ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 821.161.1 А. Н. ЗАГОРОДНЮК
К ВОПРОСУ ОБ АВТОРЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ А. ПЛАТОНОВА)
Посвящена изучению «образа автора» в рассказах Андрея Платонова. Рассматриваются различные точки зрения об определениях и характеристиках «образа автора», делается акцент на особенностях стиля Платонова.
Ключевые слова: автор, герой, интерпретация, модальность, читатель,
К проблеме автора в творчестве А. П. Платонова обращались многие литературоведы, среди них Л. Фоменко, Н. Сейранян, В. Сви-тельский, В. Скобелева, Н. Кожевникова, Л. Бабенко, В. Эйдинова, Н. Малыгина, Г. Белая, Н. Корниенко, В. Верина, 7'. Шеханова, В. Смирнова и др.
Н. Д. Тамарчен ко считает, что «образ автора»
- ключевое понятие при исследовании творчества любого художника. По её мнению, цель заключается в определении «образа автора» при литературоведческом анализе. Все микроэлементы сводятся в макросферу «образа». В нём соединяются биографический, мировоззренческий, поэтический аспекты [6,75].
По мнению Б. О. Кормана: «Слово "автор" употребляется в литературоведении в нескольких значениях. Прежде всего оно означает писателя - реально существовавшего человека»
[4, 199].
Н. С. Валгина указывает на то, что как не было бы важно изучение речевой организации текста, это изучение не может оказаться полным и адекватным, если оставить без внимания такое важное для текстообразования и текстовосприя-тия понятие, как авторская модальность, скрепляющая все единицы текста в единое смысловое и структурное целое [3, 59].
Таким образом, учёные настаивают на том, что «образ автора» - понятие, имеющее несколько значений, однако основным является - художественный взгляд автора на события, происходящие в рассказе. Можно совместить точки зрения исследователей и сказать, что восприятие личности автора через формы её воплощения в тексте
© Загороднюк А. Н., 2013
- процесс двунаправленный. Он сориентирован на взаимоотношения автора и читателя.
Самым распространённым определением в исследовательских работах, посвящённых творчеству А. Платонова, является слово «странный» и его синонимы: загадочный, таинственный. Загадка - в той личности, чей голос мы слышим, когда читаем произведения Платонова. Данная «странность» образа автора в платоновских произведениях была рассмотрена Я. Р. Бульской и связала она её с амбивалентностью и двойственностью Платонова, которая сочетается с удивительной цельностью мироощущения автора
[2, 43].
Важным компонентом литературного произведения является директивный тип взаимоотношений между автором и читателем. Некоторые учёные называют это директивным типом дискурса, рассматривая теорию речевых актов, некоторые употребляют термин «модальность». По мнению В. Н. Мещерякова, «модальность - это выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его ценностных ориентаций» [5, 99]. Данная модальность влияет на понимание читателем рассказа, нахождение контакта с автором через изучение произведения. Мнение В. Н. Мещеряковой разделяет и Н. С. Валгина, которая в своей работе «Теория текста» пишет, что «с категорией модальности тесно связано понятие «образа автора» -- конструктивного признака текста» [3,59].
Единство подхода писателя к жизни, сложный, духовно напряжённый мир размышлений Платонова о взаимоотношении человека и природы, постоянная забота о практических и душевных потребностях человека, стремление своей литературной работой помочь этим людям понять себя, других людей и природу, выяснить смысл «своего и общего существования» [7, 1].
На двойственность, лежащую в основе художественного мира Платонова, неоднократно указывали исследователи творчества писателя. Например, А. Эпельбоин в статье «Двойственное сознание человека: к проблеме амбивалентности в поэтике А. Платонова» пишет: «Двойственное сознание человека, таким образом, является не столько "тайной жизни", как сказано в "Счастливой Москве", сколько тайной языка эпохи и основным принципом поэтики Платонова на всех уровнях его письма. <...> Это колебание, это безысходное тревожное движение между двумя полюсами и есть скрытая энергия его слова
<...>» [2, 44].
М. М. Бахтин, определяя произведение как «живое художественное событие», говорит о необходимости участия в нём двух сторон: героя и «автора-зригеля». В творчестве Платонова этот непростой процесс взаимодействий осложняется внутренним «авторским» противоречием. Для Платонова раздвоение сознания и души человека
- явление, которое существует как в эстетической, так и в реальной действительности [2, 43].
На формирование художественного сознания Платонова особое влияние оказало знакомство с тектологией Л. Богданова; в частности такие элементы тектологической концепции, как «единая точка зрения», «энергетический вопрос», «собирание человека», «всеобщая организация», находятся в центре внимания Платонова в публицистическом творчестве и участвуют в формировании художественной проблематики произведений [1, 7].
Строй и лад мысли героя и автора у Платонова предельно сближены. По мнению Л. Шубина, если в ранних рассказах Платонова и есть элементы сказовой манеры, то они вызваны «литературным этикетом». Молодой писатель стремился оправдать собственный строй мышления, передавая слово герою или рассказчику. Он сам так думает, думает, как его герои, самый склад его мышления народный [7, 1].
Платонов - интеллигент, который не «вышел» из народа. С середины двадцатых годов писатель смело вводит народный строй мысли не только в речь героя, но и в речь авторскую
[7,1].
Созданный Платоновым образ автора, обладая внутренней цельностью и существуя в едином «языковом пространстве» с героями, в то же время амбивалентен. «Человек существо двойное - вот основа его психологии, двойное в смысле не двурушника, а скорее ангела-хранителя, и именно двойственность образа автора позволяет создать то «прямое чувство жизни», на котором основан мир, созданный писателем («Писать надо не талантом, а "человечностью" - прямым чувством жизни») [2, 51 ].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бочарова, Н. А. Творчество А. Платонова и эстетика пролеткульта / Н. А. Бочарова. -СПб.: РГГТУ им. А.И.Герцена, 2004.
2. Бульская, Я. Р. Повести Андрея Платонова: цельность мироощущения и амбивалентность образа автора / Я. Р. Бульская. - М.: МГУ, 2002.
3. Валгина, Н. С. Теория текста / Н. С. Вал-гтна. - М. : Логос, 2003.
4. Корман, Б. О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора / Б. О. Корман// Страницы истории русской литературы. - М. : МГУ, 1971.
5. Мещеряков, В. Н. К вопросу о модальности текста / В. Н. Мещеряков // Филологические науки. - 2001. - № 4.
6. Тамарченко, Н. Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов / Н. Д. Тамарченко. - М.: РГГУ, 1999.
7. Шубин, Л. Критическая проза Андрея Платонова / Л. Шубин. - М. : Советский писатель, 2005.
Загородиюк Александр Николаевич, аспирант кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ.