Научная статья на тему 'К вопросу об актуальности изучения иностранных языков (на примере китайского языка)'

К вопросу об актуальности изучения иностранных языков (на примере китайского языка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2412
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайский язык / межкультурная коммуникация / образование / преподавание иностранного языка / the Chinese language / intercultural communication / education / teaching techniques of the foreign language.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хавова Елена Олеговна

Статья посвящена актуальности изучения иностранных языков, возможностях и преимуществах языкознания в отношении культурного и профессионального развития. В частности рассматривается изучение китайского языка в условиях непрерывного развития экономического сотрудничества России и Китая. Анализируется проблема изучения методики преподавания китайского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SIGNIFICANCE OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES (CHINESE)

The article is devoted to the significance of learning foreign languages, the possibilities and advantages of linguistics referring to cultural and professional development. In particular, the article deals with the study of the Chinese language in terms of continuous development of trade and economic cooperation between Russia and China. The problem of teaching techniques of the Chinese language is analyzed.

Текст научной работы на тему «К вопросу об актуальности изучения иностранных языков (на примере китайского языка)»

УДК 372.016:811+811.581

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (НА

ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА)

Хавова Елена Олеговна.

Россия, Тюмень, Общество с ограниченной ответственностью Центр дополнительного образования «Еврошкола», менеджер, lena.912012@yandex.ru.

Аннотация. Статья посвящена актуальности изучения иностранных языков, возможностях и преимуществах языкознания в отношении культурного и профессионального развития. В частности рассматривается изучение китайского языка в условиях непрерывного развития экономического сотрудничества России и Китая. Анализируется проблема изучения методики преподавания китайского языка.

Ключевые слова: китайский язык, межкультурная коммуникация, образование, преподавание иностранного языка

ON THE SIGNIFICANCE OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES

(CHINESE)

Havova Elena.

Russia, Tyumen, Limited Liability Company, the Education Centre "Euroschool", Manager, lena.912012@yandex.ru.

Abstract. The article is devoted to the significance of learning foreign languages, the possibilities and advantages of linguistics referring to cultural and professional development. In particular, the article deals with the study of the Chinese language in terms of continuous development of trade and economic cooperation between Russia and China. The problem of teaching techniques of the Chinese language is analyzed.

Key words: the Chinese language, intercultural communication, education, teaching techniques of the foreign language.

Знание языка для современного человека открывает большие возможности для личностного развития и профессионального роста. Сейчас это не только показатель культурного развития, но и важная необходимость для всех, кто хочет идти в ногу со временем.

Сегодня, происходит бурный рост межкультурных контактов во всех сферах жизни: появляются различные ситуации межкультурного общения - учеба в школе и вузе в другой стране, международные конференции, туристические поездки и выставки. Поэтому владея иностранным языком, можно успешно адаптироваться в социуме. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность помогают сформировать образ российского гражданина, который

способен изменить отношение иностранцев к себе и своей стране, дают возможность для изучения другой культуры. Умение общаться с представителями различных культур помогает развивать кругозор, подняться по карьерной лестнице и познакомиться с успешными людьми.

Многим студентам знание языка открывает возможности получения образования за границей - это бесценный опыт знакомства с культурой другой страны. Студентов с хорошим владением иностранного языка чаще всего принимают в волонтерские движения, дают возможность представлять свой университет на международных конференциях и получать финансовую поддержку [3, с.562-564].

В условиях возрастающей роли межкультурной коммуникации необходимо пересмотреть цели и задачи преподавания иностранных языков, создать современную методику преподавания с учетом национально-культурных особенностей. Необходим профессионально-ориентированный подход к обучению иностранным языкам, вырабатывать способность иноязычного общения в деловых, профессиональных, научных сферах. Знания, умения и навыки коммуникации на иностранном языке, осознание социальных и культурных особенностей помогают улучшить степень эффективности общения [2, с. 748].

Современное образование готовит думающего, творческого и образованного человека, который сможет адаптироваться в социально -экономическом окружении. Нужно использовать все возможности иностранного языка в профессиональной подготовке для формирования коммуникативной компетентности как необходимой составляющей личностного и профессионального становления и развития индивида [6, с.62].

В настоящее время в условиях непрерывного развития отношений России с Китаем в нашей стране появился большой интерес к изучению китайского языка, как самого распространенного в мире. Китай - это страна с огромным населением, занимающая одно из лидирующих позиций в мировой экономике. Основная причина популярности изучения китайского языка в том, что в международном сообществе Китай завоевывает все больший авторитет [1, с.88-95].

Актуальной является задача подготовки профессионалов в различных областях, обладающих нужными лингвистическими знаниями. На сегодняшний день можно встретить много учебных пособий по китайскому языку, но проблема изучения методики его преподавания является новой и малоизученной. Увеличивающийся интерес к китайскому языку и культуре стимулирует преподавателей к изучению методики его преподавания как иностранного языка [5, с.510-512].

Студенту преподают иероглифику, грамматику, аудирование, он должен научиться, правильно писать иероглифы, говорить, читать, понимать на слух и переводить, изучить фонетику. Все аспекты языка должны изучаться в комплексе.

Одним из наиболее трудных навыков, которым приходится овладевать студентам в изучении китайского языка, является перевод текста и его восприятие

на слух. Аудирование в иностранном языке - сложная мыслительная деятельность, связанная с восприятием и активной переработкой информации устной речи. Для иностранца звуки китайской речи сложно воспринимать на слух, но еще очень важно слушать и различать тоны (изменение высоты звука в слоге). Один и тот же иероглиф можно произнести с разными тонами и его значение будет разное. Поэтому на начальном этапе обучения очень важно понять разницу в тонах, слушать аудиоматериалы с носителями языка, чтобы запомнить правильное произношение слов [1, с.88-95].

Иероглифика также является одним из самых сложных аспектов в изучении китайского языка. На первоначальном этапе необходимо сформировать у обучающихся понятие простых черт (графем), из которых состоит иероглиф. Также важно объяснить и наглядно показать семантическое значение, т.е. происхождение графем от простого рисунка к современному образу. Можно использовать наглядные игровые материалы для зрительного и механического запоминания иероглифов.

В ходе преподавания китайского языка необходимо органично соединять знания по языку со знаниями о культуре, истории, литературе, живописи Китая, т.к. студенту недостаточно просто владеть лексикой и грамматикой изучаемого языка. Нужно как можно чаще предоставлять возможность разыгрывать ситуации из реальной жизни на различные темы, чтобы обучающиеся могли на практике потренироваться в языке [1, с.88-95].

Тем, кто учит китайский язык, нужно усвоить, что вместе с изучением нового материала необходимо повторять то, что было изучено ранее. Это позволит выявить слабые места и оценить уровень знаний.

Еще одной особенностью при изучении китайского языка можно считать создание языковой среды с носителями языка. Это может быть участие в мероприятиях, проводимыми Институтами Конфуция - образовательными и культурными центрами, где иностранцам предлагают помощь в изучении китайского. Также возможно общение с китайскими студентами, поездки в Китай в составе туристических групп, международные конференции и т.д. Это поможет закрепить студентам полученные на занятиях знания и проявить себя [4, с.94-99].

Изучение иностранных языков дает шанс выйти за пределы обыденного человеческого мышления, помогает взглянуть на повседневные привычные вещи по-другому, делает человека более находчивым и изобретательным, т.к. сочетает в себе практические навыки и умственные процессы. Изучение иностранных языков вызывает интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, становится средством развития, познания и воспитания человека.

Библиографический список: 1. Абрамова Н.В., Федорова С.Ю., Бахтина Е.В., Квашина Ю.А. Особенности и методика преподавания китайского языка как второго иностранного в условиях ограниченного времени (на примере китайского языка) // Европейский журнал социальных наук. - 2015. - № 3. - С. 88-95.

2. Бехтева Н.Н. Трудности овладения китайским языком студентами -русофонами // Молодой ученый. - 2015. - № 22. С.748-751.

3. Колесник А.А., Волкова С.А. Актуальность владения иностранным языком в современном мире // Молодой ученый. - 2017. - № 3. -С.562-564.

4. Лебедева Н.А. Некоторые особенности преподавания китайского языка как второго иностранного // Известия Восточного института. - 2015. - № 2. - С. 9499.

5. Семенова Т.М. Обзор исследований в области методики преподавания китайского языка // Молодой ученый. - 2012. - № 12. - С.510-512.

6. Сорокина Н.И. Коммуникативная компетентность в профессиональной подготовке специалиста // Аграрное образование и наука. - 2016. - № 2. - С.62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.