УДК 908
Е.А. Рыжова
К ВОПРОСУ ОБ АВТОРСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЖУРНАЛА «ЗАПИСКИ ОБЩЕСТВА ИЗУЧЕНИЯ КОМИ КРАЯ» (публикации С.А. Попова)
Статья посвящена изучению авторского коллектива одного из значимых изданий «Общества изучения Коми края» - регионального краеведческого журнала 20-30-х гг. XX в. «Записки Общества изучения Коми края» в лице видного деятеля коми культуры, этнографа, исследователя коми языка, директора Коми областного музея С.А. Попова.
Ключевые слова: региональная периодика 20-30-х гг. XX в., издательская деятельность Общества изучения Коми края.
This article is devoted to the problems of the studding of the authors of the articles of the periodical magazines of the Komi region in 20-30 years of XX th century. In this article speaks about one of the famous Komi sciences S.A. Popov.
Keywords: the Komi periodical magazines the authors of the articles of Komi periodical magazines, the Komi region in 20-30 years of XX th century.
Важную роль в становлении региональной печати первой половины XIX в. сыграли издания Общества изучения Коми края (далее - ОИКК): журнал литературной секции ОИКК «Парма ёль» («Лесной ручеек») (1922-1923), «Коми му» («Зырянский край») (1924-1929), «Записки Общества Изучения Коми Края» (1928-1930), «Сборник Комиссии по собиранию словаря и изучению диалектов коми языка» (1930-1931). ОИКК, возникшее 16 мая 1922 г., явилось первой попыткой объединения всех краеведов в единую организацию, наделенную целью изучения Коми края и популяризации краеведческих знаний. Перед ОИКК ставились задачи собирания краеведческих материалов, организация музея, выставок, создание библиотеки, а в первую очередь - изучение Коми края в экономическом, культурном и бытовом отношениях [1, с. 3; 4, с. 11-13].
Значимым краеведческим журналом являются «Записки Общества изучения Коми края» (далее - «Записки ОИКК»), несмотря на то, что было всего пять выпусков: один в 1928 г. и по два в 1929 г. и 1930 г.; первые два выпуска журнала вышли тиражом 700 экземпляров, остальные - 760. Журнал «Записки ОИКК» выходил два раза в год ввиду «ничтожности бюджета (около 3.000 р. в год), а также слишком ограниченного состава сотрудников» [2, с. 122]. Ответственным редактором издания был А.Ф. Богданов, в редакционную коллегию вхо-
213
дили партийный работник ДА Бати ев, НА Соснин, А.М. Мартюшев [3, с. 3]. Материалы в журнале публиковались на русском языке; коми язык использовался в статьях о самом коми (зырянском) языке, диалектах и топонимике. В пяти выпусках отражено 37 материалов, затрагивающих темь; касающиеся как деятельности самого ОИКК, так и всего Кош края: истории Коми края и коми народа, фольклора, кош литературы, этнографии, лингвистики, археологии, социологии и др.
С журналом сотрудничали различные деятели коми культуры:
B. И. Лыткин, А.М. Мартюшев, В.А Савин, АК. Сидоров, АА. Цембер, Н. Цыпанов, Г. Шипун ова, АН. Грен, П.А. Воронов, Н А Богословский, Д. Иевлев, В.А Ильинский, И.С. Коканин, В.М. Подоров, Ю.П. Славянский,
C. М. Смирнов, Ф.А. Терентьев, Ф.П. Чукичев, С.А Попов. Некоторые публикации в издании подписаны псевдонимом а некоторые не имеют авторства, поскольку в жанровом отношении являются хрониками ОИКК, научными отчетами об археологических экспедициях и т.п.
Выяснилось, что сведения об авторах «Записок ОИКК», как правило, разрозненны и фрагментарны: такие авторы, как А К. Сидоров, В.И. Лыткин и АН. Грен, более известны и их деятельность достаточно изучена, публикации других оказались обойдены вниманием. Одним из таких авторов «Записок ОИКК» является Сергей Александрович Попов (1905-1986 гг.), этнограф, археолог, исследователь коми языка, один из директоров Кош областного музея. Как оказалось, фамилияС.А Поповане отражена в современных справочниках и энциклопедиях по Коми краю. Основные биографические данные и научные этапы деятельности С.А Попова освещены в монографии В.А Совы «История в событиях и лицах: Страницы истории Национального Музея Республики Коми / Научи. ред. Л.П. Рощевская» в главе «Подвижник краеведения» (Сыктывкар, 2011. С. 44-48) и в двух небольших публикациях в газете «Кош му» (Беляев Г. Чожмйр пибй-таланбй [Шустрый сын-талантливый ] // Коми му. 1996. 19 сент.; Г. Б.
[Беляев П] Важ снимокьясъ висьталбны [Старые снимки говорят] // Кош му. 1997. 4 нояб.).
С.А Попов был уроженцем села Визинга Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, учился в церковно-приходской школе, затем в Усть-Сысольской гимназии в педагогическом техникуме повышенного типа на социально-историческом курсе. Известно, что в 1924 г. С. А Попов вступил в ОИКК, а в 1927-1930 гг. он состоял членом правления и председателем московского филиала ОИКК, поскольку после работы в качестве преподавателя в школе при педагогическом техникуме он поступил в 1-й Московский государственный университет на этнографическое отделение историко-философского факультета [11, с. 44-48]. В 1931-33 гг. С.А Попов являлся руководителем Коми областного краеведческого
214
музея, при котором работала экономо-географическая секция краеведов. Однако в 1933 г. он был арестован, в 1934 г. сослан в Казахстан, затем оказался в Оренбурге, где продолжал свои активные научные изыскания: разрабатывал темы заселения Оренбургского края, приезда в 1833 г. в Оренбург А.С. Пушкина, этнографии и археологии Сибири и др. [11, с. 44-47].
Следует сказать о том, что публиковаться С.А. Попов начал еще до своего участия в журнале «Записки ОИКК», на страницах другого популярного журнала ОИКК - «Коми му». С 1926 по 1929 гг. он издал в этом журнале семь работ, четыре из которых подписаны псевдонимом «Чожмбр» («Горностай»). Тематика этих материалов свидетельствует о том, что уже тогда С.А. Попов занимался собирательской деятельностью как фольклорист-полевик, записав предание о богатыре Шипице в селе Слобода (Попов С. Предание о Шипице // Коми му. 1926. № 12 (34), декабрь. С. 40; см. также: Попов С. Песня, записанная в деревне Илья на Печоре // Коми му. 1927. 3 (37), март. С. 38-39); и как архивист-источниковед (Чожмбр [Попов С. А.]. Новые исторические документы об Ижме // Коми му.
1928. 5 (51), май. С. 43-45); его интересовали вопросы происхождения языка и народа коми (Попов С. 1) К происхождению языка и народа коми // Коми му.
1929. 6 (64), март. С. 54-61; 2) О происхождении языка и народа коми // Коми му. 1929. 7 (65), 1-15 апреля. С. 59-63; см. также 3. Чожмбр [Попов С. А.]. Избранна-дес о зырянах (сгренах) // Коми му. 1928. 1 (47), январь. С. 36-39). Он одним из первых опубликовал заметку о неосуществленных планах промышленника
B. Н. Латкина (Чожмбр [Попов С. А.]. Несколько слов о В.Н. Латкине // Коми му. 1928. 9-10 (55-56), сентябрь-октябрь. С. 82-83).
В другом журнале - «Записки ОИКК» - С.А. Попов издал две свои работы, которые оказали существенное влияние на формирование научно-источниковедческих подходов к осмыслению истории Коми края.
Его публикация «В поисках исторической правды: (Материалы к истории народа Коми)» (1929. Вып. 3. С. 3-43) представляет собой подробную рецензию на ряд статей достаточно известного и плодовитого автора А.М. Мартюшева. Как отмечают исследователи, А.М. Мартюшев был ведущим специалистом ОИКК в области истории коми народа: он работал в исторической секции ОИКК, активно выступал с докладами на ее заседаниях; во второй половине 1928-1929 гг. его избрали в правление ОИКК, он стал ответственным секретарем, а вскоре и фактическим руководителем Общества [6, с. 183, 199]. Кроме того, с 1928 г. он был членом редколлегии «Записок ОИКК». Не случайно поэтому, как нам кажется,
C. А. Попов подписал довольно нелицеприятную рецензию своим псевдонимом «Чожмбр».
Ревизии подверглись несколько работ А.М. Мартюшева, вышедших в журналах «Коми му» и «Известия ОИКК»: «Коми народ в первый период исторической его известности (материалы к истории коми народа)» (Коми му. 1928. 2 (48), февраль. С. 34-41; 3 (49), март. С. 33-41), «Коми народ, как объект Московской завоевательной политики в ХІѴ-ХѴ веках: (Доклад, прочитанный в исторической секции Общества Изучения Коми Края в гор. Устьсысольске 20 мая 1928
215
года). (Материалы к истории Коми народа) («Записки Общества Изучения Коми Края. 1928. Вып. 1. С. 54-79) и «“Епифаниева” повесть, как исторический документ о Коми народе: (Материалы к истории Коми народа)» (Записки Общества Изучения Коми Края. 1929. Вып. 2. С. 12-34).
Примечательно, что сама редакция журнала «Записки ОИКК» приглашала принять участие в дискуссии по этому вопросу, сопроводив последнюю статью
А.М. Мартюшева следующим примечанием: «В помещаемой статье “Епифаниева повесть” автор пытается осветить эпоху обращения Коми народа в христианство, как он выражается, под иным углом зрения. Спорные места в статье редакция не оговаривает, предоставляя опровергать или углублять выводы автора другим исследователям истории Коми. Хотя свои выводы автор подкрепляет нередко тоже догадками и предположениями, но все же редакция находит их интересными и в целях освещения исторического прошлого Коми дает место в “записках” общества изучения Коми края» [5, с. 12].
В своей рецензии С.А. Попов разбирает положения А.М. Мартюшева о происхождении коми народа от летописного племени «печера», о заселении территории современных коми югрой, о том, что в XI в. никакого племени «пермь» не было, и оспаривает их. В одном из своих доказательств С.А. Попов делает попытку лингвистических изысканий: стараясь прояснить происхождение названия «Обь», он возводит этот топоним к словам коми происхождения («Очень вероятны те предположения, что “Обь” - слово по происхождению Коми. Сравните “Обва” - в Коми-Пермяцком округе, “Об” - коми-зыр. - “старшая сестра отца”), делая при этом ссылку на свои полевые записки: «Из моих записей в с. Керчемье, Усть-Куломского уезда» [12, с. 17].
В других своих комментариях на некоторые утверждения А.М. Мартюшева С.А. Попов поддерживает точку зрения этнографа-зыряноведа, члена Русского Географического Общества М.И. Михайлова, с которым тот резко полемизировал. А.М. Мартюшев считал, что самые известные статьи М.И. Михайлова «Устьвымь», опубликованные в нескольких номерах издания «Вологодские губернские ведомости» за 1850 г., а затем изданные отдельной работой (Описание Устьвыма. Вологда, 1851), представляют собой «сплошную отсебятину», что «в распоряжении Михайлова никаких драгоценных рукописей не было, а писал он свой труд “Устьвым” только на основании рассказов в церковной сторожке» [12, с. 23]. Тем не менее С.А. Попов отмечает важность местных преданий о происхождении Пермской епархии и первых епископах Пермских, которыми широко пользовался М.И. Михайлов. Внимательно ознакомившись с работами М.И. Михайлова, С.А. Попов отмечает, что тот действительно опирался на приобретенные им рукописи, а также цитировал рукописные источники из коллекции дворянского титулярного советника А.И. Попова. Так, в частности, повествуя об основании Архангельского монастыря в Усть-Выми, М.И. Михайлов прямо указывает: «выписываем из местных рукописей подробности основания монастыря с удержанием последовательности главных мыслей подлинника», а в примечании говорит о том, что эти рукописи «собраны известным любителем зырянских
216
древностей, титулярным советником А.И. Поповым и пожертвованы им в Усть-Сысольскую общественную библиотеку» [12, с. 26]. Проведенное нами изучение состава книг и рукописей Усть-Сысольской общественной библиотеки позволяет говорить о том, что заседатель Усть-сысольского уездного суда А.И. Попов, первый хранитель книг Усть-Сысольской библиотеки, покупал и сам переписывал рукописные книги, впоследствии безвозмездно передавая некоторые из них в фонд библиотеки [8, 10].
Такое внимание со стороны С.А. Попова к рукописным и архивным источникам не случайно, поскольку, обучаясь в Москве, он много работал в архивах и библиотеках, собирая различные сведения о региональных документах. Его ра-зыскательская деятельность находилась в русле основных направлений работы ОИКК. Известно, что ОИКК занималось организацией областного центра научно-краеведческой литературы, который должен был, по мнению правления ОИКК, находиться при национальном музее Коми, поэтому члены ОИКК активно занимались комплектованием библиотеки [11, с. 28]. В первую очередь пополнение библиотеки шло путем изъятия дубликатов из книгохранилищ Ленинграда и Москвы. В частности, в 1929 г. из библиотеки им. В.И. Ленина в Москве Московский филиал ОИКК, председателем которого был С.А. Попов, передал 2696 томов [11, с. 28]. В 1928 г. от имени ОИКК было подготовлено обращение в Археографическую комиссию АН СССР с просьбой снять копии с некоторых актов, хранящихся в Комиссии и имеющих важное значение в изучении Зырянского края. ОИКК просило выслать также ряд материалов справочного характера о местных писцовых и переписных книгах ХѴІ-ХѴІІ вв. Эту работу возглавил ученый секретарь Археографической комиссии, видный советский историк и археограф А.И. Андреев, который привлек в свою группу научных сотрудников Археографической комиссии Н.С. Чаева и П.А. Садикова, а также коми студентов, обучавшихся в Ленинграде. Члены Комиссии решили составить справочник об имеющихся материалах по Коми краю, в связи с чем обследовали громадный собственный архив, библиотеку Академии наук, рукописный Отдел государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Ими были просмотрены коллекции крупных историков, этнографов и археологов, собиравших документы по Северу: В.В. Вельяминова-Зернова, С.Е. Мельникова, П.И. Савваитова,
В.А. Борисова, Н.И. Суворова, И.К. Зинченко, А.И. Шляпкина и др.; акты Коря-жемского монастыря, акты Соликамские, акты Яренские и Вологодские. Из этих коллекций было отобрано свыше 500 документов по истории Усть-Сысольского, Яренского и смежных уездов: Сольвычегодского (Вологодской губ.), Мезенского (Архангельской губ.), Соликамского (Пермской губ.). Документы подвергались систематическому описанию и разборке, названия книг и документов заносились на карточки, в результате была составлена картотека на 630 актов и документов по зырянскому краю за 1490-1737 гг. Машинописный экземпляр картотеки актов и документов по Зырянскому краю «Описание Актов, относящихся к истории Коми края, хранящихся в рукописных отделах АН СССР и ленинградской публичной библиотеке им Салтыкова-Щедрина», в настоящее время находится в
217
Национальном музее Республики Коми (Научный архив. On. 1. Д. 2239) [11, с. 28].
Итоги коллективной работы С.А. Попов подвел в обширной публикации «Результаты работ по выявлению исторических документов о Коми в Ленинграде и Москве» (Записки Общества изучения Коми края. 1930. Вып. 5. С. 85-113), представленной в жанре научного доклада.
С- Лопоб.
Результаты работ по выявлению исторических документов о Коми в Ленинграде и Москве.
Просматривая небольшую историческую, вернее историко-эт-|нографическую литературу о коми, мы сталкиваемся с фактом чрезвычайно малой разработанности коми истории. Вся эта небольшая ^литература дебатирует и излагает одни и те же вопросы: ставится и г рассматривается вопрос о происхождении коми, отношения его к |чуди, к летописной Перми, строятся предположения об этимологии ^терминов: „Пермь®, „Зырянин", даются краткие характеристики так [называемых—Новгородского и Московского периодов коми истории, деятельности Степана Храпа, сопровождаемые несколькими выдержками из документов XV и XVI столетия.
Период времени с момента смерти Степана вплоть до самого 19 столетия оставался почти незатронутым, за исключением небольших замечаний, которые большого значения для выяснения истори-'ческого прошлого этого периода не имели.
Лучшие работы по коми истории, как работы Г. С. Лыткина, ^Дмитриева, бедны фактическим материалом, относящимся к истории народа коми, населяющего территорию современ. обл. Коми.
К В общем, авторам статей о коми в очень малой степени были известны исторические материалы о коми. Единственным, широко ^известным документом было житие Стефана, затем отдельные отрывки из летописей. В сущности этим и ограничивался фактический [ материал для большинства авторов о коми. Хотя уже в самой середине 19 столетия были сделаны попытки собирания исторического материала о коми и попытки довольно успешные (Саввантов П. И., Нельников С. Е.), но проработки этих материалов сделано не было Да к тому же и существование этих материалов впоследствии было ’Добыто. Вплоть до последних годов, работавшие над историей коми.
85
Опираясь на «объяснительную записку» и картотеку, представленную Археографической комиссией, он отмечал, что Рукописный отдел Публичной библиотеки (в настоящее время - РНБ) обладает несколькими собраниями актов, имеющих отношение к территории Зырянского края, среди которых особенно выделяются две коллекции, разделенные совершенно случайно, только в силу своего разновременного поступления в библиотеку: это акты Яренские и Усть-сысольские.
Отдельно отмечаются рукописи из коллекции известного вологодского и санкт-петербургского исследователя П.И. Савваитова, среди которых особо выделяется сборник ХѴІІ-ХІХ вв. F.1.778 (РНБ): в нем находится список XIX в. Чудес устьвымских чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы.
218
Среди Основного собрания рукописей Публичной библиотеки выделяется ряд сборников с этнографическими материалами: зырянские народные песни (РНБ. Q.XVII.62); описание зырянской свадьбы В. Ванеева (РНБ. Q.XVII.231); зырянские пословицы, загадки (РНБ. Q.XVII.65) и др.
Названы в отчете несколько зырянских словарей: «Русско-зырянский словарь и краткая грамматика древнего славянского языка», написанные в 1835 г. скорописью крестьянина Деревянского селения Усть-Немского сельского общества Ив. Гуляева и принадлежавшие другому крестьянину - Алексею Опарину (РНБ. Q.XVI.24), «Краткий зырянский словарь», составленный Ижемским священником Вас. Михайловым и поправленный и дополненный усть-сысольским мещанином Ив. Р. Мальцевым (РНБ. Q.XVI.10), и др.
Кроме того, как нам удалось заметить, ряд указанных в данном отчете в качестве особо ценных рукописей принадлежат первой публичной книгохрани-тельнице Коми края - Усть-Сысольской общественной библиотеке. В первую очередь это касается одной из самых известных в научно-краеведческой литера-туре рукописей - РНБ. F.IV.712, в которой содержатся различные списки зырянской азбуки и копии зырянских надписей на местных иконах [9].
С.А. Попов указывает также на наличие ценного историко-этнографического материала и в Русском Географическом Обществе в Ленинграде (правда, со ссылкой на печатное описание: Зеленин Д.К. Описание рукописей уч. архива имп. Русского Географического Общества. Петроград, 1914. Вып. 1). В частности, в числе документов по Архангельской губернии он отмечает шесть рукописных тетрадок XIX в. члена-корреспондента Русского Географического общества Стефана Мельникова с описаниями Яренска и местных церквей (№ 4, 5, 10, 11, 60, 61), а также «Заметки об Усть-Сысольске 1849 г.», составленные штатным смотрителем усть-сысольских училищ Евгением Кичиным (№ 61), и др.
В московских архивах и древлехранилищах в течение зимы 1929-30 гг. работу проводил непосредственно сам С.А. Попов совместно со студентом Московского университета А.А. Терентьевым, как отмечал, «по собственной инициативе», при этом С.А. Поповым просматривались материалы, имеющие отношение к населению коми в пределах бывшего Усть-сысольского уезда, а А.А. Терентьевым - в пределах бывшего Ижмо-Печерского с включением самоедов [7, с. 96-97]. Однако отчет А.А. Терентьева должен был быть опубликован позднее, но этого не случилось, таким образом, наблюдения по московским хранилищам являются результатом деятельности С.А. Попова.
С.А. Поповым были просмотрены связки дел Яренской приказной избы, грамоты Коллегии экономии, обширные статистические материалы - переписные книги дворов и дворовых мест и др.; описи дел уездных судов - Устьсысоль-ского, Яренского, Сольвычегодского и Хлыновского и др.; списки с расходных книг, дающих важный материал для выяснения земской организации, и др. Им были скопированы Платежница по Пустозерской волости 1574 г., описание Яузской Пермцы 1645 г. и многие другие документы.
219
В отчете указываются некоторые рукописи с текстами произведений о Стефане Пермском и трех пермских епископах Герасиме, Питириме и Ионе из собрания У идольского и, кроме того, несколько рукописей с написанной по-зырянски божественной литургией из коллекции ОИДР, однако недостаток времени не дал С.А. Попову подобно ознакомиться с коллекцией рукописей библиотеки им. Ленина (в настоящее время - РГБ).
Резюмируя проделанные архивные исследования, С.А. Попов справедливо считал необходимым расширить круг городов, в которых должны вестись подобные изыскания, включив в них Вологду и Киев, поскольку Вологодский митрополит Евгений Болховитинов в свое время увез с собой в Киев «старинных рукописей около 2 пудов» [7, с. 112].
У членов ОИКК была задача не только выявлять и исследовать материалы о Коми крае, но и активно публиковать в журнале, как пишет С.А. Попов, «сырой материал», то есть непосредственно тексты исторических документов [7, с. 113]. Эта грандиозная работа не была выполнена, поскольку у ОИКК не имелось для этого достаточно средств. К тому же в 1930 г. вышел в свет последний пятый номер журнала «Записки ОИКК», а само ОИКК сочло невозможным продолжать работу и 21 мая 1931 г. объявило о своей самоликвидации.
Тем не менее заложенная членами ОИКК научная традиция изучения истории и культуры коми народа и их большая источниковедческая и исследовательская работа, отраженная на страницах «Известий ОИКК», в частности в жанрах научного отчета и рецензии, оказалась весьма важной для нас, современников.
***
1. Жеребцов И.Л., Мацук М.А., Рощевская Л.П. 75 лет Обществу изучения Коми края (Доклад на пленарном заседании научно-практической конференции, посвященной 75-летию Общества изучения Коми края, 85-летию Национального музея Республики Коми и 625-летию коми письменности. Сыктывкар, 14 мая 1997 г.). Сыктывкар, 1997.
2. Краеведческая хроника: (К стопятидесятилетию г. Сыктывкара) // Записки Общества изучения Коми Края. 1930. Вып. 5. С. 121-123.
3. Культурные связи русских и коми на Европейском Севере в XVII - начале XX вв.: методические указания по спецкурсу и роспись содержания журналов «Коми му» и «Записки изучения Коми края» / сост. О.В. Орлова. Сыктывкар, 1995.
4. Кызъюров Л.А. Предыстория Общества изучения Коми края // От краеведения к науке: материалы республиканской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения А.С. Сидорова и 80-летию Общества изучения Коми края (Сыктывкар, 10-11 октября 2001 г.). Сыктывкар, 2003. С. 11-13.
5. Мартюшев А.М. «Епифаниева» повесть, как исторический документ о Коми народе: (Материалы к истории Коми народа) // Записки Общества изучения Коми Края. 1929. Вып. 2. С. 12-34.
6. Они любили край родной / отв. ред. и сост. И.Л. Жеребцов. Сыктывкар, 1993.
7. Попов С.А. Результаты работ по выявлению исторических документов о Коми в Ленинграде и Москве // Записки Общества изучения Коми края. 1930. Вып. 5. С. 85-113.
220
8. Рыжова Е.А. Деятельность А.И. Попова, первого библиотекаря Усть-Сысольской Общественной библиотеки // Мудрость книжной культуры в век цифровых технологий: сб. материалов международной научно-практической конф. Сыктывкар,
2008. С. 95-99.
9. Рыжова Е.А. Источники по истории и культуре Коми края в рукописном собрании Усть-Сысольской общественной библиотеки // Духовная культура финно-угорских народов России: материалы всероссийской научной конференции к 80-летию А.К. Микушева. Сыктывкар, 2007. С. 248-254.
10. Рыжова Е.А. Рукописное собрание Усть-Сысольской общественной библиотеки: общая характеристика // Духовное наследие народов республики коми: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Редкие книги в фондах современных библиотек, архивов, музеев (к 20-летию отдела редкой книги Научной библиотеки СыктЕУ). Сыктывкар 15-16 мая 2008 г. Сыктывкар,
2009. С. 28-35.
11. Сова В.А. Страницы истории Национального Музея Республики Коми / научи, ред. Л.П. Рощевская. Сыктывкар, 2011.С. 44-48.
12. Чожмбр [Попов С.А.]. В поисках исторической правды: (Материалы к истории народа Коми) // Записки Общества Изучения Коми Края. 1929. Вып. 3. С. 3-43.
221