся в 1978 году, привели к тому, что Орган глав государств и правительств Сообщества принял Протокол о ненападении (1995 г.), а также Протокол, касающийся взаимной помощи в области обороны, направленный на защиту государств-членов Сообщества от любой вооруженной угрозы или агрессии. В статье рассматривается вклад ЭКОВАС в дело поощрения демократии и благого управления в государствах-членах Сообщества. Обоснован вывод о том, что поскольку и сегодня все еще существуют внутренние конфликты, которые затрагивают разные страны Сообщества, последние рассматривают демократию как единственный вариант развития.

GBADEBO AFOLABI

THE PROMOTION OF DEMOCRACY AND DEMOCRATIC GOVERNANCE IN WEST AFRICA:

ECOWAS CONTRIBUTION

Keywords: African Union, Community, democracy, democratic management, ECOWAS, ECOWAS Commission, election, observation mission, protocol and supplementary protocol.

In article analyses the creation in 1975 of the Economic Community of West African States (ECOWAS) which was aimed at promoting cooperation and development in economic, social and cultural activity and to raise of the standard of living of the people of member states of the Community. In realization of this, it shows the need for political stability for even development in various countries in West Africa sub-region. It noted, that the interstate conflicts which began in 1978 led the Authority of Heads of State and Government of the Community to adopt the Protocol on Nonaggression and also in 1995 to adopt the Protocol Relating to Mutual Assistance on Defence, aimed at giving mutual aid and assistance for defence against any armed threat or aggression on any member state of the Community.This therefore, has made it imperative for member states to see democracy as only option for good governance. In light of the above, it substantiated the conclusion, that because today still exist internal conflicts, that affect different countries of the Community, the last viewed the democracy as once way of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.