Научная статья на тему 'К вопросу об артистизме педагога-музыканта и его совершенствовании'

К вопросу об артистизме педагога-музыканта и его совершенствовании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об артистизме педагога-музыканта и его совершенствовании»

Л. В. Коробейникова

К вопросу об артистизме педагога-музыканта и его совершенствовании

Современная педагогика все больше внимания уделяет творчеству как необходимому компоненту деятельности. Востребованной становится личность, способная к самоактуализации в различных нестандартных ситуациях, в условиях психоэмоциональных и интеллектуальных перегрузок. Исходя из этого, следует, что важнейшая задача всей гуманитарной культуры - определить путь становления яркой, уникальной, творческой личности педагога. Здесь интересно отметить, что основные способности, необходимые для продуктивного педагогического творчества, имеют известное сходство с актерскими. На эту особенность указывали многие ученые в области педагогики, а также К.С. Станиславский. Способности эти таковы: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, способность перевоплощаться, обаяние и т. д.

Структура профессиональной подготовки педагогов-музыкантов не уделяет должного внимания освоению законов театральной педагогики, режиссуры и драматургии. А ведь каждый урок музыки -это спектакль, требующий режиссуры, каждое исполняемое произведение - это выстроенная драматургия.

Артистизм - важнейшее профессиональное качество преподавателя музыки. По мнению ученых, педагогический артистизм - это «способность к органичному существованию в условиях педагогического процесса, внутреннее изящество, стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации, умение выстраивать свое поведение в соответствии с ситуацией» (О. Булатова). Владение артистизмом предполагает проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание друг друга, «другодоминантность».

В театральной педагогике артистизм - это, прежде всего, талант, способность заражать своими переживаниями. Эта способность наиболее важна и для педагога-музыканта, задача которого -увлечь, заинтересовать ребенка содержанием своего предмета, вдохновить своими творческими идеями, заразить любовью к музыке.

Рассмотрим некоторые черты сходства и различия театрального и музыкально-педагогического творчества. Преподаватель на уроке выполняет функции драматурга, режиссера и актера, то есть выражает свой драматургический замысел. В театральном искусстве у каждого своя функция: актер на сцене раскрывает чужой замысел (драматурга и режиссера). Но и в той, и в другой деятельности

261

необходима способность к перевоплощению и взаимодействию на эмоциональном и энергетическом уровне. Преподаватель, как и артист, призван действовать словом, а не произносить слова; при различных средствах воздействия доносить смысл, мотивы, переживания, чувства; помогать духовному росту и совершенствованию.

В педагогической практике необходимо разделять понятия актера и артиста. Понятие «актер» (в переводе с латинского - «исполнитель») связывается со значением «лишенный естественности, занимающийся притворством». Понятие «артист» (ars - искусство) означает владение мастерством, виртуозностью выполнения действия.

Педагог-артист - это, прежде всего, художник, который обладает высоким мастерством в своей работе, способен увлечь содержанием своего предмета, любовью к музыке, который ценит возможность общаться и учит общению.

Надо рассматривать педагогический артистизм в единстве сле -дующих структурных составляющих: перевоплощение, заразительность, обаяние, педагогическая импровизация, оперативная память, сообразительность, выразительная речь. Кроме того, артистичность - это умение сбросить на уроке маску забот и волнений, показывать лицом и жестами только то, что относится к учебному процессу. И, наконец, артистизм педагога - это способность «излучать» (Э. Абдуллин) эмоционально-эстетическую энергию посредством создания особой атмосферы переживания музыки, способность пробуждать интерес к ней.

Овладеть приемами актерской техники можно в определенной степени. Для этого необходимо ознакомиться с психологопедагогической и театроведческой литературой, выбрать упражнения и тренинги, способствующие формированию определенных артистических навыков, разработать план и методы работы, выявить основополагающие направления деятельности. К ним относятся: мобилизация творческого самочувствия педагога, эмпатия, выразительность мимики и жестов, воображение и внимание, развитие общеречевых умений, артистическое поведение в типичных ситуациях. Мы разработали программу, основываясь на опыте К.С. Станиславского, М.А. Чехова, а также О.С. Булатовой, включающую упражнения на развитие воображения и внимания; упражнения, способствующие регуляции психических состояний, а также умению создать необходимую атмосферу; речевые и дыхательные тренинги; тренинги для развития способностей мимически изображать различные состояния и чувства; естественно, органично и последовательно действовать в обычных и нестандартных ситуациях.

В процессе проводимой нами экспериментальной работы практически все участники группы (ими являлись преподаватели музыки)

262

достигли определенных успехов и сделали для себя необходимые выводы. Во время собеседования они сообщали, что на занятиях с учениками их творческое самочувствие улучшилось, так обучение поддавалось контролю, появилась большая свобода в общении с детьми, что сказалось на эффективности результатов. Все выразили желание продолжить работу по нашей методике самостоятельно.

Важно отметить, что артистизм в музыкальной педагогике необходимо рассматривать широко, как непременное качество яркой творческой личности педагога, независимо от музыкальной специализации и учреждения, в котором проходит его деятельность. Сопоставляя актерскую и педагогическую деятельность, мы подтвердили мысль о том, что обращение к опыту театральной педагогики и режиссуры обогатит музыкально-образовательный процесс, сделает его более эффективным.

Дети, увлеченные творческим горением педагога, согретые искренним интересом, любовью и уважением, будут перенимать с желанием его профессиональный и духовный опыт, а значит -наследовать опыт многих поколений музыкантов. Именно это является главной задачей музыкальной педагогики.

Г. В. Григорьева

Об устойчивости некоторых категорий музыкального формообразования (тождество и контраст)

Постижение явлений музыкального искусства в их историкостилевой принадлежности предполагает опору на единые фунда-ментальные понятия, позволяющие раскрыть в сравнении сущностные свойства этих явлений. Некая система координат должна помогать ориентироваться в композиторских техниках, разнообразием которых особенно отличается XX в. Это непременное условие успешности образовательного процесса. Формирование аналитических навыков, как главная задача учебного курса «Анализ музыкальных произведений», возможно только при условии понимания основополагающих закономерностей музыкального формообразования, обозначаемых устойчивыми, «сквозными» понятиями.

Среди универсальных категорий музыкальной формы, сохраняющих свое значение в музыке любого исторического периода, выделяются тождество (подобие) и контраст (различие) - пара понятий, выражающих наиболее общие, диалектически связанные, принципы формообразования. Тождество означает не только повторение того же самого, но и сохранение некой индивидуализированной, узнаваемой сущности - инварианта - в процессе

263

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.