Научная статья на тему 'К вопросу о жанровой системе Саши Черного'

К вопросу о жанровой системе Саши Черного Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
429
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о жанровой системе Саши Черного»

Арипова Д.М.

Оренбургский государственный университет

ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ НАД СТРОФИКОЙ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛЬНОЙ ПОЭЗИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛОВ »НОВЫЙ МИР» И »НАШ СОВРЕМЕННИК»)

В данном докладе представлены исследования строфического репертуара журналов «Новый мир» (далее - «Н.м.») и «Наш современник» (далее - «Н.с.») в сравнении с данными М.Л. Гаспарова по строфике. Задачи данного исследования: 1) нахождение общих тенденций в строфике журналов,

2) выявление влияния идеологической направленности на набор строфических форм,

3) выявление индивидуальных тенденций каждого журнала.

Материалом данной работы явились 290 текстов 37 авторов опубликованных за 2000 год в «Н.м.» и 552 текста 89 авторов, опубликованных за 2003 год в «Н.с.». Данные приводятся по статистике произведений.

При классификации, опираясь на концепции Б.В. Томашевского, К.Д. Вишневского, М.Л. Гаспарова и В.Е. Холшевникова, мы выделяем следующие группы: строфические, астрофические и однострофические произведения.

Строфика журналов отражает общие тенденции стихосложения: а) преобладание в разных группах одних и тех же строфических форм (строфические произведения, катрены, тождественные строфы и т.д.); б) в обоих журналах не было выявлено строф объемом больше 8-стишия и сложных строф, что свидетельствует о стремлении к малым строфическим формам; в) в строфике обоих журналов выявлены сходные периферийные процессы - использование моноримичных элементов и холостых строк.

В строфике каждого из журналов присутствуют различия: а) строфика «Н.с.» стремится к наиболее простым и традиционным формам (например, наиболее разработанные катрены АбАб составляют 58% от всех четверостиший, тогда как в «Н.м.» их количе-

ство лишь 34%). Строфика «Н.м.», наоборот, активно использует графические методы разнообразия (пробелы, подстрочия); б) в «Н.с.» в каждой группе строфических форм преобладает с большим отрывом одна из форм (например, доля вольного рифмования среди астрофических произведений составляет 81%, в то время, как в Н.м. только 46%), в «Н.м.» такое лидерство отсутствует.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) оба журнала отражают общие для начала ХХ1в. тенденции, что выражается в преобладании определенных форм ;

2) каждый журнал имеет собственный «облик», что может быть обусловлено идеологической направленностью и ориентацией на разные традиции;

3) а) в строфике «Н.м.» можно выявить разнонаправленные тенденции: стремление к упорядочению строфических форм и, в то же время, к их «размытости» и разнообразию;

б) «Н.с.» в целом продолжает традицию ХХ века к упрощению строфики.

Афанасьева Е.А.

Оренбургский государственный университет

К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЕ САШИ ЧЕРНОГО

О сатире Саши Черного исследователи (К.И. Чуковский, Л.А. Евстигнеева, А.С. Иванов, В.А. Приходько, А. Урбан, Ф. Кри-вин) говорят, анализируя его произведения преимущественно в идейно-тематическом плане или с точки зрения отдельных сатирических приемов (ирония, самоирония и др.) А жанровая система в целом не быша предметом монографического исследования. Однако даже поверхностное знакомство с сатирой Саши Черного позволяет увидеть, что поэт оперировал большой палитрой жанров, которая требует детального изучения.

Как известно, Саша Черный назвал одну из своих книг стихотворений «Сатиры и лирика» (1910-1912). Название это необычно, так как отождествляет понятия разных уровней: лирика - род литературы, сатиры -

жанр, причем, жанр архаичный, разработанный еще в XVIII веке А.Д. Кантемиром и А.П. Сумароковым и «воскрешенный» в XX веке Сашей Черным. Объединив эти понятия, поэт, по всей видимости, заявлял о создании новой жанровой формы, которая вбирала бы в себя и лирическое, и сатирическое начала.

Будучи отнесенной ко всем текстам, эта жанровая форма представала как своеобразный метажанр, объединяющий различные жанровые модификации. Знакомство с жанрами сборника «Сатиры и лирика» эту гипотезу подтверждает. Саша Черный сам определяет жанр своих стихотворений в заглавиях («Совершенно веселая песня», «Песня о поле», «Баллада», «Трагедия», «Экспромт», «Молитва», «Послания», «Кумысные вирши», «Две басни», «Колыбельная», «Лукавая серенада», «Гимн весне», «Из дневника выздоравливающего» «Воробьиная элегия» и др.) и подзаголовках («Пародия», «Из дневника современника», «Шарж», «Полька», «Ария для безголосых», «Пастель», «Из «Sinngedichte1» Людвига Фульда», «Подражание древним», «Опись», «Поэма», «Миниатюра», «Роман», «Повесть», «Шутка», «Элегия», «Эпитафия», «Беспартийная элегия», «Почтительная акварель»).

В этих авторских определениях - сочетание жанров традиционных (баллада, элегия, песня, трагедия, поэма, роман, послание, эпитафия, басня, эпиграмма и др.) и так называемых жанров-неологизмов (шутка, шарж, полька, ария, пастель, опись, миниатюра, акварель).

В центре доклада - так называемые традиционные жанры. Так называемые потому, что Саша Черный создает свой вариант известного жанра, используя традиционные жанровые модели, но фактически переосмысливая их (например, «Беспартийная элегия», Воробьиная элегия»). Такое переосмысление способствует созданию иронического эффекта.

1 Эпиграммы (нем.)

Багапов Д.Ш.

Оренбургский государственный аграрный университет Научный руководитель - Айбасова Г.Ж.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»

Специалисты в области международного права и экономики едины во мнении, что без участия нашей страны в международном торгово-экономическом обмене и в международных организациях на современном этапе экономического развития невозможно поступательное движение экономических реформ в России, в том числе и в агропромышленном комплексе. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», разработанный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определил в качестве основных приоритетных направлений в сфере агропромышленного производства ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования.

Реализация данных направлений проекта невозможна без плодотворного и эффективного международного сотрудничества. В частности, для АПК России особое значение для ускоренного развития животноводства приобретают поставки по международному лизингу племенного скота, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, предназначенного для организации и модернизации технологических процессов и т.д. Реализация указанных мероприятий во многом определяется участием Российской Федерации в международном интеграционном сотрудничестве. Так, интеграционное сотрудничество Российской Федерации в рамках Евразийского экономического сообщества предполагает взаимодействие государств-членов и в агропромышленном секторе. Основная цель такого взаимодействия - эффективное использование продовольственного потенциала государств-членов ЕврАзЭС. Для достижения этой цели предусматривается создание общего аграрного рынка ЕврАзЭС, разработка проектов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.