УДК: 81+811.161.1'38
ББК: 81.411.2-7
Анисимова Т.В.
К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ТЕРМИНА «РЕЧЕВОЙ ЖАНР»
Anisimova T.V.
ON THE QUESTION OF THE MEANING OF THE TERM SPEECH GENRE
Ключевые слова: речевой жанр, система жанров, рекламный дискурс, теория жанров М.М. Бахтина, жанроведение.
Keyword: speech genre, system of genres, advertising discourse, theory of genres M.M. Bakh-tin, genre studies.
Аннотация: в работе поднимается вопрос о необходимости выработки единообразного подхода к трактовке термина «речевой жанр»1, поскольку в последнее время этим термином стали называть самые разнородные и разноуровневые явления: от бытовых - извинения, благодарности и просьбы до фейсбука, сайта и дискурса СМИ, что не способствует пониманию жанрового состава как системы. Разница принципов выделения жанров учеными иллюстрируется анализом того, что обычно называют жанром в рамках рекламного дискурса. Автор приходит к выводу: поскольку на нынешнем этапе развития жанроведения нет возможности создать общую систему речевых жанров, необходимо подробно прорабатывать и акцентировать системы жанров отдельных дискурсов.
Abstract: the work raises the question about the necessity of developing a uniform approach to the interpretation of the term speech genre, since the last time this term came to be called the most heterogeneous and different-level phenomenon of domestic apology, gratitude and requests to Facebook, website and mass media discourse that contributes to the understanding of genre structure as a system. The difference between the principles of allocation of genres by scientists is illustrated by the analysis of what is usually called a genre within the advertising discourse. The author comes to the conclusion that because at the current stage of development of genre studies within the context there is no possibility to create a General system of speech genres, it is necessary to understand the details and to focus the system of separate genres of discourse.
Пристальный интерес к изучению жанров речи оформился во второй половине ХХ века, когда и сформировалась наука жанроведение, которая полностью сосредоточена на поиске критериев описания разных жанров, функционирующих в своих сферах общения. Анализ публикаций по теории жанра показывает крайнюю неравномерность в изучении и представлении этого феномена.
Большинство ученых сосредоточено на исследовании речевых жанров, актуальных в непосредственном общении (как монологических: комплимент, благодарность, просьба, извинение, так и диалогических: разговор по душам, застольная беседа и др.). Работы подобного рода особенно активно появлялись в конце 90-х гг., но и сейчас эта тема постоянно привлекает внимание исследователей2.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 18-412-340005
2 Карасик, В.И. Благодарность: концепт и жанр / В.И. Карасик // Жанры речи: сб. научных статей. Вып. 7: Жанр и языковая личность. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2011. - С. 235-254; Седов, К.Ф. Комплимент - речевой жанр суггестивного дискурса / К.Ф. Седов // Жанры речи: сб. научных статей. Вып. 7: Жанр и языковая личность. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2011. - С. 225-235; Шерстяных, И.В. Специфика воплощения концепта в речевом жанре (на примере речевого жанра «разговор по душам») / И.В. Шерстяных // Казанская наука. - 2017. - № 4. - С. 79-82. и др.
Вторая область жанроведения отталкивается от необходимости создания частных риторик, привязанных к типичным ситуациям профессионального общения, что важно для обучения будущих специалистов основам профессиональной речи. В отличие от общей риторики, которая описывает процедуру создания любой речи и опирается на античный риторический канон (т.е. в основе общей риторики лежит логика самой риторики), частная риторика должна рассматривать с риторической точки зрения профессионально значимые ситуации (т.е. в основе частной риторики лежит логика соответствующего вида деятельности). Таким образом, главное назначение частной риторики состоит в том, чтобы описать систему жанров, актуальную в определенной профессиональной сфере, ориентированной на активное речевое общение, сфере, где речь является инструментом деятельности1.
В этой области на данный момент можно говорить о полноценном создании только педагогической риторики, во многом благодаря усилиям кафедры риторики МПГУ, где за последние 20 лет всесторонне и планомерно описали все составляющие речевой деятельности учителя. Из других частных риторик внимание часто привлекают управленческая, юридическая и политическая риторика. В этих областях тоже сделано немало, однако о более или менее полном описании речевых действий здесь говорить невозможно, не в последнюю очередь именно по причине отсутствия координации усилий.
В обеих этих областях (несмотря на разные авторские определения, предлагаемые учеными) жанр понимается как единое высказывание, предназначенное для определенного адресата, объединенное общей целью, имеющее определенную структуру и близкие для всех текстов стилистические особенности. Кроме того в разных моделях
1 Анисимова, Т.В. Деловое общение: Речевой аспект: монография / Т.В. Анисимова. - Волгоград, 2000. - 176 с.; Володина, С.И. Юридическая риторика в деятельности адвоката по уголовным делам: дисс... канд. юр. наук / С.И. Володина. - М., 2002. -199 с.; Зигманн, Ж.В. Структура современного политического дискурса: речевые жанры и речевые стратегии: дисс... канд. филол. наук / Ж.В. Зигманн. - М., 2003. - 120 с. и др.
жанра присутствуют и другие параметры (хронотоп, образ прошлого и будущего, система типичных ценностей и т.п.), которые действительно важны и должны быть учтены при описании жанра, однако имеют подчиненный, более факультативный характер, и поэтому признаются не всеми.
Монологические жанры (просьба, доклад, поздравительная речь и т.п.) имеют законченный характер («Границы каждого конкретного высказывания как единицы речевого общения определяются сменой речевых субъектов»2) и одну, причем общую для всех высказываний в этом жанре, цель. Диалогические жанры должны быть однородны по структуре: будь то застольная беседа или интервью, светская болтовня или собеседование при приеме на работу, все они строятся по одному и тому же сценарию, имеют сходные задачи и роли участников, заданную тематику и т.п. Они состоят из реплик - отдельных высказываний участников, подчиненных общей задаче жанра.
В отличие от жанра, речевое (или коммуникативное) событие - это мероприятие, специально предназначенное для обмена разными высказываниями. В связи с этим беседа - это жанр до тех пор, пока представляет собой однородное чередование реплик, обмен репликами. Напротив, совещание - это речевое событие, поскольку в его композиции предполагаются разные самостоятельные как монологические, так и диалогические жанры: доклад, мнение, предложение, дискуссия, обсуждение, ответы на вопросы и т.п. Таким образом, композиция жанра состоит из микротем или реплик, а композиция речевого события состоит из отдельных жанров. Именно поэтому заседание диссертационного совета, планерка и др. не могут быть квалифицированы как жанры деловой речи, а лишь как речевые события. Многие из них способны включать не только речевые, но и неречевые акты. Так, презентация как речевое событие кроме выступлений участников может включать вручение подарков, фуршет, концерт
2 Бахтин, М.М. Проблемы речевых жанров // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров, В. Кожинов. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 441.
артистов и т.п. Соответственно, для интернет-коммуникации О.Ю. Усачева предлагает использовать термин «формат», которым обозначаются такие реалии, как веб-сайт, электронная почта (e-mail), интернет-конференция (и ее разновидности - интернет-форум, дискуссионная группа), чат и т.п.1. Обозначаемые этим термином реалии интернет-коммуникации по своему назначению соотносятся с речевыми событиями в устной коммуникации.
Практически все ученые, изучающие жанры, отталкиваются в своих работах от известной статьи М.М. Бахтина, концепция которого при этом провозглашается отправной точкой исследования. Вместе с тем результаты, которые они получают, нередко весьма существенно (даже кардинально) отличаются друг от друга. Некоторые основания для этого заложены в самой статье ученого: в начале статьи речевыми жанрами называются все словесные формы («к речевым жанрам мы должны отнести и короткие реплики бытового диалога, и бытовой рассказ, и письмо, и короткую стандартную военную команду, и развернутый и детализованный приказ, и довольно пестрый репертуар деловых документов, и разнообразный мир публицистических выступлений; но сюда же мы должны отнести и многообразные формы научных выступлений и все литературные жанры (от поговорки до многотомного романа)»2), однако в дальнейшем речь идет о жанрах непосредственного общения («мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам (...). Эти речевые жанры даны нам почти так же, как нам дан родной язык»3; «Речевые жанры организуют нашу речь почти так же, как ее организуют грамматические формы (синтаксические). Мы научаемся отливать нашу речь в жанровые формы, и, слыша чужую речь, мы уже с первых слов угадываем ее
1 Усачева О.Ю. К вопросу о жанрах Интернет-коммуникации / О.Ю. Усачева // Вестник Московского гос. областного университета. Серия «Русская филология». - М., 2009. - № 3. - С. 62-63.
2 Бахтин, М.М. Проблемы речевых жанров // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров, В. Кожинов. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 429.
3 Там же. С. 448
жанр»4; «говорящему даны не только обязательные для него формы общенародного языка (...), но и обязательные для него формы высказывания, то есть речевые жанры; эти последние так же необходимы для взаимного понимания, как и формы языка»5 и др.).
Именно эти определения речевых жанров как форм, в которые отливается речь в непосредственном общении, использовались на первых этапах развития жанро-ведения, когда так назывались только жанры бытового общения. Так, разделение жанров на речевые (неподготовленные) и риторические (подготовленные) было подробно аргументировано еще О.Б. Сироти-ниной в известной статье из второго сборника «Жанры речи»: «один и тот же жанр может быть чисто речевым при отсутствии специально спланированного, сознательно использованного построения речи и употребления в ней определенных языковых средств и риторическим - в случае сознательного планирования и употребления тех или иных средств (подчеркнутая вежливость просьбы, подчеркнутая императивность приказа и т.д.)»6.
В дальнейшем понятие речевого жанра существенно расширилось и приблизилось к первому определению М.М. Бахтина: так стали называть любые формы, которые может принимать высказывание. Сам по себе факт подобного изменения не вызывает принципиальных возражений: как в том, так и в другом понимании термина есть своя логика. Однако на практике распространение широкого толкования термина привело к тому, что в один ряд попадали несопоставимые, разные по объему и структуре формы, что выводит это словосочетание за границу терминологии. Так, в одном ряду с просьбой, извинением, благодарностью к речевым жанрам относятся воинский устав, литературный детектив, монография и даже бизнес-презентация, совещание, пресс-конференция. Как отмечает Н.К. Пригарина,
4 Там же. С. 448-449.
5 Там же. С. 451.
6 Сиротинина, О.Б Некоторые размышления по поводу терминов "речевой жанр" и "риторический жанр" / О.Б. Сиротинина // Жанры речи: сб. научных статей. - Саратов: Колледж, 1999. - С. 30.
усугубляет ситуацию собственно стилистический подход к определению сущности жанра, который «приводит ученых к выводу об отсутствии четких границ между жанрами»1. Все это не способствует пониманию жанрового состава как системы. Здесь опять необходимо вспомнить М.М. Бахтина, который, отмечая слабость современной ему стилистики, в качестве причины этого называет отсутствие «общепризнанной классификации языковых стилей. Авторы классификаций часто нарушают основное логическое требование классификации -единство основания»2. Именно обозначенная ученым проблема сейчас имеет место по отношению к классификациям жанров. Эту мысль я бы хотела проиллюстрировать на примере отношения разных исследователей к жанрам рекламы.
Самый общий подход к выделению жанров рекламы состоит в том, что вся она объявляется единым жанром: «Реклама - это особый жанр, имеющий специфические черты (благодаря которым реклама опознается как таковая даже без соответствующего пояс-нения)»3. В то же время многие исследователи считают более логичным называть указанное явление рекламным дискурсом. Жанры же, по мнению Н.Д. Арутюновой, В.И. Кара-сика, М.Л. Макарова и др., являются базовыми единицами любого дискурса, образуют в его рамках свои подсистемы.
В других работах жанрами рекламы считаются товарная, социальная и политическая реклама: «Социальная реклама является вторичным императивным речевым жанром, коммуникативная цель которого заключается в воздействии на адресата с целью изменения его поведенческих моде-лей»4. Подобный подход приводит к тому,
1 Пригарина, Н.К. К вопросу о стилистических и риторических концепциях описания жанров речи / Н.К. Пригарина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - № 1, том 1. - С. 84.
2 Бахтин М.М. Указ. соч. С. 433.
3 Бусенская, Л.А., Куликова Э.Г., Коростелева Т.В. Риторика социальной рекламы / Л.А. Бусенская, Э.Г. Куликова, Т.В. Коростелева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 12(78): в 4-х ч. Ч. 1. - С. 65.
4 Рюмин, Р.В. Социальная реклама как рече-
вой жанр: автореферат дис... канд. филол. наук /
Р.В. Рюмин. - Томск, 2012. - С. 6.
что игнорируются собственно текстовые различия в рекламных посланиях, которые нередко бывают весьма существенными. В связи с этим представляется, что в отношении понятий социальная, товарная, политическая реклама более уместно употреблять термины, показывающие, что это «особый подтип рекламного дискурса»5; «общественная коммуникация с использованием инструментов и методов рекламы и PR»6 и т.п.
Другой подход к определению жанров рекламы состоит в выделении форм, соответствующих наиболее типичным носителям, предназначенным для предъявления рекламных текстов. Так, Е.С. Грачева выделяет такие жанры рекламы, как печатная реклама, радиореклама, наружная реклама и телеобращение7. Такой подход тоже представляется нежелательным, поскольку перечисленные термины обозначают только внешнее оформление, способ размещения информации, но не имеют никакого отношения к содержанию послания. Как справедливо замечает И.А. Имшинецкая, в таких классификациях понятие «жанр» подменяется понятием «рекламоноситель». «Жанр и рекламоноситель соотносятся как форма и содержание - форму рекламоносителя можно наполнить разными жанрами» .
Собственно лингвистический подход к выделению и классификации жанров состоит в анализе задачи послания, участников коммуникации, типичного содержания, композиции текста, языковых средств, используемых для реализации задачи и т.п. При этом обязательно должен быть учтен (как один из многих параметров) и рекламоноситель, поскольку тексты, размещен-
5 Киреев, С.И. Вербальное и невербальное выражение метафор в социальном рекламном плакате / С.И. Киреев // Известия Волгоградского гос. педагогического университета. - 2008. - № 2 (26).
6 Пискунова, М.И. Социальная реклама как феномен общественной рефлексии / М.И. Пискунова // Медиаскоп. - 2004. - № 1.
7 Грачева, Е.С. особенности дискурса социальной рекламы / Е.С. Грачева // Актуальные проблемы лингвистики: взгляд молодых исследователей: сб. научных статей. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. университета, 2015. - С. 38.
8 Имшинецкая, И.А. Жанры печатной рекламы / И.А. Имшинецкая // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations. - 2002. - № 3. - С. 18.
ные на каждом из них, составляют свою особую подсистему. При таком подходе жанрами рекламы считаются те устойчивые и типичные речевые формы, в которые облекается текст, функционирующий в этой области. Ср., например: «Выбранный нами жанр рекламного объявления-призыва весьма характерен для уличной печатной билбордной социальной рекламы. (...) Реклама соответствует жанру рекламного объявления-предупреждения. (...) Здесь жанр представляет собой рекламное объявление-просьбу. (...) В жанре рекламное объявление-совет господствующее положение занимает дружеская тональность»1. Конечно, по поводу состава таких жанров и даже методики их выделения в настоящее время среди исследователей нет единства, однако эти разногласия имеют нормальный тактический характер и не отражаются на самом общем принципе их выделения.
О том, что подобное вольное обращение с терминами жанр и речевой жанр приводит к разрушительным последствиям, свидетельствует появление работ, где эти термины теряют уже всякое конкретное значение. «При значительном интересе лингвистики к спортивному дискурсу в последнее десятилетие основное внимание исследователей сосредоточено на анализе центрального жанра спортивного дискурса - дискурсе СМИ. В рамках такого подхода болельщик рассматривается как клиент дискурса, оказывающий только косвенное влияние на остальных участников спортивной коммуникации (спортсмен-тренер-судья)»2. В этой работе анализируется жанр интернет-форум, где главным действующим субъектом является болельщик (и эта форма может быть признана диалогическим жанром интернет-коммуникации). Однако в работе он противопоставляется жанру дискурс СМИ, где болельщик является только пас-
1 Солодовникова, А.Н. Жанры социальной рекламы как способ воздействия на адресата / А.Н. Солодовникова // Известия Саратовского гос. университета. - 2011. - Т. 11. Сер. Филология. Журналистика, вып. 4.
2 Овсянникова, М.А. Языковая репрезентация оценки в интернет-форуме как жанре спортивного дискурса (на материале современного английского языка): автореферат дисс... канд. филол. наук / М.А. Овсянникова. - М., 2012. - С. 3.
сивным объектом воздействия. Ср. также: «Результаты исследования Интернет-дискурса как одного из жанров электронной коммуникации показали, что он является актуальным в лингвистике»3. Очевидно, что отнесение того или иного дискурса к жанрам не имеет никакого отношения к концепции М.М. Бахтина, поскольку в этом случае уже невозможно говорить о каком-либо тематическом, композиционном или стилистическом единстве текста.
Напомним, что в указанной статье ученый уделяет много внимания необходимости обязательного разграничения предложения и высказывания (в определенном жанре), поскольку в то время наблюдалась тенденция сужения жанра, отождествление его с предложением. Как представляется, в настоящее время некоторые исследователи впадают в другую крайность, расширяя понятие «жанр» до такой степени, что оно теряет уже всякую связь с понятием «высказывание». Напомним, что признаками последнего Бахтиным называются, во-первых, «смена речевых субъектов, обрамляющая высказывание и создающая его твердую, строго отграниченную от других связанных с ним высказываний массу, является первой конститутивной особенностью высказывания как единицы речевого общения»4, во-вторых, «специфическая завершенность вы-сказывания»5, в-третьих, выбор «устойчивых жанровых форм высказывания»6. А о какой законченности или какой завершенности может идти речь, если жанром называется социальная сеть или дискурс СМИ?
Именно здесь кроется главная причина, которая не дает возможности согласиться с такой вольной трактовкой термина жанр. Дело не в самом термине. В конечном счете, мы можем договориться называть речевыми жанрами дискурс СМИ и интернет-дискурс. Однако тогда явления других уровней должны получить другие названия, поскольку целое и его часть не могут стоять в одном логическом ряду. Точно так же, как
3 Ульянова, М.А. Интернет-дискурс как жанр электронной коммуникации / М.А. Ульянова // Наука и современность. - 2011. - № 11. - С. 351.
4 Бахтин М.М. Указ. соч. С. 445-446.
5 Там же. С. 446.
6 Там же. С. 448.
в литературоведении жанрами считаются рассказ, повесть, пьеса, а не собрание сочинений, точно так же, как в журналистике жанрами являются очерк, фельетон, репортаж, а не газета, в интернет-коммуникации жанрами следует считать новостной релиз, форум, электронное письмо и т.п., а не сайт или фейсбук (ну и тем более не интернет-дискурс в целом), то есть одну и ту же квалификацию должны получать явления только одного уровня. Если же речевыми жанрами в одном ряду с просьбой и извинением называются совещание, социальная реклама, твиттер и даже дискурс СМИ, то понятие речевой жанр полностью теряет свое значение, перестает существовать как научный термин. В связи с этим необходимо подчеркнуть нецелесообразность использования изолированного термина жанр: следует каждый раз указывать, к какой именно системе жанров принадлежит рассматриваемый феномен (жанр деловой документации, РЯ-жанр, научный жанр и т.п.).
В некоторых работах в качестве примера того, что один речевой жанр может быть составной частью другого речевого жанра, приводят просьбу, как элемент жанра беседа или кулинарный рецепт как элемент кулинарного шоу. Однако следует обратить внимание, что все это элементы разных систем и разных уровней. Если мы говорим о речевых жанрах непосредственного общения, то к ним относятся только просьба, совет, благодарность, извинение и т.п. (монологические) и дружеская беседа, светская болтовня и т.п. (диалогические). В то же время специфика диалогических жанров такова, что они могут включать в свой состав монологические речевые жанры, которые в этом случае переосмысляются как реплики диалога и не имеют уже самостоятельного характера. Аналогично и во втором примере на одном уровне могут быть выделены жанры телевизионной журналистики, систему которых образуют ток-шоу, новости, тре-вел-программа, телеигра и т.п. Каждый такой жанр по сути является речевым событием и включает в свой состав простые жанры (это уже совсем другой уровень). Таким образом, жанры разных уровней нельзя включать в одну систему, как нельзя представить себе приставку, существительное и абзац
членами одной классификации в лингвистике. Каждый из этих терминов входит в свою систему и отражает специфику связей на своем уровне.
Специалисты в области жанроведения обычно четко различают термины, относящиеся к разным уровням системы. Так, в журналистике противопоставляются жанры и составные формы: «Если жанры, образно выражаясь, "кирпичики", строительный материал составных журналистских конструкций, то информационный выпуск, тележурнал или радиопрограмма - стройное законченное здание, сложный организм, создаваемый и живущий по собственным законам, или, по крайней мере, должны быть тако-выми»1. Аналогично М.Н. Ким подчеркивает, что рассмотрение каждого отдельно взятого жанра вне системы не представляется целесообразным. Системный подход позволяет определить место жанра в ряду других жанровых разновидностей, выделить его общие и отличительные признаки, а также установить его родовые или видовые связи с другими жанрами2.
Напротив, специалисты из других областей науки нередко используют термин жанр, не задумываясь над тем, единицу какого именно уровня они так называют и в какую систему при этом указанная единица входит: «В настоящее время выделен особый жанр - жанр рекламы. Жанр рекламы тесно связан с публицистическим жанром»3. При этом через несколько страниц перечисляются «жанры рекламных сообщений»: «заметка, информационное интервью, опрос, резюме, анкета, рейтинг, обзор СМИ, эссе, аннотация, письмо, откровение»4. Понятно, что нигде не объясняется, в каком соотношении находятся, с одной стороны, «публицистический жанр» (и что это за жанр такой) и «жанр рекламы», а с другой стороны, «заметка, информационное интер-
1 Цвик, В.Л. Реклама как вид журналистики / В.Л. Цвик. - М.: Институт современного искусства, 2001. - С. 31.
2 Ким, М.Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. - С. 9.
3 Нечитайло, А.А., Депцова Т.Ю. Рекламная деятельность издательства / А.А. Нечитайло, Т.Ю. Депцова. - Самара, Изд-во Самарского гос. аэрокосмического университета, 2012. - С. 59.
4 Там же. С. 66.
вью, опрос» и т.д.
Итак, в настоящее время выявлено и описано огромное количество разнообразных феноменов, получивших название речевой жанр. Разнородность не позволяет объединить их в единую систему жанров. Однако и имеющуюся в настоящее время крайнюю бессистемность нельзя считать допустимой. Для частичного преодоления этого положения необходимо более четко указывать каждый раз место описываемого жанра в структуре соответствующего дискурса, не смешивать жанры, принадлежащие разным системам. Так, пресс-релиз -это не просто жанр, а PR-жанр. В рамках PR-дискурса выделяются как самостоятельные группы медийные жанры (имиджевая
статья, имиджевое интервью, кейс-стори), интернет-жанры, актуальные на сайте субъекта (интернет-релиз, история (хронология) развития компании, форум), устные жанры (речь-ориентация, речь-презентация, приветственное слово) и т.д., что и необходимо каждый раз указывать, когда речь идет о соответствующем жанре. Если автор, пишущий о жанрах, знает о существовании подобных классификаций, система жанров, описываемая в его работе, не может выглядеть как пресс-релиз, устная речь, РЯ-дискурс, презентация, сайт компании, поскольку недопустимо помещать в одну группу жанры, характерные для разных дискурсов или относящиеся к разным уровням системы.
БИБЛИОГРФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анисимова, Т.В. Деловое общение: Речевой аспект: монография / Т.В. Анисимова. -Волгоград, 2000. - 176 с.
2. Бахтин, М.М. Проблемы речевых жанров // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров, В. Кожинов. - М.: Художественная литература, 1986. - 543 с. -С. 428-472.
3. Бусенская, Л. А., Куликова, Э.Г., Коростелева, Т.В. Риторика социальной рекламы / Л. А. Бусенская, Э.Г. Куликова, Т.В. Коростелева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 12(78): в 4-х ч. Ч. 1. - С. 64-69.
4. Володина, С.И. Юридическая риторика в деятельности адвоката по уголовным делам: дис... канд. юр. наук / С.И. Володина. - М., 2002. - 199 с.
5. Грачева, Е.С. особенности дискурса социальной рекламы / Е.С. Грачева // Актуальные проблемы лингвистики: взгляд молодых исследователей: сб. научных статей. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. университета, 2015. - С. 38-46.
6. Зигманн, Ж.В. Структура современного политического дискурса: речевые жанры и речевые стратегии: дис... канд. филол. наук / Ж.В. Зигманн. - М., 2003. - 120 с.
7. Имшинецкая, И.А. Жанры печатной рекламы / И.А. Имшинецкая // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations. - 2002. - № 3.
8. Карасик, В.И. Благодарность: концепт и жанр / В.И. Карасик // Жанры речи: сб. научных статей. Вып. 7: Жанр и языковая личность. - Саратов: Наука, 2011. - С. 235-254.
9. Ким, М.Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. - 336 с.
10. Киреев, С.И. Вербальное и невербальное выражение метафор в социальном рекламном плакате / С.И. Киреев // Известия Волгоградского гос. педагогического университета. - 2008. - № 2 (26). - С. 32-37.
11. Нечитайло, А.А., Депцова, Т.Ю. Рекламная деятельность издательства / А.А. Нечи-тайло, Т.Ю. Депцова. - Самара: Изд-во Самарского гос. аэрокосмического университета, 2012. - 180 с.
12. Овсянникова, М.А. Языковая репрезентация оценки в интернет-форуме как жанре спортивного дискурса (на материале современного английского языка): автореферат дис... канд. филол. наук / М.А. Овсянникова. - М., 2012. - 26 с.
13. Пискунова, М.И. Социальная реклама как феномен общественной рефлексии / М.И. Пискунова // Медиаскоп. - 2004. - № 1.
14. Пригарина, Н.К. К вопросу о стилистических и риторических концепциях описания
жанров речи / Н.К. Пригарина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018.
- № 1, том 1. - С. 81-86.
15. Рюмин, Р.В. Социальная реклама как речевой жанр: автореферат дис... канд. филол. наук / Р.В. Рюмин. - Томск, 2012. - 24 с.
16. Седов, К.Ф. Комплимент - речевой жанр суггестивного дискурса / К.Ф. Седов // Жанры речи: сб. научных статей. Вып. 7: Жанр и языковая личность. - Саратов: Наука, 2011.
- С. 225-235.
17. Сиротинина, О.Б Некоторые размышления по поводу терминов "речевой жанр" и "риторический жанр" / О.Б. Сиротинина // Жанры речи: сб. научных статей. - Саратов: Колледж, 1999. - С. 28-33.
18. Солодовникова, А.Н. Жанры социальной рекламы как способ воздействия на адресата / А.Н. Солодовникова // Известия Саратовского гос. университета. - 2011. - Т. 11. Сер. Филология. Журналистика, вып. 4. - С. 34-38.
19. Ульянова, М.А. Интернет-дискурс как жанр электронной коммуникации / М.А. Ульянова // Наука и современность. - 2011. - № 11. - С. 351.
20. Усачева, О.Ю. К вопросу о жанрах Интернет-коммуникации / О.Ю. Усачева // Вестник Московского гос. областного университета. Серия «Русская филология». - М., 2009.
№ 3. - С. 55-65.
21. Цвик, В.Л. Реклама как вид журналистики / В.Л. Цвик. - М.: Институт современного искусства, 2001. - 135 с.
22. Шерстяных, И.В. Специфика воплощения концепта в речевом жанре (на примере речевого жанра «разговор по душам») / И.В. Шерстяных // Казанская наука. - 2017. - № 4. -С. 79-82.