Научная статья на тему 'К вопросу об аспектах изучения современных рекламных лозунгов'

К вопросу об аспектах изучения современных рекламных лозунгов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
167
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМНЫЙ СЛОГАН / УРОВНИ АНАЛИЗА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ / ЭТИЧЕСКИЙ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ / ADVERTISMENT / LEVELS OF ANALYSIS / ECONOMIC / LINGUISTIC / PSYCHOLINGUISTIC / ETHIC / CULTUROLOGICAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гаврилов В. В.

В статье рассматривается рекламный лозунг как специфическое языковое и культурное явление. Определяются уровни анализа данного феномена, его культурологический потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE GUESTION OF ASPECTS OF STUDYING OF MODERN ADVERTISMENTS

The article presents the advertisments as specific linguistic and cultural phenomenjn. Here are defined levels of analysis of the given phenomenon, its culturological potential.

Текст научной работы на тему «К вопросу об аспектах изучения современных рекламных лозунгов»

Любительские и смешанные кинофестивали (любительского и профессионального искусства) ориентированы на показ достижений экранного творчества. Для них бывает достаточно одной функциональной направленности (познавательной, популяризаторской, пропагандистской, мемориальной или художественной и пр.), они значимы как для личности в ходе стремления к совершенству, так и для ее ближайшего социального окружения. Еще одна функция данных фестивалей - пропаганда общечеловеческих и национальных ценностей в пространстве региональной культуры. Этот процесс объясняется усиливающейся в последнее время тенденцией возрастания личностного, авторского начла в кинематографе, вследствие которой творческий процесс создания фильма

Библиографический список

подчиняется единому авторскому замыслу в единстве рождения последнего, написания сценария и съемки [3, с. 182.]. Сила и внутренняя, душевная заинтересованность режиссера, по мнению В.М. Шукшина, во многом определятся в конечном итоге не только профессионализмом, но и прежде всего личностными качествами художника, богатством его души [4, с. 228]. В этом плане в документальном кино, присутствует «авторская призма», подчиняющая себе весь изобразительный ряд, характер монтажа, внутреннюю архитектонику фильма (выражение Д. Вертова), выражающиеся в незримом присутствии автора [5, с. 175-197].

(Продолжение см. в следующем номере)

Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации. - М., 2001.

Разлогов, К.Э. Техника и коммуникация // Новые аудиовизуальные технологии: уч. пособие. Герасимов, С.А. Воспитание режиссера. - М., 1978.

Шукшин, В.М. Воздействие правдой // Кинопанорама. - М., 1977. - Вып. 2.

Федорин, А. Позиция документалиста // Кино и время. - М.: Искусство, 1977. - Вып. 1.

М.: Едиториал УРСС, 2005.

УДК 130:659.1

В.В. Гаврилов, канд. филол. наук, доц. СурГПУ, г. Сургут, E-mail: [email protected].

К ВОПРОСУ ОБ АСПЕКТАХ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РЕКЛАМНЫХ ЛОЗУНГОВ

В статье рассматривается рекламный лозунг как специфическое языковое и культурное явление. Определяются уровни анализа данного феномена, его культурологический потенциал.

Ключевые слова: рекламный слоган, уровни анализа, экономический, лингвистический, психолингвистический, этический, культурологический.

Рекламный лозунг - образование сложное, многоплановое, многоуровневое. Поэтому нельзя допускать односторонней оценки этого образования. Можно выделить несколько основных уровней анализа.

1. Экономический (маркетинговый). С этой точки зрения

слоган будет удачен тогда, когда товар (услуга) продается, т. е. пользуется спросом. Конечно, можно предъявлять к языковой единице претензии по другим аспектам (благозвучность, этика, эстетика и т.д.), но сами рекламисты скажут, что слоган хорош, потому что потребитель его воспринял как руководство к действию. В этой связи, например, слоган «Не тормози - сникерсни!» (шоколадный батончик «Сникерс») будет оценен положительно. Он рассчитан на молодых людей (возраст 12-20 лет), по-хорошему агрессивен, динамичен, экспрессивен. Используется слово из подросткового сленга «тормозить» (ср. тормоз (в значении «тугодум,

несообразительный человек»), есть оппозиция («если не это, то то»), создается (ложная) возможность выбора: вряд ли ты станешь более сообразительным или активным, отведав шоколад, хотя авторы рекламной акции настаивают именно на этом (ср.: Заряди мозги! Сломался - значит, проголодался!) Представлен неологизм «сникерсни», т.е. попробуй, отведай батончик «Сникерс». Неологизм здесь - элемент креативности, а также средство создания загадочности, интриги. Уверен, что люди старшего поколения не смогут дать четкое толкование слову «сникерсни», но, собственно, этого от них и не требуется, слоган рассчитан на другую аудиторию. И, наконец, здесь есть крайне неточная, но -рифма. Как известно, рифма повышает эффективность (запоминаемость) слогана на 30%. В данном случае, слоган хорошо запоминается, часто воспроизводится целевой группой, стал одним из поведенческих мотивов, стереотипов.

2. Следующий аспект анализа - психолингвистический (А. Баранов, Ю. Гребенкин, Л. Киселева и др). Здесь следует, на наш взгляд, коснуться такой проблемы, как языковое манипулирование, т.е. отбор и использование определенных средств языка, с помощью которых можно воздействовать на адресата речи. Очевидно, что при языковом манипулировании потребитель не осознает воздействие как часть объективной информации о товаре. Эта информация подается так, что человеку кажется, будто решение о покупке товара принял он

сам, вследствие этого адресант относится к информации менее критично. Специалисты выделяют три направления манипулирования: эмоции (косметика «Красная линия»

Нежнее нежного), социальные установки («Электролюкс». Швеция. Сделано с умом), картина мира («Золотая бочка». Жизнь прекрасна). Так или иначе, в данном случае авторы слоганов обращаются к системе ценностей человека, воздействуют на подсознание. Манипулирование в рекламе неизбежно и допустимо, в нем нет ничего дурного до тех пор, пока авторы честны с аудиторией, т.е. сообщают достоверные сведения. Кроме того, указание на негативные эмоции, пусть и подспудно, будет иметь противоположный эффект. Средства гигиены, медицина, страхование - области рекламы, в которых трудно избежать слов с отрицательной оценочностью (прыщи, угри, кариес, грибковые заболевания, болезнь, раздражение, зуд и т.д.). Тем не менее, акцент нужно делать не на проблеме, а на ее решении, иначе препарат, товар, услуга будут соотноситься в сознании потребителя с болезнью, чем-то неприятным.

3. Этический (нравственный). Этот аспект, на наш взгляд, имеет под собой юридические основания, потому что критерий «нравственности» в рекламе весьма субъективен. И опираться мы можем в данном случае только на законодательство. В статье 5, п.6 «Федерального закона о рекламе» говорится: «В рекламе не допускается

использование бранных слов, непристойных и

оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов, религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в список Всемирного наследия». Вероятно, подобное определение кажется некоторым рекламистам размытым, нечетким, так как примеров нарушений данной статьи закона можно встретить немало. К примеру, магазин «Евросеть» разместил баннер: демонстрировался телефон-«раскладушка» с портретом девушки на дисплее. Слоган был таким: «Теперь она в твоей раскладушке» (оскорбительный образ в отношении пола). Таких примеров можно привести

немало. И всякий раз при нарушении законодательства необходимо инициировать судебное разбирательство.

4. Лингвистический. Мы предлагаем относить слоганы к устойчивым сочетаниям, т.е. к одному из классов фразеологизмов. Обратимся к словарю. «Лозунг (нем. Losung) - 1) призыв, кратко, четко выраженная руководящая идея, задача или требование, выдвигаемые политической партией перед массами в определенный исторический момент (например: «Вся власть - Советам», «Кадры решают все», «Экономика должна быть экономной»); 2) в старину -условное секретное слово, употребляющееся при сторожевом охранении войск, пароль» [1, с. 375]. Мы трактуем лозунг шире и в данном случае подразумеваем под этим понятием лозунги рекламного характера («слоганы»), общественнополитические лозунги, а также - кредо.

Обычно лозунги в качестве устойчивых сочетаний слов упоминаются некоторыми лингвистами в словарях, где собраны крылатые слова и афоризмы. Но лозунги имеют ряд существенных отличий от крылатых выражений, пословиц и поговорок. Функциональная направленность лозунгов, обычно не свойственная другим устойчивым

словосочетаниям, такова: побудить человека или коллектив к определенным действиям. Например, лозунги, связанные с политической борьбой, должны вызвать чувства восторга, признательности по отношению к власти или, наоборот, чувство неприязни по отношению к политическим противникам. Впрочем, лозунги могут рождаться и внутри коллектива, и тогда они будут являться своеобразным «лексическим сгустком», вобравшим в себя надежды, требования, желания данного коллектива.

Рекламные лозунги должны убедить человека или группу людей приобрести тот или иной товар, воспользоваться теми или иными услугами. Такие лозунги должны представлять фирму только с лучшей стороны. Удачный лозунг сродни талантливому произведению искусства. Он должен вызвать у людей именно те чувства, на которые рассчитывает автор. В качестве примера оригинального рекламного лозунга, построенного на игре слов, можно привести «слоган» компании, выпускающей плавленые сырки: «Сырки плавлено войдут в вашу жизнь».

Одной из основных особенностей лозунгов мы также считаем эмоционально-экспрессивную окраску. Если даже у носителя языка складывается впечатление, что экспрессивность у фразеологической единицы отсутствует, это отсутствие зачастую лишь кажущееся. Экспрессивная окраска в подобных лозунгах приглушена и при реализации того или иного лозунга в потоке речи она вновь проявляется. Лозунг реализуется (или реанимируется) непосредственно в контексте. Без контекста он теряет свою актуальность, становится просто схемой.

Составление лозунгов - дело весьма непростое. Минимальными средствами необходимо достичь максимальных результатов.

Лозунг реализуется сиюминутно, он должен быть актуален. Лозунги сохраняют жизнеспособность до тех пор, пока в них есть потребность, пока они воспринимаются как значимые. По нашему мнению, в тех случаях, когда лозунг утрачивает свою актуальность, он либо забывается, либо переходит в разряд крылатых выражений. Такова, например, судьба лозунга Карфаген должен быть разрушен. Нами отмечены также случаи перехода пословиц в рекламные лозунги. Например, одна фирма, занимающаяся продажей

Библиографический список

1. Большой словарь иностранных слов. - М.: ЮНВЕС, 1998.

2. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. - М., 1990.

Статья поступила в редакцию: 03.03.10

семян овощных культур, выбрала в качестве рекламного лозунга пословицу Один день год кормит.

В качестве отличительных особенностей лозунгов можно отметить воспроизводимость, устойчивость и способность выходить за пределы специфического, традиционного для них контекста. Но главным признаком отечественного слогана, доказывающим также его принадлежность к фразеологии русского языка, а следовательно, - и к культуре, традициям народа, будет являться его переосмысление на символическом уровне.

Например, в лозунге Пиво «Три богатыря». Сварено с богатырской выдержкой слово богатырский имеет символическое значение «крепкий, настоящий». Идет отсылка к сказочным сюжетам, в которых богатыри являлись защитниками народа, были любимы и почитаемы на Руси.

К лингвистическому аспекту также относим языковую игру на различных уровнях: фонетическом

(Стоматологическая клиника. Береги жубы ш дештва), лексическом и словообразовательном (неологизмы Иксуй! Пепсинева), синтаксическом (Ваш груз застраховали? Счастливого пути!), графическом («Вкусника». Вкуснее вкуснОГО!) и т.д.

Безусловно, данный список не является исчерпывающим и может быть расширен. Мы назвали, на наш взгляд, наиболее значимые направления, по которым следует проводить анализ рекламных лозунгов, выделили самые существенные моменты в каждом из этих направлений.

5. Культурологический. Вне всяких сомнений язык позволяет проникнуть в семантику культуры народа. Следы архетипического сознания сохраняются в метафорах и фразеологизмах. Однако связь мифа и языка неоднозначна. Существуют различные точки зрения на данную проблему. Одни ученые говорят о первичности языка и вторичности мифа (М. Мюллер), другие считают язык «увядшим мифом» (Ф. Шеллинг). Но нельзя не согласиться с теми, кто утверждает, что лингвистическое мышление неразрывно связано с мышлением мифическим (Э. Кассирер, Т.В. Цивьян). Такие отечественные лингвисты, как А.А. Потебня, Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский исследовали, осмысляли миф через лингвистику, так как знак, слово сохраняют и воспроизводят его черты. А.Ф. Лосев дал довольно полное толкование концепции мифа. В мифе, по мнению ученого, отражается та же действительность, что и в обычной жизни, но меняется ее смысл и идея. Миф отстраняется от обыденного и повседневного, но только на уровне идеи. Вещи имеют другой, чем в реальности, смысл. В мифе свои законы и закономерности, которым должен подчиняться человек [2, с.

17].

Тезис Дэвида Огилви: «продавай запах мяса, а не бифштекс» (sell the sizzle not the steak) - аксиома для копирайтера. Он означает, что продается не сам товар, а идея товара, придуманная рекламистом. Реклама, конечно, представляет не бренд (хотя в кадре или на плакате мы видим именно это), реклама демонстрирует миф о товаре, т.е. продает не йогурт, косметику и автомобили, а здоровье (полезность), красоту и безопасность (комфорт). Именно этим зачастую и опасна реклама, поскольку, как любая религиозная система, она создает нравственные ориентиры, предпочтения. Она формирует потребности человека, создает универсальные модели, по которым должны жить и живут обычные граждане. Можно сказать, что сейчас происходит замещение религиозных ценностей рекламными, коммерческими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.